Если ип умирает что делать работникам
Что происходит с бизнесом после смерти предпринимателя
Люди умирают, а бизнес остаётся.
Из нашей статьи вы узнаете:
🏺 Кому по закону достанется бизнес в наследство.
🔚 Что будет с ИП и ООО после смерти предпринимателя.
👤 Как с помощью завещания и наследственного договора оставить бизнес выбранному человеку.
Раздел V части 3 Гражданского кодекса «Наследственное право»
Кому достанется бизнес без завещания: наследники по закону
Наследование бывает по закону, завещанию и наследственному договору.
Если человек при жизни не выбрал наследника, за него это сделает закон.
Наследники — это родственники, которые встают в очередь на наследство по степени родства. Среди родственников нет гражданских мужа и жены. Это значит, без завещания им ничего не полагается.
Всего есть восемь очередей. Каждая следующая очередь подходит, только когда нет ни одного человека из предыдущей.
Наследство одинокого человека получит государство.
Наследники одной очереди получают наследство поровну. Но сначала выделяют так называемую супружескую долю и отдают супругу. Это половина от наследства, которое появилось в браке.
Наследники бывают недостойные — они ничего не получат. К ним относят:
Что будет с ИП и ООО после смерти предпринимателя
Бизнес — это собственность человека, которая после смерти переходит к наследникам так же, как квартира и машина. Что достанется наследникам, зависит от формы бизнеса — ИП или ООО.
Представим, что у человека был магазин. Помещение в аренде, есть товар на продажу, деньги на счёте, продавцы в найме и зарегистрирован товарный знак. Наследниками являются жена и три сына.
Если человек вёл бизнес как ИП
Статус ИП прекращается со смертью человека.
Налоговая выписывает предпринимателя из реестра. Наследники не получают статус ИП в наследство. Юридически бизнес закрывается. По наследству переходят только активы. Если жена и дети хотят продолжить дело, надо открывать своё ИП или ООО.
Договор аренды прекратится по ст. 418 ГК РФ. Для продолжения торговли нужно заключать новый договор с арендодателем.
Товар и деньги на счёте перейдут к наследникам в равных долях.
С продавцами трудовой договор прекратится по п. б ст. 83 ТК РФ. Долг по зарплате обязаны погасить наследники, которые забрали товар и деньги. Иначе это заставит сделать суд как в деле № 33-2497/2017. Наследники могут нанять работников заново в своё ИП или ООО.
Товарный знак переходит по наследству. В течение года наследник может продать его или оформить на своё ИП. После на товарный знак прекращается правовая охрана. Так сказано в п. 85 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9.
Если человек был участником ООО
После смерти участника ООО продолжает работать. Договор аренды действует, товар остаётся на балансе, а деньги на счёте, продавцы работают, товарный знак в силе.
Наследники не имеют прав на активы ООО. К наследникам переходит доля умершего. Это значит, теперь они управляют ООО и получают прибыль.
Есть разница, был ли партнёр по бизнесу.
Когда человек работал с партнёром, порядок входа в ООО надо смотреть в уставе. Может оказаться, что наследники входят в бизнес с его согласия.
Если партнёр не хочет работать вместе, он выкупает у наследников долю по рыночной цене. Сам бизнес наследники не получат. Захочет — даёт согласие и наследники регистрируется как участники ООО.
Например, умер участник с долей 51 % уставного капитала.
Долю покупал будучи женат. Сейчас его наследники — жена и три сына. Партнёр согласился взять в бизнес всех четверых.
Доля поделятся так. Сначала жена получит супружескую половину — 25,5 %. Оставшиеся 25,5 % поделятся поровну между сыновьями и женой по 6,375 %. Сыновья получат по 6,375 %, а жена 31,875 % (25,5 % + 6,375 %).
Если человек владел ООО один, его доля в 100 % перейдёт к наследникам. Арифметика долей будет как в предыдущем примере. Наследники зарегистрируются в налоговой и без проблем продолжат торговлю в магазине.
Что будет с кредитами и долгами
Кредиты и дебиторка предпринимателя переходят наследникам. Но только в пределах стоимости полученного наследства. Стоимость считают общую — и бизнес, и квартиры с машинами.
К примеру, если человеку достался товар из магазина умершего на 1000 000 ₽ и долг по кредиту на 2000 000 ₽, то отдать нужно только миллион.
В жизни это значит, что наследникам придётся платить банкам, поставщикам и арендодателям. При этом наследники не обязаны возвращать кредит досрочно. Есть график платежей — по нему и платят. Это правило из п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9.
Единственный способ не получить долги — отказаться от наследства. Забрать квартиру, но отказаться от доли ООО нельзя, только от всего наследства целиком. Отказ оформляют у нотариуса.
Опасность: бизнес раздробится между наследниками
Если наследников несколько, бизнес распадётся на кусочки. Между родственниками возникнет так называемая общая долевая собственность.
Наследники могут переделить наследство как хотят. Например, отдать бизнес тому, кто разбирается. Для этого оформляют соглашение. Если один забирает бизнес, он отдает что-то другое из наследства или платит компенсацию.
Совсем не факт, что наследники договорятся. Бизнес может так и остаться в нескольких руках. И здесь часто возникают две проблемы. Первая — наследники не умеют вести дела. Вторая — наследники будут спорить, как надо вести бизнес. Итог один — бизнес погибнет.
Как передать бизнес выбранному человеку
Завещание и наследственный договор отменяют наследование по закону. Имущество человека получают не родственники, а выбранный наследник.
Завещание
Завещанием удобно назначить наследника, которому предприниматель готов оставить своё дело. Сообщать о выборе ему самому и родственникам необязательно. Получать чьё-то разрешение тоже не нужно. После смерти наследника найдёт нотариус и позовёт оформлять наследство.
Если бизнес в форме ООО, завещают долю. ИП завещает активы, но не статус.
Назначить наследником можно кого угодно: сына, гражданскую жену, делового партнёра или благотворительный фонд. (Кота, если что, нельзя). Выбрать можно сразу несколько наследников и каждому завещать что-то. Например, сыну долю ООО, а жене квартиру.
Принцип «завещаю, кому захочу» ограничен правилом обязательной доли. Несовершеннолетние дети и родители на пенсии получают наследство, даже когда в завещании о них ни слова. Их доля — половина того, что полагалось бы без завещания.
Чтобы обязательную долю не отрезали от бизнеса, нужно оставить семье другое имущество.
Завещание составляют у нотариуса. Но когда человек при смерти в больнице, можно позвать главврача — он заверит завещание и передаст нотариусу. Кто ещё заменяет нотариуса, написано в ст. 1127, 1129 ГК РФ.
В общем, завещание — это свободный выбор наследника. И у него есть другие полезные опции:
📜 Подназначить наследника на случай, если первый тоже умрёт или откажется от бизнеса.
📜 Завещать актив или целый бизнес, которого ещё нет, но вдруг появится.
📜 Лишить наследства конкретного родственника (нельзя только лишить обязательной доли).
📜 Переписать или отменить завещание в любой момент.
📜 Назначить исполнителя завещания — человека, который проследит за переоформлением бизнеса.
Наследственный договор
В России наследственные договоры заключают с 1 июня 2019 года.
Наследственным договором человек выбирает наследника, который обязан что-то сделать взамен. Наследник в курсе, что он получит наследство. Звонок нотариуса не станет сюрпризом.
Договор подойдёт, когда предприниматель хочет оставить бизнес на условиях. Например, долю ООО получает партнёр. Взамен он обязан половину прибыли отдавать сыну или взять на работу жену умершего.
Встречная обязанность отличает договор от завещания. Наследник по завещанию ничем не обязан, кроме кредитов и долгов.
Условия договора ограничены обязательной долей. Поэтому маленьким детям и родителям на пенсии хорошо оставить часть наследства. Иначе от бизнеса отщипнут несмотря на договор.
У договора тоже есть интересные опции:
📝 С каждым наследником можно заключить отдельный договор. Сообщать одному о другом не обязательно.
📝 Предприниматель может отменить договор, если передумал. Но когда наследник успел что-то заплатить, всё придётся вернуть.
📝 Предприниматель может спокойно продать, подарить или закрыть обещанный наследнику бизнес. Запрет в договоре не сработает.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Что делать работнику, если умер ИП работодатель
Во-вторых, в ТК РФ отсутствуют нормы, как-либо защищающие работников в подобной ситуации. В результате они имеют высокие шансы остаться без нормально подтвержденного стажа работы у ИП, а также без последней заработной платы и компенсационных выплат.
После смерти ИП ни главбух, ни любой другой сотрудник не вправе распоряжаться деньгами, которые остались на расчетном счете или в кассе предпринимателя. Даже если бизнесмен скончался накануне дня выплаты зарплаты, в день его смерти все расчеты должны прекратиться. Если бухгалтер решит перечислить самовольно зарплату сотрудником после дня смерти ИП, это действие может быть квалифицированно как уголовное преступление по ст. 330 УК РФ.
Также нельзя после смерти бизнесмена оплачивать любые счета, перечислять налоги и взносы, выдавать компенсации или раздавать иные принадлежавшие предпринимателю ценности. По закону, как только умер ИП на них наложено «veto», день смерти гражданина является днем открытия наследства, в результате и деньги и имущество ИП ему уже не принадлежит, на них могу претендовать только наследники в неизменном виде (п. 1 ст. 1110, абз.1 ст. 1112, п. 1 ст. 1114, ГК РФ).
Кто может рассчитаться с сотрудниками после смерти ИП
Сотрудники могут надеяться разве что на желание наследников дальше заниматься этим бизнесом. Ведь по наследству права и обязанности работодателя не передаются (ч. 4 ст. 20, п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, ст. 1112 ГК РФ). Следовательно, требовать у наследников платежей по зарплате у работников нормативных оснований не имеется, остается полагаться только на их добрую волю и снисхождение.
Выходит в обязательном порядке никто с сотрудниками рассчитываться не обязан, вот такой поворот судьбы. Захотят ли наследники через 6 месяцев продолжить дело ИП или нет, это действительно лотерея. В подобной ситуации приходит мысль пытаться принудительно через суд взыскивать свои отработанные деньги.
Однако и с судами не все так просто и радужно. Если наследники откажутся выплатить сотрудникам долги по заработной плате добровольно, то выиграть суд у граждан получится лишь в исключительном случае.
Причем чтобы можно было претендовать на какие-то выплаты, коллективу сотрудников обязательно необходимо содействие бухгалтера, который как минимум должен отразить в учете ИП последние начисления зарплаты, пособий и компенсаций. Кстати, по умолчанию, он это делать вовсе не обязан, потому что с ним, как и со всеми другими сотрудниками, трудовые отношения прекратились в день смерти ИП.
Если задолженность в учете ИП будет отражена, у сотрудников появятся шансы войти в число кредиторов безвременно ушедшего предпринимателя. К сожалению, даже положительное решение суда не может гарантировать сотрудникам получение денег, потому что наследства на выплату всех долгов может просто не хватить. Если же наследники откажутся вступать в наследство, то с неполученной заработной платой бывшим работникам ИП можно распрощаться.
Если наследники решат рассчитаться с сотрудниками умершего ИП, то НДФЛ работникам придется заплатить в бюджет самостоятельно (письма ФНС России № ЕД-4-3/7407@ от 03.05.2012, № БС-4-11/16557@ от 27.08.2018).
Иначе каждый работник бывшего предпринимателя, получивший свою недополученную зарплату, рискует быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафов по ст. ст. 119 и 122 НК РФ, также на недоимку начисляются пени по ст. 75 НК РФ.
Можно ли уволиться задним числом, до смерти ИП
Учтите, что схитрить с увольнением сотрудников задним числом, тоже не получится. На кого бы не была выдана доверенность дающая право подписи от лица ИП, с его смертью она аннулируется (п. 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ). Так что подобные манипуляции могут быть расценены как мошенничество по сговору группой лиц, за которое, естественно, предусмотрена уголовная ответственность. Особенно это касается ситуации, если будут попытки произвести последние расчеты с сотрудниками.
Заполнение трудовых книжек после смерти ИП
Суд может помочь сотрудникам разве что подтвердить факт прекращения трудовых отношений в связи со смертью ИП. Для этого необходимо в порядке особого производства обратиться с заявлением в суд. Дело в том, что в случае смерти ИП делать записи в трудовых книжках сотрудникам тоже некому.
Неподтвержденный стаж работы у ИП влечет за собой отказ учитывать период работы у предпринимателя при подсчете стажа для оплаты нетрудоспособности у последующих работодателей.
Кроме того, отсутствие в трудовой книжке записи об увольнении с предыдущего места работы может означать, что человек все еще занят по основной работе. В таком случае от нового работодателя можно получить отказ в приеме на основную работу, если его кадровый работник окажется особо щепетильным и осторожным.
Но вопрос с трудовыми книжками решить все-таки возможно. Для этого бухгалтеру или кадровику ИП можно на свой страх и риск сделать запись в книжках сотрудников со следующей формулировкой: «Трудовой договор прекращен в связи со смертью физического лица — работодателя, пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации». При этом в графе основание нужно указать и приказ, и свидетельство о смерти ИП.
К слову сотрудника, который на это решится, к ответственности вряд ли привлекут, ведь должностным лицом, которого можно привлечь к административной ответственности он формально не является (ст. 2.4, п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Также внести в трудовую книжку запись о прекращении трудового договора может новый работодатель при трудоустройстве на работу со слов сотрудника. Для этого сотруднику придется запастись копией свидетельства о смерти ИП, а также кадровых документов, расчетных ведомостей и иных документов, подтверждающих стаж у умершего предпринимателя.
Если подвести итог, после смерти ИП его бывшие работники остаются один на один со своими проблемами, таким как задолженность по зарплате, невыдача или незаполнение трудовой книжки и так далее, во многом именно сплоченность коллектива и доверительные отношения между сотрудниками могут помочь их разрешить с наименьшими потерями.
Узнать как легально сэкономить на налогах и подготовиться к проверке вы можете у меня в:
ИП умер — что грозит его работникам?
Если ИП умер — сочувствовать можно не только его близким, но и тем, кто состоял с ним в трудовых или договорных отношениях. Потому что некоторые важные нюансы, возникающие со смертью ИП, законом не урегулированы. Как работникам скончавшегося предпринимателя получить зарплату? Как оформить документы при увольнении? Что будет со стажем работников в такой ситуации? Теория и практика — в нашей статье.
Что нужно знать о правовых аспектах смерти ИП
ИП имеет двойственный правовой статус:
С другой стороны, право распоряжения имуществом (и, следовательно, делами) ИП переходит в порядке наследования, установленном ГК РФ для имущества и обязательств физических лиц (ст. 1110, 1112, 1114 ГК РФ).
После смерти ИП между датой его смерти и датой получения наследниками права распорядиться его имуществом и урегулировать его обязательства появляется временной лаг — минимум полгода. Это предусмотренный законом срок на вступление в наследство.
В обход процедуры наследования нельзя:
В случае смерти ИП автоматически прекращается действие всех выданных им доверенностей (п. 1 ст. 188 ГК РФ), включая доверенности на сдачу отчетов в любые контролирующие органы, ведение трудовых книжек и т. п.
Обоснованы запреты тем, что наследников у ИП может быть несколько. Кто-то из них может не одобрить то, как другие распорядились имуществом, еще не имея на это прав, и потребовать все вернуть обратно.
Остановимся подробнее на последних двух пунктах из списка «запретов». Для работников ИП они обернутся следующими проблемами:
Что делать работникам ИП, если он умер? Далее дадим несколько рекомендаций исходя из существующей практики.
Обращаем внимание! Большинство советов работают в ситуации, когда ИП скончался, а бухгалтер остался. Самая первая рекомендация для всех остальных — найти того, кто ведет финансовые дела и кадровый учет у ИП.
Как получить долги по зарплате после смерти ИП
Долги по зарплате работникам умершего ИП должны быть выплачены наследниками в пределах стоимости унаследованного имущества (ст. 1175 ГК РФ). На практике это означает, что работникам придется:
Если выяснить, кто наследник, не получается, надо узнавать, где открыто наследственное дело и обращаться к ведущему его нотариусу.
При этом всегда есть риск, что наследственной массы через полгода просто не хватит на расчеты с бывшими работниками. Бизнес, потерявший хозяина, склонен быстро отправляться вслед за ним.
Как показывает практика, у работников есть всего один вариант избежать долгого официального пути — все-таки найти наследников и попробовать с ними договориться. Сработать это может, если наследник ИП заинтересован в сохранении его бизнеса.
Наследник не может отвечать по договорам ИП, но может, к примеру, сам стать ИП и заключить новые договора с работниками, которых хотел бы сохранить, от своего имени. А так же выплачивать им по этим договорам какие-то средства в период, пока будет длиться оформление наследства.
Суммы, которые сотрудники умершего ИП будут просить с наследников, надо каким-то образом подтвердить. Хорошо, если у ИП ведется кадровый и зарплатный учет, еще лучше — если есть бухгалтер.
Известна реальная ситуация, когда бухгалтер сформировал всем сотрудникам расчетные листки на день внезапной смерти ИП и снабдил их копиями подтверждающих документов: рабочих графиков с отметками о выходе на работу, зарплатными ведомостями за несколько предыдущих месяцев и т. п. Все бывшие работники получили свои деньги от наследников ИП, не обращаясь к нотариусу и в суд.
Если же расчеты работника с ИП происходили «в серую» — остается только проститься с недополученными деньгами и скорее искать новую работу.
Обращаться к наследникам можно только за оплатой работы до дня смерти предпринимателя. Работу после этого момента оплачивать никто не должен: права и обязанности работодателя по наследству не переходят.
Прекращение трудового договора в связи со смертью ИП
Кто должен оформить прекращение трудовых отношений с работниками умершего ИП? Кто должен внести записи в трудовую книжку, оформить положенные при увольнении справки?
На настоящий момент эти вопросы законодательством не регулируются. При этом получаемые при увольнении документы могут быть очень необходимы сотрудникам.
На практике получается, что:
Единственный возможный по закону способ — обращение работника скончавшегося ИП в суд с заявлением об установлении факта прекращения трудовых отношений в связи со смертью работодателя-ИП (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 31.08.2018 и Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 27.11.2018 по делу № 33-8942/2018).
На основании установленных таким судом фактов запись в трудовую книжку о прекращении договора с предыдущим работодателем (умершим ИП) может внести новый работодатель. Возможно применение нормы п. 28 Правил ведения и хранения трудовых книжек (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225). Формально в п. 28 Правил не указан факт смерти работодателя-ИП, но при наличии решения суда новый работодатель вправе внести запись о предыдущей работе.
Если нет возможности связаться с родственниками ИП и получить от них копию свидетельства о смерти, можно заказать выписку из ЕГРИП с датой и способом прекращения деятельности ИП. Выписка ЕГРИП является подтверждением в суде.
В жизни, однако, бывает мало желающих идти в суд. Практикуется другой вариант: лицо, имеющее право вести кадровые дела ИП, оформляет всем работникам увольнение «по собственному желанию» и все документы по нему задним числом, за день, предшествующий дню смерти предпринимателя. Если такого лица нет — то же самое делается от лица ИП. Из этических соображений не станем приводить подробности, как.
Формально это неправомерно. Неформально — считающегося ликвидированным ИП, которого уже нет, никто не будет проверять. Возможность проверки исчезла вместе с ИП.
Отметим, что с введением электронных трудовых книжек общая картина особенно не меняется. Сведения в электронную книжку все равно должен вносить работодатель, которого нет.
Вопрос с электронной книжкой может быть решен при сдаче СЗВ-ТД. Но и здесь подстерегают сложности. Об этом далее.
Что будет со стажем работников ИП, если он умер?
Пенсионный стаж
Основным источником данных для формирования пенсионного стажа являются сведения индивидуального учета из отчетности, сдаваемой работодателем. Отсутствие законной возможности сдать эту отчетность после смерти ИП-работодателя — один из самых существенных пробелов в законодательстве. Часть стажа за «неотчитанный» период, скорее всего, будет утрачена.
Выходов из ситуации немного. Основной — попробовать договориться с ФНС и ПФР, чтобы все-таки приняли отчетность, влияющую на будущую пенсию работников.
Для этого можно письменно обратиться к руководству территориальных органов инстанций, куда надо сдать отчеты. В письме изложить просьбу принять отчетность и причину «в связи со смертью работодателя — физического лица». Можно приложить подтверждения, например, копию свидетельства о смерти. Как показывает практика, в большинстве случаев контролирующие органы идут навстречу обратившимся.
Выписками из сданных отчетов надо снабдить и самих работников, независимо от того, как им оформляется прекращение трудового договора.
Если у ИП есть ЭЦП, часто пробуют сдать отчетность электронно. Способ не самый удачный, поскольку информация о дате смерти и одновременной ликвидации ИП довольно быстро попадает в ФНС и ПФР, и будет понятно, что отчет подписан ЭЦП, уже не имеющей силы на дату сдачи. Скорее всего, отчеты «завернут», и они будут считаться несданным.
Стаж для расчета больничных
Тем, кто уже имеет право на 100%-ную оплату больничного листа, можно не беспокоиться. Тем, кто еще не набрал положенные 8 лет для полной оплаты больничного, следует особенно внимательно отнестись к оформлению увольнения и подтверждению официального трудоустройства.
Смерть индивидуального предпринимателя: что с хозяйственными операциями и налогами?
Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист,
доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов
Индивидуальный предприниматель имеет двойственный правовой статус: с одной стороны он является субъектом предпринимательской деятельности с соответствующим правовым статусом (ст. 23 ГК РФ, п. 2 ст. 11 НК РФ), с другой стороны – просто физическим лицом, которое, к сожалению, смертно (как говорится, «memento mori» (лат.) – «помни о смерти»).
Попробуем разобраться в обозначенном вопросе, применительно именно к предпринимательским активам, операциям и обязательствам индивидуального предпринимателя.
Имущество, права, обязанности (обязательства) индивидуального предпринимателя, имевшиеся на момент смерти
Момент смерти гражданина является временем открытия наследства (ст. 1114 ГК РФ).
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства (п. 1 ст. 1110 ГК РФ).
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Соответственно, дальнейшее распоряжение активами индивидуального предпринимателя в случае его смерти может происходить только после их получения через весьма продолжительную по времени процедуру наследования. Распоряжаться ими иным образом нельзя, в т.ч. нельзя в обход наследования оплачивать после смерти индивидуального предпринимателя какие-либо счета, договорные обязательства, реализовывать или иным образом распоряжаться имуществом.
При этом наследники отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (ст. 1175 ГК РФ).
Статус индивидуального предпринимателя
В случае смерти индивидуального предпринимателя его государственная регистрация в этом качестве автоматически прекращается на основании поступивших в налоговый орган сведений о государственной регистрации смерти данного лица (п. 2 ст. 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Такие сведения о смерти поступают в налоговый орган из органов ЗАГС в течение 10 дней после дня регистрации смерти (п. 3 ст.85 НК РФ).
Здесь обратим внимание на важный момент: согласно п. 10 ст. 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае смерти индивидуального предпринимателя его государственная регистрация в этом качестве утрачивает силу с момента смерти. Иными словами, статус индивидуального предпринимателя ни дня не «живет» без его обладателя.
Таким образом, даже если сведения о смерти индивидуального предпринимателя поступят в налоговый орган с некоторым временным интервалом, все равно статус индивидуального предпринимателя прекратится в день смерти, т.е. как бы «задним числом». Никакой временной «форы», в течение которой можно бы было продолжать использовать статус индивидуального предпринимателя, в данном случае нет.
Использовавшаяся индивидуальным предпринимателем контрольно-кассовая техника
В случае смерти индивидуального предпринимателя и связанным с этим прекращением регистрации индивидуального предпринимателя (см. выше) налоговые органы в одностороннем порядке снимают использовавшуюся им контрольно-кассовую технику с регистрационного учета (п. 18 ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).
Налоги
Со смертью индивидуального предпринимателя его обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов прекращается, но наследники обязаны погасить имевшиеся у индивидуального предпринимателя задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество в пределах стоимости наследственного имущества (пп. 3 п. 3, п. 4 ст. 44 НК РФ). Недоимка, задолженность по пеням и штрафам в отношении иных налогов, сборов и страховых взносов признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию (пп. 3 п. 1 ст. 59 НК РФ).
А вот с возвратом излишне уплаченного или излишне взысканного налога ситуация не столь однозначна.
НК РФ прямо не закрепляет за наследниками умершего индивидуального предпринимателя право (возможность) возвратить налоги, излишне им уплаченные или излишне с него взысканные.
Возможность использования в данном случае общих правил о наследовании имущественных прав умершего лица (ст.ст. 1110, 1112 ГК РФ) под большим вопросом. Хотя бы потому, что гражданское законодательство (а, соответственно, и наследственное право) не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, если иное специально не предусмотрено (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
ФНС России в Письме от 17.01.2018 № ГД-4-8/678@ сообщает, что возврат наследникам умершего налогоплательщика суммы излишне уплаченного им (излишне взысканного налоговыми органами) ранее налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) не предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Такую же позицию можно встретить и в некоторых решениях судов (см., например: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.04.2013 № 33-5692/2013, Апелляционное определение Курского областного суда от 04.06.2013 по делу № 33-1266-2013г.).
В то же время иногда наследникам удавалось добиться через суд возврата «излишних» налогов умершего лица (см., например: Апелляционное определение Вологодского областного суда от 04.07.2012 № 33-2659/2012, Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 03.06.2014 по делу № 33А-485/2014, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 31.05.2017 по делу № 33-7005/2017, Апелляционное определение Воронежского областного суда от 10.12.2013 № 33-6310, Апелляционное определение Костромского областного суда от 11.07.2012 по делу № 33-973, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 20.09.2018 по делу № 33-13945/2018, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13.09.2018 по делу № 33-13631/2018, Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 30.06.2017 по делу № 33-1052/2017, Апелляционное определение Пермского краевого суда от 10.09.2012 по делу № 33-8185, Апелляционное определение Орловского областного суда от 01.04.2014 по делу № 33-698). Такие решения суды, как правило, основывают на следующих аргументах (одном или нескольких):
1. Излишне поступившая от налогоплательщика в бюджет сумма не является законно установленным налогом, относится к имуществу налогоплательщика, которое подлежит возврату последнему, а после смерти – его наследникам.
2. Хотя законодательство прямо не закрепляет за наследниками умершего налогоплательщика право (возможность) возвратить налоги, излишне налогоплательщиком уплаченные или излишне с него взысканные, но и норм, «блокирующих» общие положения о наследовании в отношении «излишних» налогов, тоже нет. В том числе:
а) поскольку излишне поступившая от налогоплательщика в бюджет сумма не является законно установленным налогом (налоговой обязанностью), право на возврат такой суммы вполне может охватываться наследственным правом и вышеупомянутая норма п. 3 ст. 2 ГК РФ этому не препятствует;
б) излишне поступившая от налогоплательщика в бюджет сумма не имеет той неразрывной связи с личностью/статусом налогоплательщика-наследодателя, которая согласно ст. 1112 ГК РФ препятствовала бы включению права на возврат такой суммы в состав наследства.
Таким образом, наследники умершего индивидуального предпринимателя могут попытаться вернуть через суд суммы налогов, излишне предпринимателем уплаченные или излишне с него взысканные. Вероятность положительного для наследников результата весьма высока, особенно в случаях, когда налоговый орган еще до смерти индивидуального предпринимателя каким-либо образом подтвердил сумму излишне уплаченного (излишне взысканного) налога (в акте сверки, в справке о состоянии расчетов с бюджетом, в решении или в ином документе).
Понятно, наследников интересует и другой аспект налогообложения – налогообложение непосредственно при наследовании.
Здесь начнем с того, что наследование имущества не признается объектом обложения НДС по российскому законодательству (пп. 8 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ), независимо от налогового и гражданско-правового статуса наследодателя и наследника.
В части «доходных» и «имущественных» налогов ситуация различается в зависимости от того, является ли наследник физическим или юридическим лицом.
Наследники – физические лица
Что касается налогообложения при наследовании физическими лицами, то здесь все просто.
Согласно п. 18 ст. 217 НК РФ доходы, получаемые в порядке наследования, не облагаются НДФЛ (за исключением вознаграждения, которое выплачивается наследнику по унаследованным правам в отношении объектов интеллектуальной собственности – произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов). Указанное освобождение от НДФЛ применяется независимо от вида наследования (по закону или по завещанию), степени родства и независимо от налогового статуса наследодателя и наследника (резидент или нерезидент).
В рамках специальных налоговых режимов (если они применяются наследниками в статусе индивидуальных предпринимателей) налогообложение тоже не возникает, поскольку наследование – это всегда непредпринимательский доход, который не охватывается специальными налоговыми режимами.
Таким образом, при наследовании физическими лицами налогообложение в России (именно на этапе наследования) не возникает ни в каком случае.
Но далее в отношении унаследованного имущества у наследников могут возникнуть обязательства по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и транспортному налогу (если унаследованное имущество признается объектом налогообложения по какому-то из этих налогов – см. главы 28, 31, 32 НК РФ).
Наследники – юридические лица
Прежде всего, нужно отметить, что юридические лица могут наследовать наследственное имущество только по завещанию (п. 1 ст. 1116 ГК РФ).
Если юридическое лицо – коммерческая организация, то рыночная стоимость унаследованного имущества или имущественных прав учитывается в составе внереализационных доходов (при применении общей системы налогообложения – см. п.п. 1, 2 ст. 248, п. 8 ст. 250, ст. 105.3 НК РФ, при применении УСН – см. п. 1 ст. 346.15 НК РФ во взаимосвязи с п.п. 1, 2 ст. 248, п. 8 ст. 250, ст. 105.3 НК РФ).
Если юридическое лицо – некоммерческая организация, то унаследованное имущество (за исключением подакцизных товаров) или имущественные права не учитываются ею при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ) или при определении объекта налогообложения по УСН (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ во взаимосвязи с пп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ), поскольку относятся к целевым поступлениям. При этом некоммерческая организация обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).
В отношении унаследованного имущества у юридического лица могут возникнуть обязательства по налогу на имущество организаций, земельному налогу и транспортному налогу (если унаследованное имущество признается объектом налогообложения по какому-то из этих налогов – см. главы 28, 30, 31 НК РФ).
Также следует учитывать, что если наследник (физическое или юридическое лицо) является налоговым резидентом другой страны и (или) наследуемое имущество находится за пределами России, не исключено налогообложение по законодательству соответствующего иностранного государства.
После смерти индивидуального предпринимателя нет обязанности сдавать за него налоговую отчетность и отчетность по страховым взносам (хотя не совсем понятно, как быть с пенсионной отчетностью за последний период, на основании которой пенсионные страховые взносы распределяются по работникам).
Доверенности
В случае смерти индивидуального предпринимателя автоматически прекращается действие всех выданных им доверенностей (пп. 5 п. 1 ст. 188 ГК РФ).
В том числе, по таким доверенностям уже нельзя сдать налоговую отчетность (на это указывает, в частности, ФНС России в Письмах от 08.04.2019 № БС-4-11/6480@, от 27.08.2018 № БС-4-11/16557@). Собственно говоря, как мы указали выше, никакой отчетности за индивидуального предпринимателя после его смерти сдавать уже и не нужно.
Но с точки зрения гражданско-правовых последствий не все так просто.
Согласно п. 1 ст. 189 ГК РФ правопреемники (наследники) умершего лица, ранее выдавшего доверенность, обязаны известить о прекращении доверенности как лицо, которому доверенность выдана (представителя), так и всех известных им третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность.
При этом если третьему лицу предъявлена доверенность, о прекращении которой оно не знало и не должно было знать, права и обязанности, приобретенные в результате действий лица (представителя), полномочия которого прекращены, сохраняют силу для правопреемников умершего представляемого лица (п. 2 ст. 189 ГК РФ), т.е. в рассматриваемом случае – для наследников. Иными словами, такие права и обязанности могут перейти к наследникам, если последние своевременно не позаботились об извещении третьих лиц о прекращении доверенности, в результате чего по этой доверенности были «посмертно» совершены какие-то действия (но, понятно, в этом случае отвечать по таким обязанностям наследникам придется только в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества – ст. 1175 ГК РФ).
Таким образом, в случае смерти индивидуального предпринимателя наследникам в обязательном порядке следует принять меры, защищающие от нежелательных последствий по доверенностям, ранее выданным таким предпринимателем. Но полностью исключить такие нежелательные последствия не так просто. И вот почему:
1. Как мы уже рассмотрели выше, в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отражение сведений о смерти индивидуального предпринимателя может произойти с существенной задержкой (хотя предпринимательский статус и прекращается как бы «задним числом»). В связи с этим третьи лица (а часто и представитель) без специального их уведомления достаточно долгое время могут находиться в добросовестном неведении о факте смерти индивидуального предпринимателя и о прекращении действия на этом основании ранее выданных им доверенностей. Соответственно, наследникам не стоит всецело рассчитывать на то, что третьи лица и представитель самостоятельно и своевременно узнают о смерти индивидуального предпринимателя.
2. Персональное уведомление представителя и третьих лиц о прекращении действия ранее выданных индивидуальным предпринимателем доверенностей в связи со смертью последнего может оказаться для наследников делом крайне проблематичным, поскольку наследники, как правило, не обладают полной информацией, кому, когда и для совершения каких действий индивидуальный предприниматель выдавал доверенности (притом, что в рамках предпринимательской деятельности таких доверенностей могло быть выдано очень много).
3. Да, п. 1 ст. 189 ГК РФ предусматривает механизм «оптового» извещения третьих лиц об отмене доверенности:
а) сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий;
б) сведения о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности могут быть опубликованы в газете «Коммерсантъ».
При этом, если третьи лица не были извещены об отмене доверенности ранее, они считаются извещенными о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности на следующий день после внесения сведений об этом в реестр нотариальных действий, а о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности – по истечении одного месяца со дня опубликования таких сведений в газете «Коммерсантъ».
Но на настоящий момент до конца непонятна возможность применения изложенного механизма «оптового» извещения об отмене доверенностей в ситуации смерти представляемого, учитывая, что:
в данном случае происходит вовсе не отмена, а прекращение действия доверенности (пп. 5 п. 1 ст. 188 ГК РФ);
наследники прямо не наделены правом использовать такой механизм «оптового» извещения, не предусмотрен и порядок для таких действий (например, в ситуации, когда наследников несколько).
Гражданско-правовые договоры
Из ст. 418 ГК РФ следует, что в связи со смертью стороны договора договорные обязательства прекращаются только в том случае, если они неразрывно связаны с личностью такой стороны.
В абсолютном большинстве случаев «предпринимательские» договорные обязательства не имеют неразрывной связи с личностью стороны-предпринимателя, в связи с этим, по общему правилу, со смертью индивидуального предпринимателя его договорные обязательства автоматически не прекращаются.
Сохранение по общему правилу договорных обязательств после смерти индивидуального предпринимателя подтверждается и судебной практикой (см., например: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.06.2013 № 17530/12 по делу № А60-14066/2009, Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2012 № 18-КГ12-6, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2009 № 721/09 по делу № А50-3955/2006-Г7, Постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2011 № Ф09-311/11-С3 по делу № А50-12810/2003, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.2015 № Ф06-22614/2013 по делу № А57-4466/2013, Постановление ФАС Поволжского округа от 01.02.2011 по делу № А57-534/2010, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.04.2014 по делу № А53-28803/2009, Апелляционное определение Самарского областного суда от 31.03.2015 по делу № 33-3497/2015 и др.).
Понятно, что договорные имущественные права перейдут к наследникам в полном объеме, а по договорным имущественным обязанностям наследники будут отвечать только в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (ст. 1175 ГК РФ).
Также нужно учитывать, что имевшиеся у индивидуального предпринимателя к моменту смерти договорные обязательства во многих случаях перейдут к наследникам именно в денежном выражении (даже если по договору они были в некоем «натуральном» выражении). Например, если индивидуальный предприниматель получил предоплату за услугу, оказываемую в рамках предпринимательской деятельности, но к моменту смерти не успел ее оказать, то к наследникам перейдет денежное обязательство по возврату предоплаты, а не по оказанию услуги, поскольку оказание последней связано с предпринимательским статусом.
Есть и специальные нормы на этот счет, например:
1. Согласно п. 2 ст. 617 ГК РФ в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды по общему правилу переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. В числе этого «иного», предусмотренного законом, можно назвать, пожалуй, только норму ст. 418 ГК РФ, допускающую прекращение договорного обязательства, когда оно неразрывно связано с личностью умершей стороны. Что здесь считать «неразрывно связанным с личностью» – вопрос спорный. Полагаем, в случае с договором аренды сюда можно отнести ситуацию, когда арендатор, впоследствии умерший, арендовал объект для конкретных целей, указанных в договоре, в рамках осуществляемой им предпринимательской деятельности, а наследники к этой предпринимательской деятельности никакого отношения не имеют. Тогда, по смыслу ст. 418 ГК РФ, наследники вправе настаивать на прекращении договорного обязательства (понятно, за исключением тех задолженностей, которые уже возникли у арендатора к моменту смерти).
Норма п. 2 ст. 617 ГК РФ также устанавливает, что арендодатель не вправе отказать наследнику гражданина, арендующего недвижимое имущество, во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением опять же случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
2. При смерти индивидуального предпринимателя однозначно прекращаются заключенные им договоры поручения (ст. 977 ГК РФ), заключенные в качестве комиссионера договоры комиссии (ст. 1002 ГК РФ), заключенные в качестве агента агентские договоры (ст. 1010 ГК РФ).
Трудовые договоры
В силу п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (во взаимосвязи с ч. 5 ст. 20 ТК РФ) в случае смерти работодателя – физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, трудовые договоры подлежат прекращению.
Задолженность по заработной плате погашается наследниками в пределах стоимости наследуемого имущества (ст. 1175 ГК РФ).
А вот кто должен в этом случае издать приказ о прекращении трудового договора, сделать запись в трудовую книжку и выполнить иные связанные с прекращением трудового договора формальности (выдать справки по форме 2-НДФЛ, справки о сумме заработной платы и т.д.) – законодательство не регулирует. Этот вопрос спорный, поскольку самого индивидуального предпринимателя уже нет, а лицо, ранее уполномоченное на издание приказа, ведение трудовых книжек, подписание документов, после смерти индивидуального предпринимателя формально перестает таковым быть (поскольку перестает быть работником и представителем индивидуального предпринимателя). Понятно, что для работников названные документы крайне важны для последующих трудовых, налоговых отношений, отношений по социальному страхованию, иных отношений.
Возможно, бывшим работникам придется обращаться в суд с заявлением об установлении факта прекращения трудовых отношений в связи со смертью их работодателя – индивидуального предпринимателя (см., например: Решение Петровского районного суда Ставропольского края от 31.08.2018 и Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 27.11.2018 по делу № 33-8942/2018). А уже на основании решения суда, полагаем, запись в трудовую книжку о прекращении трудового договора с прежним работодателем – индивидуальным предпринимателем – вправе сделать новый работодатель на основании п. 28 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (ред. от 25.03.2013) (хотя указанная норма, если ее читать буквально, не охватывает ситуацию смерти прежнего работодателя – индивидуального предпринимателя, по нашему мнению, новый работодатель может эту норму применить и это нельзя считать нарушением).
Наследникам же индивидуального предпринимателя, если они хотят продолжать его бизнес, придется заново заключать трудовые договоры с необходимыми для этого бизнеса работниками.
Электронные подписи
В случае смерти индивидуального предпринимателя его электронные подписи становятся недействительными. Это следует из самой сути электронной подписи, которая предназначена именно для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи»), и подтверждается судебной практикой (например: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 № 10АП-11353/2018 по делу № А41-58382/17 (Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.11.2018 № Ф05-18146/2018 данное постановление оставлено без изменения; Определением Верховного Суда РФ от 14.02.2019 № 305-ЭС18-25723 отказано в передаче дела № А41-58382/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления)).
Печать
После смерти индивидуального предпринимателя его печать, по сути, становится недействительной, поскольку сама по себе она юридической силы не имеет, а уполномоченных лиц, чьи подписи она могла бы заверить, как мы выяснили выше, уже нет.
Хранившиеся/имевшиеся у индивидуального предпринимателя документы
В процессе деятельности индивидуального предпринимателя у него накапливается/хранится множество документов – договоры, первичные документы, переписка, кадровые документы, в т.ч. трудовые книжки работников, и др.
Законодательство не определяет, что происходит с такими документами после смерти индивидуального предпринимателя. В том числе, например, непонятно, кто должен выдать трудовые книжки работникам (проблему с заполнением трудовых книжек мы рассмотрели выше) и кто должен передать оставшиеся документы в архив.
Обязанность по составлению описи документов умершего индивидуального предпринимателя в законодательстве ни за кем не закрепляется.
Наследники формально не обязаны решать вопросы с хранившимися/имевшимися у индивидуального предпринимателя документами, поскольку к наследникам переходят только имущественные обязанности (ст.ст. 1110, 1112 ГК РФ). Доверительный управляющий, если он привлечен, такие вопросы тоже не решает, поскольку он управляет имуществом (ст.ст. 1012, 1013, 1173 ГК РФ), а не «архивами» индивидуального предпринимателя. За нотариусом, ведущим наследственное дело, соответствующие обязанности конкретно тоже не закрепляются.
Вопросы серьезные, но, повторимся, действующее законодательство не дает на них однозначных ответов.
Выводы
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что после смерти индивидуального предпринимателя его предпринимательская деятельность фактически полностью «блокируется», поскольку:
1. Все имущество, активы входят в наследство и распоряжаться ими можно только через процедуру наследования.
2. Прекращается статус индивидуального предпринимателя, прекращается регистрация контрольно-кассовой техники.
3. Становятся недействительными электронные подписи, печати индивидуального предпринимателя, автоматически прекращается действие всех выданных им доверенностей.
4. Прекращаются трудовые договоры с работниками.
Соответственно, после смерти индивидуального предпринимателя нет лиц, уполномоченных на продолжение предпринимательской деятельности и совершение необходимых для этого операций.
Совершать какие-либо хозяйственные операции от имени индивидуального предпринимателя или за него после его смерти недопустимо. В том числе, бывшие уполномоченные сотрудники индивидуального предпринимателя (бухгалтера, складские работники и т.д.) после его смерти уже не вправе:
перечислять заработную плату работникам индивидуального предпринимателя;
оплачивать выставленные индивидуальному предпринимателю счета, начисленные налоги;
выдавать/передавать товарно-материальные ценности и иное имущество, принадлежавшее индивидуальному предпринимателю.
1. При передаче в доверительное управление всех или большей части активов индивидуального предпринимателя (да еще и с назначением стороннего выгодоприобретателя) предпринимательская деятельность юридически и фактически перестает быть самостоятельной, что не отвечает самой сути предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
2. Договор доверительного управления имуществом в отношении активов индивидуального предпринимателя (учредителя управления) влечет целый ряд налоговых последствий, которые не всегда выгодны, в частности:
а) согласно ст. 174.1 НК РФ на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика НДС (по операциям, совершенным в рамках договора доверительного управления), независимо от применяемой им и учредителем управления системы налогообложения;
б) при заключении договора доверительного управления имуществом его участники, перешедшие на УСН, могут применять только объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (п. 3 ст. 346.14 НК РФ), а ЕНВД и ПСН в отношении охватываемой таким договором деятельности применять вообще нельзя (п. 2.1 ст. 346.26, п. 6 ст. 346.43 НК РФ).
3. Договор доверительного управления имуществом никак не помогает в решении обозначенных выше вопросов по прекращению или продолжению трудовых отношений с работниками индивидуального предпринимателя.
Не решает проблемы и договор доверительного управления имуществом, заключенный нотариусом уже после смерти индивидуального предпринимателя (ст. 1173 ГК РФ). Такой договор тоже не позволяет полноценно сохранить бизнес, поскольку охватывает только управлением имуществом. Но бизнес – это не только имущество. Это, например, и бывшие работники индивидуального предпринимателя (трудовые договоры с которыми, как мы указали выше, в силу п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ подлежат прекращению). Кроме того, доверительный управляющий по такому договору существенно ограничен в возможностях по исполнению обязательств наследодателя за счет переданного в доверительное управление имущества, вплоть до выдачи одному из наследников свидетельства о праве на наследство (см. п. 3 ст. 1173, ст. 1174 ГК РФ). Соответственно, «поддерживать на плаву» предпринимательскую деятельность у такого доверительного управляющего вряд ли получится.
В свете обозначенных проблем и вопросов, отметим, что гораздо проще обстоит ситуация с юридическими лицами: в случае смерти учредителя (участника), пусть даже единственного, их текущая финансово-хозяйственная деятельность не останавливается, поскольку само юридическое лицо (от имени которого продолжают выступать руководитель и (или) иные уполномоченные лица) – остается.