Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу

Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу

Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Смотреть фото Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Смотреть картинку Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Картинка про Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Фото Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу

Ответ:

социальная характеристика, человека которая, присоединена к какой-то определенной группе, которые занимаются одинаковым видом деятельности. В нашем мире очень много профессий, например геолог, инженер, преподаватель, врач, водитель и т.д.

В нашей жизни выбор профессии— очень важный шаг. К выбору профессии мы должны относиться очень серьёзно, потому что профессию надо выбирать по-своему интересу и по душе. Есть очень много людей, которые не знают кем стать. Я, например, для себя выбрала профессию по географическому направлению, геолог, потому что мне очень нравиться искать разного вида камни, горные породы, делать раскопки. Искать разного вида горные породы это очень интересно. Деятельность этой профессии умение составлять картографические чертежи, правильное использование измерительных проборов. Но что бы стать хорошим геологом, необходимо изучить гуманитарные науки. Гуманитарные науки это физика, математика, география и т.д. Также геолог должен иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовность, терпеливость к группе и, конечно же, цель в своей работе.А основная цель работы геолога состоит в том, что он должен находить месторождения разных природных ископаемых.

Геолог это тоже что и путешественник. Они каждый день находятся в пути. Наши геологи-путешественники: Петр Федорович Анжу (1796-1869), Иван Васильевич Мушкетов (1850-1902), Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930). И я тоже хочу, входит в состав этого списка, когда выросту и стану географом.

Я думаю, что выбранная мною профессия считается лучшей, потому что геологи работают на свежем воздухе.А воздух это чистота природы, там можно дышать. Я думаюпрофессия геолога,очень уникальная профессия в наши дни. Геолог—это человек, идущий за здоровый образ жизни. Жизнь геолога: обветренное лицо, жизнь в палатках, запах костра. Мне очень нравиться такая жизнь, так как весь день в природе, и я тоже хочу так жить. Я стремлюсь за здоровый образ жизни, чтобы потом стать геологом и так всегда путешествовать.

И так я думаю, что я буду геологом. Я буду добиться этой цели в своей жизни. Я очень хочу стать геологом. Чтобы в будущем гордилась моя страна со мной. Я люблю свою страну и люблю себя но не только себя.

Источник

Помогите написатт мини сочинение о том что если бы я был географом

Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Смотреть фото Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Смотреть картинку Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Картинка про Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Фото Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу

Ответ оставил Гуру

Перед тем как выбирать профессию мы должны ответить на вопрос: «что такое профессия?». А профессия—это социальная характеристика, человека которая, присоединена к какой-то определенной группе, которые занимаются одинаковым видом деятельности. В нашем мире очень много профессий, например геолог, инженер, преподаватель, врач, водитель и т.д.

В нашей жизни выбор профессии— очень важный шаг. К выбору профессии мы должны относиться очень серьёзно, потому что профессию надо выбирать по-своему интересу и по душе. Есть очень много людей, которые не знают кем стать. Я, например, для себя выбрала профессию по географическому направлению, геолог, потому что мне очень нравиться искать разного вида камни, горные породы, делать раскопки. Искать разного вида горные породы это очень интересно. Деятельность этой профессии умение составлять картографические чертежи, правильное использование измерительных проборов. Но что бы стать хорошим геологом, необходимо изучить гуманитарные науки. Гуманитарные науки это физика, математика, география и т.д. Также геолог должен иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовность, терпеливость к группе и, конечно же, цель в своей работе.А основная цель работы геолога состоит в том, что он должен находить месторождения разных природных ископаемых.

Геолог это тоже что и путешественник. Они каждый день находятся в пути. Наши геологи-путешественники: Петр Федорович Анжу (1796-1869), Иван Васильевич Мушкетов (1850-1902), Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930). И я тоже хочу, входит в состав этого списка, когда выросту и стану географом.

Я думаю, что выбранная мною профессия считается лучшей, потому что геологи работают на свежем воздухе.А воздух это чистота природы, там можно дышать. Я думаюпрофессия геолога, очень уникальная профессия в наши дни. Геолог—это человек, идущий за здоровый образ жизни. Жизнь геолога: обветренное лицо, жизнь в палатках, запах костра. Мне очень нравиться такая жизнь, так как весь день в природе, и я тоже хочу так жить. Я стремлюсь за здоровый образ жизни, чтобы потом стать геологом и так всегда путешествовать.

И так я думаю, что я буду геологом. Я буду добиться этой цели в своей жизни. Я очень хочу стать геологом. Чтобы в будущем гордилась моя страна со мной. Я люблю свою страну и люблю себя но не только себя.

Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Смотреть фото Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Смотреть картинку Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Картинка про Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Фото Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу

Ответ оставил Ser012005

Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Смотреть фото Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Смотреть картинку Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Картинка про Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу. Фото Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету География.

Источник

Если бы ты стал географом чему бы посвятил свою работу

Каждому школьнику, начинающему изучать географию сразу говорят о том, что география занимает важное место в цикле наук об окружающей среде. Более того, география – основа наук об окружающей среде, а это значит, что изучать географию и познавательно и интересно, ведь ты начинаешь изучать мир, который тебя окружает!

А задумывались ли вы когда-нибудь о том, где вы сможете работать, что вам придется делать на работе, если будете изучать полюбившийся вам предмет географию?

Если вы романтик в душе, хотите познавать Природу во всех ее проявлениях, путешествовать любоваться и наслаждаться красотой ландшафтов, воспитывать в себе стойкость духа и физически себя закалять, то вам прямая дорога на географический факультет.

Среди профессиональных географов были и есть известные генералы, адмиралы, мореплаватели-путешественники, государственные деятели, дипломаты и даже главы государств, писатели и актеры. Высшее географическое образование получили несколько звезд мировой и российской величины: музыканты, продюсеры, композиторы, прозаики и поэты, телеведущие, журналисты, редакторы СМИ.

В своей исследовательской работе мы хотели бы подробнее рассказать о географических специальностях, о рынке труда для специалистов в области географии.

Актуальность и новизна исследования. В последние 2 года очень много говорят о том, что географию не заслуженно мало стали изучать, мало ВУЗов в которых принимают географию вступительным экзаменом. И о профессии географов очень мало информации. В интернете мы нашли только одну статью 2008 года (на 3х разных сайтах) географа Олега Сычева, в которой он рассказывает о профессии географа. Мы решили, что эта работа должна помочь всем, кто еще не определился с профессией и любит географию, сделать свой выбор в пользу этой науки. Так же надеемся, что эта работа поможет в популяризации географических профессий, тем более, что географы востребованы на рынке труда нашего города. Особенно актуальной работа оказалась для выпускников кафедры географии КГУ, которые после окончания ВУЗа чаще всего идут работать не по профессии из-за того, что плохо знают о том, как они востребованы предприятиями города.

Цель. Определить области применения профессиональных географов и выяснить, какие профессии нуждаются в специализированных географических знаниях.

Задачи. Изучить литературу по теме исследования. Определить, какими компетенциями обладает выпускник географического факультета университета и где можно применить эти знания. Познакомиться с профессиями географов. Провести анкетирование среди учащихся лицея. Сделать обзор рынка труда для профессии географ и его перспективы на 10-15 лет. Сделать выводы о проделанной работе.

Гипотеза. География – одна из древнейших наук, которая объединяет разнообразные знания о природе и людях. Это звучит расплывчато и не совсем внятно. Ведь многие науки занимаются изучением нашей планеты: и биология, и физика и химия др. Чем конкретно занимаются профессиональные географы? Какую пользу обществу приносит география? Я думаю, что в настоящее время уже все изучено и географы не очень-то и нужны.

Предмет исследования. Профессия географ.

Объект исследования. Литературные, статистические данные, информация из Центра занятости населения Калужской области, информация от профессиональных географов, информация преподавателей географического факультета МГУ и КГУ, педагогов и учащихся лицея, данные сети «Интернет».

При выполнении исследования мы применяли следующие методы исследования: опросы, беседа, анкетирование, анализ, изучение литературы и СМИ, статистические методы, описание, прогноз, метод сбора информации, выдвижение и проверка гипотезы.

Практическая значимость. Данные нашей исследовательской работы можно использовать на уроках географии в 9–11 классах в качестве поясняющего материала для выбора учащимися будущей профессии. На классных часах в 5-11классах по профориентации. На первых вводных уроках географии как мотивационный этап. На Дне открытых дверей в КГУ и для выпускников кафедры географии.

2. Направления в географии.

Современная география — наука уже далеко не описательная и даже не просто объяснительная, раскрывающая механизмы природы, населения и хозяйства какой-то территории, а наука объяснительно-прогностическая (футуристическая) и конструктивная, направленная на решение конкретных практических проблем. Современная география – система наук, в которой выделяются естественные (физико-географические), общественные (социально- и экономико-географические) науки, прикладные географические науки и науки, носящие интегральный характер.

Из схемы «Древа» географических наук (Приложение 1) мы видим, что ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 55. Есть возникшие еще на рубеже XIX–XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть – сравнительно недавно появившиеся – биоклиматология, география туризма или географическая планетология. Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать камерально-полевыми. Нахождение географа вне стен своего дома может длиться от одного дня до нескольких месяцев в году (в основном в теплое время года). А группа общественно-географических специальностей не так сильно привязана к природной среде, большей частью она чисто кабинетная. На выезде же экономико-географы предпочитают не экспедиции, а одиночные исследования-командировки. Объектом исследований такого специалиста выступает антропогенная среда (созданная человеком).

3. Географическое образование.

Каждая географическая наука и отдельные ее направления нуждаются для развития в грамотных специалистах. Мы решили выяснить, что это за специальности и так ли они нужны и востребованы как, например врачи, учителя, экономисты или военные. Для начала нам необходимо было выяснить, что об этом знают мои друзья и одноклассники. В сентябре мы провели анкетирование среди учащихся 5-6х и 8-10х классов. (Приложение 2)

По результатам анкетирования стало ясно, что ученики 5-6 классов имеют очень ограниченные знания о разнообразии географических профессий. Ученики 8-10 классов также знают меньше 10 специальностей географического направления. Получив такие ответы, нам стало интересно, а сколько выпускников в нашей стране хотят получить географическое образование, т.е. сдают ЕГЭ по географии, какие вузы и сколько выпускают специалистов-географов. И как обстоят дела с географами в других странах.

(Приложение 3). Из доклада доцента факультета географии МГУ Н.Н. Алексеевой «Современные тенденции развития высшего географического образования (на основе зарубежного опыта)» можно сделать вывод, о том, что в странах Европы (ФРГ, Великобритания) профессия географа очень популярна из-за высокого качества высшего географического образования, из-за большого количества компетенций, которые должны иметь географы по окончанию ВУЗа, из-за очень хороших перспектив занятости. Географы считаются мульти дисциплинарными специалистами, которые берут разные сектора экономики, помимо науки и образования: государственная служба, международные организации, стартовые зарплаты бакалавра (окончившего 3х-летний курс) 1,5 млн.руб в год. (Приложение 4)

Что же знают на выпуске из ВУЗа наши географы? Прочитав пункт V Приказа Минобрнауки России от 07.08.2014 N955 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата)» нам стало понятно, что географ с высшим образованием – это профессионал во многих областях социальных и прикладных наук и в нашей стране. Что выпускник географического факультета должен обладать разносторонними компетенциями, которые также дают ему возможность работать во всех сферах государственного управления. При этом профессиональный географ должен находить ответы на такие вопросы, как: ЧТО, ГДЕ, СКОЛЬКО, КАК, ПОЧЕМУ, что дальше может произойти с этим объектом (ЧТО БУДЕТ и ГДЕ). Современная география-наука уже далеко не описательная и даже не просто объяснительная, раскрывающая механизмы природы, населения и хозяйства какой-то территории, а наука объяснительно-прогностическая и конструктивная, направленная на решение конкретных практических проблем. Поэтому географ, помимо своего предмета, знает основы всех фундаментальных наук и владеет широким спектром средств и методов в достижении поставленной цели (как сказал один известный географ: “Выпускник геофака должен уметь обращаться как с лопатой (полевые практики и экспедиции) так и с компьютером”. Можно сказать, что человек, получивший качественное университетское географическое образование, является энциклопедистом (помимо географии, знает основы практически всех фундаментальных наук). Недаром руководителем издательства “Большая Российская энциклопедия” решением Правительства РФ был назначен доктор географических наук, профессор МГУ им. Ломоносова А. П. Горкин.

4. Географические специальности

Теперь осталось выяснить, где такой географ сможет свои знания применить. Для этого нам понадобились различные источники информации. Только поисковая система Яндекс выдала 622 тысяч ответов. (Приложение 5)

Вот список профессий, о которых я узнал из интернета.

Источник

Я б в географы пошёл.

Судя по всему, наша с Марией Романовной работа приближалась в концу. Я поинтересовалась у учителя, будет ли в ее воспоминаниях что-либо о реформах образования.

***Записки географички***
*****6. Я б в географы пошел, пусть меня научат*****

География как школьный курс обладает огромным профориентационным потенциалом.

Предлагаю перечень некоторых профессий, которые в разной степени глубины раскрывает детям учитель географии на своих уроках: картограф, геодезист, гидролог, океанолог, гляциолог, ландшафтовед, аэролог, почвовед, метеоролог, геолог, лимнолог, демограф, энергетик, металлург, политолог, урбанист и др.

Ценность предмета в сочетании знаний, умений, навыков: теории с экскурсиями, практическими работами на свежем воздухе, походами. Сильная сторона географии — в связи исторического материала с современностью. В школьном образовании это один из немногих предметов, который рассматривает современную жизнь страны и мира, природу, экономику, политику — здесь и сейчас.

Не берусь судить о емкости школьного курса географии в часах: это тема дискуссий. Но из опыта работы учителем географии знаю, что темы, изучаемые в средних классах часами, старшеклассникам можно раскрыть за урок. А средние классы вырастают и забывают к старшему возрасту всю физическую географию. Отсюда широко распространенная географическая безграмотность взрослого населения.

Вот совсем свежий пример (18 февраля 2016 года): тележурналист Первого канала рассказывает на миллионную аудиторию про посещение патриархом Антарктиды, храма на станции Беллинсгаузен, но при этом упорно твердит про южный полюс. То есть в голове репортера Антарктида и южный полюс — одно и то же?
Чем же тогда отличается подобного рода репортер от моего ученика, который объяснил способ передвижения М.В.Ломоносова (пешком за рыбным обозом) отсутствием денег на поезд?

Научно-технический прогресс неумолим: как нельзя выспаться или поесть на всю жизнь, так невозможно работать по старинке. Эпоха внедрила в жизнь интернет, гаджеты…и понеслось.

Учителя овладели информационными технологиями, отвечающими духу времени. Но баланс между классическими и современными методами еще не сформировался, поэтому велики издержки перекоса. Экспансия гаджетов очень заметна.

Мое поколение умеет быстро считать в уме и столбиком — современные дети бросаются к гаджету, чтобы к ста прибавить сто. Они ищут в интернете сочинения и переводят тексты с помощью программ-переводчиков, не смущаясь, используют чужие рефераты. Стремление списать чужую готовую работу живуче среди учащихся.

Глядя на подобный тренд, испытываешь беспокойство: исчезнет вдруг интернет — что будет с людьми? К посещению библиотеки не приучены, логические умения утрачены, поисковые системы избаловали легкостью добычи информации…

В новой реальности появилась возможность широкой огласки события, происшествия, отношений: «снять и вывесить в сеть» — модное кредо в среде учащихся. Учителю стало работать сложнее. Его деятельность, поступки, слова, как на ладони.

Но, возможно, эта методика взаимоприменяемая? Однажды в школе среди учителей разнеслась весть, что ученица N записывает на диктофон их речевые воспитательные огрехи и использует дома для родителей в качестве компромата.

Красивая умная девочка-подросток обладала своим утомительным недостатком — она не готовилась на перемене, а извлекала из сумки учебник, тетрадь и прочее лишь с началом урока.
Но стоило учителю показать свой гаджет и обозначить намерение снять на видео пустую к уроку парту ребёнка, девочка молниеносно достала принадлежности. И в дальнейшем проблема была исчерпана.

Телевидение оказало большую помощь школе своими идеями — речь об игровых методиках. С появлением таких телепрограмм, как «Что? Где? Когда?», Брейн-ринг, «Музыкальный ринг» и других, стало интереснее и эффективнее заниматься внеклассной деятельностью и проводить уроки повторения, как по географии, так и в союзе с другими предметами.
Особенно удобная организационная структура у «Что? Где? Когда?»: сочетание личных способностей с работой команды, разбивка информационного поля по секторам. Кроме того, методика ценна для работы с разновозрастными коллективами. Ведь если поодиночке ребята разных классов ничего не помнят (как они считают), то вместе они знают всё. Личное участие, получение опыта успеха — дорогого стоят.

Этот вопрос я задавала себе каждый год перед первым сентября. Как доходчиво объяснить ученикам, зачем им еще один предмет, еще один учебник? Особенно внимательно мою речь выслушивали старшеклассники.

Если они определились с планами, куда поступать, и география не входила в число обязательных предметов, то мотивировать этих детей было трудно. Но все ученики чувствительны к успеху — неуспеху: позориться на глазах друзей обычно никто не хотел бы.

За мою практику я почти не встречала детей, игнорирующих мой предмет. Один раз девочка отказалась идти на городскую олимпиаду по географии, объяснив, что мама велела учить историю, так как она нужна при поступлении на юридический. Но классом раньше эта ученица уже получала призовые места на городской олимпиаде по географии, поэтому я смирилась. Правда, на олимпиаде по истории девочка выступила скромнее, но я не злорадствовала.

География не всем ученикам дается легко. Возможно, поэтому в школах США географию изучают по желанию. Но в европейском образовании она чаще обязательная дисциплина.
Как мало успешных детей в изучении физики, химии, математики, русского языка — так мало и корифеев географии. Учителям географии многое приходится объяснять раньше других предметников: например, что такое масштаб, десятичные дроби, механизмы физических явлений и другое.

Как правило, ученики, преуспевшие в изучении предмета географии, имеют широкий кругозор и почти энциклопедические знания.
Само слово «география» обладает привлекательностью. Оно обещает интересные уроки, захватывающие рассказы. Возможно, поэтому те дети, которые обманулись в ожиданиях, наш предмет ненавидят.

Родителям учеников, которые начинают изучать географию, я обычно говорила, что хорошее овладение предметом будет способствовать успехам в изучении других естественных наук. Я верила в этот тезис, хотя присутствуя на экзаменах по биологии, химии, убеждалась, что многие дети словно откладывают знания в разные сегменты памяти. Например, отвечая по химии на вопросы, касаемые нефти, ученики не умеют в помощь себе использовать географическую информацию. Редкий ребенок умеет синтезировать ответ, опираясь на весь школьный курс.

Поступив в вуз на географический факультет, я наслушалась комплиментов, что поступила мудро — ведь не надо проверять кипы тетрадей. Но реальность оказалась не так безоблачна. По географии приходится проверять не только тетради, но и кипы контурных карт. И если учитель русского языка или математики ведет мало классов, так как его урок бывает практически каждый день, то географ ведет много классов. Чтобы запомнить детей быстро, надо потрудиться.

«Мне география не нужна», — такие заявления мне иногда приходилось слышать. Они удивляли меня: взрослые порой не знают, что им пригодится, а как могут это знать дети!? Не отрицаю, что существуют цельные личности, которые рано определяются с выбором и идут к нему целенаправленно. Но в моей практике знание географии пригождалось многим и выручало их на распутье. Как говорил мой дед, что умеешь — за плечами не носить.
Приобщение ребенка к географии с раннего возраста будет способствовать его развитию, сделает его жизнь интереснее и мобильнее.

Так сложилась жизнь, что в детстве я, как ученица, сменила три школы, а будучи учительницей, работала в пяти школах трех разных городов.
Все население мира делится на кочевое и оседлое. Получилось, что я скорее отношусь к кочевому, чем к оседлому. Шутка, в которой только доля шутки. Пора делать обобщения, выводы, сравнения.

Времена меняются, но остаются в жизненной игре такие категории, как ученики, учителя, школа. Это замечательно. Конечно, как всегда, школа — зеркало жизни, а учителя и ученики герои нашего времени. Но все мы — люди. И это главное.

За тридцать лет работы в школе учителем географии мне довелось учить детей разного возраста и уровня развития, проводить пионерские сборы, ремонты кабинета, «крутить» кино и видео, ходить в походы, ездить на всероссийские олимпиады, вести открытые уроки и многое другое.

Географы всегда молоды душой, мобильны, хорошо обучаемы, позитивны.
Любите географию и географов!

Источник

Как я стал географом

Знак информационной продукции: 6 +

На фото: Виталий Демешко в порту Ростока (земля Мекленбург-Передняя Померания), Германская Демократическая Республика, 1988 год

Сегодня, 18 августа 2020 года, в нашей стране, второй раз в истории, празднуется День географа. В прошлом году по поводу этого праздника я написал поздравительное эссе [1], а в этом году решил опубликовать краткий рассказ о том, как я стал географом, и что этому способствовало.
Но вначале я искренне поздравляю с праздником своих коллег, учёных-географов, выпускников, студентов, магистрантов и аспирантов географических факультетов, учителей и преподавателей географии. Пусть Вам сопутствует удача во всех географических делах! И, конечно же, желаю Вам Великих Географических Открытий. Пусть столь любимая нами географическая оболочка Земли продолжает раскрывать свои тайны!

Интерес к географии стал проявляться у меня примерно в возрасте 4 или 5 лет, когда я научился складывать буквы в слова и мог кое-что прочесть на географической карте. Первые такие воспоминания у меня есть о периоде жизни в Омске, в 16-м Военном городке (примерно 1982, или 1983 год), когда в моём распоряжении появилась «Физическая карта полушарий». С увеличительным стеклом (не круглой лупой, как мы привыкли, а прямоугольным, открывающимся по принципу перочинного ножа), я ползал по этой карте, присматриваясь к её изображению. Я без труда находил Москву, обозначенную красной звёздочкой, некоторые моря и реки, типа Волги. Восточное полушарие, с обилием суши, мне нравилось больше западного, на котором я не находил ничего примечательного. В итоге, большую часть наблюдений на этой карте я проводил на территории Советского Союза.
Чуть раньше состоялось и первое путешествие в моей жизни – родители возили меня в Белоруссию, в Витебскую область. А также немало я поездил и по родной Омской области – по маршрутам Омск-Исилькуль и Омск-Крутинка.

Однако настоящее приобщение к географической среде состоялось у меня в Германской Демократической Республике (ГДР), где я проживал с родителями с 1985 по 1989 год. Мы жили в военном городке близ немецкого села Фогельзанг (земля Бранденбург), примерно в двух часах езды от Берлина. Городок располагался среди хвойных лесов, и сам был частично «интегрирован» в природный комплекс. Поэтому значительную часть времени я, со своими друзьями, проводил среди деревьев: сосен, берёз, дубов. Лес был неотъемлемой частью нашей жизни. Мы ходили за грибами, ягодами, мхом для поделок, на рыбалку. Всё это способствовало непроизвольному интересу к миру природы и её законам.
Согласно фундаментальным географическим работам, в ГДР только 10% лесов имеют естественное происхождение [2, с. 98], но я убеждён, что именно в таких лесах мне и удалось побывать в детстве. На лесных вылазках нам порой встречались вековые дубы и липы, которые невозможно было обхватить руками даже взрослому человеку. А однажды я пошёл за грибами вместе с семьёй нашего комбата; и мы проходили глухой влажный лес (кажется, еловый), с мохово-лишайниковой подстилкой и обильным количеством грибов, произрастающих целыми колониями.
50% всей площади лесов в ГДР занимала сосна обыкновенная [2, с. 97]. И действительно, сосен там было очень много, как в самом городке, так и в окружающих его лесах. Но мне очень нравилась большая берёза, которая росла перед нашим домом. Я всегда ею любовался, так как она напоминала мне о Родине – Советском Союзе. Я следил за тем, как она желтела осенью, как покрывалась инеем тёплой европейской зимой. При этом мне всегда вспоминалась картина художника И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», которую мы изучали в школе.
Повидал я и животных Германии, например, зайцев и косуль. Белки и дятлы водились у нас в городке в изобилии. Встречались и неядовитые змеи, особенно медянки и веретеницы. Встречались следы и более крупных животных. Особенно мы боялись встречи с диким кабаном. О таких встречах, якобы имевших место быть, в городке у нас ходили легенды.
В нескольких метрах от нашего дома было небольшое озеро, благодаря которому я познакомился с водным миром: лягушками, тритонами, жуками-плавунцами и, конечно же, рыбой. Я стал заядлым рыбаком, ловил пескарей, ершей, окуней. Однажды голыми руками поймал плотву. А как-то раз мне на удочку попался… уж! Не знаю, чтобы я с ним делал, но, к счастью, рядом были старшие мальчишки; они помогли освободить его от крючка и отпустили обратно в озеро.
Кажется, в 2013 году я задался вопросом, отчего это мне так нравится Сибирская тайга? Почему из самых экзотичных природных зон именно она для меня самая желанная? Вот ответ: детство в Фогельзанге, среди сосен, елей, берёз, на берегах небольшого неглубокого озерка, наподобие тех Прииртышских озёр, чьи туристско-рекреационные возможности я изучаю уже двадцать лет!

Получил я в Германии и неплохую теоретическую подготовку. Над столом у меня висела большая общегеографическая учебная карта Советского Союза (она до сих пор у меня есть, и иногда я её беру на занятия со студентами). С её помощью я узнал основные реки, озёра, моря и города нашей страны. Мы часто смотрели на неё с друзьями, рассказывали друг другу, кто где жил до Германии. У меня были приятели и одноклассники из самых разных уголков: из Белоруссии и Армении, Украины и Туркменистана, Крыма и Ленинграда, Волгограда и Калининграда. А когда у меня появился атлас «Мир и человек» (1988) [3], то мы играли в страны: один называл страну, а другой должен был её найти на карте. Так я изучил большую часть политической карты мира. Кроме того, в атласе были и астрономические сведения, и сведения о природе нашей страны. Мне он очень нравился, и я с удовольствием его изучал.
Моим любимым предметом в начальной школе было природоведение. Кажется, за все годы у меня по нему были одни «пятёрки».
Летом 1989 года, когда мне уже было 10 лет, мы с друзьями стали ходить довольно далеко от городка, за несколько километров, например, на танкодром или на реку Хафель. Как-то раз у меня с попутчиками произошёл конфликт, и они оставили меня одного в лесу. Но я не растерялся: увидел столбы с проводами и пошёл под ними, пока не вышел к замаскированной «точке» зенитно-ракетного полка. Помню, тогда я очень обрадовался табличке на колючей проволоке «Стой! Часовой стреляет без предупреждения!». Здесь же была лесная дорога, которая и вывела меня к нашему городку.

В Германии я впервые увидел море. Это была весна 1988-го года. Мы приехали с экскурсией в Росток и ходили по берегу вблизи порта. Я тогда не мог поверить своим глазам, что водная гладь тянется до самого горизонта. А корабли, стоявшие на рейде, казались мне нарисованными.
Я до сих пор очень люблю Балтийское море, и, хотя видел его уже и со стороны Санкт-Петербурга, и со стороны Скандинавских стран, всё равно, то самое первое детское впечатление оказалось наиболее сильным.
Специально для иллюстрации данного очерка я взял свою фотографию из Ростока. Здесь я стою на фоне портовых кранов и железнодорожных вагонов. Я сам тогда выбрал этот ракурс, поскольку меня интересовали и железные дороги, и морская инфраструктура.
Большую часть лета 1989 года я провёл в детском пионерском лагере имени Клима Ворошилова, недалеко от города Темплина. На последнем сезоне организаторы стали нас по любому поводу водить в Темплин пешком туда и обратно: то в миниатюрный, но ухоженный городской музейчик, то на какое-нибудь мероприятие. А в конце сезона сказали, что мы достойны звания «Юный турист ГДР».

И, конечно, огромную роль в формировании во мне интереса к географии сыграли книги. В очерке «Как я читал Жюля Верна» [4] я рассказал о прочитанных мною в Германии книгах Янки Мавра «Полесские робинзоны» [5] и С. Сахарнова «В мире дельфина и осьминога» [6]. Но после возвращения из ГДР в Советский Союз, в город Исилькуль Омской области, конечно, на первое место вышел Жюль Верн.
Я активно продолжал пополнять свои географические знания в Исилькульской школе, и с моей базой это не составляло большого труда, хотя ведущие позиции среди наук тогда у меня занимала астрономия.
В 1995 году, после окончания школы, я хотел поступать на исторический факультет Омского государственного педагогического университета. Но уже в приёмной комиссии мы с мамой узнали, что есть набор и на географический факультет. И я сразу же изъявил желание подавать туда документы. Мама отвела меня в сторону и сказала: «Думай, куда бы ты хотел поступить». Но я не думал, а просто прислушался к собственному сердцу, и сделал твёрдый выбор: «Буду поступать на географию!».
Это был, самый что ни на есть, поворотный момент в моей жизни.
И об этом своём выборе за двадцать пять лет (уже четверть века!) изучения географии я ни разу не пожалел!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *