Если человек не написал заявление о ведении трудовой книжки что делать
Истек срок уведомления об «электронных трудовых». Что дальше?
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
Ответим на главные вопросы работодателей и кадровиков
В октябре 2020 года завершился срок, в который работодатели были обязаны уведомить работников о выборе ведения трудовой книжки и собрать у них заявления. Как теперь принимать на работу?
Используйте правильную терминологию. «Электронная трудовая книжка» — это обывательское понятие, его не существует в нормативных правовых актах. Вспоминайте, мы говорили об этом на вебинарах и уроках весь 2020 год. И в статье мы используем единую терминологию: «предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ». Будем говорить профессионально и грамотно — это не так сложно, как кажется.
1. Спрашивать ли работников о способе ведения трудовой книжки после 31.10.2020?
С одной стороны, работодатели при приеме на работу после этой даты больше не обязаны уведомлять работников о происходящих изменениях в законодательстве.
С другой стороны, работник обязан до 2021 года сделать выбор и написать заявление:
Согласитесь, есть некая рассогласованность.
Предлагаем на выбор два варианта:
В конце статьи есть шпаргалка
2. Останется ли у работников после 2020 года возможность подавать заявления о дальнейшем ведении бумажной трудовой книжки или отказе от нее?
Законодатели не забыли о тех, кто не имел возможности написать заявление в 2020 году:
Работники, которые пожелали остаться с бумажными трудовыми книжками и написали заявления об этом, не утратили права изменить свое решение в последующем. А это значит, что даже после 2020 года они смогут обратиться к своему работодателю с заявлением о выборе предоставления им сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
3. Как узнать, предоставлял или нет работник заявление о выборе варианта внесения сведений о трудовой деятельности на предыдущем месте работы?
Кажется, что в теории вопрос очевиден. Если работодатель знает, а главное соблюдает законодательство, то при приеме на работу работник предъявляет трудовую книжку с последней записью о подаче заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ и (или) форму СТД-Р или СТД-ПФР.
Но на практике может возникнуть ситуация, когда работник приносит трудовую книжку, в которой последняя запись о расторжении (прекращении) трудового договора. Возможны как минимум два варианта развития событий:
4. Как быть, когда у работника две трудовые книжки или прежний работодатель не внес соответствующие записи?
Законодатели это не учли, но. На практике у работника может быть несколько трудовых книжек:
Также есть работодатели или работники кадровых служб, которые не отследили изменения или не поняли их:
В итоге у нас есть работники, которые писали заявления об отказе ведения бумажной трудовой книжки, но в их в трудовой это не отражено. Если работодатель все же сдавал по ним отчетность, то информация будет внесена в информационную систему ПФР. Но работодатель, к которому этот работник устраивается, из документов, предъявляемых при приеме на работу, этого не узнает.
Законодательно вопрос не решен. Но не стоит паниковать. Оснований для привлечения текущего работодателя к ответственности нет. Если вы столкнетесь с такой ситуацией, просто продолжите вести на работника трудовую книжку, предоставите отчет СЗВ-ТД с информацией о приеме на работу в ПФР. Риск здесь лишь в дополнительной ответственности за ведение, учет, хранение, выдачу трудовой книжки, которая на самом деле должна храниться у работника. Ну и, конечно же, это лишняя работа для вас.
Выводы
В статье мы дали практические рекомендации, как поступать работодателям с работниками, которые устраиваются на работу после 31.10.2020, в части изменений, связанных с переходом на предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
В 2021 году нас ждут изменения в форме СЗВ-ТД. Будем держать вас в курсе и давать практические рекомендации по работе.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Примеры записей в трудовую (оформление титульного листа, внесение исправлений, совместительство становится основным) 632.6 КБ
Прием «молчуна»: что делать, если он еще не выбрал между бумажной и электронной трудовой?
Фирма берет на работу сотрудника, который до 31 декабря 2020 года не подал заявление об отказе от ведения бумажной трудовой книжки. Но и переходить на электронную тоже не собирается. В связи с этим у бухгалтера возникли вопрос: должен ли он вести бумажную трудовую книжку при приеме на работу такого сотрудника.
Кому разрешено подавать заявление о выборе ЭТК в 2021 году
До 31 декабря 2020 года работодателю нужно было подать письменное заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки либо электронной трудовой в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса.
После этого времени некоторым лицам разрешено подавать такое заявление в любое время, притом как по прежнему месту работы, так и при новом трудоустройстве.
К ним, в частности, относятся работники, которые до 31 декабря 2020 года не подали одно из указанных письменных заявлений вследствие того, что не могли исполнять свои трудовые обязанности и ранее, но за ними в это время сохранялось место работы, в том числе на период:
Также вправе поступить и лица, у которых уже есть трудовой стаж, но по состоянию на 31 декабря 2020 года они нигде не работали.
Такое правило установлено в части 6 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ.
Что делать при приеме на работу лица, который не подал заявление о выборе книжки
Нередки случаи, когда сотрудник, не подавший до начала 2021 года заявление о выборе между бумажной либо электронной трудовой, меняет место работы.
Бухгалтера не знают, что делать в этой ситуации, поскольку лица, которые не определились с выбором книжки и не отказались от ведения бумажной без вышеперечисленных причин, в части 6 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ не указаны.
Специалисты Роструда при этом полагают, что работодателям надо продолжать вести бумажные трудовые книжки и далее.
Поскольку непоступление от работника в срок до 31 декабря 2020 года заявления о продолжении ведения его трудовой книжки не освобождает работодателя, как прежнего, так и нового, от выполнения этой обязанности.
Поэтому, в случае если работник не подал ни одного из требуемых заявлений, работодатель должен продолжать вести его бумажную трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса.
Бумажные книжки не положены только тем, кто впервые в жизни принят на работу в 2021 году.
Чиновники ведомства пришли к такому же выводу, вспомним правило о том, что вести трудовые книжки надо на каждого сотрудника, который трудится на фирме свыше 5-ти дней, кроме случаев, когда в установленных случаях трудовую книжку можно не вести (ч. 3 ст. 66 Трудового кодекса).
Однако, в сложившейся ситуации, работодателю не стоит забывать о дисциплинарной ответственности, к которой может привести несоблюдение работником возложенных на него обязанностей.
По мнению Минтруда, если работник не выбрал способ ведения трудовой книжки, в отношении него могут применить меры дисциплинарного взыскания.
Возможность выбора книжки у лица, которое не сделало это в прошлом году, в 2021 году сохранена.
Специалисты Роструда разъясняют, что сотрудник, не отказавшийся от ведения бумажной трудовой книжки, вправе сделать это в любой момент после 31 декабря 2020 года.
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Если человек не написал заявление о ведении трудовой книжки что делать
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Если работник не подал работодателю до 31.12.2020 заявление о переходе на предоставление сведений о трудовой деятельности в электронном виде, вправе ли он подать такое заявление после 31.12.2020?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работник вправе после 31.12.2020 подать заявление о переходе на предоставление сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Переход на электронные трудовые книжки. Актуальные вопросы
Интернет-конференция со специалистами Отделения Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю с сайта «КПрим: КонсультантПлюс»: http://kprim.ru/internet-interview/internet-interview_183.html
Вопрос: Работодатель передает информацию только по кадровым движениям после 1 января 2020 года. Теперь как быть с теми работниками, которые написали заявление о переходе на электронную трудовую книжку? Откуда в ней появятся данные прошлых лет и прошлых работодателей?
Ответ: Законодательно не предусмотрено полностью перевод всей трудовой книжки из бумажной в электронную. Определено действовать с 1 января 2020 года.
Поэтому все кадровые мероприятия будут попадать в электронном виде с 1 января 2020 года. Все, что было до этого периода, остается на бумажной трудовой книжке, и везде зарегистрировано о том, что лицо, устраиваясь на работу, где требуется подтвердить стаж до 2020 года, показывает свою трудовую книжку, которую он хранит у себя.
Вопрос: Сотрудник принес заявление о переходе на электронную трудовую книжку. В какой срок ему надо предоставить бумажный вариант?
Ответ: Письмо Минтруда и Соцзащиты РФ от 12 февраля 2020 года № 14-2/Б-150 информирует, как делается запись, в какие сроки, как выдается бумажная трудовая книжка на руки.
Согласно письму бумажная трудовая книжка выдается в день подачи заявления. И в этом же письме подробно написано о том, что сотрудники кадровых мероприятий должны заполнить в своей документации в данном случае.
Вопрос: Ни один сотрудник нашей организации не написал заявление о переходе на электронную трудовую книжку. Надо ли по нему сдавать форму в случае каких-либо кадровых движений: увольнение, перевод на другую должность и так далее?
Ответ: Если работник не написал заявление о выборе электронной трудовой книжки или выбрал бумажную трудовую книжку, страхователь продолжает вести бумажную трудовую книжку.
В том числе, у страхователя есть обязанность представлять электронную трудовую книжку в Пенсионный фонд. Таким образом, страхователь ведет две трудовые книжки: бумажную трудовую книжку и сдает в электронном виде в Пенсионный фонд электронную трудовую книжку.
Вопрос: В организации у некоторых работников оформлено внутреннее совмещение, не совместительство. Надо ли направлять СЗВ-ТД в случае такого оформления или о прекращении?
Ответ: По внутреннему совмещению, например, на время декретного отпуска, новые трудовые договоры не заключаются с работниками на данный вид работы и поэтому такие записи не вносятся в бумажную трудовую книжку. Поэтому раз не вносятся в бумажную трудовую книжку, то не заполняются и в электронную трудовую книжку.
Вопрос: Должен ли работодатель уведомить внешних совместителей о переведении трудовой книжки в электронную или в бумажный вариант?
Ответ: Ст. 66 Трудового Кодекса РФ, о ведении трудовой книжки на бумаге, прописано о том, что внесение записей в бумажную трудовую книжку можно только по желанию самого работника. В ст. 66.1 ТК РФ данная норма отсутствует, то есть на всех внешних совместителей страхователь обязан сдавать в Пенсионный фонд электронную трудовую книжку, с данными о том, что принял на работу по совместительству на такую-то должность.
Вопрос: Сотрудник был принят на работу 10 лет назад, за все эти годы никаких кадровых изменений не было. Он увольняется в 2020 году. Что надо указать в СЗВ-ТД, если был перевод на другую должность, например, в 2018 году?
Ответ: Когда работодатель впервые представляет форму электронной трудовой книжки в Пенсионный фонд, неважно. Он должен ее сдавать в случае, если человек написал заявление о выборе трудовой книжки – бумажной или электронной, либо было какое-то кадровое мероприятии, страхователь обязан сдать форму СЗВ-ТД в Пенсионный фонд.
И при первичном направлении данной формы он должен указать предыдущие кадровые мероприятия у данного страхователя, поэтому если 10 лет назад он был принят на работу и не было никаких кадровых мероприятий, а в 2020 году он уже увольняется, страхователь сдает форму СЗВ-ТД, где в первой записи указывается последняя запись о кадровом мероприятии из трудовой книжки. Это прием на работу, перевод на другую должность и второй строкой указывает увольнение в 2020 году данного страхователя.
Если было бы переименование страхователя, то оно уже не указывается.
Вопрос: Работник устроился в 2018 году в ООО «Ромашка», в 2019 году ООО «Ромашка» переименовалась в ООО «Василек», о чем сделана запись в трудовой книжке. Что следует указать в СЗВ-ТД при увольнении работника?
Ответ: Прием на работу должен быть указан, что сотрудник был принят в ООО «Ромашка», но так как было переименование, то второй строкой желательно указать это переименование и последней третьей строкой – увольнение в 2020 году с ООО «Василек».
Чтобы было видно в трудовой книжке, что он был принят правильно, и было переименование организации.
Вопрос: Работник отказался от бумажной трудовой книжки у первого работодателя, на новое место пришел с электронной трудовой книжкой, в которой сведения от предыдущего работодателя. Вопрос – где взять сведения о полном страховом стаже для расчета будущего?
Ответ: Если человек выбирает электронную трудовую книжку, работодатель выдает ему на руки бумажную трудовую книжку. Застрахованное лицо обязано ее хранить у себя и в случае его перехода на новое место работы, где требуется подтвердить стаж до 2020 года, действует бумажная трудовая книжка, которая у него есть на руках, он ее предоставляет работодателю, и работодатель берет себе копию документов, которые необходимы и рассчитывает больничный лист.
Вопрос: Если работник выбрал бумажный вариант, надо ли выдавать ему СТД-Р при увольнении?
Ответ: СТД-Р – это сведения о трудовой деятельности у работодателя. Работодатель обязан выдать только тому работнику, который выбрал ведение электронной трудовой книжки. Если бы продолжали вести бумажную трудовую книжку, работодатель выдает ему бумажную трудовую книжку на руки без предоставления формы СТД-Р.
Вопрос: Сейчас работодатель может увидеть в бумажной трудовой книжке, где и на каких должностях трудился раньше работник. В случае перехода на электронную трудовую книжку такой возможности не будет. Может ли работодатель получить сведения из электронной базы ПФР самостоятельно без участия работников?
Ответ: Нет, такой возможности у страхователя не будет, потому что действует ФЗ № 152 «О Персональных данных». Данные о лицевом счете, о работе сотрудника, о его стаже являются конфиденциальными и не подлежат предоставлению третьим лицам.
Поэтому в случае, если недостаточно сведений в бумажной трудовой книжке, которую должен иметь на руках работник, всегда можно попросить самого работника принести выписку из данного лицевого счета, где находятся все сведения обо всех работодателях. Работник может также взять ее в любом Управлении Пенсионного фонда, МФЦ, а также на сайте Пенсионного фонда, на портале Госуслуги и принести своему работодателю.
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, у которого нет работников, должен предоставлять отчетность для электронных трудовых книжек?
Ответ: Нет, форма отчетности СЗВ-ТД сдается только на тех работников, с которыми заключен трудовой договор. Если заключены гражданско-правовые договора, то такие сведения не сдаются.
Вопрос: Пришел устраиваться на работу человек и заявил, что он нигде раньше не работал. Как можно это проверить?
Ответ: Работник обязан вам предоставить бумажную трудовую книжку. Если он вам её не предоставляет, говорит, что он нигде не работал, то можно его также попросить принести выписку из лицевого счета, и вы увидите, что человек на самом деле нигде не работал, она пустая.
Вопрос: В течение 2020 года никаких кадровых движений по работнику не было, и заявление о переходе на электронную трудовую книжку он не писал. Надо ли подавать какие-то сведения по нему?
Ответ: В случае отсутствия у работника в 2020 году каких-то кадровых мероприятий, либо человек в 2020 году по разным причинам не написал заявление о выборе трудовой книжки, на таких сотрудников работодатель обязан предоставить сведения о трудовой деятельности до 15 февраля 2021 года.
Так как не будет заявлений и кадровых мероприятий, он должен будет указать только последнюю запись из трудовой книжки по данному работнику. Но на всех он обязан предоставить до 15 февраля 2021 года.
Как вести трудовую книжку, если работник не подал заявления о выборе ее формы
Если в течение 2020 года работник не подаст заявление о выборе формы ведения трудовой книжки, то он не лишается своего права на выбор в будущем электронной трудовой книжки. Об этом сообщает Минтруд в письме от 11.02.2020 № 14-2/В-141.
Ведомство отмечает, что по нормам статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ, каждый работник до 31 декабря 2020 года включительно подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в бумажном виде или о переходе на электронную трудовой книжку (предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ).
Информация о поданном работником заявлении работодатель включает в сведения о трудовой деятельности, представляемые ПФР (форма СЗВ-ТД).
В случае если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в бумажном виде соответствии со статьей 66 ТК РФ.
Действующим законодательством прямо предусмотрено, что для работника, воспользовавшегося своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (пункт 4 статьи 2 закона № 439-ФЗ).
При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 закона № 439-ФЗ).
Таким образом, перечисленными нормами предусмотрена возможность работника в последующем отказаться от ведения бумажной трудовой книжки и перейти на электронную трудовую книжку (на предоставление сведений о трудовой деятельности).
По действующим правилам работодатель формирует в электронном виде информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника независимо от формы ведения его трудовой книжки. В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю сведения о трудовой деятельности вместе с трудовой книжкой или взамен ее. Лицо, имеющее стаж работы по трудовому договору, может получать сведения о трудовой деятельности у работодателя, в МФЦ, в ПФР и через портал госуслуг. Всем работникам, перешедшим на электронные трудовые книжки, работодатель обязан предоставлять сведения о трудовой деятельности по их заявлению.