Елшанская гос что это
Елшанский газ и декаданс: есть ли будущее у посёлка на окраине Саратова?
Большинство саратовцев ассоциируют Елшанку с кладбищем, которое располагается рядом. «Край географии», «выселки», «трущобы». Фраза «он в Елшанке живет» порой звучит как приговор и объясняет невысокий социальный статус человека. Там, благодаря соседству с некрополем, прочно закрепился потусторонний, упадочный дух.
Продолжая серию публикаций об истории различных микрорайонов Саратова, мы решили разобраться, есть ли у Елшанки будущее.
На перекрёстке реки и дороги
Сегодня наряду с кладбищенским декадансом в Елшанке царствуют бездорожье, лягушки, непролазная грязь, заброшенные промзоны и тотальное неустройство повседневной жизни. Однако в истории Елшанки не всегда было запустение, но в какой-то момент «что-то пошло не так».
Как писал известный в позапрошлом столетии саратовский краевед Николай Хованский, история Елшанки началась в XVIII веке, когда ещё вдалеке от Саратова появилась небольшая деревня которым владело дворянское семейство Слепцовых (к слову, им принадлежало и расположенное южнее село Поливановка, также ставшее саратовским микрорайоном). Поселение основали на пересечении двух важных объектов: Петровского тракта (сегодня — Московское шоссе) и одноимённой реки с многочисленными рукавами и притоками. Собственно, благодаря реке местность в поселке сырая и заболоченная. Не только на задворках, но и вдоль центральных магистралей здесь можно увидеть заросли тростника, рогоза и прочей водной растительности. Лужи здесь не высыхают даже в летний зной. Вдоль елшанских дорог круглый год растут двухметровые камыши. Скорее всего, именно река и дала селу название, которое происходит от растущего у воды дерева ольха. На территории нынешних Саратовской, Пензенской, Ульяновской и Оренбургской областей это дерево издревле называли елхой.
Старая деревня Елшанка в середине ХХ века
Согласно летописям, в середине XVIII столетия здесь появилась церковь, превратившая Елшанку из деревни в село. Через полвека культовое здание заменили с деревянного на каменное, которое до наших дней не дожило, как и почти все местные дореволюционные объекты (во всяком случае, идентифицировать их сегодня сложно в силу массового переустройства инфраструктуры в советские годы). Сегодня в поселке у речки Елшанки между промзонами находятся деревянная Стретенская церковь и небольшое подворье.
В списке населённых пунктов Саратовского уезда 1865 года Елшанка считалась самым ближним селом к Саратову по Петровскому тракту. Намного больше населённых пунктов было на юге Саратова, которые несколько десятилетий назад поочерёдно вошли в черту Заводского района.
По состоянию на начало XX века, неподалёку от Елшанки находились деревня Горихвостовка и село Мещановка. От Горихвостовки след простыл, а вот единственная названная на московский манер улица — Мещановка — в Саратове сохранилась. Она как раз пролегает на севере Елшанки, отмечая место нахождения растворившегося во времени и пространстве селения.
Век назад в Елшанке и Горихвостовке стояли 320 домов, в которых жили 1845 человек — 937 женщин и 908 мужчин. Впоследствии местное население сократилась, и к 1940 году здесь остались всего 55 семей. В годы индустриализации и коллективизации крестьяне пополняли армию городского пролетариата, и, надо полагать, перемещались в Саратов, ставший в 1930-е годы, как и вся страна, одной большой, требующей новых рабочих рук, промышленной стройкой.
От болота до газа
Газовый фонтан на скважине Елшанского газового месторождения. 1945 год
Работавшие здесь во время Великой Отечественной войны геологи выяснили, что запасов метана в окрестностях пригородной деревни достаточно, чтобы обеспечивать потребности страны. Поэтому в 1942 году елшанский газ стал подаваться на СарГРЭС, а к концу войны согласно решению Государственного Комитета Обороны СССР, началось строительство 843-километрового газопровода «Саратов — Москва», ставшего первым в РСФСР. В столицу газ из Елшанки стал поступать через восемь месяцев после начала работ — в 1946 году. Спустя 20 лет из Саратова пустили ветку в Среднюю Азию.
Буровые вышки. 1940-е годы
В стройках газопроводов участвовали тысячи жителей Саратова, а для обслуживающих месторождение рабочих рядом с деревней начал расти барачный городок, который сохранился и по сей день в северо-восточной части посёлка, между улицами 3-я Степная, Буровая, Елшанская и 1-я Лагерная.
Названия улиц в поселке говорящие: Буровая, Нефтепромысловая, Газопромысловая. Стоит отметить и памятник первой газовой вышке на северном выезде из посёлка в сторону Сокурского тракта на ул. Елшанской.
Старая Елшанка
Полуистлевшие бараки первооткрывателей елшанского газа стоят вдоль заросших камышом улиц. Они стали своего рода памятником нынешнего отношения к народному энтузиазму 70-летней давности. Люди живут здесь на грани возможностей. Местные жители рассказывают, как под домами журчат воды канализации и квакают лягушки, как межэтажные перекрытия грозят в любую минуту обрушиться. А на все это угрюмо смотрит такой же ветшающий каменный Ленин на улице с гордым названием Клубная.
В конце XX века, когда одни газовики стали получать квартиры в других микрорайонах и переезжать, а другие умерли, клуб начал пустовать и переходить с баланса на баланс от одной организации к другой. По рассказам жителей Елшанки, в клубе протекла крыша, и её снесли, чтобы сделать новую. Но, поскольку здание передали какой-то мелкой организации, ремонт так и не был завершен. Люди стали потихоньку растаскивать клуб по кирпичикам. Сейчас на его месте детский садик.
Кстати, в старом корпусе четыре года назад во время ремонта был обнаружен старый рисунок на стене:
В микрорайоне происходит много чего интересного, свидетельствующего, что это место — своего рода необитаемый остров, на который как будто высадили новых робинзонов для ультрареалити шоу «Последний герой». Так, в морозный январь 2006 года прорыв водовода на несколько дней заблокировал жителей сорока частных домов по Московскому шоссе. В 2008 году, как писали газеты, вырвавшаяся из гнилой магистральной трубы вода начала подтапливать дома по Камской улице. Местные пытались представить, что живут в Венеции: делали канавы и берегоукрепления. Но тщетно — подвалы и погреба заполнились влагой. Местный коммунальный монополист АТСЖ «Елшанка» и МУПП «Саратовводоканал» отказывались чинить поломку, поскольку, дескать, водовод ни у одной из вышеназванных структур на балансе не числился.
Терпение жителей впервые лопнуло в конце 2008 года — около полутысячи человек перекрыли Московское шоссе в знак протеста против политики АТСЖ «Елшанка» в части нежелания коммунальщиков отменять корректировки за услуги ЖКХ. Тогда волнения улеглись, но проблемы так и не были решены.
Если говорить о структуре современной Елшанки, то её жилую зону (не считая промзон) можно разделить на три части. Помимо барачного северо-востока, на северо-западе раскинулся массив частного сектора — между улицами Буровой и Елшанской на востоке и Песчано-Уметским трактом, а также рекой Елшанка на западе. Судя по всему, именно здесь располагалась основанная в XVIII веке деревня.
В южной части посёлка — между улицами 3-й Степной, Буровой и Благодарова располагается так называемая новая Елшанка, застроенная девятиэтажками 1970-х годов и мало чем отличающаяся от типовых кварталов, скажем, изначального Солнечного посёлка или 6-го Квартала. В этих многоэтажках жили и живут рабочие завода «Контакт», появившегося в 1969 году.
Некоторые местные жители относят девятиэтажки к Елшанке только территориально, считают их самостоятельной единицей — рабочим посёлком завода «Контакт». Завод до сих пор работает и производит продукцию военного и коммерческого назначения, электрические и радиоприборы. В наши дни на заводе трудятся порядка 1700 человек.
Но привести в порядок удалось лишь один участок, а на значительном протяжении Елшанка течёт по болотам, всю живописность которых можно наблюдать по «народной тропе», соединяющей посёлок со старым Елшанским кладбищем. Для некоторых здешних обитателей (как когда-то и месторождение) оно стало чем-то вроде градообразующего предприятия, которое бесперебойно работает уже четыре десятилетия.
К визитам высокопоставленных гостей, по утверждению местных жителей, отключали воду. Обычно в подобных ситуациях ее включают, но в Елшанке все немного иначе. Дорогие гости не должны были увидеть, как ресурсы МУПП «Саратовводоканал» текут по разбитым пространствам, помогая реке Елшанке и её притокам заболачивать местность. Тем не менее, по последним данным, глава Саратова Михаил Исаев недавно вернулся со встречи с Вячеславом Володиным, на которой обсуждалась судьба двадцать одного (!) аварийного барака, которые не вошли в федеральную программу по переселению из ветхого и аварийного жилья. Планируется строить 10-этажный четырехподъездный дом на 226 семей, куда хотят переселить всех обитателей трущоб.
Главное, чтобы декларации не остались только на бумаге. Жители Елшанки уже заждались хороших новостей, там их не было несколько десятков лет.
Материал подготовлен при содействии Кирилла Кашкина
К истокам газовой индустрии
11 июля 1946 года был пущен в эксплуатацию первый в стране газопровод дальнего транспорта газа «Саратов-Москва».
Это событие стало не только началом отечественной газовой промышленности, но и убедительно доказало всеми миру, что наш народ способен на героические свершения и на трудовых фронтах.
70 лет прошло с тех пор, но какие бы новые, сверхмощные магистрали не строились, газопровод «Саратов-Москва» всегда будет занимать особое место в истории газовой промышленности. Именно тогда закладывалась идеология отрасли и наши корпоративные традиции. Наш коллектив гордится тем, что газопровод «Саратов-Москва» стал той энергией движения вперед и достижения трудовых успехов, что сегодня позволяет нашему предприятию вносить достойный вклад в могучий потенциал
ПАО «Газпром». В юбилейный год коллективом нашего предприятия проводятся различные мероприятия, направленные на сохранение трудового подвига наших ветеранов. Основные праздничные мероприятия состоятся в августе —сентябре, но уже сейчас в адрес коллектива нашего предприятия поступают поздравления с важной для нас датой.
Как все начиналось
В 30-х годах прошлого века академик Иван Михайлович Губкин предположил наличие газовых месторождений в Саратовской и Сталинградской областях. Саратовский геолог-профессор Борис Александрович Можаровский в ряде своих научных трудов соглашается с Губкиным: геологические предпосылки, указывающие на месторождения значительных запасов нефти и газа в Нижнем Поволжье, безусловно, есть.
В 1935 году началась широкая разведывательная работа в Нижнем Поволжье, в результате чего был найден газ поблизости от села Тепловки, Постепенно исследуя толщу земной коры, советские геологи дошли до села Елшанка, широко известного теперь за пределами Саратовской области.
Прогнозные оценки ученых привели к первому открытию: 28 октября 1941 года из заложенной в апреле скважины № 1 Елшанской площади получили газовый фонтан с дебитом почти семьсот тысяч кубометров в сутки. Продуктивный горизонт находился на сравнительно небольшой глубине — 500 метров. Этот день по праву вошел в летопись саратовской земли и в историю геологической науки. Так близ села Елшанка было открыто первое в Саратовском Поволжье газовое месторождение, что стало поворотным событием в поиске и освоении газовых месторождений не только в нашей области, но и на всей территории Советского Союза.
Елшанская буровая вышка, 1942 год
Первооткрывателями Елшанского, а затем Курдюмского месторождений стали профессор Саратовского университета Б.А. Можаровский, начальник Государственной геологической экспертизы по газопроводу «Саратов — Москва» В.М. Сенюков, старший геолог Нижневолжского геологоразведочного треста И. И.Енгуразов и управляющий этим трестом А. И. Кутуков. Именно они открыли и исследовали Елшанское газовое месторождение, за что были удостоены Сталинской премии, а за участие в строительстве и вводе в эксплуатацию газопровода «Саратов — Москва» — орденов.
Значение этого открытия трудно переоценить, особенно если учесть драматическую обстановку на фронтах Великой Отечественной войны, когда предприятия оборонной промышленности остро нуждались в топливе. А пути доставки нефти, мазута, угля из других районов Советского Союза в Саратов по Волге были захвачены немецкими агрессорами. Открытие Елшанского месторождения ознаменовало собой выход из сложившегося на тот момент топливного кризиса. Саратов стал первым из тыловых центров, который снабжал удобным, дешевым и экологически чистым топливом.
Зарождение газовой индустрии
В 1944 году с выявлением мощных промышленных запасов газа в Саратове Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве газопровода «Саратов — Москва» для снабжения голубым топливом потребителей столицы. Именно этот газопровод дал рождение новой отрасли топливно-энергетического комплекса страны — газовой индустрии. Председателем Государственного комитета в то время являлся сам Сталин. Был установлен срок — 2 года. Строительство крупнейшего по тем временам газопровода было поручено строительной организации НКВД. Начальником строительства был генерал-майор инженерно-технической службы Василий Алексеевич Пачкин, а главным инженером — Александр Иванович Платонов, которого отличали глубокие знания техники и технологии сварочно-монтажных и специальных работ.
Изыскание трассы газопровода и площадок для компрессорной станций велось в течение зимы 1944–1945 года. За этот короткий срок строители усиленно готовились к развертыванию работ: на железнодорожные станции отгружали трубы, битум, лес и другие строительные материалы. Трасса должна была пройти через пять областей: Саратовскую, Пензенскую, Тамбовскую, Рязанскую, Московскую. На пути строителей оказались лесные массивы общей длиной в 120 километров: стволы пилили, валили, пни выкорчевывали, просеки рубили топорами, лопатами.
Между Саратовом и Москвой — 80 рек и озер. Траншеи рыли, как правило, на полтора метра ниже уровня дна. Затем в них укладывали трубы. Если сложить воедино ширину всех водоемов на трассе, то получится свыше десяти километров. Такой путь прошли строители с трубами по дну рек и озер. А шоферы только за первый год стройки на своих машинах проделали путь в пять миллионов километров.
Передвижной кран трубоукладчика. Момент спуска труб
В 1945 году путь из Саратова до Москвы прошли пешком 200 инженеров, техников и 300 рабочих изыскательских экспедиций. Они прокладывали трассу. Что представляет собой один километр такой разведки? Это 200 раз протянутая стальная лента рулетки. Это 40 раз установленный нивелир. Это 80 врезанных в землю кольев и 15 забитых столбов. Помножьте один такой километр на 843, и вы представите себе труд разведчиков трассы.
Газ пришел в столицу
И вот настал долгожданный июльский день, когда неподалеку от Царицыно, на ничем не примечательной поляне, поздним вечером 10 июля 1946 года собрались со всех районов строители газопровода, геологи. На пуск газопровода приехали работники газового хозяйства столицы, руководители Московского комитета партии и Моссовета.
В центре поляны была поднята вверх метров на двадцать стальная труба. Генерал В.А. Пачкин скомандовал открыть задвижку. Задвижка поддавалась с трудом. Грохот вспыхнувшего пламени на миг ошеломил людей. Саратовский газ пришел в столицу. На следующий день председатель Московского Совета Г.М. Попов перерезал ленту на задвижках ГРС-1 Мосэнерго, расположенной рядом с Кремлем. Поворот штурвала — и газ устремляется в московскую сеть.
Компрессорный цех одной из станций газопровода «Саратов-Москва»
Каждые сутки, начиная с июля 1946 года, Москва стала получать 800 тысяч кубометров природного газа, заменив каждодневный привоз миллиона кубометров дров, 650 тысяч тонн угля, 150 тысяч тонн керосина и ста тысяч тонн топочного мазута, обогрев 220 квартир.
В первые месяцы газопровод давал газ без компрессорных станций, а когда в действие были запущены все 6 компрессорных станций, газопровод заработал на полную мощность. В Москве голубое топливо получили десятки тысяч квартир. Позже из различных регионов страны до столицы будут проложены газопроводы протяженностью 26 тысяч километров, нефтепроводы для перекачки авиационного топлива во все аэропорты столицы, бензина и дизельного топлива на основные нефтебазы. Но нельзя забывать, что первый природные газ в Москву пришел из Саратова.
Полвека трудовой доблести: к юбилею Елшанского УПХГ
Елшанская станция подземного хранения газа была организована Приказом министра газовой промышленности СССР А.К. Кортунова № 126 от 25 февраля 1967 г. на базе истощенного газонефтяного Елшано-Курдюмского месторождения, открытого в 1941 году. До 1969 года находилось в структуре Елшано-Курдюмского нефтегазодобывающего промысла Саратовского управления магистральных газопроводов, затем до 1973 года называлась Елшано-Курдюмской станцией подземного хранения газа (СПХГ) Управления магистральных газопроводов Средняя Азия – Центр, далее – Елшанской СПХГ объединения «Союзподземгаз», с 1975 года – филиалом производственного объединения «Саратовтрансгаз». В 1992 году станция именовалась Елшанской СПХГ Государственного предприятия «Югтрансгаз», с 1996 года – филиалом предприятия «Югтрансгаз» (с 1999 года – филиалом ООО «Югтрансгаз»), с 2007 года – Елшанской СПХГ ООО «Газпром ПХГ–Саратов», затем – Елшанским управлением подземного хранения газа ООО «Газпром ПХГ».
Предыстория
Первую разведочную скважину заложили ещё до начала войны, в апреле 1941 года. Она оказалась непростой, бурение получилось наладить не сразу – мешали водоносные горизонты, встречавшиеся на пути. Только спустя 6 месяцев из скважины хлынул газовый фонтан. Этот день, 28 октября, считается датой открытия Елшанского месторождения природного газа.
У истоков отрасли
Во время Великой Отечественной войны в стране на счету был каждый кубометр горючего. Основной поставщик угля, Донбасс, был захвачен немцами. Электроэнергию приходилось строго экономить. Поэтому было принято решение в кратчайшие сроки подать елшанский газ промышленности г. Саратова. В строительстве газопровода «Елшанка–Саратов» приняло участие все работоспособное население, трудясь ломами и лопатами. При его эксплуатации целесообразность использования газа стала очевидной, и за следующие пять лет была построена первая газотранспортная магистраль страны «Саратов – Москва». Таким образом, открытие Елшано-Курдюмского месторождения и строительство газопровода Саратов–Москва дали рождение новой отрасли – газовой индустрии.
Актуально
Елшано-Курдюмское подземное хранилище газа расположено на территории Ленинского района г. Саратова, Саратовского и Татищевского районов области. Общая площадь горного отвода Елшано-Курдюмского ПХГ составляет 6462 га.
В цифрах
2 отдельных объекта хранения газа
2710 млн м 3 активный объем газа в бобриковско-кизеловском горизонте
300 млн м 3 активный объем газа в тульском горизонте
419 скважин
4 газосборных пункта
Более 200 км – общая протяженность всех шлейфов и коллекторов
280 – численность работников филиала
От первого лица
Большой вклад в развитие Елшанской СПХГ внесли первый начальник станции Владимир Левжинский.
Сегодня начальником Елшанского УПХГ является Игорь Спиридонович Моля.
Первичная профсоюзная организация Елшанского УПХГ создана в момент образования Елшанской станции подземного хранения газа, в 1967году.
В 2007году в результате реорганизации предприятий ОАО «Газпром» профсоюзная организация Елшанской станции ПХГ была выделена из состава ООО «Газпром трансгаз Саратов» и вошла в ООО «Газпром ПХГ» в качестве Первичной профсоюзной организации Елшанского Управления подземного хранения газа.
С 2017года произошло изменение названия ППО: Полное наименование организации стало – Первичная профсоюзная организация «Газпром ПХГ профсоюз – Елшанское управление подземного хранения газа».
Первыми председателями Первичной профсоюзной организации были: Деревнин Владимир Федорович, мастер по добыче нефти; Каверзин Юрий Федосеевич, мастер ремстройгруппы; Камнев Евгений Сергеевич, мастер по исследованию скважин.
Деревнин Владимир Фёдорович родился в 1927 году в г. Саратов. В 1945 пошел на фронт, на тот момент Владимиру Фёдоровичу было 18 лет. Много дорог было пройдено: Румыния, Венгрия, Австрия. На вопрос: «Что чувствовали в последние дни и минуты войны, когда вдруг наступила оглушительная тишина мира?» «Мы были молодыми, радостными и счастливыми в том далёком мае. Думали о том, что скоро домой, что жизнь продолжается». Да, жизнь продолжалась! Демобилизовался из армии в 1952 году. Пришел работать слесарем по глубинным работам на Елшанский нефтепромысел. Позже окончил школу мастеров. Всю свою дальнейшую жизнь посвятил работе мастером по подземному ремонту скважин на Елшанской подземке, а если быть точными, то 37 лет! Помимо своей основной работы Владимир Фёдорович неоднократно избирался председателем профкома. Благодаря профсоюзной деятельности, Деревнин В.Ф. помогал работникам решать жилищные вопросы, устройство детей работников в детские сады, и всегда откликался на любые просьбы работников, оказывая им посильную помощь. Деревнин В.Ф. был первым председателем профкома на Елшанской станции подземного хранения газа с 1967 по 1972год.
Немаловажную роль в становлении профсоюзной организации Елшанской СПХГ сыграл Семёнов Лев Александрович. Семенов Лев Александрович начинал свою трудовую деятельность в1966 году на Сторожевской компрессорной станции магистрального газопровода «Саратов – Горький», которая тогда курировала строительство Елшанской СПХГ, инженером по благоустройству. В 1969 году Льва Александровича выбрали председателем объединенной профсоюзной организации, которая объединила в себе огромный коллектив трудящихся газовой отрасли тогда уже организации под названием «Средняя Азия –Центр», в состав которой и входила Елшанская подземка. С 1969 года начали проводить смотры художественной самодеятельности, которые впоследствии стали проводить регулярно, а в марте 1970 года прошла профсоюзная конференция на которой утвердили первый коллективный договор сроком на один год. Так же в 1971г. прошла первая спартакиада, после этого спартакиады стали проводить ежегодно. В те трудные годы становления газовой промышленности, детишки работников отдыхали в пионерском лагере, который принадлежал «нефтяникам», по квотам, тогда в 1972 году руководство «Средняя Азия –Центр» поручило Семенову Л.А. организовать строительство собственного пионерского лагеря, и он не подвёл, лагерь был воздвигнут на «10-й дачной» г. Саратова и название его по сегодняшний день «Родничок», потому что лагерь находился рядом с родником. Лагерь стали посещать дети из Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. В дни трагедии на Чернобыльской АЭС лагерь принял 50 детей из Чернобыля. Были трудности, но справлялись с любыми поставленными задачами.
С приходом в Саратовскую область магистрального трубопровода «Средняя Азия- Центр» потребовалось строительство Елшанской СПХГ. Началась большая стройка. Строительство возглавил Рожков Александр Иванович, руководитель газовой магистрали «Саратов-Москва».
Строительство и благоустройство Елшанской станции подземного хранения газа в кратчайшие сроки Лев Александрович вспоминал с волнением в голосе. Работа велась круглые сутки при любых погодных условиях. На месте где были отвалы земли от строительных работ, удалось разбить клумбы с красивыми цветами и все это за три месяца! На митинге посвященному открытию станции присутствовал Министр газовой промышленности СССР А.К. Кортунов, на котором был зажжен первый факел и запущен первый газоперекачивающий агрегат, ознаменовавший открытие Елшанской станции подземного хранения газа.
Семенов Лев Александрович уникальный человек! Благодаря его опыту, настойчивости, целеустремленности и умению достигать цели, он внёс большой вклад в развитие и процветание объединенной профсоюзной организации. И всю свою сознательную жизнь посвятил работе газовой промышленности.