Emploiservice cm что это
Цикл статей по основам Software Configuration Management
Пролог
Что такое управление конфигурацией в разработке ПО? Зачем оно нужно? Думаю, немногие способны полностью и внятно ответить на этот вопрос. Большинство обычно вспоминает системы контроля версий, которые сами используют. Кто-то упоминает багтрекинг. Кто-то считает вершиной CM отращивание веток в любимой системе контроля версий. А кто-то вообще уходит в сторону и начинает говорить про ITIL и про то, как он записывает в какую-нибудь базу параметры всего софта, который установлен у него в фирме.
Несколько странно и немного досадно наблюдать за этим. Дело в том, что я проработал в SCM в общем сложности около 5 лет, из них 3 года — интегратором в Motorola, на одном из проектов по разработке софта для сотовых телефонов. По ходу дела прочитал кучу материалов по этой теме и получил большой практический опыт — в том числе по работе с одной из мощнейших систем контроля версий IBM Rational ClearCase (см. linkedin в профиле). В итоге в голове сформировалась некоторая целостная картина того, что же это на самом деле — software configuration management.
А потом увидел статью от камрада altern, в которой он начал рассказывать про СМ. Речь у него пошла несколько в другом ключе — о конкретных инструментах и именовании конфигураций. Поэтому, списавшись с ним, чтобы не пересекаться по тематике наших статей, решил написать об основах того, что называется управлением конфигурацией программных средств.
Сейчас у меня уже написан материал примерно на 50 тысяч знаков — это приблизительно 5-7 среднего размера постов для Хабра. И процесс написания продолжается. Я собираюсь выкладывать написанное с небольшой периодичностью сюда и, по мере исчерпания вопросов и обсуждений, постить новые заметки.
Задача — дать обзор того, чем же вообще является CM, какие задачи он решает и какие техники при этом используются. Речь не будет идти о конкретных системах контроля версий или вообще инструментах — этого добра навалом в сети. Задача — показать универсальные для всех инструментов основы.
Что такое CM и зачем он нужен
Управление конфигурацией
Для начала определимся, что такое configuration, ведь это слово выведено в заголовок. Конфигурация – это совокупность версий рабочих продуктов. Ключевые слова – «версий продуктов».
В любом проекте есть рабочие продукты – это может быть маркетинговая документация, требования к конечному продукту, исходные коды, тесты, вспомогательные инструменты. Что считать рабочим продуктом, зависит от проекта (определение будет дано в следующей заметке). Далее, каждый продукт изменяется во времени (в этом ведь смысл разработки), и эти изменения надо как-то учитывать – кто, когда, что именно внёс и зачем он это сделал. Иными словами, учитывать, как появлялись версии продуктов.
Версия – это состояние рабочего продукта, которое может быть восстановлено в любой момент времени независимо от истории изменения.
Соответственно, управление конфигурацией – это управление наборами рабочих продуктов и их версиями. Этот процесс и есть область действия CM.
В англоязычной литературе используется термин Software Configuration Management, сокращенно SCM. Далее для простоты изложения будет использован термин управление конфигурацией и сокращение CM (читается: «сиэм»).
Схема 1. Элементы, их версии и срезы-конфигурации.
CM является одной из базовых практик любой методологии разработки ПО. Достаточно сказать, что в модели SEI CMM/CMMI (Capability Maturity Model Integration) наличие налаженного процесса управления конфигурацией – необходимое условие для получения организацией сертификата CMM/CMMI Level 2.
Замечу, что Level 2 – это самый минимальный, начальный уровень зрелости, согласно модели CMM. Level 1 получает «автоматом» организация, завершившая успешно хотя бы один проект по разработке. Поэтому и наличие CM – это минимальное требование для сертификации. Кстати, на втором уровне необходимо иметь, в числе прочего, налаженный процесс тестирования и управления требованиями. Это говорит о том, что с точки зрения стандарта CMMI, правильный configuration management так же важен, как грамотное тестирование и управление требованиями.
Так в чем же заключается такая ценность CM?
