Епископ и патриарх в чем разница
Иерархия епископов: митрополиты и патриархи
Поместные Церкви — это Церкви одной провинции или совокупности нескольких провинций, и именно на этом уровне будут осуществлены самые значительные преобразования.
Епархии и митрополии
Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Лавр, 2007 г. Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru |
Никейский собор, упорядочивая существовавшую ранее практику, постановил (4-е и 5-е правила), что епископы одной провинции (или епархии) должны собираться два раза в год у митрополита (титул епископа, занимающего кафедру столицы провинции). Власть митрополита над другими епископами епархии, подчиняющимися ему (его «суффраганы»), таким образом усиливается, особенно в вопросе о выборе и поставлении новых епископов. Уже на этом уровне Церковное деление приспосабливается к государственному, и когда создаются новые провинции, организация Церкви обычно учитывает их. В VI в. иногда вспыхивают раздоры.
Система имеет свои исключения. В Египте митрополиты не обладают реальным значением, поскольку епископ Александрии сам рукополагает епископов в провинциях. В заново отвоеванной (при Юстиниане) Италии подобным образом складываются особые права Рима в отношении окрестных («περὶ τὴν Ρώμην») областей (provinciae suburbicariae). С другой стороны, в некоторых провинциях, помимо полноценных митрополий, существуют также митрополии без подчиняющихся им епископий, обладатели которых иногда именуются автокефальными архиепископами.
Эти почетные митрополиты наряду с патриархами и теми, кто занимает кафедры настоящих митрополий, носят титул архиепископа. Иногда они пытались установить свою власть над другими кафедрами и стать полноправными митрополитами. В двух случаях епархия была поделена на две: в Памфилии, где город Сида с 458 г. подчинил себе половину городов этой провинции, подчинявшихся ранее Перге (главный город Памфилии, расположенный на р. Кастрос); и в Евфратисии (Евфратской Сирии), где город Сергиуполь (Эр-Русафа), ставший митрополией, приобрел себе определенное количество епископов-суффраганов. Но в этом случае имеются в виду новосозданные епископии.
Халкидонский собор обязал епископов каждой провинции собираться два раза в год, однако Юстиниан не требует более одного ежегодного собрания. Областной собор решает общие вопросы: споры между епископами, исследует их дела согласно поданным апелляциям. С другой стороны, митрополит исполняет важные гражданские функции: губернатор провинции приносит в присутствии митрополита присягу при вступлении в должность; в 569 г. Юстин II, обобщая одно из положений Прагматической санкции 554 г., постановил, что митрополит участвует в выборе кандидатов на пост губернатора.
Формирование патриаршей системы
Организация Церкви менее ясна при описании уровня церковного управления, высшего, чем митрополичий. С появлением патриархатов в IV и V вв. наблюдается существенный прогресс, но столкновения, характерные для церковной истории того времени, происходят по большей части в результате соперничества между крупнейшими кафедрами.
Никейский собор, усиливший власть митрополитов, обращает свое внимание и на высшие инстанции, способные разрешать столкновения между различными епархиями или трудные ситуации, в которых оказывается митрополит. 6-м правилом Собор утвердил положение, уже реально существовавшее: Александрийский епископ, по образцу епископа Рима, имеет власть (ἐξουσία) над Египтом и Ливией; подтверждаются преимущества (πρεσβεία) Антиохии «и иных областей». Иерусалимский епископ получает особые почести, при этом оставаясь в зависимости от Кесарийского митрополита. В Восточной империи существует четко организованная церковная единица — будущий диоцез Египта, где Александрийский архиепископ обладает властью над епископами.
Ситуация с Антиохией и диоцезом Востока менее ясна. Никакая другая власть, возвышающаяся над митрополией, не упоминается. Для того, чтобы пересмотреть решение областного собора (например, запрет епископа), предусматривается, что митрополит может обратиться к епископам соседних областей или вынести данную проблему на обсуждение «большего собора».
Второй Вселенский собор (первый Константинопольский, 381 г.) 3-м правилом устанавливает положение Константинопольской кафедры и уделяет ей второе почетное место после Ветхого Рима, поскольку Константинополь — это Новый Рим. Этот же собор устанавливает как непреложный принцип, что епископам не подобает вмешиваться в дела Церквей, которые им не принадлежат, и определяет различные округа: епископ Александрии управляет Египтом; епископы Востока — только Востоком, преимущества Антиохии, как и на Никейском соборе, сохранены; епископы Асии управляют Асией, то же самое имеет силу для Понта и Фракии. Таким образом, принимаются во внимание пять восточных диоцезов, в то время как диоцезы Иллирика, которые недавно присоединились к Константинополю в гражданском отношении, в церковных вопросах продолжают находиться в косвенной зависимости от Рима. И на этом этапе организация Церкви формируется, хотя и несовершенно, по образцу административного устройства империи.
На деле воплощение данных принципов продолжает развиваться. В Константинополе деятельные епископы расширяют привилегии своей кафедры. Ефесский собор не принимает новые решения, но на нем ощущается умаление Антиохийской кафедры: Кипрским епископам удается, по крайней мере предварительно, добиться признания независимости своей Церкви от Антиохии. Ювеналий Иерусалимский, в свою очередь, намеревается стать независимым от Антиохии, собрав Церкви Палестины под своей властью. Осуждение Нестория на первом Эфесском соборе и способ проведения второго Эфесского собора, казалось, знаменуют умаление Константинополя и победу Александрии. Однако эта тенденция была изменена на IV Вселенском соборе.
Действительно, на Халкидоне уменьшается роль Александрии, епископ которой Диоскор был низложен, и подтверждается значительность Константинополя [Herman. 1951-1954]. Правила 9-е и 17-е устанавливают право апелляции к Константинополю о епископах трех диоцезов: Асии, Понта и Фракии. Константинополь возвышается главным образом благодаря «28-му правилу», которое предоставляет ему права, равные правам Старого Рима, и устанавливает его юрисдикцию.
Это правило Халкидона [Martin. 1951-1954] имеет особое институционное значение[1]. Его первая часть посвящена привилегиям Константинополя, равным тем, которые получал Старый Рим как столица империи, поскольку Константинополь является местом нахождения императора и сената. Вторая часть определяет юрисдикционное содержание этих преимуществ. Правило не будет принято Римом, который не только озабочен претензиями Константинополя, но также, исходя из своих «апостольских» привилегий (связь с апостолом Петром), не может принять политические аргументы, используемые Халкидонскими отцами для определения уровня кафедр.
Наконец, Собор определяет положение Иерусалима, решив, что три области в Палестине, изъятые из ведения Антиохии, будут находиться в юрисдикции Иерусалима. Так начала вырисовываться система пяти патриархатов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима — «пентархия» Юстиниановой эпохи, управляющая имперской Церковью. Титул патриарха при этом войдет в употребление постепенно, в период после Халкидона. Однако пять патриархатов никогда не поделят между собой всю имперскую Церковь, поскольку Кипр и Церковь отвоеванной Африки не зависят ни от одного из глав названных патриархатов.
Выходные данные книги: Le Monde Byzantin I. L’Empire romain d’orient (330-641) / Sous la direction de Cécile Morrisson. Paris: Press Universitaires de France, 2004. P. 111-141 (Chap. 4. Bernard Flusin. Les structures de l’Église impériale). Русский перевод был выполнен с учетом новогреческого перевода: O Βυζαντινός κόσμος Ι. Ἡ Ανατολική Ρωμαική Αυτοκρατορία (330-641). Αθήναι, εκδόσεις ΠΟΛΙΣ, 2007. Σ. 193-224 (Κεφ. 4).
При переводе был сделан ряд кратких добавлений, необходимых по смыслу, которые поставлены в круглые скобки. Ссылки на литературу, указанную в конце, приводятся в квадратных скобках.
[1] Во франц. тексте: имеет статус отчасти.
