Если не поступил на бюджет в колледж что делать
Как сэкономить, если ребенок не поступил на бюджет
Выжимаем максимум из высшего образования
Поступить в универ не так сложно, подходящий вариант всегда найдется, а вот заскочить на бюджет — это уже другое дело. Нельзя полностью полагаться на высокие баллы ЕГЭ и золотую медаль: обстоятельства могут распорядиться по-своему.
Рассказываем, что делать, если ребенок все-таки не прошел на бюджет, и как экономить в такой ситуации.
Следить за успеваемостью
Узнавайте при поступлении, есть ли шанс перевестись на бюджет. Некоторые университеты идут навстречу отличникам: если студент проучился два семестра подряд без долгов и троек — это шанс попасть на бюджетное место. Информацию лучше уточнить в деканате: даже отличная учеба не поможет, если бюджетных мест попросту нет.
Моя одногруппница поступила платно и хорошо училась на первом курсе. Перед вторым она захотела перевестись на бюджет, но ей отказали: свободных мест не было. Через год другой студент-бюджетник забрал документы, и его место отдали ей.
Оформлять налоговые вычеты
Можно вернуть часть денег, потраченных на оплату обучения, с помощью налогового вычета.
Чтобы оформить вычет, нужно собрать пакет документов:
Этот пакет документов надо отнести в налоговую, а дальше — только ждать: документы могут проверять до трех месяцев, а еще инспектор может найти ошибки — тогда придется подавать документы заново. Максимальная сумма расходов, за которую дадут социальный вычет, — 120 тысяч рублей в год и 50 тысяч за оплату обучения детей. Государство вернет 13% от этой суммы — до 22 100 рублей в год.
Если ребенок учится на вечернем или заочном отделении и параллельно работает, он сам может оформить такой вычет.
Оплатить все обучение сразу
Часто годовая стоимость учебы растет, и за последний курс приходится платить больше, чем за первый. Чтобы изначальные 100 тысяч под конец учебы не превратились в 150, можно оплатить все четыре года сразу.
Обучение в моем университете стоит 120 тысяч в год. На первом курсе моя одногруппница оплатила сразу четыре года обучения: отдала 400 тысяч — университет сделал скидку. Я под конец 4 курса заплачу почти 500 тысяч. Выходит, она сэкономила 100 тысяч — неплохо, а?
Ждать скидку на оплату обучения
Это как раз тот случай, когда скидками брезговать не надо. При первой оплате вам должны рассказать, какие скидки предоставляет университет и когда.
Правда, не все вузы готовы делать скидки. В моем такая система есть: можно заплатить меньше на 12 или 8%, но в определенный срок — чуть раньше оплаты по графику.
Пользоваться льготами
Льготы могут получать и родители-пенсионеры. Если ребенок учится на дневном, да еще и на бюджете, можно претендовать на прибавку к пенсии.
Обучение «на бюджете»: тонкости
Можно ли после отчисления из колледжа (обучение на бюджете) поступить еще раз на бюджет в другой колледж? Образования нет, только аттестат об окончании 9-го класса.
В первую очередь отметим, что в соответствии с ч. 5 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) при досрочном прекращении образовательных отношений (независимо от конкретных оснований) организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с ч. 12 ст. 60 рассматриваемого закона.
Как следует из ч. 12 ст. 60 Закона об образовании, лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Что касается зачисления в иную образовательную организацию, то это возможно при наличии в ней свободных для приема мест, а также при предоставлении указанной выше справки о периоде обучения и других документов, предусмотренных правилами приема, которые образовательная организация устанавливает самостоятельно (ч. 9 ст. 55 Закона об образовании).
Кроме этого, прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований проводится на общедоступной основе (ч. 3 ст. 55 Закона об образовании), а условиями приема на обучение должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц (ч. 6 ст. 55 Закона об образовании).
Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации, какие-либо ограничения для поступления в другую образовательную организацию отсутствуют, а уточнить правила приема возможно при обращении в конкретную образовательную организацию.
Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ
Разбираем изменения в порядке приема
Выпускникам учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов и профессиональных училищ — станет сложнее избежать ЕГЭ при поступлении в вуз.
Теперь высшие учебные заведения обязаны или проводить профильные вступительные по каждому предмету для тех, кто получил СПО, или принимать по ЕГЭ.
Изменения зафиксированы в приказе № 753, который вносит изменения в действующий порядок приема в вузы.
Кого коснется
Ежегодно около миллиона выпускников школ поступают в учреждения СПО. Часто это связно с двумя целями: начать освоение профессии пораньше и иметь возможность не сдавать ЕГЭ.
Около 10% выпускников учреждений СПО хотят продолжить обучение по программам высшего образования. Раньше у них было больше вариантов поступить без ЕГЭ, теперь это станет значительно сложнее.
Курс о больших делах
Как было раньше
У выпускников учреждений СПО было три варианта вступительных испытаний в вузы.
Сдавать ЕГЭ. Вуз имел право установить, что формой вступительного испытания на базе СПО служит ЕГЭ. В целом поступить по ЕГЭ можно было всегда, вне зависимости от учебного заведения.
Сдавать экзамены по общеобразовательным предметам по правилам, установленным вузом. Если от школьников требовали русский язык, математику и физику, то и от выпускников учреждений СПО требовали аналогичные экзамены. Но форму сдачи вуз устанавливал сам — обычно это письменная работа по билетам. Такой формат был самый частый.
Если выпускник школы мог сдать ЕГЭ один раз и направить его результаты во все вузы страны, выпускнику учреждений СПО приходилось сдавать экзамен в каждом вузе по местным правилам. Например, на экзамене по физике один вуз мог спрашивать теорию, а другой — просить решить несколько задач.
Сдавать иные экзамены, установленные вузом. Для бывшего ученика колледжа экзамен по биологии могли заменить на экзамен по фармации — дисциплине о лекарствах. Но такой формат не был распространен.
Что изменилось
Теперь вторая опция — с экзаменами по школьным предметам — недоступна. Университет должен для каждого общеобразовательного вступительного испытания установить соответствующее вступительное на базе профессионального образования или принимать только по ЕГЭ — эта опция остается у абитуриента всегда. В первом случае бывший студент колледжа вместо математики, к примеру, будет сдавать математику в технических науках, а вместо информатики — информатику в технических науках.
Для новых вступительных вуз должен руководствоваться «родственными» программами в среднем профессиональном образовании. Степень родства вуз определяет самостоятельно. Университет может рассуждать так.
Есть вузовская специальность — 31.05.01 «Лечебное дело». Ей соответствуют следующие программы СПО:
Университет открывает ФГОСы этих специальностей или учебные планы и смотрит, что изучают выпускники. Далее устанавливает, что желательными вступительными для него будут не просто химия и биология, как для школьников, а, скажем, анатомия человека и медицинская биохимия.
Есть вузовские специальности, которым соответствие на базе СПО найти сложно: 37.03.01 «Психология», 47.03.01 «Философия», 41.03.05 «Международные отношения» и другие. Например, Государственный университет управления не установил соответствия для направлений 39.03.01 «Социология» и 41.03.04 «Политология».
Исключение составляет русский язык. Он обязателен для всех поступающих вне зависимости от предыдущего образования. Вуз самостоятельно принимает решение, профилировать русский или оставить общеобразовательным, но профилирование русского мне пока не встречалось.
Что с этим всем делать
По идее, норма призвана облегчить выпускникам учреждений СПО поступление в вуз по профильной специальности. Пришел и сдаешь то, что учил в колледже. Но вуз может установить на разные специальности разные экзамены. В таком случае, если подавать документы сразу на несколько специальностей, разных вступительных будет слишком много.
Скажем, выпускник учреждения СПО хочет в 2022/2023 учебном году поступить в Государственный университет управления на одну из следующих специальностей: «юриспруденция», «реклама и связи с общественностью», «гостиничное дело». Для каждой из них будут разные вступительные испытания. А при приеме на базе среднего общего образования это все относится к обществознанию — и результат ЕГЭ по этому предмету сразу засчитают на всех трех направлениях.
Для абитуриента — выпускника учреждения СПО встает вопрос, не лучше ли сдать ЕГЭ вместо профильных экзаменов, ведь ЕГЭ примут везде.
Что делать, если не поступил в ВУЗ или колледж
Такой вопрос часто задают родителям девяти- одиннадцатиклассники. «Ничего не бойся», — дипломатично уходят от ответа папа и мама, в душе надеясь, что с их ребенком подобного не случиться. И зря. Экзамены, как лотерея, могут оказаться выигрышными или провальными. Но это не финал истории. Поэтому, чем тратить время на залечивание душевных синяков, лучше заранее выработать стратегию дальнейшего движения вперед. «После плохой жатвы только один выход — снова сеять», — говорил Сенека. А многие успешные люди подтвердят: чтобы попасть на правильную дорогу, иногда требуется сделать шаг назад. И в этом нет ничего страшного…
Образование вчера и сегодня
В советские годы одним из признаков социальной успешности считалось наличие высшего образования. Светлый ум, золотые руки и выдающийся талант не могли компенсировать отсутствие заветного диплома. Примерно тогда появилась поговорка «Знание — сила, незнание — рабочая сила». Даже если корочки покупались в подземном переходе, ты — молодец, а твой одноклассник без документа о “вышке” — продавец.
В лихие перестроечные, когда деньги появлялись из ниоткуда и уходили в никуда, заговорили о бесполезности получения знаний.
«Толян церковно-приходскую школу окончил, а без пяти минут Трамп», — типичные для тех лет рассуждения. Слова «умный» и «богатый» считались взаимоисключающими друг друга.
В постперестроечные времена стало престижным иметь несколько образований и степень МВА до кучи. Глядя на таких умников, хотелось сказать: «Может, уже пойдешь, поработаешь?» Но при устройстве на службу волшебные корки и загадочные аббревиатуры действовали на кадровиков как валерьянка на котов и гарантировали защиту от безработицы.
Потом страсти поутихли. Эксперты рынка труда объявили: экономистов и маркетологов в стране перебор, а слесарей с токарями — недобор. Последним заметно повысили зарплату. И выпускники школ потянулись в училища и техникумы. Появились колледжи — учебные заведения, которые работают по углубленным образовательным программам и помогают подготовиться к поступлению в институт или университет.
В 80-е годы в «шараги» и «путяги» (так в народе презрительно именовали средние профессиональные учебные заведения) учителя настоятельно рекомендовали поступать аутсайдерам школьного образовательного процесса. То есть троечникам и двоечникам. Всем было известно, что ПТУ расшифровывается не иначе как «помоги тупому устроиться».
Но сегодня отношение к училищам изменилось. Они считаются достойной начальной ступенькой для получения профессии. Многие справедливо рассматривают эти учебные заведения как возможность приобрести высококвалифицированные и высокооплачиваемые рабочие специальности, на которые сегодня огромный спрос.
В 2017 году были опубликованные результаты проекта, в котором приняли участие около четырех тысяч учеников 9-х классов. Социологи наблюдали за тем, где молодые люди получают образование и каким карьерным устремлениям отдают предпочтение.
По результатам исследования около 40% выпускников-девятиклассников продолжили обучение в техникумах, училищах и колледжах. Около 80% тех школьников, которые затем окончили 11-й класс, поступили в вузы. Учиться в средних специальных учебных заведениях чаще стремились юноши, а в институтах и университетах — девушки.
Отношение общества к образованию за последние годы изменилось. Его необходимость и пользу по-прежнему никто не оспаривает. Однако диплом вуза теперь не является безусловным преимуществом перед дипломом техникума. Рынок труда диктует свои условия, благодаря которым выпускники университетов и профтехучилищ имеют равные шансы на профессиональный и карьерный рост.
Сегодня выпускники школ не ограничены в выборе получения образования. Современные молодые люди имеют широкие возможности для обучения в образовательных учреждениях разного уровня. Главное — сделать правильный выбор и приложить некоторые усилия для реализации своих планов.
Как выбирать учебное заведение, чтобы иметь больше шансов для поступления
Неудовлетворительные попытки покорить колледж или институт нередко являются результатом недостаточной подготовки к этому важному мероприятию. И дело не только в знаниях экзаменационных предметов, но и в правильности подхода к выбору специальности и месту ее получения. В этой связи позволим себе некоторые рекомендации.
Как быть школьнику, который никуда не поступил после 9 класса
Среднее образование в России является обязательным. Это определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Однако это не означает, что выпускник может быть принят по своему желанию в любое учебное заведение. Большинство из них осуществляет прием студентов на конкурсной основе и за бюджетное место абитуриенту, возможно, придется побороться.
Какие существуют варианты получения среднего образования и что делать если не поступил(а) в колледж и техникум:
Что делать, если не поступил ВУЗ
Когда видишь, как плачет девушка, провалившая экзамены в университет или каким убитым выглядит парень, не обнаруживший себя в списке зачисленных в институт, хочется сказать: «Пусть это будет самое большое горе в твоей жизни».
Утешения в такие моменты имеют низкий коэффициент полезности. Ведь переживания молодых людей нетрудно понять — еще вчера планы казались реальными, мечты «сбыточными», а перспективы радужными. И лишь один недостающий балл перечеркнул все. Мир рухнул, небо опустилось на землю, мгла поглотила солнце.
Как бы сейчас рассмеялся Джон Рокфеллер, который за плечами имел среднюю школу и ускоренные бухгалтерские курсы, однако сумел стать одним из самых богатых людей в мире! Кстати, «отец» автомобилестроения Генри Форд тоже не получил инженерного образования, а основные знания приобрел, работая механиком в автомастерской.
Если этот факт сможет утешить, в среднем 35% студентов, особенно технических вузов, после первых курсов понимает, что ошиблись в выборе специальности и уходят из институтов и университетов. Поэтому пауза перед следующей попыткой поступления может оказаться полезной.
Но вернемся к нашему незадачливому абитуриенту. Как ему помочь? Главная задача близких в такой период — постараться перевести его эмоции из фазы «пожалейте меня несчастного» в стадию «рано или поздно я добьюсь своего».
Часто стремление доказать состоятельность, несмотря на случившуюся неудачу, творит чудеса. Упрямство в мирных целях, упорство для достижения результата и здоровые амбиции помогут молодому человеку занять активную позицию и начать двигаться вперед.
Если выпускник школы не прошел по конкурсу в выбранный вуз, он может:
Чем можно заняться в освободившийся год
Резюме
Очень часто наша жизнь состоит из разрушенных планов, разбитых иллюзий, неудавшихся проб и совершенных ошибок. И только оказавшись на вершине успеха, мы понимаем, что поднялись по этой лестнице, благодаря и вопреки неудачам.
Есть ли жизнь после провала экзаменов? Есть! Но ее нужно наполнить таким содержанием, чтобы она не напоминала сказку о потерянном времени. Только приобретения — свежие знания, новый опыт, уверенность в своих силах, убежденность в собственном интеллектуальном преимуществе. Каждый ли выпускник-медалист владеет таким багажом? Нет. А у абитуриентов-«неудачников» он есть. И в этом их безусловный «плюс».
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.