Esg трансформация что это значит
ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
Что такое ESG и почему это актуально
Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на следующих принципах:
В современном виде ESG-принципы впервые сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он предложил управленцам крупных мировых компаний включить эти принципы в свои стратегии, в первую очередь для борьбы с изменением климата.
Явление стало популярным только в последние пару лет, но уже закрепилось за рубежом. По словам вице-президента Тинькофф Нери Толлардо, в ближайшем будущем мировые фонды перестанут инвестировать в компании, которые игнорируют принципы устойчивого развития.
В России принципы ESG менее распространены, чем за рубежом, но их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021-м стала защита окружающей среды.
Участники ПМЭФ-2021 обсуждали снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 году отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем захоронения мусора.
Кроме того, треть крупнейших банков страны уже внедрила в кредитный процесс ESG-оценку компаний, еще 20% — планируют. Это значит, что банки будут тестировать каждого заемщика на соблюдение принципов устойчивого развития.
Как оценивают соблюдение ESG-принципов
Бизнес, который претендует на хорошую ESG-оценку, должен соответствовать стандартам развития в трех категориях: социальной, управленческой и экологической.
Экологические принципы определяют, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить ущерб, который наносится экологии.
Например, бренд обуви Timberland сотрудничает с производителем шин Omni United и делает подошвы ботинок из переработанных шин.
Социальные принципы показывают отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям. Чтобы соответствовать стандартам, бизнес должен работать над качеством условий труда, следить за гендерным балансом или инвестировать в социальные проекты.
Например, американский бренд верхней одежды Patagonia не владеет фабриками, которые шьют его продукцию, поэтому не может влиять на размер зарплаты рабочих. Чтобы это исправить, в рамках программы «Честная торговля» бренд направляет часть средств с продажи продукции на фабрики, чтобы поднять зарплату сотрудников до уровня прожиточного минимума.
Управленческие принципы затрагивают качество управления компаниями: прозрачность отчетности, зарплаты менеджмента, здоровую обстановку в офисах, отношения с акционерами, антикоррупционные меры.
По словам Евгения Хилинского, директора управления анализа инструментов с фиксированной доходностью Газпромбанка, для устойчивого развития компания должна соблюдать баланс между всеми критериями. Но их значимость может различаться в зависимости от деятельности разных компаний. Например, для энергетики особую роль играют экологические критерии, для сектора услуг — социальные, а для финансов — управленческие.
Что такое ESG-рейтинг и как он формируется
ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские агентства — Bloomberg, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv и другие. Они оценивают развитие компаний по трем критериям — E, S и G — и присваивают баллы по стобалльной шкале.
Например, конгломерат Kering (модные дома Gucci, Balenciaga, Saint Laurent) с 2019 года остается лидером рейтинга MSCI среди 28 компаний в сфере производства одежды и предметов роскоши. Всё благодаря его программе устойчивого развития, которая включала в том числе:
Единого подхода к формированию рейтинга нет. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но считают баллы по-разному. Поэтому ESG-рейтинги разных агентств могут сильно различаться.
Например, MSCI присвоила розничной сети Boohoo высокий рейтинг, несмотря на расследования о том, что компания занижает зарплату сотрудникам и игнорирует локдаун во время пандемии. В то же время другие рейтинговые агентства поставили Boohoo более низкую оценку.
Как ESG-инвестиции влияют на рынок
Популярность ESG-инвестиций растет с каждым годом. Эксперты считают, что это происходит в том числе из-за интересов миллениалов (рожденных в 1980–1990-х годах), которые стали платежеспособной аудиторией. Ценности этого поколения отличаются от предыдущего: для них бизнес и инвестиции — это не только про доход, но и про заботу об экологии и обществе.
Повышенный спрос на ESG вынуждает компании считаться с принципами устойчивого развития. Теперь, из-за давления инвесторов и банков, им невыгодно иметь низкий ESG-рейтинг.
Инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов — страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании. Вот главные причины:
Банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Например, Сбербанк выдал кредит инвестиционной компании АФК «Система» в ноябре 2020 года: в этом кредите процентная ставка привязана к выполнению требований об экологической политике и ответственном инвестировании.
Какие компании входят в топ ESG-рейтингов
В мире есть множество примеров успешных корпораций, которые ориентируются на принципы ESG. По версии компании Corporate Knights, в 2021 году в первую пятерку входят:
Компания Corporate Knights ежегодно публикует рейтинг 100 самых устойчивых глобальных корпораций в мире. Рейтинг основан на публично раскрытых данных.
Многие российские компании тоже придерживаются ESG-принципов. Например, горнорудная компания «Полиметалл» активно развивает экологические и социальные проекты:
В результате Полиметалл уже четвертый раз подряд становится лидером рэнкинга независимого кредитного рейтингового агентства RAEX-Europe. Рэнкинг — это часть проекта RAEX-Europe по сбору, систематизации и анализу ESG-данных компаний постсоветского пространства.
RAEX-Europe обновляет ESG-рэнкинг каждый месяц: агентство переоценивает компании по мере выхода их годовых отчетов, а также включает новые, которые еще не получали оценку. Таким образом, рэнкинг охватил уже 135 российских компаний из 24 различных отраслей.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.
5 шагов, чтобы достичь ESG-трансформации бизнеса
Советник Правления банка «Зенит»
Россия, похоже, проиграла первый раунд мировой гонки за устойчивое развитие, даже не вступив в нее — «углеродный налог», вводимый в странах ЕС уже в 2023 году, застал врасплох и наших законодателей, и крупный бизнес. На очереди в актуальной международной повестке реализация других принципов ESG – экологических, социальных и управленческих составляющих устойчивого развития.
Как избежать издержек и вписаться в «зеленую экономику», не дожидаясь утверждения государственных стратегий и новых законов, рассказывает Константин Рыбаков, топ-менеджер с 20-летним опытом в финансах, инвестициях и управлении международными активами.
В России вовлеченность в процессы ESG-трансформации на данный момент находится на начальных стадиях развития, уступая практикам в США и ЕС, и носит очевидно вынужденный характер: риск роста издержек на экспорт сырья с повышенным карбоновым следом, риск потери ESG-ориентированных инвесторов как никогда высок.
Ожидаемые потери для российской экономики от введения странами ЕС углеродного налога, по расчетам, в 2025-2030 годах составят более 33 млрд евро в базовом сценарии.
По данным рейтинговых агентств, в 2021 году менее 20% отечественных компаний реального сектора учитывают принципы ESG в своих стратегиях. Такое положение вещей в первую очередь связано с отсутствием зрелой нормативной базы и прозрачных экономических моделей на ее основе.
Понятно, что в каждой сфере работа по внедрению ESG будет разной, в зависимости от амбиций компании и ее отрасли: от перехода к безбумажному «зеленому офису» до внедрения масштабных экологических установок и пересмотра системы корпоративного управления.
1. Определить приоритеты
17 целей устойчивого развития ООН — это уже не призыв к действию. Каждая цель формализована, просчитана и отражена в многочисленных международных ESG-рейтингах.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Самые авторитетные на сегодня рейтинги — RobecoSam (S&P Global), Sustainalytics, MSCI, CDP, ISS, Vigeo Eiris (Moody’s), FTSE Russell и FTSE4Good. Аналитические агентства составляют их на основе анкетирования, публикаций, годовых отчетов и информации из открытых источников.
В России рейтинг ESG составляет RAEX Europe, куда в 2021 году была включена 121 компания. В 2021 году лидером рейтинга стала компания «Полиметалл». Второе и третье места заняли «Лукойл» и «Сибур». Для сравнения: в мировом рейтинге RobecoSam Россию пока представляет только «Полиметалл».
Для экспортеров попадание в один из международных рейтингов становится критически важно, но все идет к тому, что ESG-лояльность в ближайшие годы будет определять инвестиционную привлекательность и возможность кредитования для большинства крупных компаний и внутри страны, а участие национальных компаний в международных рейтингах станет просто обязательным.
Поэтому определить наиболее близкие по духу и соответствующие бизнес-профилю цели устойчивого развития придется каждому крупному игроку рынка — от сельхозпроизводителей до строительных компаний и торговых сетей.
Набрать нужное количество рейтинговых баллов можно не только снижением «углеродного следа», но и социальными программами, улучшением условий труда, использованием вторично переработанного сырья, налоговой прозрачностью, кадровой политикой и множеством других способов — от проектов по защите лесов до производства социальных роликов, инициатив по гендерному равенству и цифровизации бизнес-процессов.
Главное — определить наиболее релевантные стороны своего бизнеса и «прокачивать» их в соответствии с ESG-повесткой.
Например, среди отечественных ритейлеров в ESG-трансформации тон задает X5 Retail Group, которая разработала рекомендации в области устойчивого развития для поставщиков и планирует в ближайшее время обновить политику закупок, а также упаковки, добровольных экологических и социальных сертификаций.
2. Выявить риски и возможности
В 2018 году Группа Всемирного Банка стала первым банком развития, объявившим, что, начиная с 2019 года больше не будет финансировать разработку месторождений нефти и газа. Как минимум 17 крупнейших страховых компаний мира отказались от партнерства с угольными компаниями и больше не поддерживают угольные проекты.
Как заметил по этому поводу на ПМЭФ исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, из-за этого мир может столкнуться с острым дефицитом нефти и газа из-за недоинвестирования соответствующих отраслей.
В конце 2020 года, когда компания РЖД размещала социальные облигации на 25 млрд рублей, не все инвесторы смогли приобрести эти бумаги из-за новых экологических требований. В частности, международный инвестфонд PIMCO отказался приобретать облигации РЖД потому, что более 50% грузооборота этого перевозчика составляют карбоновые грузы, то есть уголь и нефтепродукты.
ESG-риски открывают для компаний и новые возможности. В частности, по обновлению и оптимизации производственных цепочек и внедрению прогрессивных технологий, которые принесут дивиденды в долгосрочной перспективе — а в итоге повысят капитализацию компаний и их привлекательность для инвесторов и потребителей.
Так, РЖД планирует ежегодно расходовать на ESG-проекты приблизительно по 40-50 млрд рублей для поддержания своего рейтинга на уровне, сопоставимом с зарубежными аналогами (например, Deutsche Bahn). В рэнкинге RAEX-Europe РЖД в 2021 году заняла пятое место.
Компания Алроса, по словам ее президента Сергея Иванова, существенно повысила операционную эффективность после перевода своего транспорта в Якутии с дизтоплива на сжатый газ в условиях северного завоза и растущих цен на топливо. Кроме того, 5% своей выручки Алроса инвестирует в социальные проекты в Якутии.
Клиенты, покупающие бриллианты, при прочих равных готовы платить за то, что компания уделяет внимание экологической и социальной составляющей своего бизнеса и может успешно конкурировать с производителями «экологически чистых» искусственных бриллиантов.
Гендиректор УК «Металлоинвест» Назим Эфендиев в ходе одной из сессий ПМЭФ сообщил, что хотя от традиционных способов выплавки железа доменными печами сегодня отказаться невозможно, Россия по технологиям использования водорода в качестве восстановительного газа при выплавке стали находится на первом месте в Европе и уже обогнала иностранных конкурентов.
Таким образом, следование ESG-принципам влечет за собой не только дополнительные расходы, но и экономию, а также источники прибыли для будущего и ощутимые конкурентные преимущества.
Источники финансирования этих расходов на первых порах можно изыскать из более эффективного использования существующих ресурсов, в том числе и небезупречных с точки зрения «углеродного следа». Примерно такую политику в отношении устойчивого развития сейчас проводит Китай.
Пока есть спрос и высокие цены на уголь, выручку от его продажи Поднебесная пускает на масштабные инфраструктурные проекты и модернизацию «грязных производств».
Как показал недавний проект постановления Минпромторга РФ о перевозке нефти, газа и угля по Севморпути судами исключительно отечественной постройки (новейшие танкеры работают на экологически чистом газомоторном топливе), эта стратегия близка и российскому правительству.
3. Скорректировать стратегию компании
Хотя все больше российских компаний включает вопросы ESG в свои долгосрочные стратегии, глобальные стандарты измерения составляющих устойчивого развития до сих пор отсутствуют — а значит, оценить степень приверженности тех или иных игроков рынка ESG-принципам можно только на добровольных началах.
Всегда существует опасность показных действий, работы «на публику» и бессмысленной PR-активности там, где на деле ничего не происходит.
Парадоксально, но мощный толчок к принятию ESG-культуры в России придала пандемия. Многие компании были вынуждены задуматься (иногда впервые) об условиях труда своих сотрудников, социальных гарантиях, и в итоге вышли из пандемии с совершенно новым уровнем мобильности, зрелости операционной инфраструктуры и скорости принятия решений.
Интересно, что тон в этой трансформации задавали в первую очередь частные банки, которые вроде бы не имеют непосредственного отношения к снижению углеродных выбросов.
ЦБ РФ выпустил рекомендации для российских компаний по устойчивому развитию, а также способствовал резкому росту рынка «зеленых облигаций», который в 2020 году составил 126 млрд рублей, а к концу этого года обещает вырасти до 250 млрд (около 1,5% всего объема внутренних корпоративных облигаций).
Институциональные инвесторы, в свою очередь, требуют, чтобы при разработке долгосрочных стратегий компании учитывали в них факторы ESG: они поднимают эти вопросы в ходе проектов, а иногда пользуются своим правом на внесение предложений, чтобы заставить компании действовать.
В 2020 году более 90% институциональных инвесторов во всем мире, по данным PwC, отметили, что ESG-показатели начинают играть ключевую роль в принятии инвестиционных решений. Некоторые из крупнейших управляющих активами голосуют против директоров в компаниях, которые, по их мнению, уделяют вопросам ESG недостаточное внимание.
Выполняя анализ, направленный на выявление рисков и возможностей роста, инвесторы стали обращать внимание на нефинансовые факторы, имеющие отношение к экологическим, социальным и управленческим аспектам, и все чаще выбирают инвестиции исходя исключительно из этических принципов.
От менеджеров компаний в условиях ограниченных ресурсов на ESG-трансформацию требуется максимально четко расставить приоритеты и не пытаться охватить сразу все направления и цели устойчивого развития при разработке и корректировке бизнес-стратегий. Необходимо определить, что требует корректировки уже в существующей стратегии, а что можно отложить на следующий стратегический раунд.
4. Создать профильную компетенцию
Описанное выше в целом обосновывает актуальность запроса на формирование профильной структуры, занимающейся вопросами ESG-трансформации в крупной компании, хотя ее организационная форма и может быть любой — от межфункциональной рабочей группы, состоящей из менеджеров разных направлений, до специального подразделения на уровне Правления (как это было сделано, например, в Сбербанке) или Совета директоров (как в МТС).
В общем виде такой управляющий орган состоит из трех блоков:
5. Вести мониторинг внешних процессов
Одна из важных функций, которая возлагается на профильное ESG-подразделение в компании — мониторинг активностей по факторам устойчивого развития на международном, государственном и отраслевом уровне.
Правила в области ESG-регулирования и стандартов пока не устоялись даже на международном уровне, а в России они и вовсе только формируются. Очевидно, что отечественным компаниям для экономии средств и времени необходимо будет в ближайшие годы перенимать лучшие практики управления в области устойчивого развития у американских и европейских коллег.
Значит — внимательно следить за всеми тенденциями в этой области, изучать опыт, знакомиться с аналитическими исследованиями и реагировать на законодательные и другие государственные инициативы, которые появляются едва ли не каждый месяц.
Например, 1 июня Госдума одобрила в третьем чтении и направила на утверждение в Совет Федерации Закон Об ограничении выбросов парниковых газов.
Он устанавливает понятие целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов, вводит углеродные единицы и предполагает создание реестра выбросов парниковых газов для их государственного учета по единой системе. Причем крупнейшие производители обязаны отчитываться по углеродным выбросам уже с 1 января 2023 года.
В текущем году в России должна заработать система выпуска зеленых сертификатов для подтверждения безуглеродной выработки электроэнергии энергокомпаниями.
Выдачей зеленых сертификатов и ведением их реестра займется ООО «Оператор энергосертификации», а основными потребителями станут в основном российские экспортеры, которые захотят снизить вводимые в ЕС углеродные пошлины. На очереди стоит вопрос признания российских зеленых сертификатов европейскими партнерами и прочие, не менее насущные проблемы регулирования в этой области.
Сегодня мы становимся свидетелями и участниками того, как в моменте развивается захватывающая интрига перехода от бесконечных дискуссий на межправительственном уровне и PR-акций различного масштаба к новой парадигме существования цивилизации.
Суть этой интриги в том, что устойчивое развитие и следование ESG-принципам нельзя сделать обязательными, как вакцинацию. Его можно достичь только осознанными действиями и общими усилиями государства, бизнеса и каждого из нас.
Как проводить ESG-трансформацию бизнеса в России — мнение Алены Юзефович
Об эксперте: Алена Юзефович, сооснователь агентства системных изменений Living Lab, содиректор программы «Новая экология: системное мышление для устойчивого развития» в МВШСЭН.
— Что означает слово governance в аббревиатуре ESG?
— Дисклеймер: ESG — это финансовая линза, через которую смотрят на большее понятие — устойчивое развитие. Эта линза выделяет три критерия (экологические, социальные, управленческие — РБК Тренды), которые нужны в первую очередь инвесторам и банкам. Все критерии имеют отношение к экологической и социальной устойчивости в нескольких аспектах: в том, как она влияет на других стейкхолдеров (группа лиц, которая заинтересована в деятельности компании и оказывает на нее влияние — РБК Тренды), и в том, как компания управляет всем этим процессом.
Когда говорят про governance, имеют в виду множество параметров: насколько независим совет директоров, насколько хорошо в компании развиты антикоррупционные практики, как компания борется с гендерным неравенством и харассментом, есть ли whistleblower policies.
Whistleblower policy — это внутренняя политика компании, согласно которой сотрудники могут уведомлять руководителей о неправомерных, неэтичных и опасных действиях других работников.
Когда мы говорим про развитие ESG, больше всего пугает одно: людям кажется, что это три отдельных элемента. А на самом деле они очень связаны, и у любой проблемы есть и экологические, и социальные импликации разных видов. В России очень любят фокусироваться на инструментах и не замечать mindset (образ мыслей, набор ментальных установок — РБК Тренды), к которому эти инструменты прикладываются. Здорово смотреть через три критерия ESG, но важно понимать, что это не взаимоисключающие вещи.
— Какое изменение mindset необходимо для развития ESG?
— Чтобы понять масштаб изменений, нужно сделать отступление. В мире происходит большая трансформация на уровне mindset — и это важно, потому что происходит не только в России. Старый mindset — это метафора механизма, большой фабрики, где в машину загружают природные и человеческие ресурсы. Она все это перерабатывает, выдает продукт, который нужно продать на рынке, и где-то внизу остаются «отходы»: человеческие, в виде выгоревших людей, и экологические — выбросы, стоки.
В этой метафоре из картезианского мира важно только то, что можно посчитать. Лес в этой системе — всегда кубометр древесины и никогда — экосистема со сложными взаимосвязями. Человек к себе тоже относится инструментально: тело становится машиной по производству работы, в него засовывают еду и производят определенное количество единиц работы. Это абсолютно потребительская логика, в которой нужно выжать все ценное, а оставшееся — выбросить.
Логика, которая приходит на смену, — это огромный глобальный разговор, которого в России практически не слышно. У нас он пока ведется максимум на уровне инструментов. Это переосмысление мира как глубоко взаимосвязанной живой системы, метафора сада. В саду невозможно поставить KPI каждому цветочку, сказать, к какому числу ему надо расцвести, какого диаметра должен быть бутон. Можно создать условия, при которых сад будет процветать и плодоносить, а можно создать условия, при которых сад загнется. Это совершенно другая логика, которая предполагает управление не конкретными шагами этой машины, а условиями, в которых она существует.
— Получается ли реализовать этот mindset в России?
— До России фрагменты этого mindset доходят, как ни странно, не в бизнес-среде: массовое увлечение йогой и mindfulness, практики организационного well-being, органические способы производства еды, бирюзовые организации и другие управленческие практики.
Бирюзовые организации строятся на принципах самоуправления, постоянного обучения и коучинга персонала, коллективного принятия решений и ценностей вместо KPI. Классификацию придумал Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего»: бирюзовая организация — это пятая и высшая ступень развития компании.
Судя по последнему отчету ООН МГЭИК, мы движемся к катастрофе. И спасти нас может только то, о чем говорит фонд устойчивого развития For the Future: нужно двигаться в сторону картины мира, в которой есть связь между здоровьем планеты, здоровьем общества и индивидуального человека, потому что только инструментария нам не хватит.
Ходят разговоры, что после COVID-19 нам надо вернуться обратно к «нормальному». Но нормального никогда не было. Система, которая возникла в середине XVIII века с индустриальной революцией, точно подошла к финалу. Скорее всего, в ближайшие 10–20 лет мы увидим новые способы делать бизнес, производить и потреблять вещи.
По факту мы говорим о реформации. По масштабам изменения это должны быть новые «95 тезисов» (диспут Мартина Лютера, который положил начало Реформации в христианстве — РБК Тренды), которые захватят всех. И этот разговор ведется и в Кении, и в Боливии, и в США. Россия очень мало, к сожалению, в него включена — и по языковым причинам в том числе, потому что важные книги вовремя не были переведены. Про бирюзовые организации узнали своевременно, и эта идея более или менее укрепилась.
— На какие критерии российским компаниям стоит обращать внимание при ESG-трансформации?
— Поскольку в России очень много держится на людях и очень мало на системах, важнее всего личность и внутреннее состояние того, кто эту трансформацию осуществляет. По обширному опыту лидеры устойчивого развития в российской компании обладают тремя свойствами (остальные можно добрать): любопытством, слабоумием и отвагой. Все успешные случаи, которые я видела, делались такими людьми.
— Какие навыки необходимы управленцам для проведения ESG-трансформации?
— Необходим набор навыков в области устойчивого развития, ментальные модели, в том числе базовое системное мышление, без которого, например, вообще непонятно, что происходит с климатом. Специалисту по устойчивому развитию нужно понимать индустрию клиента либо быть в состоянии быстро понять этот бизнес. Кроме того, необходимы навыки фасилитации, change-менеджмента, вовлечения людей в происходящее. В чем-то даже необходим предпринимательский дух, потому что это новое поле и куча людей скажет, что это ерунда. Необходимые метанавыки — это понимание ключевых концепций устойчивого развития, как его внедрять, набор знаний вроде отчетности по стандарту GRI, как считается углеродный след — хотя бы в общих чертах, чтобы быть в состоянии понять, что тебе это нужно, и заказать отчет консультанту.
GRI (англ. Global Reporting Initiative) — глобальные стандарты в отчетности по нефинансовому устойчивому развитию организаций.
Углеродный след — это совокупный объем выбросов парниковых газов, на которые повлиял человек. Углеродный след рассчитывается из множества критериев — объема потребления коммунальных услуг, использования транспорта и других. Свой углеродный след можно рассчитать на сайте carbonfootprint.com.
Также при ESG-трансформации фантастически важны навыки коллаборативной работы. Это слишком огромное поле, невозможно разбираться одновременно в климате, гендерном равенстве и корпоративном управлении. Соответственно, важный навык — способность привлекать людей, которые будут давать экспертизу в тех вещах, которые ты не понимаешь.
Еще важный нюанс — конкурирующий приоритет. Как только задача по ESG-трансформации отдается директору по маркетингу, директору по качеству, человеку с еще каким-то набором функций — функции победят. Будет очень много красивых проектов, но отходы не будут сокращаться, потому что директору по маркетингу нужно распечатать листовки. Поэтому выделение отдельной функции для человека, у которого не будет других приоритетов, — один из способов решения проблемы.
— Существуют ли какие-то школы, в которых можно научиться навыкам, связанным с ESG?
— В России в этой сфере образование пока не состоялось. Есть несколько магистерских направлений и небольшие инструментальные тренинги — «Как отчитываться по стандарту GRI», «Как делать impact assessment проекта». Программ «с нуля до профи» я не знаю.
Я очень люблю метафору, с которой работают системные эксперты. Они выделяют несколько уровней:
На курсе в «Шанинке» (Московская высшая школа социальных и экономических наук. — РБК Тренды) мы пытаемся перевести на русский самое переднее крыло трансформации — mindset.
— Какие ключевые проблемы могут возникнуть при ESG-трансформации в компании, кроме отсутствия майндсета и времени?
— Для многих бизнесов встанет вопрос экзистенциального свойства: «А наш бизнес может существовать в устойчивом будущем?» Потому что у многих сегодняшних бизнесов будущего нет. Так же как его нет у городов, которые сейчас занимаются добычей угля. На нашем веке мы увидим, что уголь как способ генерации энергии исчезнет.
В России довольно много отраслей переживут состояние умирания. Чудовищно важно, чтобы в процессе подумали про людей, иначе мы рискуем оказаться в новых условных 1990-х годах, но надежды будет еще меньше, чем тогда. Существенная часть российской экономики — в сырьевом добывающем секторе, и советское наследие построено в формате моногородов. Сейчас мы проходим то, что многие страны прошли еще в 1990-х, но у нас меньше ресурсов и больше географическая растянутость. Нужно не забывать про людей, которые никуда не шагнут: например, шахтеры не переучатся на программистов. Что делать с этим — огромный разговор, который не ведется пока нигде.
— Есть ли в России успешные кейсы ESG-трансформаций?
— Какие-то организации находятся на предварительном этапе «Поймают — заплатим штраф». Многие российские компании так делают из-за низкого качества законоприменения, законодательства и коррупции. Кто-то соблюдает законы, но ничего свыше делать не хочет. Некоторые делают чуть больше нормы, чтобы заявить о себе в рэнкингах. Многие публичные компании находятся в этой стадии. Но это все еще скорее «зеленые бантики».
Дальше — компании, где ESG становится линзой, через которую компания начинает смотреть на развитие бизнеса, а не просто «на полях» высчитывать риски. Это видно в ведении интегрированной отчетности, когда компания не отдельно за деньги и выбросы отчитывается. И где компания начинает из этой логики думать и про продуктовый портфель, и про отказ от безнадежно неустойчивых товаров или сервисов, и про перепридумывание поставок, работы с клиентом и брендом.
И последняя ступень, когда менять мир к лучшему — это цель, а финансовая устойчивость — это средство. Это могут быть маленькие социальные предприниматели, которые задумывали свою компанию как способ кому-то помогать, решать экологические проблемы через бизнес-инструменты, а могут быть, например, IKEA или Unilever — компании старого типа, дошедшие до того, чтобы у них это проросло на уровне миссии или ценностей. Если говорить про российские примеры, я бы снова привела IKEA, которая очень много неожиданных проектов проводила в России — первая кампания по переработке мебели, например. Большинство российских компаний еще не доросло до этого уровня, но важно понимать, что невозможно все и сразу. Это путешествие, которое очень сильно зависит от амбиций ключевого владельца, акционера или топ-менеджера, от того, какой транслируется подход от руководства.
Свежий и еще не очень известный пример — два ресторана в «Сколково», Forum и The Rink. Эти рестораны полностью перепридуманы за два года в устойчивой логике. Обычно перед тем, как вы получаете свой салат цезарь, все ингредиенты лежат в отдельных одноразовых лотках, которые смешиваются только при подаче — потому что иначе сухарики размокнут, зелень завянет. Каждый день ресторан генерирует несколько мешков одноразовой посуды. Forum и The Rink отказались от одноразовой посуды на кухне, стали заказывать кофе у обжарщиков в оборотной таре и покупать у фермеров тушки целиком, потому что, если брать только ножки, остальное выбрасывается, нет возможности его переработать. А если берешь все целиком, то и фермеру помогаешь, и себе оставляешь nose to tail — в готовку пойдет все, от носа до хвоста.
Они переосмыслили отношение к мойщицам посуды, на которых в связи с отказом от одноразовой тары пришелся дополнительный объем работы. В связи с этим у команды возникло много инсайтов, в людях начали видеть людей. Команду постоянно учат, чтобы они тоже начали продвигать эти изменения, не ждали и не сопротивлялись, чтобы это было дело всех, а не «сумасшедшего начальника».
Это огромное искусство change-менеджера — дать mindset, из которого люди сами начнут придумывать улучшения на своей позиции. Общий язык, общее видение темы — зачастую ключевой фактор, чтобы остальное случилось.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.