Ер таргын о чем

Ер-Таргын

Смотреть что такое «Ер-Таргын» в других словарях:

Таргын-нама — Таргын нама в мифологии алтайцев один из первых людей, сотворенных Ульгенем, из ребер которого он создал ему жену и назвал её Мунтюшайди. Эта супружеская пара была изгнана из Аруун сюдюн (место, где жили первые люди, где хранились души… … Википедия

Таргын — (муж.)(др.тюрк.) сердитый, грозный Казахские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Таргын — … Википедия

ЕР-ТАРГЫН — казахская героическая поэма, соотнесенная с историческими событиями 15 в.; ее герой Ер Таргын защитник народа, противник ханских междоусобиц … Большой Энциклопедический словарь

ЕР-ТАРГЫН — «ЕР ТАРГЫН», казахская героическая поэма, соотнесенная с историческими событиями 15 в.; ее герой Ер Таргын защитник народа, противник ханских междоусобиц … Энциклопедический словарь

«ЕР-ТАРГЫН» — «ЕР ТАРГЫН», казахская героическая народная поэма. Сюжет ее соотнесен с историческими событиями XV в. Основная идея поэмы — призыв к единству, к прекращению междоусобных войн. Герой поэмы Ер Таргын представлен как богатырь, заступник народа … Литературный энциклопедический словарь

«Ер-Таргын» — казахская героическая поэма, соотнесённая с историческими событиями XV в.; её герой Ер Таргын защитник народа, противник ханских междоусобиц … Энциклопедический словарь

Казахская Советская Социалистическая Республика — (Казак Советтик Социалистик Республикасы) Казахстан (Казакстан). I. Общие сведения Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в… … Большая советская энциклопедия

Айтыков, Изгутты Курманбаевич — Изгутты Курманбаевич Айтыков каз. Ізғұтты Құрманбайұлы Айтықов Дата рождения … Википедия

Джандарбеков К. — Курманбек (25 XII 1904 (7 I 1905), Сайрамский р н Чимкентской обл. 9 VII 1973, там же, похоронен в Алма Ате) сов. певец (баритон), киноактёр, режиссёр и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1936). Чл. КПСС с 1946. В 1925 окончил Ин т нар.… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Конспект урока по литературе «Казахский героический эпос Ер-Торгын»(4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дата «___»________ 20__г Класс 4-«__»

Тема урока: Казахский героический эпос. Ер-Таргын.

Цель урока: Познакомить с Казахским героическим эпосом Ер-Таргын.

1. Формировать навык выразительного чтения текста.

2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально – этические качества личности учащихся.

3. Развивать память, внимание, мышление.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО: учебник по литературе, тетрадь, портрет

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Развитие творческого воображения.

Еще один отличительный признак поэм героического эпоса заключается в том, что все они названы именами батыров, о которых повествуют.

События, описанные в эпической поэме «Ер-Таргын», относятся к XV веку.

(Образ богатыря заинтересовал композитора Е.Г. Брусиловского, написавшего по мотивам эпоса оперу «Ер-Тар-гын»).

Работа над интонацией и выразительным чтением.

Урок 2. Характеристика Таргына

сильный, отважный, добрый, справедливый, горячий патриот, скромный, умный). Далее предлагается беседа, помогающая раскрыть образ народного богатыря:

— Какая самая яркая черта выделяется в описании Тар
гына?

Ученикам нетрудно будет ответить на этот вопрос — любовь к Родине, патриотизм.

— Почему Таргын «пристал» к воинам Акша-хана, ког
да они отправились на войну?

Прежде всего он думал о том, чтобы помочь своим соплеменникам изгнать с родной земли иноземцев. Пока богатырь был обычным гостем, не было нужды проявлять свою мощь и необычайную силу, но, когда речь идет о защите своей территории, скромность не нужна, следует показать все, на что ты способен.

— С каким врагом должно было сражаться войско ногаев? Найдите в тексте и прочитайте, как описывается сила
франков.

Враги хорошо подготовлены к бою, сильны, умны и осторожны, они прекрасные воины, храбрые, умелые, организованные, не уступают ногайскому войску и количественно.

Количество: «тысячи пеших и конных солдат. », «. и стало вытекать из ворот, словно струи дыма, бесчисленное войско. »,

Организованность: «враг был наготове. », «под барабанную дробь развернулись в боевом порядке»

Храбрость: «враг начал пятиться, но не дрогнул, не побежал. », «враг нападал бесстрашно и стремительно, словно сокол на добычу».

— Почему Таргын не сразу вступил в бой, а все при
сматривался к врагу?

— Как смелый прорыв Таргына подействовал на ногайских воинов? Найдите в тексте эти строчки и прочитайте.
С чем сравнивается войско ногайев во время атаки крепости? Почему?

Пример Таргына воодушевил соплеменников. Они поняли, что победа близка, сопротивление врага можно сломить, только нужно быть твердым до конца, упорно и смело идти к намеченной цели. За Таргыном поскакал сначала один воин, затем второй, потом примкнули все остальные. Натиск ногайских воинов сравнивается с бурной стру- ей, которая, вырвавшись на волю, стремительно несется вперед, сметая на своем пути все преграды. Как невозможно остановить, повернуть вспять бурное течение, так невозможно заставить отступить, дрогнуть Таргына и его воинов.

Как Ер-Таргын управлял своим улусом, когда стал военачальником? Каких помощников себе подобрал? Опишите силу, благородство этих батыров.

Как вы понимаете выражение «обиженные стали стекаться в улус потоком»? Почему обездоленные стремились попасть в улус Таргына? ‘

Найдите в тексте словосочетания «тяжелое войско», «кровавая битва», «закованная в серое железо» рать. Как вы понимаете эти выражения?

Метафора — это употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на уподоблении одного предмета или явления другому, на переносе значений слов по принципу сходства.

Метафора «тяжелое войско» создает образное представление об огромной армии, вооруженной до зубов, отягощенной обозами, скотом, а потому неповоротливой; о воинах, одетых в кольчуги, с саблями, дубинками, копьями; о конях, закованных в латы, из-под которых виднеются лишь копыта.

Использование метафоры «закованная в серое железо» (рать) подчеркивает сходство вражеских воинов, с головы до ног замурованных в тяжелую броню, с однообразной

серой массой, железной стеной, которую, кажется, невозможно пробить. Это дисциплинированная, отлично экипированная, прекрасно организованная армия, не привыкшая отступать.

Задания творческого характера.

По отдельным словам и словосочетаниям восстановить эпизод из эпоса «Ер-Таргын», добавить к описанию картины новые детали:

дозор, захватчики, горы;

башни, бойницы, осадные лестницы, горящая смола;

открытая схватка, пояса на шеях, пощада;

сорок батыров, благо народа, порядок в улусе.

Определить правильную последовательность пунктов плана, составить подробный пересказ текста по одному из разделов плана.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Казахский героический эпос. «Ер Таргын»

Планируемые результаты (задачи урока): предметные: понимание содержания произведения героического эпоса, его темы и основной мысли, умение давать портретную характеристику героя; личностные: понимание силы и непобедимости героя-батыра в борьбе против врага; системно-деятельностные: развитие памяти, мышления, умения отвечать на вопросы и соблюдать логику при пересказе текста; находить слова, выражающие основную мысль в произведении, умение работать в коллективе; производить языковой анализ текста.

Сообщение темы и цели урока.

Освоение содержания произведения «Ер Таргын».

Слушание текста в исполнении мастеров художественного слова (см. электронный вариант учебника).

Чтение произведения и его анализ.

Характеристика главного героя. Представителем какого народа является Ер Таргын? Кто такие «ногайцы»? От кого они защищали свою землю?

Почему Ер Таргын пристал к воинам Акша-хана, когда они отправлялись на войну? С каким врагом воевали ногайцы? Как описана мощь и сила франков? (Сильны, храбры, умелые организаторы, не уступают в смелости ногайцам, многочисленны.) Найдите слова, подтверждающие данную характеристику франков. Почему Ер Таргын не сразу вступил в борьбу с врагом? (Как умный воин, он знал, что одной силой врагов не победить.) Как Ер Таргын пробился в стан врагов? Опишите одежду батыра, его коня. Почему так много внимания уделяется коню героя? Какое значение имеет конь для победы батыра? Как смелый прорыв Ер Таргына повлиял на исход боя? С чем сравниваются войска ногайцев во время штурма крепости?

Как Ер Таргын управлял соплеменниками после победы? Кто были его помощниками? Почему бедные и обездоленные люди хотели попасть в улус к Ер Таргыну?

Составление плана пересказа произведения:

1. Сын Мергена Таргын.

2. Вынужденный побег.

3. Поход и осада крепости.

4.Первый бой Таргына.

6. Поражение франков.

Подведение итогов урока. Предметные результаты: дает определение героическому эпосу, его герою; знает содержание, определяет тему и основную мысль, дает характеристику главному герою, находит метафоры; личностные: высказывает свое отношение к поступку героя, называет положительные качества личности героя, которые нужно воспитывать в себе; системно-деятельностные: понимает прочитанное, анализирует содержание и языковые особенности произведения, находит слова для характеристики главного героя и его врагов, формулирует тему и основную идею рассказа.

Источник

Казахский фольклор, формировавшийся в процессе служения казахской народности на протяжении многих веков, был единственным видом его словесно-художественного творчества, формой народной памяти и народных знаний, выражением народного мировоззрения. Народ был создателем фольклора и средой, хранившей национальные фольклорные традиции, которые меня очень заинтересовали.
Объектом исследования в моей работе стало произведение из героического эпоса «Ер-Таргын».

Предмет исследования – развитие казахского героического эпоса.

Проблема исследования – выявление связи эпоса с современной жизнью народов Казахстана.

Цель исследования – иметь четкое представление о жизни и героических поступках Ер-Таргына.

Гипотеза – если не знать и не изучать традиции народов, живущих в Казахстане, то мы не вырастим патриотами своей страны.

3 глава. Героический эпос. «Ер-Таргын».
«Ер-Таргын», героическая казахская поэма. Сюжет её соотнесён с историческими событиями 15 в. Основная идея поэмы — призыв к единству, к прекращению междоусобных войн между отдельными ханствами. Герой поэмы Ер-Таргын представлен как богатырь, заступник народа, защитник родины от иноземных захватчиков. Вместе с ним действует его верная подруга красавица Ак-Жунус. По мотивам эпоса написана одноименная опера советским композитором Е. Г. Брусиловским.
Сравнивая русский и казахский героический эпос я увидел много общего. Для них характерны бой, открытое столкновение, героическая схватка с врагом. Врагом может быть чудовище. Например, сражаясь с ним русский богатырь освобождает Киев, очищает русскую землю от злодея. Добрыня Никитич побеждает змея. Илья Муромец пленяет Соловья – Разбойника, Алёша Попович борится с Тугариным Змеевичем, а Ер-Таргын защищал свой народ от захватчиков, являлся патриотом своей Родины. В своей борьбе он был не одинок. Рядом с ним было сорок батыров с сердцами наполненными благородными помыслами о благе народа. После победы над врагом он дал каждому по скакуну – аргомаку, вручил по изогнутой сабле. Где умом, а где силой все вместе6 они быстро навели порядок в улусе. Такой храбрый поступок указывает на его благородное сердце и любовь к своему народу, к своей земле.
Эпические сказания издавна существовали в Казахстане. Их передавали из уст в уста и народные сказители, а в девятнадцатом веке записали российские исследователи.

4 глава. Национальная одежда батыра.
Читая казахский эпос я задумался о том, как одет джигит. Для него шили рубашку – койлек со стоячим воротником из белой хлопчатобумажной ткани. В боку под рукавами рубашки вставлялись ластовицы – колтыкшав в виде треугольников. Штаны – дамбал с «широким шагом» из того же материала, что и рубашка, имели вид прямоугольного мешка с двумя длинными, чуть сужающимися к низу штанами со вставкой – клином. Верхние края штанин подворачивались, чтобы в них можно было продеть поясок.
Поверх нижнего белья джигит надевал лёгкую подогнанную по фигуре, приталенную, со стоячим воротником, застегиваемую на пуговицы наплечную одежду бешмет.
Чапаны, бешметы, кокрекше шили из тонкого шерстяного сукна – мауты, бархата, парчи, набивного шелка, преимущественно синей, коричневой и бежевой окраски. С этими материалами казахи были знакомы давно по обменной торговле на древнем караванном «Шелковом пути», проходящим через города южного Казахстана. Края рукавов и подолов бешметов окаймляли тесьмой несколько ниже талии, располагали прорезные карманы без клапанов. Начиная с 19 века, распространяется отделка позументом, золотой, серебряной канителью. Шаравары шили из того же материала, что и бешмет со вставкой для удобства при верховой езде. Популярностью у юношей пользовались бешметы, брюки на матерчатой основе из шкурок жеребят, сайгаков, расшитых тамбором.

5 глава. Народная память о батырах.
Изучив карту Казахстана я увидел, что народ осваивая новые земли давали названия своим аулам, городам имена прославленных батыров.
Область Город, аул, село.
Северо-Казахстанская область станция Жамбыл
Акмолинская область село Кабанбай Батыр
село Уалиханов
аул Баракбай
Костанайская область станция Амангельды
станция Жамбыл
Павлодарская область аул Баянаул
станция Абай
Восточно-Казахстанская область село Таргын (см. Приложение)
Карагандинская область город Абай
город Сатпаев
село Жамбыл
Жамбылская область город Жамбыл
Алмаатинская область аул Отеген Батыр
село Таргын
Южно-Казахстанская область село Бауржан Момыш-улы
село Турар Рыскулов
село Абай
станция Таргын
Кызыл-Ординская область город Абай
Атырауская область село Махамбет
Актюбинская область станция Амангельды

Но не только города, села и аулы получили названия батыров, но и областные районы, улицы городов и сёл. Об их подвигах мы узнаем на уроках казахского языка и познания мира. А на внеклассных мероприятиях мы изучаем программу «Атамекен», которая знакомит нас с жизнью, бытом казахского народа.

Источник

Героический эпос «Ер-Таргын» (продолжение по хрестоматии).

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Задачи: закрепление понятия о героическом эпосе, его особенностях; совершенствование навыков выборочного чтения и литературного анализа, умение составлять словесное описание батыра, развитие творческого воображения; воспитание патриотизма.

Тип урока. Систематизация и усвоение новых знаний.

Готовность к уроку.

В казахской степи полыхает война

И стонет земля, и пустеют долины.

Но час наступил, и рассеялся мрак,

И новое солнце взошло над степями-

Восстал для возмездия гордый казах

И поднял свое окрыленное знамя!

3.Сообщение темы, цели урока. Целевая установка.

— Сегодня продолжаем работу над героическим эпосом «Ер-Таргын». Поговорим о поступках и характере главного героя.

— Какую же роль он сыграл в становлении жизни казахского народа?

Деление класса на группы (батыры и ханы)

— Докажите, что тяжелые времена наступили для казахского народа?

— Докажите, что тяжелая битва была для ногайлинского народа?

В это время Ученики А и Б выполняют творческое задание.

— Напиши письмо Ер-Тыргыну. Используя в нём пословицы и поговорки о Родине.

«Хороша всякая земля, а лучше всех земля своя»

«Родину предать – заживо себя закопать»

4. Работа по вопросам.

— Что побудило Ер-Таргына покинуть аул?

— Какова другая возможна причина?

— Какова цель подвигов (поступков) Ер-Таргына? (защита родины от иноземных захватчиков, защитник народа)

— Почему это важно было для казахского народа? (получить свободу, независимость)

— Что бы произошла, если бы Ер-Таргын поступил иначе:

2) не помог победить Акша-хану?

3)Что символизирует его имя для казахского народа?

Работа над пословицей.

— Какова главная идея произведения? ( Основная идея произведения – призыв к единству, прекращению междоусобных войн между отдельными ханствами)

— Какое заключение вы можете сделать по произведению? (Какую роль сыграл Ер-Таргын в жизни казахского народа?)

— Как это может быть связано с тем, что мы знаем о жизни казахского народа? (стал независимым, свободным, гордым, мирным)

5. Работа по теме урока.

«Гости из прошлого» Интервью

(Карточки с началом вопроса)

6. Словесное описание батыра (внешность, черты характера, поведение во время боя…)

— Как представлен в эпосе главный герой? (Богатырь, заступник народа, защитник родины от иноземных захватчиков)

— Что особенно тебе понравилось в личности Ер-Таргына?

— Какая самая яркая черта выделяется в описании Таргыны? (Любовь к Родине, патриотизм)

7. Работа над словами Н.К.Рериха.

«Защита Родины есть защита и своего достоинства»

— Оцени верность этого высказывания.

Докажи, что Ер- Таргын был храбрым, любил свой народ.

8 . Итог урока. Самооценка по критериям.

Устное оценивание групп.

9. Домашнее задание. Выразительное чтение отрывка, иллюстрация

Ер таргын о чем. Смотреть фото Ер таргын о чем. Смотреть картинку Ер таргын о чем. Картинка про Ер таргын о чем. Фото Ер таргын о чем

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Ер таргын о чем. Смотреть фото Ер таргын о чем. Смотреть картинку Ер таргын о чем. Картинка про Ер таргын о чем. Фото Ер таргын о чем

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Ер таргын о чем. Смотреть фото Ер таргын о чем. Смотреть картинку Ер таргын о чем. Картинка про Ер таргын о чем. Фото Ер таргын о чем

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ер таргын о чем. Смотреть фото Ер таргын о чем. Смотреть картинку Ер таргын о чем. Картинка про Ер таргын о чем. Фото Ер таргын о чем

Номер материала: ДВ-077795

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Ер таргын о чем. Смотреть фото Ер таргын о чем. Смотреть картинку Ер таргын о чем. Картинка про Ер таргын о чем. Фото Ер таргын о чем

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Ер таргын о чем. Смотреть фото Ер таргын о чем. Смотреть картинку Ер таргын о чем. Картинка про Ер таргын о чем. Фото Ер таргын о чем

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Ер таргын о чем. Смотреть фото Ер таргын о чем. Смотреть картинку Ер таргын о чем. Картинка про Ер таргын о чем. Фото Ер таргын о чем

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Ер таргын о чем. Смотреть фото Ер таргын о чем. Смотреть картинку Ер таргын о чем. Картинка про Ер таргын о чем. Фото Ер таргын о чем

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Ер таргын о чем. Смотреть фото Ер таргын о чем. Смотреть картинку Ер таргын о чем. Картинка про Ер таргын о чем. Фото Ер таргын о чем

Время чтения: 2 минуты

Ер таргын о чем. Смотреть фото Ер таргын о чем. Смотреть картинку Ер таргын о чем. Картинка про Ер таргын о чем. Фото Ер таргын о чем

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *