Если фссп не отвечает на обращение что делать
Срок ответа пристава на заявления, жалобы, обращения
Исполнительное производство, практически на любой стадии, предполагает взаимодействие его сторон с должностными лицами органа принудительного исполнения. Подобное взаимодействие зачастую осуществляется в виде различных заявлений, для каждого из которых имеется свой срок ответа пристава. Эти сроки закреплены в положениях Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон, ФЗ №229-ФЗ). В таблице ниже приведена информация о сроках рассмотрения в исполнительном производстве наиболее распространенных видов обращений граждан.
Основание для обращения | Предельный срок, установленный для рассмотрения | Норма ФЗ «Об исполнительном производстве» |
Возбуждение исполнительного производства | 1 сутки – при необходимости немедленного исполнения | п.10 ст.30 |
6 дней – для остальных категорий исполнительных документов | п.7, 8 ст.30 | |
Арест имущества (транспортные средства, недвижимость, имущественные права и т.п.) | 1 день | п.2 ст.80 |
Расчет задолженности по алиментам | 13 дней (3 дня на передачу заявления, 10 – для его рассмотрения) | п.2 ст.102, ст. 64.1 |
Розыск должника или его имущества | 3 дня | ст.65 |
Отложение исполнительных действий | 2 дня (из них 1 день на передачу приставу и 1 день на рассмотрение) | п.3.1 ст. 38 |
Приостановление, прекращение исполнительного производства | 4 дня (1 день – на передачу приставу, 3 дня – на его рассмотрение) | п.4 ст.45 |
Ходатайства по вопросам исполнительного производства | 13 дней, из них 3 дня на передачу ходатайства лицу, уполномоченному его рассматривать и 10 дней непосредственно на рассмотрение ходатайства | ст.64.1 |
Ограничение на выезд за пределы РФ | 13 дней (3 дня на передачу заявления, 10 – для его рассмотрения) | ст.67, ст.64.1 |
Ограничение права управления транспортным средством | 13 дней (3 дня на передачу заявления, 10 – для его рассмотрения) | ст.67.1, ст. 64.1 |
Жалоба судебного пристава (как на действия, так и на бездействие) | 10 дней | ст.126 |
Отвод пристава | 3 дня | п.3 ст.63 |
Прочие обращения | 30 дней | ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» |
Срок ответа пристава на заявление (ходатайства)
Большая часть заявлений, поступающих от должников и взыскателей относятся к категории ходатайств. Порядок их рассмотрения регулируется ст.64.1 Закона.
Этот срок начинает исчисляться с момента передачи ходатайства для рассмотрения, кроме того еще 3 дня дается для передачи ходатайства надлежащему лицу для рассмотрения.
По этим правилам рассматриваются, например, заявления об установлении временных ограничений на выезд за пределы РФ, об ограничении пользования специальным правом, об исправлении описок в вынесенных документах и иные заявления, касающиеся процедуры принудительного исполнения.
Пример 1
Иван – взыскатель по исполнительному производству. Остаток долга составляет 65 000 руб. 15.03.2019 он обратился в районный отдел одного из территориальных органов ФССП России с заявлением об установлении для должника ограничения на выезд за границу. Заявление было передано им сотруднику отдела, отвечающего за ведение делопроизводства. В тот же день заявлению присвоен регистрационный номер.
В силу ст.67 ФЗ №229-ФЗ заявление должно быть передано приставу в течение 3 дней. Но, поскольку 15.03.2019 – пятница, то приставу, на исполнении которого находится исполнительное производство о взыскании в пользу Ивана, заявление передано 19.03.2019. Последним днем для принятия приставом решения, с учетом выходных дней, является 02.04.2019.
Рассмотрев заявление, пристав удовлетворил заявление и 01.04.2019 вынес постановление о временном ограничении права должника на выезд за пределы РФ.
Ходатайства со специальным сроком рассмотрения
Для ряда заявлений в исполнительном производстве установлены специальные сроки для рассмотрения. К ним относятся следующие виды заявлений:
Форма ответа на ходатайство
В соответствии с нормами ФЗ №229-ФЗ результат рассмотрения ходатайства облекается в форму постановления. Это может быть как постановление об удовлетворении ходатайства, так и постановление об отказе в его удовлетворении. Вне зависимости от результата рассмотрения, он доводится до сведения заинтересованных лиц путем направления копии постановления.
Срок ответа пристава на жалобу
Порядок рассмотрения жалоб, поданных вышестоящим должностным лицам, предусмотрен гл.18 ФЗ «Об исполнительном производстве». Жалоба, поданная по установленным правилам в порядке подчинённости, в силу ст.126 Закона рассматривается не более 10 дней. По итогам рассмотрения должно быть вынесено постановление об удовлетворении жалобы, либо об отказе в ее удовлетворении.
Срок ответа пристава на обращения
Обращения, поступающие в ФССП России и ее территориальные органы, и не относящиеся к категории ходатайств и жалоб, рассматриваемых по правилам главы 18 Закона, подлежат рассмотрению по правилам, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».
Причем в это время включаются все дни, в том числе и нерабочие. Ч.2 данной статьи предусматривает возможность продления месячного срока, но не более чем на 30 суток.
Пример 2
Елена, будучи должником по исполнительному производству, решила обжаловать действия судебного пристава-исполнителя. Предполагая подать жалобу, в порядке подчиненности, она указала ссылки на положения Закона, однако в просительной части своей жалобы не изложила свои требования, ограничившись перечислением предполагаемых нарушений со стороны должностного лица, а также не указала ФИО лица, на которое Елена жалуется.
В рассмотрении этой жалобы постановлением старшего судебного пристава было отказано, в связи с несоответствием содержания обращения установленным требованиям. Но данная жалоба была классифицирована как обращение, подлежащее рассмотрению по правилам, предусмотренным Федеральным законом №59-ФЗ. В течение 30 дней заявителю дан ответ по существу требований.
Если текст обращения содержит какое-либо ходатайство, то оно должно быть рассмотрено за 10 дней(в некоторых случаях раньше), вне зависимости от конечной даты рассмотрения самого обращения.
Пример 3
Заявление Владимира было передано для рассмотрения в порядке, установленном Федеральным законом №59-ФЗ, а просьба о наложении ареста на приобретенную технику классифицирована как ходатайство, которое 23.04.2019 было удовлетворено, имущество выявлено и в дальнейшем на него было обращено взыскание.
Что делать, если пристав не отвечает на жалобы, заявления и обращения
Не редки случаи игнорирования должностными лицами органа принудительного исполнения заявлений и обращений граждан. Если приставы не отвечают на запрос, жалобу, не рассматривают ходатайство, их бездействие можно оспорить. Обжалование осуществляется в соответствии с должностной иерархией в порядке подчинённости, либо в судебном порядке.
Если судебный пристав или иное должностное лицо ФССП России не отвечает на обращения, то можно пожаловаться и в органы Прокуратуры РФ. В этом случае, при выявлении нарушения, виновное лицо не только понудят рассмотреть обращение, но и могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной ст.5.59 КоАП РФ.
Подводя итог, можно сделать вывод о сроках рассмотрения обращений в исполнительном производстве:
Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя
Обжалованию могут подлежать: постановление судебного пристава-исполнителя о начале производства, принудительное взыскание долгов до истечения сроков его добровольного погашения, взыскание исполнительного сбора, отказ в ознакомлении с материалами и другие действия, нарушающие законные права граждан. Но самые распространенные жалобы на приставов связаны с их незаконными, по мнению должника, действиями по аресту и изъятию имущества (денежных средств), либо, напротив, жалобы на бездействие судебных приставов-исполнителей, на беспричинное затягивание исполнительного производства.
Как написать и подать жалобу на бездействие судебных приставов
По закону гражданин имеет право пожаловаться на действия/бездействие пристава в различные инстанции, в том числе обратиться в суд, но мы рекомендуем начинать с попытки досудебного урегулирования вопроса, для начала указав самому приставу на неправомерность его действий (бездействия). Если это не помогло, можно обращаться с жалобой:
2. К главному судебному приставу в территориальное управление ФССП;
4. В суд общей юрисдикции (для физических лиц), либо арбитражный суд (для организаций), по месту исполнения судебным приставом своих обязанностей;
Жалобу старшему (главному) судебному приставу можно подавать в канцелярию отдела службы судебных приставов (территориального управления ФССП):
⦁ лично или через представителя, по доверенности;
⦁ по почте (заказным письмом с описью вложения, в которой перечислены все прилагаемые к заявлению документы);
Жалоба в прокуратуру или заявление в суд о признании действия (бездействия) пристава незаконным могут быть поданы и по истечении установленного 10-дневного срока обжалования. Но при этом к административному исковому заявлению в суд необходимо приложить ходатайство о восстановлении срока по административному иску.
Стоит отметить, что подача жалобы в прокуратуру является наиболее действенным методом. Такие жалобы удовлетворяются в 90 % случаев. Плюсом является также то, что прокурор может потребовать выполнить определенные указания, установить срок для выполнения конкретных действий и при необходимости наказать пристава. Таким образом, обращаясь с жалобой в прокуратуру, вы за 30-дневный срок получите реальные действия (сдвиги) по исполнительному производству.
При подаче жалобы в суд вы получите решение суда о признании действия (бездействия) пристава незаконным и возложении на него обязанности по устранению нарушений. Суд не может дать конкретные указания приставу. Но, плюсом такого рода обращения является ваше право на возмещение морального вреда, причиненным незаконным действием (бездействием) пристава-исполнителя.
Административные дела об оспаривании действий (бездействия) пристава рассматриваются судом в 10-дневный срок со дня получения судом административного искового заявления. Однако, если дело сложное, председатель суда имеет право продлить этот срок до одного месяца.
Текст жалобы должен быть составлен по определенной форме в официально-деловом стиле. Документ не должен содержать грамматические ошибки, нецензурные выражения, оскорбления и излишне эмоциональную окраску. К жалобе следует приложить все необходимые и подтверждающие документы.
Образцы жалоб на бездействие судебных приставов
Скачать общую форму образца жалобы вы можете по ссылке: форма образца жалобы.rtf
Образец жалобы старшему судебному приставу
Образец жалобы прокурору
Образец жалобы в суд (исковое заявление)
Как получить свои деньги, если пристав бездействует?
Длительные сроки ожидания денег из-за медленной работы или бездействия судебных приставов-исполнителей — одна из основных проблем исполнительного производства в нашей стране.
Представьте: человеку не отдают долг, не выплачивают алименты, или добиться возмещения ущерба не удается. Он, как положено, обратился в суд, затем в ФССП — и теперь ждет, что пристав запросит в банках информацию о счетах должника и наложит арест на денежные средства, выявит движимые и недвижимые активы, а после успешного взыскания задолженности переведет деньги ему, взыскателю.
Но ничего не происходит. Что делать в этом случае?
С чем связаны промедления в работе приставов
Недостаточное финансирование приводит к тому, что территориальные подразделения ФССП испытывают кадровый дефицит. Сотрудников мало, а потому судебные приставы перегружены и просто не справляются с огромным потоком дел: алименты, долги по кредитам и займам, невыплаченные компенсации, пособия и т.д.
Если пристав и сработает по вашему делу быстро, то лишь за счет другого дела, а значит, кому-то еще придется ждать.
Куда жаловаться на бездействие пристава
Если вы не можете получить свои деньги из-за бездействия судебного пристава, необходимо подать жалобу его руководителю — начальнику отдела или руководителю территориального подразделения ФССП. Как это сделать?
Можно подготовить письменную жалобу и направить ее заказным письмом на адрес территориального подразделения ФССП. А можно прийти на прием к руководителю подразделения лично и там рассказать о своих претензиях.
Этот способ наверняка окажется действенным, поскольку руководство отвечает за показатели работы своих подчиненных перед вышестоящим начальством и не захочет столкнуться с проблемами после вашего обращения к нему. Скорее всего, пристава заставят работать более активно.
Если жалоба, отправленная в территориальное подразделение, остается безответной, следует обратиться в вышестоящую структуру, например в управление ФССП по городу или региону либо напрямую в центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов РФ. В этом случае представители управления будут спрашивать с начальника отдела того подразделения, которое занимается вашим делом.
Можно обжаловать бездействие судебного пристава в прокуратуру или суд. Прокуратура вправе проверить деятельность пристава, его подразделения и назначить дисциплинарное взыскание. В судебном порядке можно взыскать компенсацию за бездействие пристава, заставив ФССП заплатить вам за причиненные неудобства.
Как контролировать процесс взыскания и помочь приставу
Прежде всего, нужно внимательно следить за правильностью заполнения документов. ФССП — структура бюрократическая. Ошибка в адресе или Ф.И.О. должника может иметь решающее значение: приставы не смогут его найти и приостановят работу по делу. Поэтому тщательно проверяйте все документы.
И помните: чем больше вовлеченность кредитора в проблему взыскания средств с должника, тем быстрее он получит свои деньги — это аксиома. Вы должны настойчиво интересоваться в подразделении ФССП ходом дела. Не стесняйтесь регулярно звонить судебному приставу и даже его начальнику и выяснять, почему не перечисляют причитающиеся вам деньги.
Если у пристава не хватает времени, чтобы выполнять свою работу качественно, вы можете ему помочь.
Например, если вам известно местонахождение должника или его имущества, расскажите об этом приставу.
Если вы не заставите судебных приставов шевелиться, никто это за вас делать не будет, и придется ждать своих денег бесконечно. В случае если пристав, невзирая на вашу настойчивость, продолжает саботировать исполнительное производство, обращайтесь с жалобами к вышестоящему начальству, в прокуратуру и суд.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Что делать и куда жаловаться на бездействие судебного пристава
Содержание статьи
Бездействие судебных приставов является угрозой для положительного результата исполнительного производства. Оно выражается в непринятии полного спектра мер для исполнения вынесенного судом решения. Наиболее эффективная мера воздействия в этом случае – оспаривание бездействия судебного пристава. Что может послужить основанием для подачи жалобы?
Что делать, если судебные приставы бездействуют
В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ № 118 «О судебных приставах», на приставов-исполнителей возложена обязанность по принятию мер для исполнения выданных судом исполнительных документов. Отсутствие фактического исполнения еще не означает, что приставом не предпринимаются необходимые меры. Решение может неисполняться и по объективным причинам, независящим от пристава. Меры могут применяться должностными лицами ОСП как по собственной инициативе, так и по заявлению заинтересованных лиц – взыскателей.
Первое, что следует предпринимать взыскателю при предполагаемом бездействии – это обратиться к приставу с целью ознакомления с материалами исполнительного производства. Если по результатам ознакомления будет выявлено отсутствие применения исполнительных действий или мер принудительного исполнения, взыскателю необходимо подать ходатайство об их применении. Они могут быть поданы на любой стадии производства. В 10-дневный срок пристав обязан его рассмотреть и принять по нему решение, вынеся постановление.
Если, несмотря на ходатайства, пристав продолжает бездействовать, следует обжаловать его поведение.
Основания для жалобы на сотрудника ФССП
Бездействием следует считать неисполнение должностным лицом ОСП возложенных на него функций. Основанием для жалобы на должностное лицо ОСП может послужить любой факт непринятия им предусмотренных законом мер для своевременного и полного исполнения решения суда. Ключевым основанием будет отсутствие сведений о совершении действия в материалах ИП.
Обратите внимание!
Факт неисполнения документа не может быть квалифицирован как бездействие пристава, если в рамках производства им были предприняты все исполнительные действия и меры принудительного исполнения, но местонахождение должника либо его имущества установлено не было.
Куда жаловаться если приставы бездействуют
Существует несколько инстанций, в которые взыскатель вправе направить жалобу на действия пристава-исполнителя:
Оспаривание бездействия судебного пристава в суде
Судебное оспаривание – действенная форма жалобы, так как позволяет не только признать бездействие пристава незаконным, но и заявить иные связанные с производством требования.
Обратите внимание!
Согласно ст. 441 ГПК, бездействия приставов обжалуются в порядке, предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве. Согласно ст. 218 КАС, если гражданин полагает, что его права, интересы или свободы нарушены бездействием пристава, он подает в суд административное исковое заявление.
Как подать в суд на бездействие судебных приставов
При обжаловании бездействия пристава, заинтересованное лицо составляет исковое заявление, которое согласно ст. 220 КАС должно содержать:
К иску прикладываются документы, обосновывающие позицию и требования заявителя: материалы дела, ответы пристава на ходатайства. Пакет документов может быть подан в суд лично заявителем, через представителя либо по почте. При наличии функционала на сайте суда, документы могут быть направлены в электронном виде.
Обратите внимание!
Заявители освобождены от уплаты госпошлины при подаче административного иска.
Срок обжалования бездействия судебного пристава
Согласно ст. 122 ФЗ № 229, жалоба на бездействие пристава вышестоящему руководству может быть направлена в 10-дневныгй срок с момента установления лицом факта бездействия сотрудника ОСП. Аналогичный 10-дневный срок установлен и для подачи административного иска – он начинает истекать с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод бездействием пристава.
Обратите внимание!
Пропуск срока для обжалования не является основанием для непринятия заявления, в каждом случае причины пропуска должны быть рассмотрены индивидуально.
Порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц ФССП России
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в соответствии с порядком определенным главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в судебном порядке предусмотренном законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
ВЫПИСКА ИЗ ГЛАВЫ 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Сроки подачи жалобы
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Подача жалобы в порядке подчиненности
Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности
В жалобе должны быть указаны:
– должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;
– фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
– основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
– требования лица, подавшего жалобу.
Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности
Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
– исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
– исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
– исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
– в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Время создания/изменения документа: 25 апреля 2013 10:01 / 11 мая 2016 18:00