Если обидел учителя что делать
Что делать, если ребенка в школе обижают учителя?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В школьной жизни ребенка, как и в любой жизни, порой возникают конфликты. В том числе и конфликты с учителями. Ребенок считает, что учитель его обидел. Нередко это ему только кажется, но бывает, что учитель действительно повел себя некорректно. Поэтому у родителей возникает вопрос: что делать, если их ребенка в школе обижают учителя?
Отвечает педагог-психолог Глеб Ткаченко, победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».
Выяснить причину
Разумеется, первым делом надо расспросить ребенка о том, кто и как его обижает. Узнайте, один или несколько учителей его обижают, что они делают, какие слова говорят, только ли с ним так обращаются.
Возможно, ребенок обижается на двойку, которую ему поставили за невыполненную домашнюю работу. Или на то, что учитель сделал ему замечание, когда он общался с товарищем во время урока. Или ему обидно, что учитель уже третий урок подряд вызывает к доске не его. Иными словами, ребенок обижается на то, что является простым выполнением учителем своих обязанностей.
В таком случае надо прежде всего говорить с ребенком о дисциплине в школе, о соблюдении правил, о выполнении домашней работы. Вы сами можете сколько угодно не разделять позиции школы, но если ваш ребенок в нее ходит, то лучше с ними считаться, так как в противном случае ребенку будет в школе плохо: постоянная конфронтация с педагогами, постоянная борьба, обострение отношений с другими детьми и так далее.
Совсем другое дело, если ребенка оскорбили, высмеяли перед всем классом или же никогда не вызывают к доске, и поэтому у него не хватает оценок. В этом случае, конечно, стоит выяснять ситуацию в школе с учителями, но помните: если ребенок не врет, это не значит, что он говорит правду. Он мог по-своему услышать и запомнить, поддаться общему мнению класса, неправильно понять и без капли лжи исказить ситуацию и для родителей, и для самого себя. Это не призыв перестать верить своему ребенку, но призыв прояснять ситуацию, даже если ребенок готов вам поклясться, что все было именно так, как он рассказывает.
Не рубить с плеча
Многие родители, услышав о том, что кто-то из педагогов в школе обидел их чадо, мгновенно встанут на сторону ребенка. И это прекрасно (потому что ребенок должен чувствовать родительскую защиту), но важно помнить, что, защищая ребенка, вовсе не обязательно устраивать войну со школой.
К сожалению, нередки случаи, когда разгоряченные мамы и папы влетают в учительскую, начиная гневный монолог, на две трети состоящий из обвинений и угроз. Но такое поведение скорее приведет к ответным нападкам, нежели к решению проблемы. Ведь зачастую учителя даже не в курсе, что кого-то обидели, потому что слишком много детей проходит через их класс ежедневно. Да и не каждый ребенок прямо скажет, если его что-то задело. Учитель может не заметить, может считать это методом воспитания, может просто вспылить, то есть он просто не понял, что ребенок, оказывается, обиделся. И учителю об этом следует сообщить, причем спокойно и доброжелательно. Это поможет вам прийти к взаимопониманию и сбережет нервы с обеих сторон.
Но к сожалению, бывает и худший вариант. То есть учитель нарушает права ребенка, систематически его унижает, обесценивает и высмеивает его личность, препятствует в получении знаний и исправлении оценок (речь не про последний день четверти). И тогда необходимо вступиться за ребенка, потому что если не вы, то кто?
Как защитить ребенка от учителей?
При разговоре с учителем будьте готовы к тому, что он вам все очень доступно объяснит: свои поступки объяснит поведением ребенка, поведение ребенка — особенностями его собственной личности, а вашу реакцию — незнанием ситуации целиком. Выслушав версию учителя, будьте готовы либо к его агрессии, либо к холодному равнодушию, либо к слезам и давлению на жалость.
Работа учителя — это действительно очень тяжкий труд, требующий огромного количества внутренних ресурсов. Я вовсе не ставлю себе целью обесценить чувства или заслуги учителей. Но ничто из вышеперечисленного не дает им права обижать вашего ребенка. Вы можете отнестись к учителю с пониманием, и, возможно, он окажется вовсе не плохим человеком — но это не означает, что вы свои претензии должны отозвать. Ваше требование прекратить давление на ребенка все равно должно оставаться в силе.
Будьте готовы и к тому, что в ходе разбирательств неожиданно выяснится, что ваш ребенок не ангел, и за ним водятся разного рода «злодеяния». Обычно этот козырь разыгрывают в последнюю очередь, чтобы показать вам, «кого вы сейчас защищаете». Если это произошло, то, хотя это и не относится к ситуации, с которой вы пришли разобраться, все же возьмите на заметку, проверьте. И если выяснится, что вам сказали правду, значит, у ребенка есть проблемы поведения, о которых вы раньше не знали, и эти проблемы надо решать. В конце концов, это ваша прямая обязанность как родителя.
Если в ходе вашей беседы вы не придете к согласию, то всегда есть администрация школы, которая очень не любит, когда ее сотрудники обижают детей. Еще раз отмечу, что к руководству следует обращаться не в первую очередь, а в последнюю, потому что вам все равно придется выяснять произошедшее с конкретным учителем, но он, зная, что вы начали с жалоб на него его начальству, будет относиться к вам предвзято. Очень тонка грань между защитой своего ребенка и попыткой изменить учителя. Ограничьтесь первым, потому что второе чаще всего невозможно.
Еще одно звено между учителем и администрацией —школьный психолог. Понятно, что не во всех школах он есть, и не всегда он, к сожалению, достаточно компетентен, но вы можете также обратиться к нему с просьбой урегулировать эти отношения. Психолог имеет преимущества: он не начальник, не подчиненный и не коллега для учителей, но тем не менее находится на особом счету и подчиняется напрямую директору школы. При этом он обладает психологическими знаниями и навыком доносить нужную мысль до человека. К тому же он хорошо знает педагогов и зачастую может свидетельствовать, насколько реально то, о чем идет речь. Не стоит отказываться от такого полезного союзника, если выпадает шанс.
Что делать, если ребенка в школе обижают учителя?
Все вышесказанное касалось работы с одним конкретным учителем. Если таких учителей несколько, то это не меняет сути ваших действий, и с каждым из педагогов надо разбираться по отдельности.
Итак, алгоритм очень прост. Сначала выясняете обстоятельства у ребенка и на основании вашего с ним разговора делаете выводы о том, насколько эта ситуация требует вашего похода в школу. Ведь если ругают за отсутствие домашней работы, то куда проще и полезнее начать контролировать ее выполнение.
Если же все сложнее, то обратитесь к учителю с просьбой прояснить ситуацию. Не стоит начинать с обвинений — лучше выразить свою обеспокоенность за судьбу своего ребенка. К слову, это желательно делать хотя бы раз в месяц, даже без особых поводов.
Если разговор с учителем не увенчался успехом, то запросите поддержку психолога или администрации, чтобы разобраться более серьезно. Выслушайте и примите на заметку их требования и замечания по поводу поведения вашего ребенка, но помните, что сейчас ваша цель — защитить его.
После разговора с администрацией и учителем-обидчиком вам остается лишь интересоваться у ребенка делами в школе и контролировать те аспекты его школьной жизни, за которые вы ответственны: выполнение домашней работы, внешний вид, посещаемость и поведение в школе.
Что делать, если учитель оскорбляет ученика?
«Я не пойду в школу, меня учительница обидела»; «Наш учитель все время хамит и обзывается, прямо на уроке»; «Наша учительница сегодня сказала, что я хоть и «очкарик», а совсем не умный. И все дети начали смеяться»… Дикие истории? Такого не может быть? Ребенок все выдумывает? Учитель не может так себя вести?
Оказывается, может. И такие случаи совсем не редки, особенно в последнее время. Что же делать? Не обращать внимания? Возможно, это такой педагогический метод, и педагог не нарушает никаких правил?
Педагог не имеет права оскорблять ученика
И это не только нравственная, но и законодательная норма.
Статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться. И в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения.
А, может, оскорбления и не было?
Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства.
В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь. У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала. Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку. На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился. Инцидент исчерпан.
Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами. Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить. И безопасно ли ему в раздевалке». Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.
Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам.
Источник фото stockking/freepik
Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?
В первую очередь специалисты советуют выяснить, является ли такое поведение нормой для учителя. Допускает ли он оскорбления в адрес других учеников или «повезло» только вашему?
Если хамское поведение вообще характерно для данного педагога, нелишним будет собрать подписи с других родителей. Это уже не субъективное мнение одного человека, а коллективная жалоба. Она, безусловно, имеет больший вес.
Но и в том случае, если оскорблениям подвергается только ваш ребенок, это нельзя оставлять безнаказанным.
Есть два мнения о том, что должен делать родитель, который считает, что его ребенка оскорбляет учитель. Разница состоит в том, есть смысл беседовать с педагогом-хамом или нужно обращаться сразу к директору.
Те, кто уверен, что «профилактическая» беседа может решить проблему, упирают на здравый смысл учителя. Видя, что родители в курсе того, что происходит в школе с ребенком, он будет осторожней в выражениях. Кроме того, нельзя исключать возможность, что он прекрасно относится к ребенку/детям, и просто не понимает, что своими неловкими фразами оскорбляет их. Ваше замечание поможет ему скорректировать поведение.
Сторонники жестких мер уверены: хамство педагога не пройдет после разговора с родителями, а, может и усилится. Такие люди не должны работать с детьми, их нужно «воспитывать», а лучше сразу увольнять.
Ни в коем случае не начинайте разговор на повышенных тонах. Если имело место недоразумение, ваша агрессивность будет совершенно неуместна. А если вы имеете дело с профессиональным хамом – не стоит играть на его поле.
Думается, с учителем пообщаться все же стоит. В любом случае полезно будет услышать и его позицию – хотя бы для того, чтобы подготовить контраргументы. Для беседы на другом, более высоком уровне.
Встреча с директором
Многие родители, стронувшись с издевательством над их ребенком в школе, вообще не хотят связываться с этим учебным заведением, а сразу ищут правды на самом высоком уровне: «это корпоративная этика», «все будут друг друга покрывать», «справедливости не добьешься».
Если вы хотите пожаловаться на учителя, первая инстанция – обращение к директору. И вот здесь уже мало просто «прийти поговорить»: жалобу на неправомерное поведение педагога нужно подать в письменном виде.
Еще лучше, если ваша жалоба будет поддержана другими родителями.
Жалоба на учителя составляется в свободной форме в письменном виде. Естественно, в заявлении необходимо указать ваши контактные данные, информация о ребенке и данные учителя, на которого вы жалуетесь. Обращение должно обязательно содержать требование провести проверку всех обстоятельств и принять необходимые меры. Оно должно быть составлено в двух экземплярах и официально зарегистрировано у секретаря учебного заведения.
На рассмотрение директору дается 30 дней со дня подачи заявления (обязательно обратите внимание: на заявлении должны быть проставлены дата и регистрационный номер). Один экземпляр остается у вас.
На такое письмо вам обязательно ответят. Причем 30 дней –это официальный срок ответа на подобные заявления. Вы вправе потребовать разбирательства в более короткий срок – 15 и даже 10 дней. Но это должно быть отражено в заявлении.
Источник фото Racool_studio/freepik
Вышестоящие инстанции
Нередки случаи, когда ответ директора не удовлетворяет родителей ребенка.
Самое эффективное средство против учителя-хама и руководства школы, закрывающего глаза на происходящее — жалоба в департамент образования. Он есть на местном уровне (муниципалитет) и более высоком – региональном (субъект федерации).
Чем ниже уровень, тем быстрее пройдет рассмотрение. К каждому заявлению необходимо приложить копию ответа от нижестоящей инстанции.
Обращение в официальные организации в обязательном порядке повлечет за собой проверку. Если факты, изложенные в вашей жалобе подтвердятся, будет наказан не только учитель, но и директор. Как правило, на педагога налагается дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.
В Москву, в Москву…
Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.
После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России.
Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган.
Ехать в столицу для того, чтобы подать жалобу, необязательно. Ее можно направить письменно как по обычной почте, так и в электронном виде.
Письменная жалоба направляется Почтой России или курьерскими или транспортными компаниями по адресу: 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2. Электронное письмо можно отправить по адресу: info@edu.gov.ru
Обращение в суд
В таком случае можно вообще не тратить время на административные органы, а сразу обращаться в правоохранительные: полицию, прокуратуру. Также можно обратиться в суд.
Но тут нужно понимать, что обращение в суд целесообразно, когда имеет место вред, который можно оценить с материальной точки зрения. В этом случае вы можете рассчитывать на компенсацию имущественного и морального вреда, выраженного в денежном эквиваленте.
Когда учитель оскорбляет детей. История борьбы родителей и педагогов
Что делать, если педагог в классе обижает, не уважает и отказывается учить детей? Можно перевести ребенка в другой класс или школу, а можно, как наш блогер, попробовать разобраться в ситуации и показать ребёнку пример грамотного разрешения конфликта.
Меня зовут Сергей, мой сын учится в гимназии, в этом году он окончил пятый класс. Первые четыре года обучения прошли у нас отлично: сплоченный дружный класс, поездки по театрам, праздники. Все конфликты грамотно устраняла наша замечательная учительница начальных классов. Она учила детей высказывать своё мнение, быть личностью, отстаивать свои права.
А потом дети перешли в пятый класс. Классным руководителем стала Инна Николаевна — женщина за 60, всю жизнь проработавшая в этой школе. Учитель советской закалки! На деле — выгоревшая женщина, по моему мнению, склонная к лжи и агрессии.
С нового учебного года сын стал жаловаться на поведение педагога: ругается, орёт, обзывается. Оказалось, что так учитель относится только к мальчикам. Мальчик, опоздавший на пять минут, мог получить порцию оскорблений, а девочка, опоздавшая на десять минут, просто вежливо приглашалась в класс.
Класс, который раньше был дружным, быстро погряз в конфликтах и войнах
Внучка учителя вокруг себя собрала команду девочек, к которым хорошо относились. А все неугодные подвергались унижениям. Дети разбились на враждующие группы. Родители некоторых учеников, чтобы задобрить Инну Николаевну, начали дарить ей дорогие подарки в надежде, что она отстанет конкретно от их детей.
Уроки русского языка и литературы состояли на 80% из разборок. Тетради по русскому были пустые. Она запрещала детям писать «Домашняя работа», чтобы дома они писали упражнения как будто это классная работа. Оценки ставили «от фонаря» — кто ей больше нравился — получал пятерки, неугодные — четверки. В электронный журнал их выставляли все сразу, в конце четверти. Выглядело это смешно. Все оценки по всем предметам ставятся день в день. Русский и литература — 2 пустые строчки на всю четверть, а в последний день ставятся «задним числом»
Первая попытка решить проблему — звонки учителю. Эффекта никакого
Учитель говорил, что дети врут, никто на них не ругается. Мы начали вести постоянную аудиозапись уроков. Уже через три дня у нас была нарезка из 5-7 эпизодов: педагог называла детей балбесами, дураками, сумасшедшими, недоумками без всяких причин. Дети не срывали уроки, не вели себя шумно, не нарушали порядок. Один раз ребенок уронил ручку и оказался дураком. Другой повернул голову — стал балбесом. А третий сказал, что кофта у него не однотонная, а синяя с принтом — и тоже был причислен к балбесам.
Вторая попытка решить проблему — общение с родительским комитетом. Но родительский комитет по иронии судьбы сплошь состоял из родителей девочек. И, как оказалось, им всё нравилось. А что? Девочки в приоритете, претензий к ним — ноль. Унижают пацанов. Всё что мы получили — это двойную порцию буллинга на наших детей. И на этой стадии, к сожалению, родители начали переводить своих детей в другие школы и классы.
Обращение к директору и завучу — эффект временный. Вместе с юристами мы сделали заготовку письма и пришли к директору чтобы обсудить вопрос. Там уже сидел наш родительский комитет, который говорил, какая хорошая учительница у нас. Мы тут видите ли всё придумываем. Аудиозаписи директор слушать отказалась, сказала, что это незаконно. Но в целом нас поняли, услышали. Правда, хватило этого ненадолго.
После двухнедельного перерыва Инна Николаевна сорвалась
Решив, что директор на её стороне, она начала просто «мочить детей в сортире». Родители мальчиков и адекватные родители девочек пришли к директору и заявили, что школе отводится неделя, чтобы убрать учителя, иначе все толпой едут жаловаться в департамент образования и в приёмную уполномоченного по правам ребенка.
Чтобы как-то нас успокоить, нам организовали встречу с учителем. Она сначала сквозь зубы извинилась, но по факту не признала ни одной своей ошибки и считала себя правой во всём. Когда ей включили запись её же голоса в классе, она заявила, что не говорила этого.
Конец истории, длившейся семь месяцев.
Через 2 дня после последней встречи нам объявили, что больше Инны Николаевны с нами не будет. Нам поменяли классного руководителя, назначили другого учителя русского языка. Наш класс разорван на части. Конфликты среди детей, противостояние родителей. Со всем этим нам ещё предстоит разобраться. А сейчас хочу поделиться своим опытом с вами, чтобы вы понимали и знали, как отстаивать свои права в школе.
1. Делайте аудиозаписи
Закон не может запретить вам записывать на диктофон всё, что происходит вокруг вашего ребенка. Но не надо заставлять записывать конфликты ребёнка на телефон: это лишняя психологическая нагрузка на ученика, да и использование телефонов в процессе обучения запрещено. Поэтому мы сделали просто — положили включенный диктофон в карман рюкзака перед школой и после возвращения ребенка доставали и выключали его.
Ждите, что учителя, директора, завучи, сотрудники департаментов будут в голос кричать и доказывать, что это незаконно. Ведь для них эти записи невыгодны. Если запись с урока, где учитель унижает детей, появится в соцсетях, никому не поздоровится. Если сомневаетесь, проконсультируйтесь с юристом. Но учтите, вы не можете просто так распространять записи, вы можете использовать их только в интересах защиты прав ребенка.
Записывайте все встречи с директором, учителем и другими представителями образования. Никто не в праве запрещать вам вести аудиозапись, даже если вы говорите с директором один на один.
2. Будьте готовы к давлению
Как со стороны учителя, завуча, директора, так и со стороны родителей, которые поддерживают эту систему. Никто не хочет раздувать конфликт, вас попробуют задавить авторитетом. Директор может сказать, что вы ничего не добьетесь и в лучшем случае вас выгонят из школы, переведут в другой класс. Вам скажут, что это заслуженный учитель с 30-летним стажем и к нему никогда не было претензий, и поэтом вы не имеете права на него наговаривать. Но это всё не имеет отношения к делу. Не сдавайтесь! Защищайте своего ребенка!
3. Не смотрите на остальных
Большинство ничего не решает. Знайте, если учитель нарушает ваши права и при этом его поддерживает 99% класса и школы, это не даёт никаких привилегий. Если есть нарушения закона, то никакое голосование не поможет. Даже один человек способен сломить систему. Группа поддержки не обязательна. Однако, если вы не одиноки и есть другие родители, которые вас поддерживают — это, конечно, преимущество.
4. Игнорируйте других учителей
Вы можете столкнуться со слепой учительской солидарностью: не разбираясь в ситуации, другие педагоги будут говорить: «Как вы можете судить об обучении, если вы не педагог?», «Как ещё разговаривать с детьми, которых вы не можете воспитать?» и прочее. Игнорируйте это. Учителя много пережили в наше время, в том числе — от плохих родителей и государства, их можно понять. Но всегда должен работать здравый смысл.
5. Пишите официальные письма
Просто телефонные разговоры ни к чему не приводят. Есть федеральный закон об обращении граждан, в соответствии с которым любая государственная организация обязана ответить вам на ваше обращение в течение 30 дней.
Не пишите сразу в городской или областной департамент образования, соблюдайте очередность. Сначала попробуйте решить вопрос устно. Не получилось? Направьте официальное письмо в школу, потом — в департамент образования города, департамент образования области (края), министерство образования и наконец администрация президента. Если нарушите порядок, ваше письмо не будут рассматривать, а перешлют в инстанцию ниже, а вы просто потеряете время.
Если вам не отвечают или отвечают не по существу заданных вопросов — пишите в прокуратуру. Вам обязаны ответить на все заданные вами вопросы! Не описывайте в письмах свои эмоции и возмущение, только факты, нарушения и ссылки на законы.
6. Обратитесь в п равозащитные организации
В каждой области и крае есть организации, которые могут помочь вам в отстаивании прав ребенка. Есть уполномоченный по правам ребенка в каждом регионе. Вы можете как по телефону, так и очно получить консультацию и помощь в таких организациях.
7. Ссылайтесь на документы на сайте школы
На сайте школы есть программы по предметам, где чётко указано что и когда дети должны учить. Так же на сайте школы есть положения о ведении (электронного) журнала и должностные инструкции преподавателей.
8. Узнавайте законы
Если хотите добиться правды — нужно знать законы. Прочитайте Закон об образовании, это очень поможет. При отстаивании своих прав вы можете ссылаться на конкретные статьи. Так, в соответствии с ст. 34 ФЗ об образовании «Обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений».
9. Всегда оставайтесь вежливым человеком
Не опускайтесь до уровня тех, кто унижает и оскорбляет вашего ребенка. Будьте всегда вежливы, иначе у вас ничего не получится.
10. Не сдавайтесь
Не спешите уходить из класса или школы. Перевод может стать еще одним стрессом для ребенка, и не факт, что поможет решить возникшую проблему. Ребенок может в дальнейшем бояться трудностей и стремиться не решать их, а избегать и прятаться. Объясните ребенку, что вы рядом, вы его поддерживаете и всегда будете за него. И вместе вы победите.
Дорогие работники системы образования, пожалуйста, не надо накидываться на меня и кричать, что родители сейчас безмозглые и считают, что их детей должны воспитывать в школе, а не дома. Не надо отстаивать права женщины, которая не уважает и не способна нормально учить детей. Я инженер и у меня 2 высших образования. Мой сын хорошо учится, воспитан, вежлив. Я его всегда учу отстаивать свои права! Я считаю, что в нашей стране все равны перед законом и никто не давал учителям права унижать и оскорблять детей, подавлять их самомнение.
Давайте будем людьми и будем относиться друг к другу с уважением. И к детям тоже нужно относиться с уважением!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / Abusive mother