Еще земли печален вид о чем стихотворение
Анализ стихотворения «Ещё земли печален вид» (Ф.И. Тютчев)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020
Фёдор Иванович Тютчев – русский поэт и публицист. В его произведениях читатель найдёт и пейзажные описания, и философские размышления, и рассуждения о любви, и стихи о Родине и о Европе. Подробный анализ стихотворения «Ещё земли печален вид» по плану от Многомудрого Литрекона поможет Вам разобраться в прочитанном.
История создания
Точная дата написания стихотворения «Ещё земли печален вид», к сожалению, неизвестна, но есть основания полагать, что оно было написано в ранний период творчества поэта. Как отмечает большинство литературоведов, это предположение подтверждает и тот факт, что произведение наделено теми чертами, которые были характерны именно для ранней лирики Тютчева.
Ф.И. Тютчев не стремился к публикации своих работ в России, потому что всегда занимал важные государственные посты и не хотел связывать свою жизнь исключительно с искусством. Он работал дипломатом и служил в цензурном ведомстве, а литературой лишь увлекался. Только после знакомства с Н.А. Некрасовым он согласился напечатать несколько работ в «Современнике».
Стихотворение «Ещё земли печален вид» было напечатано после смерти поэта, а именно в 1876 году. В нём автор выражает свои философские взгляды на жизнь.
Жанр, направление, размер
«Ещё земли печален вид» — лирическое стихотворение, оно относится к пейзажно-философской лирике (Тютчев считал природу одушевлённой и поэтому свои пейзажные описания он сопровождает философскими размышлениями). Стихотворение написано ямбом, придающим произведению простоту и лёгкость. Тютчев использует кольцевую рифму.
Направление творчества Тютчева именуется «чистым искусством». В рамках него творцы не поднимали насущных проблем и не обсуждали актуальные темы на злобу дня. Они концентрировали свое внимание на том, что достойно красоты поэзии: природе, любви, философских думах о возвышенных предметах.
Композиция
По композиции и тематике стихотворение «Ещё земли печален вид» делится на 2 части.
Нельзя не отметить, что пробуждение весны Тютчев также связывает с зарождающейся любовью. Эта параллель выражена в последних двух строках. Любовь, как весна, пробуждает душу от «спячки».
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Ещё земли печален вид» задумчив, о чём свидетельствует обилие многоточий. Он делает попытки разобраться в себе, и, обращаясь к своей душе, задаёт риторические вопросы. Стремление познать окружающий мир однажды приведёт его к истине.
Образ весны является символом обновления души. Пробуждение земли сравнивается с любовью женщины: эти стимулы заставляют героя заново родиться для жизни, полной радости и неги. Вечный круг смерти и рождения остановился на фазе расцвета. Это прекрасное время воспевает поэт.
Природа, как и лирический герой, рада весне: «И ей невольно улыбнулась». Она изображена еще в полудреме, и лишь пьянящий воздух указывает на пробуждение природы.
Темы, проблемы и настроение
Основная идея
Смысл стихотворения «Ещё земли печален вид» состоит в том, что человек и природа подчиняются одним и тем же высшим закономерностям бытия. Как весна преображает природу, так и любовь перерождает человеческую душу, придаёт людям жизненные силы. Поэтому каждый из нас должен стремиться обрести гармонию с природой.
Главная мысль стихотворения «Ещё земли печален вид» заключается еще и в надежде: даже если все кажется безрадостным и мертвым, любовь озарит просторы души и оживит ее. Главное, не переставать надеяться и верить в чудо.
Средства художественной выразительности
Тютчев использует множество художественных приёмов и тропов в стихотворении «Ещё земли печален вид». Среди них:
Все приведённые тропы поэт использует с целью наиболее полно передать свои философские идеи об одушевлённости природы и о любви.
Стихотворение и анализ «Еще земли печален вид…»
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.
Краткое содержание
А. Саврасов. Весенний день. 1873
Поэт описывает нам картину ранней весенней поры, когда всё в природе ещё мертво от зимней спячки, но уже ощущается скорое потепление. По ходу прочтения наше настроение улучшается в диапазоне от грусти до лёгкой улыбки и взволнованной неги. Земля всё ещё имеет печальный вид, но, при этом, повсюду уже витает весеннее очарование. Воздух колышет сухие стебли, шевелит еловые ветви. Окружающий мир ещё не окончательно пробудился от зимнего сна, но уже слышит поступь весны, улыбаясь ей. Человеческая душа тоже спала в зимние холода, но и она расчувствовалась, разволновалась: снежные покровы тают, сверкает небосвод, играет кровь. Поначалу даже не понятно: это весна будит человеческую душу, или любовь?
История создания
О дате написания произведения остаётся лишь гадать: она доподлинно не известна. Литературоведы полагают, что стихотворение было создано Тютчевым позднее апреля 1836 г., ещё в раннюю пору его творчества. Данное предположение косвенно подтверждает тот факт, что в стихотворении заметны черты, свойственные ранней лирике автора.
Первые читатели смогли познакомиться с произведением лишь в 1876 г., после кончины поэта. История создания этих стихотворных строк соотносится с философскими взглядами Тютчева: он был искренним поклонником немецкого философа Фридриха Шеллинга.
Жанр, направление, размер
Перед нами образец пейзажно-философской лирики. Автор воспринимал окружающий мир, как одушевлённое существо. Поэтому обычное на первый читательский взгляд, пейзажное описание во второй части произведения имеет связь с философскими раздумьями. Тютчев полагал: постичь природу непосильно для людей, но, невзирая на это, они обязаны её постигать.
Стихотворение написано любимым стихотворным размером автора – ямбом. Он позволил Тютчеву передать сложные философские мысли в доступной для читателей форме. Рифмовка кольцевая, с чередованием мужской/женской рифмы.
Композиция
Произведение имеет чёткое деление на две равнозначные части: композиционно и тематически:
Первая часть – описание природы, пробудившейся от зимней спячки. Повторение наречия «ещё» является прямым намёком на ближайший приход весны: снег ещё лежит всюду, но это ненадолго; зима пока ещё печальна, но уже жаждет проснуться.
Вторая часть – изображение человеческой души, которая пробуждается от сна, подобно окружающему миру. Таким образом, Тютчев подчёркивает родственность человеческой души с природой.
Пробуждение весны автор связывает с зарождением любви. Данная параллель ярко выражена в двух завершающих стихотворение строчках: любовь пробуждает душу от долгого сна.
Образы и символы
В произведении представлено несколько смысловых образов, помогающих понять основную идею стихотворения:
образ лирического героя представляется нам задумчивым, об этом свидетельствует активное использование многоточий. Он желает разобраться внутри себя, задавая своей душе волнующие риторические вопросы. Герой уверен: стремление познать окружающий мир приведёт его к истине;
образ весны символизирует душевное обновление. Пробуждение земли автор сравнивается с женской любовью, которая способна заставить героя переродиться для новой жизни, наполненной негой и радостью. Извечный круг смерти и рождения остановлен в произведении на фазе «Рассвет»;
образ природы – она, подобно лирическому герою, радуется приходу весны. Природа рисуется в состоянии полудрёмы, когда лишь опьяняющий свежестью воздух свидетельствует о пробуждении природы.
Темы и настроение
Ключевая тема произведения – гармоничное сосуществование человека и природы. Путём сопоставления человеческой души и природной, автор создаёт уникальную в своей точности картину мира. Поэт всегда одушевлял явления природы: они представлялись ему одухотворёнными.
Настроение в произведение постоянно меняется. Сначала мы видим грустную картину ледяной зимы, мёртвых стеблей. Затем появляются радость, удивление: душа пробуждается. Автор связывает это с приходом весенних дней. После прочтения стихотворения остаётся ощущение таинственности.
Основная идея
Основная идея произведения в том, что природа и человек должны подчиняться одинаковым закономерностям жизни. Любовь преображает душу человека так же, как весна преображает окружающий мир. Каждый из нас обязан стремиться жить так, чтобы обрести гармонию с природой. Автор вселяет в читателей надежду: даже, если всё вокруг представляется мёртвым и тоскливым, чувство любви придёт на помощь, озарив душу светом. Главное для нас – верить в чудо.
Средства выразительности
Читатели могут насладиться богатой палитрой средств выразительности, свойственной Тютчеву. Они работают на то, чтобы выразить философские мысли поэта о любви, одушевлённости природы, её непостижимости:
эпитеты – «редеющий сон», «женская любовь», «мёртвый стебель»;
метафоры – «душа спала», «земли печален вид», «воздух дышит весною»;
олицетворения – «природа улыбнулась», «природа не проснулась».
Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева
Стихотворение “Еще земли печален вид” относят к раннему периоду творчества Тютчева, хотя точная дата его написания неизвестна. Краткий анализ “Еще земли печален вид” по плану откроет ученикам 6 класса дверь в прекрасный мир природы, описанный настоящим мастером. Его можно использовать на уроке литературы для объяснения темы и как дополнительный, и как основной материал.
Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»
Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.
Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.
Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.
Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.
Произведения русских классиков можно считать достоянием целой страны. По сей день они радуют любителей чтения своим творчеством, заставляют задуматься, учат чему-то и просто делают мир лучше. С ранних лет родители должны научить ребенка любить литературу. Она улучшает воображение, повышает словарный запас и готовит его к предстоящей жизни. Через книги мы можем попадать в другой мир и познавать его особенности.
Стихотворения Тютчева достойны особого уважения. В своих трудах он философствует и рассказывает о своих глубоких мыслях, которые отражают сущность связей человека и всего вокруг.
Композиция
Стихотворение четко разделено на две равные части – композиционно и тематически.
Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.
Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.
В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.
Краткая биография автора
Федор Тютчев, стихи которого имеют особый смысл в сознании каждого, родился пятого числа последнего месяца в 1803 году. Его жизнь не была плохой или неблагополучной, как случается у многих выдающихся людей. Нет, он хорошо жил в Москве, учился. Заниматься творчеством начал в подростковом возрасте. Тогда его труды выходили в печать крайне редко и не были объектом обсуждений критиков. Успеха он достиг, когда сборник его произведений попал к Александру Сергеевичу Пушкину. Он восхитился стихотворениями молодого человека, и они были опубликованы в его журнале. Но только несколькими годами позже, когда Тютчев вернулся в родные места, смог достичь признания.
Одно из лучших
Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева стал возможен лишь после смерти автора. Именно тогда оно было опубликовано и стало доступно для читателей. Нет точной даты написания, но только в 1876 году его смог увидеть мир. Это через три года после смерти поэта. В своем произведении он описывает через чувства и переживания состояние природы. Для него они едины и сплетаются в одно целое. Ощущения и пейзажи очень символичны. В них отражается истинное содержание души человека, то, что скрывают самые дальние уголки внутреннего мира. И природа точно так же. Она живая, это ясно любому, но чем это выражается и как именно сопоставляется с человеком? Идея стихотворения «Еще земли печален вид» заключается в том, чтобы дать четкий, развернутый ответ на данный вопрос.
Краткий анализ
– точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.
– параллелизм существования человека и природы.
–
“мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”
.
–
“земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”
.
–
“природа не проснулась”, “природа улыбнулась”
.
Смысл стихотворения
Данный автор в своем творчестве любит использовать двузначные предложения, которые каждый способен принимать по-разному. Понимание зависит от внутреннего развития, образа жизни конкретного индивида. Многие могут так и не прочувствовать всю суть произведения, забросить его подальше, решив, что это обычное описание наступления весны. Но на деле все совсем не так.
Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает понять ту самую связь между живыми объектами, которые абсолютно разные, но способны испытывать одинаковые чувства. Произведение выражает противопоставление, борьбу, описание и эмоции, присущие каждому из нас, но показанные в понимании природы.
Раскрытие идеи
Порой люди начинают забывать о единстве живых существ в этом мире. Тем более что природа с раннего развития человечества была кормилицей и спасительницей для нас. Поняв её, мы можем разобраться во многих людских проблемах.
Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает увидеть борьбу между весной и зимой. Это два близких местами, но таких отличающихся друг от друга сезона, рассказы о которых могут быть очень противоречивы. Поэт говорит «редеющий сон» о белой покровительнице трех месяцев. Она должна уйти и передать господство более теплому и цветущему времени, которое еще еле чувствуется. Природа и человек радуются весне. Они будто бы вновь рождаются, прилетают птицы, растут цветы. Это как начало новой жизни, переход на ступень выше к лету, которое окружено особой любовью. Наступает период мечтаний, романтики. Душа пробуждается от зимнего сна и готовится к новым эмоциональным скачкам, которые начнут внезапно появляться по воле природы. Это и бесконечные дожди, и яркое солнце, обжигающее тело. Такие разные явления способны повлиять на состояние и настроение.
Средства выразительности
Стихотворение «Еще земли печален вид», средства выразительности которого ярко отражены во многих словах, обладает что обозначает сопоставление души человека с природой. Используются метафоры: «воздух дышит», «природа не проснулась», «природа послышала», «душа спала», «играет кровь». Это показывает ту самую связь. Эпитеты придают особенную красоту и загадочность строкам. Идет четкое сравнение души людской и природной.
Федор Тютчев стихи пишет от всей души, использует такие приемы, которые посредством обычных слов способны донести глубокую мысль до читателя. Его неоднозначность и красота привлекают к тому, чтобы вникнуть в произведение еще больше, прочитать его не раз и обсудить это с другими. Кто как понял переданные строки, что почувствовал? Эти вопросы будут задаваться вновь и вновь, но истинный смысл, наверное, будет трудно понять. Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева заставляет задуматься и понять красоту природы по-новому.