Если менеджмент определяется как искусство имеется в виду что
Менеджмент как наука и искусство
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент как наука и искусство.
Эволюция менеджмента.
Основные научные школы менеджмента.
Менеджмент как наука и искусство
«Менеджмент» имеет достаточно широкое толкование – управление, влияние, искусство управления, способ управления и т.п. С лингвистической стороны, слово «менеджмент» образовано от menaqe (с франц. домоводство; to menaqe с англ. – искусство объезжать лошадей). В той или иной мере понятие “ менеджмент” отражает воздействие или влияние, но это достаточно узкое трактование. Менеджмент – сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее: умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов; область человеческого знания, помогающая управлять; определенную категорию людей (социальный строй), осуществляющих управление; орган управления, административная единица.
Следует различать понятия “управление”, “”менеджмент” и “руководство”. Хотя понятие “менеджмент” и “управление” близки по значению, однако термин “управление” намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности, к сферам и органам управления.
Управление– это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляющих в целях придания определенной направленности и получения желаемых результатов.
Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие.
Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.
Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией).
Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Процесс управления обеспечивается профессионально в области управления. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации).
Менеджмент как искусство. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-экономические системы, функционирование которых оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Менеджмент и искусство объединяет то, что в основе лежит творческий процесс, который позволяет менеджеру решать сложные, часто, неординарные управленческие проблемы и задачи, стоящие перед организацией.
Менеджмент как наука.Научные основы менеджмента представляют собой совокупность концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на обеспечение связей между причинной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
С научной точки зрения, в системе менеджмента выделяют специализированные области познания (научные направления): стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, производственный менеджмент (операционный), инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, менеджмент персонала, информационный менеджмент, международный менеджмент, налоговый менеджмент, менеджмент отрасли или отраслевой менеджмент, региональный менеджмент, торговый менеджмент, менеджмент маркетинга.
Эти научные направления менеджмента изучают специфику проявлений науки управления и являются неотъемлемой частью фундамента данной науки.
Менеджмент как наука и искусство
Наука и искусство менеджмента — одно из важнейших достижений XX века.
В течение XX в. взгляды на управление как на особый вид деятельности изменялись по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовались технологии производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Вместе с взглядами на управление развивалась и наука управления. Менялась практика управления — изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Именно выдвинутые и сформулированные ведущими исследователями в области управленческой мысли новые идеи в области менеджмента и новые подходы к осуществлению управления являлись теми рубежами, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления. Поэтому можно с уверенностью сказать, что наука управления двигалась вперед вслед за развитием искусства управления, а искусство управления совершенствуется на базе новейших достижений управленческой мысли.
Следует отметить, что развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений:
Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления, все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие аспекты в единое и органичное целое.
Менеджмент как искусство управления людьми. Виды менеджмента, секреты успеха
Для большинства людей слово менеджер значит руководитель или управленец. Если обратиться к истокам, а именно английскому слову management, то его перевод будет «администрировать, управлять, руководить».
Главный критерий менеджмента – это управление людьми.
Менеджмент – руководство ресурсами на основе применения планирования, мотивации, координирования, анализа, организации имеющихся ресурсов для выполнения поставленной задачи.
Этот термин не единственный, так как само понятие, как и виды менеджмента, достаточно широкое. Существуют следующие разновидности менеджмента:
Все эти виды менеджмента не являются взаимоисключающими, но дополняют друг друга и логичным образом вытекают один из другого. Существует еще одна классификация менеджмента, которая формируется исходя из функций. Что относится к функциональным видам менеджмента, будет описано ниже в виде отдельной классификации.
Основные цели и задачи менеджмента
Цели и задачи менеджмента делятся на стратегические и тактические. В некоторых источниках их принято называть локальные и глобальные.
Глобальные (стратегические) цели ориентированы на длительный процесс, который может быть рассчитан на несколько лет, а иногда и десятков лет.
Локальные (тактические) имеют меньшую протяженность во времени. Это сиюминутные дела, которые осуществляются для достижения глобальных целей. Таким образом, глобальная цель – это то чего компания (страна, любая другая организация) стремится достигнуть, а локальная то, как она этого будет достигать.
Аналогичным образом делятся и задачи. При этом задача – это маленькая цель, то есть последние выполняются за счет осуществления первых.
Итак, цели менеджмента в глобальном смысле:
Соответственно, задачи формируются исходя из анализа работы и точек развития конкретной организации.
Виды менеджмента и их классификация
Исходя из характера деятельности организации, управленческий процесс формируется существующей спецификой. Выделяют 7 основных видов менеджмента:
Ниже представлен каждый вид менеджмента и его характеристика. Крупные корпорации могут включать в процесс управления все виды или часть из них. Логично, что один менеджер в крупной корпорации не сможет охватить все виды деятельности, а точнее то из чего она формируется.
Производственный менеджмент
Под производственным менеджментом понимается управление любой коммерческой организацией, целью которой является прибыль от производства товаров или оказания услуг.
Основная цель такой организации – это продажа услуг и товаров, которые будут конкурентоспособными на рынке.
В данном случае эффективное управление базируется на правильных стратегических прогнозах, грамотной организации производственного процесса и логичной инновационной политике. Ни одно предприятие не будет развиваться, если будет использовать старые стандарты работы, всегда нужны инновации.
Менеджер, который управляет производством, решает следующие задачи:
Умный менеджер видит реальные возможности своей организации, а также точки роста и на основе этого просчитывает стратегию, которая позволит обеспечить осуществление поставленных целей.
Финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент осуществляет управление финансовыми потоками компании. Здесь важно проводит анализ доходов и расходов, рационализировать распределение денег внутри предприятия, а также сформировать финансовую политику, которая будет вести к росту дохода. Очевидно, что глобальная цель – нарастить прибыль и не допустить банкротства.
За счет чего данные цели будут реализованы:
Стратегический менеджмент
В данном случае менеджер занимается разработкой стратегии развития, а также ее внедрением и контролем выполнения. Стратегический менеджмент может затрагивать разные области – улучшение качества выпускаемой продукции, рост профессионализма сотрудников или развитие кадров и прочие.
Очевидно, что исходя из конкретной стратегии, используются различные методы, наиболее подходящие в этой области. Суть стратегического менеджмента в том, что он должен разработать план действий, а после начать его успешно внедрять.
Инвестиционный менеджмент
Инвестиционный менеджер занимается вопросами привлечения инвестиций и их распределения внутри компании. Задача менеджеров по инвестициям привлечь новых людей с ресурсами, а для этого требуется готовый план вложения инвестиций, который может заинтересовать потенциальных инвесторов. После получения необходимых вложений, задача контроля над расходом, пришедших из вне бюджетов остается за данным менеджером и частично переходит в область финансовых менеджеров.
Риск-менеджмент
Любая деятельность, особенно коммерческая всегда связана с риском финансовых потерь. Задача менеджеров по оценке рисков выявить возможные точки падения и сравнить их планируемой прибылью. Если прибыль больше убытков, то принимается решение двигаться в этом направлении. В некоторых случаях специалисты по риск-менеджменту ищут способы избежать этих рисков или минимизировать их.
Информационный менеджмент
Информационный менеджмент в настоящее время базируется на IT-технологиях. Задача менеджеров получение, обработка, анализ и перераспределение информации. Кроме того в сферу деятельности данного направление менеджмента входит весь документооборот, делопроизводства, общение с внешними источниками, а также с сотрудниками компании.
Экологический менеджмент
Любая компания, так или иначе контролируется законодательством страны в которой находится. Если речь идет о производстве, то существует отдельная структурная единица экологических менеджеров, которые занимаются разработкой экологической стратегии по охране и защите окружающей среды. Их задача не только уберечь окружающую среду от вредных воздействий производства, но сделать его само максимально экологичным.
Раскрытие главных составляющих менеджмента — понятия и определения
В данном пункте будет рассмотрено — из чего состоит менеджмент, какие его функции. Будет рассмотрено понятие и классификация методов менеджмента, а также существующие модели управления.
Субъекты и объекты менеджмента
Субъект – это лицо, которое осуществляет деятельность. Объект – это на кого распространяется данная деятельность. В случае с менеджментом, непосредственно менеджер или руководитель являются субъектами, а подчиненные, товар, услуги, финансы – все это объекты разных видов менеджмента.
Функции и методы менеджмента
Существует управленческий цикл, который, по сути, и является функциями менеджмента:
Некоторые относят к функциям менеджмента мотивацию и координацию, которые при этом подразделяются на еще несколько подвидов.
Классификация методов управления происходит по признаку влияния на объект и по тому, кто им выступает. Методы делятся на три типа:
Модели и принципы менеджмента
Современный менеджмент — это область профессиональной деятельности, одна из базовых дисциплин образования. Понимание моделей и принципов менеджмента необходимы для сощдания успешной модели управления.
Модели менеджмента, как вида деятельности
Совокупность идей, которые положены в основу управления формируют модель менеджмента. Она может меняться в зависимости от географического положения, религиозных убеждений или политической ситуации. Принято выделять четыре типа моделей:
Для азиатской модели характерно:
Естественно, азиатская модель не универсальна для всех стран Азии и между собой модели управления могут отличаться у разных народов и даже внутри одной страны, но разных компаний.
Стоит понимать, что единственно верной модели управления нет и все зависит от конкретной организации или компании. В целом модель менеджмента в первую очередь влияет на эффективность экономики предприятия.
Принципы менеджмента
Менеджмент, как научная дисциплина выделили несколько принципов менеджмента, как процесса управления, способные сделать его эффективным и качественным.
Кто такой успешный менеджер
Исходя из всего вышесказанного, получается, что менеджмент как вид профессиональной деятельности является искусством управления людьми. Бригадир на стройке, учитель в классе, директор магазина являются менеджерами. Такие должности относятся к низшему звену. Их принято называть линейными руководителя.
Помимо этого выделяют среднее звено и топ-менеджеров. По логике менеджеры среднего звена управляют линейными руководителями, а сами они подчиняются топ-менеджерам. Деятельность последних регулирует совет акционеров, генеральный директор или владелец компании.
Для того чтобы стать успешным руководителем нужно придерживаться 7 золотых правил и обладать несколькими качествами, важными для подчиненных. К ним относятся осведомленность, надежность, справедливость, верность своим словам, открытость для общения с подчиненными.
7 золотых правил успешного менеджера
Где можно научиться менеджменту
В настоящее время вариантов для получения знаний в области менеджмента множество.
Большинство ВУЗов обучают профессии менеджмента. Кроме того существуют специальные курсы, вебинары, он-лайн обучение основам менеджмента. Не менее популярны различные учебные пособия и научная литература по менеджменту. Не менее популярны школы менеджмента, которые основаны успешными управленцами.
Следует понимать, что получить диплом менеджера или сертификат о прохождении курсов мало. Для достижения успеха в этой области очень важно саморазвитие, которое помимо прохождения различных тренингов, обучений и курсов включает чтение тематической литературы.
Выдающиеся менеджеры в истории человечества
Известное издание Harvard Business Review оценило деятельность более 2000 менеджеров из 33 стран и составило свой топ самых успешных управленцев.
1 место
На первом месте находится основатель корпорации Apple Стив Джобс. Под его руководством маленькая компания выбралась из гаража, в котором все начиналось, и стала самым узнаваемым брендом в мире. Кроме того, компания Apple имеет самую высокую лояльность среди своих сотрудников и покупателей. Под руководством Стива Джобс вложенные средства выросли на более чем 3000%.
2 место
Интересным фактом является тот момент, что компания Apple считает своим основным конкурентом корейцев Samsung. Между двумя корпорациями постоянно идет соперничество и в топе лучших руководителей азиатский бренд проиграл. Второе место занимает генеральный директор Юн Чжон Ен. Под его руководством компания смогла заработать почти 1500% от вложенных изначально средств. Успех Юн Чжон Ен кроется в продаже бесперспективных подразделений с сохранением рабочих мест сотрудников. Кроме того компания Samsung одна из лучших в мире по отношению к своим сотрудникам о чем сообщают сами рабочие.
3 место
Алексей Миллер руководитель Газпрома добился роста доходов акционеров на 2000%. Основная цель Газпрома – своевременная и безопасная поставка газа потребителю, улучшение технологий добычи и перевозки сырья. Два этих направления стали приоритетными после прихода Алексея Миллера к руководству более 15 лет назад. По сей день, выбранная стратегия дает дивиденды.
Менеджмент: технология или искусство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие менеджмента
Менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на достижение поставленных задач посредством рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов научного управления.
В последние годы термины «менеджер» и «менеджмент» в российской практике и науке получили широкое распространение. Постепенно они вытесняют более привычные слова: «руководство», «руководитель», «управление» и «управленец». Англоязычные термины пришли в русский язык в 1990-х, когда осуществлялся переход российской экономике к рыночной системе. Официальное признание терминов выражается в том, что должность «менеджер» включена в квалификационных справочник должностей, в высших учебных заведениях предлагается подготовка по направлению «Менеджмент».
Единого определения менеджмента к настоящему времени не выработано. Наиболее признанным можно считать подход, в соответствии с которым под менеджментом понимается особый тип управления, отличающийся следующими чертами:
Готовые работы на аналогичную тему
Менеджмент как технология
Термин «менеджмент» появился в 1886 году в США в результате попытки Генри. Р. Тауна (президента «Эйле энд Тайн Манифактуринг») упорядочить накопленные знания в области управления производством. Популярность он получил после выхода в свет книги Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления». С этого труда начинается история менеджмента как науки.
В понимании Тейлора, сущность менеджмента (научного управления) заключалась в рационализации производственной деятельности путем введения принципов регламентации и контроля, разделения исполнительской и управленческой деятельности, выделения планирования, отбора и обучения работников, материального стимулирования персонала.
В дальнейшем школа научного управления получила развитие в трудах Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантта. Они доказали, что внедрение методов рационализации, а именно:
позволяет значительно повысить производительность труда.
Суть классической школы менеджмента наиболее полно выразилась в сформулированных А. Файолем 14 принципах:
Кроме того, Файоль сформулировал функции управления:
«Управлять – это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Итак, смысл классической теории управлении заключается в рационализме. Теория менеджмента возникла под действием особенности западной ментальности – склонности к рационализации поведения, желанию вести активную преобразовательную деятельность на основе четкой постановки целей и выбора средств для их достижения. Управление превратилось в технологию, которая включала в себя набор стандартных мероприятий, связанных с:
Благодаря сходству экономических и социальных условий управленческий процесс удалось во многом алгоритмизировать. Профессия менеджера превратилась в массовую специальность индустриального общества.
Менеджмент как искусство
В современном менеджменте речь идет о балансировании между хаосом и порядком, подобно джазовым импровизациям, только в приложении к области управления. Если в классическом менеджменте внимание уделялось анализу, предсказанию, управлению, то акценты новой управленческой науки смещены на импровизацию, адаптацию и координацию. Все чаще управление рассматривается не как применение апробированных алгоритмов, а как искусство решать оригинальные творческие задачи.
Нельзя сказать, что это принципиально новый взгляд. Так, Оксфордский словарь английского языка определяет менеджмент как манеру, способ обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки и умения.
Многие российские и иностранные авторы рассматривают менеджмент как сочетание искусства и технологии. Действительно, деятельность в сфере управления требует не только применения профессионального опыта и знаний, но и творческого подхода, управленческого таланта. Ключевой вопрос здесь – как соотносятся наука и искусство в менеджменте. Если сначала все действия совершались интуитивно и это было чистое искусство, то по мере развития науки менеджмента он все больше рассматривался как технология. Роль искусства стала подчиненной, второстепенной. Однако возрастание неопределенности и сложности управленческих задач искусство проявляется в управлении все сильнее.
Менеджмент как искусство
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:55, реферат
Описание работы
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления
Содержание
Работа содержит 1 файл
МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИСКУССТВО.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Наименование института
Факультет
Кафедра
«Менеджмент как искусство»
(должность, уч. степень)
Вятские Поляны – 2012
1. МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО ……………….………. 5
2. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ………………………………………………. 9
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….…………….…………..… 13
Рыночные отношения кардинально меняют подходы к образованию в целом и методике подготовки экономистов – менеджеров в частности. Важное место в такой подготовке, как показывает мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента [4, с.5].
В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную среду.
Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом. Менеджер – это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива [5, с.14].
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления [1, с.8].
Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания [1, с.49].
Менеджмент – это наука и искусство
Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука — более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине.
Управление — древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент.
Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований — она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций — основная задача любой науки, в том числе и науки управления [2].
Под научным основанием управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.
Концепция научного управления получила свое развитие в США с началом ХХ в. Ее основоположником был. Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.
К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идея научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.
Ф. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Он сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению – это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего [1, с.13].
Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления [1, с.47].
Широко распространено мнение, что менеджмент – это искусство. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, принимающие организационные решения о лучшем использовании ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в творческий процесс. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, выяснено из собственного опыта или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. Понимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, несомненно является искусством.
Но самое производительное искусство всегда опирается на понимание лежащей в его основе науки. Таким образом, наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. По мере совершенствования науки должно совершенствоваться и искусство, как это имело место в физических и биологических науках. Врачи, не сведущие в науке, превращаются в знахарей; овладев наукой, они могут стать искусными хирургами. Администраторы, пытающиеся управлять без знания теории, должны полагаться на удачу, интуицию или на свой прошлый опыт; овладев организационным знанием, они получают гораздо лучшую возможность разработать практически применимое, обоснованное решение какой-либо управленческой проблемы [3, с.12].
Грамотный инженер, хорошо знающий технику и технологию на своем участке работы, но не владеющий специальными знаниями и опытом управленческой работы, сможет в лучшем случае стать средним, заурядным руководителем, но если у него хватит решимости уйти от своего узкого, ограниченного профессиональными рамками мировоззрения специалиста, проявить настойчивость в изучении принципов и психологических основ управления, то, обладая талантом руководителя, он может стать настоящим организатором производства и признанным лидером своего коллектива.
Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными гуманитарными, человековедческими знаниями. Альберт Эйнштейн отстаивал тезис о необходимости самой тесной связи науки и искусства; Нильс Бор аргументированно утверждал, что методы искусства расширяют и обогащают методы естествознания, а Луций Сенека пытался определить основные контуры особой науки — психагогики, которая должна была заниматься проблемами искусства управления душой человека.
Наука и искусство основаны на творчестве в отличие от репродуктивной деятельности, направленной на количественное воспроизведение достигнутого стандарта. Если в творчестве невозможен плагиат, то репродукция определяет любую оригинальность, своеобразие как брак. Смелый прорыв в неведомое, талант первооткрывателя лежат в основе прогресса, однако и реализация великих открытий, развитие материальной культуры общества требуют не только репродуктивной деятельности, колоссальной концентрации ресурсов, но и истинно творческой активности многих незаурядных личностей [2].
В практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О’Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: «Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации». И далее, о роли науки в управлении: «Хотя деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств».
Во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления — искусство управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы — обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня [2].