Email маркетолог кто это и чем занимается
Профессия email-маркетолог
Email-маркетолог – один из тех специалистов, которым готовы много платить и обеспечивать отличные условия работы. Всё потому, что профессионалов в этой области мало. А они очень нужны. Профессия относительно новая. E-mail-маркетолог отвечает за почтовые рассылки, которые получают подписчики сайта, интернет-магазина. Он определяет цели и задачи email-маркетинга, составляет стратегию и реализует ее.
Специалист должен в разной степени владеть большим объемом знаний и умений. Работа находится на стыке маркетинга и рекламы, дизайна, программирования. Это делает ее разнообразной и интересной. Профессия подойдет активным и амбициозным людям, которые хотят развиваться и не боятся нового.
Содержание статьи:
Кто такой e-mail-маркетолог и чем он занимается?
Этот специалист с помощью писем по электронной почте взаимодействует с подписчиками сайта, интернет-магазина. Вот примерный список обязанностей email-маркетолога:
Определяет цели и задачи email-маркетинга, выстраивает стратегию.
Выбирает периодичность рассылок, разрабатывает типы писем.
Готовит контент-план для рассылок.
Выбирает оптимальную платформу для отправки писем.
Готовит рассылки (сам или с командой специалистов).
Обеспечивает своевременный выход рассылки.
Анализирует результаты, проводит тесты, ставит эксперименты.
Работает над увеличением базы подписчиков.
Обучиться профессии можно онлайн, например, на курсах портала Нетология. Студентам помогают со стажировкой и трудоустройством. По окончалии курса выдается удостоверение о повышении квалификации.
Плюсы и минусы профессии
Карьерные перспективы (например, можно вырасти в руководителя интернет-направления).
Для работы нужен большой объем знаний и навыков (маркетинг и реклама, дизайн и др.) Но если есть возможность учиться, все можно освоить.
Важная особенность профессии
Ее нельзя однозначно отнести к плюсам или минусам. Это необходимость постоянно развиваться. Следить за новыми технологиями и осваивать их не просто быстро, а опережая других.
Сфера IT развивается с огромной скоростью, и за ней нужно успевать. Специалист должен уметь быстро меняться и перестраиваться. Быть активным, самостоятельно предлагать что-то новое.
Средние зарплаты email-маркетологов
Специалист в московской компании может зарабатывать около 100 тысяч рублей в месяц и более. Соискателям в регионах предлагают 30-50 тысяч рублей в месяц. Доходы во многом зависят от конкретных обязанностей email-маркетолога.
Уровень и объем задач может быть разным в зависимости от компании. Работать можно не только в офисе, но и удаленно.
Как стать email-маркетологом? Что нужно знать и уметь?
Для успешной работы вам потребуются:
1. Базовые знания интернет-маркетинга:
2. Глубокие знания email-маркетинга:
Как тестировать рассылки и анализировать результаты.
3. Умение создавать интересные тексты, которые «цепляют» целевую аудиторию
Непосредственно написание текстов рассылок может и не входить в обязанности email-маркетолога. Эта задача может поручаться копирайтерам. Но умение писать вам в любом случае потребуется – для постановки задачи копирайтерам и контроля качества их работы.
4. Знание смежных областей и умение работать в команде
Вам потребуется разрабатывать красивые и удобочитаемые шаблоны писем либо ставить соответствующие задачи дизайнерам, программистам, верстальщикам. Поэтому будут нужны знания Photoshop, HTML, CSS.
Поскольку емайл маркетолог активно взаимодействует с другими специалистами, ему необходимо умение работать в команде. Также он может взаимодействовать с клиентом напрямую, что тоже требует хороших навыков общения.
Где обучиться профессии с нуля?
Получить профессию e-mail-маркетолога можно на онлайн-курсах от портала Нетология. Обучение проходит через интернет. Занятия идут в формате лекций, которые ведут практикующие email-маркетологи. Даются домашние задания.
После прохождения курсов выпускникам помогают составить резюме. Также могут помочь с прохождением практики в компаниях, с которыми сотрудничает университет.
Где найти работу email-маркетологом?
Вакансии в штат можно найти на сайтах по трудоустройству, например, HH.ru.
Где найти специалиста на проект?
Добавьте проект на биржу в раздел Реклама и маркетинг. Размещение вакансий бесплатное.
E-mail-маркетолог
E-mail-маркетолог — специалист в команде интернет-маркетинга, главной задачей которого является создание почтовых рассылок по адресам пользователей с целью увеличения клиентской базы. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Задача главная, но не единственная. Успешный E-mail-маркетолог должен виртуозно владеть такими приёмами маркетинга, как:
В век цифровых технологий успех бизнес-проектов зависит от раскрученности сайта и постоянного притока клиентов. E-mail-маркетинг позволяет построить долгие и доверительные отношения с подписчиками, а это способствует постоянной обратной связи с покупателями и повторным продажам.
Согласно неумолимой статистике E-mail-маркетинг — высокоэффективный инструмент, который занимает 1 место по рентабельности среди других инструментов интернет-маркетинга — SMM, SEO, Директ-маркетинга, баннерной рекламы и т. п.
Статистика также гласит:
Особенности профессии
Функциональные обязанности E-mail-маркетолога:
Эффективность работы E-mail-маркетолога можно конкретно измерить с помощью следующих бизнес-показателей:
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Место работы
Везде, где есть клиентская база: интернет-магазины, электронная коммерция, финансовые и страховые организации, туризм, сфера образования, услуг
Важные качества
Профессиональные навыки:
Опыт работы с платформами для рассылок: Mailchimp, Subscribe.Pro, Get Response, Ofsys, ExpertSender.
Обучение на E-mail-маркетолога
Существуют обучающие центры CyberMarketing, Школа Дамира Халилова, SEO Study, бизнес-школа RMA, центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана, учебный центр MyAcademy by iConText. и многие другие.
Email-маркетолог: Кто это и сколько зарабатывает? (Обзор профессии)
Email-маркетолог — специалист, отвечающий в организации или перед клиентами за электронные почтовые рассылки, адресатами которых являются участники сообществ в социальных сетях, подписчики сайтов, клиенты интернет-магазинов и т.п. В его компетенцию входит формирование целей и включаемых в них задач почтового маркетинга, также он занимается созданием и реализацией стратегии email-маркетинга.
Такая деятельность требует от человека багажа разнообразных знаний и навыков. Эта работа ведется в пересечении полей классического и интернет-маркетинга, дизайна, рекламы и даже программирования.
Обязанности email-маркетолога
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
Минусы:
Последний пункт здесь можно смело отнести также к плюсам профессии.
Зарплата email-маркетолога
Данные на 25 июня 2020 года по Москве:
Столичный специалист в московской компании может зарабатывать около 100 000 рублей в месяц и выше более. В регионах все несколько скромнее: здесь предлагают ЗП с потолком в 50 000 рублей в месяц. Конечный уровень зарплаты зависит от региона, опыта, размера компании и направления бизнеса.
Также размер заработной платы также различается у штатных сотрудников, удаленных работников и фрилансеров.
Навыки
Обязанности email-маркетолога
Где обучиться профессии с нуля?
Именно email-маркетингу у нас в стране не учат. Вы можете поступить в один из вузов страны – лучше столичный – где есть факультеты маркетинга и менеджмента:
Однако это долго и там не всегда дают актуальные и тем более практически полезные знания. Куда лучше пойти на профильные курсы.
Онлайн-курс от «Нетологии»
На курсе вы научитесь создавать email-стратегии, собирать базу клиентов и повышать продажи с помощью рассылок.
Курс будет полезен следующим специалистам:
Обучение состоит из следующих этапов:
Кто такой Email-маркетолог
Хочешь зарабатывать больше? Пройди курс Комплексный интернет-маркетинг от команды tripmydream и освой профессию за 3 месяца!
Email-маркетолог — специалист, который занимается созданием и распространением рассылок для увеличения клиентской базы и ее информирования о новых продуктах. Кроме того, email-маркетолог разрабатывает стратегию рассылок, оптимизирует их ключевые метрики и создает сами письма.
Это те самые специалисты, которые налаживают коммуникацию с аудиторией и поддерживают обратную связь с ней. Их задача — влюбить в продукт и превратить пользователя в бренд-адвоката при помощи писем.
Каковы обязанности email-маркетолога?
Иногда email-маркетолог совмещает в своих обязанностях сразу несколько профессий, но к его основным задачам относят:
Что для этого нужно?
Какие знания и навыки должен иметь специалист по рассылке? Перечень довольно объемный:
Где учиться?
Чтобы работать email-маркетологом, не нужно получать специальное образование в ВУЗе. Для получения базовых навыков вполне достаточно пройти курсы, которые за несколько месяцев прокачают ваши умения и навыки, а также дадут понимание предмета. Минимальные знания, которые нужны для старта — это навыки работы с платформами рассылок и навыки копирайтинга.
Хочешь освоить профессию email-маркетолога? В этом тебе поможет наш курс «Комплексный интернет-маркетинг». Освой профессию за 3 месяца!
Где работать?
Все сферы, где есть клиентская база: от интернет-магазинов до сферы образования. Начинает такой специалист с должности стажера-маркетолога, после чего он может стать младшим email-маркетологом, затем email-маркетологом и старшим email-маркетологом. Интересно, что зачастую email-маркетологи параллельно уделяют время для SEO, SMM и копирайтинга.
Какие качества важны для email-маркетолога?
Email-маркетолог — человек, который отвечает за многие функции в рекламной кампании. Именно поэтому такой специалист должен иметь следующие качества:
Как нанять хорошего email-маркетолога? Какие специалисты нужны для разных сфер?
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Где взять базу? Как сделать красивое письмо? Какие показатели смотреть? Расскажем об этом в бесплатном курсе из 16 писем. Татуировка в каждом письме!
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Хороший email-маркетолог — это редкий зверь в наших краях. Все о нем слышали, некоторые даже видели, но никто не знает, где его искать.
Я долго искала подходящих email-маркетологов для своего агентства, пока не поняла, что могу растить их сама.
Сейчас я управляю командой, которая строит системы удержания клиентов с помощью email-маркетинга, push-уведомлений и мессенджеров на рынках США и Европы. У меня есть 2 email-маркетолога на клиентских проектах, дизайнер, верстальщики, нейтив-спикеры по разным языкам, партнеры по Facebook Ads и Google Ads.
Параллельно я и сама проходила собеседования, чтобы понимать рынок, так как также являюсь специалистом. О своих наблюдениях и фишках пишу в телеграм-канале «Короче, маркетинг».
Поэтому я расскажу про свой опыт, как искать, нанимать и удерживать действительно классных email-маркетологов. Поделюсь тем, что происходит на рынке и сколько стоят классные специалисты.
Под какими названиями скрывается email-маркетолог
Люди, которые работают с email-рассылками, могут называться по-разному в зависимости от своих задач. Для удобства я решила систематизировать все специальности, которые связаны с email-маркетингом.
Email-маркетолог
Кто это. Универсальный солдат, занимается базовыми рассылками и редко прорабатывает стратегию, он больше тактик.
Работает только с 1 каналом — email.
Email-маркетолог имеет разные уровни развития от Junior до Senior. Когда он становится Senior — уже выходит на менеджерскую позицию Retention-маркетолога или CRM-маркетолога, где работает с несколькими каналами сразу.
Примерные KPI для позиции:
Retention-маркетолог
Кто это. Это менеджерская позиция, которую должен занимать сильный стратег. Специалист занимается задачами, которые направленные на удержание клиентов — от первой заявки на заказ до формирования лояльности и повторных покупок. Retention — часть CRM-маркетинга.
Примерные KPI для позиции:
CRM-маркетолог
Кто это. Главная его цель — автоматизировать персональные коммуникации с клиентом в приоритетных для него каналах в связке с CRM-системой по всей воронке продаж.
Примерные KPI для позиции:
Email deliverability specialist
Кто это. Узконаправленный специалист, который решает технические задачи, связанные с доставляемостью. Чаще всего работает с большими базами рассылок (от 100К подписчиков) или с холодными рассылками.
Примерные KPI для позиции:
Lead/Data researcher
Кто это. Узконаправленный специалист, который формирует базу потенциальных клиентов, чаще всего для В2В сектора. Работает в паре с Sales-менеджером.
Примерные KPI для позиции. Количество верифицированных лидов в месяц (MQL — Marketing Qualified Lead). Это прогретые лиды, которые заинтересованы в компании, вовлечены в материалы и могут потенциально стать SQL (Sales Qualified Leads) — теми, кто готов общаться с отделом продаж.
Sales Development Representative / Messaging Specialist
Кто это. Продавец со смежными задачами email-маркетолога. Работает с клиентами и главная его цель — привлечь клиентов через переписку на звонок, встречу или демо, чтобы потом продать продукт. Чаще всего нужен в В2В.
Примерные KPI для позиции. Количество закрытых сделок и средний чек закрытых сделок.
В зависимости от компании и задач некоторые позиции вмещают в себе навыки email-маркетолога, например, Sales Development Representative. Это означает, что на таких позициях специалисты сейчас должны учиться новым навыкам, чтобы эффективно выполнять поставленные задачи.
Кого набирать в команду в разных нишах
Разберем ниши и возможный состав email-команд для каждой из них.
CRM-маркетолог — работает с крупными базами данных о покупках и товарных категориях, формирует стратегии получения повторных продаж.
Retention маркетолог и Email marketing специалист — в зависимости от объема задач.
Отдельно Email deliverability specialist — если мало объема, то брать на аутсорсе для периодических проверок.
Сотрудничают с дизайнерами и разработчиками.
CRM-маркетолог — прорабатывает стратегию для работы с существующими клиентами и с потенциальными (холодными) контактами, работает над созданием Ideal Customer Profile, привлекает email-специалистов и специалистов по доставляемости писем, сотрудничает с руководителем отдела продаж.
Lead/Data researcher — формирует и ищет контакты в базу потенциальных клиентов, дополняет ее деталями, которые помогут в дальнейшей работе.
Sales Development Representative — берет данные и контакт потенциального клиента и ведет его к сделке с помощью множественных прикосновений через рассылку, звонки, встречи.
Отдельно Email deliverability specialist — если мало объема, то брать на аутсорсе для периодических проверок.
По запросу аналитик.
СRM-маркетолог, который формирует стратегию. Будет ли в штате, зависит от задач и целей. Чаще всего берут комплексную услугу на аутсорс.
Email-маркетолог, который регулярно работает над рассылками.
Отдельно Email deliverability specialist — чаще всего берут на аутсорсе.
Сотрудничают с дизайнерами и разработчиками.
По запросу специалист по чат-ботам.
По запросу аналитик.
CRM-маркетолог, который формирует стратегию, работает совместно с Retention-специалистом и email-маркетологом.
Retention-маркетолог, который работает чисто над вовлечением и удержанием активных пользователей в продукте.
Чаще всего встречаются позиции, где CRM и Retention совмещены в одном.
Отдельно Email-маркетолог, который занимается реализацией стратегии. Под разные продукты в компании нужны отдельные email-маркетологи.
Отдельно Email deliverability specialist.
Отдельные дизайнер и верстальщик писем.
Отдельный аналитик, который формирует кастомные отчеты под запросы CRM и Retention-маркетолога.
По запросу специалист по чат-ботам.
Сотрудничество с командой разработчиков для внедрения сложных интеграций и триггеров.
Если в компании есть направление В2В лидогенерации, то добавляется отдельная команда:
Где искать специалиста
Сайты поиска работы и профильные сайты для IT-сектора. Лично я встречала более прокачанных специалистов на профильных сайтах Djinni и Dou.ua — здесь можно разместить вакансию. Как правило, в секторе IT более сложные и интересные задачи, которые дают больше опыта специалистам. Еще один из сайтов — GeekJob.
Сайты фриланса. Лучше всего выбирать Upwork, другие сайты я тестировала, там не совсем подходящие кандидаты.
Профильные чаты в телеграм. Например, Marketer_day и EmailConf.
Партнеры и сервисы. Можно обратиться напрямую в Unisender или есть еще профильная платформа для поиска digital-специалистов Digitalizator.
Переманить работающего специалиста. Старый добрый хантинг или поиск по знакомым.
Как проверить специалиста
Обязательно проводим технический скрининг с тестовым заданием. Это поможет узнать, как специалист мыслит.
Звоните прошлым клиентам и работодателям и берите обратную связь — не только одному, а нескольким. Спросите, почему расстались и что было не так, а что было хорошо.
На самом собеседовании я смотрю чаще всего на такие вещи:
Это означает, что специалист проактивный и будет помогать со стороны своей экспертизы, а не просто ждать ТЗ. Будет думать, как решить задачу и достичь своих KPI совместно с командой и руководителем.
Спросите у специалиста также, почему он перестал работать с прошлым клиентом. Слушайте внимательно, какие слова он говорит, что было хорошо, а что плохо. Еще обязательный вопрос: «Какая твоя идеальная работа?» — это позволит узнать ожидания.
Очень хорошо работают ситуативные задачи или как еще называют решение кейса на самом собеседовании. Например, если у вас уже был email-маркетолог или вы занимались рассылками, то можете спросить, как бы кандидат поступил бы на вашем месте в вашей ситуации.
Подготовьте пару ситуаций, например: «Мы отправили акционную рассылку на Черную Пятницу, хотели получить Х продаж, но не вышли в план. Что бы вы делали в такой ситуации?»
Грамотный специалист спросит, как мы поняли, что не вышли в план. А какой вообще был план, что хорошо, а что плохо. Где смотрели отчет по продажам, какой отчет, была ли пометка ссылок в рассылке, кому отправляли, когда отправляли, какие были другие показатели.
Как компании пройти проверку специалиста
Я лично как специалист проходила много собеседований для себя, как в отечественных компаниях, так и зарубежных. И у меня есть список критериев, по которым я вижу, что компания не подходит.
Что нужно, чтобы хороший специалист был заинтересован:
Общие рекомендации по поиску специалиста
Специалиста следует выбирать в зависимости от поставленных целей, ниши и размера базы клиентов.
На начальных этапах подойдет один email-маркетолог — универсальный солдат, который понимает продукт, покупательское поведение и работу воронки продаж. Он выстраивает email-маркетинг под ключ — от создания плана рассылок до подготовки готовых писем, их анализа и подключения дополнительных специалистов под запрос.
Email-маркетолог имеет разные уровни развития от Junior до Senior. Когда он становится Senior, то выходит на менеджерскую позицию Retention-маркетолога или CRM-маркетолога, который прорабатывает стратегию удержания клиентов и корректирует ее в зависимости от результатов.
Чем больше становится база и чем сложнее продукт, тем чаще нужно привлекать узконаправленных специалистов. Обязательно работаем с доставляемостью (Email deliverability specialist). В каждом проекте должен быть аналитик, который умеет работать с системами отправки писем, формированием правильной отчетности и техническими интеграциями.
Для компаний, которые занимаются поиском потенциальных клиентов и лидогенерацией, нужно обратить внимание на Lead/Data researcher-ров и улучшением навыков email-маркетинга у Sales Development Representative, так как часть работ по прогреву и привлечению будет именно на них.
Когда определились с позицией, проводите поиск чаще всего на узкоспециализированных ресурсах — очень много хороших специалистов работают или работали в сфере IT. Обязательно проверяйте рекомендации, запросите консультации работающих специалистов с опытом, просчитайте всю экономику.
И когда вы найдете свой бриллиант, потраченное на поиск время окупится в разы.