Если предложения больше чем спроса
Закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.
Содержание
Спрос
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Неценовые характеристики товара
Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.
Закон спроса
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.
Эластичность спроса
Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.
Кривая спроса
График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…
Предложение
Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.
Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Закон предложения
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
Эластичность предложения
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.
Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.
Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:
Кривая предложения
График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
История осознания закона
Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.
Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.
Кроме спроса и предложения Матьенсо также рассматривал и другие факторы, влияющие на определение справедливой цены, и описывающие столь вариативную морфологию рынка. В посмертно изданном трактате «Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peru in librum quintum recollectionis legum Hispaniae. — Mantuae Carpentanae : Excudebat Franciscus Sanctius, 1580» перечислены:
Исследователь Оресте Попеску (Oreste Popescu) замечает по поводу этого списка: «Европа даже не была готова плодотворно использовать подобное сокровище знаний» в XVI веке. [1]
Описание
Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).
По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.
Аналогично, закон спроса означает то, что по низкой цене покупатели готовы приобрести больше товара, чем при высокой. Функция спроса как функция цены от количества покупаемого товара убывает на всей области определения
Примеры
Продукты питания
Чтобы обходить закон спроса и предложения в Евросоюзе перепроизводство масла хранится в складах, на так называемой «горе масла» (нем. Butterberg ). Тем самым происходит искусственное сдерживание предложения и цена остаётся стабильной.
Акции, валюта, финансовые пирамиды
На акции, продаваемые и покупаемые на бирже, может быть устойчивый спрос, поскольку предприятия передают держателям акций часть своей прибыли в форме дивидендов. Когда предложение превышает спрос (увеличилось число продающих или закончились покупатели), цена понижается. Как правило, после движения в одном из направлений цена задерживается возле некоторого уровня. Дивиденды продолжают поступать и после перехода в состояние равновесия и после падений, поэтому спрос на акции рано или поздно восстанавливается.
Валютообменные операции не имеют внутренней доходности в виде дивидендов, дисконтов или процентов. Спрос и предложение валют для обменных операций формируют не трейдеры, а предприятия и финансовые организации, которым обмен нужен для осуществления своей основной деятельности.
«Финансовые пирамиды», такие, как МММ, обычно не обещают дивидендов, а их «акции» не находятся в действительно свободном обращении. Обычно цену формирует сам создатель финансовой пирамиды, а внешних источников дохода нет или они несопоставимы с выплачиваемой доходностью.
Practice_chips #1. Изменение спроса и предложения
Я пишу финансовые чипсы (novice_chips) для новичков, они пользуются вниманием, более сложный материал я излагаю в fin_chips (более 100 штук), торговые приемы и нюансы, к которым можно прийти за 3-5 лет торговли.
Сегодня я решил обнародовать свой первый practice_chip, открывающий серию из 70 практических нюансов, которые мы выводили на тренингах с постоянной группой.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ ТОРГОВЛИ:
ИЗМЕНЕНИЕ СУММАРНОГО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ПОДСКАЗКА О НАПРАВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ДВИЖЕНИЯ И СМЕНЫ ТЕНДЕНЦИИ.
Изменение суммарного спроса и предложение (СиП) может выступать опережающим индикатором для интрадейщика, давая ему подсказку о том, в каком направлении планируется/готовится сдвиг по цене (на процент и более) в самое ближайшее время, стоит ли рассчитывать на продолжение явленной утром тенденции до конца дня, поставлены ли хай (вершина) и лой (дно) на этот день в акции и многое другое.
Данная подсказка не должна служить сама по себе причиной входа и выхода из позиции, но является важной частью внутридневного анализа, особенно в периоды, когда рынок находится в потенциально разворотных точках (на предполагаемой среднесрочной вершине или у локального дна).
Также при помощи СиП может эффективно решаться вопрос о сокращении или увеличении имеющейся позиции.
1.СУММАРНЫЙ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СиП)
Это один из статистических параметров торговли, который можно видеть в «общей таблице параметров» биржевого терминала. Иногда его также называют общим спросом и общим предложением.
Суммарный спрос формируется суммой всех бидов, то есть заявок на покупку, выставленных в биржевой «стакан» (в которые можно продать).
Суммарное предложение формируется по аналогии суммой всех оферов/ask, то есть заявок на продажу, выставленных в биржевой стакан на текущий момент (по которым можно купить). Частным трейдера брокер предоставляет возможность наблюдать в таблице котировок только 40 строк (по 20 строк заявок спроса и предложения в обе стороны от текущей цены).
Скрытая часть заявок-айсбергов, выставленные стопы, отложенные сделки в суммарном спросе/предложении не учитываются, так как выставлены лишь на серверах брокера, а не на бирже непосредственно.
2.СТАНДАРТНОЕ СООТНОШЕНИЕ СиП
В отношении голубых акций есть статистически устойчивые соотношения суммарного спроса и предложения. Довольно часто их изменение может служить подсказкой о направлении ближайшего движения.
Для основных наиболее ликвидных акций (или «праймов» — это Газпром, Лукойл, Роснефть, Сбербанк-об) в среднем суммарный спрос в течение дня составляет чуть выше среднестатистического часового объема в акции в лотах.
Для «голубых шитов» (более легких акций из первого эшелона, таких как Татнефть, Сберпреф, Северсталь, Алроса, Аэрофлот) суммарный спрос в течение дня составляет среднестатистический двухчасовой объем в лотах.
Для праймов, как правило, суммарное предложение больше спроса в 1.5-2 раза. Это формальный базовый пассивный спрос и пассивное предложение, мало влияющее на цену.
Базовое соотношение СиП (спроса и предложения) устанавливается обычно к началу второго часа торговли, в первом часе цифры меньше обычных, так как не все заявки выставляются в первый час торгов.
Для голубых шитов характерно обратное соотношение СиП, суммарный спрос как правило в 1.5-2 раза больше предложения.
Связано это с тем, что в праймах заранее выставляют крупные заявки на продажу на случай резкого подъема/вздерга, а в голубых шитах — большие заявки на покупку на случай резкого пролива.
Среднестатистическим, то есть нормальным, является следующее соотношение суммарного СиП:
Если соотношение СИП по нескольким или всем бумагам искажено в течение не часов, а дней, это может говорить о неуравновешенном состоянии рынка (о возможном развороте или ускорении тенденции).
3. ИЗМЕНЕНИЕ СиП В ДИНАМИКЕ – ВАЖНАЯ ПОДСКАЗКА
Абсолютные цифры не так важны, как изменение суммарного спроса и предложения в динамике.
При увеличении спроса цена может идти…вниз!
Как правило, на восходящем тренде соотношение СиП в акции в пользу быков, и суммарный внутридневной спрос значительно увеличен и может быть даже заметно больше уменьшенного предложения. В день, когда это соотношение меняется, и предложение становится больше спроса, возникает первая подсказка о переломном моменте и будущем откате.
Равный спрос и предложение на протяжении нескольких дней означает неравновесие рынка, которое должно в итоге разрешиться сильным направленным движением.
3.1 Самый понятный сигнал, когда предложение увеличивается по мере снижения и наоборот.
Еще при спокойном стакане, в самом начале снижения, происходит увеличение выставленных заявок на продажу, что влечет увеличение суммарного предложения.
Если движение цены вниз идет плавное, то по мере снижения предложение продолжает увеличиваться.
Если и спрос при этом растет, возможно укрепляют поддержку, к которой цена идет.
Если спрос не увеличивается, возможно, поддержку в виде круглого числа или визуального по графику уровня защищать не готовы, что является важной подсказкой.
Если движение идет резкое, бьют в/сбивают биды, то спрос в моменте резко падает.
Если при этом увеличивается предложение, снижение должно продолжиться, так как инициатор(ы) движения цены готовы продавать объемы по текущим ценам и ниже.
Однако если предложение после пролива не увеличивается, и оферы в стакан у границы спреда («в атаку») не выставляются, такой пролив имеет все шансы на полный выкуп/восстановление, и именно так нередко оформляются лои дня.
Таким образом, если атака «с руки» (атака «по рынку», когда не выставляют покупки/продажи, а бьют в имеющиеся оферы/биды), и при этом не возрастает спрос/предложение, то стоит играть локальный разворот, предполагая, что поставлен локальный хай/лой.
3.2 Если возникает предполагаемый нами хай/лой цены дня, то через некоторое время после отката/отскока соответственно возрастает предложение/спрос.
Это означает, что крупные игроки тоже предположили это лоем/хаем, выставили разворотные крупные заявки, и начали играть в обратную сторону.
Например, действия покупателей привели к движению цены утром вверх до некоего уровня, который может быть предположен нами как потенциальный хай дня, при этом в момент достижения этой наивысшей цены суммарное предложение уменьшенное, а спрос, как правило, выше стандартного для данной акции.
Если после отката на полпроцента от хая спрос уменьшается, а предложение увеличивается до и выше нормы, можно предположить, что хай дня поставлен (если же предложение не растет, то лучше сделать противоположный вывод).
3.3 Также выраженным сигналом является сильное отклонение от стандартного соотношение СиП.
Сильно увеличенное соотношение СиП, удвоенный спрос или предложение могут выступать заявкой на трендовый день, в котором размах движения цены от хая дня до лоя выше средстатистического размаха дня, и в любом случае показывают, в какую сторону оказывается давление на цену.
Также сильный сигнал на движение – зеркальная смена соотношения СиП. Например 100 т.л. спроса против 60 т.л. предложения в Лукойле – к уверенному росту, в то время как обратная пропорция является лишь стандартным СиП и нейтральна для имеющегося расклада сил.
3.4 Если лишь один из параметров стандартный, а другой понижен или повышен, это тоже может являться подсказкой.
Если спрос примерно равен предложению, — то это ситуация неопределенности и непоставленного хая/лоя. Как правило, при этом:
– если спрос нормальный, а предложение слабое – то имеем непоставленный хай, и сигнал в пользу быков, средний размах дня стоит откладывать вверх от имеющегося лоя;
— если спрос маленький при нормальном предложении, то имеем непоставленный лой и сигнал в пользу медведей, и размах дня стоит откладывать вниз от имеющегося хая.
Если спрос и предложение растут, но при этом спрос уже больше нормы, а предложение лишь идет снизу вверх к норме, это также говорит о временном и локальном преимуществе быков в динамике.
Если при малом предложении (меньше нормы) идет подъем – это логично, но если при этом предложение лишь увеличивается до нормального соотношения СиП, это может означать достижение баланса сил на достигнутых уровнях и остановку подъема.
3.5 Момент силы
Атакующее предложение (аналогично в отношении спроса) – это когда с возрастанием предложения выше стандартного бьют по бидам +ставят оферы на завоеванные уровни близко от спреда – сигнал к уверенному снижению, так как показываем большую решимость в продаже по текущим ценам, к чему могут быть не готовы покупатели.
4.НЮАНСЫ
4.1 Бывает на спокойном рынке резко возрастает спрос или предложение, что-то одно, а движение начинается не от, а навстречу резко увеличенному спросу/предложению, который при этом не съедается.
Это может означать, что кто-то заранее поставил большой встречный объем, а сам начал движение именно к своим заявкам, чтобы исполнить их к концу дня. Например, лонгист ставит большую продажу на процент-полтора выше текущей цены (далеко за пределы видимой части стакана) и двигает цену вверх, и лишь к концу дня становится видным его офер, как правило, крупный и на круглой цифре.
4.2 Резко увеличенное ближе к закрытию предложение или спрос, не удовлетворенное на послеторговом аукционе, может перейти в импульс первого торгового часа следующей сессии, это стоит учитывать.
4.3 СиП в праймах может характеризовать текущий рынок в целом. Если начинается движение, о его силе можно судить, наблюдая за изменением СиП одновременно в основных голубых акциях.
5. ПОЛЕЗНОСТЬ СиП
Самая большая ценность наблюдений за изменением СиП – это
а)вовремя понять, куда откладывать размах дня (внутридневное движение в 1.5-2%),
б)будет ли переписан показанный хай или лой дня, и
в) получить опережающую подсказку о развороте тенденции последних дней (установить разворот недели).
Подсказки по СиП суммируются с другими (-1% от хая, размах дня…), то есть помогают принять более верное решение.
Но самое важное, что полезность СИП резко возрастает в разворотных точках движения цены, то есть получается, что с помощью статистического доступного параметра можно увидеть с опережением разворот на более старших таймфреймах, а следовательно, понять планы и логику действий крупных игроков, за которыми мы следуем.