Если пфр отказал в назначении пенсии что делать

Пенсионный вопрос: отказ в назначении пенсии

Почему могут отказать в назначении пенсии?

В ряде случаев органы ПФР имеют право отказать в назначении пенсии. Одной из причин такого отказа является недостающий страховой стаж.

В 2020 году право на страховую пенсию по старости получают мужчины, родившиеся во 2-м полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во 2-м полугодии 1964 года, соответственно в возрасте 61,5 и 56,5 лет.

Продолжительность требуемого страхового стажа составляет 11 лет, а величина индивидуального пенсионного коэффициента – 18,6. В силу обстоятельств не все граждане достигают этих показателей к моменту выхода на пенсию. Чтобы этого избежать, в определенных случаях можно самостоятельно уплачивать страховые взносы – к примеру, сделать это может российский гражданин, работающий за пределами страны, или одно физическое лицо за другое (к примеру, мужчина за неработающую супругу).

Законом определены минимальный и максимальный размеры страховых взносов, а также максимальный стаж, который можно «заработать» таким образом.

Согласно законодательству периоды учёбы в специальный стаж не включаются. Если ранее учителя и медработники имели право на льготную пенсию, то принятый федеральный закон о поэтапном повышении пенсионного возраста внёс свои коррективы.

Для педагогических работников не выросли требования к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии, – он остался на уровне 25 лет. У медиков досрочный стаж также остался на прежнем уровне (25 лет при работе в сельской местности и 30 – в городах). Но при этом срок реализации этого права постепенно сдвигается.

Так, досрочная пенсия педагогам будет назначаться только через определенный период времени после выработки требуемой продолжительности специального стажа. Данный период в 2023 году должен составить 60 месяцев при ежегодном увеличении с 2019 года на 12 месяцев.

Вместе с тем, если педагоги и медики выработают необходимый стаж в переходный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, пенсия им может быть назначена на полгода раньше.

Важно, чтобы характер выполняемой в действительности работы полностью соответствовал характеру и условиям труда занимаемой должности, на которую принят работник, и которая даёт право на льготное назначение пенсии с учётом специального стажа.

При этом в стаж на соответствующих видах работ также включаются больничные листы и периоды ежегодных отпусков, т.е. периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения работником своих функциональных обязанностей.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут включаться в стаж на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости – так определено законодательством. В период обучения на курсах работник не находится в особых условиях труда, не несет психоэмоциональных и других нагрузок, дающих право на льготу.

Решения об отказах в назначении пенсии нередко обжалуются в судебном порядке, но практика рассмотрения этих дел разнообразна. Судья обладает более широкими полномочиями в оценке документов, может дать оценку косвенным доказательствам, которых нет в распоряжении органа ПФР.

Для управления ПФР, как правоприменительного органа, включение «спорных» периодов в соответствующий стаж станет возможным только после внесения изменений в законодательство.

Во избежание спорных случаев Отделение Пенсионного фонда по Ханты-Мансийскому автономному округу рекомендует гражданам изучать выписку из своего лицевого счёта в ПФР заблаговременно, не дожидаясь выхода на пенсию, и в случае необходимости заранее принимать меры по подтверждению своего стажа и заработка.

Источник

Решение № 2-709/2017 2-709/2017

М-508/2017 М-508/2017 от 27 марта 2017 г. по делу № 2-709/2017

именем Российской Федерации

г. Сызрань 27 марта 2017 года

Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.

с участием адвоката Серовой И.М., предоставившей удостоверение № 1111 от 31.07.2003 и ордер № 018557 от 27.02.2017,

при секретаре Бирюковой И.А.

Полещук П.А. обратился в суд с иском к ответчику и просил с учетом уточнения признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах от об отказе в назначении ему пенсии, так же просил включить в его страховой и общий трудовой стаж периоды его работы:

— с по в качестве арматурщика на п/о «Каршинстройиндустрия»,

— с по в качестве слесаря 4 разряда отд. № *** в Плодовинсовхозе «Кировский»,

— с по в качестве тренера по борьбе в Профкоме ПВС «Кировский»,

Проверив дело, заслушав объяснения сторон, объяснения свидетеля ФИО6, подтвердившей доводы истца по данному факту, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что Полещук П.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области с заявлением о назначении страховой пенсии.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области от в назначении страховой пенсии Полещуку П.А. было отказано ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента ( ИПК).

Документами подтвержден страховой стаж 7 лет 11 месяцев 4 дня, суммарный ИПК равен 8,011, что ниже требуемого 9.

Согласно п. 1 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 2. Условия назначения страховых пенсий > Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости» target=»_blank»>8 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст. 89 Федерального закона «О государственных пенсиях в РФ» в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

В соответствии с п.1 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 3. Страховой стаж > Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж» target=»_blank»>11 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» от 11 декабря 2012 года № 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Работа Полещука П.А. с по в качестве арматурщика на п/о «Каршинстройиндустрия» подтверждается архивной справкой от № П-6, выданной директором Каршинского городского архива о заработной плате Полещука П.А. за года.

Работа Полещука П.А. с по в качестве слесаря 4 разряда отд. № *** в Плодовинсовхозе «Кировский», с по в качестве тренера по борьбе в Профкоме ПВС «Кировский», с по в качестве мастера стройотдела, с по в качестве мастера информационного коммерческого центра в Плодовинсовхозе «Кировский» так же подтверждается архивной выпиской от № ПЛ-143, выданной директором Асыкатинского отдела архива, о имеющихся приказах в отношении Полещука П.А. о его принятиях, переводе и увольнении с должностей за период 1980 – 1996 года.

С учетом данных обстоятельств суд полагает, что требования о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах от об отказе в назначении Полещуку П.А. пенсии подлежит удовлетворению в части, периоды работы Полещук П.А. с по в качестве арматурщика на п/о «Каршинстройиндустрия», с по в качестве слесаря 4 разряда отд. № *** в Плодовинсовхозе «Кировский», с по в качестве тренера по борьбе в Профкоме ПВС «Кировский», с по в качестве мастера стройотдела, с по в качестве мастера информационного коммерческого центра в Плодовинсовхозе «Кировский», должны быть включены в его страховой и общий трудовой стаж, поскольку подтверждены документально.

В силу п. 1, 2 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 5. Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии > Статья 22. Сроки назначения страховой пенсии» target=»_blank»>22 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Исковые требования Полещука П. А. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области засчитать в страховой и общий трудовой стаж Полещука П. А. периоды его работы:

— с по в качестве арматурщика на п/о «Каршинстройиндустрия»,

— с по в качестве слесаря 4 разряда отд. № *** в Плодовинсовхозе «Кировский»,

— с по в качестве тренера по борьбе в Профкоме ПВС «Кировский»,

— с по в качестве мастера стройотдела,

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Источник

По каким причинам могут отказать в назначении пенсии

Если пфр отказал в назначении пенсии что делать. Смотреть фото Если пфр отказал в назначении пенсии что делать. Смотреть картинку Если пфр отказал в назначении пенсии что делать. Картинка про Если пфр отказал в назначении пенсии что делать. Фото Если пфр отказал в назначении пенсии что делать

Черкесск, 22 сентября 2021 года. В ряде случаев органы ПФР имеют право отказать в назначении пенсии. Одной из причин такого отказа является недостающий страховой стаж.

В 2021 году право на страховую пенсию по старости получают мужчины, родившиеся во 1-м полугодии 1960 года, и женщины, родившиеся во 1-м полугодии 1965 года, соответственно в возрасте от 61,5 и 56,5 лет.

Продолжительность требуемого страхового стажа составляет 12 лет, а величина индивидуального пенсионного коэффициента – 21. В силу обстоятельств не все граждане достигают этих показателей к моменту выхода на пенсию. Чтобы этого избежать, в определенных случаях можно самостоятельно уплачивать страховые взносы – к примеру, сделать это может российский гражданин, работающий за пределами страны, или одно физическое лицо за другое (к примеру, мужчина за неработающую супругу).

Законом определены минимальный и максимальный размеры страховых взносов, а также максимальный стаж, который можно «заработать» таким образом.

Согласно законодательству периоды учёбы в специальный стаж не включаются. Если ранее учителя и медработники имели право на льготную пенсию, то принятый федеральный закон о поэтапном повышении пенсионного возраста внёс свои коррективы.

Для педагогических работников не выросли требования к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии, – он остался на уровне 25 лет. У медиков досрочный стаж также остался на прежнем уровне (25 лет при работе в сельской местности и 30 – в городах). Но при этом срок реализации этого права постепенно сдвигается.

Так, досрочная пенсия педагогам будет назначаться только через определенный период времени после выработки требуемой продолжительности специального стажа. Данный период в 2023 году должен составить 60 месяцев при ежегодном увеличении с 2019 года на 12 месяцев.

Вместе с тем, если педагоги и медики выработали необходимый стаж в переходный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, пенсия им может быть назначена на полгода раньше.

Важно, чтобы характер выполняемой в действительности работы полностью соответствовал характеру и условиям труда занимаемой должности, на которую принят работник, и которая даёт право на льготное назначение пенсии с учётом специального стажа.

При этом в стаж на соответствующих видах работ также включаются больничные листы и периоды ежегодных отпусков, т.е. периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения работником своих функциональных обязанностей.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут включаться в стаж на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости – так определено законодательством. В период обучения на курсах работник не находится в особых условиях труда, не несет психоэмоциональных и других нагрузок, дающих право на льготу.

Решения об отказах в назначении пенсии нередко обжалуются в судебном порядке, но практика рассмотрения этих дел разнообразна. Судья обладает более широкими полномочиями в оценке документов, может дать оценку косвенным доказательствам, которых нет в распоряжении органа ПФР.

Для управления ПФР, как правоприменительного органа, включение «спорных» периодов в соответствующий стаж станет возможным только после внесения изменений в законодательство.

Напоминаем, что государственные услуги Пенсионного фонда можно получить и в электронном виде через Личный кабинет гражданина или Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также в МФЦ (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг).

Если же вам необходимо посетить клиентскую службу ПФР, то в настоящее время это возможно только по предварительной записи. Назначить дату и время посещения клиентской службы можно через электронный сервис, а также по телефонным номерам территориальных органов ПФР, указанных на сайте в разделе «Контакты региона» http://www.pfrf.ru/branches/kchr/contacts/.

По всем возникающим вопросам, можно обратиться к специалистам Пенсионного фонда КЧР по телефонам «Горячей линии» ОПФР по КЧР: 8-800-600-02-91.

Источник

Если пфр отказал в назначении пенсии что делать

В общем порядке основанием для назначения страховой пенсии по возрасту является уведомление, которое ПФР в установленный срок направляет в адрес заявителя. При определенных условиях ПФР вправе отказать гражданину в назначении страховой пенсии. В каких случаях и в соответствии с какими основаниями Пенсионный фонд может отказать в пенсионных выплатах, можно ли оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

Согласно Федеральному закону №400-ФЗ «О страховых пенсиях», регламентирующему порядок оформления пенсионных выплат, страховая пенсия по возрасту может быть назначена при выполнении следующих условий:

В случае, если одно (или несколько) из вышеперечисленных требований не выполнено, ПФР вправе отказать заявителю в назначении страховой пенсии по возрасту.

Информация об отказе в пенсии направляется гражданину в виде уведомления. В случае, если условия назначения страховой пенсии не выполнены, ПФР направляет на электронную почту заявителя (или представителя) уведомление с информацией об отказе, с указанием законных оснований. Срок подачи уведомления – в течение 15 рабочих дней с момента обращения гражданина за пенсией.


Отсутствие стажа

Наиболее распространенной причиной, по которой ПФР отказывает гражданину в назначении страховой пенсии по возрасту, является отсутствие у заявителя необходимого страхового стажа. Граждане, которые обращаются в ПФР за пенсией в 2018 году, должны иметь стаж минимум 9 лет.

При расчете стажа учитываются следующие периоды:

Основанием для подтверждения стажа является трудовая книжка с содержащимися в ней записями. Кроме того, подтвердить страховой стаж можно договорами гражданско-правового характера, актами выполненных работ в рамках таких договоров, справками, выданными муниципальными/государственными учреждениями в установленном порядке.

В случае, если на момент обращения за пенсией общий страховой стаж гражданина составляет меньше 9 лет, то в назначении страховой пенсии по возрасту ему будет отказано.


Показатель ИПК ниже установленного

Положениями Пенсионной реформы 2015 года в действующее законодательство введено новое понятие – индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Данный показатель рассчитывается на основании суммы страховых взносов, перечисленных гражданином в ПФР в течение трудовой деятельности.

Для приобретения права на страховую пенсию по возрасту в 2018 году гражданин должен иметь ИПК не ниже 13,8.

Согласно формуле расчета, размер ИПК повышается прямо пропорционально размеру уплаченных страховых взносов, сумма которых, в свою очередь, зависит от официального заработка будущего пенсионера. Таким образом, чем больше зарплата гражданина, тем больше ИПК он накопит в течение трудовой деятельности.

Аналогичное правило действует в отношении самозанятых лиц. Исключение составляют ИП, которые уплачивают страховые взносы за себя. Для данной группы предпринимателей размер взносов является фиксированным. Поэтому независимо от уровня дохода, ИПК для ИП, работающих самостоятельно, накапливается в установленном размере.

Расчет показателя ИПК производится сотрудниками ПФР на основании отчетов, предоставленных ФНС. Если по итогам расчетов значение ИПК будет меньше 13,8 (при обращении в ПФР в 2018 году), то заявителю будет направлено уведомление об отказе в назначении страховой пенсии.


Гражданин не достиг пенсионного возраста

Одним из оснований для обращения за страховой пенсией по старости является достижение гражданином пенсионного возраста. По состоянию на 2018 году для того, чтобы получить право на пенсионные выплаты гражданину должно исполниться 55/60 лет (Ж/М).

Если стаж и ИПК лица, обратившегося в ПФР с документами для назначения пенсии, соответствует необходимым требованиям, но возраст гражданина – менее 55/60 лет, то страховая пенсия по возрасту в его адрес назначена не будет. При этом законодательством предусмотрен ряд исключений, дающий право снизить пенсионный возраст для определенных категорий лиц (представители народов Крайнего Севера, работники с «горячим» стажем, учителя, медработники и т.п.).


Недостоверность предоставленной в ПФР информации

В ряде случаев отказ ПФР в назначении страховой пенсии может быть связан с недостоверностью информации, предоставленной заявителем при обращении в Пенсионный фонд. Если ПФР будет установлено, что документы, поданные гражданином в ПФР, содержат недостоверные сведения, то в его адрес поступит отказ в назначении страховой пенсии.

Могут ли отказать в назначении страховой пенсии инвалиду?

Граждане с инвалидностью могут оформить страховую пенсию вне зависимости от возраста при соблюдении следующих условий:

Если инвалид не имеет стажа, то в назначении страховой пенсии по инвалидности ему будет отказано, вместо чего назначена социальная пенсия по инвалидности в фиксированном размере.

Кроме того, возможно приостановление выплаты пенсии, ранее назначенной в связи с инвалидностью в случае, если гражданин не явился на очередное переосвидетельствования МСЭ.

Как оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

Если гражданин получил от ПФР уведомление об отказе в назначении страховой пенсии, но считает это решение несправедливым и необоснованным, он вправе оспорить отказ в досудебном порядке либо обратиться с иском в суд.


Досудебный порядок

Подтвердить свое право на получение страховой пенсии гражданин может на промежуточном этапе – после обращения с ПФР с документами, но до момента получения официального отказа от ПФР. Речь идет о случаях, когда для принятия решения о назначении пенсии недостает некоторых документов, либо те или иные бумаги оформлены с ошибками. В подобных ситуациях Пенсионный фонд направляет в адрес заявителя уведомление о необходимости исправления выявленных несоответствий. В тексте уведомления указывают, какие именно документы следует исправить, а какие – предоставить дополнительно. Срок поступления уведомления заявителю стандартный – в течение 15-ти рабочих дней с момента обращения.

В случае если гражданин исправит все ошибки и несоответствия в течение 3-месячного срока с момент получения уведомления, ему будет назначена страховая пенсия в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем первоначального обращения.

Гражданин может доказать свое право на получение пенсии в досудебном порядке даже в случае, если им от ПФР получен официальный отказ в назначении выплаты. Это возможно при условии наличия документов, подтверждающих стаж, суммы взносов, перечисленных в ПФР, а также прочих бумаг, которые подтверждают право заявителя на страховую пенсию.


Судебная практика

Нередки случаи, когда после получения отказа от ПФР в назначении выплаты, заявитель не может урегулировать вопрос в досудебном порядке, в связи с чем вынужден обращаться в суд.

Решение вопросов о подтверждении права гражданина на получение страховой пенсии выноситься по результатам стандартного судебного производства. Для того чтобы отстоять свое право на пенсию, гражданину следует подать в суд иск, к которому приложить документы, подтверждающие право на пенсию (подтверждение стажа, перечисления взносов, т.п.). По итогам рассмотрения дела суд вынесет решение в пользу истца, либо подтвердить правомерность отказа ПФР в назначении выплаты.

Судебная практика последних лет показывает, что решения о подтверждении права на пенсию все чаще выноситься в пользу рядовых граждан. Таким образом, при наличии достаточного количества документальных оснований, гражданин имеет все шансы отстоять свое право на пенсию в суде.

Информация подготовлена с использованием материала Справочно-консультационного центра по пенсиям. Подробнее со статьей можно ознакомиться здесь.


Отдел социальных гарантий ЦК Профавиа

Источник

Решение № 33-6176/2020 от 20 августа 2020 г. по делу № 2-1472/2019

Судья: Шпирнов А.В. Дело №33-6176/2020 (2-1472/2019)

Докладчик: Фатьянова И.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И

г. Кемерово 20 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Емельянова А.Ф.

судей Фатьяновой И.П., Ворожцовой Л.К.

при секретаре Гилевой К.А.,

на
решение Беловского городского суда Кемеровской области от 01 октября 2019 года

Требования мотивированы тем, что 21.07.2017 Чернова С.В. обратилась в УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением № о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии п.2 ч.1 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения > Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» target=»_blank»>30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) № от 19.10.2017 отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения > Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» target=»_blank»>30 Федерального закона от 28.12.2013. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку документально подтвержденный специальный стаж по Списку № 2 по нормам действующего законодательства отсутствует.

08.02.2019 повторно обратилась в УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением по тому же основанию, предоставив справку, уточняющую особый характер работы и условий труда. Решением УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) № от 20.02.2019 ей отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения > Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» target=»_blank»>30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого специального стажа в количестве 10 лет. В указанном решении УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) № от 20.02.2019 также указано, что документально подтвержденный специальный стаж по Списку № 2 по нормам действующего законодательства у Черновой С.В. отсутствует. Отказываемых периодов 32 года 11 мес. 3 дня.

С указанными решениями УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) не согласна. Полагает, что отказ в назначении пенсии при наличии необходимого стажа является незаконным, нарушающим её конституционное право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) Тимкина И.В. исковые требования не признала, считает обжалуемые истцом решения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) законными и обоснованными, просит в удовлетворении исковых требований полностью отказать.

В удовлетворении остальной части исковых требований Черновой СВ отказать.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Сторонами было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии со ст. Раздел III. Производство в суде второй инстанции > Глава 39. Производство в суде апелляционной инстанции > Статья 327.1. Пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции» target=»_blank»>327.1 ч. 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 39″ target=»_blank»>39 Конституции Российской Федерации).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 2. Условия назначения страховых пенсий > Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости» target=»_blank»>8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на 21.07.2017).

На основании пп.2 п.1 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения > Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» target=»_blank»>30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 21.07.2017) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с частью 2 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения > Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» target=»_blank»>30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения > Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» target=»_blank»>30 Федерального закона № 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения > Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» target=»_blank»>30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 21.07.2017 Чернова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в г. Белово Кемеровской области от 19 октября 2017 г. № Черновой С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Неоспариваемая продолжительность страхового стажа составляет 11 лет 4 месяца 25 дней (т.1 л.д.10-14).

Ответчик не засчитал истцу в специальный стаж по пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях», в частности, следующие периоды работы Черновой С.В.:

— с 02.02.1997 по 31.12.1997 (11 мес.) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования т.к. факт выдачи справки уточняющей особый характер работы № 50-02/03/03-37-9 от 14.11.2016, выданной

— с 01.01.1998 по 31.12.2006 (9 лет) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования т.к. с 01.01.1998 в Республике Казахстан институт досрочных пенсий отменен.

Так же в страховой стаж не засчитаны следующие периоды работы:

— с 02.02.1997 по 31.12.2006 (9 лет) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования т.к. факт выдачи справки уточняющей особый характер работы № от 14.11.2016, выданной не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан и отсутствует информация об уплате страховых взносов за период после 01.01.2002 в Республике Казахстан;

— с 01.01.2007 по 22.12.2011 (4 года 11 мес. 22 дня) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования т.к. стаж не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан и отсутствует информация об уплате страховых взносов в Республике Казахстан.

Судебная коллегия согласна с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего:

Аналогичная норма содержалась в п.1.1 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства соцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, применяемого при установлении трудовых пенсий до 1 января 2002 года, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости и т.д.

Одновременно п.23 «Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 12.09.1990 г. № 369/16-52 предусмотрено, что в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников народного хозяйства (например, о занятости на горячих участках работ или на горячих работах, о работе с определенными веществами или вредными веществами определенных классов опасности, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте и др.), в подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий или организаций. В справке должны быть указаны: периоды работы, засчитываемые в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы; первичные документы, на основании которых выдана данная справка.

В соответствии со ст. Часть III > Раздел III. Трудовой договор > Глава 11. Заключение трудового договора > Статья 66. Трудовая книжка» target=»_blank»>66 Трудового кодекса РФ п.11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, трудовая книжка, установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.6 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», действовавшего в спорный период, записи о наименовании работы или профессии, на которую принят работник, производятся в трудовую книжку для рабочих в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. В период 1986-1991г.г. при заполнении трудовой книжки работники кадровых служб предприятий обязаны были руководствоваться Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года № 162.

Согласно справок о заключении брака Чернова С.В. ранее имела иные фамилии – «Волженина», «Абакумова» (т.1 л.д.17-18,19-20).

Согласно личной карточки работника Черновой (Волжениной, Абакумовой) С.В. следует, что в спорные периоды с 27.07.1984 по 01.02.1997 она была занята в качестве электромонтёра, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, и ей предоставлялся отпуск за работу с вредными условиями труда (т.1 л.д.25-27).

Из архивной копии приказа (распоряжения) № о приеме на работу от 27.07.1984 (т.1 л.д. 28) следует, что Абакумова С.В. принята на обогатительную фабрику эл.монтером в главный корпус № 3.

Копии приказов от 09.10.1986 № о переводе эл.монтера гл.корпуса № 3 Абакумовой С.В. эл.монтером хвостового хозяйства, от 16.11.1995 № о присвоении электромонтеру хвостового хозяйства Черновой С.В. 3 разряда электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудованию в том же цехе, представлены в материалах дела (т.1 л.д.30-31, 32-33).

Из архивной копии приказа № о регистрации ликвидации от 03.07.2017 № (т.1 л.д.47) следует, что ликвидирован в 2006 году.

Архивной справкой от 28.08.2017 № (т.1 л.д.54) подтверждается, что заработная плата Черновой С.В. начислялась ежемесячно с января 1993 года по декабрь 1996 года. В архивной справке от 28.08.2017 № (т.1 л.д. 55) также содержатся сведения о заработной плате (Абакумовой) Волжениной С.В. за период с июля 1984 года по декабрь 1988 года.

Справкой от 29.07.2016 № 02-01-28-4-11 о стаже работы Черновой С.В. за 1997-2006г.г. (т.1 л.д. 34) подтверждается, что Чернова С.В. с 01.02.1997 (приказ от 01.02.1997 №) по 31.12.2006 (приказ от 31.12.2006 №) была занята в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на обогатительной фабрике, хвостовое хозяйство. Согласно приложения к справке от 29.07.2016 указаны сведения о переименованиях

Кроме того, справкой о заработной плате № (т.1 л.д. 36) подтверждается, что Черновой С.В. в период её занятости на в период с февраля 1997 года по декабрь 2001 года ежемесячно выплачивалась заработная плата, при этом на все суммы сделаны отчисления пенсионному фонду.

Справкой, выданной работодателем от 14.11.2016, уточняющей особый характер работы истца и условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе (л.д.38-39) подтверждается, что Чернова СВ действительно работала на в период с 01.02.1997 (приказ № от 01.02.1997) по 31.12.2006 (приказ № от 31.12.2006), в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудованию с полным рабочим днем, во вредных (особо вредных) условиях труда, что составляет 9 лет 11 месяцев.

Согласно сведениям данной справки: электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования занимается ремонтом и обслуживанием основного электрооборудования непосредственно в цехе полный рабочий день, пользуется правом на назначение государственного специального пособия, что предусмотрено списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, Раздел 2 Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых.

Основание: Архивная справка № от 29.07.2016, приказы по личному составу 1997-2006г.г., ЕТКС, технологическая инструкция, расчетные листки, рабочая инструкция, карта аттестация по условиям и безопасности труда.

Из записей в трудовой книжке Черновой С.В. (т.1 л.д. 96-99), усматривается, что в период с 01.01.2007 по 05.10.2017 она была занята в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования обогатительной фабрики.

Справкой, уточняющей особый характер работы и условия труда и подтверждающей постоянную занятость на работах, предусмотренных Списками (л.д. 58) подтверждается, что Чернова С.В. работала постоянно полный рабочий день в цехе по ремонту оборудования в период с 01.01.2007 (приказ № от 01.01.2007) по 30.09.2016 (приказ № от 26.09.2016) 9 лет 8 месяцев 29 дней, и в цехе по ремонту оборудования в период с 01.10.2016 (приказ № от 01.10.2016) по 30.06.2017 (приказ № от 26.06.2017) 8 месяцев 29 дней, что составляет 10 лет 5 месяцев 29 дней в производстве обогащение руд. В качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Работа производилась полный рабочий день во вредных условиях труда.

В решени об отказе в установлении пенсии от 19.10.2017 № (т.1 л.д.10-14) не оспаривается факт, что Чернова С.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования 12.12.2009.

Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 03 июня 2019 года по настоящему делу была назначена судебная экспертиза условий труда, проведение которой поручено эксперту Государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости Кемеровской области.

— с 02.02.1997 по 29.04.1997, с 01.05.1997 по 31.12.1997 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования

— с 01.01.1998 по 31.12.2006 в качестве электромонтера по ремонту

Вопреки доводам апелляционной жалобы заключение Департамента труда и занятости населения Кемеровской области № от 30.08.2019 обоснованно признанно судом первой инстанции надлежащим доказательством по делу, поскольку содержит подробное описание исследованных материалов дела, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы не имеется, эксперт имеет необходимую квалификацию, предупреждена об уголовной ответственности и не заинтересована в исходе дела, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, не представлено.

Подпунктом «б» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей (ред. от 19.12.2016, с изм. от 31.10.2019) > «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» > Глава 4. Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов > Статья 30. Обязанности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов» target=»_blank»>30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Списком № 2 от 22.08.1956 № 1173 предусмотрены: «электрики дежурные и ремонтные», «бригадиры электриков».

Разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»)» предусмотрено, что по списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсии следует назначать указанным в списке должностям.

Согласно п.1 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 3. Страховой стаж > Статья 14. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа» target=»_blank»>14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 3. Страховой стаж > Статья 14. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа» target=»_blank»>14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п.13 Порядка № 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

В силу п.4 раздела II Порядка № 258н в тех случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Уточняющая справка является средством восполнения недостающих сведений о специальном стаже, дающем право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.

В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств – до 13 марта 1992 г.

Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», вступившим в силу с 1 января 1998 г., определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности, в статьях 8 и 9 указаны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции, государственной противопожарной службы; граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей).

При этом указано, что с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан назначение льготных пенсий по Списку № 1 и № 2 отменено, а с 1 января 2000 г. введен Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 414-1 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», которым предусмотрено назначение специального государственного пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списке №1,2 утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан 19 декабря 1999 г. № 1930.

Льготный стаж определяется в строгом соответствии со Списком № 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 1999 г. № 1930 (далее Список № 1, 2). Если условия труда соответствуют условиям, указанным в Списке № 1, 2 имеют право на назначение пособия.

Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии со статьей 5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.

В силу статьи 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.

Вопреки правовой позиции апеллянта, право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим трудовую деятельность на работах с вредными и тяжелыми условиями труда законодательством Республики Казахстан с 1 января 1998 г. не предусмотрено, однако предусмотрена выплата соответствующего пособия за работу по Списку № 2.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делу является факт получения Черновой С.В. пособия за работу по Списку № 2 в Республике Казахстан, поскольку доводы ответчика в возражениях на иск и в апелляционной жалобе, в этой части фактически сводятся к тому, что, по мнению ответчика, истец злоупотребляет правом на пенсионное обеспечение.

Согласно части 1 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 3. Страховой стаж > Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж» target=»_blank»>11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 3. Страховой стаж > Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж» target=»_blank»>11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Аналогичный порядок включения периодов работы в страховой стаж был предусмотрен Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с частью 9 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 5. Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии > Статья 21. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» target=»_blank»>21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, наделен полномочиями по проверке обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений.

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 5. Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии > Статья 21. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» target=»_blank»>21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 5. Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии > Статья 21. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» target=»_blank»>21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 5. Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии > Статья 21. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» target=»_blank»>21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа (пункт 52 Перечня).

периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 г. № 39 Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий» реорганизовано путем слияния и преобразования в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.

Юридически значимыми обстоятельствами по конкретному делу являются также сведения о подтверждении уполномоченными органами Республики Казахстан документов о стаже и заработке, документов, свидетельствующих об уплате за заявителя в указанный период страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).

Закрепленное в части 1 статьи 11 Федерального закона правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодатель в части 2 статьи (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 3. Страховой стаж > Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж» target=»_blank»>11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии.

В соответствии с пунктом 9 разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно пункту 1 статьи (ред. от 08.12.2020) > «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» > Глава 2. Специальные защитные меры > Статья 9. Применение специальной защитной меры» target=»_blank»>9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи Часть I > Раздел I. Общие положения > Глава 1. Основные начала трудового законодательства > Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства» target=»_blank»>1 и Часть I > Раздел I. Общие положения > Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений > Статья 22. Основные права и обязанности работодателя» target=»_blank»>22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 г.) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из материалов дела прямо следует, что ответом Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества Республики Казахстан «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 02.11.2018 № прямо подтвержден факт перечисления обязательных пенсионных взносов на истца Чернову С.В. (т.1 л.д.59). Кроме того, предоставленная Центральным филиалом Некоммерческого акционерного общества Республики Казахстан «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения распечатка оборотов по транзитным счетам (т.1 л.д.61–70) подтверждает, что обязательные пенсионные взносов на истца Чернову С.В. производились 04.03.1998года по 03.11.2017года. Какие-либо основания сомневаться в том, что в спорные периоды за истца Чернову С.В. обязательные пенсионные взносы не перечислялись, либо перечислялись не в полном размере, отсутствуют.

Также материалами дела подтверждено, что в спорные периоды работа производилась истцом на условиях полного рабочего дня и во вредных условиях труда.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что оснований сомневаться в достоверности представленных истцом доказательств, а также сомневаться в выводах, изложенных в заключении Департамента труда и занятости населения Кемеровской области № от 30.08.2019, отсутствуют. В заседании судебной коллегии от истца были представлены суду подлинные документы Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества Республики Казахстан «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 02.11.2018, а также документы, справки, составленные работодателем истца.

В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и прямо противоречат представленным по делу доказательствам.

В развитие указанных принципов ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 56. Обязанность доказывания» target=»_blank»>56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» target=»_blank»>12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Выводы суда следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 67. Оценка доказательств» target=»_blank»>67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в обжалуемом решении. Судебная коллегия не усматривает оснований к переоценке доказательств по делу и соглашается с выводами суда первой инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. Раздел III. Производство в суде второй инстанции > Глава 39. Производство в суде апелляционной инстанции > Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке» target=»_blank»>330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *