Если подана одна заявка на аукцион по 223 фз что делать пошагово
Как признать несостоявшимся электронный аукцион по Закону № 223-ФЗ
В каких случаях электронный аукцион по 223-ФЗ может быть признан не состоявшимся. Как оформить протокол.
Признайте электронный аукцион несостоявшимся, если допустили до него только одного участника. Вы можете признать аукцион несостоявшимся и в других случаях, если это предусмотрено вашим положением о закупке. Например, это могут быть ситуации, когда заявок не подано вовсе или когда все поданные заявки отклонены. Решение о признании аукциона несостоявшимся отразите в протоколе.
Как оформить протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся
Сведения о признании электронного аукциона несостоявшимся внесите в протокол, который вы составляете в ходе соответствующего этапа закупки. Скорее всего это будет протокол подведения итогов закупки.
В такой протокол наряду с общими сведениями, предусмотренными ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, обязательно нужно внести информацию о причинах признания электронного аукциона несостоявшимися. Укажите на конкретные нормы вашего положения о закупке, согласно которым вы принимаете такое решение.
Как оформить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом электронном аукционе по 223-ФЗ
Если на участие в электронном аукционе подана только одна заявка, целесообразно составить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе. В нем необходимо отразить сведения, предусмотренные ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, в том числе:
— результаты рассмотрения единственной заявки;
— сведения о признании аукциона несостоявшимся с указанием причины.
Какими могут быть последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
Законом N 223-ФЗ такие последствия не урегулированы. Действуйте строго в соответствии с вашим положением о закупке. В нем может быть установлен различный порядок действий в зависимости от причин признания аукциона несостоявшимся:
1) если заявок не подано или все заявки отклонены, договор по результатам такой закупки заключен не будет.
В этом случае возможен, например, один из следующих вариантов действий:
— отказаться от проведения закупки, если потребность в ней уже отпала;
— провести повторную закупку тем же или иным способом (в зависимости от норм вашего положения о закупке);
— изменить условия и провести новую закупку.
В любом случае вам потребуется внести изменения в план закупки;
2) если подана и допущена единственная заявка, вы можете заключить договор с участником, который ее подал.
Однако помните, что ваше положение может предусматривать и иной порядок действий, например, отказ от заключения договора или дополнительное согласование его заключения.
В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся по 223-ФЗ, и каковы будут последствия?
ФЗ-223 «О закупках товаров, работ и услуг» в отличие от ФЗ-44, который регулирует порядок проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, не содержит оснований и норм для признания закупок несостоявшимися, а также не регламентирует действия заказчика по заключению договоров по результатам таких закупок.
Что такое несостоявшаяся закупка по 223-ФЗ и перечень оснований для ее признания
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при проведении торгов на поставку определенных товаров и оказание услуг заказчики, помимо самого закона о закупках, должны руководствоваться в своих действиях Гражданским кодексом и внутренним утвержденным Положением о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса, под несостоявшимися торгами можно понимать торги, в которых принял участие единственный участник. Здесь стоит подчеркнуть, что речь в гражданско-правовом законодательстве идет именно о торгах, а не всех возможных закупочных процедурах.
Помимо данного случая, который указан в ч. 5 ст. 447 ГК, для признания торгов несостоявшимися в закупочной практике обычно выделяют такие основания:
В зависимости от конкретной закупочной процедуры перечень оснований для признания закупки несостоявшейся может быть шире. Например, при проведении открытого конкурса или аукциона могут быть предусмотрены такие основания:
В указанных выше ситуациях заказчику придется предпринять ряд мер для проведения повторных торгов либо новой закупочной процедуры.
Следует понимать разницу между несостоявшимися и недействительными торгами. Согласно ст. 449 ГК торги, которые были проведены с нарушением установленных правил, допускается признать недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными имеет целый ряд последствий. Оно автоматически приводит их к недействительности договора, который подписан с победителем торгов.
Таким образом, недействительные торги – это торги, которые были проведены в обход закона и с нарушением процессуальных правил. Тогда как несостоявшиеся торги проведены по нормам закона и по их результатам можно подписать договор с единственным участником, и он не подлежит отмене.
Последствия признания закупки несостоявшейся
Признание закупочной процедуры несостоявшейся включает комплекс юридических и фактических действий, которые призваны зафиксировать особенный статус такой закупки. Это позволяет в дальнейшем подтвердить легитимность заключения договора в упрощенном порядке с единственным поставщиком.
Заказчику следует принять такие меры:
В Положении, которое действует у заказчика, тот может предусмотреть такие варианты:
При этом в положении заказчик может предусмотреть возможность выбора одного из указанных вариантов по своему усмотрению в зависимости от специфики ситуации. Например, он подписывает договор с единственным участником, если проведение новой закупки лишено смысла и нецелесообразно (нет времени для организации новых торгов, новая процедура не приведет к появлению новых потенциальных участников и пр.).
Особенности заключения договоров
Заказчик должен подключить договор с единственным участником закупки в случаях, если:
Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком в том случае, если в Положении о закупке предусмотрено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам признания закупки без конкурентной борьбы. Соответствующее решение принимается уполномоченными должностными лицами и органами управления заказчика.
Договор подлежит публикации в ЕИС вместе с извещением о закупке у единственного поставщика. На подписание договора сторонам отводится 10 дней после подведения итогов закупочной процедуры.
Заказчик и единственный поставщик по обоюдному согласию имеют право на отказ от договора и подписать об этом факте дополнительное соглашение.
Заказчик может заключать договор с участником не как с единственным поставщиком, а как с победителем торгов (если подобная возможность предусмотрена в Положении о закупках). Запрос предложений и котировок с поступившей единственной заявкой можно оформить как конкурентную процедуру и подписать по ее итогам протокол и договор.
Таким образом, 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирует действия заказчиков по результатам признания торгов несостоявшимися и предоставляет им свободу выбора. Закупка признается таковой, если фактически не удалось добиться определения поставщика на конкурентных началах. Тогда как сама процедура при этом полностью соответствовала установленным законодательством требованиям. В противном случае она признается недействительной. Последствия признания закупки несостоявшейся прописываются в утвержденном заказчиком Положении о закупках. Обычно в качестве возможных последствий выступает подписание договора с единственным участником, проведение новой закупочной процедуры или проведение закупки в иной форме.
Основания, причины и последствия признания закупки несостоявшейся по нормам федерального закона 223-ФЗ
С учетом того, что в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирована последовательность действий для заказчиков по результатам признания закупки несостоявшейся, то такой порядок должен быть указан ими во внутреннем Положении о закупках. Разработка и утверждение такого Положения является обязанностью заказчика.
Требования к Положению о закупке
В законе 223-ФЗ предусмотрены более лояльные условия для закупок товаров, работ и услуг, чем при закупках в рамках контрактной системы. В законе о закупках для отдельных юрлиц не определены способы закупок (конкурентные или неконкурентные), которые должны использоваться заказчиками по 223-ФЗ, условия и порядок применения закупочных процедур. Все эти правила, которые жестко регламентируются в 44-ФЗ, по 223-ФЗ заказчик разрабатывает и утверждает самостоятельно. Для этого заказчиком разрабатывается Положение о закупках. После утверждения Положения заказчик должен неукоснительно его придерживаться, иначе ему грозит ответственность.
Подобные требования к заказчикам отвечают нормам ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 и разъясняющему Письму Минэкономразвития от 2011 года №Д28-317. При подготовке Положения о закупке заказчиком учитываются требования 223-ФЗ, нормы Конституции и Гражданского кодекса, а также прочих специальных законов.
В частности, заказчику следует учитывать разновидности конкурентных процедур (например, конкурса или аукциона и пр.), которые определены в ч. 3.1 ст. 3 223-ФЗ, общий регламент проведения закупок по ст. 3.2 223-ФЗ.
При разработке Положения заказчику необходимо ориентироваться и на положения Постановления Правительства от 2012 года №616. В нем утвержден список товаров, которые можно приобретать только в электронном виде (например, проведение закупок у СМП).
Разница между несостоявшимися и недействительными торгами
Следует проводить различия между недействительными торгами по нормам ст. 449 ГК и несостоявшимися торгами по п. 5 ст. 447 ГК. Недействительными считаются торги, которые проведены с нарушением законодательства либо повлекли недействительность договора, подписанного по итогам торгов. Несостоявшиеся торги отвечают всем правовым нормам, и по их результатам допускается подписание договора с единственным поставщиком.
В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся
В 223-ФЗ не определены условия и основания признания конкурентной закупки несостоявшейся, как и последствия от того, что закупка не состоялась. Данные вопросы должны решаться заказчиком с учетом принятого у него Положения о закупках и норм Гражданского кодекса.
Но практика показывает, что заказчики по аналогии с 44-ФЗ указывают такие же основания признания закупки несостоявшейся. В их числе следующие:
Хотя подобные формулировки не являются обязательными для внесения в Положение о закупках по 223-ФЗ, но они достаточно логичные и исчерпывающие.
Указанные четыре основания для признания закупки несостоявшейся подходят для проведения закупок через запрос котировок или запрос предложений, тогда как применительно к конкурсу или аукциону могут быть предусмотрены дополнительные основания, связанные со спецификой этих форм закупки.
Несостоявшийся конкурс
Конкурс может быть признан несостоявшимся:
Несостоявшийся аукцион
Аукцион признается несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок на участие не поступило ни одной заявки, а также если:
Как определяются последствия процедуры в Положении о закупке
Последствия признания закупки несостоявшейся определяются по 223-ФЗ в Положении о закупке заказчика. На основании п. 1 ст. 447 ГК договор, заключение которого определяется через проведение торгов, подписывается с победителем. При неконкурентной или несостоявшейся закупке победителей быть не может, поэтому Гражданский кодекс не указывает на обязанность заказчика подписать договор с единственным поставщиком по 223-ФЗ.
Если торговая закупочная процедура была признана несостоявшейся, то это предполагает принятие заказчиком ряда мер:
Заказчик предусматривает возможности выбора последствий признания процедуры несостоявшейся в своем Положении о закупке. В частности, заказчик может принять такие решения:
Порядок заключения договора по результатам несостоявшихся закупок
Заключение договора по 223-ФЗ происходит с учетом действующего Положения о закупках заказчика. Но действуют некоторые общие требования к подписанию такого договора. Заключить его можно не менее, чем через 10 дней после завершения торгов, иначе заказчик нарушит общие нормы 223-ФЗ.
При заключении контракта по нормам 223-ФЗ заказчику следует согласовать с подрядчиком:
К существенным условиям договора по Гражданскому кодексу относят предмет договора по п. 1 ст. 432 ГК, сроки поставки товара по ст. 457 ГК или конечный срок выполнения работ либо оказания услуг по ст. 708, 783 ГК.
Заказчик заключает договор с единственным участником закупки, предложение которого было признано соответствующим требованиям закупки в случае, если:
Обычно в данном случае заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком.
Тогда как при соблюдении следующих условий заказчик вправе подписать договор с единственным поставщиком, хотя и не обязан этого делать:
Процедура подписания договора по результатам признания закупки несостоявшейся в остальном проводится по общим правилам:
Таким образом, закупка признается несостоявшейся, если в рамках процедуры не удалось определить поставщика на конкурентных началах, тогда как сама процедура закупки при этом полностью соответствовала правовым нормам. По правилам 223-ФЗ заказчик определяет основания признания закупки несостоявшейся и последствия этого самостоятельно и фиксирует их в собственном Положении о закупках. Стандартными последствиями признания закупки несостоявшейся по нормам 223-ФЗ становятся подписание договора с единственным поставщиком, продление сроков проведения закупки и приема заявок, проведение новой закупки в той же или альтернативной форме.
Что делать, если на аукцион подана одна заявка: инструкция для заказчика
Что делать, если аукцион не состоялся и подана одна заявка по 44-ФЗ:
Признаем процедуру несостоявшейся
По правилам 44-ФЗ, в случае, если на участие в аукционе подана одна заявка, то закупку признают несостоявшейся. Заказчик получает уведомление от оператора электронной площадки о том, что, по нормам 44-ФЗ, несостоявшейся процедура признается по факту всего лишь одного отклика от потенциального поставщика. Уведомление приходит либо в установленную дату окончания приема заявлений на участие в электронном аукционе, либо на следующий рабочий день (п. 1, 2 ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).
В 2022 году начнет действовать специальный порядок проведения электронной процедуры, если на аукцион подали только одну заявку (ч. 2 ст. 5 360-ФЗ). Вот инструкция, что делать пошагово, если подана одна заявка на аукцион по 44-ФЗ с 01.01.2022:
До конца 2021 года заказчики работают по действующему порядку. Рассмотрим его подробно.
Рассматриваем обе части поданного запроса
Действия, которые предпринимает заказчик, если подана одна заявка на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ, прописаны в Федеральной контрактной системе. Сначала оператор ЭП направляет заказчику обе части документации от потенциального исполнителя. Закупочная комиссия рассматривает их в течение 3 рабочих дней после получения. Если заявление удовлетворяет требованиям, установленным заказчиком в аукционной документации, то с таким исполнителем заключается контракт как с единственным поставщиком по цене, которую он предложил. Новый госконтракт не требует согласования с уполномоченным контрольным органом.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Публикуем протокол
В случае, если в аукционе по 44-ФЗ вышел на торги только один участник, по результатам рассмотрения такого запроса публикуется протокол, который направляется потенциальному исполнителю и публикуется не позже чем через два рабочих дня со дня, когда площадка открыла доступ к тендеру (п. 3 ч. 1 ст. 71 закона № 44-ФЗ).
Заключаем контракт или объявляем новую процедуру
Если откликнулся единственный участник аукциона в электронной форме 44-ФЗ, и если предоставленная документация не соответствует требованиям, установленным в АД, то заявка отклоняется. После этого, как и в ситуации, если не подана ни одна заявка, процедура признается несостоявшейся. Заказчик вправе провести повторную аукционную закупку либо объявить электронный запрос предложений, предварительно скорректировав план-график закупок.
Рассмотрим все возможные случаи, возникающие при проведении ЭА, в результате которого у организации-заказчика для обработки остается лишь один пакет документов.
Законодательное основание, чтобы признать электронный аукцион несостоявшимся | Действия заказчика |
---|---|
Предоставлено лишь одно предложение, и участник не соответствует требованиям АД (ч. 16 ст. 66) | Если на участие в аукционе подана одна заявка, то вносятся изменения в ПЗ и ПГ. Заказ осуществляется путем электронного запроса предложений (п. 5 ч. 2 ст. 83.1), иным способом (ч. 4 ст. 71) |
Участник, предоставивший единственное предложение, соответствует требованиям АД (ч. 16 ст. 66) | В положениях Федеральной контрактной системы закреплено, каким образом заключается контракт в случае, если на аукцион была подана только одна заявка, и если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям № 44-ФЗ, — контракт заключается с единственным поставщиком (п. 4 ч. 2 ст. 71, п. 25.1 ч. 1 ст. 93) |
Комиссия приняла решение о признании только одного поставщика, направившего заявление на участие в ЭА, участником процедуры (ч. 8 ст. 67) | |
По прошествии 10 минут после начала проведения аукционной процедуры предложение о цене сделал один участник, и оно соответствует требованиям АД | Контракт заключается с ед. поставщиком (п. 25.1 ч. 1 ст. 93) |
По прошествии 10 минут после начала проведения аукционной процедуры предложение о цене сделал один участник, но оно не соответствует требованиям АД | Вносятся изменения в ПЗ и ПГ. Заказ осуществляется путем запроса предложений в электронной форме (п. 5 ч. 2 ст. 83.1), иным способом (ч. 4 ст. 71) |
По факту рассмотрения вторых частей запросов аукционная комиссия приняла решение о соответствии | Контракт заключается с ед. поставщиком (п. 3.1 ст. 71, п. 25.1 ч. 1 ст. 93) |
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
В аукционе участвует одна заявка: что делать заказчику
Порядок проведения аукциона, если была подана 1 заявка:
Признание закупки несостоявшейся
Регламент в случае, если при аукционе подана одна заявка, таков: оператор площадки направляет госзаказчику специальное уведомление о том, что получен всего один отклик от потенциального поставщика, поэтому процедура не состоялась (ч. 16 ст. 66 44-ФЗ). Срок доставки такого уведомления — дата окончания приема запросов на участие в торгах либо следующий за ней рабочий день (п. 1, 2 ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).
Пошаговая инструкция, что делать, если подана 1 заявка на участие в аукционе по 44-ФЗ в 2021 году.
Шаг 1. Рассмотрение обеих частей сделанного предложения
Заказчик получает от оператора уведомление. Вот что значит уведомление об отправке единственной заявки заказчику по аукциону — что процедура признана несостоявшейся. И вот что происходит дальше: оператор площадки пересылает госзаказчику обе части документации от единственного участника. Комиссии по закупкам дается три рабочих дня на их рассмотрение. Если заявление проходит по критериям, предъявленным заказчиком в тендерной документации, тогда с компанией заключают контракт как с едпоставщиком по расценкам, которые она предложила.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести закупку у единственного поставщика без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Если НМЦК такого несостоявшегося аукциона превышает установленные пределы, то перед заключением контракта потребуется получить согласование в ФАС.
Шаг 2. Публикация протокола
По правилам, если в аукционе участвовал один участник 44-ФЗ, его заявку рассмотрят, а по итогам рассмотрения составят протокол. Он направляется претенденту на поставку и публикуется в ЕИС. Сроки публикации — не позже двух рабочих дней с момента получения доступа к тендеру (п. 3 ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).
Шаг 3. Заключение договора или объявление новой процедуры
Если с запросом все в порядке, заказчик подписывает госконтракт. Но так происходит не всегда. Вот что делать, если только 1 заявка на аукцион в электронной форме по 44-ФЗ отправлена заказчику, но она не удовлетворяет требованиям, заявленным в документах заказа:
Госзакупщик вправе организовать повторно такую же процедуру или запрос предложений в электронной форме, предварительно отредактировав план-график.
44-ФЗ строго регламентирует, какие дальнейшие действия заказчика, если подана 1 заявка по электронному аукциону.