Если машину занесло на скользкой дороге что делать
Как правильно и без паники выйти из заноса
С наступлением холодного времени года дорожные условия значительно усложняются. В это время количество осадков увеличивается. Температура перескакивает через нулевую отметку то в сторону повышения, то понижения. Из-за таких комплексных природных воздействий на поверхности дороги образуются скользкие участки. Зачастую дорога попросту покрывается ледяной пленкой, ездить по которой нужно предельно осторожно.
Причины заноса
Одной из главных проблем езды в непогоду является неконтролируемый занос на скользкой дороге. Передвигаясь по дорожному покрытию с укатанным снегом, наледью, гололедом или даже в дождь, нужно стараться максимально избегать любых резких движений. Нельзя сильно нажимать на газ, тормоз или интенсивно крутить рулем. Из-за ослабленного сцепления с асфальтом попасть в занос при таких обстоятельствах очень легко.
Особенно трудно удержать автомобиль с задним приводом. Для этого нужно обладать определенными навыками и умениями, доведенными до автоматизма.
Можно выделить следующие причины, которые напрямую провоцируют занос автомобиля:
Описанные выше причины зависят как от технического состояния автомобиля, так и от практических умений водителя. Поэтому сразу после получения водительского удостоверения каждому новичку нужно формировать правильные модели поведения при попадании его авто в занос.
Как действовать
Важно сформировать привычку тормозить преимущественно на ровных участках дороги. Сразу после выхода из поворота резко нажимать на газ категорически не рекомендуется. По возможности нужно чаще использовать торможение двигателем, вспоминая о педали сцепления только в конце процесса замедления движения авто.
Нужно приучиться использовать прерывистое торможение, а не нажимать на педаль тормоза со всех сил. Тормозной путь во втором случае увеличивается практически вдвое.
Если машину заносит на скользкой дороге, то не нужно спешить давить на тормоза. Скорее всего, такие действия приведут к потере контроля над автомобилем.
Алгоритмы действий при заносе машины с передним, задним или полным приводом существенно отличаются:
Главная цель таких действий – максимально восстановить сцепление колес с дорогой. Важно, чтобы они не проскальзывали. Чаще всего при заносе авто, у которого ведущие колеса – задние, следует поворачивать руль в сторону заноса, убирать «газ», а тормоз, сцепление или ручник лучше не трогать.
Как только авто начнет выравниваться, следует ослабить давление на педаль акселератора. Здесь главное – не давить на тормоз, не использовать ручник. Использование последнего может вызвать полный разворот авто.
Таким образом, чтобы обеспечить безопасность поездок в непогоду, нужно заранее подготовить автомобиль. Проверить ходовую часть, поменять резину, отрегулировать развал-схождение. Кроме того, желательно поменять моторное масло, технические жидкости.
При управлении авто нужно забыть о любых резких движениях, и, наоборот, стараться двигаться максимально плавно. Также нужно соблюдать осторожность, скоростной режим, придерживаться безопасной дистанции.
Борьба с заносом для чайников
Скользко — это не только гололед, причины появления которого известны всем (и который, вполне возможно, ожидает нас в ближайшее время). Подскользнуться автомобиль может и на свежем снегу, и на излюбленной нашими властями снежной каше вперемешку с реагентами, и на тонком слое жидкой грязи, покрывающей асфальт в межсезонье. В общем, одна из главных проблем для водителя — неуправляемый занос — может возникнуть совершенно неожиданно. Uralweb.Ru напоминает екатеринбургским пилотам самые простые способы справиться с этой нештатной ситуацией.
Скользкое покрытие — лишь фон для развития неожиданного заноса. Как правило, причиной его становится сам водитель, самонадеянно не снизивший скорость перед входом в поворот, склонный к опасным и агрессивным перестроениям либо любящий резкие торможения (особенно в повороте) или не менее резкие старты. Конечно, выбросить машину из полосы может и подвернувшаяся под колеса обледенелая колея, что изредка встречается даже на основных магистралях Екатеринбурга, но и в этом случае главный союзник водителя — осторожность и трезвая оценка ситуации.
Еще одна часто встречающаяся причина зимней потери управляемости — это неправильный выбор резины. Как говорят специалисты, использование изношенных покрышек со стершимся протектором, не той размерности или просто не соответствующих сезону, может серьезно повысить риск неожиданно попасть в занос. И уж в этом случае обвинить кого-то постороннего в собственных неприятностях точно не получится. Зима в целом — достаточно стрессовое время для водителя, поэтому появление на дорогах снега и льда следует воспринимать как намек на необходимость быть особенно внимательным.
Передний привод
Но что делать, если нештатная ситуация все же возникла, автомобиль несет куда-то по его собственной воле, а отбойник или кювет неотвратимо приближаются? Сергей Жарков, руководитель школы контраварийного вождения X-Auto считает, что главное в этом случае — не паниковать. Универсальный совет для автомобиля с любым типом привода состоит в оперативном повороте руля в сторону заноса и минимальных манипуляциях с педалями. Основное, чего специалисты не рекомендуют делать во время развития заноса — это резко тормозить: манипуляции с педалями могут лишь усугубить ситуацию и увеличить вероятность разворота автомобиля поперек дороги. Впрочем, если речь идет о переднеприводном автомобиле, то манипуляции с педалью газа могут и помочь.
Сергей Жарков, руководитель школы контраварийного вождения X-Auto:
Это очень сложно, противоестественно для человека — когда машина несется боком, человеку страшно и очень хочется затормозить. Но тормозить в такой ситуации нельзя, потому что это приведет к развороту. Наоборот, надо заставить себя нажать газ, что ускорит стабилизацию автомобиля. Иногда даже можно не выворачивать руль, достаточно просто как следует «поддать газу», чтобы спровоцировать пробуксовку ведущих колес, и автомобиль выпрямится. Заставить себя сложно, и этот маневр без практики с первого раза выполнить не получится. Лучше заранее где-то в безопасном месте потренироваться.
Специфика переднеприводного автомобиля — расположение ведущих колес, благодаря которому такой автомобиль способен вытягивать из заноса сам себя, словно Мюнгхаузен из болота. Но водителю, попавшему в подобную ситуацию, придется сделать над собой значительное усилие, так как от него потребуется проявить не только характер, чтобы не утопить педаль тормоза, но и скорость реакции, чтобы исключить риск циклического заноса. За несколько мгновений до стабилизации автомобиля придется оперативно повернуть руль в такое положение, при котором управляемые колеса встанут прямо — в этом случае повторного заноса в обратную сторону можно избежать.
Специалисты говорят, что новичку, не бывавшему в таких передрягах, с первого раза среагировать правильно бывает очень сложно. Идеальный вариант — предварительные тренировки в безопасных местах до того уровня, чтобы нужные навыки превратились в рефлексы. Обучение подобным маневрам сродни изучению боевых искусств: и там, и там верные движения доводятся до автоматизма, когда их запоминает уже не мозг, а непосредственно мышечная система и вестибулярный аппарат.
Задний привод
Все вышесказанное в известной степени справедливо и для полноприводного автомобиля, большинство из которых, к слову, сейчас в тепличных условиях имеют привод на переднюю ось. А вот у заднеприводных машин, которых на наших дорогах тоже немало, есть своя специфика — ведь их колеса не «тянут» автомобиль за собой, а «толкают» его. Соответственно, в этом случае неаккуратная работа с газом может спровоцировать занос буквально на ровном месте — при чересчур активном старте со светофора, например.
Соответственно, если общие и универсальные правила борьбы с заносом для заднеприводного автомобиля будут аналогичными — руль в сторону заноса и никаких торможений — то манипуляции с педалью газа только усилят стремление машины развернуться поперек дороги.
Сергей Жарков, руководитель школы контраварийного вождения X-Auto:
На заднем приводе бороться с заносом сложнее всего, так как в этом случае противодействовать можно только рулем — общеизвестный поворот руля в сторону заноса и ожидание момента, пока не прекратится скольжение. При этом очень важно в нужный момент быстро и вовремя поставить управляемые колеса прямо. Если этого не сделать, на высокой скорости один занос может перейти в другой, и мы получим так называемый «ритмический» занос с увеличивающейся амплитудой. Погасить его гораздо сложнее.
Занесло на переднеприводном автомобиле: что делать, как вывести машину из заноса?
Если вы не относитесь к тем автолюбителям, что зимой предпочитают не ездить на своей машине, то вам точно известны ситуации, в которых автомобиль очень сложно и даже практически невозможно удержать, его заносит и всячески крутит по дороге. Возникновение подобных случаев, водителя, что называется, не выбирает, хотя в большинстве случаев от него все и зависит.
Соблюдение скоростного режима, адекватно состоянию дорожного покрытия поможет избежать неприятных ситуаций, но если все же случилось, то нужно быть к этому готовым на все 100%.
Уточним, что переднеприводные автомобили встречаются очень часто. Многие автолюбители предпочитают именно передний привод. Почему? Эти авто уверенно держатся на дороге, двигаясь по прямой.
Хорошо заходят в повороты, и редко буксуют. В действительности так оно и есть! У переднеприводных «железных коней» превосходная курсовая устойчивость. Это добавляет автомобилисту, особенно начинающему чувство уверенности в своих способностях.
У переднеприводных авто вес двигателя равномерно распределен на передние колеса, что благоприятствует более уверенному сцеплению ведущих колес с дорожным покрытием. Если колеса пробуксовывают, то у водителя всегда есть подстраховка. Поскольку, если передние колеса являются ведущими, то шанс зацепиться, хотя бы за что-нибудь, есть всегда.
Однако бывают моменты, когда, например, на обледенелом повороте автомобиль становится неуправляемым. Водитель крутит руль, но тщетно. Машина не реагирует на управление и катится по прямой. На практике, чаще всего, начинающий водитель пытается крутить руль сильнее. В итоге, когда он понимает, что он никак не может повлиять на ситуацию, то резко начинает давить на тормоз.
Стоит отметить, что подобные действия приводят к окончательной потере какого-либо контроля над ситуацией. Поэтому, самое главное, что можно посоветовать в подобной ситуации – постоянно держать ногу на педали газа. Впрочем, это не единственная правильная ситуация. Теперь обо всем подробнее.
Для начала, нужно заучить одно правило: если произошел снос передней оси, для возврата колес на первоначальный курс, следует обеспечить занос задней части машины в сторону, противоположную направлению заноса.
Поясним, что речь зашла о «полицейском развороте». Это когда водитель разворачивает авто на месте вокруг задней или передней оси. Этот занос можно выполнить различными способами, которые зависят от того, с какой скоростью вы двигаетесь. Если скорость невысокая, то необходимо кратковременно заблокировать задние колеса с помощью ручника или нажав на тормоз. При этом едаль газа нельзя отпускать ни при каких условиях! «Газку», лучше всего, немного прибавить.
Чем управление скольжением переднеприводного автомобиля разнится с управлением заднеприводным автомобилем: колеса автомобиля всегда должны смотреть в сторону движения, но никогда! в другом направлении. При скоростях движения до 50 км/ч данным правилом можно пренебречь, поскольку непродолжительный по времени поворот «баранки» в сторону заноса может способствовать направлению автомобиля по нужной траектории. Потом прибавьте газу чтобы окончательно выравнить движение автомобиля.
Если же скорость движения автомобиля превышает 50 км/ч, то действовать необходимо иначе. У переднеприводных машин заднюю ось заносит при резком сбросе газа, что является следствием того, что двигатель и трансмиссия подтормаживают передние колеса, при этом задние продолжают вращаться без помех.
Водитель с маленьким опытом вождения, испугавшись обледенелого поворота, в панике бросает педаль газа. Водители со стажем в подобных случаях не советуют этого делать. Правильным будет сбросить газ на короткое время. Это изменит положение машины.
А как только заднюю часть машины начнет заносить, достаточно будет набрать скорость и войти в обледенелый поворот. Для тех, кто только недавно получил права, это сделать совсем непросто. Этот момент луче потренировать на специализированных курсах. Если машину на приличной скорости начинает заносить, то вместо того, чтобы жать педель тормоза, нужно прибавлять скорость.
Поэтому еще раз остановимся на том, что водитель должен сделать. При резком сбавлении скорости заднюю ось сносит. Сейчас водителю необходимо вывернуть руль в сторону заноса и прибавить скорости. Помните, смотреть нужно только в ту сторону, куда едете! Никогда не смотрите туда, куда машину сносит.
Резкое торможение может спровоцировать занос даже на прямой и абсолютно ровной дороге, если она мокрая или хотя бы немного обледенела. Поэтому с педалью газа нужно работать плавно и дозировано.
Вообще, избегайте резкости при управлении автомобилем! Но при заносе действия водителя должны быть быстрыми и решительными. Чем быстрее получится вывернуть «баранку» в направление заноса, тем увереннее автомобиль вернется на прямой курс. Это прямая взаимосвязь. Как только траектория движения выровнена, начинайте крутить «баранку» в обратную сторону, для исключения дальнейшего заноса.
Конечно, если есть такая возможность, то нужно тренироваться на специально подготовленной для таких тренировок площадке. Попробуйте специально спровоцировать занос машины. В случае успеха можете быть уверены, что любые реальные (не дай Бог) заносы в пути следования вам будут «по плечу», при условии соблюдения скоростного режима, конечно.
Избегайте обгонов на мокром, ледяном и заснеженном дорожном полотне. Если двигаетесь в гору, то передвигайтесь на одной передаче до самой вершины, без переключений. На спуске давите на тормоз плавно и не очень сильно, чтобы не допустить блокировки колес и потери сцепления с дорогой.
Помните о пешеходах. При переходе дороги, люди могут нечаянно упасть. Не стоит пугать их излишне резким сигналом и светом. Сбавляйте скорость движения до минимальной у детсадов и школ.
Занос автомобиля
Если автомобиль начал двигаться вперед не прямо, а боком, значит его занесло. С этой проблемой сталкиваются и опытные водители, и новички. Чаще всего причиной является неправильно торможение. В теории разобраться с тем, почему возникает занос автомобиля несложно. Но, когда проблема происходит в реальной жизни, многие не могут соединить теорию и практику.
Когда скорость снижается, машина тормозится двигателем. Задние колеса уходят в сторону, а сцепление с дорогой теряется. С подобной проблемой можно столкнуться не только зимой на скользкой дороге. Занос может произойти с любым водителем зимой, летом или осенью. Отсутствие паники, крепкое сцепление с рулем, стремление сделать все возможное, чтобы минимизировать негативные последствия для авто и собственного здоровья – главное, что должен сделать водитель.
Оглавление
Важно закрепить теоретические навыки прохождения поворотов на практике. Сделать это можно в Гоночной Академии, где профессиональные гонщики проводят уроки экстремального вождения.
Для начала нужно разобраться в том, почему происходит занос, что делать при заносе. Зная факторы, которые приводят к нему, можно сократить возможный ущерб для машины и водителя. При вождении он будет учитывать вероятность опасности и избегать ошибок.
Причины заноса
Не нужно путать снос передней оси и занос. Это абсолютно разные ситуации. Недостаточная поворачиваемость способствует тому, что сносится передняя ось. Так происходит снос. При прямолинейном движении авто тоже может уйти в занос. Это происходит, если стороны машины движутся по разным поверхностям. Теоретических знаний вполне достаточно для безопасности.
Отсутствие реагирования и не вовремя принятые меры приводят к неконтролируемому заносу. Автомобиль поворачивается вокруг своей оси. Наилучший исход ситуации, когда транспортное средство немного покрутит и вы остановитесь. В худшем случае можно слететь с дороги, столкнуться с другими участниками движения, стать причиной крупного ДТП. По статистике занос задней оси заднеприводного автомобиля случается чаще. Однако, не исключено, что ситуация может произойти и с переднеприводными авто.
Перечислять причины проблемы можно долго. Многие из них напрямую связаны с допущением ошибок автоводителями. Пытаясь обогнать других участников дорожного движения, сделать маневр, выехать на неровный участок дороги, они способствуют заносу авто. При резкой перемене коэффициента сцепления в 99% случаях машину заносит. Также это чревато более опасными ситуациями. Например, потерей контроля над двумя колесами.
Чего делать нельзя
Занос на заднем приводе может усилиться от чрезмерного поворота. Настройте колеса в нужном направлении. Руки всегда держите на руле. Это поможет почувствовать их положение, чтобы среагировать вовремя при необходимости. Если зад машины ведет влево, то и руль крутим влево. Проворачивать руль нужно без усилий, в меру. Лучше потренироваться. На практике этот прием должен быть идеально отточен. В нашей Гоночной Академии вас научат справляться с любыми дорожными ситуациями. Авторские программы тренировок помогут получить необходимые для водителя навыки – от начальных до профессиональных.
Представьте ситуацию – вы едете по дороге и машину начинает заносить. Конечно же, каждый водитель интуитивно сразу хочет нажать на педаль тормоза. Это самая частая ошибка. Тормозить при заносе совсем нельзя. Водитель должен сохранять спокойствие и действовать оперативно. Если у вас заднеприводное авто, надо начать плавно сбрасывать газ. А на переднеприводных автомобилях иногда нужно немного прибавить газу.
Как выйти из заноса
Паника – главный враг водителя. Даже при ощущении, что вы теряете контроль над управлением, нельзя паниковать. В связи с этим многие автолюбители делают ошибки. В первую очередь сохраняйте спокойствие и сдерживайтесь от резких движений. Следующие советы помогут вам подготовиться к проблеме заранее.
Задний привод
Для машин с задним приводом существует последовательность действий для стабилизации машины на дороге. Занос таких авто часто происходит на скользкой дороге из-за резких маневров и большой скорости. Чтобы минимизировать неконтролируемый занос:
Действовать нужно строго в такой последовательности. Это предотвратит вылет с дороги и ДТП.
Передний привод
Предотвратить опасные ситуации из-за заноса в конце маневра вполне возможно. Для этого соблюдайте алгоритм действий.
Оперативное реагирование позволит минимизировать или полностью избежать последствий. Если машину развернуло, принимать меры уже бесполезно. Именно поэтому так важно уметь на практике справляться с проблемой.
Полный привод
Полноприводный автомобиль требует отдельного подхода. Универсальных советов, как правильно вести себя при заносе нет. Важно соблюдать правило, как и в ситуации с заднеприводными и переднеприводными авто, крутить руль в правильную сторону. Правильная всегда та, в которую уносит машину. Например, тип привода, какой режим управления, есть или нет система стабилизации. Водители часто интересуются, что делать при заносе на полном приводе. Эта задача считается самой сложной.
Педаль газа нужно выжимать плавно, не теряя тяги. В любом случае меры по выравниванию машины на дороге, применяемые для заднеприводных и переднеприводных машин, не подойдут для полноприводных внедорожников или кроссоверов. Поэтому владельцам таких авто нужно практиковать выход из заноса в реальной ситуации.
Правильная посадка водителя
Правильная посадка очень важна. Это позволит водителю чувствовать силу воздействия на авто и угол наклона. Такую информацию можно использовать как подсказку, куда поворачивать рулевое колесо. Посадку следует настраивать с педального узла. Выжимайте педаль тормоза до упора. Нужно, что колено было почти полностью расправлено с небольшим изгибом.
Для создания хорошей тактильной связи с машиной нужно прижать ногу плотно к сиденью. Чтобы почувствовать силы, воздействующие на авто, спинку устанавливайте вертикально. Многие находят такое положение неудобным. Но в критической ситуации это поможет.
Чтобы проверить правильную удаленность рулевой колонки, спину плотно прижмите к сиденью, руку вытяните прямо и положите на руль сверху. Обод должен находится под запястьем. Такое положение способствует точной работе с рулем. Неправильная посадка снижает концентрацию внимания, приводит к быстрой усталости водителя. Все это не дает возможности адекватно отреагировать на критический момент в движении.
Возможно ли предугадать занос автомобиля
Один резкий маневр, неправильное торможение или дергания руля в стороны и машину занесло. Спровоцировать занос довольно просто, в отличие от того, чтобы почувствовать его. Предугадать, что произойдет занос, может не каждый. Для новичка, который недавно получил права практически невозможно почувствовать проблему.
Способность заранее чувствовать занос приходит с водительским опытом. При длительном управлении одним авто начинаешь предугадывать поведение транспорта на дороге. Опытные водители сразу понимают, что где-то есть проблема. Поэтому могут сразу стабилизировать машину и минимизировать последствия.
Гоночная Академия Антона Захарова проводит обучение вождению для всех. Записаться на уроки вождения могут и профессионалы, и новички. Авторские программы, которые разрабатывают в школе, включают достижение необходимых для водителя навыков. У нас есть курсы экстремального вождения, курсы вождения для детей, для опытных водителей, у которых есть права. Если парковка вызывает у вас сложности или вы хотите научиться дрифту, записывайтесь на курс.
Что делать при заносе автомобиля на дороге
Занос автомобиля – ситуация, с которой часто сталкиваются водители при наступлении зимнего периода. Она сопровождается потерей сцепления между колесами авто и дорожным покрытием. Происходит потеря устойчивости, развивается заметное боковое скольжение.
Если вовремя не отреагировать, возникает вероятность развития неуправляемого вращения, что опасно для самого автомобиля, водителя, участников дорожного движения.
Что делать в случае заноса?
Наиболее распространены случаи, когда развивается занос задней оси переднеприводного автомобиля. Здесь передняя часть авто продолжает двигаться в прежнем направлении. В то же время задние колеса перестают двигаться следом. Так, возникают вращательные движения, усиливающиеся при воздействии центробежной силы.
Исправить ситуацию можно, если определить причину ее развития:
Эти действия направлены на уменьшение опасного воздействия поперечной силы.
Для оптимизации ситуации важно:
Во время работы движения должны быть плавными, чтобы ситуация не усугубилась до развития серьезного или ритмического заноса.
Занос заднеприводных машин
Понять причины развития ситуации несложно. Проблема заключается в том, чтобы научиться выходить из нее, поборов страх, порой появляющийся на начальных этапах. Наиболее сложным является занос задней оси заднеприводного автомобиля.
Здесь нельзя упускать момент, нужно сразу действовать:
Крайне нежелательно, и даже опасно, в этот период:
Все это приводит к усилению заноса, развитию серьезной аварийной ситуации.
Занос переднеприводных авто
Когда развивается занос на повороте переднеприводного автомобиля, стоит учитывать особенность конструкции.
Здесь передние колеса должны вытягивать машину, соответственно, нужно надавить на газ, способствуя росту оборотов. При этом водитель должен наблюдать, чтобы передние колеса не прокручивались.
Этапы, требующие внимания:
Когда опасность миновала, обороты понижаются, продолжается нормальное движение.
Тонкости выхода для полноприводных машин
Эксплуатация полноприводных моделей требует навыков и знания, что делать при заносе автомобиля, так как эти ситуации наиболее опасны. Часто водителю остается только дожидаться момента, пока авто не остановится. Здесь значение имеет тип полного привода. Также большая его часть может подаваться на определенную ось.
Чтобы не произошла потеря управления автомобилем, стоит соблюдать рекомендации:
Такая ситуация, как занос машины на дороге, является довольно опасной. Но еще хуже – поддаться испугу. Здесь психологическая устойчивость, опыт и подготовка имеют большое значение. Усовершенствовать навыки можно, искусственно создавая заносы, на площадках или участках дорожного полотна, где нет других машин или пешеходов.
Почему происходит потеря управляемости?
Потеря сцепления между покрышками и дорожным покрытием не возникает просто так. Всегда есть причины заноса автомобиля, которые представлены ошибками, принятием неверных решений во время движения.
В зимний период, когда дорога скользкая, к потере управляемости приводит любой резкий маневр, движение водителя.
Особого внимания требуют такие участки дорог:
Правильная посадка, сопровождающаяся плотным прилеганием спины к сидению, позволяет вовремя ощутить потерю управления, принять меры для восстановления безопасности. Такой подход позволит научиться определять заносы на начальной стадии и быстро выходить из них.