Если обеспечение контракта перечислено меньше чем требовалось
Если обеспечение контракта перечислено меньше чем требовалось
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
При заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона применяются антидемпинговые меры. Участник, с которым заключается контракт, перечислил обеспечение исполнения контракта в размере, увеличенном в 1,5 раза. При этом он неправильно округлил копейки и перечислил сумму на 1 копейку меньше, чем должен был.
Должен ли заказчик признать такого участника уклонившимся от заключения контракта и не подписывать контракт?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Решение по делу №РНП-73-10
На основании статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:
врио руководителя управления ;
— (доверенность № 0602/18-ОА от 06.02.2018 г.),
— (протокол № 3-09/10 от 30.09.2010 г.),
Дата размещения в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) извещения и документации о проведении аукциона в электронной форме 26.12.2017 г.
Начальная (максимальная) цена контракта – 5 258 350,00 руб.
28.12.2017 г. в единой информационной системе были размещены разъяснения положений аукционной документации.
Согласно протоколу № 11 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.01.2018 г. на участие в указанном аукционе подано 12 заявок от участников закупки, которые были допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона № 0368100010817000320 от 15.01.2018 г. ценовые предложения поступили от десяти участников закупки (наименьшее предложение о цене контракта – 1 910 430,01 руб. (заявка № 4), % снижения начальной (максимальной) цены контракта: 63,67 %).
Согласно протоколу № 19 подведения итогов электронного аукциона № 0368100010817000320 от 15.01.2018 г. вторые части заявок участников закупки под № 4, 3, 5, 2, 12 были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
В соответствии с протоколом № 27 от 30.01.2018 г. победитель аукциона ООО «Одолень-Авиа» (заявка № 4) признан уклонившимся от заключения контракта на поставку моторного масла в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта в полном объеме.
Вх. № 762 от 14.02.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступило обращение ФГБОУ ВО «УИГА» о включении сведений в отношении ООО «Одолень-Авиа» в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседание Комиссии 27.02.2018 г. представители ООО «Одолень-Авиа» представили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.
По результатам проведения электронного аукциона ООО «Одолень-Авиа» было признано победителем закупки на поставку моторного масла.
Написание суммы в пункте 8.1 контракта отличается от того, как указана сумма в пункте 2.1 контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе ООО «Одолень-Авиа» 23.01.2018 г. перечислило на расчетный счет заказчика сумму 788 752, 00 руб. (платежное поручение № 48 от 23.01.2018 г.).
26.01.2018 г. ООО «Одолень-Авиа» разместило подписанный проект контракта, а также приложило документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта в виде платежного поручения на сумму 788 752, 00, руб.
Перечисление суммы обеспечения контракта на 50 копеек меньше, чем было установлено, явилось следствием технической ошибки бухгалтера, осуществляющего перевод денежных средств, в результате некорректного указания суммы в п.п. 8.1 контракта.
29.01.2018 г. сумма в размере 50 копеек была переведена на расчетный счет заказчика (платежное поручение № 78 от 29.01.2018 г.).
Вместе с тем, поскольку 27.01.2018 г. карточка контракта направлена оператором заказчику, возможность прикрепления указанного платежного поручения в личном кабинете участника закупки отсутствовала.
Протоколом № 27 от 30.01.2018 г. ООО «Одолень-Авиа» было признано уклонившимся от заключения контракта на поставку моторного масла.
Факт недоплаты 50 копеек по обеспечению исполнения контракта является технической ошибкой, носит незначительный характер, не сопоставимый с уплаченной суммой, и не свидетельствует о цели ООО «Одолень-Авиа» уклониться от заключения контракта.
ООО «Одолень-Авиа» является специализированной компанией по оптовым поставкам горюче-смазочных материалов для авиационной отрасли, официальным дистрибьютором компании Shell Aviation в России, принимает активное участие в торгах по закупкам товаров для государственных нужд и зарекомендовало себя как надежный и добросовестный поставщик.
Кроме того, моторное масло, которое является предметом контракта, на момент подписания контракта уже было заказано и частично оплачено со стороны ООО «Одолень-Авиа», что подтверждается письмом поставщика ООО «Стандарт-ойл» от 31.01.2018 г., платежными поручениями № 47 от 23.01.2018 г., № 69 от 29.01.2018 г., № 75 от 30.01.2018 г. и свидетельствует о намерении ООО «Одолень-Авиа» выполнить контракт в кратчайшие сроки.
В целях защиты прав ООО «Одолень-Авиа», обществом была направлена жалоба в уполномоченный контрольный орган на действия заказчика по признанию общества уклонившимся от заключения контракта.
На основании вышеизложенного, ООО «Одолень-Авиа» просит Комиссию Ульяновского УФАС России сведения в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила сведения в отношении ООО «Одолень-Авиа» в реестр недобросовестных поставщиков не включать. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно протоколу № 19 подведения итогов электронного аукциона № 0368100010817000320 от 15.01.2018 г. победителем электронного аукциона было признано ООО «Одолень-Авиа» с предложением о цене контракта 1 910 430,01 руб.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с представленной информацией с личного кабинета электронной площадки, отражающей этапы заключения контракта по указанному аукциону, заказчиком был направлен проект контракта ООО «Одолень-Авиа» для подписания 22.01.2018 г.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В регламентированный срок подписания контракта 27.01.2018 г. ООО «Одолень-Авиа» был размещен подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а именно платежное поручение № 48 от 23.01.2018 г.
При этом согласно сведениям, представленным заказчиком, сумма обеспечения контракта перечислена ООО «Одолень-Авиа» не в полном объеме, установленным пунктом 8.1 государственного контракта.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с протоколом № 27 от 30.01.2018 г. победитель аукциона был признан уклонившимся от заключения контракта на поставку моторного масла в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта в полном объеме.
Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Таким образом, учитывая, что ООО «Одолень-Авиа» не было представлено обеспечения исполнения контракта в полном объеме, общество было правомерно признано уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном нарушении условий государственного контракта.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от подписания проекта контракта.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на неисполнение, либо уклонение от исполнения контракта.
В указанном случае Комиссия Ульяновского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку согласно сведениям, представленным обществом, требуемый заказчику товар обществом был уже заказан и частично оплачен, что подтверждается платежными поручениями № 47 от 23.01.2018 г., № 69 от 29.01.2018 г., № 75 от 30.01.2018 г.
Кроме того, на основании платежного поручения № 78 от 29.01.2018 г. в регламентированный срок подписания контракта, ООО «Одолень-Авиа» была перечислена сумма, которая, согласно пояснениям представителей общества, в связи с допущенной технической ошибкой не была перечислена на расчетный счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России решила сведения в отношении ООО «Одолень-Авиа» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г., статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
Сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Одолень-Авиа» (адрес: 143981, Московская область, г. Балашиха, мкр. Кучино, ул. Центральная, стр. 104; ИНН 7720522966) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Обеспечение заявки и исполнения контракта
Финансовое обеспечение заявки и исполнения контракта — такие же неотъемлемые составляющие госзакупок, как поиск заказов или аккредитация в ЕИС. Для госзаказчика обеспечение заявки и последующего исполнения контракта участником — это залог того, что победитель торгов не откажется от подписания контракта и его исполнения.
Обеспечение заявки
Обеспечение заявки на участие — требование, которое устанавливает заказчик или уполномоченный орган.
Заказчик обязан требовать от поставщиков обеспечение заявки в конкурсах и аукционах дороже 5 млн рублей. Обеспечение заявки зависит от начальной цены контракта:
В закупках до 5 млн руб. заказчики по 44-ФЗ могут не требовать обеспечения заявки.
Участник сам выбирает способ обеспечения — внести деньги на спецсчет или предоставить банковскую гарантию. Деньги будут заблокированы на спецсчете до момента заключения контракта с победителем торгов.
После подведения итогов закупки сумма обеспечения заявки возвращается всем участникам, кроме победителя, в течение 1 рабочего дня. Победителю — после подписания контракта. Если признанный победителем участник уклоняется от заключения контракта, то заказчик перечисляет обеспечение его заявки в бюджет.
Обеспечение исполнения контракта
Обеспечение исполнения контракта — денежное обязательство, которое предоставляет победитель закупки при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, если поставщик некачественно исполнит или не исполнит свои обязательства.
Для конкурсов и аукционов по 44-ФЗ требование устанавливается обязательно. Договор заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения. Для остальных закупок требование устанавливается на усмотрение заказчика.
Сумма обеспечения составляет от 0,5% до 30% начальной стоимости контракта (в 2020 году — до 50%, как поддерживающая мера для поставщиков). При этом действует ряд условий:
Способ обеспечения исполнения контракта участник закупки может определить самостоятельно. Существует два вида обеспечения:
Победитель закупки, которые не предоставил обеспечение, считается уклонившимся от заключения контракта: теряет обеспечение заявки и попадает в Реестр недобросовестных поставщиков на два года.
Ответим на вопросы
Обеспечение исполнения контракта, его замена и уменьшение
Обеспечение исполнения контракта — очень важный аспект. Если на этом этапе что-то пойдет не так, подписание контракта может быть сорвано. Иногда это случается из-за предоставления «некачественной» банковской гарантии, которую заказчик не принимает. Чтобы не потерять контракт, принимается решение внести обеспечение денежными средствами. Не все поставщики знают, но в процессе исполнения способ обеспечения контракта можно изменить, а его сумму — уменьшить. О том, как это сделать, расскажем в сегодняшней статье.
Повторим основы
Под обеспечением контракта понимается некий залог, который поставщик предоставляет заказчику. Его назначение — покрыть убытки последнего, если таковые возникнут вследствие неисполнения поставщиком своих контрактных обязательств.
Размер обеспечения
Сумму обеспечения определяет заказчик, но она не может превышать 30% от НМЦК. Обеспечение указывается в извещении о закупке, поэтому поставщик еще до подачи заявки знает, о какой сумме речь. Почему это важно? После победы в закупочной процедуре у поставщика будет не так много времени на то, чтобы внести обеспечение. И он должен заранее оценить свои возможности. Ведь если победитель не предоставит обеспечение, контракт подписан не будет. Более того, его признают уклонившимся от подписания контракта и внесут в реестр недобросовестных поставщиков.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
На практике в реестр иногда падают вполне добросовестные поставщики, которые не имели цели уклониться от подписания контракта или как-либо иначе обмануть заказчика. Просто они совершили какие-то ошибки, например, не рассчитали свои силы и не успели предоставить обеспечение контракта.
Способы внесения обеспечения
Исполнение контракта обеспечивается двумя способами:
Выбор способа остается за поставщиком. Практика показывает, что предпочтительным вариантом является банковская гарантия. Проблема в том, что не все поставщики могут ее получить. Банки выдают гарантии только опытным и надежным организациям, а новичкам приходится обеспечивать контракты денежными средствами.
Гарантия банка – хороший способ обеспечить исполнение контракта, но подходит не всем
Замена обеспечения
Предположим, поставщик изначально предпочел обеспечить контракт прямым способом, то есть денежными средствами. Такой выбор он мог сделать, например, по причине нехватки времени для обращения за банковской гарантией. Однако в процессе исполнения контракта денежные средства, которые он перевел на счет заказчика, понадобились для других проектов. Так вот, у поставщика есть право заменить способ обеспечения контракта. В данном примере это означает, что он может предоставить заказчику банковскую гарантию и потребовать свои денежные средства назад.
Когда можно заменить обеспечение
Замена обеспечения контракта допускается после частичного исполнения поставщиком своих обязательств. Другими словами, исполнитель не может сразу же после заключения контракта потребовать у заказчика обратно свои деньги взамен на банковскую гарантию. Перед этим контракт нужно хотя бы частично исполнить (письмо Минфина от 03.07.2017 г. № 24-03-07/41938).
Когда контракт частично исполнен, поставщик может обратиться к заказчику с целью не только заменить обеспечение, но и уменьшить его размер. То есть новое обеспечение предоставляется уже на меньшую сумму. А уменьшается она пропорционально стоимости исполненных обязательств.
Порядок замены и уменьшения обеспечения
Решив заменить и одновременно снизить обеспечение, поставщик направляет заказчику письмо с таким предложением. К этому моменту частичное исполнение контракта должно быть оформлено документально. Это значит, что товары, работы или услуги, поставленные по контракту, должны быть приняты заказчиком, и этот факт подкреплен соответствующими документами.
Из норм закона 44-ФЗ следует, что заказчик не может отказать поставщику в его праве заменить способ обеспечения контракта, а также уменьшить его сумму. Таким образом, если поставщик все сделал правильно, то заказчик обязан исполнить его требования. Если все же следует отказ, то поставщик может обратиться в суд.
Выводы
Итак, еще перед подачей заявки поставщик должен выяснить размер обеспечения и решить, каким способом будет его вносить. Критически важно внести обеспечение в установленный законом срок. Если получение банковской гарантии сорвется, всегда есть вариант внести его деньгами (при наличии нужной суммы). Это гораздо лучший выход, чем уклониться от подписания контракта.
Если в процессе исполнения контракта решено изменить способ обеспечения, то никаких препятствий для этого со стороны заказчика быть не должно. Вместе с этим поставщик может потребовать уменьшения суммы обеспечения на размер исполненных им обязательств.
Видеоурок об обеспечении исполнения контракта:
Обеспечение исполнения контракта
В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ [1] в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев. Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.
Согласно п. 4, 5 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно
1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 500 000 руб.;
2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:
Способы обеспечения контракта
Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата – обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).
Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона № 44‑ФЗ, то есть должна:
Размер обеспечения
Бухгалтерский учет
Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.
Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 № 02‑07‑07/50609). Согласно разд. V Указаний 65н [2] операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 – 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н [3] ).
В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н).
В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».
Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:
Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).
Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб. Срок действия контракта – два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.
В бухгалтерском учете автономного учреждения сумма банковской гарантии будет отражена следующим образом:
Возникает вопрос: а может ли заказчик удержать сумму предоставленного поставщиком (исполнителя) обеспечения в счет невозвращенного аванса?
Разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 № 02‑02‑04/67438 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-805 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее – Письмо от 25.12.2014). В нем сообщается, что если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно ГК РФ.
Если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения и с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (перечисление аванса), и использованию для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом суммы удержанного обеспечения, поступившие:
Кроме того, в Письме от 25.12.2014 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы предоставленного обеспечения в счет невозвращенного аванса. Рассмотрим порядок ее применения на примере.
Бюджетное учреждение физической культуры и спорта (заказчик) за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 110 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (40 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут. В связи с тем, что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.
Данные операции отразятся в учете бюджетного учреждения следующим образом:
Суммируя вышеизложенное, отметим следующие основные моменты:
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина