Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что

Пособие на ребенка малоимущим семьям

Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Смотреть фото Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Смотреть картинку Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Картинка про Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Фото Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что

Что нужно для признания семьи малоимущей

Оценка обеспеченности проводится по двум параметрам:

Важно! Согласно ст. 13 ФЗ № 44 в семью включаются супруги, их родители и дети (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы), сестры и братья, которые проживают совместно. Прочие лица даже при совместном проживании в состав семьи не входят.

Согласно ст. 3 ФЗ № 44 для оформления статуса малообеспеченной семьи необходимо написать заявление и представить:

Список документов отличается в зависимости от конкретной ситуации или региона. Кроме того, часть сведений органы соцзащиты получают самостоятельно — в загсе, налоговой инспекции, Росреестре, ГИБДД.

Размер среднемесячного дохода

Согласно ст. 15 ФЗ № 44 размер дохода рассчитывается следующим образом:

Важно! При подсчете все заработанные родителями средства, согласно ст. 7 ФЗ № 44, учитываются в суммах до уплаты налогов.

Имущественная обеспеченность

Вопрос о показателе имущественной обеспеченности в каждом регионе регулируется индивидуально. Общим признаком малообеспеченности является наличие у семьи единственного жилого помещения, площадь которого меньше, чем положено всем членам семьи по социальной норме для конкретного региона.

Требования в отношении стоимости и количества другой недвижимости, транспортных средств, счетов в банке определяются в каждом регионе.

Ежемесячные пособия малоимущим семьям

Сам факт признания семьи малообеспеченной не дает права на получение пособия, поскольку оно не предусмотрено ни на федеральном уровне, ни в регионах.

Однако малообеспеченные семьи могут получить разовую или периодическую денежную помощь, а также необходимые продукты, лекарства и другие вещи. Такой вид поддержки именуется социальной помощью.

Другой важный момент — это возможность получать детские федеральные и региональные выплаты.

Одним из федеральных выплат является пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Его может получать один из работающих родителей или близких родственников, официально трудоустроенный. В данном случае выплату осущестляет ФСС.

Как выплачивается пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Детские пособия для малоимущих семей

На федеральном уровне выплачиваются так называемые «путинские» пособия на детей малоимущим согласно требованиям ФЗ «О ежемесячных. » от 28.12.2017 № 418-ФЗ. Право на детское пособие малоимущим приобретают родители детей, рожденных после 1 января 2018 года (п. 2 ст. 1). Детское пособие малоимущим в 2021 году выплачивается и на первого, и на второго ребенка.

При этом ежемесячное пособие на первого ребенка малоимущим семьям оформляется и выплачивается органами соцзащиты, а на второго — Пенсионным фондом РФ, одновременно с оформлением материнского капитала.

С 1 января 2020 года пособие на ребенка малоимущим выплачивается на детей в возрасте до 3 лет.

Важно! Для получения «путинского» пособия семья должна быть признана малообеспеченной. В 2021 году таковыми являются семьи, где среднемесячный доход меньше 2 прожиточных минимумов в регионе. Наличие имущества для получения пособия на детей малоимущим в 2021 году во внимание не принимается.

Помимо заявления родители должны представить следующие документы:

Детское пособие малоимущим в 2021 году выплачивается в сумме регионального прожиточного минимума на каждого из детей. Помимо «путинского» пособия регионы также могут выдавать дополнительные пособия.

Региональные пособия на детей

В большинстве регионов также выплачиваются пособия на детей малообеспеченным семьям до достижения ими 18 лет. Размеры таких пособий зависят от финансовых возможностей регионов, а также от дополнительных критериев, поэтому могут различаться в несколько раз.

Если ребенка воспитывает одинокий родитель, один из родителей уклоняется от выплаты алиментов или проходит срочную службу, размеры пособий будут больше.

Пособия оформляются в органах соцзащиты. Там же можно узнать о них подробнее.

Обратите внимание! Для получения гражданами сведений о мерах соцзащиты разработаны специальные информационные системы, предполагающие предоставление информации, в частности, через Единый портал госуслуг.

Пособия на детей многодетным малообеспеченным семьям

Определения многодетной семьи в федеральном законодательстве нет. В большинстве регионов многодетной считается семья, где воспитывается трое или более детей.

Пособия, льготы и другие выплаты на детей малоимущим многодетным семьям, как правило, устанавливаются региональным законодательством и различаются в зависимости от демографической и социальной политики конкретного региона.

Единовременные выплаты пособия и льготы предоставляются как по факту рождения третьего ребенка, без учета того, является ли такая семья малообеспеченной, так и при дополнительном условии, что доход семьи меньше прожиточного минимума.

Среди федеральных льгот для многодетных семей выделяется возможность получения налогового вычета по налогу на имущество (п. 6.1 ст. 403 НК РФ). Этот вычет позволяет освободить от налога 5 метров площади квартиры (7 метров площади жилого дома) на каждого несовершеннолетнего ребенка. При этом заявление на вычет заявитель может подать сам, либо уменьшение ставки налога будет произведено на основании данных, которые имеются в налоговой инспекции.

Региональные виды помощи многодетным семьям

Наиболее значимым видом поддержки многодетной семьи в ряде регионов является региональный материнский капитал, который полагается при рождении третьего ребенка. Размеры, условия и порядок получения регионального материнского капитала определяются региональными властями. Подробную информацию можно получить в органах соцзащиты по месту проживания.

Второй вид поддержки многодетных семей — губернаторские пособия. Они могут быть как единовременными (при рождении третьего ребенка), так и регулярными (до достижения им 18 лет). Помимо пособий многодетные семьи могут претендовать и на другие виды региональной помощи (льготы):

Какие пособия выплачиваются до достижения ребенком 18 лет, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Социальная помощь малообеспеченным семьям

Еще один вид помощи, на который могут претендовать малообеспеченные семьи, как с детьми, так и без них — это государственная социальная помощь, оказываемая органами социальной защиты по месту проживания нуждающихся граждан (ст. 8 ФЗ «О государственной. » от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Такая помощь подразумевает и единовременные выплаты, и продукты, и лекарства. Оказывается она в индивидуальном порядке в зависимости о степени нуждаемости граждан.

Один из способов оказания помощи — заключение социального контракта. В его рамках гражданин либо члены его семьи принимают на себя обязательства по выходу из трудной жизненной ситуации (например, трудоустроиться, получить дополнительное образование, завести подсобное хозяйство и т. д.), а в обмен на это им оказывается социальная помощь (единовременная или периодическая).

Для получения социальной помощи необходимо обратиться с заявлением в местный орган соцзащиты и представить документы, подтверждающие факты малообеспеченности и наличия трудной жизненной ситуации. Специальная комиссия рассматривает заявление в течение 10 дней и принимает решение о том, возможно ли произвести денежные выплаты малоимущим семьям с детьми (или без них) либо оказать иную помощь.

Итоги

Федеральным и региональным законодательством предусмотрен ряд пособий, льгот и иных видов помощи малообеспеченным семьям. Однако единого федерального механизма ее оказания нет, в результате чего жители одних регионов получают помощь в большем объеме, чем жители других.

Источник

Многие не проходят по доходу на детское пособие с трёх до семи лет. Что возмущает родителей

Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Смотреть фото Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Смотреть картинку Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Картинка про Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Фото Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что

С 1 января 2020 года Указом Президента № 199 от 20.03.2020 в России введено пособие на детей с трёх до семи лет.

Условия по пособию до семи лет

Его могут получать семьи, в которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в регионе. При этом прожиточный минимум берется за 2 квартал предыдущего года.

Размер пособия — 50 % регионального прожиточного минимума ребенка. Это примерно около 5,5 тыс. рублей.

Пособие введено в марте (задним числом), а платить его начали с июня за периоды с 1 января.

Правила выплат на детей от трёх до семи лет установлены Постановлением Правительства № 384 от 31.03.2020. В документе представлены требования к этой выплате, перечень документов для ее оформления и образец заявления.

Там, в частности, указано, какие доходы учитываются при определении критерия нуждаемости.

До трёх лет одни правила, после трёх — другие

Отметим, что на детей до трёх лет критерии по так называемому «путинскому пособию» другие.

Сам размер пособия в два раза больше — один прожиточный минимум, а не половина, как после 3 лет.

Кроме того, значительно отличается критерий нуждаемости. Семья получает пособие, если доход из расчета на одного человека ниже двух прожиточных минимумов. Под этот критерий подпадают многие семьи, тогда как после исполнения ребенку трёх лет круг получателей значительно сужается. Семьи, признанные нуждающимися в пособии до трёх лет, для пособия до семи лет в разряд малоимущих уже не попадают.

Пример

В семье Ивановых один ребенок 2,5 лет, мама сидит в декрете, папа зарабатывает 34 тыс. рублей. Прожиточный минимум в регионе — 11 тыс. рублей.

На детское пособие до 3 лет семья имеет право, так как 34 тыс. это меньше, чем 66 тыс. (11 000×2×3). В итоге ежемесячно государство платит Ивановым 11 тыс. рублей, и на 45 тыс. в месяц они живут.

Через полгода ребенку исполняется 3 года и право на выплаты теряется, так как 34 тыс. это больше, чем 33 тыс. (11 000×3). Теперь Ивановы будут жить на 34 тыс. руб. в месяц.

Отметим, что некоторые граждане выражают недовольство правилами по пособиям до 7 лет. В основном речь идет о критериях нуждаемости. Семья считает себя нуждающейся, а по данным органов соцзащиты это не так, семья малоимущей не признается и пособие не получает.

Например, только в Воронежской области из 70 тыс. семей, подавших заявление на выплату, половина получили отказ.

На канале «Клерка» в Яндекс.Дзен ранее мы освещали проблемы, которые озвучивают претенденты на получение этого пособия.

В основном, главная суть претензий родителей касается порядка определения дохода, который, в свою очередь, является критерием нуждаемости в госпомощи в виде пособия.

Мы сделали обзор тех аспектов, на которые обращают внимание родители дошколят.

«Грязный доход»

Людям кажется несправедливым, что учет доходов идет до вычета из них НДФЛ. То есть Соцзащиту интересует ваша зарплата «грязными», а распоряжаться вы можете только той частью зарплаты, которая выплачивается вам фактически, то есть за минусом НДФЛ.

На сайте Change.org создана петиция, призывающая поменять ситуацию с учетом НДФЛ в составе доходов семьи.

«Требуем расчета после вычета НДФЛ, так как семьи этих денег не видят, а значит и доход у семьи значительно ниже. », — пишет автор петиции.

В комментариях на эту тему в нашем Дзен-канале люди высказывали и более экзотические предложения в части учета «чистого» дохода.

Например, одна из читательниц считает, что из дохода семьи нужно вычитать платеж по ипотеке. Ведь после уплаты ипотеки в распоряжении семьи остается сумма гораздо меньше, чем «грязный» доход из справки 2-НДФЛ.

Впрочем, некоторым такой взгляд на учет доходов кажется неправильным.

Вот что пишут в комментариях:

может вам еще кредит на айфон и отпуск в Таиланде убрать? Ипотека — ваша личная инициатива и ваша проблема.

Другая подписчица полагает, что в доход не надо включать алименты, которые отец ребенка платит бывшей жене на ребенка от первого брака:

надо упомянуть про алименты, которые тоже почему-то учитываются в доход семьи, а по сути это доход разных семей, но учитывается он у обеих сторон — и у того, кто получает, и у того, кто платит. Это полная несправедливость.

Кто-то возмущен, что в доходы включают суммы удержаний из зарплаты в виде профсоюзных членских взносов, а также добровольные пенсионные взносы в НПФ. А еще из дохода не вычитают коммуналку и другие расходы.

Не берётся факт наличия ипотеки, коммуналки заоблачной. Цены на все, что только можно, растут, ребёнку за садик, секции платить надо. Кому-то в школу собирать. Ничего не берут в расчёт. По документам ты зажиточный, А по факту остаются на руках крохи.

Кстати, что касается учета в составе доходов НДФЛ, то как пишут наши читатели, иногда его учитывают даже два раза:

нам в пособии отказали, потому что помимо зарплат с налогами учли и налоговый вычет, который мы получили в указанный период. Т.е. дважды посчитали одну и ту же сумму (сначала она была в зарплате, потом в вычете). И доказать что-то просто нереально.

Вместе с тем есть и противоположные мнения по поводу учета «грязной», а не «чистой» зарплаты:

Не считаю это обманом, НДФЛ, это налог, который вычитается из доходов физлица. Поэтому справедливо, что для расчета пособий берется грязный доход, ведь налог, это Ваши личные расходы, такие же, как, например, квартплата, налог на имущество. Может, вам еще и эти суммы вычесть?

Зарплата нового мужа

Женщина, которой отказали в выплате, создала петицию на сайте Change.org. Она считает, что порядок определения дохода надо менять. В соцзащите посчитали, что доход семьи превышает нижнюю планку, однако заявительница считает иначе.

Дело в том, что в доход семьи включили, в том числе, зарплату нового мужа женщины, который не является отцом ее детей.

«Если у моих детей нет отца, и я вышла замуж, это ни в коем случае не обязывает моего мужа обеспечивать чужих детей!» — возмущается женщина.

Она считает, что такой расчет дохода семьи — это не честно, так как данный мужчина не является отцом детей, а значит и его доход учитывать не надо.

Отметим, что согласно Постановлению Правительства № 384 от 31.03.2020 в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.

Доход от продажи жилья

В перечень доходов, которые учитываются при назначении пособия, также включен доход от продажи недвижимости.

На сайте Change.org опубликована петиция, призывающая исправить эту ситуацию. Если уж учитывают доход, то и расход на покупку новой квартиры тоже надо учитывать.

«Семьи, которые продали свою квартиру, добавили деньги, взяв кредит, и купили квартиру площадью больше, не попадают под данные выплаты. Стараясь для детей, улучшая их жилищные условия, родители теряют право на такие нужные для малоимущей семьи выплаты», — пишет автор петиции.

Субсидии и компенсации

При подсчете дохода семьи сегодня учитывают и компенсации, получаемые по уходу за нетрудоспособными гражданами, и субсидии на оплату услуг ЖКХ для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Депутат Госдумы Алексей Журавлев, лидер партии «Родина», обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой устранить это законодательное недоразумение, сообщает воронежское издание «Блокнот».

«Возникла парадоксальная ситуация: граждане, будучи признанными малоимущими в установленном законом порядке, по Постановлению № 384 оказались в числе тех, кому выплаты по Указу оказались не положены. При этом проблема коснулась наименее защищенных слоев населения — малоимущих семей с детьми инвалидами, — отмечается в депутатском запросе. — Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что в редакции Постановления № 384, скорее всего, присутствует досадная ошибка, прошу вас рассмотреть возможность внесения в него соответствующих изменений с целью охвата наиболее широкого круга граждан, нуждающихся в материальной поддержке государства».

Пособие до семи лет вырастет?

Недавно появилась информация о подготовке Минтрудом законопроекта, увеличивающего размер пособия до 7 лет в 2 раза — с 0,5 до одного прожиточного минимума.

В пресс-службе ведомства отметили, что в ряде случаев ежемесячного пособия на детей от трех до семи лет в нынешнем размере оказалось недостаточно для того, чтобы вывести семью из бедности (то есть среднедушевые доходы всё равно оставались ниже прожиточного минимума).

Поэтому министерство считает целесообразной возможность дифференциации размеров пособия в 2021 году.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: новые размеры и порядок выплаты в 2020-2021 годах

Одна из мер государственной поддержки семей — это гарантия на выплату пособий по уходу за детьми.

В период «коронакризиса» законодатели приняли немало изменений, направленных на поддержку родителей. Одно из значимых — повышение минимального размера ежемесячного пособия по уходу за детьми до 1,5 лет. Разберемся, кто имеет право на эти пособия и в каких размерах.

Кто имеет право на пособия

Напомним, что порядок выплаты и размеры «детских» пособий установлены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ).

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет может получать один из членов семьи как работающий, так и безработный, который фактически ухаживает за ребенком (ст. 13 Закона № 81-ФЗ). То есть это может быть не только мама, но и папа, бабушка, дедушка и т.д. Главное, что они фактически тратят время на уход за ребенком и поэтому у них нет возможности трудового заработка.

Пособие могут получать и иностранные граждане и лица без гражданства, если они имеют статус постоянно или временно проживающих на территории РФ. Пребывающим в России иностранцам пособия на детей не положены.

Размер пособия у безработных

Безработные, т.е. неработающие граждане, получают пособие на ребенка до 1,5 лет в твердой денежной сумме. Каждый год с 1 февраля его размер индексируется (ст. 4.2 и ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

Справочно. Коэффициент индексации для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 февраля 2020 г. составляет 1,030 (п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.01.2020 N 61).

До 1 июня 2020 года размер пособия зависел от того, за каким по очереди ребенком ухаживает родитель (родственник).

Поэтому с 1 февраля 2020 года до 1 июня 2020 года ежемесячное пособие выплачивалось в размере:

Начиная с 1 июня 2020 года размер пособия одинаков для любого ребенка не достигшего полуторагодовалого возраста — 6752 руб. (ст. 24 Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ).

Размер пособия у тех, кто в отпуске по уходу

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, у сотрудников, которые оформили отпуск, зависит от их среднего заработка и составляет 40 процентов от него, но не более установленного максимального размера и не менее минимального (ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

Для расчета «усредненной зарплаты» нужно взять два календарных года, перед оформлением отпуска по уходу за ребенком (См. ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006).

Расчет можно произвести по следующей формуле:

Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Смотреть фото Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Смотреть картинку Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Картинка про Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что. Фото Если пособие по уходу за ребенком меньше прожиточного минимума что

*Справочно: Из числа календарных дней исключаются периоды:

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по отпускам, наступившим в 2020 году, составляет 27984,67руб. = (865 000+815 000)/730) х 30,4×40%), где:

По общему правилу, минимальный размер пособия составляет 40% от минимального размера оплаты труда на момент оформления отпуска по уходу за ребенком. В 2020 году соответственно минимальный размер ежемесячного пособия — 4 852 руб. (12 130 руб. x 40%, где 12130 руб. — МРОТ (Федеральный закон от 27.12.2019 N 463-ФЗ)).

Обратите внимание! Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком у работодателя не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого не застрахованным лицам (безработным).

Таким образом, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми у работодателя в 2020 году не может быть ниже 6751,54 руб.

С 01.06.2020 г. — минимальный размер пособия 6752,00 руб. (Закон № 166-ФЗ от 08.06.2020 года) по уходу за детьми до 1,5 лет не зависимо от очередности рождения. Значит, с этой даты минимальное пособие по уходу за первым ребенком также не может быть ниже 6752,00 руб.

Размеры минимальных пособий не зависят от даты обращения за пособием, то есть если обращение за пособием было до 2020 года, например, по уходу за ребенком, рожденным в 2019 году, то пособие, выплачиваемое в 2020 году не может быть менее этих минимальных размеров.

Максимальные и минимальные размеры пособий в 2021 году

Размер пособия у безработных граждан будет проиндексирован с 1 февраля 2021 в соответствии с Постановлением Правительства РФ (оно еще не принято). Соответственно в январе 2021 года пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет прежнее — 6 752,00 руб.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по отпускам, которые наступят в 2021 году, составит 29 600,44 руб. = (912 000 (максимальная база по ФСС в 2020 году) + 865 000 (максимальная база по ФСС в 2020 году) /730 дн. (в 2019-2020 годах)) х 30,4×40%, что на 1 615,77 руб. больше, чем по отпускам, оформленным в 2020 году (максимальный размер пособия 27984,67руб.).

Минимальный размер пособия для родителей, у которых заключены трудовые договоры, составляет 40% от МРОТ на момент оформления отпуска. В 2021 году соответственно минимальный размер ежемесячного пособия будет 4 956,80 руб. (12 392 руб. x 40%, где 12392 руб. — МРОТ с 01.01.2021 г. (Приказ Минтруда России от 28.08.2020 N 542н)). Однако пособие не может быть меньше пособия у незастрахованных (безработных).

Таким образом, минимальный размер пособия в январе 2021 у работодателя будет не менее 6 752,00 руб., а с 1 февраля 2021 года этот размер будет повышен с учетом индексации.

Работа в период отпуска по уходу за ребенком

Если сотрудник не готов полностью посвятить себя присмотру за свои чадом и хочет просто сократить время нахождения на рабочем месте, т.е. продолжать работу во время отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени или на дому, он может получать и зарплату, и пособие (ст. 256 ТК РФ, ст.13 Закона № 81-ФЗ). Причем работодатель не вправе отказать работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, в установлении неполного рабочего времени, если он напишет об этом заявление.

Но сокращать рабочий день нужно таким образом, чтобы действительно можно было успеть обеспечить ребенку уход. В противном случае, есть риск лишится пособия из ФСС.

Закон № 81-ФЗ и ТК РФ не конкретизируют, сколько максимально может трудиться работник, что бы его рабочий день считался сокращенным и он не был лишен пособия на ребенка. Однако гарантия получения пособия предполагает замену заработной платы.

Поэтому в случае, когда работник в заявлении укажет чисто символическое сокращение рабочего времени, например, сократит рабочий день на 15 минут, осуществлять фактический уход за ребенком он не сможет (т.е. почти 8 часов + обед ребенок будет вне родительской заботы).

Практика показывает, что ФСС очень тщательно подходит к вопросу сокращения рабочего дня у работающих «декретников» и довольно часто отказывает в возмещении пособий, если выявит «формальный подход».

Конституционный Суд РФ в Определении от 28.02.2017 N 329-О указал, если рабочий день будет сокращен менее, чем на час, то гарантия в виде пособия по уходу за ребенком не сохраняется.

Однако Верховный Суд РФ (Определение от 23.07.2020 N 301-ЭС20-9387 по делу N А38-5758/2019) посчитал, что сокращение рабочего дня на 1 час недостаточно для получения пособия. Причем тот факт, что работник, получающий пособия, работал дистанционно, не убедил суд, что данные обстоятельства позволяют ухаживать за ребенком, а также в том, что уход за ребенком привел к утрате заработка.

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что сокращение рабочего времени работника на 1 — 2 часа в день является формальным, поскольку такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, и не влечет существенную утрату заработка (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018, Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2019 N Ф09-792/19 по делу N А76-26851/2018, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2019 N Ф01-6240/2018 по делу N А82-5602/2018).

Как правило, претензии ФСС возникают, когда размер утрачиваемого заработка, значительно меньше суммы пособия. Например, в результате сокращения рабочего времени заработок утрачивается на 2,5%, а возмещается за счет средств Фонда в виде ежемесячного пособия 40% (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018). В этом случае пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства, по мнению ФСС и судов, свидетельствуют о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.

Поэтому, по мнению автора, в относительной безопасности могут себя чувствовать только те работодатели, которые согласовали с «декретником» сокращение его рабочего времени и как следствие заработка не менее, чем на 40%.

Порядок выплаты пособий

Ежемесячное пособие выплачивается в день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Законом 81-ФЗ не установлен способ выплаты пособия, поэтому можно предположить, что оно выплачивается наличными деньгами или перечисляется на банковский счет, указанный в заявлении работника для перечисления заработной платы.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2019 N 419 внесены изменения в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». В частности, расширен перечень физических лиц — получателей пособий из бюджетов различных уровней, с которыми расчеты теперь осуществляются с использованием карты «Мир».

С 1 мая 2019 года пособия, связанные с рождением детей нужно выплачивать только на карты «Мир». Однако для пособий по уходу за ребенком назначенных до 1 мая 2019 года предусмотрен переходный период. Их можно перечислять на счета, на которые пособия перечислялись изначально, до истечения периодов:

В связи с пандемией коронавируса Правительство РФ перенесло дату окончания переходного периода до 01.10.2020 года (Постановление Правительства РФ от 25.06.20 N 920) при условии, если срок платежной карты не истечет раньше. Но ФСС сообщил, что до 31 декабря 2020 Центробанк не будет применять меры ответственности за зачисление указанных выплат на карты, не являющихся национальными платежными инструментами. Поэтому до 31.12.2020 года можно продолжать зачислять пособия в прежнем порядке (Информация ФСС РФ от 05.10.2020 «Пособия продолжают зачислять на любую банковскую карту до 31.12.2020»).

Прямые выплаты пособий из ФСС в рамках пилотного проекта

В течении 2012-2020 годов действует пилотный проект для субъектов РФ по прямым выплатам пособий из средств ФСС (Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294).

Перечень субъектов РФ которые участвуют в пилотном проекте перечислен в п. 2 данного Постановления.

Работодатели — участники пилотного проекта уплачивают начисленные страховые взносы в ФСС в полном объеме, т.к. у них нет расходов, возмещаемых ФСС. Пособия выплачиваются работникам напрямую из ФСС. Для выплаты пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет работодатель — участник пилотного проекта в течение пяти календарных дней после получения заявления о выплате пособия по уходу за ребенком от работника должен передать в территориальный орган ФСС РФ это заявление и документы, дающие право на пособие. Перечень документов установлен п. 54 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

Если среднесписочная численность работников не превышает 25 человек, можно подать бумажные документы с приложением описи по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 578.

В случае превышения среднесписочной численности 25 человек, нужно представить сведения в виде электронного реестра по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579.

Если работодатель включит в реестр не все сведения или сдаст не все документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, ФСС РФ направит ему извещение. В течение пяти рабочих дней со дня его получения работодатель должен представить недостающие документы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *