En590 дизель что это
Классификация дизельного топлива (дизтоплива, солярки)
В СССР, а впоследствии и в России в соответствии с ГОСТ 305-82 дизельное топливо делилось на следующие марки:
В настоящее время вышеуказанный стандарт СССР устарел, но старые обозначения солярки еще можно встретить в запросах потребителей.
В России при уходе от советского стандарта изначально решили переходить на европейскую систему классификации. С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации EN 590. Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:
вид I — содержание серы не более 350 мг/кг;
вид II — содержание серы не более 50 мг/кг;
вид III — содержание серы не более 10 мг/кг.
Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:
В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
Первая группа: буквы
ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.
Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения
Л — летнее (температура фильтруемости не определяется);
Е — межсезонное (-15 °С);
З — зимнее (-20°С);
А — арктическое (-38°С).
Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива
К2 — содержание серы не более 500 мг/кг;
К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).
Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).
В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.
Необходимо отметить, что в настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3, а с 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России будет введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура фильтруемости. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.
К вопросу о дизельном топливе
Действующие стандарты топлива
В настоящее время российскими нефтеперерабатывающими заводами выпускаются дизельное топливо евро 3 и дизельное топливо евро 4. Эти два вида также отличаются между собой количеством вредных выбросов. Каждый последующий стандарт регламентирует их уменьшение по сравнению с предыдущим. Поэтому дизтопливо евро 4 на 70% менее вредное, чем евро 3. С 1 января 2013 года в России дизтопливо евро 3 является минимально допустимой нормой. То есть производство и продажа дизельного топлива по первому и второму стандарту согласно европейским нормативам запрещена.
В 2005 году был разработан новый ГОСТ на дизельное топливо евро, в котором оно различается по виду, сорту и классу.
Справедливости ради нужно сказать, что ГОСТ Р 52368-2005 – это практически копия европейского EN 590 : 2004. Поэтому обозначение дизельного топлива, произведенного по этому ГОСТу, идет с пометкой «ЕВРО».
Преимущества топлива Евро 5
Применение топлива стандарта Евро 5 уменьшает дымность отработанных газов автомобиля, снижает выброс продуктов сгорания (твердых частиц, оксидов азота, окиси углерода, несгоревших углеводородов), что обеспечивается низким содержанием полициклических ароматических углеводородов и серы в топливе.
Непосредственно для автомобиля преимущества использования топлива стандарта Евро-5 – в том, что оно:
* улучшает процесс сгорания топлива,
* снижает уровень шума и вибрации,
* снижает степень коррозии,
* облегчает запуск двигателя,
* уменьшает расход топлива,
* продлевает срок службы:
** оборудования нейтрализации выхлопных газов,
** механизмов цилиндро-поршневой группы (выделено мной)и
** топливного оборудования (выделено мной).
Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:
Цетановое число — основной показатель воспламеняемости дизельного топлива. Это число характеризует способность топлива к воспламенению и определяет период задержки, то есть, промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения. Оно влияет на запуск двигателя, жесткость работы, расход топлива и дымность отработавших газов. Чем выше цетановое число, тем лучше способность топлива к воспламенению, тем короче промежуток времени между началом впрыска и воспламенением и как следствие, более спокойное и плавное горение дизельного топлива, которое определяет высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя.
Цетановый индекс — расчетное цетановое число до добавки в топливо цетаноповышающей присадки. Поскольку присадки по-разному влияют на общий химический и физический состав топлива, то во избежание передозировки цетаноповышающей присадки, необходимо поддерживать минимальную разницу между цетановым числом и цетановым индексом. Цетановый индекс фактический регламентирует качество топлива на промежуточном цикле производства.
Фракционный состав — наряду с цетановым числом является одним из наиболее важных показателей качества дизельного топлива. Он оказывает влияние на расход топлива, дымность выпуска, легкость пуска двигателя, износ трущихся деталей, нагарообразование и закоксовывание форсунок, пригорание поршневых колец. Температура выкипания 50% топлива (средняя испаряемость) характеризует рабочие фракции топлива, которые обеспечивают запуск, прогрев, приёмистость и устойчивость работы двигателя, а также плавность перехода с одного режима на другой. Полнота испарения топлива в двигателе характеризуется температурой выкипания 95% топлива. При слишком высоких значениях этой температуры топливо не успевает полностью испаряться и оседает в виде капель и пленки, которые, стекая по стенкам цилиндра, приводят к повышенному нагарообразованию, разжижению масла и форсированному износу.
Температура вспышки в закрытом тигле — самая низкая температура горючего вещества, при которой над его поверхностью образуется смесь паров и газов с воздухом, способная вспыхивать от источника зажигания, но скорость их образования еще недостаточна для последующего горения. Температура вспышки определяет условия безопасности применения топлива.
Массовая доля серы — количество серы, присутствующее в топливе. Имеет двойственную характеристику: с одной стороны, повышенное содержание серы в топливе отрицательным образом сказывается на чистоте выхлопных газов. Но что ещё немаловажно, приводит к образованию серных и сернистых кислот в системе смазки, которые в свою очередь влияют на повышенное окисление масла в моторе. Это выражается в снижении смазывающих, противоизносных, противозадирных и моющих свойств залитого в двигатель масла, а также к образованию нагара в камере сгорания. В таком случае, как Вы догадываетесь, преждевременный износ двигателя обеспечен. Для компенсации такого отрицательного эффекта приходиться укорачивать сервисные интервалы обслуживания автомобиля. Это, в свою очередь, неблагоприятным образом сказывается на кошельке владельца автомобиля.
С другой стороны, снижение количества содержания серы приводит к ухудшению смазывающих свойств топлива. А это укорачивает ресурс ТНВД и топливных форсунок. В этом случае приходиться вводить специальные, противоизносные присадки.
Кинематическая вязкость и плотность — определяют нормальную, бесперебойную подачу топлива, распыление его в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования.
Смазывающая способность — смазывающая способность дизельных топлив определяет срок службы элементов топливной системы. До введения в действие сертификата EN 590 от 2001 года не нормировалась.
Назначение депрессорно-диспергирующих присадок для дизельного топлива
Назначение данных присадок – снижение температуры застывания и предельной температуры фильтруемости (ПТФ) дизельных топлив. В основном они применяются на НПЗ при выработке стандартных топлив, но также могут быть использованы на нефтебазах для улучшения низкотемпературных свойств топлив, имеющихся в данный момент в распоряжении.
Принцип работы депрессорно-диспергирующих присадок для дизельного топлива:
Содержащиеся в топливе н-парафины при понижении температуры легко кристаллизуются. Начало кристаллизации проявляется в помутнении топлива. Затем кристаллы растут и при определенных размерах и концентрации образуют пространственную структуру. В результате этого процесса топливо теряет подвижность и плохо прокачивается через трубопроводы и фильтры. Депрессорно-диспергирующие присадки взаимодействуют с поверхностью зарождающихся кристаллов и препятствуют их росту и ассоциации. Размер кристаллов парафинов в присутствии присадки составляет десятки микрометров.
Как влияют депрессорно-диспергирующие присадки на температуру помутнения дизельного топлива?
Температура помутнения – это температура при которой начинают кристаллизоваться парафины.
Депрессорно-диспергирующая присадка не препятствует возникновению кристаллов парафина, она препятствует их росту.
Поэтому, пока кристаллы не начали образовываться, действие присадки не может проявиться. Это и объясняет отсутствие влияния депрессорно-диспергирующих присадок на температуру помутнения топлива.
Stadis®450 — присадки, которые улучшают электропроводимость топлива, помогают снизить опасность электростатики, связанную с перевозкой, смешиванием и загрузкой топлива. Большая скорость потока и тонкая фильтрация топлива с низкой электропроводимостью усиливают электростатический заряд. Топливо с низкой электропроводимостью не допускает быстрой утечки этого заряда в землю. Обработка топлива веществом Stadis® увеличивает электропроводимость и снижает риск образования искр и статической разгрузки.
Когда контейнер с огнеопасными парами газойля содержит средние дистилляты, такие как топливо для реактивных двигателей, газойль или дизтопливо, особенно опасно, если топливо имеет низкую электропроводимость и накапливает в себе заряд. Электростатическая разгрузка внутри контейнера с огнеопасными парами может привести к воспламенению или взрыву.
Присадки Stadis®450 снижают этот риск к минимуму. Использование Stadis®450 обязательно для международного, авиационного турбинного топлива для военного и гражданского применения.
ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия (с Поправкой)
ГОСТ 32511-2013
(EN 590:2009)
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ ЕВРО
Diesel fuel EURO. Specifications
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Настоящий стандарт разработан на основе ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия».
Перевод с английского языка (en).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования европейского регионального стандарта в связи с особенностями построения межгосударственной системы стандартизации.
Сравнение структуры европейского регионального стандарта со структурой настоящего стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1870-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2017 год
1 Область применения
Допускается выпуск в оборот топлива экологических классов:
Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), предназначенная для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции приведена в приложении ДБ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества
ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования
ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ EN 116-2013 Топлива дизельные и печные бытовые. Метод определения предельной температуры фильтруемости
ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ ISO 2160-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ ISO 2719-2013 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса
ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ ISO 3405-2013 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении
ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
ГОСТ ISO 12156-1-2012 Топливо дизельное. Определение смазывающей способности на аппарате HFRR. Часть 1. Метод испытаний
ГОСТ EN 12916-2012 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракции
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 19932-99 (ИСО 6615-93) Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрадсона
ГОСТ ISO 20846-2012 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции
ГОСТ ISO 20884-2012 Топлива автомобильные. Метод определения содержания серы рентгенофлуоресцентной спектрометрией с дисперсией по длине волны
ГОСТ 22254-92 Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре
ГОСТ 31391-2009 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Метод определения кинематической вязкости и расчет динамической вязкости*
ГОСТ 31392-2009 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) и плотности в градусах API ареометром*
ГОСТ 32139-2013 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ 32329-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
ГОСТ 32392-2013 Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом
ГОСТ 32508-2013 Топлива дизельные. Определение цетанового числа
3 Условные обозначения
В соответствии с физико-химическими свойствами, эксплуатационными характеристиками и условиями применения топлива подразделяют на летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З) и арктическое (А).
К летнему топливу относят топливо сортов А, В, С, D (см. таблицу 2).
К межсезонному топливу относят топливо сортов Е, F (см. таблицу 2).
К зимнему топливу относят топливо классов 0, 1, 2, 3 (см. таблицу 3).
К арктическому топливу относят топливо класса 4 (см. таблицу 3).
В условном обозначении при заказе и в нормативных документах указывают марку дизельного топлива (включающую наименование, сорт/класс, экологический класс топлива), обозначение (указывают в скобках) и обозначение настоящего стандарта.
Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных через дефис:
Примеры условных обозначений:
Топливо дизельное ЕВРО, летнее, сорта А (В, С, D), экологического класса К3 (К4, К5)] по ГОСТ 32511-2013:
ДТ-Л-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013
Топливо дизельное ЕВРО, межсезонное, сорта А (В, С, D), экологического класса К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013:
ДТ-Е-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013
Топливо дизельное ЕВРО, зимнее, класса 0 (1, 2, 3), экологического класса К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013:
ДТ-3-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013
Топливо дизельное ЕВРО, арктическое, класса 4, экологического класса К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013:
ДТ-А-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013
4 Технические требования
4.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топливо должно изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытно-промышленных образцов и образцов, прошедших испытания с положительными результатами.
4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
1 Цетановое число, не менее
По ГОСТ 32508** (на установке CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1], [2]-[4]
2 Цетановый индекс, не менее
3 Плотность при 15 °С, кг/м
4 Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более
По ГОСТ EN 12916**, стандарту [12]
5 Массовая доля серы, мг/кг, не более, для топлива:
По стандарту [13], ГОСТ 32139**, ГОСТ ISO 20846**, ГОСТ ISO 20884**, стандартам [14]-[17], [18]-[20]
По ГОСТ ISO 20884**, ГОСТ ISO 20846**, стандартам [14], [15], [17], [18]-[20]
По ГОСТ ISO 20884**, ГОСТ ISO 20846**, стандартам [17], [19], [20]
6 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, выше
По ГОСТ ISO 2719**, ГОСТ 6356**, стандартам [21], [22]
7 Коксуемость10%-ного остатка разгонки, % масс., не более
По стандарту [23], ГОСТ 32392**, стандарту [24], ГОСТ 19932
8 Зольность, % масс., не более
По ГОСТ 1461, стандартам [25], [26]
9 Массовая доля воды, мг/кг, не более
10 Общее загрязнение, мг/кг, не более
11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С), единицы по шкале
По ГОСТ ISO 2160**, ГОСТ 32329**
12 Окислительная стабильность: общее количество осадка,
По стандартам [29], [30], [31]
13 Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа (wsd 1,4) при 60 °С, мкм, не более
По ГОСТ ISO 12156-1**, стандарту [33]
14 Кинематическая вязкость при 40 °С, мм/с
По ГОСТ 33, стандартам [34], [35], ГОСТ 31391
15 Фракционный состав:
По ГОСТ ISO 3405**, ГОСТ 2177 (метод А), стандарту [36]
при температуре 250 °С перегоняется, % об., менее
при температуре 350 °С перегоняется, % об., не менее
95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше
16 Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % об., не более
Качество метиловых эфиров жирных кислот должно соответствовать требованиям стандарта [36].
Идентификацию и разделение метиловых эфиров жирных кислот проводят по стандарту [37].
4.3 Климатические условия и методы испытаний
Рекомендуемая температура применения топлива соответствует предельной температуре фильтруемости.
Летнее и межсезонное топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 1 и 2.
ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004). Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия.
Предисловие
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИНП») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4; Открытым акционерным обществом «ЛУКОЙЛ» (ОАО «ЛУКОЙЛ»).
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы».
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 августа 2005 г. N 217-ст.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ Р 52368-2005
(ЕН 590:2004)
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ ЕВРО
Технические условия
Diesel fuel EVRO. Specifications.
ОКС 75.160.20 / ОКП 02 5130
Дата введения 2006-07-01
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018-93. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84). Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.4.010-75. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия
ГОСТ 12.4.011-89. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.020-82. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества
ГОСТ 12.4.021-75. Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования
ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90). Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ 12.4.068-79. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 12.4.103-83. Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.111-82. Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 12.4.112-82. Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94). Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ 1461-75. Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88). Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2517-85. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 3122-67. Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85). Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 6356-75. Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
ГОСТ 16350-80. Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей
ГОСТ 19932-99 (ИСО 6615-93). Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрадсона
ГОСТ 22254-92. Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре
ГОСТ Р 8.580-2001. Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов
ГОСТ Р 51069-97. Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром
ГОСТ Р 51947-2002. Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ Р 52709-2007 Топливо дизельное. Определение цетанового числа
ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции.
3. Коды ОКП
В зависимости от сорта, класса и вида топлива установлены коды ОКП (по ОК 005), приведенные в таблице 1.
Сорт, класс и вид топлива | Код ОКП |
---|---|
Сорт А: | |
вид I | 02 5131 2701 |
вид II | 02 5131 2702 |
вид III | 02 5131 2703 |
Сорт B: | |
вид I | 02 5131 2801 |
вид II | 02 5131 2802 |
вид III | 02 5131 2803 |
Сорт C: | |
вид I | 02 5131 2901 |
вид II | 02 5131 2902 |
вид III | 02 5131 2903 |
Сорт D: | |
вид I | 02 5132 2801 |
вид II | 02 5132 2802 |
вид III | 02 5132 2803 |
Сорт E: | |
вид I | 02 5132 2901 |
вид II | 02 5132 2902 |
вид III | 02 5132 2903 |
Сорт F: | |
вид I | 02 5132 3101 |
вид II | 02 5132 3102 |
вид III | 02 5132 3103 |
Класс O: | |
вид I | 02 5132 3201 |
вид II | 02 5132 3202 |
вид III | 02 5132 3203 |
Класс 1: | |
вид I | 02 5132 3301 |
вид II | 02 5132 3302 |
вид III | 02 5132 3303 |
Класс 2: | |
вид I | 02 5132 3401 |
вид II | 02 5132 3402 |
вид III | 02 5132 3403 |
Класс 3: | |
вид I | 02 5132 3501 |
вид II | 02 5132 3502 |
вид III | 02 5132 3503 |
Класс 4: | |
вид I | 02 5133 1201 |
вид II | 02 5133 1202 |
вид III | 02 5133 1203 |
4. Условные обозначения
В условном обозначении топлива указывают его сорт или класс в зависимости от значений предельной температуры фильтруемости (для класса и температуры помутнения) и вид топлива в зависимости от содержания серы.
Примеры
1. «Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004), сорт А, вид I».
2. «Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004), класс 1, вид II».
5. Технические требования
5.1. Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологии, утвержденной в установленном порядке.
5.2. По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
5.3. Климатические условия и методы испытаний
Топливо для умеренных климатических условий должно соответствовать требованиям, указанным в таблицах 2 и 3.
Топливо для холодного и арктического климата должно соответствовать требованиям, указанным в таблицах 2 и 4.
5.4. Рекомендации по сезонному применению топлива приведены в Приложении Г.
6. Красители и маркеры
Допускается применение красителей и маркеров.
7. Присадки
Для улучшения эксплуатационных свойств топлив допускается использовать присадки.
8. Значения показателей прецизионности методов испытаний
Методы испытаний, на которые даны ссылки в стандарте, включают показатели прецизионности. В спорных случаях при интерпретации результатов испытаний следует использовать ГОСТ Р 8.580 и [43]
9. Требования безопасности
9.1. Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
9.2. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.
Содержание углеводородов в воздухе рабочей зоны определяют газохроматографическим методом по МУ 5923 (выпуск 12) [45] или аналогичным метрологически аттестованным методом. Контроль содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны осуществляется по Р 2.2.755 [46].
9.6. В помещениях для хранения и использования топлива запрещается использовать открытый огонь; электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывозащищенного исполнения.
При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
9.7. Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
9.8. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПин 2.1.7.1322 [47].
9.9. Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.
В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
9.10. При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
В местах с концентрацией паров топлива, превышающей предельно допустимую концентрацию, необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034.
9.11. При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.
9.12. При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть глаза теплой водой.
Для защиты кожи рук применяют защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010, мази и пасты по ГОСТ 12.4.068, а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.
9.13. Все работающие с топливом должны в установленном порядке проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Минздрава России.
10. Охрана окружающей среды
10.1. С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
Содержание алканов в приземном слое на границе санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания не должно превышать 1,0 мг/куб.м в соответствии с ГН 2.1.6.1338 [48].
10.2. Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива является использование в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением топлива, герметичного оборудования, а также строгое соблюдение технологического режима.
10.3. При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы.
11. Правила приемки
11.1. Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, однородного по показателям качества, сопровождаемое одним документом о качестве, оформленным в соответствии с требованиями ГОСТ 1510.
11.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблицах 2–4, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии.
Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
12. Методы испытаний
12.1 Нормативные документы на методы испытаний топлива приведены в таблицах 2–4 и [49], [50].
12.2. Все методы испытаний, на которые распространяется настоящий стандарт, включают в себя требования к точности. Интерпретация результатов испытаний должна производиться на основании показателей точности используемых методов.
12.3. В качестве арбитражных применяются методы испытаний, приведенные в Приложении В.