Если ребенок боится ошибиться что делать

Что делать, если ребенок боится сделать ошибку? Почему у детей появляется страх ошибиться? Советы психолога

Попадая на консультацию к психологу, многие родители жалуются, что их ребенок боится ошибиться. Почему это происходит и как преодолеть страх ошибок, поговорим в материале данной статьи.

Важная задача пап и мам, донести до малыша, что ошибки – это полезный опыт и не нужно их бояться. Только если он вынесет из ошибок ценные уроки, то сможет научиться справляться с жизненными трудностями, стать действительно самостоятельным.

Почему ребенок боится ошибок

Если ребенок боится ошибиться что делать. Смотреть фото Если ребенок боится ошибиться что делать. Смотреть картинку Если ребенок боится ошибиться что делать. Картинка про Если ребенок боится ошибиться что делать. Фото Если ребенок боится ошибиться что делать

Причин возникновения у ребенка страха перед ошибкой может быть несколько:

Наследственный фактор

Когда родители воспитывались авторитарными родственниками, которые указывали на неудачи собственных детей, то такие взрослые не смогут воспитать уверенных в собственных силах наследников. Часто взаимоотношения между папой и мамой складываются из постоянных подтруниваний, акцентирования внимания на ошибках друг друга из желания побороть недостатки. Подобные отношения могут вызывать у ребенка страх сделать ошибку, чтобы не вызвать в свою сторону негативные эмоции окружающих.

Порицание авторитетного взрослого

Воспитатель детского сада, учитель, тренер может вызвать у воспитанника страх ошибиться, если станет отмечать любой промах своих учеников и воспитанников.

Преувеличенное чувство ответственности

Осознавая, что любое действие может иметь неприятные последствия, малыш может испытывать боязнь перед необходимостью что-либо предпринимать.

Что делать, если ребенок боится ошибиться

Если ребенок боится ошибиться что делать. Смотреть фото Если ребенок боится ошибиться что делать. Смотреть картинку Если ребенок боится ошибиться что делать. Картинка про Если ребенок боится ошибиться что делать. Фото Если ребенок боится ошибиться что делать

Практикующие психологи рекомендуют взрослым при выявлении подобной проблемы в семье, использовать в воспитательном процессе следующие советы:

Мнение Дмитрия Карпачева: почему ребенок боится ошибиться?

По поводу страха ошибиться Дмитрий Карпачев имеет собственное авторитетное мнение.

Расценивайте промахи детей, как возможность учиться, не забывайте ежедневно проявлять свою любовь к малышу в словах, поступках.

ФИО: Савчук Лариса Васильевна. Учитель начальных классов. Образование: высшее. Макеевский экономико-гуманитарный институт (Макеевка, Донецкая область).

Источник

«Мой ребенок боится ошибиться»: что делать

«У меня не получится», «я хуже всех». Детям, которые растут с ощущением, что у других все получается лучше, очень трудно жить. Они как будто не слышат слов одобрения, не воспринимают чужую поддержку. Откуда берется эта глубокая неуверенность в себе?

«Моя 8-летняя дочь каждый раз идет на тренировку со слезами, — рассказывает 39-летняя Марина. — Она занимается художественной гимнастикой уже 4 года, делает заметные успехи, но сама считает, что у нее ничего не выходит. Перед соревнованиями — сплошные истерики: «я неправильно выполню элемент, я уроню ленту, я буду хуже всех».

Сил уже нет успокаивать и уговаривать. Может, бросить уже эту гимнастику? Не будет спорта — одной головной болью меньше. Но, с другой стороны, это значит, что мы спасовали перед трудностями? Как это скажется на дочери, когда она вырастет?»

Ребенку, который растет с ощущением, что у других детей что-то получается лучше, чем у него, очень трудно жить. Ведь каждый шаг для него, будь то освоение нового элемента в танце, концерт в музыкальной школе или проверочная работа, — это мучительное предъявление себя.

Ему хочется учиться, осваивать незнакомое, но это желание наталкивается на страх совершить ошибку и не оправдать ожидания авторитетного взрослого. Любое критическое замечание преподавателя он воспринимает как приговор: «У меня не получается, и я хуже всех».

Легко справляясь с учебой, такие дети плохо сдают экзамены: «было очень сложно», «туман перед глазами, гул в ушах, не могу прочитать вопрос задания внимательно». Часто они выдают высокую температуру и заболевают накануне ответственных мероприятий.

Дотянуться до планки

«Подобные ситуации возникают, как ни странно, в очень хороших семьях, где родители внимательны к ребенку и откликаются на все его послания, — рассказывает возрастной психолог Галия Нигметжанова. — Эти родители, как правило, сами по жизни отличники, «достигаторы», они умеют прикладывать усилия, чтобы преодолевать трудности. И ребенку своему невольно высокую планку задают».

Успешным и требовательным к себе взрослым даже не приходится специально проговаривать правила. Ребенок сам считывает из атмосферы семьи: я должен быть безупречным, этого ждут от меня дома, других вариантов просто нет. Эта установка складывается с первых лет жизни.

«Приезжая консультировать родителей с 3-4-летними детьми к ним домой, я всегда предлагаю ребенку поиграть, — рассказывает Галия Нигметжанова. — В игре легче определить, насколько хорошо ребенок может общаться, сотрудничать, обходится с предметами, ставить цели. Это самые обычные игры: пирамидки, доски с геометрическими фигурами.

И часто я замечаю: мы с ребенком начинаем играть, и к нам подсаживается кто-то из родителей, чаще мама, и с большим волнением наблюдает за каждым действием ребенка.

Источник

Библиотека

Почему дети боятся ошибиться

Ольге шесть лет, и в сентябре она идет в школу. Основной вопрос, который ее занимает: «А вдруг я буду плохо учиться и ошибаться на уроках! Что тогда делать?». Почему дети России так боятся ошибок? И как сделать так, чтобы этот страх если не исчез, то не влиял на учебу и социальную жизнь?

Если ребенок боится ошибиться что делать. Смотреть фото Если ребенок боится ошибиться что делать. Смотреть картинку Если ребенок боится ошибиться что делать. Картинка про Если ребенок боится ошибиться что делать. Фото Если ребенок боится ошибиться что делать

СОДЕРЖАНИЕ:

Почему дети боятся ошибаться?

Как научить ребёнка не бояться ошибок?

Совет № 1. Реагируйте на свои на ошибки позитивно

Совет № 2. Хвалите ребёнка за приложенные усилия

Совет № 3. Демонстрируйте безусловную любовь

Совет № 4. Упражнение «Наихудший сценарий»

Совет № 5. Разрешите ребёнку ошибаться

Совет № 6. Говорите о неудачах не меньше, чем о победах

Резюме

Почему дети боятся ошибаться?

По мнению исследователей, важную роль в этом играет то, что у российского ребёнка нет права на ошибку. Она воспринимается не как нормальная часть учебного процесса, а как катастрофа. А между тем правильно ошибаться — это очень важный навык. Без ошибок не бывает прогресса.

Зачастую родители воспринимают плохие оценки ребёнка как личную неудачу. Они боятся, что окружающие их сочтут никудышным родителями. Поэтому требуют от своих детей учиться на пятёрки, взращивая панический страх перед ошибками и двойками. Дети становятся заложниками неверных установок взрослых, их тревог и страхов.

Мы все ошибаемся. Невезение, не очень разумный выбор, неправильный ответ на вопрос — это то, что происходит с каждым. Иногда эти ошибки дают нам больше, чем правильные ответы. Иногда неудача — это новая возможность. Важно понимать, что ошибка — это нормально, что это естественная часть процесса обучения и жизни в целом.

Но, как и маленькая Ольга, большинство детей воспринимают ошибку как катастрофу. Страх ошибиться тормозит их, мешает принять учебный вызов, вынуждает искать окольные пути. Миссия каждого родителя — научить ребёнка не бояться ошибок, помочь принять простую истину: «Ошибаться — это нормально».

