Если на дороге нет разметки что считается
Выезд навстречу движению при отсутствии разметки – нарушение ли это?
Встречная полоса на широких дорогах – почти как суслик. Ты ее не видишь, но она существует. Неужели действительно можно лишиться прав, если нет «сплошной» – ни двойной, ни одинарной?
Эту статью я написал для начинающих водителей – по крайней мере, я так надеюсь.
Итак, вас остановил инспектор ДПС за выезд на встречную на четырехполосной дороге.
Ваш диалог:
– На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?
– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.
– Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?
– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?
– Позвольте, но выехать на встречную можно только пересекая разметку, если нет разделения – значит, нет и встречной полосы!
– Разделение есть! И почему-то все, кроме вас, его видят. Да дело и не в разделении.
– И какой там штраф мне светит?
– Да не штраф вам светит, а лишение прав от 4 до 6 месяцев ( ч. 4 ст. 12.15 ).
И инспектор в данном случае абсолютно прав. Допустим, что на этом участке дороги действительно не было разделительной линии разметки. Ну и что, ведь как я упомянул выше – на этой дороге четыре полосы, из чего следует, что нарушение в таком случае было. Если бы на ней было две полосы – по одной в каждую сторону, и без разделительной сплошной линии – то, разумеется, выезжать на встречную полосу было бы можно. Когда же полос на дороге с двусторонним движением четыре, то наличие разделительной линии уже не столь важно.
А теперь давайте разберемся с этим вопросом более детально. Ведь действительно, что следует делать, если нет разделительной линии, или она полустерта и плохо видна? За состояние дорог отвечает не водитель, так почему же именно он должен нести ответственность? Если нет разделительной, можно ли вообще вести речь о выезде на сторону встречного движения? Что же делать при отсутствии разметки?
На самом деле, все прозрачно: ответ на этот вопрос находится в пункте 9.1 ПДД: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».
Таким образом, получается, что независимо от наличия разметки не инспектор, а в первую очередь именно водитель должен самостоятельно определить границу между полосами движения.
Если нет разделительной линии при двух полосах движения, то определять границу со встречной вы должны, но выезжать на «встречку» для обгона (или объезд препятствия) вы имеете право. А вот если нет разделительной при четырех полосах и более, то тогда вы обязаны не только определить середину дороги, но и четко ее придерживаться. На дороге с тремя полосами средняя полоса предназначена только для обгона или поворота (разворота).
В завершение, поподробнее поговорим о развороте. Важно не путать выезд навстречу движению с другими выездами на полосу встречного движения, не связанными с движением навстречу потоку как таковым, то есть, с поворотом налево и разворотом.
Если вы развернулись и в результате пересекли сплошную, то вам не грозит лишение прав или штраф 5000 рублей. За такое деяние вы понесете уже наказание по другой статье, а именно ч. 2 ст. 12.16 КоАП (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой), и штраф будет в размере от тысячи до полутора тысяч рублей. А если разметки нет, то разворачиваться можно на дорогах любой ширины – главное, чтобы вы в обратном направлении начинали движение справа от центра проезжей части.
На дороге нет разметки — можно ли выезжать на встречную полосу?
Как действовать водителю, если на дороге нет никакой разметки?
Все мы привыкли ориентироваться на дорожную разметку. Это доходит до автоматизма: водители на подсознательном уровне избегают наезжать на сплошные линии и не задумываясь пересекают прерывистые. Однако встречаются такие участки пути (иногда довольно протяженные), где никакой разметки нет. На периферии нашей страны подобное можно увидеть очень часто. Бывает и так, что новый асфальт положили, движение транспорта по нему разрешили, а вот нанести линии еще не успели.
Здесь автомобилисты оказываются перед дилеммой: можно ли в этом случае выезжать на встречную полосу? Вопрос встает особенно остро, если водители помнят, что до ремонта дорожного покрытия в данном месте проходила сплошная разметка. Так как же поступить?
Начнем с того, что Правила дорожного движения допускают отсутствие линий: они не обязательны. Если разметки нет, то, согласно пункту 9.1 ПДД, водитель самостоятельно определяет количество полос на полотне. При этом исходить нужно из ширины дороги и размеров транспортных средств. Также следует учитывать, что между автомобилями должен оставаться боковой интервал, достаточный для безопасного разъезда.
Источник изображения: pushkinska.net
Если до ремонта полотно состояло из трех полос и средняя использовалась для езды в обоих направлениях, то при отсутствии разметки такая дорога все равно мысленно делится пополам. При этом считается, что левая половина служит для встречного транспортного потока, а правая − для попутного.
Итак, необходимо оценить ширину проезжей части и визуально определить, где находится середина. На эту воображаемую линию и следует ориентироваться.
Если водитель видит, что в его направлении «получилось» две полосы (или более), то на левую сторону дороги выезжать нельзя, несмотря на отсутствие запрещающей разметки. Медленно едущий транспорт можно опередить по соседней «полосе». За городом после этого необходимо тут же вернуться на «свою». В пределах населенного пункта разрешается продолжать ехать по выбранной траектории. Однако безопаснее все-таки держаться как можно правее.
Если видно, что дорога состоит только из двух полос, то выезжать на «встречку», если нет разметки, можно. Даже если на данном участке всегда проходила сплошная, это не будет считаться административным правонарушением. Водитель может соблюдать только тот запрет, который видит своими глазами. Любое ограничение должно быть наглядно обозначено.
Источник изображения: Яндекс.Коллекция
Важно помнить про дорожные символы. Даже если линии пока не нанесли, запрет на обгон может устанавливаться знаками 3.20 и 3.22. И тогда неважно, есть разметка, или же ее нет. В этом случае выезд на левую сторону дорожного полотна будет квалифицироваться по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. На основании этой нормы водителю назначается либо штраф (5000 рублей), либо лишение права управления транспортом (на 4-6 месяцев).
Помните, что даже если на полотне нет ни линий, ни знаков, располагать на нем автомобиль нужно правильно. За движение по левой стороне двухполосной дороги без разметки тоже предусмотрено наказание. Водитель привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Размер штрафа составит 1,5 тысячи рублей.
При движении нужно учитывать сужения и расширения проезжей части. Если край полотна, к примеру, засыпан снегом, то площадь, непригодная для езды, при определении количества полос в расчет не берется. Карманы для остановки автобусов, полосы для разгона и торможения также не учитываются.
Ширина полос устанавливается ГОСТом. В населенном пункте полоса не может быть у́же 2,75 м, за городом − менее 3 м. При споре с инспектором ГИБДД целесообразно произвести замер. Часто это помогает избежать несправедливого наказания.
Дорожную разметку не видно: что делать и как избежать штрафа за пересечение
Довольно часто случается так, что при езде по дорогам общего пользования разметку не видно. Или она едва различима, что вызывает сложности у некоторых водителей.
Ещё одна неприятная ситуация — это попытка инспектора ДПС выписать штраф за пересечение линии, которую водитель попросту не видит из-за её отсутствия, либо же когда разметку нанесло снегом или грязью.
Как действовать в такой ситуации, на что ориентироваться и как не стать жертвой недобросовестных инспекторов — это основные вопросы, которые интересуют начинающих и даже достаточно опытных водителей.
Общие правила разметки
Есть несколько общих правил, касающихся разметки. Все они прописаны в Правилах дорожного движения (ПДД) и во многом объясняют водителям, как нужно действовать в той или иной ситуации.
Напомним эти правила. Звучат они следующим образом:
Именно эти требования чаще всего и нарушают автомобилисты.
Когда правила можно нарушить
Есть несколько ситуаций, когда правила можно нарушить. Хотя лучше этого не делать из соображений безопасности. То есть за следующие манёвры наказывать не будут. Но только при условии, что выполнены они были по необходимости.
К этим 3 ситуациям относятся:
Но всё это касается ситуаций, когда водитель может оценить обстановку на дороге, ориентируясь на видимую разметку.
Обязательства меняются, когда разметку не видно. Она может отсутствовать, либо её замело снегом, покрыло лужами после дождя или занесло грязью. Причины могут быть разные. Но факт в том, что водитель разметку не видит.
Если не видно стоп-линию
Чаще всего именно зимой становится не видно разметки на дороге, поскольку её заметает снегом. Это вполне распространённое явление.
Многие водители опасаются, что закрытая снегом дорожная разметка не причина нарушать ПДД. А потому даже когда линии не видно, засыпанный снегом участок дороги может стать удачным местом для наряда ДПС, чтобы штрафовать водителей.
Другими словами, если водитель физически не может увидеть разметку, которая закрыта от глаз снегом, грязью и прочими факторами, наказывать за это никак нельзя.
Для начала стоит взглянуть на ситуацию, связанную со стоп-линией.
Тут нужно отталкиваться от действующего ГОСТа, прописанного под номером Р 52289-2004.
В пункте 4.4 этого ГОСТа говорится, что на дорожных участках, где разметка, определяющая правила и очерёдность проезда автомобилей, является трудно различимой, либо не была восстановлена, нужно устанавливать соответствующие предупреждающие знаки.
Поскольку на дороге имеется стоп-линия, но также дополнительно должен устанавливаться и соответствующий дорожный знак СТОП.
Если перед перекрёстком стоит знак СТОП, то водителям нужно опираться на него и останавливаться именно около знака. А затем уже продолжать движение, пропустив машины.
Скрытая сплошная линия
Другая ситуация, если водителю не видно разметку на дороге, которая предназначена для разделения дорожных потоков. Опасность пересечения в том, что можно оказаться на встречке. Следовательно, возрастает угроза столкновения.
Согласно ПДД, количество полос на дороге определяется разметкой и знаками. При их отсутствии водитель сам должен учитывать габариты транспортных средств, а также ширину проезжей части.
Смысл в следующем. Водитель видит перед собой дорожное полотно. По нему машины движутся в обе стороны. Визуально нужно разделить всю ширину дороги на 2 части. Одна половина ширины, которая находится с левой стороны, будет являться стороной встречного движения. Следовательно, пересекать эту условную половину нельзя.
При нахождении сплошной под снегом, водой или грязью, автомобилисты сами определяют, сколько полос на этой дороге.
Важно отметить и тот факт, что дорожные камеры, как и инспекторы ДПС, не имеют права фиксировать возможное пересечение разметки. Невозможно доказать, что водитель пересёк разметку, поскольку её не видно.
Только не забывайте, что по правилам на участках, где разметку не видно из-за снега, воды, грязи и прочих причин, либо её не успели восстановить, обязаны установить временные знаки.
Но если временных знаков нет, основные дорожные знаки также не позволяют определить особенности участка и разметка отсутствует (её не видно), тогда привлекать водителя к ответственности нельзя.
Получается, что когда двойную сплошную заносит снегом и её не видно, даже при пересечении это не будет считаться правонарушением.
Но есть другой момент, связанный с тем, можно ли обгонять машины, когда не видно разметки. Потенциально это разрешается делать. Но важно оценить, насколько такой манёвр будет безопасным. Для этого взгляните на часть дороги, которая предназначена для движения встречного автотранспорта. Если путь свободен, никакие знаки не ограничивают возможность обгона, тогда манёвр совершить можно.
Существует вероятность, что инспектор заметит это и решит остановить водителя, чтобы наказать за якобы нарушение. Ведь инспектор знает, что здесь разметка есть и пересекать её нельзя. Но что делать, если разметка сильно занесена снегом и разглядеть её невозможно. Тут добросовестному инспектору придётся опустить жезл и дать машине спокойно проехать. Факт нахождения сплошной под снегом не позволяет применять существующие меры наказания.
А вот что действительно нужно сделать, так это сообщить о проблеме в дорожные коммунальные службы. Они должны приехать, установить временные знаки, а также приступить к расчистке участка. Только после этого, когда разметка будет видна, можно говорить о привлечении водителей к ответственности.
Как определить встречную полосу движения без разметки
Представьте ситуацию, в которой нет дорожных знаков, как и разметки на дорожном полотне. И как же можно выяснить, сколько тут полос движения и какая часть дороги выделена под встречное движение.
Для начала убедитесь, что это не односторонняя дорога. Обычно это понятно по знакам и по наличию или отсутствию встречных машин.
Также нужно обратить внимание на ПДД и пункт 9.1. Здесь сказано, что число полос, как и встречное движение, определяется по разметке и знакам. Если их нет, тогда в дело вступает сам водитель и его способность визуализировать.
Во внимание следует принимать 3 пункта:
Ситуация неоднозначная, поскольку каждый водитель может трактовать её по-своему.
Чтобы минимизировать конфликтные ситуации на дорогах, а также избежать столкновений и аварий на участках, где нет разметки, рекомендуется ориентироваться на следующие правила.
Приняв во внимание эти тезисы, вам будет проще понять, где и как лучше разворачиваться, каким образом идти на обгон и опережение.
Практика показывает, что в подобной ситуации лучше держаться правее в своей половине. Рано или поздно разметка или знаки появятся. И тогда уже будет проще и безопаснее выполнить манёвр.
Что делать, если пытаются выписать штраф
Водителей интересует, придёт ли им штраф, если разметки не было видно, но машина пересекла ту черту, где она должна проходить.
В теории такой штраф выписывать не должны. Это касается как инспекторов ДПС, так и фиксации правонарушений с помощью установленных дорожных камер. Специалисты, анализируя ситуацию, должны учитывать тот факт, что разметку не видно. Следовательно, письма счастья и протоколы отправлять не следует. Нет факта совершения правонарушения, которое можно доказать.
Но всё равно вопрос о том, будет ли штраф за пересечение дорожной разметки, которую не видно, звучит часто. А всё по причине того, что водителей штрафуют. Хотя в действительности так быть не должно.
В этой ситуации придётся обжаловать наложенный штраф за то, что вы проехали по разметке, засыпанной слоем снега. Абсурд, но это так. Причина в недобросовестных инспекторах, а также в специалистах, которые некорректно оценивают фото и видео с дорожных камер фиксации нарушений ПДД.
Если пришёл штраф, либо же инспектор пытается доказать, что вы нарушили, хотя факта нарушения по закону нет, делайте следующее.
Чаще всего инспектор отказывается от своих намерений, отдают документы и желают удачного пути, как только замечают камеру в руке, либо понимают, что сейчас вы будете снимать на видео дорожную ситуацию.
Причина простая. Как уже говорилось ранее, в такой ситуации задача инспектора — это вызвать дорожные службы, чтобы расчистить дорогу. Если инспектор работает на этом участке, но обращений для уборки дороги не было, и при этом он пытается штрафовать водителей за пересечение невидимой, либо отсутствующей разметки, тогда его минимум ждёт выговор на работе.
Приходилось ли сталкиваться с подобными ситуациями? Вам выписывали штраф? Правильно ли освобождать от ответственности, если разметку не видно из-за снега, дождя и пр.?
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о проекте друзьям!
Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону
В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.
Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:
В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.
За что могут назначить штраф
Преимущественное право движения
Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.
Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.
Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.
Преимущественное право машин с разметкой и мигалками
Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:
Выезд на встречную полосу с нарушением правил
Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.
Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.
Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.
Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.
Обгон запрещен
Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.
Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.
Знак 3.20 «Обгон запрещен»
Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.
Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.
Опознавательный знак для тихоходного транспорта
Нарушение правил остановки и стоянки
Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.
Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.
Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.
Вред здоровью из-за нарушений ПДД
Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.
Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.
Обязанности после ДТП
У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.
Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.
Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.
Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.
Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.
Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.