Если не дают сдачу в магазине что делать
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Защита прав потребителей
Что делать, если продавец говорит, что у него нет сдачи?
Что делать, если продавец говорит, что у него нет сдачи?
Вопрос: Продавцы-кассиры при покупке товара часто говорят, что у них нет сдачи, и предлагают на сумму сдачи купить еще что-нибудь или посылают разменивать деньги. Законно ли это? И как быть в такой ситуации?
Ответ: За нарушение Ваших законных прав предусмотрена гражданско-правовая ответственность, а именно, в соответствии с ч. 3 ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса, согласно которой, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, 2006-2020 гг.
Для работы с порталом достаточно использовать бесплатное программное обеспечение
Адрес: 424007, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 121
Как быть, если в магазине неправильно дали сдачу, а покупатель не сразу заметил?
Адвокат, председатель коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнеры»
Очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда продавец неправильно рассчитал вас на кассе и этот факт вы обнаружили только дома. Несмотря на то, что вы желаете обвинить кассира в умышленном обмане, может быть, его действия не связаны с противоправным поведением. Работа кассира связана с людьми и деньгами, поэтому сложная и ответственная, и возможность простой ошибки не исключается.
Не вступайте в конфликты, а просто разберитесь спокойно в сложившейся ситуации. Попробуйте урегулировать всё мирным путём. Необязательно сразу писать претензию или обращаться во все инстанции. Просто, не теряя времени, возвращайтесь в магазин и обосновывайте свои требования. Если над кассой не установлена камера видеонаблюдения и у вас нет никаких доказательств того, в чём вы обвиняете сотрудника магазина, например, нет свидетелей, которые могли присутствовать при совершении покупки, нельзя выяснить, действительно ли вы давали ту или иную купюру, то никаких последствий не будет ни для вас, ни для продавца.
Конечно, все сотрудники магазина обязаны знать и руководствоваться законом «О защите прав потребителей» и понимать всю ответственность за его нарушение. Если продавцы хотят избежать скандала и обвинений, берегут свою репутацию и если сумма небольшая, то они могут решить проблему, возместив ущерб на месте. Если же кассир сомневается в неправильности выданной сдачи, то вызывает руководство магазина, при котором происходит пересчёт кассы, чтобы убедиться в правоте покупателя. Для этого не обязательно иметь чек, но необходим сам товар и целостность ценника на упаковке товара. Если мирным путём проблему не удаётся решить, а вы сталкиваетесь с негативным восприятием ситуации, то необходимо обращаться в Роспотребнадзор и готовить претензию, чтобы в дальнейшем обращаться за защитой в судебные органы. Возможна ситуация умышленности действий продавца, что может квалифицироваться понятием «мошенничество» и регулироваться Уголовным кодексом РФ. Тогда покупателю следует обратиться в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, Торговую инспекцию, департамент потребительского рынка.
Однако знать законы и понимать ответственность необходимо не только продавцу, но и покупателю. Элементарные правила говорят о том, что покупатели должны сами контролировать соблюдение своих прав при покупке товаров. Нередко жертвами обмана или мошенничества покупатели становятся по собственной вине.
Для того чтобы избежать потери своего времени и денег, достаточно проверять сдачу, не отходя от кассы, проверять чек и соответствие его цене оплаченного товара, обращать внимание на ценники, взвешивать весовые товары на контрольных весах и просто быть внимательным и осмотрительным.
Если не дают сдачу в магазине что делать
Управление Роспотребнадзора поРеспублике Алтай на основании обращений потребителей, поступающих на горячую линию, разъясняет: В соответствии с пунктом 3.8.1. «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 г. № 104, индивидуальный предприниматель, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. В случае отсутствия размена монеты покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее с целью уведомления руководителя предприятия об имеющейся проблеме при расчетах с потребителями. Отказ принять оплату в виде любой купюры означает отказ от продажи товара, а это серьезное нарушение прав потребителя, так как договор купли-продажи является публичным договором. К такому договору применяются правила, установленные частью 3 статьи 426 ГК РФ. «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». То есть, если в магазине не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар. Дело в том, что при получении от покупателя денег за товар кассир должен назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком. При этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно (п. «в» ч. 4.1 Типовых правил эксплуатации ККМ). Законодательством не предусмотрено право продавца, торгующего в розницу, отказать покупателю в передаче покупки только потому, что у продавца отсутствует сдача. Следовательно, продавец должен принять деньги в оплату товара, выдать товар и произвести с покупателем расчет (выдать сдачу). За нарушение прав потребителей, в том числе, за ущемление их прав в виде требования передать в оплату покупки купюру иного достоинства, КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа. |