Если не хватило резерва на отпуска что делать
Отражение резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете
Резерв на отпуск как оценочное обязательство
Согласно ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства», организации должны формировать некие взвешенные по сумме обязательства на счетах бухгалтерского учета. То есть бухгалтерская отчетность должна содержать не только данные о документально подтвержденных обязательствах компании перед контрагентами и третьими лицами, но и информацию по планируемым расходам, которые неизбежны.
С появлением этой информации бухгалтерский баланс становится наиболее достоверным, поскольку отражает наиболее реалистичную картину финансового положения предприятия. Рассмотрим подробнее, что такое резерв на оплату отпусков.
Каждому работнику, в соответствии с трудовым законодательством, положено как минимум 28 календарных отпускных дней, причем в ряде законодательно установленных случаев эта цифра может быть и больше. Таким образом, на каждую из отчетных дат мы имеем дни отпуска, которые работниками еще не использованы (трудно представить себе организацию, в которой все сотрудники разом отгуляли 28 дней отпуска). Соответственно, на каждую отчетную дату существуют оценочные обязательства компании перед работниками по оплате этих дней и, как следствие, некие обязательства перед фондами по выплате страховых взносов.
Кто обязан отражать эту информацию в отчетности? В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010 отражать данные начисления обязаны все компании, за исключением малых предприятий (эмитенты ценных бумаг к таким исключениям не относятся), которые могут применять упрощенный способ ведения учета. Признаки таких компаний указаны в законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Таким образом, если компания не подходит под определение субъекта малого бизнеса, начисление оценочных резервов становится обязательным, а отсутствие данной информации на бухгалтерских счетах может быть расценено как нарушение правил учета доходов и расходов. Ответственность за это наступает по двум основаниям:
ВАЖНО! Если компания создает резерв на оплату отпусков, необходимо прописать это в учетной политике — равно как и саму процедуру расчета данного резерва.
Отражение резерва на отпуск в бухгалтерском учете
Расчет и отражение резерва на отпуск в бухгалтерском учете должны производиться на каждую отчетную дату. Согласно действующим законодательным требованиям бухгалтерский баланс составляется раз в год — то есть 31 декабря и будет отчетной датой.
Однако точнее и корректнее (в первую очередь для управленческого учета) формировать резервы на отпуск ежемесячно, поскольку данный вид резерва зависит от количества работников и отгулянных отпусков — а эти величины могут меняться очень часто. При этом надо понимать, что ежемесячный подсчет резерва является трудоемким. Организации необходимо самостоятельно определить желаемую периодичность расчетов и зафиксировать ее в учетной политике.
В бухучете для отражения подобных сведений предназначен счет 96. На нем аккумулируются все планируемые затраты компании, в том числе по оплате отпусков. При этом для каждого вида расходов открывается отдельный субсчет.
Рассмотрим типовые проводки по начислению и списанию резервов в корреспонденции со сч. 96:
Об учете в целях расчета налога на прибыль АУ (БУ) отчислений в резерв на оплату отпусков
Если фонд заработной платы учреждения формируется в том числе за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, оно вправе формировать резервы предстоящих расходов на оплату ежегодных отпусков (в отношении отпусков, оплачиваемых за счет средств, полученных от указанной деятельности). При этом должны быть соблюдены порядок и условия формирования резерва, установленные ст. 324.1 НК РФ (см. Письмо Минфина РФ от 12.12.2019 № 03‑03‑06/3/97181).
Как рассчитать размер отчислений в резерв? Как правильно использовать сумму начисленного резерва? Что делать, если на конец года суммы начисленного резерва не хватило или, наоборот, осталась недоиспользованная сумма?
Для чего создаются резервы в целях налогообложения?
В статье 25 НК РФ предлагается два варианта учета отпускных в составе расходов на оплату труда:
либо на основании п. 7 (как расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ);
либо на основании п. 24 (в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, осуществляемых в соответствии со ст. 324.1 НК РФ).
Создание любого резерва в налоговом учете преследует цель равномерного включения предстоящих затрат в расходы, уменьшающие облагаемую базу по налогу на прибыль.
Например, работники учреждения, задействованные в приносящей доход деятельности, идут отдыхать «неравномерно» (как правило, количество отдыхающих в летний период гораздо выше, чем в другие времена года). В этом случае размер облагаемой базы по налогу на прибыль может существенно колебаться, а в период массовых отпусков может даже образоваться убыток. Во избежание подобной ситуации и целесообразно создаем резерв на оплату отпусков.
Порядок формирования резерва.
Порядок учета затрат на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков отражен в ст. 324.1 НК РФ. Налогоплательщик, принявший решение о создаем резерв на оплату отпусков, обязан закрепить в учетной политике для целей налогообложения:
предельную сумму отчислений в резерв;
ежемесячный процент отчислений в резерв.
Для этих целей необходимо составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков (Отпускплан), включая сумму страховых взносов с этих расходов (СВотпуск). При этом процент отчислений в названный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда (ОТплан) вместе со страховыми взносами (СВОТ).
Расчет ежемесячного процента можно выразить формулой:
% = (Отпускплан + СВотпуск) / (ОТплан + СВОТ) х 100 %.
Так как в расчете участвуют суммы страховых взносов, следует учитывать предельную базу, которая в 2020 году составляет: по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством – 912 000 руб.; по взносам на обязательное пенсионное страхование – 1 292 000 руб. (см. Постановление Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407). Напомним, что взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы. Пенсионные взносы после того, как превышена база, взимаются по меньшему тарифу – 10 % (вместо 22 %).
Обращаем ваше внимание, что Минфин в Письме от 08.09.2008 № 03‑03‑06/1/511 отметил: общая величина расходов на оплату труда (ОТплан) должна включать и предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков (Отпускплан). В отсутствие других разъяснений многие авторы бухгалтерской литературы нередко ссылаются на названное письмо. Полагаем, что это не совсем верно – показатель ОТплан должен учитываться отдельно от суммы предполагаемых отпускных. Ведь в дальнейшем при определении размера ежемесячных отчислений в резерв умножаться на процент будет сумма расходов на оплату труда без учета отпускных.
На 2020 год учреждение запланировало, что по приносящей доход деятельности расходы на оплату труда равны 6 000 000 руб., на оплату отпусков – 600 000 руб.
В 2020 году тарифы страховых взносов с фонда оплаты труда составляют: на ОПС – 22 %, на ОСС – 2,9 %, на ОМС – 5,1 % (ст. 426 НК РФ).
Деятельность учреждения относится к первому классу профессионального риска[1], и тариф взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 0,2 % (ст. 1 Федерального закона № 179‑ФЗ[2]).
Итого общая ставка страховых взносов – 30,2 % (22 + 2,9 + 5,1 + 0,2).
В учетной политике на 2020 год отражено, что предельная сумма начисленный резерв на оплату отпусков равна предполагаемой годовой сумме на оплату отпусков плюс страховые взносы.
На основании этих данных был рассчитан ежемесячный процент отчислений в резерв и составлена смета (в произвольной форме).
Создание резерва на оплату отпусков в налоговом учете
Какие особенности формирования резерва на оплату отпусков?
Как уже говорилось, вопрос о наличии резерва на оплату отпусков в налоговом учете решает само предприятие (ст. 324.1 НК РФ). Однако он неприемлем для хозсубъектов, ведущих учет кассовым способом (ст. 273 НК РФ).
Резерв позволяет осуществить равномерное в течение года распределение издержек по:
Указанное распределение помогает предприятиям отражать в налоговом учете практически равные показатели расходов ежемесячно. Резерв стоит сделать в тех случаях, когда в летний период у предприятия образуются убытки из-за увеличения расходов на оплату отпусков.
Об отражении перерасчета отпускных в ежеквартальном отчете по НДФЛ см. в статье «Как в 6-НДФЛ отразить пересчет отпускных?».
ВАЖНО! Возмещения за «неотгулянный» отпуск не входят в резерв (письмо Минфина РФ от 03.05.2012 № 03-03-06/4/29).
Наличие резерва так же, как его неиспользование, прописывается в учетной политике (далее — УП) по налоговому учету. Кроме того, в УП указывается:
ПО = Расходы на оплату отпуска (будущие) / Расходы на оплату труда (будущие).
Будущие суммы расходов на оплату отпуска и оплату труда — это:
ООО «Мечта» отразило в УП резерв в налоговом учете на 2021 год. Для расчета ПО ООО использует показатели 2020 года. По данным бухучета за 2020 год:
Ставка по взносам — 30,2% (в т.ч. травматизм).
Отпускные вместе со взносами в 2021 году = 800 000 × 30,2% + 800 000 = 1 041 600 руб.
Оплата труда с учетом страховых взносов в 2021 году = 10 000 000 × 30,2% + 10 000 000 = 13 020 000 руб.
ПО = 1 041 600 / 13 020 000 × 100% = 8%.
ВАЖНО! Расчет ПО может быть осуществлен в совокупности по всем сотрудникам компании или по группам согласно выполняемым обязанностям (письмо Минфина России от 07.12.2012 № 03-03-06/1/632).
Резерв = ПО × фактические расходы на оплату труда
Пример расчета суммы резерва рассмотрим в следующем разделе.
Отметим, что методы создания резерва в целях бухгалтерского учета могут отличаться от вышеуказанного, в связи с чем в учете образуются временные разницы согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» — отложенные налоговые обязательства (ОНО) и отложенные налоговые активы (ОНА). Если в налоговом учете резерв не создавался, то возникает ОНА, который списывается по ходу использования резерва в целях бухучета.
Проверьте, правильно ли вы рассчитали резерв отпускных в налоговом учете с помощью разъяснений от КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
Как учитывается резерв на оплату отпусков в целях исчисления налога на прибыль?
С учетом п. 1 ст. 318 НК РФ суммы резерва на оплату отпусков в налоговом учете могут относится как к прямым, так и косвенным расходам, в связи с чем условия их распределения необходимо закрепить в УП (письмо Минфина России от 16.09.2013 № 03-03-06/1/38134).
В целях применения гл. 25 НК РФ суммы резерва — это расходы на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ).
ВАЖНО! Сами расходы на оплату отпуска, покрываемые за счет резерва, в целях гл. 25 НК РФ не признаются (письмо Минфина РФ от 01.04.2013 № 03-03-06/2/10401).
ООО «Мечта» начислило в январе 2021 года зарплату в сумме 700 000 руб. (продолжение примера 1).
Сумма резерва на 31.01.2021 = (700 000 × 30,2% + 700 000) × 8% = 72 912 руб., данная сумма будет отражена в налоговом регистре за январь 2021 года в качестве расходов на оплату труда и учтена при исчислении налога на прибыль.
Из указанного примера видно, что сумма резерва позволяет учесть расходы на отпускные, выраженные резервом, несмотря на то что в январе в отпуске никто не находился. В связи с чем выплаты даже по массовым отпускам в последующих месяцах, будут списаны за счет равномерных отчислений в резерв и не вызовут скачок расходов по налогу на прибыль.
Следует отметить, что по окончании года проводится инвентаризация резерва (абз. 1 п. 3 ст. 324.1 НК РФ), в соответствии с которой порядок учета сумм резерва может меняться.
Итогами инвентаризации может быть:
Результат инвентаризации отражается в акте или бухгалтерской справке.
Рассмотрим порядок учета резерва при наступлении любого из результатов:
Сумма резерва 2021 года − 790 000 руб., фактически израсходовано 750 000 руб. (в т. ч. страховые взносы). Остаток резерва 790 000 – 750 000 = 40 000 руб., указанная сумма будет отражена в составе внереализационного дохода.
Сумма резерва составила 790 000 руб., сумма реальных затрат — 800 000 руб. (в т. ч. страховые взносы). На покрытие расходов за счет средств резерва не хватило 800 000 – 790 000 = 10 000 руб. — расходы по оплате труда.
Следует отметить, что указанный алгоритм применим, если организация не планирует в будущем году создавать резерв. Если же о наличии резерва свидетельствует УП будущего периода, то остаток инвентаризации необходимо сравнить с резервом неиспользованных отпусков, который является уточнением резерва. Данный резерв определяется с учетом расходов на оплату неиспользованного отпуска.
ВАЖНО! Сумма уточненного резерва определяется по каждому сотруднику по формуле: Средний дневной заработок × Количество дней неиспользованного отпуска (письмо Минфина России от 11.01.2013 № 03-03-06/1/4).
На 31 декабря 2020 года остаток резерва составил 15 200 руб. УП предусмотрено формирование резерва на оплату отпусков 2021 года в налоговом учете. Оплата труда в 2020 году менеджера Молоткова составила 900 000 руб., остаток дней отпуска — 5. Тариф по взносам — 30,2% (в т. ч. травматизм).
Рассчитаем резерв по неиспользованному отпуску:
Средний дневной заработок (900 000 + 900 000 × 30,2%) / 12 / 29,3 = 3 332,76 руб.
Резерв 3 332,76 × 5 = 16 663,80 руб.
16 663, 80 – 15 200 = 1 463,80 руб.
Сумма 1 463,80 признается расходом на оплату труда, а сумма резерва 16 663,80 переносится на 2020 год.
На 31 декабря 2020 года остаток резерва составил 25 100 руб. УП предусмотрено формирование резерва на оплату отпусков 2020 года в налоговом учете. Расходы на оплату труда в 2020 году составили: бухгалтер Соткова — 500 000 руб. количество неиспользованных дней отпуска — 3, сотрудник отдела персонала Матвеева — 600 000 руб., неиспользованный отпуск — 4 дня.
Рассчитаем резерв по неиспользованному отпуску.
Средний дневной заработок:
Сотковой — (500 000 + 500 000 × 30,2% ) / 12 /29,3 = 1 851,54 руб.
Матвеевой — (600 000 + 600 000 × 30,2% ) / 12 / 29,3 = 2 221,84 руб.
Резерв 1 851, 54 × 3 + 2 221,84 × 4 = 14 441,98 руб.
25 100 – 14 441,98 = 10 658,02 руб. — внереализационный доход.
ВАЖНО! При определении количества дней неиспользованного отпуска контролирующие органы рекомендуют учитывать только отпуска текущего года без учета прошлых лет (письмо Минфина России от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45507).
Узнать, как складывается судебная практика по вопросу уменьшения налога на прибыль на величину резерва на оплату предстоящих отпусков, можно с помощью аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный оналйн-доступ бесплатно.
Итоги
Создание резерва на оплату отпусков в налоговом учете необходимо прописать в УП — только в этом случае возможно его существование. Порядок отражения сумм резерва за текущий год при исчислении налога на прибыль во многом зависит от того предусмотрен УП резерв на следующий год или нет.
Отпускные резервы – работа над ошибками
Много вопросов часто возникает по формированию оценочных обязательств на отпускные выплаты работникам. Ошибок в этой части бухгалтерского учета много. Речь как правило идет о серьезных суммах, серьезно влияющих на финансовый результат деятельности компании. Как избежать ошибок в этом вопросе? Разбираемся в статье.
До 2011 года в бухучете существовало правило, что организация может (но не обязана) создавать резервы на выплату отпусков своим работникам. Суть этого «старого» резерва на выплату отпусков была в том, что с его помощью организация в течение календарного года могла сгладить резкие перепады расходов на выплату отпускных своим работникам, поскольку, как правило, летом расходы на оплату отпусков гораздо больше, чем зимой.
Но очень важно понимать, что «старый» резерв на выплату отпусков в конце каждого года всегда обнулялся, т.е. он работал только в течение года. С его помощью организациям удавалось выравнивать ещё и ежемесячную себестоимость выпускаемой продукции, чтобы не возникало скачков и провалов в зависимости от количества отпусков.
ПБУ-8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные факты» вступили в действие с 2011 года. Согласно ему, бухгалтерская отчетность должна содержать не только данные о документально подтвержденных обязательствах компании перед контрагентами и третьими лицами, но и информацию по планируемым расходам, которые неизбежны. С составлением этой информации бухгалтерская отчетность становится более достоверной, поскольку отражает в себе наиболее реалистичную картину финансового положения предприятия.
Отмечу, что эти ПБУ-8/2010 могут не применяться лишь организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность (см.п.3 ПБУ-8/2010). Следовательно, все остальные организации обязаны применять эти ПБУ.
Также отмечу, что отсутствие этой информации на бухгалтерских счетах может быть расценено как нарушение правил учета доходов и расходов, ответственность за которое наступает по двум основаниям:
Вместе с тем, ПБУ-8/2010 совершенно иначе решает этот вопрос, хотя говорит о той же самой проблеме — о том, как учитывать планируемые расходы, которые документально еще не оформлены, но де-юре неизбежны. Прежде всего, к такой категории расходов относятся выплаты отпускных работникам. Заметьте разницу: ПБУ-8/2010 говорит о необходимости формирования оценочного обязательства организации, подлежащего отражению в бухгалтерской отчетности, чтобы в полной мере показать в ней все без исключения обязательства, сформировавшиеся по состоянию на отчетную дату.
А обязательства по выплате отпусков своим работникам де-юре формируются у любой организации каждый день. Потому что каждый отработанный сотрудником день дает ему право на частичку отпуска, который в будущем должен быть отплачен именно работодателем.
И конечно, обязательства компании по оплате отпусков можно исчислить в денежном выражении. Эти обязательства рассчитываются и формируются (т.е. учитываются на счетах бухучета) разово по состоянию на отчетную дату. Кроме того, такие обязательства по выплате отпускных еще должны быть увеличены на суммы страховых взносов в социальные фонды.
Отражается наши оценочные обязательства в бухучете в рублях проводкой:
Обратите внимание, вот где в настоящее время (после 2011 года) появляется слово «резерв». Оно имеется лишь в названии бухгалтерского счета номер 96. Но на самом деле это не резерв, а чистое оценочное обязательство, сформированное по правилам ПБУ-8/2010.
А в тот момент, когда работники уходят в отпуск, отпускные им начисляются уже за счет этого ранее сформированного оценочного обязательства и отражаются в бухучете бухгалтерскими проводками:
Дебет 96 Кредит 70,69
Таким образом, в дальнейшем это оценочное обязательство работает (используется) компанией по аналогии с прежним резервом на выплату отпусков, который существовал до 2011 года, но уже как некий финансовый источник, предназначенный для финансирования реальных отпусков работникам.
Как это работает? Суммы оценочного обязательства, сформированного в конце прошлого года на выплату отпусков уже заработанных работниками на дату окончания прошлого года, как раз позволяют не включать в себестоимость текущего месяца отпускные выплаты, реально начисленные и выплаченные в текущем месяце. Поскольку в затраты компании эти суммы были включены ранее, в том периоде, когда эти отпускные дни реально возникли и сформировались как обязательство компании.
Если оценочного резерва не хватило на выплаты реальных отпускных, то в дальнейшем эти выплаты уже включаются в себестоимость текущего периода. В то же время в ходе текущего года работники опять же зарабатывают себе отпускные дни, которые так же необходимо исчислить и таким образом откорректировать это оценочное обязательство на следующую отчетную дату.
В завершение отмечу, что только такими действиями (и никак иначе) достигается точное и полное отражение в бухгалтерском учете фактических затрат (издержек) компании на выпуск продукции (работ, услуг) и одновременно, точное и полное отражение в учете всех без исключения фактически сформировавшихся обязательств компании (в том числе и перед работниками по выплате им отпусков), возникшие в связи с хозяйственной деятельностью компании. Если этого не сделать, то гарантированно возникнут проблемы с подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности через ее аудит.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Как рассчитать резерв отпусков на 2022 год
Резервы по отпускам в бухгалтерском и налоговом учете — это аккумулирование средств, которые предназначены для выплаты будущих сумм работникам. Расчеты можно сделать несколькими способами.
Кто обязан создавать
Обязанность создать оценочное обязательство по отпускам в бухгалтерском учете предписывает ПБУ 8/2010, утвержденное приказом Минфина № 167н от 13.12.2010. Резерв отпусков — это оценочное денежное выражение обязательства работодателя по выплате отпускных сумм работников, сформированное на определенную дату.
Другими словами, что такое резерв отпусков простым языком — это отложенные средства, которые будут потрачены в будущем. В нашем случае сотрудник будет отдыхать через несколько месяцев, а суммы будущих отпускных мы уже сейчас признаем в расходах и откладываем на будущее.
Правила его формирования организация определяет самостоятельно и предусматривает в своей учетной политике. При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства. Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».
Типовые проводки при начислении резерва отпусков для коммерческих организаций
Все ли организации обязаны создавать в бухучете резерв на оплату отпусков — да, это обязаны делать все компании, за исключением тех, кто вправе вести бухучет в упрощенной форме. Право ведения упрощенного бухгалтерского учета установлено законом о бухучете № 402-ФЗ для следующих организаций:
Эксперты КонсультантПлюс составили подробное руководство, как создать и использовать резерв отпусков в бухучете организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Методики создания оценочного обязательства в бухучете
Необходимо как минимум один раз в год создать резерв на оплату отпусков по ПБУ 8/2010 пункт 15 по состоянию на 31 декабря (то есть отчетную дату).
В таком случае на 31 декабря единовременно резервируется сумма отпускных, которую предполагается выплатить в будущем году одной проводкой. Например, допустимо взять объем выплат, аналогичный выплатам за отчетный год.
Такой принцип формирования является наиболее простым для учета, но некорректен для признания расходов, поскольку на отчетную дату у компании еще нет обязательств к выплате отпускных сумм сотрудникам: они могут уволиться, компания примет новых сотрудников, и оценка окажется неверной.
Более правильным является равномерное признание расходов на формирование оценочного обязательства в течение всего года. Если использовать такой метод, то необходимо оценить сумму неиспользованных дней отдыха по состоянию на 31 декабря и ежемесячно определять стоимость накопленных отпусков и делать доначисление резервируемых сумм. Можно оценить возможную сумму накоплений на будущий год и включать эту величину равномерно:
Оценив, какие бывают методы расчета резерва на оплату отпусков, их трудоемкость, организация вправе самостоятельно закрепить в учетной политике правила создания оценочного обязательства.
Налоговый учет
Отвечая на вопрос, кто обязан создавать резервы по отпускам в налоговом учете, обратимся к положениям НК РФ, содержащимся в статье 324.1. В налоговом учете создание такого оценочного обязательства является правом, а не обязанностью компании. Но если вы хотите избежать учета временных разниц, то есть смысл принять решение о том, чтобы предусмотреть начисление отпускного оценочного обязательства в налоговом учете. В этом случае в расходах тоже учитываются отчисления в резерв, но не учитываются отпускные и начисленные на них страховые взносы.
Порядок создания описан в Налоговом кодексе в статье 324.1. Если компания примет решение о его формировании, то в учетной политике необходимо отразить:
Процент отчисления рассчитайте по формуле:
Ежемесячные отчисления рассчитывайте так:
На конец каждого года необходимо провести инвентаризацию оценочного обязательства. Для этого:
Для облегчения учета и минимизации временных разниц следует принять решение о создании оценочного обязательства и в налоговом учете. Причем стоит разработать правила его создания в бухучете, аналогичные тем, которые установлены в Налоговом кодексе.
Минфин в 2012 году в письме № 03-03-06/4/29 высказал мнение, что компенсацию неиспользованного отпуска нельзя начислять за счет резерва, а следует включать в затраты в момент начисления. Такая позиция является спорной, поскольку суммы, за которые выплачивается компенсация, уже были включены в расходы при формировании оценочного обязательства. Следование ей ведет к завышению расходов, к тому же создает временную разницу с бухгалтерскими данными.
Пример расчета отпускного оценочного обязательства
ООО «PPT.ru» создает оценочное обязательство на выплату отпускных. По состоянию на 31.12.2021:
Пример, как формируется таблица резерва отпусков:
Сумму превышения фактически начисленного и расчетного резервирования отпускных сумм учитываем 31.12.2021 в составе внереализационных доходов в размере:
Другие способы расчетов
Еще одним способом, как рассчитать резерв отпусков, является расчет по каждому сотруднику отдельно. Для расчетов используйте следующую формулу:
При этом необходимо зарезервировать и средства, необходимые для уплаты страховых взносов. Считается такой резерв так:
Оба значения (резерва и запаса расходов на взносы) суммируются. Все данные берутся на день расчетов.
Особенности формирования оценочного обязательства в бюджетном учреждении
Производить расчет резерва отпусков на 2022 год в бюджетном учреждении предлагается одним из трех методов.
Метод 1. Персонально по каждому сотруднику:
Метод 2. По учреждению в целом:
Метод 3. По отдельным категориям (например, отдельно по каждому структурному подразделению):
где К1, К2. Кn — неиспользованные дни отдыха по каждой категории сотрудников,
ЗП1, ЗП2. ЗПn — средняя дневная зарплата по каждой категории сотрудников.
Пример, как формируется резерв отпусков в бюджете на 2022 год
Средняя дневная зарплата сотрудников — 1000 руб.
Число неиспользованных отпускных дней на 31.12.2021 — 125.
Сумма резервируемых отпускных на 01.01.2022 составит:
Зарезервированы денежные средства на будущие отпускные платежи