Переведено игуменом Дионисием (Шленовым) совместно с П.В. Кузенковым
Степени священства
В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).
Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.
Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.
Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).
Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.
Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.
За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.
Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.
Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.
На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.
Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.
Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.
Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».
К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»
Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.
Митрополит
Кажется, епископ — та вершина, выше которой двигаться представителю православного духовенства уже некуда. Дальше уже только патриарх.
И тут в этой прозрачной церковной иерархии появляется какой-то странный титул митрополита. Где же его расположить, среди высших санов? А если встретить такого человека, как к нему обратиться? Батюшка-митрополит? Нет, конечно, не так.
Давайте разбираться. На самом деле, всё несложно.
Сперва определение: митрополит — кто он? Это архиерей!
Митрополит — это архиерейский титул. И тут уместно уточнить, кто же такой архиерей: это любой представитель высшего духовенства. Есть три уровня священнослужителей:
Поэтому совершенно правильно такое определение: митрополит — это архиерей, чей титул выше архиепископа, но ниже патриарха. Также важный нюанс — митрополия. Это территориально-административная единица, которой обязательно руководит митрополит. Но к ней мы ещё вернёмся.
Владыка Антоний — современный православный митрополит
Митрополит, архиепископ, епископ, патриарх — какая разница?
Можно кратко описать, какова разница, между православными архиереями.
Патриарх — глава Церкви, аналог католического папы Римского для православных. Архиерей главного города, столицы.
Митрополит — архиерей, правящий епархией.
Архиепископ — правящий архиерей в области или городе, которая не входит в митрополию. В епархии архиепископа почти всегда есть викариаты. Стать архиепископом можно за некоторые заслуги.
Епископ — представитель высшего духовенства. Может править епархией, а может быть викарием — помощником управляющего.
В христианской иерархии отразился уклад египетского и иудейского жречества
Митрополиты сперва появились не на Руси, а в Римской империи. Но истоки их надо искать ещё раньше возникновения первых христианских церквей.
Первоначально титул подобного рода принадлежал жрецам. Хороший пример — египетский верховный жрец: это первосвященник среди прочих священнослужителей Амона, Атона и других божеств, которым поклонялись на берегах Нила.
Эту форму правления заимствовал Моисей. Ряд историков (Иосиф Флавий, Эдуард Шюре) настаивают на том, что величайший пророк Ветхого Завета получил образование среди египетского жречества.
В таком случае нет причин удивляться тому, что для левитов и прочих священников он ввёл подобную управляющую единицу — верховный священник (надзиратель).
«Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии».
Мы не можем сопоставить с этим титулом сам титул митрополита, но новозаветные епископы уходят корнями именно сюда.
Новозаветный епископ — предшественник современного митрополита
Сложно представить, какое значение епископы имели в ранней христианской церкви. Мы даже не можем с уверенностью сказать, титул ли это или функция.
Но всё же подобные люди упоминаются в Новом Завете и явно играют в общине далеко не последнюю роль.
В последующие века общины расширяются, а функции епископа обозначаются гораздо чётче. Он становится главой административно-территориальных единиц — населённых пунктов древнего мира.
Иудейский первосвященник — один из прототипов современного митрополита
Епископы появляются в каждом селе, что церковное руководство воспринимает негативно. Становится ясно, что для сохранения целостности Церкви, необходима жёсткая вертикаль власти.
VI Вселенский собор устанавливает:
«По каждой епархии, в селах, или предградиях, сущие приходы должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов».
Постепенно «сельских» епископов упраздняют. Дело в том, что их почти невозможно контролировать. Церковь рискует утратить единство и превратиться во множество мелких течений.
Реформы позволяют этого избежать. Сельских епископов постепенно вычёркнут из иерархии Церкви. Но ещё до того, как это произойдёт, появляется «главный епископ» — митрополит.
Митрополитов назначали в исторических центрах христианства
Впервые слово «митрополит» мы встречаем в канонах I Никейского Собора:
«Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».
Именно митрополит — исторически первый титул епископов. Если епископа могли поставить во главе любого населённого пункта, то митрополит — это глава самого главного, города, столицы.
В Римской империи подобных мест хватало, ведь она сплошь состояла из присоединённых и подчинённых государств. И столица каждого из таких государств была чаще всего историческим центром христианства:
Некогда в этих городах образовывались первые христианские общины, это «города-матери». А слово «митрополит» происходит от сложения «мать» и «город» (или ещё версия — «человек из главного города»).
В этих населённых пунктах некогда проповедовали апостолы, и митрополит — это не только их преемник, как епископ, но и руководитель сразу над несколькими епископами, — один из самых главных духовных лиц в иерархии Церкви.
Митрополит управляет митрополией — объединением из нескольких епархий. Это Церковь в миниатюре, но совокупность ещё более миниатюрных аналогов церквей (епархий) — со своими уставами, руководителями и особенностями..
Руины Коринфа, некогда здесь был центр христианской митрополии
При этом митрополия возникает не искусственным, а естественным путём — благодаря взаимодействую епархий и их взаимному проникновению через:
Митрополит руководит взаимодействием иерархий и выстраивает отношения с другими митрополиями
Кандидатура митрополита — это самый уважаемый из епископов, тот, кому доверено стать руководителем христиан в историческом лоне местной общины. С IV века возникает чёткое представление о том, что же такое — фигура митрополита.
Митрополит — это авторитетное лицо. К его влиянию прибавляют и особые полномочия. Митрополит может:
Без митрополита даже епископы не имеют права реализовывать важные для епархий задачи. Именно митрополит следит за целостностью митрополии, сплачивает её, делает единым органом всего организма христианской Церкви.
Епископы для митрополита — исполнительный персонал, который тот либо назначает, либо снимает с должностей. Митрополит решает судебные вопросы, связанные с епископами, и выполняет многие другие административные задачи митрополии.
Также митрополит остаётся высшим духовным лицом, он выполняет функции архиерея: посвящает епископов, проводит богослужения и читает проповеди, если понадобится.
Отношения с другими митрополиями — также задача, которую выполняет митрополит.
Не все митрополиты попадали под данное выше описание. Существовали митрополиты без власти. Это должность вроде той, которую занимают викарные епископы: такой митрополит состоял в подчинении и другого митрополита.
Митрополиты Русской православной Церкви появились при крещении Руси
Митрополиты Русской православной Церкви долго существовали в малом количестве — в единственном экземпляре. Дело в том, что Россия сама по себе не рассматривалась Константинополем, как самостоятельная Патриархия, а фигурировала лишь в качестве митрополии.
Соответственно, и митрополит был один единственный — Киевский и всея Руси.
Кем был первый архиерей, возглавлявший киевскую митрополию? Это невероятно, но история не сохранила таких сведений.
При этом епархии России сохраняли значительную автономию от митрополии.
И всё же митрополит обладал огромной властью:
Всё изменилось с учреждением в 1589 году московской патриархии. Вместе с ней появились и четыре митрополичьи кафедры:
Но тут важно уточнить, что само наличие кафедр не делало их по факту митрополиями. Округа технически оставались епархиями, а вся разница между епископами и митрополитами состояла в том, сколь значимую честь им оказывали.
Митрополит — одни из самых влиятельных руководителей РПЦ, его можно узнать по голубой мантии
Сегодня митрополиты — одни из самых главных фигур в православной Церкви. Выше них только один человек — патриарх.
Но такое облачение более характерно для богослужебной практики. В обычных обстоятельствах митрополита будет проще встретить в чёрном одеянии.
Обращаются к митрополиту — «владыка».
Количество митрополий в России значительно возросло — их около шестидесяти.
Местонахождение центра русской митрополии — Московская епархия.
Митрополит у католиков выполняет похожие функции
Так как все мы из одного, христианского лона, то и митрополиты существенно не отличаются у католиков и православных. В латинском обряде это так же — лицо, которое стоит над епархиями и хиротонисует новых епископов.
3 латинских митрополита носят титул патриарха.
Также митрополит — это первая инстанция, к которой апеллируют епархиальные суды.
Три митрополита имеют титул патриарха:
Как устроена Русская православная церковь
В чём отличие чёрного и белого духовенства, кто избирает Патриарха, что такое постриг, как по внешним признакам отличить митрополита от епископа — самое интересное о Русской православной церкви.
Русская православная церковь — самая крупная религиозная организация в России. Занимает пятое место в списке автокефальных поместных церквей мира. Включает в себя 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия, и 944 монастыря.
В данной статье я затронул общие темы, которые не требуют глубокого изучения. После прочтения материала вы сможете визуально отличать священников друг от друга, а также узнаете, как ими становятся. Источниками статьи являются: Официальный сайт РПЦ, Православная энциклопедия.
Существует три органа церковной власти, каждый из которых является главным в своей компетенции. Все они тесно связаны между собой. Без одного не возможно существование другого.
Приход — основная единица структуры РПЦ, во главе которого стоит настоятель храма. Приход состоит из мирян и священников. Миряне это все те, кто не священники.
Основная территориальная единица — епархия, во главе которой стоит архиерей. В состав епархии входят монастыри, благочиния, храмы, часовни.
Объединение несколько епархий в одном округе называется митрополией.
Духовенство в РПЦ разделено на два вида:
Начать путь служения церкви можно с любого (белое — поступить в высшее учебное богословское учреждение, чёрное — уйти в монастырь).
Переход из белого духовенства в чёрное возможен, если служитель никогда не вступал в брачный союз, овдовел или развелся с женой по обоюдному согласию.
Являются помощниками священнослужителя. Поставляются на свою должность путем хиротесии — возложения рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира. Получают благодать Божию для соучастия в церковных службах. Право поставлять на церковнослужительские степени принадлежит епископу, а в монастыре — его настоятелю.
Степени церковнослужителей: иподиакон, чтец, алтарник.
Лица, посвящённые на особое служение церкви. Разделяют три иерархические степени.
Помогает епископу или священнику в совершении таинств и богослужений. Диаконом может стать мужчина в возрасте от 25 лет. Во время служения диаконы выполняют вспомогательную роль — наполняют сосуды, делают обход храма с кадилом и т.д.
По состоянию на 29 ноября 2017 года в РПЦ насчитывалось 4 640 диаконов.
В диакона посвящает епископ через Таинство Священства путем дьяконской хиротонии. До момента рукоположения ставленник (кандидат) должен пройти от одного до трёх собеседований, на которых опытные священники определяют уровень его знаний.
Ставленник в степень диакона должен знать:
Наизусть все входные молитвы;
Наизусть порядок облачения и молитвы на нём;
Наизусть все диалоги Божественной литургии;
Порядок каждения на вечерне, литии, утрени, Литургии;
Схема чинопоследования вечерни, утрени, Божественной литургии;
Хорошо читать по-церковнославянски.
После успешной сдачи экзамена ставленнику выдается свидетельство, которое необходимо для рукоположения.
Неженатый диакон не может вступить в брак после рукоположения.
Может совершать все богослужения и таинства кроме священства и освещяния мира. РПЦ выдвигает правила, по которым пресвитером может стать мужчина старше 30 лет. Пресвитер может быть женат, но его жена должна быть обязательно православной веры.
Пресвитером поставляет епископ в Таинстве Священства путём священнической хиротонии.
По состоянию на 29 ноября 2017 года в РПЦ насчитывалось 34 774 пресвитеров.
Может совершать все семь таинств церкви, преемник апостолов. Епископа поставляет собор епископов путем особой хиротонии. Может управлять епархией. Остаётся на своей должности пожизненно, но по достижению 75-летнего возраста подаёт прошение об уходе на покой.
Епископом может стать только монах. Если священник до этого находился в белом духовенстве и он хочет построить дальнейшую карьеру, ему следует принять постриг через малую схиму и перейти в чёрное духовенство.
На 15 октября 2018 года в РПЦ было 412 епископов.
Обращения к священнослужителям
Является председателем Церкви, его имя возносится во время богослужения во всех храмах Русской православной церкви. Титул является пожизненным.
Владимир Михайлович Гундяев (Кирилл) был избран на должность действующего Патриарха 27 января 2009 года. 1 февраля, в Храме Христа Спасителя, прошла его интронизация.
Чтобы стать патриархом нужно:
В обязанности Патриарха входит: ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного синода, награждение архиереев титулами и высшими церковными отличиями, издание указов о назначении руководителей церковных учреждений, ректоров школ, награждение мирян церковными наградами и другое.
После ухода на покой предыдущего Патриарха на заседании Священного Синода тайным голосованием избирается Патриарший Местоблюстителей, который будет исполнять обязанности Патриарха до момента избрания нового.
Начать путь служителя церкви через чёрное духовенство можно с ухода в монастырь. Чтобы стать монахом, для начала нужно пару лет поработать на благо обители, после которых принять необходимые обеты.
Уйти в монастырь разрешат не всем. Священники не допустят, чтобы кандидат оставил престарелых родителей, о которых некому позаботиться. Это же касается и близких родственников, которые не могут сами себя обеспечивать, например из-за инвалидности. Если у кандидата есть маленькие дети — также откажут. Тяжелая болезнь и инвалидность еще два повода для отказа. Это объясняется тем, что в монастыре отсутствует качественное медицинское обслуживание.
Путь выглядит следующим образом:
Трудник — человек, принявший решение уйти в монахи. Должен несколько лет прослужить в монастыре, помогая священникам. Если по истечении этого времени кандидат не передумал, подаёт прощение о приеме братии выбранного монастыря.
Далее следует чин послушника — испытательный срок, на котором кандидату нужно подтвердить готовность посвятить жизнь Богу.
После прохождения пути послушника кандидату требуется совершить постриг в малую схиму и принять обеты:
Как правило, для этого действия отводится отдельная служба. Начинается с песнопений, во время которых постригаемый должен быть облачен в белую рубаху. Ему следует проползти на животе от порога храма до его центра, не помогая себе ногами. В этот момент его сопровождают два монаха, которые прикрывают постригаемого мантиями.
Остановившись в центре Храма, постригаемый остаётся там лежать головой вниз. После настоятель Храма обращается к нему и прикасается, после чего постригаемый может встать. Далее следует серия вопросов от настоятеля. Это нужно, чтобы присутствующие убедились, что человек принимает постриг по своей воле, а не по принуждению. Далее идет процесс молитвы и самого пострига — настоятель крестообразно состригает волосы с постригаемого. В завершении церемонии монах надевает на себя пояс, мантию, головной убор и сандалии. Выдаются чётки, крест и свеча.
Во время пострига в монахи постригаемый меняет свое имя. Ведь, принимая монашеский постриг, служитель церкви «умирает» для прежней, мирской жизни.
Это высшее духовное учебное заведение, которое осуществляет подготовку священнослужителей, церковнослужителей и церковных специалистов. Поступить в семинарию могут лишь мужчины, которые не состоят в браке или для них он первый. Обучение является бесплатным.
Помимо стандартных документов для поступления нужна положительная рекомендация от священнослужителей, которые служат в месте проживания поступающего. Чтобы ее получить поступающему необходимо активно участвовать в церковной жизни прихода, регулярно оказывать необходимую помощь священникам.
Вступительные испытания состоят из сочинения на церковные темы, а также собеседования.
Обучение длится 4-5 лет, после которого выпускники получают направление в приходы Русской православной церкви.
Согласно закону, у священников нет трудовой книжки, а стаж работы считается с момента подписания приказа о приеме на должность священника. По законодательству священнику предоставляется отпуск — 28 дней.
Зарплата зависит от суммы, которую храм собрал с прихожан. Основной доход — торговля православными сувенирами. Какую наценку делать на товары в церковной лавке, решает настоятель. В статье The Village указано, что «каждый большой праздник глава епархии старается служить в крупных храмах. Там происходит передача денег, не только ему, но и всем, кто с ним служит, — каждому по конверту».
В областном городе у рядового священника, не настоятеля, в месяц выходит от 20 до 200 тысяч рублей.
В декабре 2016 года РБК выпустило расследование о доходах всей Русской православной церкви.
Из него следует, что 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.
Все облачения делятся на обыденные и богослужебные.
Вне службы священники ходят в подряснике, рясе и скуфье (головной убор). Священники, награждённые камилавками (головной убор фиолетового, тёмного-синего или чёрного цвета), должны их носить на официальных мероприятиях. Все головные уборы священников строго соответствуют их положению в иерархии церкви:
В обыденной жизни монахи имеют право носить мантии, у монахов она только чёрного цвета, а начиная с сана епископа — фиолетовой, голубой или зеленой. При облачении в богослужебные одеяния мантия может сниматься.
Богослужебные одеяния священников состоят из семи цветов, каждый из которых символизирует определённый повод службы.
Как и у любой другой структуры, у РПЦ есть свои награды. Они разделены на два вида — общецерковые (медали и ордена) и иерархические. Ко вторым относят:
Последовательными наградами для пресвитеров являются:
Я вас умоляю, какие притеснения! Гею в церкви свобода и простор!
Самый громкий скандал, связанный с гомосексуальностью в церкви в последнее время, связан с увольнением Андрея Кураева с поста профессора Московской духовной академии за публикацию порочащих церковь материалов.
В своем блоге Кураев сообщил о факте проверки Казанской духовной семинарии, связанной с жалобами студентов на сексуальные домогательства и изнасилования со стороны руководства.
В ходе проверки 4/5 воспитанников подтвердили не только случаи домогательства, но и описали перед комиссией обстановку в целом — «практически все руководители учебного заведения являются содомитами».
Далее от Андрея последовало обвинение казанского митрополита Анастасия и митрополита Никодима в нетрадиционной сексуальной ориентации. Через несколько дней Кураева уволили из Московской духовной академии.
Позже в семинарию приехал Митрополит Анастасий, который остался недоволен тем, что воспитанники рассказали обо всем происходящем комиссии, но не говорили об этом ранее.
Значит, вам нравилось ездить? Я видел неоднократно, как вы унижались. Мне стыдно было за вас! За вас, подписанты, когда вы на коленках пол мыли у него (отца Кирилла), в квартире убираете, вот это для вас было приятное такое занятие. Хотя это не входило в ваши обязанности. Вы всей душой служили батюшке, и вдруг против этого батюшки: «распни, распни его!».
Позднее Священный синод принял отставку ректора Казанской духовной семинарии митрополита Анастасия, который попросил освободить его от должности «в связи с возросшей загруженностью делами.
Также на фоне отставки Анастасия начались отчисления студентов, которые заявили о сексуальных домогательствах проректора.
15 октября 2018 года Священный Синод Русской православной церкви разорвал отношения с Константинопольским патриархатом, главной православной церковью в мире. Причиной конфликта стала выдача автокефалии Православной церкви Украины.
Представитель Константинопольского патриархата архиепископ Иов разъяснил отношения РПЦ с Константинополем.
Патриарший Московской церкви был дан в XVI веке Вселенским патриархом Иеримией II, и в этом документе ясно сказано, что московскому архиерею даётся право называть себя патриархом при том, что он должен признавать Константинопольского патриарха как своего главу.
Как сообщил бывший ответственный редактор журнала Московской патриархии Сергей Чапнин — «Все другие поместные церкви признают первенство Варфоломея, и только Московский патриархат против».
С 14 сентября 2018 года поминовение патриарха Константинопольского Русской православной церковью во время службы приостановлено.
Таинства — специальные священные действия, через которые незримым образом совершается передача даров Святого Духа. Некоторые совершаются один раз в жизни, некоторые регулярно. В Русской православной церкви выделяют семь основных:
Таинство крещения — человек получает духовное рождение, соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств;
Таинство миропомазания — через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям;
Таинство евхрастии — приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу;
Таинство исповеди — в присутствии священника приносится покаяние в своих грехах;
Таинство соборования — помазание больного человека специальной мазью, которая поможет получить благодать Бога для исцеления тела и души;
Таинство священства — посвящение в священный сан;
Таинство брака — союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в храме.
Отличный подгон, люблю почитать фентези лор
Порядок входа в алтарь и выхода из него;
«монахам нельзя заниматься сексом с противоположным полом», ну да так про гомосексуализм же в договоре не прописано, вот и занимаются себе
В целом да. Но библия это поверхностно запрещает.
Обращения к священнослужителям
Теперь вы знаете как правильно обращаться к ворам в законе если вдруг окажетесь в церкви
Тяжелая болезнь и инвалидность еще два повода для отказа. Это объясняется тем, что в монастыре отсутствует качественное медицинское обслуживание.
Зачем им медобслуживание, когда есть святая вода?
Узнавал ли ты как взаимодействуют староверы с церковью?
При написании статьи я общался со священниками и служителями церкви, поэтому материалу и моим ответам можно доверять.
Меня больше интересует срез мнений, доверяют ли эти самые священники и служители церкви своему патриарху? Как относятся к его образу жизни? Ведь он де факто расходится с христианским учением, не вызывает ли это у них когнитивный диссонанс?
Киррила считают спасителем церкви, без шуток. В церковном мире к нему относятся хорошо.
Возможно, зависит от окружения, но я больше негативных мнений встречаю, и уж точно ни разу не слышал, чтобы его считали спасителем
Иван, где тебе можно написать по поводу Школы 42?
Ну за 200к в месяц за нихуянеделание без налогов ещё бы.
Да больше. У него же еще дохуя предприятий.
Я про рядового попа.
За что и как могут лишить сана того же протоиерея?
Каково в целом отношение к татуировкам? Знаю, что в УПЦ КП очень лояльное, но это наверное от епархии сильно зависит
. Ему следует проползти на животе от порога храма до его центра, не помогая себе ногами. В этот момент его сопровождают два монаха, которые прикрывают постригаемого мантиями. Остановившись в центре Храма, постригаемый остаётся там лежать головой вниз.
Вот да. Это всё очень нужно чуваку, который мир за 7 дней сотворил.
Ему следует проползти на животе от порога храма до его центра, не помогая себе ногами.
В чине монашеского пострига этого нет, практикующих подобную традицию считают чудаками.
Эти юниты сломались, несите новых
Много интересного про церковь, но я всё равно не понял, как все эти иерархии и процессы относятся к вере 🙁
В тексте немало мелких неточностей, часть исправлю.
Пресвитер Может совершать все богослужения и таинства кроме священства и освещяния мира.
Написано крайне коряво, исправь.
Безбрачия — монахам нельзя заниматься сексом с противоположным полом;
«Сохраниши ли ся в девстве и целомудрии и благоговении даже до смерти?». Про противоположный пол ничего нет, ключевое слово — целомудрие.
Облачения.
Чёрные скуфейки положены всем, а не только монахам. Фиолетовые — архиереям и награждённым белым священникам.
Камилавки. Белое духовенство награждается камилавками фиолетового цвета. Чёрные камилавки — только у иеродиаконов, выдают «из коробки», а не как награду.
Чёрные клобуки положены всем монахам.
В обыденной жизни священники имеют право носить мантии
Только монахи, при этом не обязательно священники.
При облачении в богослужебные одеяния мантия снимается.
Не всегда.
Церковные награды. Данные устарели, сейчас, навскидку, «отверстия» предшествуют митрам, погугли свежее «положение о наградах».
Спасибо большое! Все поправлю.
По поводу наград, брал с официального сайта РПЦ. Может быть там не обновили в разделе.
Кстати, я иеродиакон, могу рассказать о подводных камнях монастырей, раз есть желание попробовать недельку пожить там.