Если на работе достает коллега что делать
«Отзеркалить» агрессора: что делать, если на работе кто-то ведет себя злобно
Сохраняйте хладнокровие и выдержку
Порой становится крайне сложно удержаться и не высказать все человеку, который намеренно пытается спровоцировать. Однако психологи утверждают, что как только вы проявите слабость и поступите подобным образом, то на вас обрушится очередной поток негатива, справиться с которым будет еще сложнее.
Чтобы не допустить очередной волны нападок, старайтесь оставаться хладнокровным и выдержанным человеком. Это не означает, что вы должны способствовать такому поведению агрессора, достаточно дать понять обидчику, что его провокации вас не трогают. А если нападки действительно задевают вас за живое, то разберитесь со своими эмоциями и выясните, почему вы так бурно реагируете.
Вы можете вызвать коллегу на откровенный разговор и поинтересоваться, чем вы не угодили ему. Дайте ему возможность высказаться, обычно после такого разговора с глазу на глаз конфликт исчерпывается и в коллективе наступает перемирие.
Не реагируйте на провокации
Если вы столкнулись с пассивной агрессией, которая обычно выражается конкретными эмоциями, то старайтесь игнорировать и не вступать в конфликт, не поддерживайте игру и не давайте человеку возможность перейти от личной неприязни к конкретным действиям. Сведите ваше общение к минимуму, тогда он прекратит задевать и донимать вас.
Если у вас нет возможности избегать коллегу, будьте с ним подчеркнуто вежливы и максимально корректны. Будьте уверены, это подействует лучше, чем публичное выяснение отношений и взаимные упреки.
Вы можете попытаться идти на опережение и, как только возникнут первые признаки недовольства в вашу сторону, скажите коллеге, что он близко принимает все к сердцу и ему не следует донимать вас по пустякам. Так вы избежите новых нападок и дадите понять, что не собираетесь молчать, когда затрагивают вашу личность.
Отвечайте на нападки заботой и вниманием
Согласитесь, нет смысла провоцировать тех, кто никак не реагирует на выходки. Вы можете быть уверены, что ваши вежливость и спокойствие обезоружат агрессивно настроенного коллегу, ведь он ожидает от вас других действий и надеется на противоположный результат.
Вы же в очередной раз продемонстрируете, что способны мыслить четко и спокойно, даже в стрессовой ситуации остаетесь невозмутимым.
Выявите уязвимые места обидчика
Обычно у людей, ведущих себя агрессивно, немало комплексов и страхов, которые он пытается скрыть. Если вам посчастливится выявить слабые места обидчика, то вы можете периодически на них давить, чтобы человек понял, что вы можете за себя постоять. Обычно достаточно нескольких таких действий, чтобы агрессор избавил вас от своих нападок и ретировался.
Если же вы столкнулись с мстительным человеком, который, несмотря ни на что, не прекращает своих нападок, даже после того как вы узнали его уязвимые места, попробуйте перейти к следующему совету из нашего списка.
Между делом сообщите главному сплетнику офиса информацию о своем агрессоре, попросив при этом сохранить все в секрете. Уже в скором времени офис будет обсуждать приукрашенную с уст сплетника историю и агрессор будет чувствовать себя в коллективе не так уверенно.
Воспользуйтесь тем же оружием
Очень скоро он поймет смысл вашей стратегии и, прочувствовав на себе подобное поведение, изменит тактику или переключится на кого-то более уязвимого.
Эти коллеги меня достали! – Психиатр советует, как достойно выйти из конфликтов на работе
Вот 6 сравнительно честных способов решить проблему. Для начала, правда, придется признать, что такие столкновения – неизбежное зло. Однако на самом деле зла вам никто не желает (ну, почти никогда).
Автоматические реакции
Прежде всего стоит пересмотреть несколько расхожих мнений о конфликте, которые и делают столкновение невыносимым и бесконечным.
Проблема большинства людей заключается в том, что они забывают об этом и становятся последователем одного отдельно взятого способа ответной реакции. Они реагируют автоматически! Иногда это помогает, но через некоторое время реакция становится настолько предсказуемой, что потенциальные нападающие могут превратить вас в жертву практически без усилий.
Посмотрите, сможете ли вы определить, каким образом обычно реагируете на конфликт с коллегами. Кричите? Отмалчиваетесь? Хлопаете дверью? Жалуетесь руководителю? Вспомните последний конфликт, в котором участвовали, и проанализируйте, как вы с ним справились.
А теперь давайте посмотрим, какие еще способы разрешения конфликта существуют. Сначала три самых легких и понятных.
3 легких способа справиться с конфликтом
Даже если вы столкнулись с коллегой по очень принципиальному вопросу, стоит оставаться уравновешенным, приводить конкретные примеры и быть как можно более точным. Даже если коллега прибегает к сарказму, оскорблениям или вымышленной статистике. Ваша задача – продолжать продвигаться с четким намерением уладить спор и восстановить контроль над ситуацией.
Уходя – уходи. Да. Пишем заявление и уходим. Это тоже способ завершить конфронтацию, когда диалог в коллективе выстроен деструктивно, и справиться с конфликтом иначе не получается.
Если нам видится, что коллега ошибочно воспринимает реальные события, сначала просто слушаем, не торопимся его поправлять. Время исправлять чужие ошибки еще не пришло. Потом, когда он успокоится, или ситуация изменится, можно пригласить его посмотреть на происходящее иначе. Но главное условие успешных переговоров – ваше внутреннее ощущение свободы. У вас есть возможность сказать «да» и «нет».
И еще: после того, как скажете противнику, что вы хотите выработать компромисс, обсудить его, посмотреть на него с обеих сторон, вы должны получить двоих заинтересованных в компромиссе.
Не надо думать о переговорах как об уловке или как о способе обменять свой страх на спокойствие. Переговоры – это встреча равных, а не соревнование в ловкости рук. Это должно идти от искреннего желания решить проблему. Оставайтесь уравновешенными, фокусируйтесь на проблеме, а не на оппоненте.
2 способа посложнее
Теперь перейдем к более тонким материям – ничего не делать и искусно обманывать.
Изобретайте истории, но не обманывайте самого себя. Это не окончательное решение, а лишь способ выиграть время.
Не забывайте следить за эмоциями. Агрессия, страх, раздражение, обиды помогают понять, что происходит внутри и вокруг нас, однако нельзя позволять чувствам руководить поступками. Всегда сначала ищите способ успокоиться и только потом – варианты решения конфликта.
80 level
Это самый трудный способ, топ-уровень.
В основе слияния два ключевых момента.
Первый – понимание. Понимаете ли вы себя в ситуации конфликта? Насколько глубоко вы понимаете коллегу, который идет на конфликт с вами?
Второе – сострадание. Или любовь, которая способна уменьшать боль и переживания людей.
Как это может выглядеть в простых действиях? Согласитесь с правом оппонента чувствовать то, что он чувствует. Вам не надо соглашаться с тем, что он говорит или думает. Вы только разделяете его чувства. Скорее всего, он ошибается, но в чувствах, в своем агрессивном поведении он искренен. Поэтому важно присоединиться к нападающему, чтобы убраться с его пути. Это не трюк. Не «прием». Это понимание корней и природы его гнева. Они, возможно, вовсе не связаны с работой.
Если вы поймете, что ранит коллегу, – половина пути пройдена. Дальше нужна только любовь в форме сострадания. И вы, может быть, не сделаете его счастливым, но ваше восприятие ситуации принципиально изменится.
К самому себе, в конце концов. Разве нет более интересных дел, чем поддерживать конфликт с коллегой?
Почему конфликты происходят?
Причина их часто скрыта в борьбе за ранг в той или иной иерархии.
Стоит знать, что люди отличаются от всех остальных видов живых существ тем, что участвуют сразу в нескольких иерархических системах. И ценим мы только те из них, в которых считаем себя более значимыми. Поэтому, как выяснили ученые, социальная искушенность означает большие мозги.
Эту задачу ум решает круглые сутки. Часто делает это успешно, но однажды приходит конфликт, и наши внутренние стандарты и установки (они же – те самые принципы) могут уничтожить все объективные выгоды, которые дает тот или иной ранг. Вот так это работает.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Как поставить коллегу на место. Типы обидчиков и советы психологов как с ними общаться
В статье мы расскажем:
Общение с людьми, к сожалению, не всегда оказывается приятным. Особенно некомфортно бывает, когда с конфликтным человеком приходится общаться по работе. Как поставить коллегу на место и не уронить своего достоинства, расскажем в статье.
Человек – существо в равной мере биологическое и социальное. Подавляющее большинство людей не может жить в полной изоляции. Контакт с окружающими нам нужен так же, как и воздух, поэтому ссоры и скандалы – часть нашей жизни.
Иногда они возникают обоюдно, когда собеседники не смогли договориться, даже если хотели. А в других случаях кто-то может выступать провокатором, и это особенно тяжело.
Рабочие конфликты
Ежедневно каждому из нас приходится общаться с другими людьми, кому-то больше, кому-то меньше. Большую часть времени общение происходит в рабочем коллективе, повлиять на состав которого рядовые сотрудники не в силах.
Из-за этого иногда в трудовом окружении оказываются типажи, переносить поведение которых бывает крайне сложно. В то же время, поменять работу обычно не так легко. Поэтому поначалу могут помочь в улучшении ситуации определенные правила поведения.
Почему коллега ведет себя неадекватно
Как будут складываться отношения с коллегами, заранее предугадать сложно. Даже если это сложившийся доброжелательный коллектив, в нем может появиться язвительный или грубый человек. Более того, иногда не в лучшую сторону меняется поведение хорошо знакомых коллег.
В случае трудоустройства в новую организацию новичка чаще всего ждет кот в мешке.
Причины неадекватного поведения:
сложные черты характера сослуживца – неумение держать себя в руках, раздражительность, наглость и т.п.;
тяжелая жизненная ситуация у коллеги, в которой он признается или нет. Постоянные мысли о насущных проблемах приводят к тому, что человеку становится не до окружающих или он срывается на них;
задержка карьерного роста всегда воспринимается болезненно. Если других сослуживцев повышают в должности, а данного человека обходят стороной, это не может не отразиться на его поведении;
нарушения в физическом здоровье человека. Это могут быть заболевания, при которых он испытывает сильную боль и не может сдерживаться;
в некоторых случаях болезни психики приводят к тому, что знакомый человек перестает контролировать себя, его выпады чаще всего неосознанные;
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
иногда причиной грубости оказывается поведение оппонента, далекое от идеала. Прежде чем грубить в ответ, стоит подумать, не было ли провокаций и с вашей стороны.
Типы коллег и советы психологов как с ними общаться
В целом, определив тип обидчика, вы быстрее сможете понять, как поставить коллегу на место. В каждом случае лучше работают те советы, которые применимы к конкретному типу личности.
Придирчивый коллега
Такой человек постоянно всем недоволен. Он находит недостатки не только в работе других сотрудников, но и в их внешности, общении, поступках. Без его упреков не обходится ни один рабочий день, при этом он придирается даже к любым мелочам.
Чтобы наладить отношения с таким человеком стоит попробовать следующее:
продолжать доброжелательно общаться. Если нападки безосновательны, это потребует особых усилий. Но если отвечать ему тем же, то, кроме скандала, это ни к чему не приведет;
относиться к его словам с юмором. Безобидные шутки – лучшее средство от напряженности между людьми. Чем выше уровень хорошего настроения в коллективе, тем лучше для всех;
искать компромисс в решении проблемы. Возможно, придира просто не задумывался о ином варианте. Если он преодолеет свое раздражение, то, вероятнее всего, согласится с вами;
спокойно обсуждать текущую задачу. Как бы ни казалось, что сослуживец не прав, всегда нужно дать ему высказаться, хотя бы и в такой форме. «Две головы» всегда лучше одной в поиске ответа;
согласиться и исправить недочеты, особенно если на них указывает начальник или более опытный коллега. Конечно, такое поведение не делает ему чести, но на первом месте все же стоит работа, а не личные разногласия.
Коллега-насмешник
Работать в компании с таким сотрудником непросто. Он высмеивает всех и вся, при этом его злые и язвительные насмешки часто больно ранят тех, кому они адресованы. Насмешник может высмеивать не только неудачи в работе, но и физические недостатки своих коллег.
Помогут остановить поток черного юмора некоторые особенности общения:
Постараться сдерживаться и не обращать внимания на подколки, со временем они сойдут на нет.
Дать четко понять, что такое поведение недопустимо. Этому поможет серьезный разговор, в котором нужно разъяснить насмешнику, что не стоит так общаться. Возможно, человек просто не понимал, что такие шутки могут быть обидны.
Если ничего из перечисленного не помогает, то хорошим способом окажутся ответные слова, сказанные в удачный момент. Конечно, до унижений опускаться не надо, но подмеченные неудачи сотрудника остановят поток его насмешек.
Коллега-доносчик
Наверное, самый неприятный тип. Если он появился в коллективе, то можно только посочувствовать. Такие люди мало исправимы. Они стремятся подняться по карьерной лестнице через доносы, и иногда им это удается, к сожалению. Хотя, чаще всего, начальство их держит около себя, но тоже не любит.
Как же вести себя со стукачом?
прежде всего, не давать повода для доноса. Конечно, кляуза может возникнуть и на пустом месте, но все же стоит обезопасить себя и работать добросовестно. Это правильное решение и с точки зрения собственной совести;
создать вокруг коллеги информационную пустоту. Если кто-то из сотрудников был замечен в подобных поступках или подозревается, не стоит при нем обсуждать неудобные личные и рабочие вопросы. Придется вести разговоры только о том, что сами бы сказали начальнику. Тогда и доносчику нечего будет рассказать;
как вариант, можно в присутствии стукача обсуждать заведомо ложную информацию. Когда выяснится, что это неправда, он потеряет доверие у начальства и, скорее всего, умерит свой пыл в плане доносов. Нужно только действовать аккуратно и тщательно подбирать тему вброса;
не обращать внимания на мелочное поведение такого сотрудника. Непросто сидеть и смотреть, как порочат твое имя, но, если начальство адекватное, оно обязательно попытается сначала разобраться. Но даже при равнодушии начальника, рано или поздно кляузник на чем-то прогорит;
честно поговорить с доносчиком о том, что в результате неприглядного поведения он рискует остаться в одиночестве и даже нажить врагов. Лучше для разговора привлечь других сотрудников, которые вас поддерживают. Коллективное влияние сильнее одиночества. Главное – не переходить грань цивилизованности самому.
Коллега-хам
К сожалению, хамство в нашей жизни встречается повсеместно. Все больше людей забывают про вежливость и доброжелательность. Наглые люди считают, что благодаря своему поведению они многого добьются в жизни. Но все заканчивается тем, что такого человека стараются избегать. Хам рискует остаться без помощи в нужный момент.
Бороться с хамством в коллективе можно следующим образом:
по возможности, переводить выпады коллеги в шутку. В момент грозового напряжения в общении важно разрядить обстановку, не допустить развития скандала с взаимными оскорблениями. Конечно, самому нужна большая выдержка;
другой вариант – максимально сохранять спокойствие в ответ на грубость. Но без пренебрежения, иначе оно только распалит нахала;
если нет сил отвечать спокойно или с юмором, то нужно избегать грубияна, насколько это возможно. Например, перейти в другой кабинет, работать в разные часы. Может показаться слабоволием, но здоровая нервная система дороже;
наконец, самый действенный способ – саморазвитие. Если жить насыщенной, интересной жизнью, в работе стремиться к высшему результату, то хамоватое поведение никак не заденет.
Коллега-сплетник
Распускать слухи за спиной любят как женщины, так и мужчины. В рабочем коллективе это довольно распространенная ситуация, которая при некоторых условиях может спровоцировать скандал.
Тем не менее, встречаются люди, которые не могут жить без сплетен. Они обсуждают то одного, то другого человека, не задумываясь о последствиях.
Расскажем о способах, помогающих поставить сплетника на место.
наиболее простой вариант – не обращать внимания. Сегодня обсуждают вас, завтра – вашего коллегу. А через несколько дней уже забудут о том, с кого начали;
тем, кто силен духом, можно посоветовать присоединиться к обсуждению самого себя, где-то пошутить, а где-то – рассказать что-либо новенькое;
если самолюбие задето не на шутку, можно использовать тяжелую артиллерию – напомнить сплетнику о существовании статьи о клеветы в Уголовном Кодексе. Если он продолжает так же поливать грязью ваше имя, стоит подумать о том, чтобы действительно обратиться в суд;
в том случае, если есть доверие к начальнику, и он искренне заинтересован в мире между сотрудниками, можно подойти к нему с откровенным разговором. После подробного разъяснения текущей ситуации он, скорее всего, повлияет на своего болтливого подчиненного;
начать вести себя настолько вызывающе, что со временем и коллектив, и сам сплетник устанет от обсуждений. Главное, не перестараться.
Дружная атмосфера в коллективе – залог спокойствия и продуктивной работы. Иногда такой настрой сохранить сложно из-за сложного поведения одного из сослуживцев.
Тогда на помощь приходят советы психологов о том, как поставить коллегу на место. Следуя им, можно добиться мира и сохранить душевное равновесие.
Герои, харассеры и шутники: 11 типов токсичных коллег и советы по их нейтрализации
Многие из нас проводят со своими коллегами больше времени, чем с близкими, партнерами и даже с детьми. Так что атмосфера на рабочем месте может влиять на нашу жизнь сильнее, чем «погода в доме». Как быть, если эта атмосфера сильно страдает из-за токсичного поведения сотрудников? Клинический психолог и писательница Маша Пушкина — об 11 самых распространенных типах вредных коллег и способах их нейтрализации.
Герой труда
Героя труда часто ставят другим в пример. Ведь это реально существующий «идеальный сотрудник»: приходит на работу раньше всех и задерживается допоздна, на связи 24/7, без праздников и выходных — горит, живет и дышит делом компании.
При этом он совсем не жалуется, а если и жалуется, то с явным оттенком гордости: «Да, я не спал три дня, зато вовремя сдал отчет!», «Да, я четыре года не был в отпуске, потому что не могу себе позволить так неэффективно тратить время».
Опознать героя можно не только по горящим глазам, но и по неважному внешнему виду: когда столько дел, не до сна или отглаживания рубашек. Таких энтузиастов много в помогающих профессиях и общественных организациях.
Чем опасен. Герой предъявляет завышенные требования не только к самому себе, но и к каждому в своей команде. Если вы не готовы вкалывать наравне с ним или хотя бы стремиться к этому, вас будут окатывать презрением и осыпать ехидными ремарками.
Если герой труда — ваш руководитель, он постарается выжить из команды любого «недостаточно трудолюбивого» или, по крайней мере, никогда его не повысит. Сотрудники с активной личной жизнью, хобби и особенно с маленькими детьми рискуют попасть в немилость.
С героем приходится не просто вкалывать, но и разделять его специфическую личную философию. Обычно это что-то из серии «не замучился — не поработал», «фиксированные рабочие часы — для лентяев».
Для своей организации герои опасны тем, что культивируют нездоровую атмосферу вечных авралов и необходимости трудовых подвигов, которая приводит к выгоранию и нервным срывам.
Почему так себя ведет. Причина на поверхности: у героя труда в жизни нет ничего более значимого. Он работает постоянно просто потому, что у него практически нет других дел. Даже если у него есть семья, то видит он ее чуть чаще, чем по праздникам.
Если копнуть глубже, мы увидим человека либо с огромными амбициями, либо с непомерным чувством долга. Первый вид трудоголиков стремится стать лучшим в своей сфере. Второй чрезмерно старается быть правильным, хорошим и полезным человеком.
Как нейтрализовать. Если вы не готовы пахать наравне с героем труда, его симпатии можно завоевать уважением к его подвигам. Он, скорее всего, действительно отличный спец. А еще герой может стать прекрасным учителем для начинающего: ему нравится делиться знаниями и чувствовать себя значимым — но обозначать границы допустимого всё равно придется. Если вы достойно трудитесь в офисные часы, герой наверняка простит вам такую слабость, как отключение рабочего телефона по ночам и выходным.
Человек в футляре
Помните чеховского персонажа Беликова, который вечно причитал: «Как бы чего не вышло». В реальной жизни такой типаж встречается не так уж редко.
Это человек, который, кажется, больше всего на свете любит запрещать и ограничивать. Правила и нормы для него по умолчанию значат больше, чем живые люди.
Человека в футляре можно встретить в юридическом или финансовом отделе. Среди таблиц и отчетов он чувствует себя как рыба в воде. Но вмешательство в этот порядок человеческого фактора — эмоций, неточностей, ошибок — может серьезно вывести его из равновесия.
Чем опасен. Такой человек из-за своего занудства — главный кайфолом в неформальной компании. А в рабочей среде он рубит на корню любые слишком смелые и рискованные, с его консервативной точки зрения, начинания. Он измучает вас дотошными требованиями к отчетности и не простит ни одного неаккуратно оформленного чека.
Почему так себя ведет. Человек в футляре — не просто ответственный, педантичный и консервативный. Он еще и очень тревожный. Запрещает, ограничивает и перестраховывается он из боязни, что действительно что-то пойдет не так — и у организации (а значит, и у него самого) будут проблемы.
Этот страх в какой-то степени адекватен, ведь легкомысленному человеку не поручили бы работу с финансами. Но тревога может быть очень сильно преувеличенной, из-за чего под запрет может попасть что угодно — просто на всякий случай.
Как нейтрализовать. Наверное, самая простая стратегия — вежливо выслушать его мнение, возможно, даже согласиться с ним на словах — и сделать по-своему. Или поискать в организации других сторонников ваших идей. Играть на территории человека в футляре бесполезно: ваше сопротивление его требованиям только укрепит его во мнении, что ваши затеи опасны и должны быть подавлены.
Злой шутник
Злой шутник считает себя компанейским и веселым парнем, но на деле его юмор ядовит. От виртуозно умеет высмеять, унизить и обесценить — всё под прикрытием шуточек. В жертвы выбирает только тех, кого считает ниже себя — обычно молодых и неуверенных в себе сотрудников и в особенности девушек. Мужчины-шутники часто бывают мизогинами.
Чем опасны. Страдает от шутника не только жертва, но и атмосфера в коллективе в целом. При попустительстве начальства ему нередко удается расколоть сообщество на два лагеря: на тех, кто насмехается, и тех, кому от них достается.
Почему так себя ведет. Даже если шутник — отец семейства с седыми висками, в душе он остается школяром. Как и многие задиры, он не слишком уверен в себе и нуждается в подкреплении самооценки за счет постоянного самоутверждения в социальной иерархии.
Его логика примитивна, как у школьного хулигана: либо я унижаю, либо меня. «Опуская» кого-то, он чувствует себя круче и сильнее. А поскольку делает это он это как бы не всерьез, то ничем не рискует.
Как нейтрализовать. В идеале весь коллектив не должен поощрять подобное поведение. Ведь без громкого (или молчаливого) одобрения зрителями его проделок шутник теряет свою главную мотивацию.
Подружиться с ним можно, если вы покажете, что считаете его остроумным и готовы слушать его байки (но при этом непросто не участвовать в буллинге). Если вас сильно достают нападки юмориста, попробуйте заручиться поддержкой кого-то, с чьим мнением он считается.
А если ваша карьера не зависит от шутника, можно пойти на конфронтацию с ним. Больше всего он боится того же, что проделывает сам, — публичного унижения. Если вам удастся сильно задеть его, скорее всего, он сделает вывод, что с вами лучше не связываться.
Инфантил
Инфантильные сотрудники безынициативны и навязчивы. Они ищут в офисе статусного покровителя и в любых непонятных ситуациях прячутся за его/ее мощную спину — как будто «усыновляются» к более опытным коллегам, незаметно перекладывая на них часть своей ответственности. Иногда они злоупотребляют своей внешней привлекательностью, чтобы мотивировать других делать работу за них.
Кроме того, инфантилы образуют суперлояльную свиту формальных и неформальных лидеров и поддакивают всем их решениям или «кусают» тех, кто лидером недоволен.
Почему так себя ведет. Инфантильные люди, скорее всего, были воспитаны гиперопекающими или авторитарными родителями. Они не ощущают себя полноценными взрослыми и остро нуждаются в покровителях, которые бы заменили им всезнающую маму. В серьезном деловом обществе они испытывают растерянность. Но как только находится старший человек, на которого можно спроецировать образ родителя, смелеют вплоть до того, что могут сесть на шею.
Как нейтрализовать. Если инфантил молод и неглуп, велики шансы, что он/она все-таки повзрослеет. Не мешайте этому, то есть не решайте задачи за него/нее. Здесь отлично действует принцип «дать удочку, а не готовую рыбу», то есть показать 1–2 раза, как что нужно делать, и устраниться.
Если же инфантильный коллега выбрал вас своим покровителем, не обольщайтесь: это не искренняя дружба, а использование ваших ресурсов, пока они у вас есть. Так что держите официальную дистанцию и не позволяйте лишнего.
Читайте также
Священная корова (или просто хороший человек)
Всем известно, что хороший человек — не профессия. Однако почти в каждой крупной организации есть люди, не выполняющие никаких особых функций, кроме того, что они чем-то дороги руководству. Не обязательно это пристроенные родственники. Чаще встречаются «ветераны», которые сделали массу полезного для компании… лет 20 назад. И у лидеров просто не хватает духу с ними расстаться.
Чем опасны. В общении «священные коровы» могут быть какими угодно — как повезет. Но они явно не справляются со своими повседневными обязанностями. А это значит, что их работу регулярно приходится выполнять остальным, а также разгребать последствия их косяков. Их безделье нередко деморализует коллектив, ведь какой смысл стараться «за того парня»?
Как нейтрализовать. Как бы вас ни терзал праведный гнев, вряд ли вам удастся избавиться от этого коллеги (раз это ни у кого не получилось за предыдущие 20 лет). Прямая конфронтация повредит вам, а не ему. Скорее всего, придется смириться с таким положением дел и стараться не оказываться со «священной коровой» в одной команде.
Drama Queen
Возможно, вам встречались люди, у которых вечно «всё сложно»: они балансируют между грандиозным успехами и эпичными провалами (с их слов), находясь при этом на грани нервного срыва.
Сначала вы им сопереживаете, а потом замечаете, что это их обычное состояние. На работе у таких людей всегда «дедлайн был вчера», а каждый второй клиент «труднейший в жизни».
Если такой человек возглавляет проект, то рутинный рабочий процесс превращается в остросюжетную драму: задачи возникают внезапно, решаются в последний момент, и всё это под эмоциональные восклицания главного актера.
Почему так себя ведет. У каждого есть два способа мыслить: рациональный и эмоциональный, которые в норме более-менее сбалансированы. У королев и королей драмы эмоциональное всегда преобладает. Они впечатлительны и чувствительны и часто сначала реагируют, а потом подключают разум.
Чем опасны. Королевы драмы умеют создать в офисе атмосферу хаоса и нервного напряжения. Их преувеличенные эмоции заразительны: вы не заметите, как сами начнете паниковать из-за дедлайнов и вполне рядовых задач.
Как нейтрализовать. Королева драмы не худшая коллега, если относиться к ней правильно. А именно — делить в уме каждую «катастрофу» на два (а то и на пять) и не заражаться бурлящими эмоциями. Старайтесь сохранять спокойствие и строго придерживаться фактов. Если вы сможете уравновесить эмоции рациональным и взвешенным мнением, королева драмы сбавит накал страстей и проникнется к вам уважением.
Сплетник
Какой бы напряженной ни была работа, сплетник всегда найдет возможность поболтать на сторонние темы. Она/он всё знает (или думает, что знает) о семейных передрягах коллег, их личных взаимоотношениях, а новости внутренней кухни компании схватывает еще на стадии первых слухов.
Почему так себя ведет. Мотивация у сплетников бывает разной. Нередко это просто очень социальный, болтливый человек, которому скучно в рабочих рамках. Его треп часто идет ему же во вред. Другим сплетникам неоднозначная информация о коллегах нужна, чтобы не чувствовать себя хуже других. Их успокаивает мысль, что у каждого есть свои грехи.
Самый опасный типаж целенаправленно собирает компромат, чтобы использовать его с выгодой для себя. Но это уже не сплетник в чистом виде — это интриган, о котором мы поговорим позже.
Чем опасен. Сплетник не просто расскажет лишнее тем, кому не стоило бы, да еще и не вовремя, но и приукрасит слухи своими домыслами — так, что вы их не узнаете.
Как нейтрализовать. Не стоит откровенничать — ни о себе, ни о внутренних делах компании, ни о других коллегах. Хранить информацию в себе выше его/ее сил, просто смиритесь с этим. В остальном это может быть прекрасный человек.
Манипулятор
В ответ на невинный вопрос манипулятор восклицает: «Как можно было об этом не знать, я не понимаю!» или «Могла бы и догадаться». А на критическое замечание, даже вежливое и объективное, отвечает плохо завуалированным наездом. Общение с таким человеком всегда оставляет неприятный осадок: вас накрывает ощущение вины, стыда, неловкости, хотя вы не сделали ничего предосудительного.
Манипулируют в той или иной мере практически все. Но у настоящих манипуляторов это главный способ коммуникации — и рабочей, и личной.
Почему так себя ведет. Причина манипуляций — неумение или нежелание говорить о своих намерениях и потребностях открыто. Скорее всего, голова такого человека забита токсичными стереотипами вроде «Если я признаю свою ошибку, значит, я лузер», «Просят о помощи только слабаки» или «Нужно быть лучшим из лучших либо вообще не соваться в бизнес». Манипулятор может специально мутить воду, чтобы сбить собеседника с толку или уйти от ответственности за свои ошибки. Женщины часто манипулируют из-за негласного запрета на проявление власти.
Чем опасны. Это, конечно, насильственное общение (а про ненасильственное можно почитать тут). Манипулятор ищет уязвимые места собеседника и бесцеремонно давит на них, чтобы сделать его более удобным. Для коллег, не отрастивших толстую броню, это довольно болезненно. А когда такой человек руководит коллективом, в офисе процветает дедовщина и разрастается теневая власть, основанная на негласных правилах и неформальных отношениях.
Как нейтрализовать. Для начала нужно научиться видеть манипуляции и отфильтровывать их, как шумовой фон. Прямая открытая коммуникация — ваше всё. Спокойно и нейтрально уточняйте кривые и завуалированные просьбы и упреки: «Что именно ты хочешь сказать? Какие ошибки я допустил и как именно их нужно исправить?»
Будьте правильным и честным занудой. На манипуляторов это действует отрезвляюще.
Говорить с манипулятором на его же языке стоит, только если вы сами не менее ловкий манипулятор, иначе он/она быстро положит вас на лопатки.
Человек с тяжелым характером
У вас третий день не работает нормально рабочая почта, но вы всё собираетесь с духом заглянуть к сисадмину. Вы уже знаете, что, прежде чем получить помощь, вам придется выслушать поток критики и издевок: «Я неделю назад рассказывал, как настраивать почту, ты, как всегда, прослушала?» или «Значит, за три дня ты никакой работой не озадачился»?
Чем опасны. В каждом коллективе есть люди, которых мало кто решится лишний раз побеспокоить. Они надменны, саркастичны и не упускают случая указать другим на их недостатки. Из-за этого работа может сильно стопориться, а чувствительные сотрудники теряют мотивацию.
Делать замечания таким коллегам иногда боится даже начальство: этот тип всегда сумеет огрызнуться так, что пожалеешь, что вообще с ним связался.
Почему так себя ведет. Важно понимать, что у этого человека серьезные проблемы с самооценкой. Она нуждается в ежедневной подпитке за счет унижения других. Возможно, причина в комплексе самозванца: человек не чувствует себя достаточно компетентным для своей должности. Или, наоборот, его эго и ощущение собственной значимости настолько раздуты, что его оскорбляет тупость коллег и их нежелание внимать его мудрости.
Как нейтрализовать. Держите в уме, что ваш вопрос для человека с трудным характером — это просто возможность выпендриться, ничего личного. Четко придерживайтесь рабочих задач и не позволяйте сбить себя с толку: вежливо просите необходимое и не оправдывайтесь. Иногда такому персонажу можно подыграть: если вы изобразите простачка, пришедшего за помощью к «гуру», он будет польщен.
Может быть интересно
Интриган/ка
У каждого его шага есть скрытый прагматичный смысл: дружить с теми, кто у власти, или против того, кто ему мешает; блистать знаниями перед важными людьми; унижать тех, кто попал в немилость.
Чем опасен. Это человек расчетливый и неискренний, который легко вас подставит, если ему это покажется выгодным: например, украдет вашу идею и выдаст за свою или опозорит вас перед начальством.
Почему так себя ведет. Потому что может. Интриганы эгоцентричны, не эмпатичны и настроены на жесткую конкуренцию. Скорее всего, они не считают свои поступки чем-то плохим, «ведь это всего лишь бизнес».
Как нейтрализовать. Прежде всего, надо понимать, с кем вы имеете дело. Не стоит расслабляться, подставляться и тем более сближаться в надежде, что к друзьям он будет добрее.
Серийный харассер
Офисный харассер делит коллег на две категории: просто коллеги и привлекательные женщины. С первыми он общается совершенно нормально, они могут и не догадываться о его темной стороне. Женщинам же достается по полной.
Репертуар харассера варьируется от сальных шуточек до прямого принуждения к сексу. Некоторые из таких типов не пропустят ни одной юбки, а другие выбирают конкретную жертву и домогаются ее без свидетелей.
Чем опасны. Начальство часто считает харассеров безобидными, а потому их проделки продолжаются годами.
Они отлично умеют выбирать максимально беззащитных жертв и не покушаются на кого-либо, наделенного силой и властью. Непрошенное внимание достается юным неопытным девушкам или тихим застенчивым женщинам, которые не смогут дать резкий отпор.
Харассеры чаще всего действуют серийно: жертв на каждом их месте работы обычно несколько, по очереди или даже одновременно.
Почему так себя ведет. Причина не только в недостатке «добровольного» женского внимания (что сам харассер считает своим оправданием). Она глубже: такие люди не уважают женщин, не считают их полноценными личностями, которые имеют право на отказ. Сопротивление для них — это знак, что нужно надавить сильнее.
Как нейтрализовать. Вне зависимости от вашего пола — не молчите.
Если в каком-то из описаний вы узнали себя — хорошая новость: у вас отлично развита самокритика! Задумайтесь, действительно ли ваша стратегия поведения помогает вам в карьере — или пора ее изменить?