Esg что это означает
Что такое ESG — расшифровка понятия, критерии, принципы
Когда речь заходит об инвестировании, все чаще мелькает загадочная аббревиатура ESG. Что же она означает, для чего нужна и почему в скором времени большинство российских компаний могут стать «зелеными», читайте в статье.
Что такое ESG
Считается, что появление ESG-принципов связано с ухудшением состояния экологии, глобальным потеплением и появлением огромной экономической пропасти между богатыми и бедными странами.
Эти принципы стали очень популярны за рубежом в последние годы, а базируются они на трех основных пунктах:
И хотя в России принципы устойчивого развития еще не так популярны, многие компании уже начинают их использовать. Например, около трети российских банков начали проверять заемщиков на соблюдение социально-экологических условий, а еще 20% рассмотрят подобную возможность.
На недавней конференции агентства «Эксперт РА», посвященной принципам устойчивого развития, Совкомбанк вошел в число лучших в отраслевом рэнкинге банков и получил специальную награду «За формирование лучшей практики ESG-прозрачности».
Критерии для компаний
Чтобы ESG-оценка вашей компании была максимально высокой, необходимо развиваться по всем трем вышеупомянутым направлениям.
Под экологическим принято понимать общую заботу об экологии и минимизацию ущерба для окружающей среды при производстве.
Например, компания Microsoft ко Дню Земли запустила программу «Планетарный компьютер», с помощью которой намерена ослабить собственный углеродный след, основать ряд природных заповедников, а также создать базу данных, с помощью которой предприятия смогут оценить свое влияние на экологию.
Социальные принципы показывают, как компания относится к собственному персоналу, к клиентам и партнерам. Исследования доказали, что грамотная ESG-стратегия помогает увеличить продуктивность работников, привлекает и удерживает более компетентных сотрудников.
Компания должна создавать комфортные условия труда, обеспечивать безопасность, достойную заработную плату, гендерное равенство, поддерживать социальные проекты.
А принципы качественного корпоративного управления нацелены на прозрачность отчетности, зарплат, противодействие коррупции, а также на создание здоровой атмосферы в коллективе.
Важно: чтобы предприятие могло эффективно развиваться, следуя принципам устойчивого развития, лучше найти баланс между ними. Но в зависимости от направленности предприятия он может быть немного смещен.
К примеру, фирмам, занимающимся энергией, стоит отдельно обратить внимание на экологию, сектору услуг — на социальные аспекты, а финансистам — на управление.
На что влияет рейтинг ESG и кто его формирует
Рейтинги создают независимые агентства, которые проводят исследования и анализируют данные компаний, после чего выдают оценку от 1 до 100. Среди них: Bloomberg, MSCI, Refinitiv и другие. Стоит отметить, что каждая компания работает с данными по-разному, из-за чего оценки могут сильно отличаться.
Хорошим примером может послужить итальянский дом моды Gucci, а также остальные дома, входящие в конгломерат Kering, которые уже третий год уверенно держат первенство в рейтинге MSCI.
Во многом это происходит из-за почти полного отказа от использования пластика, производства одежды из отходов, а также создания бесплатных курсов по сознательной моде в режиме онлайн.
Что такое ESG-инвестиции
Финансовые эксперты утверждают: рост интереса к ESG в последние годы во многом обусловлен тем, что поколение миллениалов — людей, родившихся в 1980-1990-х годах, — стало платежеспособным и начало проявлять интерес к инвестициям.
В сравнении с предшественниками людям этого поколения свойственна большая забота о природе. Для них бизнес — это не только поглощение природных ресурсов, но и попытки их пополнить.
Согласно пандемийным исследованиям консалтингового центра Edelman, до 71% опрошенных готовы перестать пользоваться продукцией компании, если она отказывается заботиться об экологии.
Все это создает давление на предприятия и заставляет их повышать свой ESG-рейтинг, чтобы не потерять деньги инвесторов.
Еще один опрос среди инвестиционных компаний провели EY. Согласно результатам, около 98% опрошенных пристально следят за ESG-рейтингом предприятий, отдавая предпочтение фирмам с высокими баллами.
Так инвесторы могут обезопасить себя, ведь часто существует прямая связь между осознанным вложением денег и ростом стоимости ценных бумаг.
Немаловажным фактором является и то, что таким образом можно отфильтровать компании, которые могут ненароком устроить экологическую катастрофу у себя под боком, как это было, например, с «Норникелем». Напомним, что в результате утечки более 15 тонн нефти попало в соседние водоемы. А по итогам было возбуждено три уголовных дела.
И хотя ESG-принципы пока мало распространены в России, количество предприятий, осознающих важность экологии, социальной и корпоративной политики, неуклонно растет. А с учетом того, насколько сильно ESG-оценки влияют на решения инвесторов, вряд ли в ближайшем будущем получится вести бизнес, не учитывая принципы устойчивого развития.
Что такое ESG. Объясняем простыми словами
Эти критерии учитывают инвесторы и финансовые институты при принятии решений об инвестициях и кредитовании, а также контрагенты и поставщики в рамках коммерческой деятельности.
Кроме того, последнее время на ESG-принципы обращает серьёзное внимание и государство.
Экологические критерии (E — environmental) — влияние на окружающую среду. Например, оптимизация использования природных ресурсов, сокращение выбросов парниковых газов, управление отходами, соблюдение экологических требований и т. п.
Социальные критерии (S — social) — отношение к работникам, клиентам, партнёрам, обществу в целом. Например, охрана труда, профессиональное развитие работников, ответственность перед клиентами, безопасность продукции, борьба с бедностью и социальным неравенством и т. п.
Управленческие критерии (G — governance) — система корпоративного управления, оценка деятельности руководителей на основе ключевых показателей эффективности в увязке с долгосрочными целями и ESG-рисками.
Пример употребления на «Секрете»
«Наша задача — предоставлять услуги без вреда для экологии, повышая осознанность и осведомлённость наших клиентов об ESG-повестке. Мы запустили услугу по сдаче просроченных карт в банкоматах. Так мы интегрируем критерии устойчивого развития в повседневную деятельность и стимулируем клиентов к ответственному поведению».
(Заместитель председателя правления Сбербанка Сергей Мальцев — о запуске переработки просроченных банковских карт.)
Нюансы
ESG-отчёты — нефинансовая отчётность компании, раскрывающая данные о соблюдении ESG-факторов.
ESG-рейтинги — оценка аналитическими агентствами эффективности компании по ESG-критериям. Инвесторы, контрагенты ориентируются на эти рейтинги, но из-за отсутствия единой методологии оценки одних и тех же компаний в разных рейтингах могут сильно отличаться.
ESG-инвестиции — покупка ценных бумаг компаний, которые придерживаются принципов ESG, когда инвестор хочет не только получить доход, но и внести вклад в устойчивое развитие общества.
Мнение
«Для меня лично значимость устойчивого развития, значимость ESG — это такая, знаете, почти новая религия, религия XXI века. Для меня лично значимость этой проблемы лежит на одном уровне с такими категориями, как демократия, права человека, рыночная экономика», — заявил спецпредставитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс на форуме по корпоративному управлению.
Он подчеркнул, что страны, которые не внедряют ESG, находятся на пути в третий мир, а бизнес — на пути к банкротству.
Критика
Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова заявила о несоответствии действительности экологических отчётов бизнеса. «ESG-повестка, в моём понимании, в половине случаев является фейком чистым, ещё в половине случаев — фейком, не сильно осмысленным», — сказала Радионова. Она пояснила, что большинство написанного там — это некая декларация о намерениях и что аудиторы и рейтинговые агентства при учёте ESG-повестки должны ориентироваться не только на позицию компаний, но и в первую очередь учитывать требования государства.
Радионова отметила, что ко всем компаниям в России есть обоснованные претензии со стороны Росприроднадзора.
Три веселые буквы: как ESG-рейтинги захватили мир и почему они пока далеки от идеала
В России 2021 год по праву можно назвать годом ESG, во всяком случае, если судить по количеству упоминаний этой аббревиатуры на разных деловых форумах. Популярная и новая для российского бизнеса аббревиатура уже серьезно влияет на предпочтения инвесторов по всему миру. Одно из самых ранних упоминаний ESG прозвучало в докладе Investing for Long-Term Value на конференции Who Cares Wins Международной финансовой корпорации в 2005 году. Термин ESG объединяет три компонента: Environmental — воздействие компании на окружающую среду, Social — социальные аспекты деятельности компании и Governance — качество корпоративного управления и бизнес-этика.
Почему вдруг оказалось, что инвесторы по всему миру озаботились этими вопросами? На западных рынках капитала первым драйвером выступили розничные инвесторы — представители нового поколения, выразившие беспокойство, что их деньги будут вкладываться в акции и облигации компаний, которые вредят окружающей среде, используют неэтичные методы ведения бизнеса в странах третьего мира и пр. Чтобы доказать обратное, управляющие компании стали использовать данные внешних провайдеров ESG-оценок.
Наконец, в последние годы значительную роль стали играть правительства, которые, с одной стороны, стимулируют вложения в низкоуглеродные активы, с другой — заставляют участников рынка отчитываться об экологических и социальных последствиях своих инвестиций. Примером может служить инициатива правительства Великобритании об обязательном раскрытии финансовой информации, связанной с климатом.
Большинство ESG-оценок и рейтингов в мире сходятся в постановке основного вопроса: оценке подверженности компании рискам и/или возможностям в сфере ESG. Однако сама постановка вопроса допускает широкий набор трактований: что значит подверженность, что такое риски, какие из них релевантны для данной организации. В мире отсутствуют единые стандарты нефинансовой отчетности, которая служит базисом для ESG-рейтингов и оценок. А одна из фундаментальных проблем ESG-оценок — в отсутствии четкого понимания, что показывает ESG-рейтинг, а точнее, что представляет собой ESG-дефолт. В кредитных рейтингах эта проблема сводится к фразе «эмитент перестал платить по своим обязательствам». В случае ESG-рейтинга сформулировать аналогичное определение невозможно.
В итоге из-за того, что разные провайдеры ESG-рейтингов вкладывают в это понятие что-то свое, на выходе они могут показывать диаметрально противоположные результаты. По данным исследования Bain & Company, такие компании, как Nestle, Roche и Total, одновременно были оценены как компании с низким и высоким уровнем ESG-риска в зависимости от используемого провайдера. Согласно исследованию, представленному в статье Aggregate Confusion: The Divergence of ESG Ratings, корреляция между ESG-рейтингами крупнейших международных провайдеров в среднем составляет 0,54. Это очень низкий показатель для продукта с одинаковым названием.
Стремительный рост числа провайдеров ESG-оценок и инвестиционных компаний, использующих их в своих стратегиях, привлек внимание регуляторов по всему миру, ведь фактически от оценок разрозненного множества провайдеров начинают зависеть доходы инвесторов. По всему миру появляются инициативы, связанные с регулированием и стандартизацией ESG-оценок. Россия не исключение. Банк России уже выпустил рекомендации для публичных акционерных обществ по раскрытию нефинансовой информации, связанной с их деятельностью, а также начал проводить анализ методик международных и национальных игроков рынка ESG-оценок.
Как проводить ESG-трансформацию бизнеса в России — мнение Алены Юзефович
Об эксперте: Алена Юзефович, сооснователь агентства системных изменений Living Lab, содиректор программы «Новая экология: системное мышление для устойчивого развития» в МВШСЭН.
— Что означает слово governance в аббревиатуре ESG?
— Дисклеймер: ESG — это финансовая линза, через которую смотрят на большее понятие — устойчивое развитие. Эта линза выделяет три критерия (экологические, социальные, управленческие — РБК Тренды), которые нужны в первую очередь инвесторам и банкам. Все критерии имеют отношение к экологической и социальной устойчивости в нескольких аспектах: в том, как она влияет на других стейкхолдеров (группа лиц, которая заинтересована в деятельности компании и оказывает на нее влияние — РБК Тренды), и в том, как компания управляет всем этим процессом.
Когда говорят про governance, имеют в виду множество параметров: насколько независим совет директоров, насколько хорошо в компании развиты антикоррупционные практики, как компания борется с гендерным неравенством и харассментом, есть ли whistleblower policies.
Whistleblower policy — это внутренняя политика компании, согласно которой сотрудники могут уведомлять руководителей о неправомерных, неэтичных и опасных действиях других работников.
Когда мы говорим про развитие ESG, больше всего пугает одно: людям кажется, что это три отдельных элемента. А на самом деле они очень связаны, и у любой проблемы есть и экологические, и социальные импликации разных видов. В России очень любят фокусироваться на инструментах и не замечать mindset (образ мыслей, набор ментальных установок — РБК Тренды), к которому эти инструменты прикладываются. Здорово смотреть через три критерия ESG, но важно понимать, что это не взаимоисключающие вещи.
— Какое изменение mindset необходимо для развития ESG?
— Чтобы понять масштаб изменений, нужно сделать отступление. В мире происходит большая трансформация на уровне mindset — и это важно, потому что происходит не только в России. Старый mindset — это метафора механизма, большой фабрики, где в машину загружают природные и человеческие ресурсы. Она все это перерабатывает, выдает продукт, который нужно продать на рынке, и где-то внизу остаются «отходы»: человеческие, в виде выгоревших людей, и экологические — выбросы, стоки.
В этой метафоре из картезианского мира важно только то, что можно посчитать. Лес в этой системе — всегда кубометр древесины и никогда — экосистема со сложными взаимосвязями. Человек к себе тоже относится инструментально: тело становится машиной по производству работы, в него засовывают еду и производят определенное количество единиц работы. Это абсолютно потребительская логика, в которой нужно выжать все ценное, а оставшееся — выбросить.
Логика, которая приходит на смену, — это огромный глобальный разговор, которого в России практически не слышно. У нас он пока ведется максимум на уровне инструментов. Это переосмысление мира как глубоко взаимосвязанной живой системы, метафора сада. В саду невозможно поставить KPI каждому цветочку, сказать, к какому числу ему надо расцвести, какого диаметра должен быть бутон. Можно создать условия, при которых сад будет процветать и плодоносить, а можно создать условия, при которых сад загнется. Это совершенно другая логика, которая предполагает управление не конкретными шагами этой машины, а условиями, в которых она существует.
— Получается ли реализовать этот mindset в России?
— До России фрагменты этого mindset доходят, как ни странно, не в бизнес-среде: массовое увлечение йогой и mindfulness, практики организационного well-being, органические способы производства еды, бирюзовые организации и другие управленческие практики.
Бирюзовые организации строятся на принципах самоуправления, постоянного обучения и коучинга персонала, коллективного принятия решений и ценностей вместо KPI. Классификацию придумал Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего»: бирюзовая организация — это пятая и высшая ступень развития компании.
Судя по последнему отчету ООН МГЭИК, мы движемся к катастрофе. И спасти нас может только то, о чем говорит фонд устойчивого развития For the Future: нужно двигаться в сторону картины мира, в которой есть связь между здоровьем планеты, здоровьем общества и индивидуального человека, потому что только инструментария нам не хватит.
Ходят разговоры, что после COVID-19 нам надо вернуться обратно к «нормальному». Но нормального никогда не было. Система, которая возникла в середине XVIII века с индустриальной революцией, точно подошла к финалу. Скорее всего, в ближайшие 10–20 лет мы увидим новые способы делать бизнес, производить и потреблять вещи.
По факту мы говорим о реформации. По масштабам изменения это должны быть новые «95 тезисов» (диспут Мартина Лютера, который положил начало Реформации в христианстве — РБК Тренды), которые захватят всех. И этот разговор ведется и в Кении, и в Боливии, и в США. Россия очень мало, к сожалению, в него включена — и по языковым причинам в том числе, потому что важные книги вовремя не были переведены. Про бирюзовые организации узнали своевременно, и эта идея более или менее укрепилась.
— На какие критерии российским компаниям стоит обращать внимание при ESG-трансформации?
— Поскольку в России очень много держится на людях и очень мало на системах, важнее всего личность и внутреннее состояние того, кто эту трансформацию осуществляет. По обширному опыту лидеры устойчивого развития в российской компании обладают тремя свойствами (остальные можно добрать): любопытством, слабоумием и отвагой. Все успешные случаи, которые я видела, делались такими людьми.
— Какие навыки необходимы управленцам для проведения ESG-трансформации?
— Необходим набор навыков в области устойчивого развития, ментальные модели, в том числе базовое системное мышление, без которого, например, вообще непонятно, что происходит с климатом. Специалисту по устойчивому развитию нужно понимать индустрию клиента либо быть в состоянии быстро понять этот бизнес. Кроме того, необходимы навыки фасилитации, change-менеджмента, вовлечения людей в происходящее. В чем-то даже необходим предпринимательский дух, потому что это новое поле и куча людей скажет, что это ерунда. Необходимые метанавыки — это понимание ключевых концепций устойчивого развития, как его внедрять, набор знаний вроде отчетности по стандарту GRI, как считается углеродный след — хотя бы в общих чертах, чтобы быть в состоянии понять, что тебе это нужно, и заказать отчет консультанту.
GRI (англ. Global Reporting Initiative) — глобальные стандарты в отчетности по нефинансовому устойчивому развитию организаций.
Углеродный след — это совокупный объем выбросов парниковых газов, на которые повлиял человек. Углеродный след рассчитывается из множества критериев — объема потребления коммунальных услуг, использования транспорта и других. Свой углеродный след можно рассчитать на сайте carbonfootprint.com.
Также при ESG-трансформации фантастически важны навыки коллаборативной работы. Это слишком огромное поле, невозможно разбираться одновременно в климате, гендерном равенстве и корпоративном управлении. Соответственно, важный навык — способность привлекать людей, которые будут давать экспертизу в тех вещах, которые ты не понимаешь.
Еще важный нюанс — конкурирующий приоритет. Как только задача по ESG-трансформации отдается директору по маркетингу, директору по качеству, человеку с еще каким-то набором функций — функции победят. Будет очень много красивых проектов, но отходы не будут сокращаться, потому что директору по маркетингу нужно распечатать листовки. Поэтому выделение отдельной функции для человека, у которого не будет других приоритетов, — один из способов решения проблемы.
— Существуют ли какие-то школы, в которых можно научиться навыкам, связанным с ESG?
— В России в этой сфере образование пока не состоялось. Есть несколько магистерских направлений и небольшие инструментальные тренинги — «Как отчитываться по стандарту GRI», «Как делать impact assessment проекта». Программ «с нуля до профи» я не знаю.
Я очень люблю метафору, с которой работают системные эксперты. Они выделяют несколько уровней:
На курсе в «Шанинке» (Московская высшая школа социальных и экономических наук. — РБК Тренды) мы пытаемся перевести на русский самое переднее крыло трансформации — mindset.
— Какие ключевые проблемы могут возникнуть при ESG-трансформации в компании, кроме отсутствия майндсета и времени?
— Для многих бизнесов встанет вопрос экзистенциального свойства: «А наш бизнес может существовать в устойчивом будущем?» Потому что у многих сегодняшних бизнесов будущего нет. Так же как его нет у городов, которые сейчас занимаются добычей угля. На нашем веке мы увидим, что уголь как способ генерации энергии исчезнет.
В России довольно много отраслей переживут состояние умирания. Чудовищно важно, чтобы в процессе подумали про людей, иначе мы рискуем оказаться в новых условных 1990-х годах, но надежды будет еще меньше, чем тогда. Существенная часть российской экономики — в сырьевом добывающем секторе, и советское наследие построено в формате моногородов. Сейчас мы проходим то, что многие страны прошли еще в 1990-х, но у нас меньше ресурсов и больше географическая растянутость. Нужно не забывать про людей, которые никуда не шагнут: например, шахтеры не переучатся на программистов. Что делать с этим — огромный разговор, который не ведется пока нигде.
— Есть ли в России успешные кейсы ESG-трансформаций?
— Какие-то организации находятся на предварительном этапе «Поймают — заплатим штраф». Многие российские компании так делают из-за низкого качества законоприменения, законодательства и коррупции. Кто-то соблюдает законы, но ничего свыше делать не хочет. Некоторые делают чуть больше нормы, чтобы заявить о себе в рэнкингах. Многие публичные компании находятся в этой стадии. Но это все еще скорее «зеленые бантики».
Дальше — компании, где ESG становится линзой, через которую компания начинает смотреть на развитие бизнеса, а не просто «на полях» высчитывать риски. Это видно в ведении интегрированной отчетности, когда компания не отдельно за деньги и выбросы отчитывается. И где компания начинает из этой логики думать и про продуктовый портфель, и про отказ от безнадежно неустойчивых товаров или сервисов, и про перепридумывание поставок, работы с клиентом и брендом.
И последняя ступень, когда менять мир к лучшему — это цель, а финансовая устойчивость — это средство. Это могут быть маленькие социальные предприниматели, которые задумывали свою компанию как способ кому-то помогать, решать экологические проблемы через бизнес-инструменты, а могут быть, например, IKEA или Unilever — компании старого типа, дошедшие до того, чтобы у них это проросло на уровне миссии или ценностей. Если говорить про российские примеры, я бы снова привела IKEA, которая очень много неожиданных проектов проводила в России — первая кампания по переработке мебели, например. Большинство российских компаний еще не доросло до этого уровня, но важно понимать, что невозможно все и сразу. Это путешествие, которое очень сильно зависит от амбиций ключевого владельца, акционера или топ-менеджера, от того, какой транслируется подход от руководства.
Свежий и еще не очень известный пример — два ресторана в «Сколково», Forum и The Rink. Эти рестораны полностью перепридуманы за два года в устойчивой логике. Обычно перед тем, как вы получаете свой салат цезарь, все ингредиенты лежат в отдельных одноразовых лотках, которые смешиваются только при подаче — потому что иначе сухарики размокнут, зелень завянет. Каждый день ресторан генерирует несколько мешков одноразовой посуды. Forum и The Rink отказались от одноразовой посуды на кухне, стали заказывать кофе у обжарщиков в оборотной таре и покупать у фермеров тушки целиком, потому что, если брать только ножки, остальное выбрасывается, нет возможности его переработать. А если берешь все целиком, то и фермеру помогаешь, и себе оставляешь nose to tail — в готовку пойдет все, от носа до хвоста.
Они переосмыслили отношение к мойщицам посуды, на которых в связи с отказом от одноразовой тары пришелся дополнительный объем работы. В связи с этим у команды возникло много инсайтов, в людях начали видеть людей. Команду постоянно учат, чтобы они тоже начали продвигать эти изменения, не ждали и не сопротивлялись, чтобы это было дело всех, а не «сумасшедшего начальника».
Это огромное искусство change-менеджера — дать mindset, из которого люди сами начнут придумывать улучшения на своей позиции. Общий язык, общее видение темы — зачастую ключевой фактор, чтобы остальное случилось.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.