Если ребенок боится темноты и спать один что делать
Ребенок боится спать один, что делать?
Страх темноты и чудищ под кроватью. Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Линелль Шнееберг психолог в детском медицинском центре Коннектикута (США), специалист по детскому сну, мама троих детей
У многих малышей по вечерам разыгрывается фантазия, и им мерещатся монстры под кроватью – однако в настоящую проблему страхи темноты и другие превращаются у детей, которые не умеют засыпать самостоятельно. Что делать, если вы родитель такого ребенка и вынуждены каждый вечер сидеть у его кровати, держа малыша за руку?
С приближением вечера шестилетняя Зора становилась беспокойной и назойливой. Она как могла оттягивала время вечернего купания и чистки зубов. Она требовала еще и еще книжек для чтения вслух, хотя давно пора было ложиться, и соглашалась засыпать, только держа маму за руку. Даже если мама сидела прямо у ее кровати и держала ее за руку, Зора заявляла, что зверюшки-наклейки «смотрят на нее со стены» или что ей мешает шум с улицы. У нее то болел животик, то как-то странно чувствовали себя ноги, хотя до отхода ко сну и с животом, и с ногами всё было прекрасно. Прошло немало времени, пока мама Зоры поняла, что ее дочка просто не умеет засыпать сама, и поэтому по вечерам ее охватывает страх.
Малыши часто ведут себя так же, как Зора, если не умеют засыпать самостоятельно. Им приходится изобретать самые разные страхи и жалобы, потому что им действительно нужно, чтобы взрослые оставались рядом, пока они не уснут. Если уж на то пошло, вы сами — непреднамеренно, конечно, — приучили кроху тревожиться по вечерам, потому что только так он может помешать вам уйти, особенно если не уверен, может ли заснуть один, без вашей помощи.
План пяти шагов задуман так, чтобы перед сном маленькому человеку было комфортно и спокойно. Этот план способен уменьшить детскую тревожность несколькими способами. Он включает в себя:
И, наконец, этот план не лишает сына или дочь вашего присутствия, пока они тренируют свои навыки самостоятельного засыпания.
Реальны ли тревоги вашего ребенка перед сном?
Если вы не знаете, действительно ли ваш малыш чего-то боится по вечерам или он просто изобретает повод избежать самостоятельного отхода ко сну, ответьте себе на несколько вопросов:
Если вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, возможно, сын или дочь демонстрирует тревожность просто потому, что не умеет засыпать самостоятельно. Малыш жалуется на страхи, чтобы удержать вас рядом, поскольку нужного навыка пока не выработал.
Не можете ли вы неосознанно поощрять беспокойство ребенка?
Если вас заботит тревожное поведение сына или дочери, внимательно проанализируйте ваше собственное. Возможно, вы — разумеется, сами того не желая, — поощряете тревоги и страхи ребенка, уделяя ему намного больше внимания, заботы и времени, когда он заявляет об этих чувствах.
Многие родители обнаруживают, что их так называемый тревожный ребенок становится более уверенным в себе и перед сном, и в течение дня, как только приобретает навык правильного сна. Дети вообще часто способны на большее, чем кажется их родителям. Ваш малыш быстро освоит навык засыпания, если вы выражаете свою уверенность в его силах и последовательно применяете план пяти шагов.
В течение дня игнорировать страхи и беспокойство может быть проще (и взрослым тоже!), но когда приходит время удалиться из комнаты, пожелав спокойной ночи, что вы должны делать, если ребенок начинает беспокоиться? Помните: если ваш малыш лежит в постели и ему нечего делать, ему будет гораздо сложнее справиться с собственными тревогами. Поэтому план пяти шагов рекомендует давать крохе «сонного сторожа» и «сонную корзинку», чтобы ему было чем себя занять, пока у него не начнут слипаться глаза.
Если ребенок просится из своей кровати в вашу, когда ему страшно, держитесь до последнего, иначе получится, что вы учите, будто его собственная кровать — место небезопасное. Да и переход от ощущения тревоги к ощущению покоя лучше бы происходил в его комнате, а не в вашей. Поэтому без сомнений ведите малыша в детскую и там помогайте ему уснуть.
Боится ли ваш ребенок чудовищ и других ужасов по ночам?
Если сын или дочь перед сном говорит, что боится монстров, разбойников, похитителей детей и других злодеев, старайтесь не придавать этим страхам слишком много значения. Ни в коем случае не добавляйте к вечернему распорядку этапа чудовищ — например поиск монстров под кроватью, использование волшебного спрея для их отпугивания и т.д. Потому что никаких чудовищ в вашем доме нет и быть не может! Просто скажите: «Дома ты в безопасности, мы всегда тебя защитим».
Если малыш продолжает настаивать на проверке комнаты на наличие чудовищ, позвольте ему осмотреть одно-два места и не выбивайтесь из графика.
Если ребенок настаивает на дальнейшей инспекции после того, как вы вместе проверили пару точек, попробуйте сказать так: «Мы проверили, но ты можешь, если хочешь, сам посмотреть в других местах, всё ли в порядке. Когда закончишь, позови. Дома ты всегда в безопасности!» И выйдите ненадолго. В дальней перспективе маленький человек поймет, что лучше не развивать тему чудовищ, если он не хочет, чтобы вы уходили из детской, так и не уложив его спать.
Все эти детские страхи полезнее обсудить в течение дня. Вы можете помочь исследовать их и составить план, как с ними справляться, но уделять страхам время перед сном не следует.
Страх темноты. Если ребенок боится темноты, поможет наличие в комнате и ночника, и лампочки для чтения. Последнюю можно оставлять включенной на всю ночь, если она не слишком яркая.
Страх собственной спальни. В этом случае можете составить список мер по преодолению страхов, от самых легких до самых невыносимых, и тогда вы сможете помочь ему более уверенно переходить от этапа к этапу, пока в собственной спальне он вновь не почувствует себя уверенно и спокойно.
Например, список может включать в себя отсутствие страха:
Первый способ помочь ребенку справиться со страхом — это оставаться на каждом этапе столько, сколько потребуется, чтобы он освоился и привык. Когда вы дойдете до этапа «один в комнате с ночником и лампочкой для чтения», можно устроить поиск сокровищ с фонариком. В этом случае вы спрячете в детской маленький приз и отправите его на поиски, а сами будете ждать у двери. Постепенно усложняйте условия поиска клада.
Страшно в постели? Для малыша, который боится оставаться в своей постели, попробуйте установить «час беспокойства», когда можно безнаказанно бояться, в дневное время.
В этот установленный час он сможет говорить с вами обо всех страхах и тревогах, которые его мучают. Обычно для этого хватает тридцати минут. Если страхи кончатся раньше, в оставшиеся минуты можно поиграть в какую-нибудь игру, что-нибудь смастерить, почитать вслух.
Этот метод хорош, чтобы научить малыша тому, что для тревог есть свое время и место и, что еще важнее, что его постель не должна быть «местом для тревог». Если ребенок захочет поговорить о своих страхах до или после «часа беспокойства», он может записать их на карточку и положить ее в особую коробку, где она дождется условленного времени.
Что делать, если ребенок боится темноты
Во мраке ночи оживают страхи даже у взрослых людей. Что уж говорить о детворе! Ребёнок ориентируется в окружающем мире, опираясь на основные сенсорные системы: зрительную, слуховую, осязательную. И наибольший процент информации получает с помощью зрения. Темнота — фактор, лишающий этой возможности.
Едва успевает стемнеть за окном, детский мозг стремится компенсировать недостаток зрительной информации и включает на полную мощность другие чувства. Тогда-то и появляются страшащие малышей тени, звуки и тактильные ощущения. Конечно, все это не только мешает спокойно поспать, но и порой травмирует психику малыша.
Неудержимая фантазия дорисовывает множество деталей и обстоятельств, которые и становятся ночным страхом. И родителям нужно сначала понять, почему ребёнок боится темноты, а затем бороться с испугом.
Из этой статьи вы узнаете
Откуда берется боязнь темноты
Движение – основа детской психологии. Причем, постоянно движется не только сам ребенок, но и его психические процессы. Прошлый опыт переносится на новые события, а то, что непонятно или неизвестно – додумывается и дорисовывается. Ребенок способен создать нечто такое, о чём взрослый бы даже никогда не подумал.
Нет дыма без огня. Причина детского страха не всегда очевидна, но она всегда есть и сокрыта в возрастных психологических переменах, окружающей обстановке, социальном опыте и даже особенностях мышления.
Любому возрастному или ситуативному страху есть простые и закономерные причины. Если разобраться в них, сразу станет понятно, как избавить ребенка от страха темноты.
Особенности детской психики
Богатое воображение и образное мышление; эмоциональность восприятия, запоминания и воспроизведения событий и образов – все это делает детскую психику весьма чувствительной к «провокациям», приводящим к обострению боязни темноты:
Немного статистики
8 из 10 мам отмечают у своих чад боязнь темных комнат. Опрос проводился в семьях детей дошкольного и младшего школьного возраста. С такой же частотой (80%) страх темноты передается по наследству. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь, а у ещё 2% – перерастает в патологическое состояние – фобию.
Болезненное отношение к темноте, ночи и сумеркам называют никтофобией или ахлуофобией. Эти цифры могли бы быть гораздо ниже, если бы родители вовремя обращались за профессиональной помощью.
Рекомендации для родителей
Что делать если ребенок боится темноты? Самый ценный совет в этой ситуации: вступая в бой с монстрами, старайтесь быть максимально искренними и заинтересованными. Дети очень чутки к родительскому обману.
Верьте в монстров вместе с ребенком
Первое и самое важное, что нужно сделать маме и папе, — это искренне поверить в существование страха и того, что этот страх вызывает.
Для ребёнка он реален!
Попытка избавить малыша от боязни того или иного пугающего образа словами «не существует» и «не бывает» приведёт к обратному эффекту. Ребёнок почувствует себя непонятым и одиноким. Ему будет ещё страшнее.
Поддерживайте самооценку
Второе — никогда не называть ребенка трусом и не сравнивать с другими «смелыми детьми». Так вы к страхам чада добавите неуверенность и заниженную самооценку. А ещё хуже — мысль о том, что его не любят. И, наоборот, высокая самооценка, осознание своей значимости для родителей придают уверенности и сил в борьбе против пугающей тьмы.
Играйте против страха
Третье — создайте вокруг ребёнка атмосферу психологического комфорта (не путать со вседозволенностью!). Пройдите вместе, рука об руку все возрастные неприятности.
Что же касается страхов, то, как сказал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Игра, правильно подобранная сказка и добрый юмор — ваши лучшие помощники:
д.), посмейтесь, сочините об этом сказку или стихотворение;
Игры для избавления от страхов
Игра в той или иной мере присутствует на любом возрастном этапе человеческой жизни.
Для детей это и вовсе самый доступный и простой путь познания. Поэтому игровой метод можно применять и в работе с трехлеткой, и с младшим школьником; и с мальчишками, и с юными принцессами. Короткие тренировки в игре помогут легче принимать темноту в реальной жизни.
Прячьтесь вместе под одеяло, разглядывайте тени на стене днем, сравнивайте образы теней с формой облаков. Словом, учите ребенка отличать реальность от плода фантазии. Вспомните собственное детство и сыграйте в цветные пятна (нужно найти смысл в красочном пятне на бумаге), а потом точно так же поступите с черной краской.
Игры, которые могут помочь в преодолении страха, очень разнообразны. Важно ещё и то, что они воздействуют на детскую личность в целом: самооценку, уверенность в себе, коммуникативные качества, волевые процессы.
В поисках клада
В квартире организуют подсветку различной интенсивности (от полной освещённости до полного мрака). Раскладывают подсказки, по которым играющие ищут «клад».
Когда ребенок заинтересуется игрой и перестанет опасаться темноты в рамках игры, можно использовать элементы усложнения или превратить игру из квеста в полосу препятствий:
День в семье
Если ребенок боится спать один, обыгрывается ситуация обычной семейной жизни, где члены семьи — игрушки. День и ночь регулируются освещением. Когда по сюжету наступает ночь, ребенок укладывает игрушки в темной комнате, поет колыбельные, рассказывает сказки и т. д.
Помогая избавлять от страха любимую игрушку, малыш переступает через собственные опасения и не замечает, как совершает этот важный для психики шаг. Через несколько минут снова наступает день, и кукольная семья живет по привычному распорядку.
Вариации любимых игр
С куклами и игрушками можно использовать игры в прятки и жмурки в различных вариантах: прячутся то люди, то игрушки. Дайте ребенку почувствовать азарт и радость от совместной с вами игры. Он станет увереннее, и страх постепенно отступит. Партнерство с родителями в игровой обстановке – это еще и замечательная проработка коммуникативных затруднений и проблем самооценки.
Кукольный театр
Обычные игрушки и куклы для кукольного театра (перчаточные или марионетки) всегда были хорошим подспорьем для эффективного варианта борьбы со страхами — сочинения сказок и смешных историй.
Когда малыш сам придумывает сказку о своем герое и его страхах, он переносит собственную тревогу из внутреннего плана во внешний. И происходит маленькое психологическое чудо – безопасная эмоциональная и чувственная проработка всех детских тревог. После игры, в которой герой спокойно улегся спать, малыш и сам сможет заснуть без тревоги.
Еще одна форма существования волшебной истории – терапевтические сказки. Их можно придумывать самостоятельно или читать из специализированного сборника.
Театр теней
Сам по себе этот вид театра невозможен без контраста света и тени. Научите малыша создавать фигуры, изменять их размер, оживлять. Только не допускайте даже шуток со страшными образами (этим часто грешны папы).
«Ребенок боится темноты, что делать?»
Страх, это эмоциональная реакция, возникающая при испуге. У маленького ребёнка страх может возникнуть как реакция на присутствие незнакомых людей, незнакомую обстановку, непонятную ситуацию, даже если нет прямой опасности. В этот период жизни ребёнок обострённо реагирует на всё новое, так как нервная система ребёнка ещё не окрепла, жизненный опыт отсутствует, а представления о социальном мире только начинают складываться. Большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер. Боязнь темноты – один из наиболее распространенных страхов у детей дошкольного возраста. Каждый третий ребенок в возрасте от трех до пяти лет боится темноты. «Видение» чудовищ в темноте – обычное явление для детей этого возраста. Дети обладают богатым воображением, зачастую они не способны отличить фантазию от действительности. Когда мы стараемся убедить напуганных детей, что нет никаких чудовищ, ведьм или других мерзких тварей, они нам не верят. Они могут согласиться, что сейчас, когда вы с ними, чудовищ в комнате нет, но дети совершенно уверены, что стоит вам только выйти из комнаты и выключить свет, то они появятся вновь. Более того, когда вы утверждаете, что чудовищ не существует, дети чувствуют себя униженными и непонятыми.
Как помочь ребенку снизить страх темноты?
Предлагаю в вашу семейную игровую копилку несколько приемов и игровых методов, которые помогут вам справиться со страхом темноты у детей:
Эмоциональные приемы поддержки ребенка дошкольного возраста, боящегося темноты
Полезно применять так называемые эмоциональные приемы. Например, малыш боится Того-Кто-Ночью-Живет-Под-Диваном. Что делать?
•Посмейтесь над объектом страха: «А ты не думаешь, что Тот-Под-Диваном сам тебя боится?»
•Пожалейте его: «А ты не думаешь, что Тому-Кто-Под-Диваном ужасно скучно одному, без друзей?»
•Найдите что-то позитивное: «Как ты думаешь, может Тот-Кто-Под-Диваном ухаживать за нашими цветами, пока нас нет дома?»
• Продемонстрируйте свое «давнее знакомство» с тем, кого боится ребенок: «Я давно знаю Того-Под-Диваном, еще с моего детства. Его зовут – Дружок. Ему 100 лет. Добрейший гномик. Он обожает слушать, как мы с тобой читаем сказки».
Игры для снятия страхов темноты у детей
«Пчелка в темноте» (игра предназначена для коррекции страха темноты, замкнутого пространства, высоты).Ведущий говорит: «Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселить, перелетая с цветка на цветок».
Народные игры-забавы для снятия страхов темноты у детей
Народная игра «Жмурки»
Как вы, наверное, догадываетесь, эта народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то лучше внести в них некоторые коррективы.
Примечание. Чтобы игра не приедалась, при последующих ее повторениях можно усложнить условия, расставив в комнате преграды из стульев и столиков. Если вы играете вдвоем с ребенком, то лучше сделать это сразу, а для поддержания игрового азарта время от времени издавать звуки (например, «Ха!», «Ух ты!» и т. п.). Задача водящего от этого не станет примитивней (ведь он должен будет не просто подойти к вам, а сделать это, миновав лабиринт препятствий).
Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене.
Не забывайте, что самое эффективное средство предупреждения развития страхов у дошкольников – эмоциональный комфорт в семье, внимание к его чувствам и переживаниям, готовность родителей всегда приди к нему на помощь. Таким образом, способов побороть боязнь темноты очень много. Главное подобрать несколько наиболее подходящих для своего малыша, и вместе с ним преодолевать все трудности, подбадривая и заверяя в своей любви.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Детские капризы доставляют много неприятностей родителям. Особенно.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Что делать, если ребенок кусается?».
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Если вы уступите ребёнку, он сделается вашим повелителем, И для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придётся ежеминутно договариваться.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.
Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?» Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем.
Консультация для родителей «Ребенок ворует, что делать?» В основе детского воровства чаще всего лежит психологическая травма. Ребенок хочет,чтобы на него обратили внимание,а ворованное ему вовсе.
Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?» Делайте! 1. Радуйтесь Вашему малышу. 2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь. 3. Когда малыш сможет Вас.
Памятка для родителей «Что должен ребенок уметь делать к трем годам» По своей природе дети очень активны. В три года они самостоятельно хотят делать очень многое. И нам, взрослым, очень важно их в этом поддержать.
Ребенок боится темноты. Во что поиграть, чтобы избавиться от страха?
Детские страхи: рисуем, называем и разыгрываем сценку
Элизабет Лукас психотерапевт, доктор психологии (Австрия), ученица Виктора Франкла, автор книг
Ребенок боится темноты, боится оставаться один в комнате и засыпать самостоятельно. У детей 4-5 лет боязнь темноты часто связан с развитием фантазии: они представляют себе что-то страшное в темноте. Для преодоления иррациональных страхов психотерапевт Виктор Франкл изобрел очень эффективный метод «парадоксальных интенций». В модифицированном виде он может быть применим и к детям.
Маленькая Лиза боялась темноты. Хотя по ночам у ее кровати горела слабая лампочка, она несколько раз за ночь переживала паническую атаку и в слезах заползала в постель к родителям. Отец и мать, простые и душевно здоровые люди, привели девочку ко мне.
Нарисовать свой страх, дать ему имя и попробовать испугать его
Я посадила ее к себе на колени, покачала немного, дала цветные карандаши и бумагу и попросила нарисовать свой страх. Дрожащей рукой девочка нацарапала в центре листа коричневое чудовище. После этого она должна была нарисовать саму себя. В самом углу листа появилась микроскопическая женская фигурка.
«Молодец, Лиза, — сказала я. — А теперь дай коричневому чудовищу имя». «Это Медведь-Ворчун», — ответила девочка не задумываясь. «Какое правильное имя! — восхитилась я. — Ведь Ворчун, когда приходит по ночам, нашептывает тебе всякие гадкие вещи, о которых ты мне рассказывала. А знаешь что, давай с сегодняшнего дня ты будешь ворчать ему в ответ? До сих пор он тебя пугал, а теперь наоборот, ты будешь пугать его, договорились?»
Малышка прижалась к моей юбке. «Я не могу его испугать», — пропищала она. «Еще как можешь! — приободрила я ее. — Я тебя научу. Мы будем днем тренироваться, как пугать Ворчуна, а ночью ты будешь делать это сама у себя дома. И еще я тебе раскрою один секрет: медведи-ворчуны, если их испугать, превращаются в безобидных милых плюшевых мишек. А маленькие дети, которые смело общаются с медведями-ворчунами, вырастают в больших, сильных девочек».
Я взяла второй лист бумаги и нарисовала на нем улыбающуюся девочку в центре, а у ее ног маленького лежащего медвежонка, у которого от страха шерсть стояла дыбом. «Так должно быть в будущем, — сказала я. — Ты согласна?» Девочка энергичным движением скатилась с моих колен. Ее «да» звучало уже более уверенно.
Как разыграть с ребенком сценку о страхе
Вот отрывок из диалога, который мы разучивали с ней, при этом я играла роль Ворчуна.
За окном стемнело. Тихо, на цыпочках входит Ворчун. Он заползает на подоконник, видит Лизу в кроватке.
Ворчун: Ух, Лиза, вот я и пришел, чтобы тебя забрать!
Лиза: Хорошо! Я очень хочу посмотреть, как выглядит медвежья берлога. Надеюсь, ты в ней прибрался, я ведь очень люблю порядок.
Ворчун (самому себе): Ну вот еще! Лиза меня совсем не боится! Она даже собирается проверить, прибрана ли берлога — только не это! Там ведь полный беспорядок! Но я знаю, как мне ее задержать. (Лизе): Смотри, какие у меня большие лапы! Я могу ими тебя поцарапать!
Лиза: А ну-ка, дай сюда свои лапы! Когти чистые и правильно подпиленные? М-да, мне кажется, даже при этом слабом свете я вижу, что под твоими когтями много грязи. И с такими лапами ты смеешь заходить ко мне в комнату! Сначала иди и помойся, а потом я, может быть, разрешу тебе войти.
Ворчун (самому себе): Что случилось с Лизой? Я не могу испугать ее даже своими большими лапами! И еще мне их надо помыть! Фу! Мне совсем неохота это делать. Но у меня еще есть пасть. (Лизе): Эй, малышня, я тебя съем!
Лиза: Как раз этого я тебе не советую делать. У меня крепкие кости, они застрянут у тебя в желудке. И у тебя сильно заболит животик. А если одна из моих острых косточек врежется тебе в кишечник, тебе придется поехать в больницу и лечь на операцию. Но знаешь, в больнице плохо обращаются с медведями-ворчунами, там любят только человеческих детей.
Ворчун (дрожа, самому себе): Сдаюсь! Она для меня слишком опасна! Лучше я пойду поищу себе другую жертву, которую смогу испугать. С Лизой у меня ничего не получится!
Лиза: Эй, Ворчун! Не будь трусишкой! Теперь, когда я так весело с тобой разговариваю, ты от меня убегаешь? Зайди хотя бы еще разок завтра вечером, поболтаем!
Ворчун (убегая, в окне): Этого я не могу тебе обещать. Ты для меня слишком умная, слишком смелая. Я перед тобой делаюсь совсем маленьким.
Лиза (смеясь, вслед): Но ведь ты на самом деле всего лишь маленький плюшевый медвежонок, который о себе что-то возомнил! Приходи снова, не бойся! Если ты будешь хорошо себя вести, я разрешу тебе залезть ко мне под подушку.
Ребенок боится темноты. Как от этого избавиться?
Чем больше мы импровизировали, тем больше девочке это нравилось. Совсем приободрившись, она начала танцевать вокруг стула, на котором я (то есть «Ворчун») сидела, а в конце игры легко щелкнула меня по носу. Вновь став «собой», я поздравила ее с победой над медведем, отдала ей оба листа с рисунками и посоветовала каждый вечер перед сном выбирать, какому из рисунков верить — страшному или победному? Она скомкала страшный рисунок, засунула его в карман кофточки и побежала к родителям, гордо размахивая победным рисунком как трофеем.
Потребовалось всего несколько недель и несколько освежающих повторений нашего спектакля, чтобы Лиза снова могла спокойно спать — без света. При расставании я подарила ей маленького плюшевого мишку и шепнула на ухо: «Ты пообещала ему, что он может залезть к тебе под подушку». Она радостно взяла его в руки, погладила и с довольным видом отправилась домой.
Фраза «тебе нечего бояться» вряд ли может кого-то успокоить. Детям, да и взрослым, недостаточно сказать, чего им не следует делать. Если мы хотим им помочь, мы должны им объяснить, что надо делать.