Как научить ребёнка не бояться ошибок?

Вот несколько советов.

Совет № 1. Реагируйте на свои на ошибки позитивно

Совет № 2. Хвалите ребёнка за приложенные усилия

«Ты старался, и ты молодец» — вот, установка на развитие вне зависимости от успешности результата. Встречаясь с последствиями ошибки, ребёнок должен понимать, что дело не в том, что он глуп или недостаточно хорош. Он должен хотеть понять, в чём дело и как не допустить неудачи в будущем. Подчеркните приложенные усилия и помогите ему разобраться, как не ошибаться в будущем.

Ряд исследований американской учёной Кэрол Двек и её коллег показал, что в классах, где детей хвалят за способности, результаты сложных тестов ниже, чем в классах, где детей хвалят за приложенные усилия. Поэтому независимо от того, реагируете вы на успех или неудачу, положительно подчёркивайте усилия (и процесс), а не способности (и результат).

Совет № 3. Демонстрируйте безусловную любовь

По словам профессора Калифорнийского университета в Беркли Мэтта Ковингтона, страх неудачи напрямую связан с самооценкой или с верой в то, что вы ценны как личность.

Дети обычно связывают свою самооценку с тем, что о них думают родители. Они часто боятся, что родители не будут любить или ценить их, если они будут ошибаться, получать плохие оценки, проигрывать спортивные соревнования или плохо себя вести. Естественно, такая установка приводит к страху неудачи.

Дайте ребёнку понять, что ваша любовь не зависит от его успехов, даже если он ошибается, вы всё равно любите и принимаете его. Любовь — это не «если» и не «потому что ты». Любовь — это «несмотря на» и «в любом случае».

« Любить ребёнка безусловно — это значит давать любовь, даже когда ребёнок ведёт себя не так, как вам хотелось бы », — утверждает семейный психолог Людмила Петрановская.

Вы, скорее всего, не ожидаете, что ваш ребёнок будет идеальным во всех сферах, но знает ли он об этом? Объясните, что вы всегда будете любить его и что вы гордитесь его усилиями, настойчивостью и смелостью.

Совет № 4. Упражнение «Наихудший сценарий»

Бизнесмен и писатель Тим Феррис рекомендует родителям упражнение «Наихудший сценарий».

Разделите лист на три колонки. В первой ребёнку нужно описать самый плачевный результат, к которому приведёт ошибка, например: «Я получу кол за контрольную».

Во второй колонке ребёнку следует написать о том, как избежать этого сценария: «Повторить темы, в которых я не уверен. Хорошо выспаться перед контрольной. Постараться помнить, что контрольная — это не конец света».

Совет № 5. Разрешите ребёнку ошибаться

Родители следят за детьми и предотвращают большинство их неудач. В этом заключается миссия родителя, да? Нет, не в этом.

Вы видите, что он не взял нужный учебник, собирая портфель? Позвольте ребёнку забыть его дома. Да, возможно, на уроке ему сделают замечание, но такой опыт необходим, чтобы понять, что есть сферы жизни, о которых, он должен заботиться сам.

«Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», — рекомендует известный детский психолог Юлия Гиппенрейтер.

Иногда родители должны позволить детям потерпеть неудачу. Вместо того чтобы ограждать ребёнка от проблем, помогите ему самому найти выход. Обсудите, какие действия он предпринял, последствия этих действий и как этих последствий можно избежать в будущем.

Задавайте правильные вопросы:

Как ты можешь исправить или предотвратить это в следующий раз?

Что ты думаешь о причинах этой неудачи?

Стоит ли тебе пересмотреть свой график?

Не хочешь ли ты составить план на будущее? Я помогу тебе с удовольствием!

Используя этот подход, вы учите своего ребёнка не реагировать на неудачи разочарованием или отказом от дальнейших действий. Он поймёт, что неудача означает смену стратегии, а не конец всего.

Совет № 6. Говорите о неудачах не меньше, чем о победах

Новое исследование французских учёных показало, что дети, которым заранее сказали, что обучение может быть трудным и что неудача является естественной частью процесса, лучше справлялись с тестами, чем дети, которых не предупреждали. В зависимости от возраста вашего ребёнка вы можете повести разговор по-разному и подобрать понятные ему аналогии.

Объясните, что неудача может быть полезной, потому что она ведёт к успеху (когда мы учимся на ней, делаем выводы и пытаемся снова). Объясните, что страх сделать ошибку просто удержит его от попыток и помешает ему достичь своей мечты и полностью раскрыть свой потенциал. Что если бы его любимый музыкант так и не решился записать первый альбом, а Стивен Кинг сдался после первого отказа от издательства? Даже Супермен и Бэтмен ошибались, но всегда делали правильные выводы и шли дальше.

Резюме:

Автор статьи: Белова Кира, журналист, автор «Что? Где? Когда?» и «Своей игры» на гуманитарные темы.

Источник

Что делать, если ребенок боится ошибаться? Редакция The Village вместе с экспертами отвечает на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

Российские школьники чаще детей из других стран испытывают стресс в школе — об этом, по данным исследования «Уверенность в процессе обучения», говорят 79 % учеников. Ошибки — по незнанию или из-за невнимательности — катастрофически влияют не только на оценки по разным предметам, но и на самооценку, а в будущем и на карьеру в целом. В России к ошибкам вообще относятся негативно: с детства мы воспринимаем их как результат нашей деятельности, а не как часть процесса, у нас принято ругать себя и других за ошибки и стыдиться их. Поговорили с экспертами, как неумение ошибаться влияет на любознательность и развитие мозга и как можно научить ребенка ошибаться с интересом.

Ольга Бруковская

социолог, операционный и коммерческий директор международной школы программирования для детей «Алгоритмика»

Почему ошибаться — важно?

Без ошибок не бывает эффективного обучения. Связь между этими двумя факторами в 2011 году доказал Джейсон Мозер. Когда мы ошибаемся, мозг выдает определенные реакции, связанные, во-первых, с обнаружением ошибки, во-вторых, с отношением к ней. То есть чем сознательнее мы относимся к ошибке, пытаясь ее разрешить и проанализировать, тем активнее работает мозг.

По мнению Мозера, если ребенок боится ошибаться, то страдают не только его оценки, но и любознательность. Во-первых, мозг тратит слишком много энергии на защиту от стресса (когда возможная неудача определяется как опасность), а не на обучение. Во-вторых, когда ребенок чересчур сфокусирован на своем страхе, он перестает получать удовольствие от учебы. А когда ошибка все-таки случается, он так занят самоистязанием или избеганием неприятных мыслей, что ему не до анализа ошибки и не до роста над собой.

Это приводит к тому, что ребенку проще вообще не браться за учебник, чтобы избежать провала в собственных глазах и глазах окружающих. Оценки, соответственно, становятся еще хуже, со временем школьник начинает воспринимать сложный материал как нечто опасное, а не интересное. Из таких детей, вполне вероятно, вырастут взрослые, которые боятся экспериментировать, пробовать новое, переучиваться, менять работу, творчески подходить к решению задач. Чтобы этого не произошло, стоит научить ребенка эффективно работать с ошибками.

Как люди реагируют на ошибки?

Есть два основных типа реакции на ошибки. В первом случае мы считаем ошибку доказательством своей некомпетентности, с которой ничего не поделаешь («мне не дано», «значит, я хуже других»). Психолог Кэрол Дуэк называет это фиксированным мышлением. Такое отношение демотивирует и заставлять нас бросать все, что у нас не получается сразу.

Для ребенка с фиксированным мышлением характерно:

— бросать начатое, сталкиваясь с ошибками или критикой;

— не браться за сложные задачи, чтобы не показаться глупым;

— думать, что если что-то не получается, то дело в низких природных способностях;

— считать, что навыки невозможно наработать;

— чувствовать себя умным не когда достиг результата после долгих попыток, а когда успех пришел внезапно.

Второй тип реакции связан с мышлением роста: ребенок верит, что ошибка не соотносится с его способностями, а указывает на недочеты, которые легко поправить новыми попытками.

Плюсы мышления роста:

— ошибка становится для ребенка естественной частью обучения, которая приводит к знаниям: «Я пробовал, ошибался, пробовал снова, ошибался, пробовал еще — и у меня получилось»;

— ошибка превращается в инструмент целеполагания: «Я сбился во время пения, потому что пока не умею правильно дышать. Буду тренировать этот навык дважды в день»;

— из ошибок делают выводы: «Мой подход был неверным, так что подобные задачи я буду теперь решать новым способом»;

— ошибка может быть базой для исследования: «Что можно улучшить в сочинении по английскому? Как его поменять?»;

— ошибка вызывает жажду познания, азарт и желание посоревноваться с самим собой.

Как помочь ребенку не бояться ошибок?

Чтобы ребенок извлекал из ошибок возможности для роста, он должен понимать, что ошибаться: а) не страшно; б) интересно; в) полезно; г) обычно. В этом плане критично влияние школы, где ребенок проводит большую часть своего времени. Если в школе принято ругать и стыдить за ошибки (это случается нередко), а изменить ситуацию не получается, вы можете ее сбалансировать своим отношением к ошибкам ребенка. Если родители спокойно реагируют на оценки и позитивно — на ошибки, это уже полдела. Вот что еще можно сделать:

Поощряйте в ребенке инициативу во всем, включая быт. Не доделывайте за ним то, что он пытается сделать сам, но будьте рядом, чтобы в случае чего подсказать. Так ребенок поймет, что многократные усилия приводят к умениям.

Хвалите не за ум, а за старательность. Психолог Кэрол Дуэк проводила масштабное исследование среди школьников и выяснила, что дети, которых хвалили за старательность, снова и снова пытались решить проблему и добивались успеха. Те, кого хвалили за ум, пасовали перед более сложными заданиями и переставали стараться, потому что боялись показаться глупыми.

Не сравнивайте с успехами других. Если у кого-то получается лучше и ребенок переживает, предложите вместе подумать, какие навыки помогают другому и как их можно поэтапно развить в себе.

Сравнивайте ребенка с ним же прежним, чтобы закрепить прогресс: «Еще вчера ты вообще не мог встать на лед, а сегодня уже ходишь, вчера падал 50 раз, сегодня только 20». Это помогает выработать причинно-следственную связь между процессом обучения и успехом.

Реагируйте на сложности в учебе позитивно: «Не так-то это просто, да? Сложная задача попалась, давай попробуем разобраться снова».

Учите ребенка анализировать неудачи: «Что именно не получается или непонятно? Каких знаний и навыков не хватает? Где их взять? Что ты будешь делать в следующий раз в аналогичной ситуации?»

Покажите, что ошибаются все. Например, сыграйте в игру: вместе напишите сложный диктант или сделайте задание из новой для вас обоих сферы. Потом обменяйтесь работами и поищите ошибки друг у друга.

Спрашивайте, что нового и интересного ребенок узнал (или чему научился) при каждой попытке — то, чего бы не заметил в случае мгновенного успеха. Это может быть, к примеру, забавная особенность в характере исторического персонажа при пятом прочтении параграфа по истории.

Так постепенно у ребенка сформируется понимание, что ошибка — не признак его низких способностей, а часть процесса обучения, которая помогает расти.

Анастасия Екушевская

руководитель направления Primary онлайн-школы Skyeng, к. ф. н., старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования МГППУ

Как ошибки влияют на самооценку?

Если ребенок боится ошибаться, то ему сложнее проявлять себя и выражать свою точку зрения — то есть его личная составляющая «я» угнетается. Часто у отличников высокая самооценка потому, что они правильно отвечают, а у ребенка, который, может быть, знает неправильный вариант решения задачи, но боится его высказать, самооценка снижается. В результате вырастают неуверенные дети, которым в будущем очень сложно двигаться по карьерной лестнице, так как у них не развито умение гибко подходить к решению задач.

Умение ошибаться влияет на гибкость нейронной системы. Когда ребенок не боится говорить то, что он думает, даже если это неправильно, у него развивается креативный, новаторский подход: он предлагает разные решения, не боясь, что они окажутся неверными. И как раз навыки XXI века, про которые в последнее время много говорят и которые связаны с креативностью и гибкостью, отчасти развиваются за счет этого умения — ошибаться и смело высказывать свою точку зрения.

Очень яркий пример — ЕГЭ. Дети упорно и монотонно тренируются просто правильно отвечать на вопросы, и неважно, как они при этом думают и рассуждают. То есть ребенка просто натаскивают на правильные ответы, а если он ошибается, получает плохие результаты и не поступает в вуз, то у него происходит крах системы. Среди первых потоков выпускников, сдававших ЕГЭ, было случаи самоубийств после неудачного экзамена. Одна из причин — у детей напрочь убивали самооценку: «Если я не сдам ЕГЭ, то у меня нет будущего» и так далее. Это тоже про страх ошибаться.

Что делать родителям и учителям?

Обучение — это процесс. Каждый, кто чему-то учится, обязательно ошибается. Во-первых, родители должны научиться слышать своих детей и давать здоровую обратную связь на ошибки и неправильные ответы своих детей. Фразы из серии «Да что ты можешь знать, маленький еще!» стоит вообще исключить. Умение выслушать любую позицию ребенка, понять его аргументы и подискутировать не в формате «я сказал — ты сделал», а в формате «Почему ты так думаешь? Почему это для тебя может быть полезно?» будет самым эффективным. Также в школе важно, чтобы родитель смотрел на выполнение домашней работы не просто как на результат «сделал/не сделал», а прислушивался к рассуждениям ребенка и не критиковал за ошибки.

В школе учителям также важно поддерживать развивающую обратную связь среди учеников, давать возможность каждому ребенку высказаться. И важно, чтобы учитель мог создать такую атмосферу в классе, в которой каждый ребенок не боится говорить, чтобы не получить осуждение учителя и не быть высмеянным одноклассниками. Наоборот, чем безумнее решение или подход предлагает ребенок, тем больше баллов или звездочек он получает. Конечно, учителям сложно сразу переделать всю систему. Но, например, можно сделать в конце урока десятиминутную разминку, когда задачей детей будет не правильно решить какую-то ситуацию, а придумать самый оригинальный вариант ее решения.

Источник

4 простых способа избавить ребёнка от страха ошибки

Если ребенок боится ошибиться что делать. Смотреть фото Если ребенок боится ошибиться что делать. Смотреть картинку Если ребенок боится ошибиться что делать. Картинка про Если ребенок боится ошибиться что делать. Фото Если ребенок боится ошибиться что делать

Страх показаться идиотом и потерпеть неудачу часто сковывает не только взрослых, но и детей. Нам всем рассказывают, что всегда надо быть лучшим во всём или хотя бы к этому стремиться. Но почему-то мало говорят, что ничего не получается сразу. И начало любого дела — это часто ошибки. Много ошибок.

Первое своё сочинение я смогла написать только в пятом классе, до этого за меня писала мама. Долгое время я думала, что у меня просто плохо развито воображение. На самом же деле проблема была в другом — я боялась написать неправильно. В моей голове всегда был удивительный мир историй, сказок, я придумывала одежду и обувь, украшения, но никому не решалась об этом рассказать, потому что боялась оплошать. При наличии способностей я ограничивала себя от игры, от спорта, от творчества. А что в школе? В школе я не проявляла инициативу, боялась поднять руку, очень тревожилась и старалась соответствовать всем требованиям образовательной среды.

Страх ошибки — удел перфекционистов. Это наше достоинство и недостаток одновременно. С одной стороны, страх ошибки помогает делать качественные работы, с другой — ограждает от спонтанности и творчества, заставляет всегда находиться в напряжении, что отрицательно сказывается на здоровье. Если бы у ребёнка, который учится ходить, был этот страх, то он бы никогда не пошёл, ведь уже столько раз делал неправильно и падал.

В детском коллективе с ошибками всё сложно. Если ошибается ребёнок, то его социальный мир отдаляется

Во-первых, учитель поставит низкую оценку. Во-вторых, одноклассники засмеют. В-третьих, родители расстроятся или накажут. Как представлю себя маленькой девочкой в этих условиях, мне становится очень страшно, одиноко и стыдно, я краснею и больше не хочу оказываться в подобной ситуации. Все эти чувства неприятны, поэтому люди стараются избегать их самыми разными способами. У младшего школьника это может проявляться по-разному: может исчезнуть интерес, решит «больше никогда не высовываться», саботировать любую деятельность или начать делать всё «идеально».

А вы, кстати, уже знаете, как можно идеально жить? Я думаю, если бы существовал этот рецепт, то о нём бы уже знал весь мир, только жизнь была бы скучной, однообразной. Мы не смогли бы удивляться, восхищаться, развиваться, и выбора сделать по-другому не было бы.

Если ребенок боится ошибиться что делать. Смотреть фото Если ребенок боится ошибиться что делать. Смотреть картинку Если ребенок боится ошибиться что делать. Картинка про Если ребенок боится ошибиться что делать. Фото Если ребенок боится ошибиться что делать

Как воспитать настоящего лузера

Спустя несколько лет после школы я вдруг обнаружила, что в ошибках таится неожиданный ресурс. То самое пресловутое — на ошибках учатся! Важно не то, что ребёнок или взрослый ошибся, а то, как он обошёлся с этой ошибкой. Смог ли найти то позитивное, что получилось благодаря ошибке? Повторишь ли её ещё раз? Что тебе поможет не повторить её вновь? Ошибка — это новый опыт, шаг к развитию и обогащению.

Как взрослым предотвратить боязнь ошибок у ребёнка

1. Поддерживайте ребёнка

Когда я ошибаюсь, мне и так непросто. Поэтому дополнительная критика ни к чему. Поддержите ребёнка, посочувствуйте. Используйте приёмы активного слушания — отражайте, называйте словами его чувства. Вопросы лучше не задавать, пока ребёнок в сильных переживаниях, а позже можно спросить, можете ли вы чем-то ему помочь. Кстати, хороши истории и собственных неудач. «Знаешь, когда я училась ездить на велосипеде, не получалось очень долго, и коленки разбивала. А вот попробовала сто раз и получилось».

2. Помогите разобраться в ситуации

Всё не может быть плохо. В большинстве ситуаций можно найти плюс. Назовите то, что получилось хорошо. Спросите, что помогло ребёнку сделать это хорошо. Предложите варианты, как это можно исправить (возможно, нужно вспомнить правила, если это учебный материал).

3. Дайте возможность исправить

Вам приятно получать второй шанс? Мне да! Например, в школе, где я работаю, сначала мы учим детей писать на досках мелом, потому что ошибку можно всегда исправить с помощью губки.

Ребёнку не полезен «идеальный» родитель/учитель, ребёнку полезен — живой и настоящий. Дети учатся не только на своём опыте, но и копируют поведение взрослых. Анализируйте, чем вам оказалась полезна ошибка и что нужно сделать, чтобы её не повторить. И да, радоваться и улыбаться неудачам тоже может быть странно, ведь внутри остаётся осадок, поэтому чувства должны быть искренними. Подгорел пирог? Обидно, я так хотела порадовать близких, позаботиться о них. Извинюсь и скажу, что старалась, а в следующий раз смажу противень маслом или поставлю температуру пониже. Взрослый, который боится совершить ошибку, скорее всего решит, что с пирогами эксперименты закончены.

Мне нравится учиться на собственном опыте. По-моему, это единственный возможный путь развития как для взрослых, так и для детей, и этот путь невозможен без неудач. Важно только найти силы, чтобы продолжать, а опорой для ребёнка можете стать вы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *