Если проклинать человека что будет
Как справиться с гневом психически больного человека
Близкие люди чаще всего боятся гнева психически больного человека. Большинству из нас намного проще научиться сталкиваться с иррациональным (неразумным, лишенным логики и смысла) бредом, страхом, галлюцинациями и печалью, чем с иррациональным гневом. Мгновенно на ум приходят различные страшилки и фильмы ужасов об агрессивных убийцах-психах.
При всем том человек с расстройством сознания гораздо чаще просто кричит и сильно жестикулирует, чем переходит в атаку. Тем не менее, в любой ситуации необходимо объективно оценить возможность оказания насилия. Однако если ваш друг или родственник до этого момента никогда не был замечен в насилии, то, скорее всего, страх беспочвенен и вероятность физической агрессии мала.
Как справиться с гневом
Прежде всего, нужно контролировать свой собственный эмоциональный настрой. Если вы оба на взводе, то для начала разойдитесь по разным углам и успокойтесь. Хотя бы «остыньте» сами. Вот несколько советов:
— Досчитайте неспешно до 10;
— Дышите глубоко и медленно;
— Пройдитесь (по комнатам, по улице);
— Попробуйте о чем-то другом, позитивном и приятном;
— Отвлекитесь (сделайте что-нибудь по дому).
Обстановку легче контролировать при условии четкого и спокойного поведения. Опыт общения очень важен, когда эмоции нарастают. Психически больному человеку необходимо, чтобы вы излучали уверенность. Часто твердый и успокаивающий голос позволяет достаточно быстро ликвидировать одолевающие больного иррациональные чувства. Не забывайте, что за яростью и смятением чаще всего скрываются внутренние обиды и страх.
Дайте пациенту пространство, будьте внимательны и уверены
При общении с человеком в гневе важно то, что вы просто находитесь рядом. Не стоит прижиматься к нему, ходить по пятам и устраивать толкотню. Больного может еще больше разозлить, если его как бы загоняют в ловушку или угол. Следовательно, лучше не загораживать выход из помещения, а стать так, чтобы в случае опасности иметь возможность отойти. Когда психически нездоровый человек встревожен, остерегайтесь любых прикосновений, если вы полностью не уверены, что физический контакт понравится ему.
Поскольку гнев больного, как правило, вызван определенной причиной, будьте как можно внимательнее к нему. Попытайтесь мягко выяснить источник переживаний. Не игнорируйте и не преуменьшайте тревоги. Помогите больному сконцентрироваться на том, что поможет охладить его ярость. Первоначально стоит найти способ успокоения, а позже в спокойном состоянии выяснить причину гнева.
Независимо сдержан или разъярен больной, не позволяете переступать черту приемлемого поведения. Если он повышает голос, бросает вещи, угрожает, ломает мебель и предметы интерьера, беспокоит соседей, ему следует сдержано, но уверенно сделать замечание. Предположим, предупредить, что если он не перестанет, то вы уйдёте из дома.
Крайняя мера – полиция
Если ничего из перечисленного выше не помогает и обстановка становится угрожающей, опасной для здоровья, то возможно, единственный выход вызвать полицию. Обратиться в правоохранительные органы при конфликте с родным человеком обычно очень сложно. Но при тяжелой психической болезни другого выхода из положения возможно просто не будет.
Скорость и эффективность работы полиции, как правило, обусловлена от тяжести ситуации (на их взгляд) и от занятости на данный период. В небольших населенных пунктах полиция быстрее прибывает по таким вызовам, чем в больших мегаполисах с более высоким уровнем преступности.
Основные правила, что бы справиться с гневом больного:
— не теряйте самообладания, говорите сдержанно и четко;
— оставайтесь спокойным, не показывайте свой страх, потому что это может лишь накалить ситуацию, или сообщите, что его агрессия вас пугает;
— сохраните ему возможность уйти;
— не дотрагивайтесь и не подходите к больному до тех пор, пока он сам этого не одобрит;
— не идите на поводу требований, объективно оценивая границы возможного и исход;
— попытайтесь определить, насколько гнев неразумен и бессмыслен, является ли он проявлением болезни или обоснован причиной, которую нужно учесть;
— осознайте важность переживаний близкого человека и проявите желание его поддержать;
— не спорьте о бессмысленных идеях;
— помогите ему определиться с дальнейшими поступками;
— оградите себя и окружающих от возможного насилия, поскольку вспышки гнева не всегда получается предупредить или остановить.
Если приступы раздражения и гнева – нередкие составляющие поведения психически больного человека, и он регулярно выплескивает агрессию, то выждите, пока очередной приступ ярости пройдет, он утихомирится и сможет вновь контролировать свои эмоциями. Для этого нужно:
1. Вести себя в этот момент строго и холодно, не раздражать больного, чтобы не спровоцировать еще большей агрессии.
2. Выплескивайте негативную энергию с помощью физических упражнений, работы по дому или просто покричите в укромном месте.
3. Абстрагируйтесь от ситуации, посмотрите телевизор, почитайте книгу, повяжите или посчитайте про себя.
Дайте психически больному человеку лекарство, прописанное доктором.
Чтобы снизить вероятность повторных приступов гнева, нужно в первую очередь понимать, что психически больной человек это обычный человек со своими особенностями. Для таких людей свойственны такие черты, как неуверенность в себе и низкая самооценка. Поэтому обязательно учитывайте, что больше всего обижает вашего близкого, и старайтесь больше этого не повторять. Относитесь к нему с пониманием, как и любой больной человек, он нуждается в сочувствии и поддержке.
Психически больной человек дезорганизован и физиологически, и духовно. Не нужно его за это ругать, постарайтесь общаться более оптимистично, вкладывайте в разговор доброту, теплоту и уважение.
Помните, что человек, страдающий психическим расстройством, думает то чрезмерно медленно, то быстро, мысли путаются, переживания и противоречия нарастают. Чтобы в итоге это не вылилось в гнев и ярость, чаще общайтесь с ним о проблемах и возникших сложностях. Не нужно вести долгие разговоры, говорите медленно и внятно. Давайте больному побыть наедине, отдохнуть от окружающих. Если ситуация выходит из-под контроля, незамедлительно вызывайте скорую помощь или полицию.
Православная Жизнь
Душа, находящаяся в мире с Богом, не может произнести проклятия, уверен иерей Андрей Чиженко
Прежде всего нам нужно понять, что проклятие – большой грех. Ведь, в сущности, что такое проклятие? Оно произносится в сильнейшем гневе, когда один человек испытывает к другому страшную злобу, градус которой чуть-чуть не доходит до физического убийства. Конечно же, первопричина проклятия и его мотивация – это проделки злого духа, ненавидящего все живое и особенно человека. Душа, находящаяся в мире с Богом, не может произнести проклятия. Это способна совершить душа, водительствуемая бесом.
Мы должны понять одну простую истину, которая очень хорошо раскрыта в Новом Завете: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1–5). Конечно же, в данном евангельском отрывке в первую очередь под Словом подразумевается Господь наш Иисус Христос – второе Лицо Святой Троицы.
Но также мы должны понять, что и со слова с маленькой буквы все начинается. Не с дела и не с поступков, но со слова.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит: нося всяческая глаголом силы Своея; и однако ж мы грешные обходимся словом так легкомысленно, небрежно. Христианин! Дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни». И продолжая мысль великого святого, хочется сказать, что слово это – молитва. С нее начинается жизнь для человека. И как только она прекратится, разрушится мир. На ней все стоит, и с нее все начинается. Поэтому, когда батюшке задают любой вопрос о проблемах, он зачастую начинает свой ответ со слов: «Молитесь, а там Бог все управит». Это истинно так! Молитва – начало всех начал. Действие, поступок, освященные ею, будто могучий дуб, произрастающий от верного и глубокого корня в доброй почве.
Проклятие же само по себе действует очень негативно и разрушительно на тех людей, которые его произносят. Потому что такой человек, объятый злобой, добровольно отлучает себя от Бога, Который, как известно, есть Любовь. Потому проклятие в первую очередь направляется на проклинающего. Оно привносит в его сердце гнев, раздражение, злопамятство и, как следствие, беспокойство, рождающее физические (инсульт, инфаркт) и психические болезни. Также в социальном отношении гневливый человек обрекает себя на тотальное одиночество. Мы так устроены Богом, что должны любить всех людей без исключения, ведь мы единое целое. И, по сути, братья и сестры, имеющие одних прародителей – святых праотцев Адама и Еву. Потому злоба на одного человека часто перерастает в злобу на других (если не на всех людей!). В итоге такой человек разрушает связи с окружающими, отгораживается от них. Мы же связаны с другими людьми и Господом узами любви. Я не говорю уже о том, что человек (любой из нас!) – образ и подобие Божье. И оскорбляя или проклиная его, мы тем самым обижаем Творца. Тем более что Христос заповедовал нам любить всех, и прежде всего врагов.
Если шлют проклятие в ваш адрес, не впадайте в панику. Незаслуженное не осуществится. В Книге Притчей Соломоновых (26:2) сказано: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется».
Ну, а если человек совершил грех, то какая разница, проклинает его кто-то или нет? Ведь все равно уже «включен» вселенский механизм наказания. И пока человек не исправится, он будет страдать. Какой же выход? Ответ очень прост – плоды покаяния: попросить прощения, исповедоваться в своем грехе, признать свою вину – и все Господь простит. Ни греха, ни проклятия не будет. То есть проклятие не является самодовлеющей фаталистической субстанцией типа «Меня прокляли – значит, я умру» или «Меня прокляли, потому у меня жизнь не складывается». Это неверные самовнушения. К сожалению, подобные саморефлексии являются питательной средой для разного рода «бабок», гадалок, экстрасенсов, «снимающих проклятия, порчи, сглазы, венцы безбрачия» и прочее. К ним идут малоцерковные люди, которые привыкли к удобной формуле, являющейся фундаментом для их жизни: «Во всех моих бедах виновны другие. Я же очень хороший и добрый человек». Такие люди ищут врагов, и служители сатаны с радостью им их предоставляют: в соседях, тещах, свекровях, начальниках, завистливых друзьях, любовниках, любовницах, коллегах по работе – список очень длинный.
Благословите, а не кляните…
А как можно освободиться от проклятия?
Покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедовались и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», — и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он — Бог.
А наказание постигает только того человека, на которого направлено проклятие, или же и того, от кого оно исходит?
Болезни и несчастные случаи, происходящие от проклятия
Многие болезни, причины которых не могут найти врачи, возможно, произошли от проклятия. А врачи что-разве они найдут проклятие? Как-то раз ко мне в каливу принесли одного парализованного. Вымахал здоровенный дядя, а не мог сидеть. Его туловище не гнулось, было как деревянное. Один человек нес его на спине, а другой поддерживал сзади. Я поставил несчастному два пенька, и он кое-как на них них устроился. Его спутники сказали мне, что он находится в таком состоянии с пятнадцатилетнего возраста и мучается вот уже восемнадцать лет. «Но разве — такое может учиться ни с того ни с сего? — подумал я. Быть такого не может, здесь скрыта какая-то причина».
Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На одной остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и встали возле него. «Встань, — сказал ему кто-то,— уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда — не сможешь сидеть». И это проклятие подействовало. Видишь как — юноша-то был с наглецой. «А чего я, — говорит, — буду вставать? Я за свое место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты — пятнадцатилетний юноша — расселся. «Вот от этого-то все и произошло, — сказал я ему.— Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров.
А сколько нынешних бед происходит от проклятия, от негодования! Знайте: если в какой-то семье многие умирают или гибнет вся семья, то причина этому или в несправедливости, или в колдовстве, или в проклятии. у одного отца был сын, который то и дело уходил из дома и шатался неизвестно где. Однажды отец в приступе раздражения сказал ему: «Ты у меня доходишься — придешь раз и навсегда!» И вот в тот же самый вечер, когда паренек возвращался домой, прямо напротив их подъезда его насмерть сбила машина. Он как упал, так и остался лежать, потом друзья взяли его тело и принесли домой. После его отец приехал на Святую Гору и пришел ко мне в каливу. Он плакал и говорил: «Мой ребенок убился прямо на пороге моего дома». Начал рассказывать, а потом говорит: «Я ему перед этим сказал кое-что». — «Что же ты ему сказала» — «Он гулял по ночам неизвестно где, я разгневался и сказал ему: «Ты у меня придешь раз и навсегда!» «Может быть, от этого и произошла беда?» — «Ну а от чего же еще? — ответил я — Постарайся покаяться поисповедоваться». Видите как: ты, говорит, на этот раз придешь раз и навсегда, и ребенка приносят мертвым. А отец давай потом волосы на себе рвать да плакать… Родительское проклятие действует очень сильно. Знайте, что проклятие и даже [просто] негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь — одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь. Конечно, в жизни иной им легче, потому что своими страданиями они погашают некоторые здешние долги. Происходит то, о чем говорит Святой Исаак: «Вкушает своей геенны», то есть страданиями здесь, в этой жизни, он уменьшает свою адскую муку, потому что страдание в этой жизни есть вкушение адской муки. То есть, когда вступают в силу духовные законы, человек несколько освобождается от геенны, от мучения.
Но и те родители, что словами «посылают» своих детей к диаволу, «посвящают» их ему. После этого диавол имеет права на таких детей, он говорит: «Ты посвятил их мне». В Фарасах жили муж и жена. Их ребенок был очень плаксивым, и отец постоянно говорил: «Да чтоб тебя нечистый забрал» Ну и что же: отец так говорил младенцу и по попущению Божию тот стал исчезать из колыбели. Потом несчастная мать шла к Хаджефенди (Так звали преподобного Арсения Каппадокийского жители Фарас). «Благослови, Хаджефенди! Моего ребенка утащили бесы». Хаджефенди шел к ним в дом, читал молитвы над колыбелью и младенец возвращался. И так продолжалось без конца. «Хаджефенди, благослови!» — снова и снова говорила несчастная женщина и спрашивала: «Чем же все это закончится?» — «Мне, — отвечал ей Святой, — к вам ходить нетрудно. А тебе разве сложно приходить и звать меня? Значит, когда-нибудь диаволу это надоест, и он оставит твоего сына в покое». С того самого дня ребенок перестал пропадать. Но когда он вырос, его прозвали «дьявольское отродье». Он баламутил все село — не давал покоя никому. Как же мучился от этого мой отец. Этот малый сперва шел к одному поселянину и говорил: «Такой-то сказал про тебя то-то», потом шел к другому и говорил ему то же самое. Люди ссорились между собой, доходило даже до потасовок. Потом, пони- мая, что на каждого из них возвели напраслину, они договаривались схватить клеветника и расправиться с ним. Но тот ухитрялся сделать так, что в конце-концов оба просили у него прощения! Настолько он преуспел в коварстве! Настоящее «дьявольское отродье»! Бог попустил это для того, чтобы, увидев продолжение истории с исчезновением младенца, люди образумились, сдерживали себя и были очень внимательны. О том, как будет судить этого человека Бог, мы сейчас не говорим. Понятно, что смягчающих вину обстоятельств у него много.
Величайшее сокровище для людей, живущих в миру,— родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: «Не упусти родительское благословение». Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: «умру, — говорила, — от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них» Она была вдовой, ее дети — сиротами. Мне стало за них больно. Молился я, мо лился, но безрезультатно. «Что-то здесь не то», — подумал я. «На нас, — говорили ее дети, — навели порчу». — «Да нет, — говорю, — это не от порчи, порчу видно… А может быть ваша мать проклинала вас?» —«Верно, отче, — отвечают,— в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: «Да чтоб вам обрубками быть!» — «Идите,— говорю, — к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности чтоб она пришла в чувство, чтобы она покаялась, поисповедовалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас. И за полтора года все четверо создали семьи! По всей видимости, эта несчастная мало того, что была вдовой, но еще и легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили ее из себя, и за это она их проклинала.
А если родители проклянут своих детей и потом умрут, то как дети могут избавиться от родительского проклятия?
Приглядевшись к себе, они, скорее всего, признают, что в свое время бедокурили, мучили родителей и поэтому те их прокляли. Если они осознают свою вину, искренне покаются и исповедают свои грехи, то все у них наладится. Преуспевая духовно, они помогут и своим усопшим родителям.
И меня, Геронда, когда я уходила в монастырь, проклинали мои родители…
Такие проклятия — единственные из всех — становятся благословением.
«Благородное проклятие»
Геронда, а правильно ли, когда обижают, говорить про обидчика: «Бог ему воздаст за его зло?»
Тот, кто так говорит, делает себя посмешищем лукавого. Такой человек не понимает, что, говоря так, он «благородно» проклинает других. Некоторые говорят о себе, что они люди чуткие, имеют любовь и душевную тонкость и терпят несправедливости, которые делают им другие. Но вместе с тем они говорят о тех, кто их обижает: «Да воздаст им Бог за их зло». В этой жизни все люди сдают экзамены, чтобы перейти в иную, вечную жизнь — в рай. Помысл говорит мне, что такое «благородное проклятие» находится ниже духовного проходного бала и христианину оно непозволительно. Ведь Христос не учил нас любви такого рода. «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят»— вот какой любви учит Он. А кроме того, лучшее благословение из всех, это когда нас незаслуженно проклинают, и мы молча, с добротой это принимаем. Если люди поверхностные или лукавые — те, кто имеют злобу и извращают истину, — оклевещут нас или поступят с нами несправедливо, постараемся, если можем, не искать себе оправдания в том случае, когда несправедливость касается лично нас.
И слов: «Да воздаст им Бог»— говорить не будем, потому что это тоже проклятие. Хорошо, если мы от всего сердца простим наших обидчиков, попросим Бога укрепить нас понести тяжесть клеветы и будем, насколько возможно незаметно, продолжать духовную жизнь. И пусть те, чьим типиконом является суждение и осуждение других, поступают с нами несправедливо, ведь таким образом они без устали готовят нам золотые венцы для истинной жизни. Конечно, люди, живущие с Богом, никогда не проклинают других, потому что в них нет злобы, но лишь доброта. Зло, которым бросают в этих освященных людей другие, освящается — каким бы оно ни было. А сами живущие с Богом при этом переживают великую, невидимую другим радость.
Почему нельзя проклинать других людей?
Чужая энергия, словно вирусная инфекция, проникает во все важные центры физического и тонкого мира человека, вызывая разнообразные деструктивные процессы. Это может выражаться во внезапном ухудшении здоровья, финансовом крахе, семейных проблемах, трагических событиях в жизни пострадавшего. Если пославший проклятие был намного сильнее жертвы, обладал магическими знаниями, то такой негатив способен передаваться из поколения в поколение.
Проклятие может «соскочить с языка» и во время семейной ссоры. Например, родственники делят между собой наследство. Никто из них не идет на уступки друг другу. Не выдержав, наиболее обделённая сторона в сердцах выкрикивает: «Да будь ты проклят!»
Конечно же, получивший такую «мину замедленного действия» не заболеет сразу же и не умрет на месте. Но негатив закрепится в его бессознательном. А если прибавить к этому аффективно заряженную энергетику сказавшего, то проклятие может начать действовать очень скоро. Казалось бы, человека прокляли «нечаянно»… однако теперь эта программа работает.
Что делать в таком случае? Посетить церковный храм, чтобы исповедоваться и рассказать батюшке о случившемся. А он уж знает, чем помочь.
Существует «материнское проклятие», без применения магических инструментов, но основанное на лютой ненависти. Например, она проклинает убийцу своего ребёнка, насильника дочери Оно срабатывает всегда! Это же относится и к проклятию умирающего, высказанному в глаза убийце (потому в страшные сталинские времена расстреливали всегда в затылок). Вильям Бугро, «Орест, преследуемый эриниями», 1862 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Снять самостоятельно с себя такое проклятие нельзя, так как для этого нужен огромный потенциал энергии. Известно, что чекисты, исполнявшие непосредственно акт умерщвления тысяч неповинных людей, были очень суеверными, имели галлюцинаторные переживания, которые пытались устранить лошадиными дозами алкоголя (а то и морфия).
И ещё одна страшная особенность проклятия. Настигая обидчика и укореняясь в его психическом поле, проклятие достигает родовой информации и разрушает всех, до кого может «дотянуться», даже если направлено оно было на одного конкретного человека. Всё потому, что существует энергетическая связь между человеком и его семьей, ближними родными и дальними тоже, по этим каналам и распространяется поток разрушительной силы.
В последние годы многие специалисты-онкологи рассматривают рак как эквивалент самопроклятия. Действительно, рак — болезнь сильной внутренней обиды и ненависти к кому-то, многолетней, затаённой в сердце. И она становится проклятием и бьет по самому человеку. Тот, на кого обижаются, может ничего не чувствовать, а человек умирает от собственной ненависти: к себе или к другому. Фото: Depositphotos
Всё, что рождается из высоких побуждений, любви и радости — несет то же самое другим. Проклятья рождаются из боли, ненависти и страданий — и никого они не смогут «проучить», а лишь умножают зло в этом мире. И потому проклявший сам становится соучастником своего злого промысла.
Психологии известны десятки способов выйти из общения — красиво, с достоинством, не потеряв самолюбия и не причинив кому-то сильного вреда. Давайте же пользоваться в своей жизни именно такими возможностями нашего ума, не прибегая к тому, что может разрушить нас самих и людей, обитающих в нашем жизненном пространстве. Цените и берегите психическое здоровье.
Как слово наше отзовётся
В редакцию пришло очень тягостное письмо, которое невозможно было оставить без внимания: «Нередко случается так, что мы проклинаем своих маленьких детей, когда они не слушаются, безобразничают. Помню, сынишке было два года, когда он сбросил с балкона мои новые, очень дорогие босоножки. «Ах, чтоб тебе пусто было! — воскликнула я в сердцах. — Зачем ты это сделал?» — «Хотел попасть в лужу», — всхлипнул малыш. Я выглянула с балкона: в лужу мой маленький снайпер попал. Я посмеялась, забрала босоножки и забыла об этом случае. Но когда сын подрос, я стала замечать, что, как бы он ни старался, все его усилия сходят на нет. Начнёт какое-то дело: всё идёт прекрасно, а потом — хлоп, сбой, и дело оканчивается ничем. И на работе так же. Нет, ничего страшного не происходит, но старания сослуживцев бывают замечены руководством и приносят плоды, а он. работает, старается, но всё пропадает втуне, будто воду решетом носит. И в личной жизни пустота: семью до сих пор не завёл, а ведь ему уже 30 лет. И я подумала, что пусто в его жизни, возможно, из-за тех моих слов: «Чтоб тебе пусто было!» Ведь, говорят, материнское проклятие очень сильное. Но я не хотела проклинать, да и сын был маленьким, не со зла тогда босоножки выбросил. Что делать? С уважением, р.Б.Валентина».
Размышляет священник собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин ПАРХОМЕНКО.
— Удивительно, странно, но проклятие матери — штука весьма распространённая. Просто люди даже не задумываются над тем, что говорят, и как их походя брошенное слово отзовётся. «Будь ты проклят» — не всегда произносят именно эти слова, чаще говорят: «Ни дна тебе, ни покрышки»; «Чтоб тебе пусто было»; «Чтоб тебя чёрт взял»; «Чтоб тебя черти съели». Но суть от этого не меняется.
На становление личности ребёнка влияет не единожды сказанное в сердцах слово, а методы воспитания и общий уклад данной семьи. Если ребёнок желанный, если греется в лучах разумной родительской любви — никакое злое слово не причинит ему вреда.
А вот другая ситуация: сидит дитя на горшке, а мать, идя мимо, бросает ему в сердцах: «Ты мне жизнь испортил, постылый! Чтоб ты пропал». И это уже не просто брошенные мимоходом слова, а отношение матери к своему ребёнку — её истинное отношение. Да, она не сделала аборт, но у нелюбимого ребёнка, который «мешал» собственной маме, бывают в жизни проблемы. Потому что в подсознании запечатлеваются недобрые слова и фразы, даже если сам малыш их не помнит.
Притча: «Жил-был очень вспыльчивый человек. Его отец дал ему мешочек гвоздей и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать в столб забора гвоздь. В первый день в столбе оказалось два десятка гвоздей. Но парень учился сдерживать себя, и число забиваемых гвоздей уменьшалось. Наконец настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Тогда отец подвёл его к столбу. «Ты справился, но видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет прежним. Когда говоришь человеку злые слова, у него в душе остаются такие же шрамы».
— Проклятие мачехи не столь разрушительно?
— Грубое слово, незаслуженное наказание, за которое не попросили прощения, сидит занозой в нашей душе и памяти. Поэтому добрый совет: не бросайтесь словами!
— А не зациклит ли парня, наоборот, на этом эпизоде? Он не помнит о проклятии. Узнав, будет думать, что никогда ничего у него не получится, коли мать пожелала, чтобы ему было пусто.
— Честный разговор — лучший выход из положения. Я, например, только в этом году сказал своей маме об её обидных словах, сказанных ею, когда мне было семь лет. Я её давно простил, но помнил, как она смеялась надо мной, когда я получил единицу. Мама расплакалась и попросила прощения. На душе стало легко.
И у того парня наверняка есть к маме вопросы, упрёки. И лучше им душевно обо всём поговорить. Желательно под контролем мудрого священника, в крайнем случае — хорошего семейного психолога. Самой маме необходимо сходить на исповедь и покаяться. Но главное — покаяться перед своим сыном, попросить прощения.
Вот недавно мой четырёхлетний сынишка нашалил, я на него накричал. Малыш заплакал. Жена говорит: «Что ж ты делаешь? Ведь он даже не понимает, что ты ругаешь его любя. Он видит только гнев и будет тебя бояться». Я изменил своё поведение, теперь, даже если сержусь, обниму его и спокойно объясняю, что он сделал не так и почему так делать нельзя. И всегда прошу прощения у своих детей, если был неправ и груб: «Прости, солнышко, вырвалось сглупа. Я люблю тебя». Слова, сказанные сгоряча, не несут яда ненависти и проклятия. Но запоминаются.
Я вот помню, как моя бабушка, если сердилась на нас, детей, всегда говорила: «Что вы тут натворили? Зла на вас не хватает». Она говорила так просто, даже по-доброму. Но я в детстве этого не понимал, меня это ранило. Думалось: что же я натворил, что у бабушки даже зла на меня не хватает?! Или бабушка такая злая? А ведь это были просто слова, в которые не вкладывался никакой зловещий смысл. Понимаете, насколько должны быть ответственны родители, которым Господь доверил пестовать детей! Воспитание детей, как и воспитание духовных чад, —
тяжкий труд, сложнее самой искусной ювелирной работы. Там алмаз обтачивают, ограняют, а здесь — трепетная душа человека. Я постоянно этому учусь. И с каждым ребёнком — а у нас с женой их пятеро — у меня получается всё лучше.
— Жаль, что мы поздно это понимаем. Старшие-то дети уже получили своё.
— Значит, со старшими нужно серьёзно поговорить и попросить прощения за все несправедливости. Если ваш взрослый ребёнок расплачется — дайте ему выплакаться, если со злостью начнёт что-то высказывать — пусть выскажется. Пусть вся горечь, накопившаяся за долгие годы, вытечет из его сердца, пусть выпадет заноза обид, застрявшая в душе.
— А как действует проклятие на взрослых людей?
— Допустим, кого-то обсчитали в магазине и человек в сердцах говорит продавщице: «Чтоб ты сдохла!» — или: «Чёрт тебя побери». Оказывают ли такие слова влияние на судьбу человека? Я считаю, что нет. И Церковь так считает. Но мы знаем, что очень злое слово или чьё-то ненавистное отношение может наслать бесов на человека. В народе это называют «сглаз». Ибо наша злоба, ненависть, зависть — это распахнутые ворота, в которые устремляются полчища бесов. Ведь случается, что человек, которого ненавидят и проклинают, начинает болеть, чахнуть. Иначе, чем бесовской атакой, это не объяснить.
— Но, батюшка, это ведь несправедливо. Бесы должны терзать того, кто проклинает, а не доброго человека, которого прокляли.
— Зачем бесам вредить дурному человеку? Он и так уже их, и так является игрушкой в их лапах. Они его будут лелеять. До поры. Вот и «благоденствуют» лиходеи, вызывая недоумение у добрых людей.
— В таком случае, создаётся впечатление, что бесы сильнее, чем Бог. Почему Отец наш Небесный не защищает людей Своих?
— Творец всего сущего сильнее. Но Бог не может защищать и спасать того, кто не хочет этого. Бог уважает свободную волю человека, поэтому не может насильно, схватив за шиворот, привести к Себе того, кто бежит от Него. Но человек, выбравший жизнь без Бога, должен понимать, что кроме Бога есть ещё и тёмные силы. Как сказал Христос: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11,23). Если ты не с Богом, ты под властью диавола. Если же человек — верующий, воцерковлённый, исповедуется и причащается — он защищён благодатью Божией, и никто не сможет причинить ему вред. Даже если все колдуны мира начнут колдовать против него и все бесы ополчатся — человека, живущего с Богом, это не коснётся.
— Слышала, проклятие можно снять, если ребёнка или взрослого человека второй раз крестить, умолчав, что уже был крещён. Мол, снимаются все накопленные грехи и любое проклятие.
— Рождение у нас одно, и Крещение — одно. Поэтому мнение, что если всё в жизни плохо, надо поменять имя или второй раз креститься, — это не только кощунство, но и глупость. Не помогут второе крещение и новое имя, только в грех введут. А чтобы грехи накопленные были прощены, в них каяться надо.
— Прп.Паисий Святогорец говорил, что если проклятие незаслуженно, оно не будет действовать и может даже пасть на голову проклинающего. А если заслуженно, то Господь порой попускает ему действовать. Вот ведь после революции и храмы взрывали, и иконы святые расстреливали и сжигали. Верующие проклинали кощунников, и те, бывало, плохо заканчивали свой земной путь.
— Если мы кощунствуем и не каемся — это нам обязательно аукнется. Поэтому поступайте согласно словам: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»(Лк.6,31).
— Бытует суеверие, что если мать, проклявшая дитя, пойдёт в церковь молиться и каяться, то с ребёнка проклятие полностью всё равно не снимется, но часть проклятия перейдёт на неё.
— Это именно суеверие. Да и, как мы уже выяснили, нет такого понятия, как проклятие. Мало ли что там человек по злобе, по пьянке или в бреду ляпнет. Важно не слово, а отношение человека к другому человеку. Сказано, что у нас «и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь» (Лк.12,7) — даже волос с головы не упадёт без воли на то Божией.