Емекс что это такое

Наедине с таможней: почему онлайн-магазин Emex.ru сдал рынок конкуренту

Емекс что это такое. Смотреть фото Емекс что это такое. Смотреть картинку Емекс что это такое. Картинка про Емекс что это такое. Фото Емекс что это такое

В декабре 2015 года работу сортировочного склада компании Emex.ru в подмосковном Дзержинском лихорадило — сотрудники вооружились революционными знаменами и устроили забастовку, требуя пересмотреть систему оплаты труда.

«Был экономический спад, работы стало меньше, снизился доход у части сотрудников — притом что в компании принята сдельная оплата труда», — вспоминает в разговоре с журналом РБК генеральный директор Emex.ru Дмитрий Солдаткин. Возможно, сотрудники боялись потерять работу из-за ввода в эксплуатацию новой автоматической сортировочной линии. На поставках покупателям забастовка не сказалась, заверяет Солдаткин. Тогда выступления сошли на нет лишь через две недели, но с некоторыми участниками компания судится до сих пор. На предприятии сейчас «все спокойно», новая линия позволила увеличить пропускную способность склада вдвое — с 40 тыс. до 80 тыс. заказов в сутки.

Михаил Кулябин, в 1990-х годах владевший гостиницей в Дубае, решил расширить бизнес в 1999 году и начал возить в Россию из ОАЭ автозапчасти. Первые заказы он принимал по электронной почте, перенаправлял поставщикам, а в ответных письмах получал накладные. Поначалу запчасти сортировали в квартире, потом переехали в подвальчик, а полноценный склад в районе ВДНХ появился в 2001 году, вспоминает Кулябин в разговоре с журналом РБК. Сайт у компании появился чуть раньше — до 2006 года он назывался Autoemex.ru. В 2006-м активы Emex.ru были оформлены в ООО «Автологистика».

Основатель Emex.ru считает, что ему удалось создать прообраз западной технологической компании — такой как Amazon или eBay. «Когда этот бизнес создавался 10–15 лет назад, у людей даже не было понимания, что такое онлайн-торговля или интернет-агрегатор», — отмечает он.

Emex.ru с самого начала работал по принципу маркетплейса — любой поставщик запчастей мог выгрузить имеющийся у него товар с ценами. Основной категорией клиентов у фирмы Кулябина стали оптовики. Для них была разработана система скидок в зависимости от объема купленного товара, которая действует и сейчас: от минимального дисконта 9% при закупке на сумму 75 тыс. руб. до 31%, если оборот за месяц превышает 10 млн руб.

Отсутствие собственной розницы было обусловлено стремлением снизить цены: в отличие от конкурентов, Emex.ru не тратил деньги на рекламу, обслуживание розничных точек и персонал, поэтому компания могла себе позволить «не зарабатывать много» и делать невысокую наценку, объясняет Кулябин. Основной акцент предприниматель делал на гарантии качества товаров и скорости доставки. С самого начала слоган компании гласил: «Автозапчасти вовремя».

Кулябин одним из первых начал доставлять запчасти в Россию самолетами и построил не столько «автозапчастевую», сколько логистическую компанию, обеспечив быструю доставку в регионы, отмечает один из бывших менеджеров Emex.ru. В 2007 году выручка компании составила 2,5 млрд руб., к 2011-му выросла до 7,6 млрд руб., писал Forbes. Кулябин говорит, что бизнес рос органически, ежегодно прибавляя 30–40% выручки.

Емекс что это такое. Смотреть фото Емекс что это такое. Смотреть картинку Емекс что это такое. Картинка про Емекс что это такое. Фото Емекс что это такое

«Спутники» с Селигера

В 2011 году Emex.ru стал генеральным спонсором прокремлевского молодежного форума «Селигер» и провел там образовательную предпринимательскую программу. По ее итогам компания отобрала около 60 молодых людей: 40 из них прошли двухмесячное обучение в Москве, в ходе которого их погружали в теорию и практику ведения бизнеса и объясняли принципы работы Emex.ru — например, категорический отказ от работы с контрафактными товарами.

До 2011 года новых клиентов — партнеров компании привлекали в Emex.ru по принципу сарафанного радио. «Не было никогда политики, каким образом «новобранцам» лучше начать работать с компанией. Не было понимания, как поддерживать взаимоотношения, и т.д.», — рассказывает один из собеседников журнала РБК, работавший в Emex.ru.

Клиенты в основном приходили сами, ничего особенного для их привлечения не делали, подтверждает Кулябин. Но сказать, что с ними совсем не работали, тоже нельзя: сотрудники компании ездили в регионы, общались с партнерами, участвовали в выставках, перечисляет он. Впрочем, по мнению основателя Emex.ru, все это было малоэффективным.

Эксперимент с «Селигером» запустила новая команда управленцев, которую нанял Кулябин. Присоединившиеся к Emex.ru менеджеры взялись в первую очередь за работу с партнерами. Была придумана схема сотрудничества, схожая с моделью франчайзинга: партнеры должны были перейти на сотрудничество только с Emex.ru, работать под брендом компании, но оставаться при этом юридически независимыми.

Программу назвали «Emex-Спутник»: каждый из «спутников» должен был стать гарантированной точкой выхода компании в тот или иной город, взамен партнеры сразу получали максимальную скидку на товар в размере 31%. У программы были экономические цели: предполагалось, что новые партнеры, прошедшие обучение, помогут масштабировать бизнес «Автологистики», обеспечив рост оборота с 7,6 млрд до 60 млрд руб. в течение пяти лет, рассказывает один из бывших менеджеров Emex.ru.

Перспективных «сателлитов» менеджеры Emex.ru как раз и собирались найти на «Селигере». Провести успели только две «школы»: около 80% «выпускников» не оправдали ожиданий. По плану отобранные предприниматели, начав бизнес с Emex.ru, должны были в течение полугода выйти на месячную выручку в 2,5 млн руб. Но цели достигли лишь несколько участников эксперимента.

Эти предприниматели сегодня должны были стать долларовыми миллионерами, считает Кулябин. Один из таких «выпускников» рассказал журналу РБК, что за пять лет работы вывел бизнес из девяти оптово-розничных точек в Москве на оборот в 30–40 млн руб. в месяц. Эксперимент со «спутниками» был быстро свернут, поскольку Кулябин неохотно соглашался на делегирование контроля над компанией, считает бывший менеджер Emex.ru. В компании часто менялись директора и руководители среднего звена, а важные управленческие и технологические задачи откладывались, говорит он. Например, менеджеры с 2012 года убеждали Кулябина построить новый сортировочный конвейер: склад уже тогда зашивался, не справляясь с объемом деталей, отмечает один из собеседников журнала РБК. Проект реализовали лишь летом 2015-го при новой команде менеджеров и акционеров — за несколько месяцев до бунта на подмосковном предприятии. Кулябин на это отвечает, что был слишком невнимателен к должностям, поэтому «все желающие называли себя директорами», а «большинство разговоров» менеджмент не пытался реализовывать на деле.

$3 млн потерял Emex.ru на противостоянии с таможней в 2007 году

500 тыс. наименований запчастей ежемесячно продается в России

60 тыс. заказов совершается в день на сайте Emex.ru

70 тыс. посетителей заходят на сайт Emex.ru ежедневно

7 млрд руб. — выручка Emex.ru в 2015 году

25% — прогноз роста выручки Emex.ru в 2016 году

Источники: данные компании, 4MyCar, «СПАРК-Интерфакс»

Бремя судов

Несмотря на стабильный рост выручки, Emex.ru всегда отставал от основного конкурента Exist.ru, признает Кулябин. Финансовых показателей в Exist.ru не раскрывают. В интервью Forbes основатель компании Владислав Доморацкий говорил, что в 2015 году выручка составила 30 млрд руб.

