Если не подписывают обходной лист при увольнении что делать
Минтруд разъяснил, надо ли оформлять обходной лист при увольнении работника
Зачастую работодатели требуют от увольняющихся сотрудников оформлять обходные листы. В них проставляются отметки о том, что у работника не имеется каких-либо задолженностей перед различными подразделениями работодателя. Однако, как отмечает Минтруд в письме от 16.09.20 № 14-2/ООГ-14959, оформление такого листа необязательно.
Авторы письма ссылаются на положения Трудового кодекса. Так, в статье 84.1 ТК РФ сказано, что прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С этим документом следует ознакомить работника под его роспись.
В день прекращения трудового договора работодатель должен выдать сотруднику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ), а также рассчитаться с ним (ст. 140 ТК РФ). Кроме этого, необходимо передать работнику (по его требованию) заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (подробнее см. « Документы при увольнении сотрудника »).
Что же касается обходного листа, то Трудовой кодекс не требует его оформления. Поэтому работодатель не вправе обязать сотрудника сдать при увольнении заполненный обходной лист.
ВАЖНО
В 2020 году действует следующее правило: не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором работник был уволен, необходимо подать сведения по форме СЗВ-ТД. В 2021 году и позднее этот отчет нужно будет сдать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения) об увольнении. Подробнее см. «Как правильно заполнить и сдать форму СЗВ‑ТД».
Обходной лист при увольнении
Подписание обходного листа – часть процедуры увольнения работника. Документ не является строго обязательным и обычно используется в крупных организациях, имеющих много действующих структурных подразделений, малые же предприятия, как правило, обходятся без него.
Зачем нужен обходной лист
Роль обходного листа довольно проста: он удостоверяет тот факт, что работник сдал все ценности, документы, пароли, шифры, секретные материалы и сведения, находившиеся ранее в его ведении и распоряжении и на момент ухода с работы ничего своему работодателю не должен. Кроме того, он косвенно фиксирует то, что все сданное имущество находится в целости, сохранности и надлежащем качестве.
Таким образом, работодатель обеспечивает себе гарантию того, что его имущество или особо ценные активы не попадут в руки злоумышленников и способствует сохранению своей материально-технической базы.
Кто должен подписывать документ
Обходной лист включает в себя список основных подразделений компании, сотрудники которых заведуют материально-технической, документальной и финансовой частями. Как правило, в нем значатся:
Начальник каждого из этих подразделений должен поставить в обходном листе свой автограф, свидетельствуя тем самым, что увольняемый сдал все имущество и активы компании и претензии к нему отсутствуют.
Порядок оформления обходного листа
Обычно форма документа имеется в отделе кадров, куда и должен обратиться увольняющийся.
Что делать если сотрудник при увольнении не хочет подписывать обходной лист
Обходной лист не значится в перечне документов, которые обязан подписывать работник при своем увольнении. Иными словами, если он не хочет этого делать, работодатель не вправе его заставлять.
Следует отметить, что довольно часто работодатели шантажируют своих бывших сотрудников тем, что без подписания данного документа они не выдадут им на руки их личные документы, например, трудовую или санитарную книжку. Это абсолютно неправомерно и при установлении подобных фактов трудовой инспекцией, предприятию и ответственным лицам грозит административное наказание в виде штрафа.
Единственное исключение: работодатель вполне законно может лишить строптивого работника (уже бывшего) причитающейся ему при увольнении дополнительной выплаты, прописанный в трудовом договоре (но не оговорено в законодательстве РФ).
Что делать, если в процессе подписания обходного листа обнаружилась недостача
Такие ситуации нечасто, но иногда все же случаются. В результате работодатель может пойти разными путями:
В некоторых случаях разбирательства доходят до судебной инстанции – еще и поэтому к заполнению обходного листа следует относиться особенно внимательно.
Правила написания документа
Единой унифицированной формы обходного листа не существует, так что организации вправе каждый раз писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри компании и утвержденный в ее учетной политике. В любом случае, данный документ должен содержать в себе ряд необходимых сведений:
Следует отметить, что в разных компаниях перечень отделов, которые обязан обойти увольняющийся, может существенно различаться.
Правила оформления обходного листа
Документ может быть составлен на обычном листе А4 формата или на фирменном бланке организации, при этом он может быть создан как в рукописном, так и в печатном виде.
Обходной лист составляется обычно в одном экземпляре и после подписания сдается на хранение в архив предприятия, но при желании работник может потребовать себе его копию. Эта мера позволит ему избежать в дальнейшем необоснованных материальных претензий со стороны работодателя, если к таковым возникнут предпосылки.
Образец составления обходного листа
С точки зрения стандартного делопроизводства, документ имеет вполне обычную структуру.
Работодатель не вправе удерживать трудовую книжку при увольнении, даже если обходной лист не подписан
IgorVetushko / Depositphotos.com |
Эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» Ирина Ипполитова поясняет, что законодательство не разрешает работодателю отказать в выдаче трудовой книжки, даже если при увольнении у работника остались долги перед работодателем.
Вопрос возник по поводу одного из сотрудников, который был материально ответственным лицом. Бухгалтерия отказалась подписать обходной лист, и работодатель задумался об удержании трудовой книжки, чтобы понудить работника погасить свои долги.
Ирина Ипполитова предостерегает от такого шага. Закон не предусматривает особого порядка увольнения для материально ответственных лиц. Как и остальные работники, в день увольнения они должны получить трудовую книжку и расчет по правилам ст. 140 ТК РФ (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). Даже если работник не вернул вверенные ему материальные ценности или обнаружена недостача, задерживать выдачу трудовой книжки неправомерно.
Однако Ирина Ипполитова подчеркивает, что расторжение трудового договора само по себе не означает, что все долги с работника списываются автоматически. Впоследствии их можно взыскать в судебном порядке (ст. 232, ч. 2 ст. 381 ТК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).
Эксперт советует также завершить инвентаризацию до увольнения работника. Как показывает судебная практика, инвентаризация, проведенная в отсутствие материально ответственного лица после его увольнения, не доказывает вину работника в недостаче (определение Приморского краевого суда от 28 июня 2016 г. № 33-6530/2016, определение Тюменского областного суда от 29 февраля 2016 г. № 33-1252/2016, определение Тамбовского областного суда от 2 сентября 2015 г. № 33-2591/2015). Но окончательное решение по каждому конкретному делу будет принимать суд с учетом всех обстоятельств.
Нередко в процессе увольнения от работника требуют подписать обходной лист. Он усложняет процедуру увольнения, поэтому нередко сотрудники весьма негативно реагируют на перспективу заполнения обходного листа.
Обходной лист: для чего необходим
Обходной лист – это документ, который необходим для выявления наличия или отсутствия задолженности перед работодателем по товарно-материальным ценностям и текущим делам. Он служит для фиксации отсутствия у сторон взаимных претензий, которые могут препятствовать увольнению и окончательному расчету с сотрудником.
Данное определение обходного листа не является официальным, так как в трудовом законодательстве отсутствует такой термин, как «обходной лист». Тем не менее он весьма часто встречается в практике взаимодействия сотрудника и работодателя. Обычно обходные листы оформляются в крупных компаниях с разветвленной структурой и большим количеством подразделений.
Обходной лист при увольнении применяется в следующих целях:
Правила заполнения трудового листа регламентируются локальными нормативно-правовыми актами компании. Но обычно процедура сводится к следующему: сотрудник получает на руки обходной лист до того, как будет издан приказ об увольнении. Если в обходном листе есть отметка о задолженности, то сотруднику следует рассчитаться с работодателем до получения окончательного расчета.
Обходной лист передается в отдел кадров или в бухгалтерию, где он и хранится в течение того времени, которое утверждено на предприятии. Обычно этот срок составляет не более 3 лет (законодательно срок хранения обходных листов не прописан).
Законен ли обходной лист при увольнении
Нередко сотрудники полагают, что работодатель не вправе заставить их подписывать обходной лист при увольнении, так как этот документ не законен. На самом деле это не так.
Предприятие может выдавать сотрудникам обходные листы при увольнении на законном основании, если оно разработает форму данного документа и утвердит ее. Это правило содержится в 8 ст. Трудового кодекса.
Здесь указано, что сотрудники обязаны соблюдать локальные нормативно-правовые акты, действующие на предприятии, если они не противоречат действующему законодательству. Трудовой кодекс не содержит никаких запретов на подготовку и утверждение в компаниях обходного листа.
Обязательно ли оформление обходного листа
Необходимость заполнения обходного листа при увольнении остается на усмотрение руководства предприятия. Таким образом, утверждение формы обходного листа – это право, а не обязанность работодателя.
В Трудовом кодексе обходной лист не входит в число обязательных документов, которые оформляются при увольнении. Увольнение сотрудника оформляется через приказ.
Согласно ст.84.1 Трудового кодекса в последний рабочий день работнику необходимо выдать трудовую книжку, а также выплатить все причитающиеся средства, включая зарплату, отпускные и компенсацию неиспользованного отпуска.
Тем не менее, локальные нормативно-правовые акты могут предусматривать обязательность обходных листов. В частности, это правомерно для государственных служащих и военнослужащих. Согласно Приказу МВД №725 при увольнении сотрудника полиции тот обязан пройти процедуру по оформлению обходного листа. Обходной лист военнослужащего при увольнении также является обязательным документом. По своему смыслу и структуре обходной лист мало чем отличается от того, который заполняется гражданскими лицами.
Что делать, если не подписывают обходной лист при увольнении?
Хотя в компании вправе утвердить обходной лист, вопрос относительно того, должен ли сотрудник его подписывать, отрицательный. Связано это с тем, что если работник решил расторгнуть трудовой договор, то он вправе это сделать в любой момент, а работодатель не вправе этому препятствовать.
Даже если увольняемый получил от работодателя товарно-материальные ценности и отказывается их отдавать, алгоритм действий должен быть следующим:
Если же работодатель будет затягивать с увольнением, то сотрудник вправе пожаловаться на него в трудовую инспекцию или прокуратуру. Предприятию в указанном случае грозит денежный штраф по ст.5.25 КоАП и необходимость компенсации сотруднику материального ущерба из-за лишения работника права на труд (согласно ст. 234).
Содержание и структура
Так как обходной лист не является обязательным документом, он не имеет унифицированной формы и оформляется на усмотрение работодателя.
Обычно обходной лист оформляется на листе формата А4 и содержит указание на следующие реквизиты:
Таким образом, обходной лист – это документ, который сотрудник заполняет по требованию работодателя. В нем руководитель каждого подразделения делает отметку о наличии или отсутствии задолженности перед отделом: в виде оборудования, материальных ценностей и др. Он необходим для фиксации возврата всего переданного имущества работодателю. Трудовой кодекс не содержит упоминаний о необходимости оформления обходного листа, поэтому он не обязателен для применения. Исключением являются государственные компании и военные части, где обязательность обходного листа прописана в местных нормативно-правовых актах.
День увольнения. Что и где подписывать? Какие документы забрать?
Сохраняйте к себе в закладки, чтобы не потерять!
Сегодня день Вашего увольнения с работы. Вне зависимости от причины увольнения Вам необходимо пройти несколько этапов при увольнении, которые будут важны для Вас в дальнейшем.
1. Зайти в отдел кадров и расписаться в 3-х документах:
· В приказе об увольнении
· В личной карточке по форме Т-2, где зафиксирована вся информация о вашей трудовой деятельности, на последней странице.
· В книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, в строке напротив Вашей фамилии и номера Вашей трудовой книжки. В этой книге Вы ставите подпись, когда Вам отдают на руки Вашу трудовую книжку.
В отделе кадров Вы забираете трудовую книжку. При необходимости Вы можете запросить справку с места работы, о том, что Вы работали в данной компании, а также заверенные копии трудового договора и дополнительных соглашений к нему.
2. Второй отдел, который необходимо посетить, это бухгалтерия.
Обязательно запросить следующие справки:
o Справка по форме 2-НДФЛ за весь период работы
o Справка о сумме заработной платы…» по форме 182н. Содержит сведения о выплатах за текущий год и 2 предшествующих. Понадобится для расчета пособий новому работодателю либо ФСС.
o Расчетный лист. В день увольнения производятся все выплаты работнику. Какие именно выплаты читайте в следующих постах.
Для будущего начисления пенсии Вам также понадобятся еще 3 справки:
· по форме СЗВ-М- сведения о застрахованных лицах.
· по форме СЗВ-СТАЖ – сведения о страховом стаже застрахованных лиц.
· Выписка из раздела 3 расчёта по страховым взносам.
Работодатель может выдать Вам обходной лист, который в народе называется «бегунок». Даже если Вы не соберете все подписи в нем, работодатель не имеет права не отдать Вам трудовую книжку.
Рассказова Анастасия Григорьевна
Специалист в области трудовых отношений и кадрового делопроизводства «FLC GROUP»
За индивидуальной консультацией переходите по ссылке