Направления ответственности CM
Управление конфигурацией работает на всех этапах жизненного цикла проекта. Появился рабочий продукт (например, файл с исходниками) – он попадает в поле деятельности CM’а. Продукт начал изменяться (мы пишем функциональность) – значит CM должен предоставить средства для контроля над изменениями и автоматически провести сам контроль, где это требуется. Потребовалось разбить работу на команду разработчиков, а то и на несколько – проектный CM предоставляет правила и инструменты для работы. Есть, что предложить заказчику – тогда CM определяет правила стабилизации продуктов разработки и их выпуска. Надо откатиться на произвольный релиз – опять в работе CM. Понадобились метрики по изменениям или документированные политики – ну, вы поняли, к кому обратиться.
Итак, в первую очередь, CM отвечает за идентификацию рабочих продуктов, т.е. отвечает за определение того, что же будет в дальнейшем контролироваться. В следующей заметке будет подробнее про это рассказано.
Продукты выделили, дальше команда начинает работу. По ходу работы нужно периодически стабилизировать полученные результаты, подводить некоторую черту под наработками, а также определять тот базис, на основе которого будет идти разработка. Это всё также входит в сферу деятельности CM’а.
Кроме того, CM отвечает за то, что в общем случае называется отслеживанием запросов на изменения. Большинству эта область известна как системы отслеживания ошибок. Ведь никакие изменения не должны проходить спонтанно – каждое из них нужно регистрировать и затем правильным образом назначать и отслеживать – вплоть до попадание в конечный продукт. Вот тут опять остается крайним CM. Изменения в продукты вносим, надо их отслеживать – начинает работать контроль версий. Ничто не будет потеряно – CM на страже.
Средства контроля изменений и обеспечения версионности создают условия для распараллеливания разработки в больших командах. Это достигается благодаря тому, что, описав эти средства, мы даем разработчикам документированные процедуры, позволяющие разделять ответственность и ограничивать области деятельности каждого из разработчиков.
Ну и, как всегда, «нельзя контролировать то, что нельзя измерить» — (с) Де Марко. Метрики – о них тоже будет сказано пару слов. Где измерения – там и формализация. Другими словами, всё, что связано с CM, хорошо бы документировать. Об этом тоже вкратце будет упомянуто.
Итак, каковы задачи управления конфигурацией?
Для начала — достаточно. Следующая часть будет посвящено тому, как же определяются продукты и конфигурации, которыми мы будем управлять. Также коснусь вопроса о компонентной разработке, продуктовых линейках и их связи с СМ.
Куй железо: горячий жаргон hardware-стартапов
Борис Каганович, технический директор CINEMOOD, открывает цикл статей, посвященных hardware-стартапам, разработке, производству и развитию продуктов. В первой статье цикла — словарь специфических терминов, которые помогут разработчикам и основателям компаний быстрее интегрироваться в hardware среду.
Привет, Хабр! Для начала представимся. Нам уже 4 года, мы быстро развиваемся и… мы не хардверный стартап. Мы разработали и выпустили портативный кинотеатр, увлеченно занимаемся разработкой новых устройств, болеем за их качество, дизайн и инновационность, но девайсы — это те лабутены хрустальные туфельки, в которых наш основной продукт грациозно бежит к сердцам своих пользователей.
Компания Google уже много лет приучает нас к термину «референсное устройство», выпуская серии продуктов под брендами Nexus, Pixel, Home и всевозможными Chrome-чего-то-там. Пользователи хорошо усвоили ценность этих продуктов. Она в высоком качестве сборки, сбалансированной спецификации, всегда свежем дизайне, и, конечно, в безупречно оптимизированном программном обеспечении с регулярными обновлениями и долгосрочной поддержкой.
Мы разделяем принципы, заложенные компанией из Маунтин-Вью. CINEMOOD OS — это контентная платформа, для которой мы придумали и выпустили референсное устройство CINEMOOD Storyteller.
В цикле статей, посвященных разработке и производству «железа», мы обращаемся и к внешним источникам — в том числе, решили дополнить свой опыт работы над продуктом знаниями профессионалов из Bolt.io, чтобы помочь молодым хардверным стартапам не сойти с дистанции на пути к успеху.
Краткий курс железного языка
Первая статья цикла посвящена специфической терминологии, используемой в коммуникациях внутри хардверных стартапов, а также с партнерами по разработке, производству, логистике и дистрибуции. Must have. С вашей помощью этот список может быть дополнен важными акронимами и аббревиатурами. Заранее оговоримся, что некоторые термины в профессиональной среде имеют разные трактовки, все нижеперечисленные — отражение нашего опыта.
Этот список хардверных жаргонизмов составил Ben Einstein, управляющий партнер венчурного фонда Bolt и один из постоянных авторов блога blog.bolt.io. Публикуем адаптированный перевод выжимки из нескольких статей с нашими дополнениями.
Одним из самых обескураживающих элементов любой профессиональной области является бесконечный список сокращений и жаргонизмов. Акронимов порой бывает трудно избежать, но у жаргона есть болезненный побочный эффект: люди «не от сохи» чувствуют себя неполноценными и нежелательными собеседниками, пытаясь узнать о новой области от профи, свободно владеющего «птичьим языком».
Фаундеры, их сотрудники, инвесторы и дистрибьюторы время от времени сталкиваются с профессиональным жаргоном. Мы решили помочь людям быстрее интегрироваться с растущим сообществом инженеров, поэтому собрали в этом посте наиболее часто используемые термины в мире хардверных компаний.
Разработка продукта
PRS / PRD / Spec (спецификация продукта / документ, описывающий требования к продукту) — есть множество названий и сокращений для спецификационных документов, но все они сводятся к одному: документ, который описывает продукт в деталях. Что и как он должен делать, как выглядит, кому нужен, для чего предназначен и т.д. Компании, в которых не пренебрегают написанием подробного плана требований к продукту, сталкиваются с меньшим количеством проблем в дизайне и производстве. Хорошая спецификация включает в себя детали, по крайней мере, в семи функциональных областях:
COGS (Cost Of Goods Sold / стоимость реализованных товаров или себестоимость реализованной продукции) — на языке финансов это общая сумма затрат на производство продукции, поделенная на количество произведенных единиц. Чтобы упростить, рекомендуется рассматривать COGS как «BOM plus». В COGS входят производственные затраты, логистика, таможня, пошлины и другие затраты, которыми обрастает BOM на пути продукта к полке в магазине.
NPS (Net Promoter Score) — широко применяемая система оценки интереса клиентов к вашему продукту. Спрашивая клиентов, «насколько вы можете рекомендовать наш продукт другу?» по шкале от 0 до 10, стартапы могут более-менее точно определять соответствие продукта рынку. NPS может быть статистически релевантным и с небольшими размерами выборки (около 30 человек), что делает его отличным инструментом для проверки гипотез и customer development. Термин используется не только в среде hardware-стартапов.
DFM (Design for Manufacturability / Manufacturing) — набор распространенных инженерных практик подготовки продукта к производству, направленный на упрощение производственного процесса, оптимизацию затрат и устранение потенциальных проблем на этапе проектирования. Фактически, DFM — это проектная документация, где в понятных для производителя форматах и терминах описаны процессы подготовки всех компонентов и частей продукта к сборке, а также указаны подробные характеристики материалов и частей, которые производятся специально для конкретного продукта. Как и BOM, DFM требует постоянной актуализации на протяжении всего жизненного цикла продукта.
POC (Proof of Concept) — как правило, первый и сделанный из говна и палок того-что-было прототип для проверки того, что ваш продукт действительно решает насущную проблему и поэтому будет востребован. Такой прототип не должен хорошо выглядеть или работать надежно, но взгляд на него создаст больше понимания у респондентов, чем ваши попытки объяснить свое еще не сформировавшееся видение продукта.
Looks-like (Mockup) / Works-like — комплементарные друг другу прототипы, которые демонстрируют итоги customer development — исследования вашей ЦА — и ее мнения (looks-like) и ваш прогресс в процессе разработки (works-like). Мокапы или looks-like прототипы могут выглядеть как настоящие, но в большинстве случаев не работают. Это может быть как модель корпуса, сделанная на станке с ЧПУ, так и т.н. «весовой мокап», заполненный песком с клеем и имеющий вес, как у готового продукта. В отличие от мокапов, работающие прототипы (works-like) демонстрируют функциональный дизайн с учетом требований спецификации (то, как будет работать продукт), но редко отражают форм-фактор продукта.
EP (Engineering Prototype) — это когда сошлись волна и камень мокап и функциональный прототип. Как правило, наиболее точно отражающий идею конечного продукта прототип, сделанный до начала работы с серийным производством. EP часто являются самыми сложными, трудоемкими и дорогостоящими прототипами для проектирования и сборки, но вызывают восторженное «вау!» у девушек и инвесторов на профильных мероприятиях.
EVT (Engineering Validation Test) — первый из обязательных этапов в процессе подготовки продукта к массовому производству. EVT прототипы предназначены для проверки функциональных аспектов вашего продукта на соответствие требованиям, указанным в спецификации. Корпуса для EVT samples (образцов) обычно изготавливаются промышленным способом, с использованием тулинга (пресс-форм), но в ограниченных объемах (обычно не более 20 шт.).
DVT (Design Validation Test) — второй этап проверки продукта в ходе подготовки к массовому производству. Прототипы DVT предназначены для проверки необходимого для старта процесса производства качества продукта — и для этого проходят расширенный набор тестов (визуальных, функциональных, нагрузочных). Образцы DVT изготавливаются в несколько больших объемах (2-5x EVT) и с учетом всех планируемых SKU (Stock Keeping Units — разные конфигурации одного продукта, модели для разных рынков, в разном цвете или комплектации).
PVT (Production Validation Test) — в идеале, заключительный этап проверки продукта перед запуском в массовое производство. Цель этого этапа — тестирование на соответствие производственным метрикам: процент брака, время сборки, эффективность зажимов/креплений, скорость упаковки и т.д. Объем PVT обычно составляет порядка 10% от объема первой партии и нередко поступает в продажу конечным потребителям (думаете, им повезло?).
MP (массовое производство) — важный этап разработки, когда продукт на выходе с конвейера имеет достаточно высокое качество для поставки в каналы продаж. Массовое производство косвенно зависит от пропускной способности сборочной линии. Например, популярная модель пассажирского авиалайнера находится в массовом производстве, но в месяц производится всего пара десятков единиц.
Batch / Cell Production / Production Lots (серийное производство) — характерный для стартапов подход к массовому производству, при котором производственный процесс делится на так называемые партии или лоты, обычно от 1 до 10 тысяч единиц продукции, и заказ новой партии следует за отгрузкой предыдущей. Большинство контрактных производителей практикует такой подход при работе с молодыми компаниями, так как не уверены, что спрос на продукцию стартапа достаточный, чтобы запустить непрерывную конвейерную сборку.
NRE (Non-recurring Engineering) — единовременный авансовый платеж за разработку. Как правило, NRE открывает сотрудничество с вашим контрактным производителем. Этот платеж включает в себя наиболее значимые затраты на этапе подготовки продукта к массовому производству: изготовление пресс-форм, производство инженерных образцов и т.д. Реже NRE — требование дизайн-хаусов, которые берут на себя доработку вашего продукта.
MCU / SOC / SOM (Microcontroller Unit / System On Chip / System On Module) — один компонент (чип или модуль) на печатной плате, в котором размещены микроконтроллер или микропроцессор, в некоторых случаях, беспроводные интерфейсы, а в SoM еще и память, управление вводом/выводом, управление питанием, вплоть до физических интерфейсов для подключения периферии. При определенных требованиях, SOM или SOC могут ускорить разработку продукта.
FCC (Federal Communications Commission / Федеральная комиссия по связи) — федеральный регулирующий орган в США, который контролирует использование беспроводной связи в товарах, выпускаемых или импортируемых в США. Если вам предстоит получение сертификата FCC, запланируйте 2 DVT сэмпла для прохождения обязательных тестов.
CE (Conformité Européenne) — упрощенно, маркировка CE указывает на то, что изделие не является вредным для здоровья его потребителей, а также безвредно для окружающей среды. Обязательный сертификат для товаров, распространяемых на территории EEA (European Economic Area / Европейской экономической зоны).
SKU (Stock Keeping Unit) — код, применяемый к уникальному продукту. Каждая ревизия, модификация, цвет корпуса, размер памяти и другие отличия моделей в вашей линейке продуктов должны иметь уникальный SKU. Без этого продукт просто не дойдет до полки в магазине. Помните, что слишком много SKU сведут ваш стартап в могилу поставят ваш бизнес под угрозу.
Производство
CM (Contract Manufacturer, контрактный производитель) — компания, которая производит продукцию или компоненты для другой компании. Стартапы, нанимающие CM, предоставляют всю необходимую документацию (DFM), чтобы начать производство своего продукта. Большую часть прибыли CM получает от использования ручных операций и за счет наценки на компоненты от других поставщиков.
OEM (Original Equipment Manufacturer, оригинальный производитель оборудования или компонента) — компания, которая самостоятельно занимается дизайном, разработкой и производством продукции, и имеет право распространять ее под собственным брендом или продавать сторонним компаниям для распространения под чужим брендом.
ODM (Original Design Manufacturer, оригинальный изготовитель дизайна) — компания, которая, получив от заказчика проектную документацию, берет на себя не только изготовление, но и разработку изделия. Обычно в этой компании есть отдел R&D, который помогает стартапу довести дизайн продукта до фактической готовности к массовому производству.
EMS (Electronic Manufacturing Services, услуги по производству электроники) — компании, которые проектируют, тестируют, производят и поставляют электронную продукцию, а также предоставляют услуги по ее ремонту и восстановлению. Крупные EMS — это компании с многомиллиардным оборотом и штатом специалистов высокого уровня. Компании меньшего масштаба в основном практикуют смешанную бизнес-модель EMS/ODM, причем часто компенсируют отсутствие собственных производственных мощностей обширным пулом партнеров и подрядчиков.
Tier 1/2/3 Contract Manufacturer — уровень контрактного производителя согласно его годовому доходу:
Tier 1/2/3 Supplier (поставщик 1/2/3 уровня) — типы поставщиков по положению в цепочке поставок. Когда Ford собирает автомобиль, то покупает готовые решения (например, сиденья в сборе) у поставщика уровня 1, который, в свою очередь, покупает дополнительные элементы (электроприводы и подголовники) у поставщика уровня 2, который покупает детали и материалы отделки (пластиковые кнопки и кожу) у поставщиков третьего уровня.
MOQ (Minimum Order Quantity / минимальный объем заказа) — минимальное количество единиц продукции, которое производитель считает достаточным, чтобы принять заказ в работу. Большинство CM в действительности заботит общая стоимость заказа, а не количество произведенных устройств.
RFQ (Request For Quote) — формальный процесс, используемый при выборе поставщика или контрактного производителя. Стартапы часто неправильно интерпретируют процесс RFQ и просто отправляют по электронной почте чертеж CAD, рассчитывая на ответ с ценой. Выстраивание хороших отношений с CM — это куда более сложный и тонкий процесс, сродни пути от первого свидания до создания семьи и производства детей.
MSA / PA (Manufacturing Service Agreement / Purchase Agreement) — соглашение между стартапом и производителем. MSA охватывает наиболее критичные параметры сотрудничества: сроки, штрафы, ответственность за брак, условия оплаты, прогнозы и т.д. Для обеих сторон рекомендуется включать в договор и согласовывать перед началом производства все параметры сотрудничества, однако на практике это случается редко.
Tooling (технологическая оснастка) — чаще всего, это металлические пресс-формы для производства частей корпуса литьем из пластика или штамповкой из металла.
PCBA (Printed Circuit Board Assembly, печатная плата в сборе) — печатная плата (PCB) с припаянными к ней компонентами. PCBA — один из наиболее значимых узлов в электронных продуктах. Обычно PCBA производятся вашим CM, сторонним EMS или фабрикой по производству печатных плат.
SMT (Surface Mount Technology, технология поверхностного монтажа) — это способ, которым большинство современных электронных компонентов напаивается на печатную плату.
Ramp up («наращивание») — термин для описания темпов роста объемов производства. Часто выглядит как серия S-образных кривых во времени, показывающих медленный рост в начале, максимальное ускорение посередине и стабилизацию перед началом следующего производственного цикла.
Yield (выход) — процент произведенных устройств, которые соответствуют требованиям к качеству и могут быть проданы клиентам. Хорошая фабрика выдает не менее 98% продукции, пригодной для поступления в продажу. В yield могут попадать продукты, которые нуждаются в доработке перед продажей.
Scrap or Defect Rate (уровень брака) — процент произведенных устройств, которые следует утилизировать по причине найденных дефектов. Этот коэффициент — обратная величина Yield, но часто ошибочно используется для обозначения продуктов, нуждающихся в доработке перед поступлением в продажу.
Payment Terms — условия оплаты, которые выдвигает производитель. Обычно это количество дней до полной оплаты за произведенный объем продукции, которая передается стартапу. Большинству новичков не стоит рассчитывать на гибкость производителя в этом месте; 50% партии оплачивается при размещении заказа и еще 50% — перед отгрузкой. Опытные стартапы, сумевшие выстроить доверительные отношения со своим CM, могут претендовать на отсрочку 30 или 90 дней после выхода груза с фабрики.
Цепи поставок и логистика
Gift box («подарочная коробка») — упаковка, в которой пользователь получает продукт. Чаще всего это основная коробка, разработанная создателями продукта, но термин подходит и для дополнительной защитной упаковки, в которой Amazon и некоторые другие ритейлеры доставляют товары из своих магазинов.
Case / Master Carton — большая картонная коробка для перевозки партии продукта на дальние расстояния. В зависимости от форм-фактора и размера упаковки продукта в Master Carton помещается от 5 до 50 единиц продукции, после чего большая картонная коробка погружается на поддоны (Palletes) для последующей перевозки.
FOB (Free / Freight On Board) — момент передачи права собственности на продукцию от производителя к заказчику. Если вы производите продукт в другой стране, этот момент в большинстве случаев наступает в порту экспорта, когда перевозчик (Forwarder) контрактного производителя (CM) выгружает товар (Goods) для последующей погрузки на судно или самолет. FOB — лишь один из множества вариантов перехода прав собственности на товар от производителя к заказчику. Свод таких правил называется Incoterms, и достаточно подробную информацию о них можно найти в Википедии.
Duties / Customs (сборы и пошлины) — сборы, уплачиваемые за вывоз груза в страну и вывоз из нее. Составляют до 10% стоимости, в зависимости от продукта. Неуплаченные вовремя таможенные пошлины могут стать источником значительных задержек доставки груза.
Freight Forwarder (перевозчик / экспедитор) — компания, которая помогает перемещать товары между фабрикой и складом дистрибьютора. Экспедитор бронирует места на грузовом транспорте (грузовые автомобили, поезда, корабли, самолеты). Заработок перевозчика зависит от объемных и весовых параметров груза, поэтому молодым стартапам трудно обеспечивать хорошие цены на небольшие партии.
Landed Cost (себестоимость) — общая стоимость производства и доставки одной единицы. Включает в себя COGS плюс затраты на перевозку, хранение, фулфилмент, страхование, конвертацию валюты и комиссию за банковские операции.
ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов компании) — программное обеспечение, используемое для управления бизнес-операциями. Для аппаратных стартапов наиболее важным аспектом системы ERP является планирование и управление цепочками поставок и учет запасов. С ростом компании ERP начинает покрывать бухгалтерский учет, продажи, закупки, управление производством, человеческие ресурсы и т.д.
Маркетинг и дистрибуция
Crowdfunding — способ привлечения финансирования через онлайн-платформы, используемые для предварительных продаж продукта (часто до их полного проектирования и производства), валидации спроса, сбора и анализа пользовательских предпочтений перед официальным стартом продаж. Crowdfunding — прекрасный способ запуска для определенных категорий потребительских товаров.
PO (Purchase Order, заказ на поставку) — официальное соглашение между клиентом и поставщиком о покупке партии продукта. Ключевые условия включают в себя количество, стоимость, время от оплаты до отгрузки и даты оплаты. PO используется для заказа продукта у CM или компонентов для производства продукта.
Distributor — компания в цепочке поставок, которая покупает продукцию у производителей и перепродает их с существенной (да-да, мы знаем) наценкой другому бизнесу в цепочке поставок, который уже продает ее конечным пользователям (обычно, это розница). Дистрибьюторы хранят продукт на своем складе и берут на себя продажу вашего продукта крупным розничным сетям. Ритейлеры часто доверяют дистрибьюторам больше, чем молодому стартапу «с улицы».
CAC (Customer Acquisition Cost, стоимость привлечения клиента) — стоимость привлечения одного пользователя вашего продукта. Рассчитывается путем деления маркетингового бюджета на количество проданных единиц продукции.
Channel (это канал, как ни странно) — путь, по которому приходит конечный пользователь, купивший продукт. Это могут быть прямые продажи на вашем сайте, e-tail (интернет-магазины), специализированные магазины (электронные розничные сети, операторский ритейл, и т.д.), или гипермаркеты с широкой ассортиментной матрицей. Стартапам следует выбирать каналы продаж в зависимости от предпочтений целевой аудитории и позиционирования продукта.
MSRP / Прейскурантная цена (рекомендуемая производителем розничная цена) — наиболее высокая цена, которую, по вашему мнению, конечный клиент готов платить за ваш продукт. Розница будет пытаться продавать ваш продукт дешевле MSRP, чтобы использовать цену как конкурентное преимущество и увеличивать оборачиваемость. Ваша задача — поддерживать MSRP во всех каналах.
Sell-in (продажи ритейлеру) — количество единиц продукции, которые ритейлер соглашается приобрести у стартапа или дистрибьютора. В большинстве случаев ритейлер оплачивает приобретенные товары после их продажи конечному потребителю, что указывает на очевидную выгоду работы с розницей через дистрибьютора.
Sell-through and Sell-out (продажи конечному пользователю) — момент, когда продавец продает единицу конечному потребителю, а также — объем проданных единиц продукции. Стартапы считают товар проданным только в этот момент, и исходя из этого рассчитывают выручку. В отчетности, как правило, указывается в виде процента от Sell-in.
Lift (рост) — увеличение продаж продукта в результате маркетинговой акции. Чаще всего указывается в процентном выражении.
Backstock (товарный запас) — количество единиц, необходимых ритейлеру для поддержания складского запаса. Большинство ритейлеров включает в заказ 20-50% от объема заказа в качестве backstock.
EOL (End Of Life, конец жизненного цикла) — момент окончания производства продукта или модели. Большинство потребительской электроники имеет жизненный цикл от 12 до 18 месяцев.
MRR / ARR (Monthly/Annual Recurring Revenue) — регулярная выручка от услуг, которые получает пользователь продукта после его покупки. В глазах инвесторов регулярный доход увеличивает оценку компании в 5-10 раз по сравнению с бизнес-моделью продажи «железа».
Attach Rate — процент пользователей, которые подписываются на дополнительные услуги после покупки продукта. Успешные «хардверные» компании зарабатывают 30-35% дохода за счет предоставления дополнительных услуг.
LTV / CLV (Lifetime Value of a Customer) — общий доход с клиента за весь период «жизни» или пользования продуктом. Этот показатель включает в себя доходы от продажи оборудования, подписки на сервисы, продажи аксессуаров и т.д. Расчет LTV требует знания % оттока (churn), изменения маржинальности продукта в динамике и затрат на удержание пользователей.
В следующей статье расскажем о нюансах разработки и производства в больших и маленьких hardware-компаниях: в чем ключевые отличия, и на что обратить внимание hardware-стартапу.
Чтобы не пропустить следующие статьи из цикла, а также другой полезный контент для IT- и hardware-стартапов и анонсы мероприятий о развитии бизнеса и технологиях — подписывайтесь на пятничную рассылку ФРИИ!