Основанный, как и Emex.ru, в 1990-х годах, Exist.ru аналитики и представители компаний из автосферы единодушно называют лидером на рынке онлайн-продаж запчастей. По расчетам агентств Data Insight и Ruward, по итогам 2015 года Exist.ru стал пятым по обороту онлайн-магазином Рунета. Еще в 2007 году отставание Emex.ru от Exist.ru составляло не более 10% по выручке, вспоминает Кулябин. Но в тот момент предприниматель решил отказаться от услуг таможенного брокера: с одной стороны, для повышения скорости и качества растаможки грузов, с другой — для пресечения взяток таможенникам, которые посредники фактически «легализовали», говорит он.

С незаконными, на его взгляд, действиями таможни предприниматель мириться не стал и пошел в суд. Только в 2007–2008 годах состоялись сотни судебных заседаний по искам от «Автологистики» к таможенникам, многие из этих дел тянутся и сегодня.

Более того, тяжбы пришлось вести не только с таможенниками. В 2008 году с «Автологистикой» начали судиться правообладатели — официальные дилеры запчастей Nissan, Honda, Daimler и др. Дилеры пытались доказать, что брендированные автозапчасти, которые Emex.ru ввозит параллельно с ними, являются контрафактом. В судебной практике параллельный импорт в России запрещен с 2002 года, но в законе не прописано, является ли нарушением ввоз товаров без согласия производителя, если он сам продал их в других странах, объясняет омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов.

В случае Emex.ru судебная практика была неоднозначной. Так, в 2009 году суд отклонил иск представителя японского бренда Kayaba, посчитав, что купленные в ОАЭ у официального дистрибьютора бренда запчасти не могут считаться контрафактом, а в 2012-м запретил Emex.ru импортировать запчасти под брендом BMW. «Михаил — харизматик, он искренне недоумевал, почему товар, который он легально приобрел у правообладателей, в России называют контрафактом, поэтому принципиально судился против этого», — говорит Семенов. Другие игроки были менее принципиальны в этом вопросе: тот же Exist.ru всегда старался ввозить через кого-то и спокойно заниматься бизнесом, а Кулябин взял на себя «всю тяжесть войны с государством», отмечает омбудсмен.

Чтобы отстраниться от судебных тяжб, в 2014 году руководство Emex.ru отказалось от импортной составляющей бизнеса: сейчас товары ввозят независимые компании, которые сами несут бремя судов с правообладателями. Emex.ru с ними связывают обычные торговые отношения, подчеркивает гендиректор компании Дмитрий Солдаткин.

Отход от судебных споров, как и строительство нового сортировочного конвейера, произошел только после того, как Кулябин покинул созданный им бизнес.

Источник

Возврат товара

Вы можете вернуть неиспользованный товар и получить свои деньги обратно. Для возврата сохраните стикер и упаковку

Как вернуть

Принесите товар

Принесите товар и упаковку со стикером туда, где вы его забирали. Адрес пункта выдачи и дата, до которой можно вернуть товар, указаны в разделе «Заказы».

Получите деньги

Если вы платили на сайте, деньги сразу вернем на баланс. Вы можете вывести их обратно на свою карту в разделе «Баланс» или использовать для следующих покупок на Эмексе. Если платили при получении, деньги вернет продавец.

Условия

Стикер

Чтобы вернуть товар, сохраните упаковку со стикером. В пункте выдачи отсканируют стикер и система сформирует возврат.

Емекс что это такое. Смотреть фото Емекс что это такое. Смотреть картинку Емекс что это такое. Картинка про Емекс что это такое. Фото Емекс что это такое

Срок возврата

Срок
возврата

Вернуть товар можно в течение 20 дней после того, как он поступил в пункт выдачи и статус заказа поменялся на «Готов к выдаче». Дату возврата показываем в личном кабинете в разделе «Заказы».

Заводской брак

Заводской
брак

Если вы обнаружили заводской брак, для возврата понадобится чек, подтверждающий оплату товара, и документы из техцентра — заключение о неисправности запчасти и заказ-наряд. С этими документами можно вернуть товар в течение года после покупки, стикер сохранять необязательно.

Что-то пошло не так?

Если возникли трудности с возвратом товара, отправьте сообщение из раздела «Заказы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *