Если не убирают придомовую территорию что делать
Что делать при ненадлежащем содержании придомовой территории
Вопрос: Что делать при ненадлежащем содержании придомовой территории?
Ответ: В соответствии со ст. 39 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290; Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и включает в себя:
— уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества;
— сбор и вывоз жидких бытовых отходов, а также содержание сооружений и оборудования, используемых для их накопления в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения;
— содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер и контейнерных площадок (при наличии соответствующего соглашения между органом власти субъекта РФ и региональным оператором);
— содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
— текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации элементов благоустройства, расположенных на земельном участке.
В случае если придомовая территория содержится ненадлежащим образом, необходимо предъявить требование организации, отвечающей за поддержание порядка на придомовой территории (организация, с которой собственники помещений заключили договор на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; либо товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив; либо управляющая организация).
Если после предъявления требований ответственным лицам недостатки, связанные с содержанием придомовой территории, устранены не были, Вы вправе обратиться в органы государственного и/или муниципального жилищного контроля (жилищные инспекции, администрации муниципальных образований, Департамент природных ресурсов, Роспотребнадзор).
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 12.11.2014 № 500-П «О службе жилищного надзора Астраханской области» региональный государственный жилищный надзор в Астраханской области осуществляется Службой жилищного надзора Астраханской области, находящейся в ведении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Местонахождение службы: 414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 65 Б.
Служба жилищного надзора Астраханской области оказывает гражданам Российской Федерации бесплатную юридическую помощь в пределах установленной компетенции.
В соответствии с ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, Постановлением Правительства Астраханской области от 12.11.2014 № 500-П жалоба является основанием для проведения проверки соответствующей организации.
Если по результатам проверки будут выявлены нарушения правил содержания придомовой территории, в соответствии с ЖК РФ, Постановлением Правительства Астраханской области от 12.11.2014 № 500-П контролирующий орган выносит предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Если решение, а также действия (бездействие) должностных лиц органов госжилнадзора при проведении проверок вас не устроили, вы можете обжаловать их в административном и (или) судебном порядке.
В соответствии с требованиями КоАП РФ за ненадлежащее содержание придомовой территории предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, Вы вправе обратиться в орган местного самоуправления с жалобой на управляющую организацию. Результатом вашего обращения будет проведенная в пятидневный срок внеплановая проверка деятельности управляющей организации. В соответствии с ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ если выяснится, что управляющая организация не выполняет условий договора управления, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно требованиям ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 собственник помещения в многоквартирном доме вправе потребовать произвести перерасчет внесенной платы за содержание общего имущества дома, если услуги по содержанию придомовой территории оказывались ненадлежащим образом или не оказывались вообще. Такое заявление направляется в письменной форме или делается устно в течение шести месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации. Размер платы уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы.
Как заставить власти быстро убирать снег?
Здравствуйте, редакция Т—Ж!
Я живу в небольшом городе. Каждую зиму происходит одна и та же история: у нас плохо убирают снег. Бывает, что снег сгребают в огромные сугробы на обочины и эти сугробы так и лежат до весны, пока не растают. С тротуарами все еще хуже. Как правило, дворники более-менее убирают снег около домов, а в других местах дорожки приходится протаптывать.
Скажите, почему так происходит? Как добиться того, чтобы снег убирали вовремя?
С уважением,
Евгений П.
Евгений, такая ситуация в России случается регулярно и в разных городах. Понимаем вашу боль. Постараемся разобраться, что делать.
Кто отвечает за уборку снега
Снег на проезжей части и трамвайных путях убирают коммунальные службы, которые находятся в ведении городских властей. Иногда они убирают снег своими силами, в других случаях — заключают договоры с подрядными организациями. При этом ответственность за качество уборки всегда несет городская администрация.
Подрядная организация убирает снег с помощью дворников и специальной уборочной техники.
Кто оплачивает уборку снега на улицах
Жители города. Все коммунальные службы финансируются из бюджета.
Бюджет, в свою очередь, формируется за счет налогов и сборов. На эти деньги власти закупают уборочную технику и топливо для нее, содержат свалки для сбора мусора и снега, платят дворникам.
С какой периодичностью должны убирать снег
Коммунальные службы обязаны убрать снег за 3—12 часов, устранить гололед на проезжей части за 4—12 часов, а на тротуарах и пешеходных дорожках — за 12—24 часа. А вот если толщина рыхлого снега составит более 8 сантиметров, на его уборку отводится не более 6 суток.
Срок уборки снега отсчитывается с момента окончания снегопада или метели до полного окончания уборки, а гололеда — с момента его обнаружения.
Почему долго не убирают у меня во дворе?
Причины может быть две: коммунальные службы не исполняют свои обязанности или чрезвычайная ситуация.
Если на вашей улице сугробы лежат неделями и их никто не убирает, нужно жаловаться на действия коммунальных служб. Вот что для этого нужно сделать.
Выясните, кто отвечает за уборку. Территорию двора убирает ваша управляющая компания, а дороги — специализированные службы. В каждом населенном пункте они разные, их контакты, как правило, есть на сайте городской администрации. Например, в Москве этим занимается ГБУ «Автомобильные дороги», а в Санкт-Петербурге уборкой дорог занимается сразу несколько организаций, и все их данные и номера телефонов есть на сайте городской администрации.
Если снег не убрали в течение 12 часов после окончания снегопада, направьте организации, отвечающей за уборку снега, письменную претензию и потребуйте устранить сугробы.
Если претензия не подействует, направьте жалобу на бездействие коммунальных служб в прокуратуру. В жалобе укажите, что коммунальные службы своим бездействием нарушают ваши права на свободу передвижения, и попросите принять меры. Прокурор может вынести представление об устранении нарушений, которое коммунальные службы будут обязаны исполнить. Может случиться так, что снег за это время растает, особенно если вы живете в регионе, где снегопад случается нечасто. Но во многих случаях прокуратура успевает принять меры до таяния снега.
За несвоевременную уборку снега должностных лиц управляющих компаний и организаций могут привлечь к административной ответственности. В одном деле управляющую компанию Ижевска в 2015 году оштрафовали за несвоевременную уборку снега на 15 тысяч рублей. УК пыталась оспорить этот штраф в суде. Она заявила, что в то время были такие погодные условия, при которых невозможно при всем желании убрать придомовую территорию как следует. Суд изучил приобщенные к делу фотографии и акты и признал наложение административного штрафа законным.
Что считается чрезвычайной ситуацией
Если за один день выпала месячная норма снега, это чрезвычайная ситуация. В таком случае коммунальные службы, как правило, не способны устранить последствия немедленно.
Любые коммунальные службы рассчитаны на работу в нормальных условиях. К сожалению, никто не закладывает в бюджет коммунальных служб ресурсы, предназначенные для работы в чрезвычайных ситуациях, потому что неизвестно, произойдет ЧС или нет.
Количество техники, которое необходимо для расчистки дорог после снегопада, считают по очень сложным формулам. Вот в этом методическом документе примеры расчетов есть на стр. 18—19
Конечно, можно приобрести в два раза больше снегоуборочной техники. Ее нужно будет обслуживать, платить зарплату водителям и другим людям. Если количество снега не превысит норму, эти деньги уйдут впустую.
Как действуют коммунальные службы в чрезвычайных ситуациях
Коммунальные службы руководствуются документами, определяющими категории объектов дорожного хозяйства. Разберем это на примере Москвы.
В Москве все объекты дорожного хозяйства разбиты на семь категорий по значимости для городской инфраструктуры и функционирования города в целом. Эти категории, очередность и срок уборки для каждого объекта указаны в регламенте зимней уборки в Москве.
Например, к первой категории относятся магистральные улицы и проспекты, которые обеспечивают международные, межгосударственные, региональные и внутригородские связи. Интенсивность движения транспорта на этих дорогах в часы пик составляет 2—6 тысяч автомобилей в час. К категории 7б относятся пешеходные зоны окружного значения, территория у Лужников и «Олимпийского».
Есть еще внекатегорийные объекты, к которым, например, относятся объекты дорожного хозяйства Москвы, которыми пользуются лица, подлежащие государственной охране. Еще к таким объектам относятся переулки и городские проезды в пределах Садового кольца, площади перед железнодорожными вокзалами и ряд других объектов.
Внекатегорийные объекты имеют приоритет перед всеми остальными. Очередность уборки остальных зависит от номера категории. Сначала убирают дороги первой категории, а дороги категории 7б — в последнюю очередь. Время уборки снега и льда для внекатегорийных объектов и объектов первой и второй категорий не должно превышать двух часов после окончания снегопада.
На тротуарном покрытии, где производится механизированная уборка, на отдельных участках может быть снежный накат — это слой снега, уплотненного колесами машин. Его нужно обязательно обработать щебнем с размером зерен от 2 до 5 мм. Общая площадь таких участков не должна превышать 20% от площади тротуара, а время на ликвидацию снежных накатов — 12 часов после окончания снегопада.
В каждом городе должны быть аналогичные нормативные документы, предусматривающие, где должны убирать снег в первую очередь, а где — во вторую. Их можно найти на сайтах организаций, ответственных за уборку дорог в вашем регионе.
Когда составляют подобные нормативы, руководствуются требованиями безопасности и целесообразности. Как правило, коммунальные службы в первую очередь убирают снег и лед с проездов к местам, от которых зависят здоровье и безопасность людей. Вот эти места:
Убирать подъезды к жилым домам будут в последнюю очередь.
Даже в случае чрезвычайных ситуаций дороги рано или поздно уберут от снега — просто на это потребуется больше времени. Чтобы снег убрали быстрее, можно сообщить в коммунальные службы, где снег еще не убрали и где его скопление может быть опасным.
Что делать, если долго не убирают снег
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что делать, если ваш двор не убирают? Как отстоять право на чистую придомовую территорию?
В настоящее время не редки случаи, когда дворы многоэтажных домов, из-за халатного отношения к своим обязанностям работников ЖКХ, превращаются в стихийную свалку. При молчаливом попустительстве со стороны собственников ситуация со временем, как правило, только ухудшается. Далее мы опишем, как действовать, если в вашем дворе о существовании дворника знают только старожилы, видевшие его в далекие советские времена.
Для защиты права на чистую придомовую территорию вы должны знать следующее:
Каждый месяц, оплачивая квитанции за ЖКХ, вы платите и за уборку дворовой территории. Такой вывод следует из Прaвил сoдержания oбщего имуществa мнoгоквартирного дoма (Пoстановление Прaвительства РФ от 13.08.2006 N 491). Согласно указанным правилам, учaсток, на котором расположен ваш дом, входит в общее имущество. В прaвилах указано, что обязано делать Товарищество собственников недвижимости (ТСН/ТСЖ) или Управляющая компания, в зависимости от того, какой способ управления многоквартирным домом выбран.
Так, согласно ст.11 указанных правил обслуживающая организация должна, в т.ч., производить уборку земельного участка, входящего в общее имущество и осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов.
Когда в вашем дворе УК\ТСН не исполняет обязанностей, за выполнение которых вы ежемесячно платите, для защиты своих прав на должное содержание придомовой территории, вы должны сделать следующее:
1. Для начала нужно обратиться с претензией в УК\ТСН. В случае если вы, по каким-то причинам не знаете, какой способ упрaвления домом выбран, и кто его обслуживает, получить необходимую информацию можно в администрации (управе) района. Если же у вас есть квитанции на оплату ЖКХ, информацию о том кто управляет домом, можно увидеть в квитанции. Именно этой организации вы платите за обслуживание и содержание общего имущества дома.
И так, в претензии необходимо изложить ситуацию и, сославшись на ст.161 ЖК РФ и Правила указанные выше, потребовать незамедлительного устранения выявленных вами нарушений, указав, что в противном случае вы обратитесь с жалобой в контролирующие органы. Получив претензию, обслуживающая организация устранит указанные вами недочеты.
2. Если претензия удовлетворена не будет, вам необходимо обратится с жалобой в жилинспекцию и администрацию района, т.к. согласно п.2.1. ст. 20 ЖК РФ, муниципальный жилищный контроль осуществляется органами местного сaмоуправления. Также необходимо направить жалобу в Роспотребнадзор.
Получив жалобы, указанные организации выйдут на место с внеплановой проверкой вашей обслуживающей компании, т.к. согласно п.4.2. ст.20 ЖК РФ ваша жалоба является основанием такой проверки. Учитывая, что о внеплановой проверке управляющая организация будет предупреждена, полагаем, что до прибытия проверяющих, ваш двор будет приведен в порядок. В противном случае, по результатам проверки будет вынесено предписание об устранении нарушений, а виновные лица будут привлечены к ответственности.
Согласно ст. 7.22 КоАП размер штраф за нарушение правил содержания и ремонта до 50 тысяч рублей. А учитывая, что нарушение выражается в несоблюдении экологических и санитарных требований, возможно привлечение к ответственности, по ст.ст. 8.1., 8.2. КоАП, где максимальная санкция – приостановление деятельности на срок до з-х месяцев.
Помимо привлечения к ответственности виновных лиц, вы получите подтверждение оказания услуг, качество которых не соответствует установленным требованиям, что является основанием перерасчета уплаченных сумм за ЖКХ. Такая возможность предусмотрена п.10 ст. 156 ЖК РФ. Вам необходимо, не позднее 6-ти месяцев с момента обнаружения несоответствий, обратиться в УК/ТСН с заявлением об изменении размера платы. Размер платы уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения и зависит от стоимости услуги в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт.
Подробная формула расчета уменьшения стоимости услуг приведена в Прaвилах указанных выше.
Надеемся данная статья окажется для вас полезной, и вооружившись изложенной информацией, вы добьетесь надлежащего исполнения оплачиваемых вами услуг. Вы также можете обратиться за соответствующими юридическими услугами в ЮК «Центральный округ».
Содержание прилегающей территории многоквартирного дома
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, территория, прилегающая к МКД, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 прилегающая территория МКД составляет:
участок земли, на котором возведен объект недвижимости;
«зеленые» зоны и прочие элементы озеленения и благоустройства (газоны);
спортивные и детские площадки;
парковочные места и коллективные стоянки для автомобилей;
зоны сушки для белья;
подстанции и трансформаторные будки;
других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома.
Все перечисленные объекты располагаются в пределах границ, указанных в кадастровом паспорте.
Обеспечение сохранности благоустроенной территории является беспрекословным правом и одновременно обязанностью жителей многоквартирного дома.
Обязанность по благоустройству придомовой территории собственники могут исполнять самостоятельно (посредством ТСЖ) или возложить на управляющую компанию (далее – УК).
Чаще всего такую обязанность собственники перекладывают на УК, включая данное условие в договор и внося регулярные платежи на содержание придомовой территории.
Однако не все УК добросовестно выполняют возложенную на них обязанность.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают:
подметание и уборка придомовой территории;
очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;
уборка и выкашивание газонов;
прочистка ливневой канализации;
уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.
Приведенный выше минимальный перечень работ может быть дополнен по взаимному согласию собственников и УК в зависимости от конструктивных особенностей придомовой территории.
Так ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования» устанавливает обширный перечень работ, которые могут входить в услугу текущего содержания имущества МКД:
проведение осмотров имущества в соответствии с пунктом 10 ГОСТ Р 56194;
содержание (ремонт) покрытия тротуаров, дорог и дорожек, расположенных на придомовой территории;
содержание ограждений, въездов, стоянок и других строений, расположенных на придомовой территории;
обустройство мест (контейнерных площадок) для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных бытовых отходов;
обустройство мест для складирования угля, дров (при наличии в многоквартирном доме печного отопления);
противопожарную безопасность придомовой территории и имущества расположенного на ней;
уборку придомовой территории;
работу дренажной системы придомовой территории по беспрепятственному отводу дождевой и талой воды;
установку урн для мусора у входов в подъезды и (или) около скамеек;
санитарно-гигиеническую уборку имущества;
безопасное движение пешеходов и транспорта;
беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;
сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;
нормативное или работоспособное техническое состояние объектов благоустройства, расположенных на придомовой территории;
устройство сборников для жидких бытовых отходов (в неканализованных зданиях);
выполнение работ, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;
обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок.
Обязанность по облуживанию прилегающей территории должна проводиться УК систематически и в установленные сроки. Если Ваша УК не приступила к исполнению обратитесь к ней с письменным заявлением и потребуйте исполнения возложенных на нее по договору обязательств.
Муниципалитеты вправе обязывать собственников содержать прилегающую к их объектам муниципальную территорию за собственный счет
Dudaeva / Depositphotos.com |
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2019 г. № 2-АПА19-5).
Спорные Правила требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Владельцам разных объектов «досталось» по-разному: например, для ларьков такая территория определялась в 10 м по периметру, для рекламных конструкций – 5 м, а для МКД – аж целых 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ МКД.
Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее – как на лицо, ответственное за содержание МКД, – обязанность содержать «чужую» территорию, не входящую в общее имущество собственников. И попыталась признать спорные положения недействующими с момента издания.
Напомним, что еще год назад подобные нормы муниципальных правил благоустройства признавались недействительными чуть ли не в массовом порядке, потому что противоречили ст. 210 Гражданского кодекса о том, что собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-7, определение ВС РФ от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, определение ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4).
Сейчас же суды – и областной, и затем ВС РФ, – полностью отказали в административном иске :
Таким образом, основания для признания недействующими подобных норм из муниципальных правил благоустройства могут быть разве что процедурными, – если при принятии правил был нарушен порядок их принятия. В рассмотренном случае процедура принятия спорных положений не нарушалась – и в административном иске было отказано.