Если нет cmr что делать
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.
Что такое CMR
Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН. ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.
Поэтому правильнее будет понимать, что CMR — не подвид ТТН, а форма многостороннего соглашения, связанного с осуществлением международных перевозок.
ЦМР должна обеспечить соблюдения всеми участниками перевозки требований конвенции от 19.05.56 «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Сама аббревиатура CMR соответствует сокращенному наименованию этого договора на французском языке.
На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.
Кто должен заполнять CMR
В транспортировке груза задействованы три стороны: поставщик, получатель и перевозчик. Все они принимают участие в оформлении международной накладной.
Оформление таможенной накладной ЦМР обязательно, если:
Однако КДПГ предусматривает несколько исключений, когда даже при выполнении указанных условий CMR не заполняется.
Не требуется использование ЦМР при:
Где взять бланк CMR
Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но практически в каждом государстве разработаны свои нормативные акты, регламентирующие ее заполнение.
В России это — письмо ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В приложение к этому документу и содержится типовой бланк ЦМР.
Правила оформления CMR
Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):
Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.
Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.
Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.
Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.
Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.
Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Рассмотрим пример заполнения бланка ЦМР:
Кто заполняет
Содержание графы
Несмотря на достаточно подробную форму CMR, она все равно не может учесть все нюансы, связанные с международными перевозками. Иногда возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой. Для таких случаев служит графа CMR № 18, в которую участники сделки могут вносить свои замечания.
Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надежна, либо повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.
При отсутствии данных в 18 графе СМР считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений. Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.
Чем грозят ошибки в CMR и как их избежать
Неверное заполнение международной автомобильной накладной ЦМР может привести к проблемам как с государственными органами, так и в отношениях с партнерами по сделке.
Если не совпадают данные о товарах в инвойсе и CMR, то такой груз не пройдет таможенный контроль, а к владельцам могут быть применены штрафные санкции.
Также ошибки в ЦМР влекут за собой и конфликтные ситуации при приемке товара, расчетах между продавцом, покупателем и перевозчиком.
Как было показано выше — документ достаточно сложен, к тому же заполняется, как минимум, тремя сторонами сделки.
А если перевозчиков несколько, а в исполнении контракта задействованы посредники, то участников заполнения формы может быть еще больше. Следовательно — возрастает и вероятность появления ошибок.
Чтобы учесть все особенности заполнения ЦМР, необходимо быть опытным специалистом в сфере международной торговли.
Таможня больше не ставит штампы на документах
С 1 марта 2021 года электронные таможенные операции не сопровождаются проставлением штампов на бумажных документах. Однако в налоговом законодательстве требования о представлении таможенных отметок при подтверждении нулевого НДС сохраняются. Как быть участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), рассказывает Наталья Лайша, эксперт сервиса Контур.Декларант.
Решение Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 отменило требование о проставлении отметок таможенных органов в транспортных, перевозочных, коммерческих и других документах, если таможенные операции совершаются в электронном виде. Это значит, что с 1 марта таможня больше ставит штампы на бумажных накладных и иных товаросопроводительных документах.
В связи с этим создается впечатление, что участникам ВЭД больше не требуются отметки «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен» для подтверждения права применять нулевую налоговую ставку при вывозе товаров. Однако это не верно. Ведь параллельно с принятым Решением продолжают действовать требования Налогового кодекса, согласно которым экспортеру для подтверждения права использовать нулевой НДС нужно подать в инспекцию:
При этом Налоговый кодекс позволяет экспортеру выбрать, в каком виде представить указанные документы — на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п.15 ст. 165 НК РФ).
Как действовать экспортеру после 1 марта
Таможенная декларация
Какие же требования предъявляются к представлению таможенных деклараций после 1 марта 2021 года? Ситуацию с проставлением таможенных отметок разъяснил Минфин в письме от 02.11.2020 № 03-07-13/95436.
Все бумажные документы перед представлением в инспекцию экспортеру следует заверить в установленном порядке.
Если экспортер взаимодействует с налоговой инспекцией через электронный документооборот, тогда вместо копий таможенных деклараций он представляет их электронные реестры (п.15 ст. 165 НК РФ).
Если налоговый орган запрашивает копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в электронные реестры, экспортер представляет такие копии без отметок таможенных органов места убытия. То есть штамп «Товар вывезен» в этой ситуации не нужен (абз. 20 п.15 ст. 165 НК РФ).
Транспортная накладная
Транспортную накладную подают только по требованию налогового инспектора, если представленные экспортером сведения расходятся со сведениями в налоговой базе данных или отсутствуют в ней.
Согласно п. 1.2. ст. 165 НК РФ в ответ на требование экспортер может направить копию любого товаросопроводительного документа, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором указано место разгрузки товаров за пределами таможенной территории. Например, при морской перевозке это может быть копия поручения на отгрузку, копия коносамента либо морской накладной с заполненной графой «Порт разгрузки». А при воздушной перевозке — копия международной авианакладной с указанием аэропорта разгрузки. Проставлять таможенную отметку «Товар вывезен» в этом случае не требуется.
Как получить таможенную отметку в бумажном документе
Поскольку налоговое законодательство требует представлять таможенные отметки «Товар вывезен» на бумажных копиях документов, участники ВЭД могут обратиться с соответствующим запросом в таможенный орган. Обращение должно быть мотивированным и оформленным на бланке организации с соблюдением всех формальностей делопроизводства.
В качестве основания для запроса можно использовать текст с отсылкой на контролирующий орган, который предъявил требование, например: «В связи с необходимостью соблюдения положений статьи 165 НК РФ и на основании запроса ИФНС России № … (название и номер инспекции) прошу проставить на бумажной копии ЭДТ № … (либо название транспортного документа и его номер) отметку, подтверждающую факт вывоза товаров с таможенной территории».
Резюме
Экспортеру потребуется отметка таможни «Товар вывезен» на копии ЭДТ, только если он подтверждает свое право применять нулевой НДС на бумаге.
Если экспортер ведет электронный документооборот с инспекцией, то подтверждение нулевой ставки налога происходит без таможенных штампов.
Порядок заполнения CMR-накладной
Порядок заполнения CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)
Составление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза. Бланк CMR-накладной состоит из десяти (четырнадцати) страниц с незаполненными графами, отпечатанными на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Записи в него заносятся без применения копировальной бумаги, что требует от перевозчиков аккуратного обращения с бланком. Ни в коем случае нельзя на накладной CMR оформлять какие-либо документы (путевые листы, тахограммы и проч.), так как накладная будет испорчена.
В соответствии с постановлением №23, CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем в четырех экземплярах (на четырех страницах). Однако на практике рекомендуется оформлять накладную в семи экземплярах.
У первых четырех страниц CMR-накладной есть собственные наименования (отпечатаны типографским способом):
Страница «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначена для подтверждения факта отправки груза и расчетов.
Страница «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю. Она служит подтверждением факта получения (доставки) груза.
При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.
Разницы между заполнением CMR-накладной для импорта или экспорта нет. Если речь идет о заполнении CMR для вывоза (экспорта) товара из России, то можно заполнять CMR на языке страны экспорта (на Русском) или на одном из европейских языков (английский, немецкий, итальянский и пр.). Однако, не следует забывать, что в российский таможенный орган обязательно придется предоставить вариант CMR с переводом на русский язык.
Оформлять CMR для перевозки груза внутри России нет никакой необходимости, перевозку вполне можно выполнить по ТТН.
Правила заполнения CMR
Графа, номер
Описание
Отправитель
Получатель
указывается полное наименование получателя груза, юридический адрес и ИНН.
Место выгрузки
указывается адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки.При наличии заполненной графы 3 перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по всей территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов, не допускается перемещение с грузом на другой адрес, не указанный в данной графе.
Место загрузки, дата загрузки
указывается город, страна и дата погрузки.
Прилагаемые документы
Указываются наименование груза, количество грузовых мест и род упаковки
Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным, указанным в инвойсе и упаковочном листе.
При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой «расшифровку смотри в инвойсе».
При наличии большого количества наименований указывают расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД.
При контейнерных и других транзитных перевозках со сменой транспорта количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в первоначальном транспортном документе. *
Статистический код
указываются коды ТН ВЭД по каждой группе товаров
Вес брутто
Объем
Указания отправителя
указываются полные реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для таможенной оформления.
В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза.
Возврат
заполняется при контейнерных перевозках. Указывается адрес контейнерного депо, куда должен быть возвращен контейнер после разгрузки груза.
Условия оплаты
указывается базис поставки товара, например условия поставки по ИНКОТЕРМС
Перевозчик
указываются полные реквизиты транспортной компании владельца транспортного средства, ставится штамп или печать перевозчика
Последующий перевозчик
заполняется в случае, если перевозка осуществляется с перегрузом с одного транспортного средства на другое. Обычно указываются реквизиты агента (экспедитора), который контролирует данную перевозку. Печать
Оговорки и замечания перевозчика
могут быть указаны любые замечания или уточнения перевозчика относительно груза (качество упаковки, температурный режим и др.).**
Данная графа может быть заполнена только отделом расчетов после завершения перевозки. Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется.
Особые согласованные условия
Стороны договора перевозки (отправитель, перевозчик) могут внести в данную графу любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми, например: указывается температура в камере рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз;
Указывается ограничение скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа.
указывается наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения
Прибытие под погрузку
указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под погрузку и убытие из-под погрузки ставится штамп или печать Отправителя и его подпись.
Печать и подпись перевозчика
указывается номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика
Прибытие под разгрузку
указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под разгрузку и убытия из-под разгрузки. Печать и подпись Получателя после разгрузки.
Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR.
Номер транспортного средства
указываются номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз
указываются марки и модели тягача и полуприцепа, загрузившего груз
оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора
*В графе 6 заносятся знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ.
В графе 7 содержится количество мест груза. Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).
В графе 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.).
Наименование груза указывается в графе 9.
** По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в графе 18 накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки:
по автотранспортному средству:
по количеству, маркировке грузовых мест:
Проверить невозможно по причине:
по принятым грузам:
по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:
Обработка, погрузка осуществляется:
Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.
Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистой графой 18.
Образец заполнения CMR для сторон Договора перевозки
Отправитель груза
Заполняет графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.
При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.
В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.
Кроме того, если в силу ст. 26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или не доставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.
Перевозчик груза
Заполняет графы 16-19, 23, 25-29, куда вносит следующие данные.
Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.
Наличие либо отсутствие оговорок перевозчика в данной графе приобретает особую значимость при сдаче груза грузополучателю и выявлении каких-либо несоответствий реального состояния груза сведениям, указанным о нем в накладной. Как известно, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату либо повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием его к перевозке и сдачей. Однако перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, если утрата или повреждение груза вызваны отсутствием, повреждением упаковки либо недостаточностью, неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест. Поэтому в зависимости именно от сделанных представителем перевозчика оговорок в графе 18 решается в дальнейшем вопрос об ответственности перевозчика.
Оговорки могут касаться:
* автотранспортного средства (автомобиль без тента, по согласованию с отправителем);
* упаковки (груз без упаковки, упаковка повреждена, упаковка не отвечает требованиям);
* количества, маркировки грузовых мест (проверить невозможно по причине:
* принятых грузов (груз явно в плохом состоянии, груз поврежден, груз подмочен, груз подморожен, груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность заявителя);
* обработки, погрузки, сохранности, разгрузки:
а) обработка, погрузка, сохранность осуществляются:
б) разгрузка осуществляется:
Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.
Водитель должен начинать перевозку только после того, как отправитель подписал международную товарно-транспортную накладную. В противном случае ему следует связаться со своим представителем либо отказаться от выполнения перевозки.
Получатель груза
После доставки груза водитель представляет получателю вторую, третью и четвертую страницы CMR-накладной. Получатель обязан заполнить на всех страницах графу 24 «Груз получен»: указать дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.
Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп) (обязательно!), которыми удостоверяется факт приема груза.
Страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» остается у получателя груза, а третья и четвертая («3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов») возвращаются перевозчику.