Если обзывают очкариком что ответить
От дразнилки до травли: как научить ребёнка реагировать на «очкарика»
Жадина-говядина, обманули дурака — на четыре кулака, арбуз-карапуз, ябеда-корябеда. Сейчас эти дразнилки кажутся смешными и безобидными, но в детстве мы могли всерьёз обижаться на них. Как они появились и могут ли перерасти в травлю? Как помочь ребёнку, если его дразнят? На эти вопросы отвечает клинический и кризисный психолог АНО «БО «Журавлик» и программы «Травли NET» Мария Зеленова в рамках кампании телеканала Cartoon Network «Месяц антибуллинга».
Что такое дразнилка?
В 20-х годах ХХ века советские филологи, изучавшие народную словесность, решили выделить детский фольклор в отдельную область. В 80-х доктор филологических наук Георгий Виноградов объединил это направление термином «детская сатирическая лирика». Это понятие делилось на две большие подгруппы: дразнилки/издевки и все виды поддевок.
«Дразнилка заключает в себе шутку-прибаутку, привязанную к имени, к прозвищу или какому-нибудь — действительному или выдуманному — недостатку высмеиваемого: сверстника, или беззащитного взрослого человека, или животного, или домашней птицы; городские дети адресуют дразнилки даже статуям в садах или на площадях. Как правило, дразнилка применяется только к случаю и не закрепляется за отдельным лицом», — писал Виноградов в 1986 году.
Поддевка, по определению учёного, — это искусственный диалог, в котором один из собеседников может, что называется, поймать другого на слове (Например: «Скажи: двести. — Двести. — Сиди, дурак, на месте»), либо естественный диалог, в котором человека могут подловить на слове совершенно неожиданно. «Поддевки отличаются краткостью и чёткостью», — отмечал фольклорист.
Почему дети дразнят друг друга?
Коллега Виноградова, фольклорист и педагог Михаил Мельников, писал, что дразнилки особенно популярны среди дошкольников и учеников начальной школы. После 12 лет дети редко употребляют их.
Дети действительно часто друг друга поддразнивают или обзывают, говорит Мария Зеленова. Это не в последнюю очередь связано с тем, что дошкольники и ученики начальных классов воспринимают сверстников как партнеров по игре. Дразня, они провоцируют и проверяют друг друга, ждут реакции.
«Это смешно, пока смешно всем участникам. Приемлемо до тех пор, пока силы равны. Когда же это становится систематическим, то мы говорим об открытом конфликте. Массовым — о травле», — объясняет Зеленова. Подробно об отличиях конфликта от травли психологи программы «Травли Net» при поддержке телеканала Cartoon Network рассказали в инструкции для родителей.
Условно, если Петю дразнит Вася — это одно, но если к Васе присоединились другие ребята, и кроме цитирования дразнилок, они критикуют, оскорбляют Петю и дают ему неприятные прозвища, то речь идёт уже о вербальном буллинге, говорит психолог. Если дразнящему объясняют, что такое говорить нехорошо, Пете слушать это неприятно и детей, которые бы поддержали нападки, нет, то и в буллинг такая вербальная агрессия не перерастает.
Что делать, если ребёнка дразнят?
По словам Марии Зеленовой, ребёнка изначально нужно научить говорить о своих чувствах. «Очень часто дети стесняются показать, что их задело то, что о них говорят. Но здоровая обратная связь подразумевает умение чётко и ясно, спокойно и уверенно сказать: „хватит“, „мне неприятно“, „прекрати“, „это не смешно“», — говорит психолог. Если обидчик не прекращает провокации, то важно обратиться за помощью к учителю и объяснить, что ребёнок говорил, что ему неприятно, но его не слышат. Кроме того, родителям стоит максимально корректно обсудить ситуацию с родителями дразнящего, и помочь вместе наладить общение детей на взаимоуважительных началах.
«Ребёнку важно понимать, что игнорировать обидное нельзя, и ему нужно об этом говорить. Изменить отношение к происходящему можно, если помнить, что дразнящий в первую очередь говорит о себе — своей агрессии, своих обидах, своем неумении общаться», — говорит психолог.
Ещё один вариант разрешения ситуации — поделиться с ребёнком свои опытом. Едва ли найдётся человек, которого ни разу не дразнили в детстве, или он сам не дразнил сверстников.
«Собственный пример родителя поможет в том случае, если он уверенно выражает свои чувства, как положительные, так и негативные. Не стесняется, не паникует и не впадает в ярость, когда что-то идёт не так. Тогда у ребёнка складывается образ гармоничного взрослого, в ладу с собой и со своими ощущениями», — говорит Мария Зеленова.
Однако, добавляет она, позитивный пример совсем не обязательно сможет решить проблему ребёнка. Что помогало родителю, когда он был маленьким, или на что он не обращал внимание, может совсем иначе восприниматься другим человеком. Его опыт и ощущения важно всё же разделять со своей реакцией, пусть и на похожую ситуацию.
Если ребёнок относится к себе и к другим с юмором, это помогает ему не реагировать чересчур болезненно на многие неприятные ситуации в жизни. «Поэтому чувство юмора (но не обесценивание!), взращиваемое с детства в семье, позволяет ребёнку ощущать бóльшую свободу самовыражения и учит относиться легче к своим достоинствам и недостаткам», — резюмирует Зеленова.
Ребенок в очках, как не комплексовать: психолог дает советы
Очень часто случается так, что дети подвергаются унижению со стороны коллектива, в котором они находятся. Нападки со стороны других детей бывают, как в школьном, так и в дошкольном учреждениях. Такое отношение к ребенку может быть вызвано тем, что ребенок плохо видит и ему приходится носить очки.
Когда происходит моральное давление коллектива на психику ребенка, как правило, это приводит к тому, что он становится замкнутым, с множеством комплексов, которые невозможно искоренить в течение долгих лет.
Возможно ли сделать так, чтобы детей, которые носят очки, не считали изгоями, не обижали, чтобы в коллективе они не считались «белыми воронами», и какие действия необходимо предпринять, если нападки на него уже начались?
Дети очкарики: детский садик
Малыша, у которого плохое зрение, лучше отдать в дошкольное учреждение со специальным уклоном. Такое решение родителей, во-первых, поможет ребенку улучшить зрение, во-вторых, рядом с ним детки будут с такими же проблемами со здоровьем и это не будет выделять его среди других. Плюс таких учреждений в том, что там с ребенком занимаются квалифицированные воспитатели, а также доктора, которые предоставят помощь в решении данной ситуации.
Однако, если ребенок пошел в неспециализированный детский садик, то родителям необходимо провести беседу с педагогами, которые будут находиться с ним. Таким образом, когда ребенка захотят обозвать «очкариком», воспитатель объяснит, что так вести себя по отношению к другим нельзя. Как правило, педагог создает благоприятную атмосферу между детьми. Если воспитатель к этой ситуации отнесется серьезно, и все нападки обидчиков будут вовремя останавливаться, тогда ребенок будет чувствовать себя в безопасности.
Дети очкарики: школа
В школе, также как и в садике, родителям необходимо провести беседу с учителями, которые будут проводить больше времени в классе. Педагогам стоит выделить какое-то время для младших и средних классов, чтобы провести специальный урок на тему о неблагоприятных внешних факторов, имеющих плохое влияние на глаза, а также о детях, которым прописаны очки, и что в этом нет ничего зазорного. Все, кто носят очки, абсолютно нормальные. Ведь множество людей страдают от различных болезней. Кто-то жалуется на боли в голове, а кто-то страдает от желудочной или глазной боли. А человек, который в данный момент осмеивает того, кто в очках, не застрахован от болезней, как и его близкие люди. И ему бы не было приятно, если бы над ним или над его родственниками кто-либо шутил.
Взрослые люди также должны с пониманием относиться к детям в очках. Ведь ребенок очень чутко воспринимает реакцию взрослого по отношению к чему-либо. И лишь то, что учитель и родители — это пример для ребенка, должно подвигнуть к адекватному отношению к нему со стороны взрослых.
Отношение к обычным детям, и к детям в очках должно быть одинаково. Такой малыш должен воспринимать себя, как вполне обычного ребенка. И тот факт, что зрение у него чуть хуже, чем у других детей, ни в коем случае не портит его. Родители должны принять такую ситуацию, как должное, не комплексовать, ведь их чадо все понимает и чувствует. А обидные высказывания в его сторону, нужно просто игнорировать, чтобы ребенок в дальнейшем научился не принимать близко к сердцу слова таких людей.
Что необходимо делать, чтобы ребенок не комплексовал?
Если ребенок не комплексует и с его самооценкой все хорошо, то ему очень легко вливаться в новый коллектив. Но, если с этим есть проблемы, то повысить самооценку можно нахваливая ребенка, поощряя его во всех его начинаниях. Здесь главное не переусердствовать. Необходимо указать ребенку на его недостатки с положительной стороны.
Пусть родители, приобретая для ребенка очки, выберут самые стильные, в которых он будет выглядеть потрясающе. Очень важно говорить ребенку приятные слова: «Какая ты у нас красивая, женихи будут табунами за тобой бегать», «Какие у тебя очки модные, ты такой симпатичный в них». Скажите, что очки — это лучшее дополнение к любому стилю.
Что же делать, если вслед кричат «Очкарик»?
Если вслед все же слышится данное слово, то обязанность родителей — сказать ребенку, что это слово не обидное, а так называют тех, кто носит очки. Ведь даже места, где продаются очки, так называют, а значит в этом нет ничего плохого.
Однако, если таким словом начали обзывать в школе, то тут должна быть другая реакция. Ведь это может войти в привычку и тогда ребенку будет сложно учиться в таком коллективе. Чтобы этого избежать, ребенок должен знать, как поставить на место своих обидчиков:
Если ребенку будет не понятно что-то из данного пункта, то лучше объяснить на примере какого-нибудь героя. Например, Гарри Поттера. Ведь он не будет обращать внимание на нападки в свою сторону, а пойдет заниматься благими делами.
Как правильно ответить ребенку одноклассникам, если его дразнят «очкарик»?
Ребенку 7 лет, сколько бы раз учитель детям не говорил, что так нельзя делать, все напрасно. Ребенок в слезах.
Ребёнка надо научить не реагировать никак. Объясните, что только дураки дразнятся, а на дураков обижаться не надо. Когда одноклассники увидят, что никакого эффекта от их поступка нет, им это станет неинтересно. К сожалению, все дети в очках в школе проходят через эти дразнилки. Но если ребёнок будет показывать, что его это очень задевает, убегать, прятаться, плакать, за ним закрепиться роль «жертвы» и даже потом в старших классах, когда очки уже неинтересны шутникам, над ним будут стебаться.
Так что привейте ребёнку здоровый пофигизм и чувство собственного достоинства. А обидчикам можно ответить, что нибудь типа: лучше быть в очках, чем без мозгов, как ты. А ещё хорошо, чтоб он мог если что и сдачи дать.
Когда он эти понятия будет воспринимать на полном серьёзе, то дразнилка «очкарик» будет выглядеть для него, как комплимент.
Можете привести в пример, что очки носят все умные и продвинутые люди. Начните с родителей, дедушек и бабушек, учёных и известных актёров, поэтов, музыкантов.
Мне казалось, очкариками не дразнят уже больше 10 лет. С того самого момента, когда в Россию пришел Гарри Поттер. И много вариантов детских оправ делают как раз под влиянием этого персонажа. И детки не стесняются, ведь они носят очки, как известный и многими любимый герой.
Наверное, не стоит учить ребенка как то отвечать. Хотя, когда внучка моей подруги носила брекеты, она на вопрос: «что это у тебя?» Отвечала «Моя гордость!» С таким апломбом, что больше вопросов не задавали.
Но можно пойти иным путем.
Если в школе нет формы- купите ребенку футболку с Гарри Поттером,или любую другую одежду. Если есть форма- то рюкзак. Можно пойти дальше, и очки купить тоже- как у Гаррика.
Не нравится Гарри- можно Джона. Но, думаю, не все одноклассники оценят.
Вообще то,это надо решать вам на родительском собрании. Чтобы родители поговорили со своими детьми. А классный руководитель провёл с ребятами беседу, о том,что очки может начать наносить человек в любом возрасте. Так что дразнить никого не стоит. Здоровье у всех разное. Вот у меня брат во втором классе катался на горных лыжах и сломал себе ключицу. Это повлияло на зрение. Но его никто не дразнил. Детки были все воспитанные.
Вообще, лучше его не давать.
Замените, каким-то либо соусом, сейчас вариаций этих соусов именно домашнего производства,сделанами вашеми руками- тьма.
не пожалейте время, и кормите ребенка, только хорошей домашней едой, и сами тоже переходите, на здоровые продукты,поверьте желудок ваш,а в особенности вашего малыша, через много лет вам скажет спасибо.
И если кстати ребенку с детства приучить к здоровому-вкусному питанию, на всякие гадости он уже врядли передет полностью.
Так что берегите свое здоровье с ребеночком)
Я лично рекомендую, нам мальтофер прописал педиатр, пропили месяц, уровень железа поднялся на 10 единиц (считаю очень хороший результат, даже 2-3 единицы считаются положительным результатом). Больше не принимали, гемоглобин в норме уже несколько месяцев.
Сына отлучила от груди в 1 год и 3 месяца, просто уехала на несколько дней в другой город, оставив его с бабушкой. Когда вернулась, он про грудь уже и забыл.
С дочкой было сложней, поскольку я кормила ее грудью почти до 3 лет, никакие уговоры бросить сосать грудь не помогали. Пошла на крайние меры: намазала грудь горчицей. Дочка попробовала и заявила со знанием дела: мама, вымой. В следующий раз я положила на грудь кусок меха и когда дочка потребовала любимое лакомство, шепотом сказала ей: ой, нельзя, там бабайка. Не поверила, расстегнула мне платье, в предвкушении удовольствия закрыла глаза и привычно уткнулась носиком в мою грудь, но тут же отскочила, почувствовав вместо привычной кожи что-то страшное, волосатое. Больше грудь не просила.
Деньги педиатр не имеет права просить у родителей, она зарплату получает из нами уплаченных налогов. Вам нужна справка, записываетесь на приём и приходите как положено, а если начнёт уворачиваться что снова некогда, жалуйтесь начиная с заведующим поликлиники. А по поводу взятки, у нас в поликлинике чёрным по белому написано что все платные услуги оплачиваются в регистратуре и выдаётся документ об оплате, а в случае если какой-то медработник просит или требует денег сообщить по телефону и тд (Министерство здравоохранения). Не хотите или не можете попасть к своему участковому педиатру, можете взять талон или записаться к другому на что имеете полное право по закону, да и вообще если не нравится вам ваш врач модно уйти к другому, единственное на вызов на дом будет приходить участковый педиатр(у нас многим наш педиатр не нравится и они перешли к другому)
Последние разработки ученых из Италии, которые проводили эксперименты на крысах, доказали, что аспартам приводит к развитию всевозможных злокачественных болезней, таких как лейкемия и опухоли различных органов. Виной тому является входящий в состав аспартама – метанол, превращающийся в процессе обмена веществ в формальдегид. Ученые исследователи напоминают, что и метанол, и формальдегит являются потенциальными канцерогенами!
Также выяснилось, что если его принимала беременная женщина, то у ее малыша интеллект будет снижен на 15%!
Как в очках не быть «очкариком»
— Без очков ты красивее.
— Когда я без очков, ты тоже красивее.
Взято из соцсетей.
К сожалению, довольно часто дети становятся жертвами коллективной травли. Это может быть школа, кружок, секция или даже детский сад. Поводом для унижений и издевательств может послужить плохое зрение ребенка и ношение очков. Издевательства мешают сосредоточиться на учебном процессе, нарушают естественный ход совершенствования межличностных отношений и развивают у ребенка комплекс неполноценности, который может остаться на долгие годы.
Итак, что же делать, чтобы к ребенку-очкарику относились спокойно, не унижали, легко принимали в коллективе и как сохранить адекватную самооценку ребенка, если его уже обзывают очкариком?
Ребенок в очках: дошкольный возраст
Если вашему малышу-дошкольнику уже требуется носить очки, постарайтесь, по возможности, определить его в коррекционный детский сад или спецгруппу. С одной стороны, это поможет его глазам, с другой стороны – он будет гармонично развиваться в коллективе, где будет окружен такими же детишками, как и он сам. Кроме того, в подобных садиках постоянно работают подготовленные педагоги и врачи, цель которых – помочь малышу справиться с проблемой.
Если ваш малыш ходит в обычный детский сад, поговорите воспитателем, нянечкой. Если они заметят, что ребенка обижают из-за очков, пусть вмешаются и пояснят, что так поступать не следует. Ведь именно от воспитателя зависит психологический климат в коллективе. Если педагоги адекватно и с пониманием будут относиться к проблеме малыша, будут пресекать «обзывальщиков», а может быть, даже проведут беседу с детьми по здоровью глазок, то все будет замечательно.
Ребенок в очках: школьный возраст
Важно и отношение взрослых к очкарикам. Дети тонко чувствуют отношение взрослых к тем или иным вещам. А если принимать во внимание, что классный руководитель и родители являются главными авторитетами для ребенка, именно им следует спокойно и уважительно относиться к детям, носящим очки.
Например, одна девочка, когда-то услышав от учительницы, что очки носят очень умные люди, на шуточный вопрос маминых подруг «Какого бы ты мужа хотела?», строго ответила: «Умного и в очках». Даже спустя пару лет после окончания младшей школы она не могла подвергнуть сомнению слова учительницы.
Относитесь к очкарику так же, как и к другим детям. Он никогда не должен чувствовать себя ущемленным или каким-то особенным. Да, он носит очки, но это не делает его хуже остальных. Не показывайте свои переживания из-за ношения ребенком очков, он может это почувствовать. Если вы слышите обзывательства других детей, не показывайте, что вы обижены. Ребенок может даже не знать, что надо обижаться, но он легко научится этому у вас. Как реагировать на «выпады», мы расскажем позже.
Как повысить самооценку ребенка в очках?
Ребенку будет проще общаться со сверстниками, даже с самыми задиристыми, если его самооценка будет чуть-чуть завышена. Говорите ребенку о том, как вы его любите, поощряйте за успехи, старания. Не выдумайте несуществующее, но и не бойтесь перехвалить. Помогите ребенку увидеть минусы в своей внешности в качестве плюсов.
Купите ребенку модные, красивые очки, которые хорошо на нем смотрятся. Подчеркивайте привлекательность ребенка («Ты у меня красавицей растешь, от женихов скоро отбоя не будет», «Какая у тебя оправа стильная, тебе очень идет, сразу такой солидный стал!», говорите, что «Очки – это самый модный аксессуар, их можно подбирать к одежде, к образу» и пр.
Сейчас очень много известных героев в очках. Мальчикам можно сказать, что он вылитый Гарри Поттер или Человек-Паук, девочкам – что они похожи на ванилек (романтичных девочек в очках, любящих моду, природу и фотографию). Расскажите, что многие звезды и знаменитые люди даже с хорошим зрением носят очки, чтобы выглядеть ярче.
Как быть, если дразнят «очкариком»?
Если вы замечаете, что окрики стали появляться в школе, где все постоянно друг у друга на виду, такой реакцией уже не обойтись. Прозвище может прикрепиться к ребенку и мешать ему в течение всего учебного процесса. Чтобы такого не было, научите ребенка методам психологической защиты:
Кто обзывается, тот сам так называется
Черная касса, ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!
Чики-траки — стеночка! (Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзывающим.)
— У кого четыре глаза, тот похож на водолаза.
— Приятно познакомиться. А я – Петя.
Почему ты хочешь меня обидеть?
И что? (Недаром эти два слова в интернете прозвали вопросом, о который разбиваются все доказательства. Помогает и взрослым).
Чтобы ребенок лучше понял это пункт, попросите его представить себя Гарри Поттером. Что будет делать Гарри, если его будут обзывать другие дети? Начнет скандалить в ответ или отправится дальше спасать мир? Конечно, пойдет спасать мир, потому что у героев всегда найдутся дела поважнее.
Ольга ВОСТОЧНАЯ, психолог
Как помочь ребёнку, если его дразнят в школе: инструкция для учеников и учителей
Если физические признаки травли (синяки, порванную одежду, «потерянный» дорогой телефон) внимательный родитель быстро заметит, то с вербальным буллингом дела обстоят не так очевидно. Да и многие родители и учителя уверены, что «это просто такая игра». Координатор программы «Травли NET» Мария Свир рассказывает, почему словесные оскорбления — это опасно и как правильно отвечать на буллинг.
Взрослые, которые считают, что дразнилки — это просто такая форма общения и ничего страшного в ней нет, скорее всего, из тех, кто никогда не сталкивался с этим или благополучно забыл обо всём. Потому что оскорбления, хохот на уроке, когда ребёнок пытается отвечать, высмеивание определённых черт характера — это самая настоящая травля. Она вызывает у ребёнка чувство страха, беспомощности, неуверенности в себе, неврозы, тревожность, депрессивные мысли и состояния.
Почему ребёнка могут дразнить
Дразнить, как и травить в целом, могут за что угодно — за свитер старшей сестры, за фамилию, за хорошие оценки. Если у ребёнка, которого буллят, спросить, почему с ним такое происходит, ответ будет предсказуем: «Потому что я толстый/у меня нет планшета/я медленно бегаю/ я хуже всех». Ребёнок легко объяснит это — с ним же очевидно что-то не так.
Основная опасность вроде бы безобидных дразнилок: они внушают ребёнку, что его в самом деле есть за что обзывать
Даже самый уверенный в себе ребёнок, живущий в любящей семье, может поддаться на эту провокацию. Ребёнок, которого постоянно дразнят и обзывают, может испытывать трудности в учёбе, не верит в свои силы, пытается пропускать занятия всеми правдами и неправдами, чтобы избежать травмирующих ситуаций. Он начинает и сам смотреть на себя как на ущербного.
В будущем этот опыт, пусть и подавленный, может обернуться проблемами с самооценкой и здоровым восприятием себя, а чувство стыда, бессилия, беспомощности, уязвимости запомнятся надолго и могут негативно повлиять на формирование личности.
Если у вашего ребёнка немного друзей, но никто не отнимает у него чувство безопасности, не обижает его, не дразнит и не издевается, то он просто замкнутный и не стоит о нём волноваться.
Когда возникает словесная травля
В младшей школе вероятность появления травли существенно ниже, поскольку ещё очень силён авторитет учителя, к которому дети проявляют гиперлояльность. Но даже дружные и нейтральные коллективы, у которых в начальной школе не было буллинга, с 5-6 класса рискуют «открыть» для себя травлю, когда учитель перестаёт играть такую важную роль.
Дети вдруг понимают, что, оказывается, можно сплотиться против кого-то. Издеваясь над выбранной жертвой и преследуя её, можно почувствовать принадлежность к группе, особое упоение, веселье и даже эйфорию от общности — чувства, которые хочется переживать снова и снова и от которых трудно отказаться.
Кроме того, когда кто-то оказался втянут в буллинг в качестве свидетеля, ему может быть просто страшно останавливаться — страшно, что внимание агрессора переключится на него, что его объявят «неправильным» и сделают следующим изгоем.
Что делать родителям и ребёнку, которого дразнят
1. Объяснить, кто виноват
В первую очередь ребёнку надо объяснить, что если его дразнят, это не с ним что-то не так, а с окружающими. Это они выбрали быть плохими и обзываться. Если бы кто-то систематически специально делал какую-то глупость (разбивал дома чашки/рвал свои тетрадки/как-то ещё вредил себе), то про такого человека мы бы не думали ничего хорошего. Важно сразу сказать ребёнку, что его особенности — это неотъемлемая часть личности и она ни в коем случае не делает его плохим.
2. Постараться не реагировать
Часто родители советуют «просто не обращать внимания — обидчикам вскоре надоест», но это работает, только если ребёнок действительно сохраняет спокойствие и остаётся невозмутимым. А если за равнодушием легко разглядеть смятение, краснеющие щёки и блестящие глаза — агрессорам становится только веселее. Они удваивают усилия. Тем более что этот спектакль предназначен скорее для публики, которая уж точно не делает вид, что ей всё равно, а охотно подхватывает и смеётся. Пока есть зрители, травля не прекратится.
3. Не принимать правила игры
Главное правило — ни в коем случае не подхватывать навязываемые правила игры и не выдавать ту реакцию, которую зачинщики ждут (плакать, сердиться, огрызаться, кричать, опровергать, доказывать, просить прекратить).
Классический пример: агрессоры берут чужую шапку и начинают перекидывать её друг другу, вынуждая жертву бегать туда-сюда, пытаясь поймать. Надо просто развернуться и пойти домой: велика вероятность, что обидчикам, во-первых, тут же станет неинтересна их затея и они просто бросят ненужную шапку, а во-вторых, они испугаются, что жертва сейчас придёт домой и расскажет всё родителям.
4. Действовать неожиданно
Ещё лучше — задать свои установки: дать разрешение («Обзывайся на здоровье»), переложить ответственность на обидчика («Да, я уже заметил, что тебе нравится говорить так»), задавать вопросы («Оригинально! А ещё что-нибудь есть?»).
Конечно, поначалу агрессоров это может воодушевить и они в самом деле будут обзываться на здоровье и демонстрировать, что у них есть в запасе. Но, как правило, такая эскалация не длится долго, потому что обзываться без отдачи — всё равно что кричать в пропасть.
5. Развивать самоиронию
Уязвленная реакция жертвы позволяет агрессору чувствовать силу, власть и уверенность в себе, свою правоту и победу. Научите ребёнка никому не давать эту силу и власть над собой. При вербальном буллинге крайне важна способность к чувству юмора и самоиронии: детей, которые могут уверенно и со смехом первыми заявить о своих отличиях, какими бы они ни были, обычно не травят.
Как вести себя учителю
1. Не перекладывать ответственность
Это относится уже к учителю. Оскорбления, обзывательства и обидные дразнилки, возможно, и веселят весь класс, но тот, кого травят, явно не получает удовольствия — значит, задача учителя это прекратить. Без всяких отговорок в духе «ну не дерутся же — и ладно». Игра — это когда весело всем, процесс, в котором все участвуют добровольно.
2. Определить, когда начинается травля
Учитель должен различать конфликт, непопулярность и травлю, поскольку с каждой из этих проблем бороться нужно по-разному. В конфликте обычно участвуют двое, а силы соперников примерно равны. В этом случае хорошо работают методы медиации: в конфликт вступает третья, нейтральная сторона, которая высказывает беспристрастное мнение и помогает урегулировать разногласия.
5 серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли
Помочь ребёнку завоевать популярность тоже в силах учителя: можно давать ему задания, с которыми он хорошо справляется, отмечать его успехи, хвалить — словом, показывать важность этого человека для всей группы. Однако эти меры стоит принимать только тогда, когда нет травли — иначе ученик рискует столкнуться с ещё более жестоким буллингом, поскольку травить успешного, «выскочку», «подлизу» даже приятнее и интереснее.
3. Взять ситуацию в свои руки
В случае травли работать надо не с одним учеником, не с двумя конфликтующими, а со всей группой сразу. Поскольку искоренить травлю, удалив главного обидчика, не удастся: группа тут же выдвинет нового агрессора, только в этот раз научится его покрывать или вести травлю более изощрённо и тонко. Первый главный шаг педагога — донести до класса, что он в курсе сложившейся ситуации и она его не устраивает. Второй шаг — дать проблеме имя: у нас в классе происходит травля/насилие. Варианты вроде «У Саши не получается найти с вами общий язык, зачем вы его обижаете, ему же плохо и грустно» не подходят, поскольку это снова перекладывание вины на «Сашу» и апелляция к его чувствам (но если бы агрессорам было дело до его чувств — они бы его не травили).
4. Представить травлю как болезнь
Агрессор обычно пытается отпираться до последнего и защищать себя «да он сам», «а что я?», «он первый начал». Поэтому эффективнее представить травлю как болезнь всей группы, от которой всем грустно и плохо. Что мы можем сделать, чтобы вылечиться, чтобы у нас снова был дружный класс?
Такой метод позволяет зачинщикам сохранить лицо (очень часто это неуверенные в себе и ранимые дети, которые боятся потерять уважение и авторитет), а всему коллективу осознать, что они находятся в одной лодке.
Развить дискуссию помогут примеры из книг и фильмов — для младшеклассников «Гадкий утёнок» Гарри Бардина, для детей старшего возраста — «Чучело» Железникова. Конечно, читать или смотреть фильм надо всем вместе, а не задавать на дом. В процессе важно обращать внимание на какие-то моменты, интересоваться мнением учеников, спрашивать, как бы они поступили в том или ином случае, кто прав и почему.
5. Помочь детям оценить своё поведение
Пусть дети сами выставят себе баллы в зависимости от того, какой вклад они внесли в травлю: вообще не участвовали, молча наблюдали со стороны, поддерживали зачинщика или были главными обидчиками. Полезно также выработать общие правила поведения, проголосовать за них, выписать большими красивыми буквами на ватмане и предложить всем детям расписаться. Понятно, что никакой юридической силы у этого «документа» не будет, зато терапевтический эффект от заключения настоящего контракта со взрослым поможет укрепить позитивную динамику изменений.
Cartoon Network Россия, один из ведущих детских телеканалов, проводит ежегодную антибуллинговую кампанию. В 2018 году у неё появился слоган «Отличаться — это отлично!» и хештег #БудьОтличным. Проект предлагает взрослым и детям по-новому взглянуть на особенности, ведь именно они делают каждого из нас уникальным. Социальную инициативу телеканала поддержали АНО БО «Журавлик», программа «Травли NET» и благотворительный фонд «Галчонок», а также проекты «Family Tree» и «Детям о важном».
Иллюстрации: Shutterstock (Good_Stock)