Ензас что за надбавка
Как работодатели должны определять размер надбавки за вахту
Минтруд разъяснил, как работодатели должны определять размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы (письмо от 19.08.2019 № 14-1/ООГ-5862).
При этом статья 302 ТК РФ предписывает выплачивать лицам, выполняющим работы вахтовым методом, взамен суточных специальную надбавку за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно.
Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы зависят от того, в какой организации трудоустроен работник.
Работникам федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы установлены постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 № 51.
Работникам региональных госорганов и госучреждений, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы устанавливаются региональными или местными нормативными правовыми актами.
У прочих работодателей размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы устанавливаются коллективным договором, трудовым договором и локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения профсоюза.
Вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха. Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях продолжительность вахты может быть увеличена работодателем до 3 месяцев (ст. 299 ТК РФ).
При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или полугодие, но не более чем за один год. Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха.
К работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться работники в возрасте до 18 лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, а также лица, имеющие противопоказания к выполнению работ вахтовым методом в соответствии с медицинским заключением.
Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера, устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате. Кроме того, им предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня. Сотрудникам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, также предоставляются дополнительные отпуска не менее 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).
Какие доплаты и надбавки выплачиваются к зарплате
Что говорит закон
Доплаты к заработной плате предусмотрены статьей 57 Трудового кодекса РФ. Конкретного определения надбавок и доплат законодательство не закрепляет, ТК РФ относит компенсационные и стимулирующие надбавки к составной части зарплаты служащего (ст. 129 ТК РФ).
Чем отличаются доплата и надбавка
Выделяют два основных понятия: доплата и надбавка — в чем разница между ними? Строгих определений, конкретизирующих значение данных терминов, законодательно не установлено. Разобраться, в чем состоит их отличие, мы можем, исходя из практических решений.
Надбавку можно определить как стимулирующую выплату, которую работодатель вправе использовать для поощрения работника за высокие достижения в труде и профессиональные звания и отличия. Такое вознаграждение, при его наличии, прописывается в локальных нормативах организации — коллективном и трудовом договорах, положении об оплате труда.
Для некоторых ситуаций надбавки могут быть установлены действующим законодательством. К примеру, выслуга лет и надбавка за секретность регулируются 79-ФЗ от 27.07.2004.
Теперь разберем понятие доплат. Это компенсация, которую назначает работодатель при наличии ненормированных условий труда. Главное отличие компенсационных выплат от стимулирующих состоит в том, что первые являются обязательными в том случае, если на предприятии зафиксированы условия работы, отличающиеся от нормальных. Минимальные величины дополнительных выплат, правила их начисления и выплаты заверяются ТК РФ (ст. 147, 148, 151, 152, 153, 154). Все существующие в учреждении доплаты нужно прописать в трудовых положениях и приказах организации.
Виды доплат и надбавок к заработной плате
Все выплаты разделяются на две группы:
К компенсационным относятся доплаты и надбавки за работу, условия которой отличаются от нормальных. Это и труд в ночное время, праздники и выходные, и совмещение профессий, и расширение зон обслуживания, и выполнение обязанностей временно отсутствующего служащего. Еще к компенсационным можно отнести выплаты (ст. 129 ТК РФ):
К стимулирующим относят надбавки за:
За выполнение определенной работы в отчетном периоде (месяц, квартал, год) могут выплатить премии или бонусы конкретным сотрудникам.
Особенности для бюджетных и госорганизаций
В бюджетных и госорганизациях компенсация назначается в соответствии со спецификой отрасли, в которой функционирует учреждение. Например, в области образования педагогическим работникам доплачивают за проверку тетрадей, за содержание учебного кабинета, за классное руководство. Среди стимулирующих поощрений сотрудники образовательных учреждений могут получать установленный процент за категорию, за научную степень.
В медучреждениях устанавливают дополнительные поощрения за медицинский стаж, за работу в сельской местности или ненормированный график.
Малому обслуживающему персоналу с низкими окладами в обязательном порядке назначается доплата до среднего заработка. Все выплаты бюджетных и госучреждений должны быть прописаны в локальных нормативно-правовых актах. К таким документам относятся коллективные и трудовые договоры, соглашения, положения.
Положение об оплате труда, как и коллективный договор, должны быть в любом бюджетном учреждении. Если в бюджетной или госорганизации предусмотрены доплаты, надбавки и премии, нужно сформировать отдельные Положения о премировании, компенсационных и стимулирующих выплатах. Назначаются прибавки соответствующими приказами или распоряжениями руководства.
Премии нужно выплачивать строго в соответствии с определенными для такого бонуса показателями, например за достижение определенного результата в работе. Премирование в бюджете должно быть строго обоснованным.
Все локальные нормативы и распоряжения руководства необходимо предоставлять работникам для ознакомления и подписи.
Образец положения об оплате труда
Как выплачиваются надбавки и доплаты
Порядок получения надбавок и доплат закрепляется действующим законодательством. Работодатель вправе определять состав получателей.
Порядок, в соответствии с которыми выплачиваются надбавки и доплаты, может быть описан рядом ключевых условий:
В бюджетных и государственных организациях есть строгий регламент оформления распорядительной документации о назначении доплат и надбавок. В коммерческих предприятиях этот вопрос регулируется на локальном уровне.
Бюджетники, госслужащие, работники Крайнего Севера и приравненных к нему регионов защищены положениями ТК РФ и действующим трудовым законодательством в отношении своей заработной платы. Следовательно, все компенсации назначаются с целью улучшения текущего материального положения сотрудников и компенсации работы в особых условиях, в том числе климатических.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1073 «О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1073
«О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту»
С изменениями и дополнениями от:
7 августа 2015 г., 17 февраля, 28 апреля 2018 г., 9 апреля 2019 г., 16 сентября 2020 г.
В соответствии с Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
2. Производить выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на денежное довольствие военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Правила
выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1073)
С изменениями и дополнениями от:
7 августа 2015 г., 17 февраля, 28 апреля 2018 г., 9 апреля 2019 г., 16 сентября 2020 г.
Информация об изменениях:
3. Надбавка выплачивается в следующих размерах:
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Решением ВК Верховного Суда РФ от 20 февраля 2013 г. N ВКГПИ13-5 подпункт «а» пункта 3 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей в качестве обязательного критерия для выплаты надбавки за особые условия военной службы летному составу необходимость выполнения нормы налета часов
замещающим воинские должности командующих флотами;
в экипажах подводных лодок (крейсеров);
в экипажах автономных глубоководных (подводных) аппаратов, размещенных на надводных кораблях (судах);
в технических экипажах глубоководных станций;
в экипажах строящихся подводных лодок;
привлекаемым к опытной эксплуатации подводных лодок (крейсеров, глубоководных станций);
инструкторского состава учебных заведений и подразделений, занимающимся обучением специалистов атомных подводных лодок;
в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, Следственного комитета Российской Федерации;
в Главной военной прокуратуре;
Информация об изменениях:
б) до 70 процентов оклада по воинской должности военнослужащим:
в экипажах надводных кораблей (судов, катеров), в том числе строящихся;
в управлениях корабельных соединений (до эскадры надводных кораблей (катеров) включительно), постоянно размещенных на кораблях, а также в управлениях подводных лодок (до командования подводных сил включительно);
замещающим воинские должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает выполнение водолазных работ под водой (нахождение в водолазных барокамерах под повышенным давлением), при условии выполнения ими установленных государственным органом норм часов работы под водой (спусков);
проходящим военную службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения;
проходящим военную службу в органах управления разведкой, разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях), по перечню, утверждаемому государственным органом;
проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом, при условии выполнения ими установленной государственным органом нормы прыжков с парашютом;
проходящим военную службу в органах управления, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью воинских частей (подразделений) специального (особого) назначения в войсках национальной гвардии Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации;
проходящим военную службу в Силах специальных операций;
Информация об изменениях:
в) до 50 процентов оклада по воинской должности военнослужащим:
в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации (за исключением центрального аппарата) в зависимости от особых условий военной службы, связанных с обеспечением функционирования специальных объектов;
проходящим военную службу на отдельных воинских должностях специалистов медицинской службы в особых условиях, по перечню, утверждаемому государственным органом;
воинских частей (учреждений, организаций, подразделений), выполняющим задачи по обеспечению космических программ, по перечню, утверждаемому государственным органом;
несущим боевое дежурство (дежурство в дежурных боевых сменах);
проходящим военную службу на специальных объектах (в воинских частях, организациях, учреждениях и на отдельных должностях), по перечням, утверждаемым государственным органом;
осуществляющим специальные виды работ (выполнение специальных заданий), по перечням, утверждаемым государственным органом;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2015 г. N 816 в подпункт «г» внесены изменения
г) до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим:
на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, по перечню, утверждаемому государственным органом;
замещающим воинские должности в органах военной прокуратуры и в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации по перечням, утверждаемым соответственно Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
Информация об изменениях:
д) до 20 процентов оклада по воинской должности военнослужащим:
на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с работами по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;
на воинских должностях, которые при исполнении должностных обязанностей применяют знания иностранных языков, по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;
на воинских должностях спасателей в спасательных воинских формированиях;
е) до 10 процентов оклада по воинской должности военнослужащим:
проходящим военную службу в г. Москве и Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
пограничных органов, непосредственно осуществляющим охрану государственной границы.
4. В случае если специфика военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах требует исполнения обязанностей военной службы в особых условиях, не предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, надбавка может устанавливаться в размере до 50 процентов оклада по воинской должности по перечням, утверждаемым руководителем соответствующего государственного органа.
5. Размер надбавки определяется по каждому из оснований в пределах, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании настоящих Правил.
6. Военнослужащим, имеющим право на получение надбавки по двум и более основаниям, размер надбавки определяется путем суммирования процентов по каждому основанию. При этом выплата надбавки производится в размере не более 100 процентов оклада по воинской должности военнослужащего.
7. Военнослужащим, имеющим право на увеличение (повышение) окладов по воинским должностям, выплата надбавки производится исходя из оклада по воинской должности с учетом этих увеличений (повышений), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими данные увеличения (повышения), не установлено иное.
8. Военнослужащим, на которых в установленном порядке возложено временное исполнение обязанностей по вакантной воинской должности, за исполнение обязанностей по которой производится выплата надбавки, ее выплата производится за весь период временного исполнения обязанностей.
Надбавка не выплачивается военнослужащим, имеющим право на ее получение по занимаемой воинской должности, в случае временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности, по которой выплата надбавки не производится.
Утверждены Правила выплаты контрактникам ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Речь идет о контрактниках ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Надбавка выплачивается в составе денежного довольствия в порядке, установленном в федеральных органах исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов госвласти России, органах военной прокуратуры и военных следственных органах СК РФ.
Надбавка может составлять от 10% (например, для пограничников, непосредственно охраняющих госграницу) до 100% оклада (в частности, для членов экипажей подводных лодок).
Конкретный размер надбавки определяется в соответствии с правовыми актами вышеперечисленных органов.
При наличии двух и более оснований для получения надбавки ее размер определяется путем суммирования процентов по каждому основанию, однако он не может превышать 100%.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г. (за исключением некоторых лиц, в отношении которых оно применяется с 1 января 2013 г.).
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1073 «О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2011 г. N 296, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 января 2012 г. N 1 ст. 118
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1471
Изменения вступают в силу с 26 сентября 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2019 г. N 417
Изменения вступают в силу с 19 апреля 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 523
Изменения вступают в силу с 11 мая 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 167
Изменения вступают в силу с 28 февраля 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 7 августа 2015 г. N 816
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Преимущества мобилизационного людского резерва
МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ЛЮДСКОЙ РЕЗЕРВ
Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве (Федеральный закон 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
КОНТРАКТ О ПРЕБЫВАНИИ В РЕЗЕРВЕ
Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и командиром воинской части письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года.
Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА О ПРЕБЫВАНИИ В РЕЗЕРВЕ
Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства:
а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:
б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса в военном учебном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.
Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:
а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;
б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;
в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, в случае необходимости его оформления;
д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.
ОСНОВАНИЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ РЕЗЕРВА
Гражданин подлежит исключению из резерва:
б) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;
в) по состоянию здоровья;
г) в связи с лишением его воинского звания;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о наказании в виде лишения свободы или лишения условно;
е) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства другого государства;
ж) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.
Гражданин может быть досрочно исключен из резерва:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;
в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
г) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и назначением на должность судьи.
Гражданин, пребывающий в резерве, имеет право на досрочное исключение из резерва:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта о пребывании в резерве;
б) по семейным обстоятельствам:
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем;
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого резервист воспитывает без матери;
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЗЕРВИСТОВ
Денежные выплаты гражданам, пребывающим в резерве, состоят из:
б) коэффициентов районных (в зависимости от местности);
ежемесячной процентной надбавки за непрерывное пребывание в резерве к месячному окладу:
в) единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве.
Кроме того, при заключении нового контракта резервисту выплачивается единовременная денежная выплата в следующих размерах:
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Она исчисляется исходя из размера тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок. При этом возникают различные вопросы, на которые найти однозначные ответы в нормативно-правовой базе достаточно трудно. Неправильное исчисление доплат и надбавок приводит к разногласиям с проверяющими органами. Поэтому рассмотрим, какие существуют доплаты и надбавки и как они исчисляются.
Доплаты
Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отличающихся от нормальных, работнику могут быть установлены доплаты компенсирующего характера, предусмотренные коллективным, трудовым договорами:
–за тяжелые, вредные или опасные работы;
–за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
–за работу в ночное время;
–за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
–за выполнение работ различной квалификации;
–за совмещение профессий.
При этом нужно учитывать следующее:
–установленные размеры доплат не могут быть ниже предусмотренных законодательством;
–доплаты не могут быть отменены решением учреждения;
–доплаты устанавливаются всем без исключения работникам, занятым на соответствующих работах.
Заслуживает особого внимания порядок начисления оплаты работ различной квалификации, связанный с определенными трудностями, поскольку ее путают с оплатой труда при совмещении профессий (должностей). Рассмотрим особенности исчисления оплаты работ различной квалификации, совмещения профессий (должностей) и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
Оплата труда при выполнении работ различной квалификации регламентируется ст. 150 ТК РФ. Следует учитывать, что выполнение таких работ осуществляется в рамках одной профессии или должности (одной трудовой функции) и в течение нормальной продолжительности рабочего времени. В соответствии с Трудовым кодексом труд работника, выполняющего работы различной квалификации, должен оплачиваться исходя из расценок по более высокой квалификации. Соответственно, доплаты, например, за особые условия работы, климатические условия исчисляются исходя из процентной ставки доплаты к окладу, установленному по более высокой квалификации.
Пример 1.
Согласно штатному расписанию оклад водителя легкового автомобиля составляет 6 000 руб., грузового – 7 000 руб. На основании трудового договора водитель трудится как на легковых, так и на грузовых автомобилях. Ему установлена доплата в размере 20% от оклада за особые условия работы.
Заработная плата водителя за месяц составит 8 400 руб. (7 000 руб. + (7 000 руб. х 20%)).
Трудовой кодекс не ставит оплату труда работников-повременщиков при осуществлении ими работ различной квалификации в зависимость от количества труда, затраченного ими для выполнения работы более высокой квалификации. Если фактически затраченное время на такие работы поддается учету, а работник, которому установлена повременная оплата труда, большую часть рабочего времени выполнял работу более низкой квалификации, независимо от этого оплата его труда должна производиться исходя из оклада, предусмотренного по работе более высокой квалификации. При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы. В случаях когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.
Если работник в течение рабочего времени выполняет несколько трудовых функций, это является совмещением профессий (должностей). Таким образом, под совмещением профессий (должностей) следует понимать одновременное выполнение сотрудником своей основной работы по трудовому договору и дополнительной работы по другой профессии (должности). Частным случаем совмещения профессий (должностей) является выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. В этом случае к совмещению профессий (должностей) нормы ст. 150 ТК РФ применить нельзя. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, регламентируется ст. 151 ТК РФ. Согласно данной статье работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от его основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Таким образом, расчет доплат зависит от методики их исчисления, утвержденной в локальных актах учреждения, но с учетом положений Трудового кодекса РФ.
Однако данной статьей установлен основной критерий, который должен приниматься во внимание сторонами при определении размера доплаты. Таким критерием является содержание и (или) объем дополнительной работы. В локальных актах организации можно предусмотреть доплату в твердой денежной сумме.
Пример 2.
Трудовым договором с работником предусмотрено совмещение профессий водителя (основная профессия) и экспедитора (дополнительная профессия) с доплатой в размере 2 000 руб. к заработной плате по основной профессии.
В июле работнику по основной профессии начислены следующие денежные суммы:
–тарифная ставка (за месяц) – 7 000 руб.;
–премия за июль – 800 руб.
Заработная плата работника с учетом доплаты за совмещение должностей составит 9 800 руб. (7 000 + 800 + 2 000).
Кроме того, доплаты могут устанавливаться в процентах к тарифной ставке (окладу).
Пример 3.
На секретаря организации с окладом 10 000 руб. возложены обязанности временно отсутствующего по болезни инспектора отдела кадров, оклад которого –12 000 руб. Приказом руководителя организации за увеличение объема работы секретарю установлена доплата в размере 40%. (Согласно условиям коллективного договора данная процентная ставка устанавливается к окладу работника по основной работе.)
Помимо окладов секретарю выплачивается доплата в размере 10% от оклада, инспектору отдела кадров – 15%.
Оплата труда секретаря составит 15 000 руб. (10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + (10 000 руб. х 40%)).
Обратите внимание: надбавка к окладу инспектора отдела кадров не учитывается при исчислении заработной платы секретаря.
Совмещение профессий (должностей) следует отличать от работы по совместительству. Если при работе по совместительству оплата осуществляется в полном объеме в соответствии с заключенным трудовым договором, то за совмещение профессий работнику производятся доплаты, размер которых устанавливается по соглашению работника и работодателя. На сегодняшний день законодательством не определены минимальные размеры доплат за совмещение профессий или должностей, поэтому в локальных актах организации также может быть предусмотрена доплата в процентах к заработной плате работника.
Пример 4.
Изменим условия примера 3. За месяц секретарю были выплачены ежемесячная премия в сумме 800 руб. и материальная помощь – 1 000 руб. За увеличение объема работ приказом руководителя ей установлена доплата в размере 40% от заработной платы.
За увеличение объема работ секретарю начислят 4 720 руб. ((10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + 800 руб.) х 40%).
Заработная плата секретаря с учетом доплаты за совмещение должностей составит 17 520 руб. (10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + 800 руб. + 4 720 руб. + 1 000 руб.).
Однако действие ст. 151 ТК РФ не распространяется на случаи, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью исходя из действующих норм трудовых затрат по основной работе.
Выше было рассмотрено исчисление доплат за работы различной квалификации, совмещение профессий, выполняемых в течение рабочего дня. Иногда приходится замещать работника, отсутствующего по болезни или по другим причинам, не только в свое рабочее время. Оплата часов, отработанных за время отсутствия заболевшего работника по указанным причинам, – почасовая. В данном случае доплата исчисляется исходя из размера оплаты одного часа указанной работы в месяц, определяемой путем деления месячной ставки заработной платы работника в соответствии с разрядом ЕТС на установленную норму часов в текущем периоде, умноженной на количество часов замещения.
Если норма рабочего времени для отдельных категорий работников отличается от установленной ТК РФ, то порядок определения размера оплаты одного часа отличается от рассмотренного выше. В гл. 5 совместного Письма Минобрнауки и профсоюза народного образования и науки № АФ-947/96 (далее – Письмо № АФ-947/96) для педагогических работников образовательных учреждений почасовая оплата труда применяется:
–за часы, отработанные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не более двух месяцев;
–за часы педагогической работы, отработанные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;
–при оплате педагогической работы специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;
–при оплате часов преподавательской работы в объеме 300 часов в год в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации в соответствии с п. 4.1 Единых рекомендаций;
–при оплате преподавательской работы сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.
Согласно п. 5.1 Письма № АФ-947/96 размер оплаты одного часа указанной работы в месяц определяется путем деления месячной ставки работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделю), а затем на 12 (количество месяцев в году).
Пример 5.
Продолжительность рабочего времени воспитателя дошкольного учреждения составляет 36 час. в неделю. Помимо своего рабочего дня он отработал за заболевшего коллегу 10 часов. Воспитателю установлен оклад – 2 958,48 руб., доплаты за особые условия труда – 15% к окладу, за выслугу лет – 20% к окладу, губернаторская доплата – 10% к заработной плате. У его заболевшего коллеги оклад – 3 200 руб., надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, губернаторская доплата – 10% к заработной плате.
Рассчитаем заработную плату воспитателя.
Для исчисления оплаты труда воспитателя при замещении им отсутствующего на время болезни другого воспитателя следует воспользоваться правилами расчета заработной платы при почасовой оплате.
Определим среднемесячное количество рабочих часов по 5-дневной неделе.
В 2007 году при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями 249 рабочих дней, в том числе 6 предпраздничных дней (22 февраля, 7 марта, 22 апреля, 8 мая, 9 июня, 29 декабря), и 116 выходных дней с учетом 2 дополнительных дней отдыха 8 января, 5 ноября в связи с совпадением праздничных нерабочих дней 7 января, 4 ноября с выходными днями.
((36 час. х 249 дн. / 5 дн.) – 6 час.) / 12 мес. = 148,9 час., где 6 час. – предпраздничные часы.
Начислим зарплату из расчета часовой ставки и количества рабочих часов:
2 958,48 руб. / 148,9 час. х 10 час. = 198,69 руб.
По основному месту работы воспитателя его заработная плата составит 4 393,35 руб.:
–надбавка за особые условия труда – 443,77 руб. (2 958,48 руб. х 15%);
–надбавка за выслугу лет – 591,70 руб. (2 958,48 руб. х 20%);
–губернаторская надбавка – 399,40 руб. ((2 958,48 + 443,77 + 591,7) руб. х 10%).
Заработная плата воспитателя за месяц – 4 592,04 руб. (198,69 + 4 393,35).
Виды надбавок
Надбавки носят стимулирующий характер. К ним относятся надбавки за классность, непрерывную работу, выслугу лет, высокое качество, напряженность и интенсивность труда и различные достижения в работе. Они устанавливаются локальными актами организации в соответствии с законами и иными законодательными актами, изданными на соответствующем уровне, и представляют собой утвержденный процент к месячной ставке (окладу) работника по основной должности или абсолютную величину.
Так, в соответствии с п. 6.1 Положения об оплате труда старшим врачам станций скорой медицинской помощи, врачам, среднему и младшему персоналу выездных бригад скорой медицинской помощи надбавки выплачиваются в размере 30% тарифного оклада за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной работы. Вместе с тем общий размер надбавки не должен быть более 80% оклада.
Пример 6.
П. Н. Круглов работает в должности старшего врача выездной бригады скорой медицинской помощи и имеет первую квалификационную категорию. Ему установлен 14-й тарифный разряд оплаты труда с окладом 3 434,67 руб. Стаж работы на станции скорой медицинской помощи – два года. Вместе с тем П. Н. Круглов устроился на работу, имея стаж, дающий право на 30%-ную надбавку.
Работнику положена надбавка в размере 55% (30 + 25).
Произведем расчет оплаты труда П. Н. Круглова:
а) надбавка за непрерывную работу составит 1 889,07 руб. (3 434,67 руб. х 55%);
б) общий заработок – 5 323,74 руб. (3 434,67 + 1 889,07).
В случае если работнику предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из оклада без учета повышения по другим основаниям. При этом ставки сначала увеличивают на размеры повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах.
Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 № 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения».