Если оба скрылись с места дтп что будет
Ответственность за оставление места ДТП обоими участниками
Некоторые водители уверены, если оба участника покинули место ДТП, никакая ответственность не предусмотрена. Согласно ПДД, лица, управляющие транспортными средствами, не имеют права покидать место происшествия до оформления ДТП в согласии с требованиями – им придется понести ответственность. Однако есть ситуации, когда наказание не предусмотрено.
Условия, при которых участники могут разъехаться без последствий
Если оба участника покинули место дорожного происшествия, не привлекая сотрудников полиции к оформлению ДТП, не всегда будет наказание. Чтобы при регистрации аварии обойтись без ГИБДД и уехать, необходимо соблюдение следующих обязательных условий:
Есть 3 варианта развития событий в случае, если 2 участника пришли к взаимному согласию:
Если оба водителя одинаково расценивают виновность, нет человеческих жертв, а также не пострадало имущество третьих лиц, можно покинуть место аварии. Для уехавшего участника последствия могут не наступить. Однако если второй водитель окажется недобросовестным и все равно вызовет полицию, первого могут привлечь к ответственности. В таком случае необходимо знать, как себя застраховать.
Нужно ли что-то делать, если оба уехали без оформления
Чтобы защитить обоих участников, которые уехали с места случившегося ДТП, необходимо составить расписку. Этот простой документ защитит от возможных претензий в будущем.
Может случиться так, что после происшествия виновник переосмыслит случившееся, вызовет полицию на место ДТП, исказит факты и выставит невиновного участника не только нарушителем закона, но и виновником аварии. Доказать обратное на практике практически невозможно. Впоследствии его могут привлечь к административной ответственности и полностью лишить страховой компенсации.
В расписке следует указать такую информацию:
Если участник оставляет место происшествия после составления такого документа, решает уехать, риск, что второй поступит нечестно и подставит другого, намного меньше.
Последствия для покинувших место ДТП
Если покинуть место аварии без правильного оформления происшествия и без уважительных причин, прописанных в Правилах дорожного движения, водителя ожидает административная ответственность.
Само понятие ДТП определено в ПДД: под ним понимается любое происшествие, вследствие которого был получен материальный ущерб одной или обеими сторонами. Это означает, что даже легкое повреждение, например, царапина на краске, потертость на крыле или бампере, должна классифицироваться как ДТП.
Если участник решил покинуть место ДТП, наказание может быть следующим:
Закон не разделяет виновников ДТП и пострадавших сторон, которые решили уехать. Если оба покинули место ДТП, суд может не учесть, кто был прав, а кто виноват – перед законом в этой ситуации стороны равны, несут одинаковое наказание. Именно поэтому автоюристы настоятельно рекомендуют не пытаться догнать виновного водителя – можно получить административное взыскание уже за это.
Как показывает практика, арест применяется довольно редко. В соответствии с Кодексом об административных нарушениях арест не применяют к беременным женщинам, матерям, у которых есть дети в возрасте до 14 лет. Также более лояльное отношение к военнослужащим, инвалидам, таможенникам и некоторым другим категориям гражданских лиц.
Оставление места ДТП виновником чревато не только наказанием, предусмотренным за это нарушение. Даже если его страховая компания компенсирует пострадавшей стороне все убытки, в последующие годы страховщик в регрессном порядке имеет право через суд взыскать всю компенсированную сумму с виновника, плюс все судебные издержки.
Можно ли рассчитывать на выплату ОСАГО
Как быть, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО оформлено? По закону получить выплату по ДТП без привлечения правоохранительных органов водители смогут только при условии заключения Европротокола по всем правилам. В остальных случаях компенсация не предусмотрена.
Чтобы получить законную выплату, необходимо соблюдение следующих условий:
Без документов, фиксирующих факт ДТП, компенсацию по договору ОСАГО получить невозможно. Правильно составленное Извещение, которое является приложением к Европротоколу – залог получения выплаты при условии правильного обращения в страховую компанию.
Оставить место ДТП и уехать участник происшествия может только после должного оформления – с помощью расписки, Европротокола или на ближайшем посте полиции. Если в остальных случаях покинуть место происшествия, последствия будут неблагоприятные. Если второй участник скрылся, лучше вызвать полицию и оформить все по правилам.
Вопросы читателей
Нужно ли составлять Европротокол, если только стерта краска?
Ответ. Да, такое повреждение классифицируется как ДТП и требует оформления.
Если пострадавший уехал с места ДТП, стоит ли вызывать полицию?
Ответ. Если он позднее обнаружит повреждения, вернется на место аварии и вызовет правоохранителей, придется нести ответственность.
Может ли страховая отказать в выплате при Европротоколе?
Ответ. Отказ страховой – распространенное явление. Это случается даже при наличии справки из ГАИ, поэтому важно правильно подать документы в компанию, снимать копии со всех бумаг, а в случае отказа обращаться в суд.
Как действовать на месте ДТП, чтобы сохранить права и деньги
Не все хотят тратить время на оформление ДТП, особенно если автомобиль не получил серьёзных повреждений. Поэтому, договорившись об отсутствии взаимных претензий, водители нередко разъезжаются. Рассказываем, почему в большинстве случаев так делать не стоит и какие есть исключения.
Что вы узнаете из статьи
Если покинуть место ДТП, можно лишиться прав
Оставление места ДТП — административное правонарушение.Ответственность за него определяет пункт 2 статьи 12.27 КоАП. Штраф законом не предусмотрен, только лишение прав на срок от одного года до полутора лет. Также возможен административный арест на срок до 15 суток. Наказание зависит в том числе от наличия отягчающих обстоятельств, например состояния алкогольного опьянения.
Даже если на словах участники аварии договорились об отсутствии претензий и разъехались, а потом один из них вернулся на место ДТП и вызвал полицию, доказать устную договорённость будет сложно. Покинувший место аварии водитель рискует не только лишиться прав, но и стать жертвой автоподставы. Одна из самых распространённых схем строится на том, что пострадавший шантажирует виновника аварии по телефону угрозой вызвать ГИБДД на место аварии. Избежать проблем водитель может, если просто останется на месте ДТП и вызовет инспектора.
Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД
Если покинуть место ДТП, высока вероятность иска от страховой
Если автомобилист покинул место аварии, не оформляя ДТП по правилам и не составляя расписку, ему будет сложнее защитить себя в суде в случае применения суброгации.
Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Применение суброгации связано с тем, что по ОСАГО установлены лимиты: по возмещению вреда здоровью — 500 тысяч ₽, по возмещению материального ущерба — 400 тысяч ₽. Если сумма страхового возмещения превышает эти лимиты, закон оставляет за страховщиком право взыскать разницу с виновника.
Если водитель уедет с места аварии, вполне возможно, что страховая использует это как аргумент в суде, и суд встанет на её сторону. В этом случае водителю придётся выплатить запрашиваемую страховщиком сумму. Избежать этого можно, если составить расписку о том, что пострадавший получил от виновника денежную компенсацию и больше претензий не имеет. Но автомобилист, чья машина пострадала, должен отдавать себе отчёт, что на основании такого соглашения страховая может отказать в выплате или ремонте.
Что писать в расписке:
Лучше составить расписку об отсутствии претензий в двух экземплярах — для каждого из участников ДТП. Так водители смогут доказать, что не покидали место аварии и решили вопрос компенсации с другим участником происшествия в частном порядке.
Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽
Когда можно уехать с места ДТП
Существуют четыре ситуации, когда можно уехать с места ДТП и не остаться без прав.
Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться прав
Участники аварии должны следовать Правилам дорожного движения.
Оформление ДТП по всем правилам поможет защитить свои права в сложных случаях, когда страховая компания отказывает в возмещении или предъявляет требование к виновнику ущерба в порядке суброгации.
Чтобы сэкономить время и деньги, оформляйте ОСАГО
Выбрать выгодную страховку удобно на Сравни.ру
Оба скрылись с места ДТП
Виновник скрылся с места дтп а затем вернулся а потерпевшего не оказалось на месте дтп получается оба скрылись с места дтп?
Оба не заметили как притерлись легонечко бамперами и оба скрылись с места дтп, теперь звонят с гибдд и поосят приехать. Чем э о гразит и чнм руководствоваться.
10 дней назад произошло ДТП с участием двух машин (повреждены только машины). Оба виновника скрылись с места ДТП. Может ли сейчас потерпевший написать заявление в ГАИ о ДТП (есть запись с видеорегистратора)
Произошло ДТП оба участника скрылись с места аварии. Затем пострадавший нашел виновника ДТП и потребовал возместить ущерб или пойдет в полицию, т.к есть свидетель. Имеет ли он на это право? Так как тоже уехал с места ДТП и ГАИ не вызывал.
Скажите если виновник и потерпевший оба скрылись с места дтп значит в интересах потерпевшего не подавать заявление в гаи если за рулем был не владелец автомобиля.
Во дворе ударили машину, с камер видеонаблюдения нашли виновника. За рулём сидела девушка, после удара, она поменялась местами с пассажиром и они скрылись с места ДТП. Подскажите, кто попадает под лишение? Только девушка или оба?
При перестроении в другую полосу зацепила чужой двигающийся автомобиль. Сразу не остановились оба, остановились позже в другом месте. Сейчас меня вызывают в гаи, т.к.поступило заявление, что я скрылась с места дтп. Как мне быть? На свое оправдание могу ответить, что не остановилась сразу только потому, что нахожусь в положении и боялась сильного удара.
Родственники взяли машину покататься были оба в не трезвом состоянии, попали в дтп. Скрылись с места происшествия. В птс последний владелец вписан, страховки нет, в гаи не оформленна ездили по договору купли продажи. Какое наказание ожидает родственников и того кто в птс записан, те хозяина?
Во дворе дома, мне нехватило место для поворота налево и я задела задний бампер стоящего автомобиля. Автомобиль был припаркован не по правилам на углу дома правой стороной. Решили с хозяйкой того авто, что виноваты оба. Она, что неправильно встала, а я, что задела. Бампер целый, просто 2 царапины, длинною 5 см. Написали друг другу расписки, что претензий друг к другу никаких не имеем, сделали фотографии. В ГАИ решили не обращаться. Только вот в расписке я указала, что двигалась задним ходом, хотя по фото видно, что передним. У меня есть 3 свидетеля, что с места дтп я не скрылась и мы разъехались мирно. А вдруг она и её муж решат написать на меня заявление, что я скрылась с места дтп? Такое возможно? И правомерно ли это будет?
Во дворе дома, мне нехватило место для поворота налево и я задела задний бампер стоящего автомобиля. Автомобиль был припаркован не по правилам на углу дома правой стороной. Решили с хозяйкой того авто, что виноваты оба. Она, что неправильно встала, а я, что задела. Бампер целый, просто 2 царапины, длинною 5 см. Написали друг другу расписки, что претензий друг к другу никаких не имеем, сделали фотографии. В ГАИ решили не обращаться. Только вот в расписке я указала, что двигалась задним ходом, хотя по фото видно, что передним. У меня есть 3 свидетеля, что с места дтп я не скрылась и мы разъехались мирно. А вдруг она и её муж решат написать на меня заявление, что я скрылась с места дтп? Такое возможно? И правомерно ли это будет?
Попал в ДТП, виновником которого был я. На месте договорились с водителем обойтись без вызова сотрудников ДПС, я заплатил 70% от суммы причиненного ущерба (оценивали на глаз, отъехав на его машине в сервис с места ДТП на приличное расстояние!) взял с него расписку о предоплате, где указано место, дата 11.05.09 ДТП, ему никаких бумаг не писал и ничего не подписывал. Через две недели созвонился с ним, что бы отдать остаток, но по его словам обнаружились есче скрытые дефекты на весьма приличную сумму. Я отказался платить, он угрожает пойти в ГИБДД и заявить на меня (у него есть свидетели, моей вины в ДТП, вроде он есче на телефон снимал проишедшее), что при аварии я скрылся с места ДТП (хотя как я понимаю, мы оба скрылись и если что, нас обоих лишат прав). Хотел бы узнать, если он обратиться в ГИБДД у него примут заявление и будут составлять протокол о ДТП происшедшем больше месяца назад? Если он обратиться в ГИБДД или суд срок давности привлечения к административной ответственности (2 месяца?) будет исчисляться с 11.05.09 дата ДТП, или с момента его обращения в ГИБДД или суд?
Очень прошу дополнить ответ на предыдущий вопрос. № 509328 при дтп не дождавшись сотрудников гибдд в течении 6 часов, оба участника дтп, составив схему дтп, уехали с места аварии. Один из участников признает себя виновным, но оформлять дтп смогли приехать ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ДЕНЬ. нас гоняли из кабинета в кабинет. Потом отправили на пост дпс. где тоже намекали. Что ничего не выйдет страховая не примет такие документы продержали около 2 часов и в протоколе указали-участник дтп скрылся с места дтп-в группе разбора начался какой-то кошмар. Сказали что дело передают в суд. где лишат прав на упр. ам.я спросила-почему я и так пострадала в аварии не виновна. Аргумент только один-скрылись с места дтп, чем-то разозлили инспектора и он указал в протоколе статью по которой только лишают прав, отправили к комбату, который поругав сжалился и выписал штраф 1000 р.Вопрос могу ли я обжаловать постановление о взыскании штрафа есть ли нарушения со стороны сотрудников гибдд, можно ли классифицировать действие сотрудников гибдд как бездействие сотрудников милиции, учитывая то,что мы уехали через 6 часов с места дтп.
Дтп виновником назначат водителя не справился с управлением, машина одна, пострадавших двое, одному из пострадавших назначат 3 группу.
Что можно сделать и со стороны водителя и со стороны пострадавших пассажиров, чтобы водителю НЕ назначили реальный срок? Все люди мне родные, пострадавшие оба дали показания, что претензий к водителю нет, что Водитель уходил от лобового столкновения (на повороте на обгон под знак вышла легковая, которая скрылась с места ДТП) материальных претензий у пострадавших нет, на самом деле Водитель пытался уйти от лобового в обочину, но не удержал машину и перевернулся. Дознаватель говорит, что пока выставляют причина аварии: не справился с управлением.
Сегодня сбил велосипедиста на светофоре. Я ехал на зеленый свет светофора, поворачивал налево, пропустил всех пешеходов, а велосипедиста не увидел из-за стойки с сбил. Он переезжал дорогу на зеленый для пешеходов. Но ведь он был за рулем т.с. У него травм нету, только что-то с велосипедом и на завтра договорились о встречи, чтобы решить на сколько денег ущерба велосипеду. Вопрос: Я вообще что-то должен ему платить, то есть я виноват? Или нет? И мы оба скрылись с места ДТП (обоюдно). Осталось видео на видеорегистраторе, что он именно переезжал пешеходный. Как быть?
Моя жена 16.03.2013 выезжая задним ходом с парковочного места поцарапала сзади стоящую машину, ей показалось что удара не было, но все равно она вышла осмотрела оба автомобиля, но механических повреждений не обнаружила, села и уехала. На следующий день, знакомые у кого она находилась в гостях и от кого уезжала, сообщили ей что водитель другого автомобиля обратился в ДПС. Узнав все это я решил взять дело в свои руки, нашел этого водителя осмотрел его автомобиль (на заднем бампере было несколько царапин) попытался решить вопрос мирным путем, но тот затребовал 20 тысяч что меня не устроило, тот сказал что тогда нам больше не о чем разговаривать. В итоге 25.03.2012 жену вызывают в суд. Мол она скрылась с места ДТП. Хотят лишить прав.
В ДТП по моей вине автомобиль пострадавшего незначительно пострадал (пара царапин), решили протокол не составлять, тк оба спешили на работу, обменялись телефонами. Пострадавший водитель уехал, я ещё минут 5 оставалась на месте на аварийней, так как начался сильный дождь и запотело стекло, включила печку, ждала когда окно отойдёт. Спустя 4 часа, пострадавший водитель сообщает, что ущерб составляет 17 тыс, так как при нашем осмотре она (водитель) не увидела возле царапин вмятину, которую оставила моя машина, однако, я отказалась платить такую сумму, так как в момент осмотра никаких вмятин не было. После ее звонка мне поступает звонок якобы от аварийного комиссара, который сообщает что пострадавшая обратилась к ним в момент ДТП для составления протокола, а так как я скрылась мне грозит лишение прав на 1,5 года или я все же должна заплатить. На что я ответила, что с места ДТП пострадавшая уехала первая, а я ещё оставалась после ее отъезда на месте, о чем свидетельствует видио с моего регистратора, комиссар отключился. Затем опять перезванивает пострадавшая и сообщает что она узнала стоимость покраски, чтобы убрать царапины, она составила 5 тыс. Я согласилась с этой ценой, но когда сказала чтобы мне принесли расписку в получении денег, опять пошли выдвигаться условия, что я должна отвезти машину на сервис и сама ее отремонтировать, что делать в данной ситуации?
Скажите пожалуйста, можно ли что-нибудь сделать: муж дал машину другу. Машину разбили, при том за рулем был другой человек, а друг сидел рядом. Оба выпившие. Машина перевернулась и ударилась в сосну. С места аварии они скрылись. На утро позвонили с милиции и сообщили о происшедшем. Машина восстановлению подлежит, но! муж сказал по-хорошему отдавать деньги без суда. Его друг подал объявление на продажу разбитой машины и машину купили. Человек, который был за рулем сразу согласился отдать остальные деньги. Муж на слово ему поверил и попросил долговую расписку. После этого, этот человек пропал: на звонки не отвечал, родственники сказали, что они ничего не отдадут, и разговаривать будут в суде. Но для судебного дела нужна экспертиза автомобиля, и участник ДТП тоже должен присутствовать. А он скрывался. Да и новые покупатели машины вскоре ее отреставрируют. Как быть нам?
Было совершено ДТП на территории двора, моя машина стояла припаркованной и соседнее авто выезжая с места парковки процарапал мой автомобиль.
Водитель позвонил по номеру оставленном в моём авто и сообщил мне что вот мол так и так, задел. В тот момент я находился на МКАД в пробке и ближайшие часов 5-6 на тот момент явно не мог подъехать.
И так как ущерб не велик (650 р задняя блок габаритов задний, потертость на заднем бампере 150 р балончик краски, и срыв заправочного гнезда ГБО 750 р) договорились что он едет и решаем вопрос именно этой суммой.
По приезду домой нашлись свидетели которые сообщили что мол тот и вот так зацепил.
Виновник живет в этом же дворе (Он отрицает, но дверь он себе промял капитально и следы ЛКП даже после мойки не смыть).
И теперь виновник уклоняется от возмещения ущерба. Прошло пять дней, о дтп и осаго 3 дня срок давности, и так как я передвинул машину в ГАИ обратится тоже нет смысла (хоть и срок давности 3 месяца) оба получается «скрылись с места дтп».
И собственно вопрос: Как обыграть дело в Гражданском суде имея свидетелей, если надо экспертизу обоих машин на следы сопоставимости факта соприкосновения двух авто по ЛКП могу сделать, если пооббивать пороги тех кому принадлежат камеры находящиеся на подъездах, можно добиться и видео.
Согласен сглупил изначально, но тут уже дело принципа.
Динамит уже второй-третий день.
Юридическая социальная сеть! Сегодня достаточно курьезный случай произошел с автомобилем. В Москве, я ехав на своем автомобиле зацепил боковым зеркалом припаркованный автомобиль из-за того, что встречный автомобиль выезжая со двора максимально выехал на мою полосу из-за чего мне пришлось прижаться правее и следовательно задев припаркованный автомобиль. ДТП произошло на скорости 45-50 км/час. В метрах 30-40 от места ДТП, был стетофор, где я остановился и потерпевшая сторона поравнялась со мной. Звук, того, что с машиной произошло, я услышал, но подумал это из-за, того, что на скорости в момент выезда со двора машины мне пришлось притормозить и в багажнике при торможении слышно как всякая чепуха бьется друг об друга. Потерпевший, поравнявшись со мной, сказал, что я его зацепил, где мы оба на светофоре повернули направо и припарковались, чтобы осмотреть повреждения. Но моем автомобиле ничего не обнаружено, на автомобиле потерпевшего, чуть вывернулось боковое зеркало и совсем маленькая трещинка на зеркале. Я предложил оформить страховую по европротоколу (до 50000 рублей). Он согласился и его страховая перенаправилась его в отдел полиции для выезда наряда дпс на место происшествия. Капитан по телефону проинформировал, что это не страховой случай, так как виновная сторона скрылась с места дтп, а я и виновная сторона утверждали обратное, что потерпевший посигналил и мы поравнялись вместе, дял выеснения обстоятельств ДТП и то, что мы не хотим ждать сотрудников ДПС и готовы оформить страховой случай без их участия. На что, капитан ответил, что это не страховой случай, это административное нарушение и виновника (т.е. меня) нужно привлечь к административке и лишить права управлять транспортным средством. Мне очень уж показалось странным данное утверждение, когда я, как виновник, урегулировал с потерпевшим вопрос ДТП и признал себя виновным для страхового случая. Капитан, до последнего утверждал, что нужно ждать наряд и наряд решит дальше вопрос в отношении лиц. Потом, прождав минут 7-10, пострадавший опять позвонил на номер Капитана и попросил отметить вызов, капитан попросил виновника, т.е. меня, к телефону, узнал у меня оказывалось на меня какое-то давление или нет и проинформировал, что он уже отменил наряд на наш случай и сказал, что в отношении меня, если в дальнейнем я покину место ДТП, то это будет обсуждаться как мошенничество с привлечением к уголовной ответственности и попрощался. Не знаю точно, толи потерпевшему не было времени ждать дпс, толи это жест доброй воли (мы разошлись без оформления ДТП), толи он сам запаниковал, что его как потерпевшего, тоже покинувшего место ДТП могут привлечь к ответственности. Вообщем разъехались по разные стороны барикад. Могли ли действительно привлечь к ответственности, если потерпевший был до конца на моей стороне? В каком случае действительно бы меня привлекли к ответственности за оставление места ДТП. Если виновник, сообщил бы в отдел полиции мой автомобиль и номер автомобиля. Помогите пожалуйста с советом и наставлением. Готов выслушать разные варианты. Спасибо за внимание.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.