Если потерял удостоверение гражданина подлежащего призыву на военную службу что делать
Если потерял приписное, что делать?
Чем грозит потеря приписного удостоверения (свидетельства) и как его восстановить в военкомате? Консультация военного юриста.
Утеря документов это всегда не очень приятный факт. Если потерял приписное свидетельство, что делать в этом случае? Как его восстановить? Что делать, если призывник потерял приписное удостоверение? Ответы на эти и другие вопросы — читайте ниже.
Зачем нужно приписное удостоверение?
Приписное свидетельство из военкомата, потерял которое призывник, не работающий или не обучающийся в учебном заведении, не создаёт особых неудобств, так как в отличие от общегражданского паспорта или водительского удостоверения предъявлять этот документ часто не приходится.
В основном приписное удостоверение (свидетельство) из военкомата требуется в следующих случаях: при поступлении в учебные заведения, при устройстве на работу и при вызове в военкомат по повестке.
Приписное свидетельство является документом, который подтверждает, что юноша состоит на воинском учёте и в случае необходимости может быть призван на действительную военную службу. Воинский учёт тесно связан с другими видами учёта граждан. Потеря приписного свидетельства нарушает эту связь.
Приписное удостоверение выдается призывникам в возрасте от 18 до 27 лет, обязанным состоять на воинском учете и не пребывающим в запасе (пп. «а» п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Действующее законодательство обязывает работодателей требовать от устраивающихся на работу, предъявлять приписное свидетельство, если человек не достиг возраста 27 лет и ему до достижения этого возраста не выдан военный билет (ст. 65 ТК РФ). После его предъявления сведения о подлежащем воинскому учёту направляются в военкомат по месту нахождения организации.
Несообщение работодателем в военкомат сведений о принятых на работу лицах, состоящих либо обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте, влечет наложение административного штрафа (п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ), поэтому никто из должностных лиц старается не нарушать правила воинского учёта.
При поступлении в учебные заведения у призывников также часто требуют приписное, хотя эти требования не основаны на законе и отсутствие приписного свидетельства не может лишать вас права на получение образования (п. 1 ст. 43 Конституции РФ).
Порядок действий при утере приписного удостоверения
Сегодня утеря приписного это не такая уж редкая ситуация и часто возникает вопрос, что делать, если потерял приписное удостоверение из военкомата? У некоторых призывников это вызывает чувство радости, поскольку молодые люди полагают, что потеря приписного прекращает их связь с военкоматом и они больше не подлежат призыву.
Для других восстановление приписного превращается в надуманную проблему, так как они не знают алгоритма (последовательности) действий: что делать при потере приписного свидетельства?
Третьи – не обращаются за восстановлением, если потерял приписной из военкомата, боясь штрафа или самой явки в военный комиссариат, считая, что их сразу же отправят служить в армию.
Чтобы развеять эти мифы и сомнения, имеющие широкое хождение в среде допризывников, расскажем: потерял приписное свидетельство – что делать?
В случае утраты приписного удостоверения призывник в двухнедельный срок обязан прибыть в военкомат для получения нового удостоверения (п. 1 ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Потеря приписного свидетельства является весьма серьёзной проблемой. Приписное свидетельство – именной документ, содержащий фотографию владельца, изготовленный с соблюдением требований по защите документов от подделки. Поэтому сам бланк документа (книжка) представляют некую ценность для определённой категории мошенников, которые могут изменить в документе фамилию, имя, отчество призывника или его фотографию и использовать в качестве фальшивого документа.
Что делать при утере приписного?
Итак, потерял приписное свидетельство, что делать? Обнаружив потерю, необходимо предпринять усилия для самостоятельного розыска. Если самостоятельный розыск не принёс желаемого результата – можно подать объявление в местные печатные СМИ с указанием Ф.И.О. владельца, даты выдачи и просьбой вернуть утерянный документ либо считать его недействительным.
Если есть основания подозревать, что документ был похищен, одновременно с подачей объявления в СМИ можно написать заявление отделение полиции по месту утери документа. Розыск похищенных документов относится к её компетенции. В установленный срок вы будете извещены о результатах розыскных мероприятий и, если документ не найдётся, придётся восстанавливать приписное удостоверение в военкомате.
Как восстановить приписное в военкомате?
Потерял приписное — что делать, прежде чем идти в военкомат? Возможны два варианта последовательности действий призывника:
Второй вариант предпочтительнее, так как для получения нового приписного необходимо будет явиться в военкомат 2 раза, а в первом случае посетить военкомат придётся трижды.
Документы для восстановления приписного
Если потерял приписное свидетельство, то в военкомате от вас потребуются:
Кроме указанных документов полезно будет иметь при себе газету с объявлением об утере приписного или зарегистрированное заявление в полицию о розыске украденного документа.
Заверять у нотариуса подлинность ксерокопий документов не требуется. Достаточно иметь при себе оригиналы указанных документов. Работник военкомата, ответственный за военно-учётную работу, имеет право самостоятельно удостоверять подлинность предъявленных копий документов.
Если потерял приписное свидетельство, то имея на руках все перечисленные выше документы, необходимо явиться в военкомат и написать заявление о выдаче дубликата приписного. Приняв от вас предоставленные документы, вам будет выдана расписка и назначено время явки для получения нового документа (дубликата).
Обычно процедура восстановления (получения дубликата) приписного удостоверения занимает до 40 дней.
Ответственность за утрату приписного свидетельства
Не следует бояться, что работники военкомата заставят вас разносить повестки другим призывникам, направят на прохождение медицинской комиссии или сразу же, не выдавая приписного, призовут на службу. Если приписное удостоверение потерял и хочешь восстановить, то все означенные действия никак не связаны между собой и если вам предъявят одно или несколько из них, то вы имеете право не исполнять их, а действия должностного лица обжаловать.
Иначе обстоят дела с теми призывниками, которые умышленно портят или «теряют» приписное свидетельство с целью уклонения от воинской службы. Если работниками военкомата будет установлено, что призывнику неоднократно направлялись повестки, а призывник в указанное время систематически не являлся по вызовам и ссылается на то, что утерян приписной, что делать он не знал и т.д., то к нему могут быть применены меры административного воздействия (штраф в соответствии со ст. 21.5 и 21.6 КоАП РФ от 100 до 500 рублей).
В жизни бывают разные ситуации, но не стоит забывать, что в целях обеспечения воинского учета призывники обязаны бережно хранить приписное удостоверение (ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Теперь вы знаете алгоритм действий, если утеряно приписное свидетельство, что делать в первую очередь и чего следует опасаться. Бережно храните документы воинского учёта – это экономит и время и нервы.
Консультация эксперта по военному праву
Требуется online консультация юриста по получению отсрочки? Или требуется отсрочка от армии? Это обычная ситуация – права призывников и военнослужащих, к сожалению, не соблюдаются очень часто. Кто поможет?
Консультация эксперта по военному праву доступна на сайте — просто задайте вопрос юристу по телефону, в онлайн-чате либо закажите обратный звонок, заполнив ниже форму с описанием своей проблемы.
Как восстановить приписное свидетельство?
Вопрос «что делать, если потерял приписное свидетельство» особенно актуален в призывной период и во время поступления молодых людей в учебные заведения. Если вы обнаружили пропажу, не паникуйте: приписное удостоверение можно восстановить.
Консультант Службы Помощи Призывникам
Получение приписного свидетельства
В год достижения 17-летия все военнообязанные молодые люди получают свой первый документ воинского учета — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу или, как его называют в народе, «приписное свидетельство».
Приписное свидетельство представляет собой небольшую голубую книжку, в которой отображаются персональные данные её владельца:
Наши клиенты не служат в армии
Наша работа — помогать призывникам получать отсрочку или освобождение от призыва в армию. Позвоните нам по телефону 8(800)333-53-63: узнайте о наших услугах или получите бесплатную консультацию по своей ситуации.
Обращайтесь, мы будем рады вам помочь!
Как восстановить приписное свидетельство при утере, порче или краже?
Чтобы восстановить приписное свидетельство при утере или порче, нужно обратиться в военкомат и написать заявление на восстановление. К заявлению нужно приложить пакет документов.
Документы для восстановления приписного:
Если удостоверение было украдено или похищено, обратитесь в отделение полиции и получите талон-уведомление, подтверждающий факт кражи. Этот квиток прикрепите вместе с другими полученными справками к заявлению на восстановление приписного свидетельства, после чего направьте подготовленный пакет документов в канцелярию районного военкомата.
Как долго оформляется приписное свидетельство?
Сроки восстановления приписного свидетельства сотрудники военного комиссариата сообщат в момент приема заявления. Обычно стандартная процедура восстановления занимает не более 40 дней. Когда заявление попадает в канцелярию, у работников комиссариата есть 30 дней на ознакомление с вашей просьбой. После рассмотрения удостоверение оформляется в 10-дневный срок.
Временные рамки могут быть изменены: сокращены или увеличены. Особенно важно это учитывать, если пакет документов направляется заказным письмом Почтой России. Поэтому, если документ нужен срочно, заранее уточните в вашем военкомате сроки его оформления.
Сколько стоит восстановление приписного свидетельства?
Платить госпошлину за восстановление приписного не нужно. Военный комиссариат делает дубликат бесплатно. Однако за умышленную порчу, уничтожение или за утерю документа придется уплатить административный штраф. Согласно статье 21.7 КоАП РФ, его размер составляет от 500 до 3000 рублей.
Зачем восстанавливать приписное?
Значимость приписного свидетельства может быть соизмерима с паспортом, так как утрата документа ограничит возможности молодого человека. Так, если призывник потерял приписное из военкомата, он может столкнуться с проблемами при оформлении загранпаспорта, паспорта РФ и других документов.
Затруднения возникнут при поступлении в учебное заведение или при трудоустройстве, так как руководители организаций требуют от абитуриентов или соискателей документы воинского учета. По этой же причине молодой человек не сможет устроиться до 27 лет в государственную или крупную коммерческую фирму. Единственное возможное место для трудоустройства — небольшая частная компания, но и в них отдел кадров может потребовать от сотрудника приписное свидетельство.
Утеряно приписное свидетельство: что не нужно делать?
Главное, что не нужно делать, если потерял приписное свидетельство — пытаться скрываться от военкомата. Важно понимать: потеря приписного свидетельства не означает, что военный комиссариат не сможет призвать вас на службу. Если в момент утери или хищения вам вручат под подпись повестку на прохождение призывных мероприятий, то явка на медкомиссию будет обязательной.
Во время явки предупредите сотрудников военкомата об утере приписного свидетельства и напишите заявление на его восстановление. Единственный нюанс – существует вероятность, что на руки дубликат вы так и не получите. Если вас признают годным к службе и отправят в армию, то после прохождения срочной службы вы получите не приписное, а военный билет.
Остались вопросы после статьи? Позвоните нам по телефону 8 (800) 333-53-63, и мы обязательно на них ответим.
С уважением, Овчаров Артур, консультант Службы Помощи Призывникам.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.