Еще с древнейших времен считалось что зло органические
Зло. Философия о природе зла
Дурные люди совершают дурные поступки, и, если люди и поступки действительно плохи, мы называем их «злыми». Можно использовать и другие слова — безнравственный, развращенный, порочный, — все они описывают одинаковую ситуацию нарушения моральных границ. Но слово «зло» имеет специфическую коннотацию, некий метафизический оттенок, обретенный в результате многовековых ассоциаций с религиозными понятиями.
Зло, находящееся в непримиримой космической оппозиции к добру, неразрывно связано с идеей греха, нарушения Божественной воли. Предполагаемое выступление против Бога (или богов) часто олицетворяет фигура дьявола (или дьяволов). В христианской традиции верховное воплощение зла — это Сатана, лукавый враг Бога, чьи приспешники, демоны, вселяются в людей, дабы подстрекать их к разного рода злодействам.
Что считается злом?
На первый взгляд тесная связь между злом и грехом является готовым ответом на вопрос об определении зла — что же оно такое. С этой точки зрения действие или явление считается злом просто потому, что нарушает Божественный закон: мораль зиждется на Божественной воле; добро есть добро, а зло есть зло по той простой причине, что Бог установил, что так быть должно. И, поскольку слово Божье сохранено в Библии и прочих священных текстах, у нас есть детальный отчет о том, что нравится или не нравится Богу, и, следовательно, мы имеем авторитетное руководство, что нам следует и чего не следует делать.
Большинство людей на протяжении человеческой истории, безусловно, принимали такую концепцию морали, добра и зла, без всяких вопросов. Но, тем не менее, проблемы остаются. Во-первых, различные религиозные тексты, посредством которых воля Господа стала известна людям, содержат множество противоречащих друг другу и/или довольно неприятных утверждений. И потому совсем непросто, используя указания самого Бога, построить непротиворечивую систему морали. Вторая проблема, подвергающая сомнению природу Божественной власти, была впервые сформулирована Платоном примерно 2400 лет назад в диалоге «Евтифрон». Предположим, добро и зло определяются одобрением или неодобрением Бога. Но тогда зло порочно, потому что неугодно Богу, или Богу неугодно зло, потому что оно порочно? Если первое, тогда получается, что Бог мог бы решить и по-другому — вполне мог бы одобрить геноцид (допустим), и тогда геноцид считался бы добром; в этом случае мораль не отличается от слепого подчинения деспотической власти. А если верно второе утверждение — Богу неугодно зло, ибо оно порочно, — выходит, что его порочность не зависит от Бога; в этом случае Бог нам вообще не нужен. Итак, когда дело касается нравственности, Бог либо деспот, либо вообще ни при чем, — печальный вывод для тех, кто стремится сделать Бога официальным гарантом своей этики.
«Зло не может прекратиться полностью, ибо всегда должно оставаться нечто, противостоящее добру» Платон, IV в. до н. э.
Проблема зла
Среди вопросов о добре и зле и отношении к ним Бога самой коварной, вероятно, является так называемая «проблема зла» — каким образом совмещаются существование Бога и наличие зла в мире.
Мир очевидным образом полон зла: голод, убийства, землетрясения, болезни — будущее миллионов невинных людей рушится, дети сиротеют, тысячи семей остаются без крыши над головой, в страшных мучениях гибнут младенцы и старики. Тот, кто способен мановением руки прекратить череду страданий, но не делает этого, — бессердечное чудовище. И все же предполагается, что Бог, который в силах остановить весь этот ужас, — существо бесконечно мудрое и милосердное. Зло повсюду, но как оно может существовать параллельно с Богом, который, по определению, способен положить ему конец?
Эта проблема возникает как неизбежное следствие концепции Бога, в которой ему приписываются определенные свойства. Традиционно считается, что Бог:
Но отсюда следует, что Бог все знает о боли и страданиях в нашем мире, что он способен предотвратить их и что он стремится это сделать. Получается, если не отрицать наличия зла в мире, то либо Бога нет, либо он не обладает перечисленными свойствами: он не знает, что происходит; он просто ничего не может с этим поделать; ему это безразлично.
Возможно ли объяснить, каким образом зло и Бог, со всеми его сверхъестественными качествами, могут сосуществовать? Обычно утверждают, что есть «морально обоснованные причины», по которым Бог, оставаясь нравственно совершенным существом, не всегда избавляет нас от страданий. В некотором смысле в наших же интересах — для нашей пользы — Бог допускает существование зла в мире.
Так что это за высшее благо, которое оправдывает страдания бесчисленного множества людей? Пожалуй, самый мощный и убедительный ответ на проблему зла — так называемый «аргумент свободной воли», согласно которому наши страдания являются платой (и вполне разумной) за возможность совершать свободный выбор. Еще одна важная мысль — подлинная нравственность выковывается на наковальне страданий: только преодолевая трудности, помогая угнетенным, противостоя тирании и т. п., человек превращается в святого или героя, озаряющего мир немеркнущим светом. Однако подобные аргументы выглядят поверхностными рядом с очевидной несправедливостью жизни. Дело не только в том, что общее количество зла и несчастий таково, что объяснить его «воспитательными» целями сложно, но наибольшие страдания выпадают на долю людей добродетельных, в то время как порок остается безнаказанным.
«Если устранить все случаи зла, то в мироздании недоставало бы многих благ» Фома Аквинский, около 1265
Самый очевидный из недостатков данного тезиса — отсутствие адекватного объяснения существования зла природного. Даже если признать, что свобода воли может оправдать существование «морального зла», как объяснить зло естественное: катастрофы, стихийные бедствия и прочее? Как ограничило бы нашу свободу уничтожение вируса СПИДа, геморроя, москитов, наводнений и землетрясений?
Не повезло быть плохим?
В какой степени злые намерения, которые мы приписываем людям и их поступкам, зависят от везения? Мы можем проявить дурные или положительные черты характера, только если обстоятельства предоставляют нам такую возможность: в этом смысле все мы во власти удачи. Мы можем думать, что неспособны на жестокость, подобную зверствам нацистов в Освенциме, но нельзя быть в этом полностью уверенным. Единственное, что мы можем сказать наверняка, — нам очень повезло, что мы никогда этого точно не узнаем.
В защиту свободы воли
Существование зла — серьезнейшая из проблем, с которой сталкиваются сторонники идеи всемогущего, всезнающего и всеблагого Бога. Исторически самой популярной и убедительной — демонстрирующей, что существуют веские причины, почему безоговорочно моральный Бог допускает существование зла, — стала так называемая версия «защиты свободы воли». Свобода воли, гласит она, — это величайший дар Бога человечеству: свобода совершать осознанный выбор позволяет нам прожить по-настоящему достойную жизнь в глубоком, исполненном любви и доверия внутреннем контакте с Богом. Однако как мы используем этот дар — дело нашей совести; предоставленную нам свободу можно использовать и во зло. Это оправданный риск, ибо Бог не мог бы уничтожить коварство и подлость человеческой натуры, одновременно не лишив нас способности осознанно творить добро.
Презентация «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
На Древнем Востоке считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно вместе с сотворением мира.
Древние греки считали, что беды, горе и несчастья, то есть зло, пришли в этот мир, вырвавшись из ящика, который из любопытства открыла женщина по имени Пандора
В Библии говорится, что мир, сотворённый Богом, был прекрасен. Деревья, травы, животные, птицы, морские существа – все они были совершенны.
Во главе своего творения Бог поставил человека. Человек должен был управлять миром и беречь его.
Но человек не был послушен Богу и нарушил данную Ему заповедь. По верованию христиан, после этого мир изменился, стал жестоким и страшным, а человек смертным.
Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением.
Господь увидел, что велико развращение людей на земле, и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: «Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил… ибо Я раскаялся, что создал их».
Четыре города: Содом, Гоморра, Адма и Севоим были уничтожены с лица земли огнем с неба. Гнев Господний был вызван нечестием и отвратительными грехами жителей этих городов.
Покаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом, к спасению от греха.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Христиане верят. Что концом человеческой истории станет победа над грехом, окончательное восстановление связи человека и Бога. Человека ждёт суд и воздаяние за его дела, добрые и злые. Тот, кто не стремился к спасению, совершал дурные поступки, не сможет быть с Богом.
В иудаизме путь к божественному прощению понимается как последовательное исполнение предписаний Бога, его заповедей, которые Бог даровал евреям. При этом раскаяние – важнейшее средство для исправления совершённого греха.
Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире не из-за чьих-то ошибок, а по воле Бога. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.
Буддисты верят, что душа много раз рождается в этом мире в облике разных существ и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание..
Поэтому подлинное спасение для буддиста – это именно освобождение от страдания. А это можно достичь только состоянием нирваны.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-419393
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ЕГЭ. Русский язык. Тест №113
ЕГЭ. Русский язык. Тест №113
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №113»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Даже самое простое растение интересно своей символикой, что подтверждают, например, разнообразные мифы о водяной лилии, или, как говорят в народе, кувшинке.
2) В средневековый период европейцы верили, что семь водяных лилий на щите или знамени делают рыцаря непобедимым; данный факт не противоречит древнегреческой мифологии, в которой лилия была символом красоты и красноречия.
3) Славяне, в отличие от древних греков и европейцев времён Средневековья, считали кувшинку колдуньим цветком, одолень-травой против нечистой силы.
4) Совершенно по-разному воспринималась водяная лилия (кувшинка) в разные времена у разных народов, и этот факт указывает на то, сколько интересного таит в себе, казалось бы, обычное растение.
5) Мифы о водяных лилиях были у древних греков, у европейцев в средневековый период, а также у славянских народов, у которых водяная лилия ассоциировалась с цветком, называемым колдуньим цветком, или одолень-травой.
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Способность живых существ напряжением мышц производить физические движения, действия; физическая энергия человека, животного. Огромная физическая с. сибиряка.
2) обычно чего или какая. Способность человека к духовной деятельности, к проявлению своих умственных или душевных свойств. С. воли.
3) Степень проявления чего-л.; интенсивность, напряженность. С. звука. С. ветра.
4) Способность производить какую-л. работу; энергия, мощность. Подъёмная с. машины.
5) Источник какой-л. деятельности, могущества, влияния. Какая-то неестественная с. оттолкнула его от товарищей.
6) Правовая действенность; правомочность. Закон утратил силу.
7) обычно мн. ч. Часть общества, отличающаяся какими-л. характерными признаками или направленностью в своей деятельности. Движущие силы революции.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
мусоропровОд аэропОрты начАвший бАлуясь насорИт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Имя, которым его нарекли при рождении, вспомнят, лишь когда наступит его час уходить вслед за ЦАРСКИМИ предками.
На практике спецагент почувствовал только ещё большее РАЗДРАЖЕНИЕ и тревогу. Мир его был очень мал, он ОГРАНИЧИВАЛСЯ стенами волчьего логова
Хорошую музыку я обожаю, но боюсь её — она настраивает меня чересчур РОМАНТИЧНО.
ЭФФЕКТНОСТЬ работы персонала снижают разные факторы.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Если опыт проводится с целью наглядной демонстрации явления, надо обратить внимание аудитории на то, чтобы сложность приборов не затрудняла понимание сущности вопроса.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет СЕМИДЕСЯТИ монет
делегация БОЛГАР
известные ТРЕНЕРА
МОК под дождём
встал РАНЬШЕ всех
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Знакомство Ильи Репина и Всеволода Гаршина произошли в доме на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов.
2) Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
3) Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращению в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».
4) За восемь лет, проведённых в стенах Академии, И.Е. Репин приобрёл немало друзей.
5) На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу.
6) Прибыв в Москву, Л.Н. Толстого знакомят с И.Е. Репиным.
7) Рождению исторического полотна, созданного «по мотивам» одного из сюжетов «Истории государства Российского», предшествовало посещение И.Е. Репиным концерта Н.А. Римского-Корсакова.
8) С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым И.Репин познакомился ещё во время работы над картиной «Бурлаками».
9) Сложившиеся деловые отношения между И. Репиным и П. Третьяковым постепенно переросли в дружеские.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.
1) в..лосипед, ч..стота (ударов), зал..жить (основу)
2) р..стовщичество, вр..сти, оч..рование
3) пр..зентовать, ок..анолог, б..талия
4) инц..дент, к..нтракт, н..тюрморт
5) акк..мпанемент, т..мпература, г..потеза
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..оритет, пр..цедент, пр..волжский
2) без..скусный, под..скать, небез..нтересный
3) бе..жалостный, ра..глядеть, и..сушить
4) интерв..юировать, пан..европейский, раз..езжать
5) р..звалиться, н..клеивший, з..стеклить
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вкрадч..вый, отрасл..вой
2) часов..нка, вздраг..вает
3) треб..вать, верблюж..нок
4) игольч..тый, справ..
5) экскаватор..ик, ракет..ик
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна же буква. Запишите номера ответов.
2) дремл..щий, (геологи) осваива..т
3) пренебрега..шь, (ребёнок) пляш..т
4) завис..вший, незыбл..мый
5) рису..мый, (самолёт) вылет..т
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Девочка, (НЕ)УТИРАЯ слёз, устремила глаза на старика.
Дело было летом; работа отнюдь (НЕ)ТЯЖЁЛАЯ: встречать и провожать поезда.
На заре побоялся я идти чистым полем, а до леса было (НЕ)МЕНЕЕ трёх километров.
Это был (НЕ)КТО иной, как мой верный друг.
Татьяна (НЕ)НАВИДИТ свой сан светской дамы.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Деревья, недавно посаже(1)ые, только начинали плодоносить. Орехи, собра(2)ые в первый раз, лежали в гости(3)ой на подоко(4)ике. Трогательное удовольствие доставляли хозяину первые выраще(5)ые им плоды.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
2. Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.
3. Слова Марьи открыли мне глаза и объяснили мне многое.
4. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям.
5. Они готовы резаться и жертвовать не только жизнью но и совестью и благополучием.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Танцевал он прекрасно (1) и (2) время от времени с улыбкой наклоняясь к своей девушке (3) что-то ей нашёптывал. Потом (4) близоруко щурясь (5) и (6) находя глазами Зину (7) бросал на неё несколько тоскующих взглядов и снова начинал беседовать с девушкой (8) кружащейся с ним в танце.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Оптимист (1) как известно (2) человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением, склонный (3) даже (4) в неприятном видеть хорошее. Пессимист (5) наоборот (6) тот, кто исполнен уныния, безнадёжности, он (7) как правило (8) во всём видит дурное.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Из Центральной Азии началось движение племён гуннов в направлении Европы (1) в ходе (2) которого (3) они теснили (3) жившие там(5) многочисленные германские племена.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мистер Хавишам знал (1) что (2) если мальчик окажется сколько-нибудь достойным графского имени (3) дед будет тщеславно гордиться им.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В 1844 году Царскосельский лицей был переименован в Александровский, затем переведён в Санкт-Петербург. (2)Воспитанники этого учебного заведения считали себя продолжателями лучших идей и традиций Лицея, они свято почитали имя А.С. Пушкина. (3)В память о поэте 19 октября 1879 года здесь было положено начало пушкинской библиотеке, переросшей потом в музей. (4)Дата была выбрана неслучайно, поскольку когда-то именно 19 октября был открыт Царскосельский лицей. (5)Музей, как оказалось впоследствии, стал первым официальным музеем поэта в России. (6)Его создавали бывшие лицеисты, преподаватели.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1) Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Александрович Гиляровский — человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.
(6) Гиляровский был в принципе неистощим на мальчишеские выдумки. (7)Например, однажды он придумал послать письмо в Австралию какому-то вымышленному адресату, чтобы, получив это письмо обратно, судить по множеству почтовых штемпелей, какой удивительный и заманчивый путь прошло это письмо.
(8) Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом. (9)Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (10)Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (11)Вот однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (12)Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.
(13)У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным. (14)Особо он гордился тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (15)Писатель был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки — приюта нищих, босяков, отщепенцев. (16)Хитровцы (или хитрованцы) любили его как своего защитника, как человека, который один понимал всю глубину хитрованского героя, его несчастий и опущенности.
(17)Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей. (18)Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы.
(19)Его никто не посмел бы тронуть пальцем. (20)Лучшей охранной грамотой было его великодушие. (21)Оно смиряло даже самые жестокие сердца.
(22)Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (23)Было удивительно, как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, площадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы.
(24)Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. (25)Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. (26)Поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей, как Гиляровский. (27)Его можно назвать * комментатором своего времени». (28)К сожалению, у нас таких писателей почти не было. (29)Да и сейчас их нет. (30)А они делали и делают огромное культурное дело.
(31)Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (32)Это — своего рода бродильные дрожжи, искристый винный ток. (33)Не важно — много ли они или мало написали. (34)Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (35)Важно то, что они определяли собой своё время.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — русский советский писатель, автор произведений для детей.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3-5 содержится повествование.
2) В предложениях 11 и 12 представлено описание.
3) Предложение 23 раскрывает тезис, заявленный в предложении 22.
4) Предложение 30 противопоставлено по содержанию предложению 29.
5) Предложение 34 поясняет смысл предложения 32.
24. Из предложений 9-12 выпишите один из фразеологизмов.
25. Среди предложений 13-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «К.Г. Паустовский, рассказывая о В.А. Гиляровском, использует такой троп, как (А)_____(«неукротимой», «неудержимой» в предложении 1), а также синтаксическое средство — (Б)____(предложения 8, 13). Восхищаясь талантом писателя, автор прибегает к такому приёму, как (В)___(предложения 34, 35). Подчеркнуть великодушие Гиляровского, его умение сочувствовать несчастным автору помогает лексическое средство — (Г)____(«знаток» в предложении 15, «защитник» в предложении 16)».
1) обособленные определения
2) эпитет
3) ряды однородных членов предложения
4) анафора
5) риторические вопросы
6) сравнение
7) контекстные синонимы
8) антитеза
9) обособленные обстоятельства
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.