Если ребенок эмоциональный что делать
Злиться – можно!
«Мой ребёнок бросается на пол и бьётся в истерике», «сын быстро взрывается и бросается на обидчика с кулаками», «дочь постоянно обижается и требует внимания», — жалуются родители. Все мы желаем своим детям добра и хотим, чтобы они были спокойны, радостны и добры. Но они злятся, обижаются, боятся, грустят. И вот мы уже кричим или цедим сквозь зубы: «Замолчи! Успокойся! Перестань!»
Как мы боремся с эмоциями?
Представьте себе ребёнка, который отчаянно и громко плачет. Мама не купила шоколадку, упал, сделали укол — причина может быть любой. А вот реакция со стороны взрослых обычно предсказуема: любым способом это прекратить.
Лучше «проанализировать ситуацию с точки зрения эмоций»
Ребёнка переполняет страх, обида или гнев. Это неприятно, он не знает, что с этим делать, и делает то, что умеет — кричит. Родителю такая реакция не нравится, и он начинает бороться с эмоциями ребёнка.
Как он это делает?
Взрослые борются не только с эмоциями ребёнка, но и со своими: «зря я так разволновалась, ничего же не случилось», «что-то я совсем расхандрилась, надо встряхнуться», «съем-ка шоколадку, а то что-то мне тревожно».
К чему приводит борьба с эмоциями?
Рано или поздно взрослому удастся прекратить крик. Ребёнок успокоится, но что стало с гневом, страхом, обидой? Они испарились? Исчезли? К сожалению, нет.
Ребёнку жизненно важно ощущать одобрение значимых взрослых. И если он чувствует, что какие-то действия ими не принимаются, это вызывает тревогу и желание что-то с этим сделать. Как следствие, ребёнок может вытеснить эмоцию, и тогда она начинает влиять на него уже на подсознательном уровне, и в результате всё становится гораздо сложнее.
Вытеснить неприятные эмоции можно, но только вместе с остальными. Вместе со злостью, обидой, страхом замораживаются радость, стремление к творчеству, любопытство. Человек живёт в тлеющем депрессивном состоянии. Так может продолжаться многие годы.
Как помочь ребёнку «выплыть»?
Часто родители признаются: «Прихожу домой, как на поле боя». Значительная часть энергии уходит на подавление сопротивления ребёнка. На радость общения уже не остаётся ни сил, ни желания. Недовольство между родителями и детьми накапливается и к подростковому возрасту подходит к точке наивысшего накаливания.
Между тем, родители, научившиеся принимать ребёнка целиком, замечают насколько их отношения стали доверительнее и ближе. Бывает даже, они не замечают никакого «трудного» возраста. Подросток чувствует, что семья — его крепость, где он может укрыться от любых невзгод.
Управлению эмоциями можно и нужно учиться. Научитесь сами и тогда вы сможете научить этому и своего ребёнка. Можно читать книги по теме, участвовать в тренингах или обратиться к психологу. Психолог раскроет природу эмоциональных состояний, научит управлять собственными эмоциями и поможет научить этому ребёнка.
Вот примеры наиболее частых вопросов, с которыми работают наши детские психологи в сфере эмоций:
Грустно, когда радость и искренность в детско-родительских отношениях считаются роскошью. А ведь это может стать нормой. Только бы не опустились руки. И только бы хватило смелости начать с себя.
Если ребенок эмоциональный что делать
Маленькие дети могут испытывать и проявлять свои «большие» эмоции! Понимание того, как лучше справляться с эмоциями малышей, является важнейшей частью воспитания. Дети плачут, когда падают, когда им страшно, когда другой ребенок занимает качели или когда они голодны, устали, разочарованы своей очередной попыткой научиться кататься на велосипеде или же когда ругаются с братьями, сестрами или друзьями. Неважно, какова причина их переживаний. Если ребенок расстроен, он эмоционально уязвим, раним и беззащитен, и нам необходимо помочь ему справится со своими эмоциями. Вариантов множество: посочувствовать или помочь сменить отношение к ситуации (это поможет ему оставаться рассудительным), сосредоточиться на чем-то позитивном или переключить внимание, а может, даже попробовать предвидеть реакцию ребенка и стараться избегать ситуаций, которые способны его расстроить.
Стоить ли потакать детским огорчениям и всплескам эмоций? Многие из нас выросли в том суровом убеждении, что взрослые не должны потакать жалобам малышей, иначе это будет способствовать тому, что дети станут зависимыми, постоянно нуждающимися и начнут манипулировать другими. В наше время существует противоположное мнение: детям необходимо как можно раньше становиться независимыми и самостоятельными; и начинать нужно с того, чтобы не подходить к плачущему ребенку, – пусть он сам учится успокаиваться. Выбор, конечно же, за вами.
Пусть дети проявляются себя как взрослые не ранее того, когда вырастут. Очень часто детям говорят, чтобы они вели себя, как взрослые, терпели, не жаловались и взяли себя в руки. Но помогает ли им это научиться справляться со сложными эмоциями и проблемами? И как это поможет подросткам справиться с подавленностью, если их бросит вторая половинка, которую они так полюбили? Или если их не примут в университет, в который они так хотели поступить.
Мы ведь хотим помочь своим детям найти более действенные способы решения больших и маленьких жизненных проблем. Если им говорить, чтобы они учились терпеть или не обращать внимание на свои эмоции, то это лишь научит их скрывать, преуменьшать или драматизировать свои чувства. Они научаться скрывать их по той причине, что, когда кто-то преуменьшает их переживания, это заставляет чувствовать свою неправоту, что, в свою очередь, расстраивает их еще больше. Дети драматизируют свои чувства, так как знают, что имеют вескую причину расстраиваться. Ведь родители, которые вмешиваются в проблемы детей, дают много советов и предложений, не оказывают им нужную поддержку и не позволяют им самим найти решение проблемы.
Выслушивание лечит. Многие из личного опыта знают, что, когда вас выслушают, примут и поймут, становится не так больно. Когда нас понимают, нам легче понять суть проблемы. Когда взрослые и дети чувствуют, что их услышали и поняли, им легче успокоиться, и они могут найти силы для решения проблем. Чем больше ребенок чувствует, что его услышали, тем лучше он прислушивается к своим чувствам и понимает их.
Эмоциональный интеллект. Когда мы поддерживаем детей в выражении эмоций и решении проблем и показываем, что верим в их успех, это помогает им развивать эмоциональный интеллект и навыки саморегуляции. Эмоциональный интеллект включает в себя способность распознавать эмоции, определять и выражать свои чувства, а также умение определять свои эмоциональные потребности и потребности другого человека. Ребенок, который может определить и выразить свои эмоции и потребности, чувствует себя более уверенным при решении проблем. Такой ребенок вряд ли будет срываться на других. Попытки объяснить, потребовать, обратиться, угрожать или подкупить расстроенного ребенка могут только ухудшить его состояние. Все это никак не повлияет на решение проблем и не успокоит ребенка. Но если вы его выслушаете и посочувствуете, то можете кардинально изменить его отношение к проблеме или ситуации.
Если дети не разгрузятся от эмоций, они их проявят в действии. Важным элементом воспитания является скорость реакции родителей на стрессовое состояние ребенка. Чтобы поведение малыша было гармоничным, в его жизни не должно быть массы накопившихся огорчений, он должен быть свободен от них. Когда ребенок становиться безрассудными или агрессивными, задумайтесь: «Что он сейчас чувствует, почему ведет себя именно так? Что ему сейчас нужно?». Когда у детей накапливается много стрессов и огорчений, им нужна наша помощь, чтобы выплеснуть эти эмоции и попросту разгрузиться от них. Есть несколько природных и инстинктивных способов того, как ребенок может сделать это: через разговоры, плач, через бушевание (если он разъярен) и, конечно, когда ребенка слушают и обнимают. Еще один прекрасный способ избавиться от стресса, обид, страхов и напряжения – это проявлять по отношению к ребенку любовь и заботу, а также веселиться и смеяться.
А как же истерики? Когда у ребенка истерика, это значит, что он достиг эмоционально критической точки, и ему крайне необходимо выплеснуть свои сильные эмоции, а для этого ему нужна помощь взрослого человека. Как правило, в эти моменты у детей активизируется реакция «бей или беги». Истерика начинается либо из-за переизбытка эмоций, с которыми ребенок не смог совладать, либо из-за чего-то незначительного, что стало последней каплей, или же из-за чего-то гораздо большего, возможно, из-за не до конца решенной проблемы или ситуации.
Истерики часто сбрасывают со счетов, считая их чем-то характерным для всех малышей. К сожалению, многие советуют игнорировать детские истерики, так как считают их проявлением плохого поведения, а не выплескиванием эмоциональных переживаний. Такое отношение может привести к тому, что родители упустят важную возможность помочь своему ребенку справиться с эмоциями, которые оказывают на него мощное влияние. Порой, внимательно проанализировав пережитое ребенком, можно убедиться в том, что появление истерики спровоцировано какой-то конкретной ситуацией, произошедшей несколько дней назад. Очень важно понимать, что истерики могут также возникать из-за того, что происходит в настоящее время. На подсознательном уровне ребенок возвращается к неразрешенной ситуации, независимо от срока ее давности. Очень часто родители не знают причину расстройства своего малыша, но одно можно сказать с уверенностью: такое неподдельное и открытое выражение эмоций свидетельствует о том, что ребенку нужны помощь и понимание.
К счастью, дети имеют врожденную способность выплескивать сложные эмоции. Это эмоциональная детоксикация. Организм работает над очисткой от токсинов, которые попадают в него или образуются внутри. То же относится и к эмоциям. В такой период «детоксикации», чтобы ребенок успокоился, взрослый должен помочь ему почувствовать себя эмоционально защищенным. Ребенку важно знать и чувствовать, что о нем заботятся. Простые выражения, как «понимаю», «я слушаю», «я забочусь о тебе», «я люблю тебя», помогут малышу почувствовать себя эмоционально защищенным, и он сможет успокоиться, свободно выплакав свой стресс.
Дети учатся слушать и доверять своим чувствам. Все стрессы могут помочь детям научиться доверять тому принципу, что, проработав свои чувства, выразив их, им станет легче. При этом наши ответы, наши слова, наша забота должны быть направлены на то, чтобы, развивая умение справляться со своими эмоциями, дети были сострадательны к самим себе в период переживаний. Чтобы у них выработались такие навыки, нужны не один год, и, конечно же, поддержка родителей.
«Что чувствует твое сердце?» – очень интересный вопрос для детей. Он может научить их прислушиваться к своим эмоциям. Когда ваш ребенок становится расстроенным, рассерженным, ноющим или печальным, это значит, что ему нужна ваша поддержка, чтобы справиться с эмоциями. Если дети несговорчивы, безрассудны или агрессивны, это указывает на то, что вам просто понадобится больше времени, чтобы найти подход к ребенку и внимательно его выслушать.
Иногда ограничения также могут послужить эмоциональной разрядкой, например, когда мы вмешиваемся и останавливаем детей во время их негодования, чтобы они не пострадали сами и не ударили других. Определенное ограничение поможет им переключиться с драки на разрядку. Если вы выслушаете и признаете их чувства грусти, разочарования и негодования, тогда ваши ограничения помогут детям выплеснуть эмоции и быстрее успокоиться.
Кто выслушает ваши негодования? Многим родителям очень сложно сочувствовать своим детям в тот момент, когда те выражают свои сильные эмоции. Многие, сами будучи детьми, попросту не получили нужной эмоциональной поддержки, поэтому действуют так, как поступали их родители. Чтобы разорвать этот порочный круг и стать сильной поддержкой для своих детей, мы должны научиться контролировать собственные эмоции.
«Хорошие отношения зависят от обретения разумного баланса между возможностью отслеживать собственные эмоции и в то же время видеть и понимать эмоции других людей. Они также зависят от возможности терпеть неприятные эмоции, переживаемые другими» – Сью Герхардт «Почему так важна любовь: как отношения привязанности формируют мозг ребенка».
Чтобы помочь ребенку с его эмоциями, мы должны осознавать свои собственные. Когда ребенок выражает свое чувство негодования, и родитель при этом чувствует свой усиливающийся стресс и осознает желаемую реакцию, ему легче понять своего ребенка. Сколько бы вы не говорили малышу, бьющемуся в истерике, успокоиться, он не сможет сам справиться со своими эмоциями. Его нужно эмоционально тренировать и показывать хороший пример. В следующий раз, когда ваше чадо волнуется, злится, нервничает или чувствует неуверенность, помните, что в этот момент ребенок не может мыслить ясно. Но если вы поддерживаете его эмоциональную разрядку через разговоры, слезы, рычание, игру или смех, будьте уверены, что вы поддерживаете и физическое, душевное и эмоциональное здоровье и благополучие своих детей, и со временем они непременно научатся справляться со своими сильными эмоциями.
«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей
Марина
«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей
Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ре-бенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш).
Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые, иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные, но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?
Прежде всего, необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется.Например: «Я тебя понимаю, что ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх, или хочешь (играть, гулять, кричать, но ты пойми и меня, я чувствую.». После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая).Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится».
Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях.А когда последовательности нет: если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались!», тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать «новые кнопки».
Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия).
Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детямпредлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка, но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается.
(Объясняется, как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.
«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается, то в конце дня получишь сюрприз». Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности.Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др. Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны, тогда можно приступать к формированию другого.
Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама выберет общий, единый образ-мечту для ребенка.
В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических приемов, или что-то не получается, необходимо почувствовать свой путь, найти свои интересные решения. Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т. е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.
С точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи — «Если сделаем так, то будет еще лучше», в действиях — обнять, погладить; в сюрпризах).
Родительская любовь поможет ребёнку справиться любыми трудностями.
Влияние классической музыки на развитие детей раннего возраста Пользу воздействия классической музыки на развитие и воспитание детей отмечают не только родители и педагоги, но и психологи и врачи. Дети.
Воспитание здорового ребенка как ведущее направление в работе ДОУ В наши дни очень серьезно встал вопрос о воспитании здорового ребенка. Так что же такое здоровье? Здоровье это состояние полного физического,.
Как научить ребенка жить в гармонии с эмоциями? 14 важных советов
Нужно ли это нам? Если вы планируете общаться с другими людьми, претендовать на работу, учиться, творить, любить и дружить — да. Способность человека управлять своими эмоциями будет определять качество его жизнь гораздо более фундаментальным образом, чем его IQ.
Развитие эмоционального интеллекта вашего ребенка начинается с его взаимоотношений с вами — с родителями и с воспитателями. Как же нам помочь детям обрести гармонию и научиться работать с эмоциями?
1. Начните с доверия
2. Уймите свое собственное беспокойство
Почти сто лет назад психолог Гарри Стэк Салливан высказал идею о том, что младенцам передается беспокойство их родителей. Недавние исследования подтвердили, что прикосновения, тон голоса и движения родителей могут либо успокоить ребенка, либо вызвать беспокойство.
Очевидно, что мы всегда «излучаем» наше настроение и внутреннее состояние, будь то спокойное и довольное, измученное или капризное, и передаем его окружающим нас людям.
Поэтому при общении с ребенком стоит обращать внимание на свое состояние в первую очередь, учиться успокаивать и подбадривать себя.
3. Примите и признайте эмоции вашего ребенка
Не все поведение приемлемо, это очевидно. Но все эмоции приемлемы. Вы можете (и должны) ограничивать действия вашего ребенка по мере необходимости. Но это ограничение будет работать лучше всего, когда вы понимаете, как именно он себя чувствует.
Объясните своим детям, что они не могут выбирать, что чувствовать (так же, как они не выбирают свои руки и ноги), но они могут — и должны — выбирать, что делать с этими чувствами.
4. В случае сомнений сопереживайте
Ваше сочувствие помогает ребенку принять свои собственные эмоции. Это позволяет ему «разрешить себе чувствовать» и только затем двигаться дальше, не застревая на внутренних разногласиях.
Ваша эмпатия учит ребенка, что эмоциональная жизнь не опасна, не постыдна, а на самом деле универсальна и управляема. Так ребенок узнает, что он не один, и что даже менее приятные части его личности приемлемы.
Многие проблемы взрослых, увы, всего лишь следствие того, что в детстве мы не научились понимать и принимать себя, запрещали и наказывали за грусть, слезы и другие «неприемлемые» эмоции.
5. Не наказывайте ребенка за эмоции и не пытайтесь отвлечь его от чувств
И не позорьте малыша, когда ему больно. «Маленькая царапина, это же не больно, не ной!», «Большие мальчики не плачут». Вторая фраза еще и пронизана бесполезными стереотипами, о которых ради психологического здоровья ребенка стоит забыть навсегда.
Признайте проблему малыша, сопереживайте ему, позвольте показать вам, что именно произошло, дайте немного времени для осознания и обсуждения события. Тогда ребенку будет легче двигаться дальше.
6. Репрессии не работают
7. Тренировка эмоций помогает рассеять интенсивные чувства
Ярость не уйдет, пока не будет услышанной. Услышать ≠ разрешить.
Принятие чувств ребенка и их отражение не означает, что вы соглашаетесь с ними или одобряете их. Так вы только показываете ребенку, что понимаете ситуацию.
Как это сделать? Слушать. Признавать.
8. Научите ребенка успокаиваться
У малышей есть потребности, вызывающие яркие эмоции. Например, отсутствующий родитель/воспитатель, голод или боль. Без «успокоительного взрослого», в котором они нуждаются, нервная система не прокладывает пути, которые впоследствии позволили бы им контролировать себя.
Малышам очень трудно научиться успокаиваться или, иначе, самим регулировать свои эмоции, потому что каждое новое чувство заставляет их беспокоиться. В возрасте 4-5 лет чувства страха или гнева могут привести к тревоге или панике и заставить действовать, потому что терпеть и контролировать себя дети еще не могут, но выход энергии нужен.
Итак, чтобы успокоить себя, ребенку сначала нужно попросить кого-то другого успокоить его. Из этого процесса дети получают ценный опыт: мои физические и эмоциональные потребности терпимы и управляемы.
9. Помогите своему ребенку научиться решать проблемы
Большую часть времени, когда дети (и взрослые) чувствуют, что их эмоции поняты и приняты, чувства рассеиваются — становятся не такими разрушительными. Эта среда оставляет возможность для решения проблем.
Иногда дети могут сделать это сами. Иногда им нужна ваша помощь для «мозгового штурма» по решению проблем: от забытого дома мишки до развязанного шнурка. Но не поддавайтесь желанию решить проблему за ребенка, если он не попросит вас об этом! Такое поведение дает вашему ребенку понять, что вы уверены в его неспособности справиться самостоятельно.
10. Модель эмоционального интеллекта. Взрослые как пример
Дети нас не слушают, дети на нас смотрят. Слышали такое выражение?
Вы становитесь раздражительными, хватаете вещи, суетитесь, когд тревожитесь? Плачете, если что-то идет не так? Можете ли вы сохранять спокойствие во время эмоциональных дискуссий? Вы сами сочувствуете другим людям, проявляющим эмоции?
Точно так же будет вести себя ваш ребенок.
11. Конструктивное обращение с гневом является одним из самых важных навыков, которые вы можете дать своему ребенку
Когда ребенок злится, ищите боль или страх — именно от них нас защищает гнев.
В ситуации, когда все спокойно и безопасно, ребенок вряд ли покажет вам все обидные чувства или страхи, которые обычно приводят к плохому поведению.
При попадании в стрессовую ситуацию не позволяйте своему гневу нарастать — ребенок знает, что именно вы — «модератор» происходящего. Используйте слова, но никогда не силу. Не так-то просто, если он рыдает на виду у всех? Задумайтесь, ведь ваш гнев в этой ситуации прикрывает страх быть, например, плохой матерью на глазах посетителей магазина.
А теперь представьте, как тяжело вашему ребенку сохранять спокойствие, когда он недоволен ситуацией, а теперь еще и боится вас. Помните, вы образец для подражания.
12. Вмешайтесь ДО того, как ваши собственные чувства выйдут из-под контроля
Каждый раз, когда мы кричим на своих детей, вина лежит на нас. И мало того, что мы кричим, мы еще и не вмешиваемся в проблему действительно эффективно.
Пример:
Ваш пятилетний сын Арсений не выключил компьютер, а теперь не торопится идти ложиться спать. Очевидно, он нуждался в вас, чтобы сделать действие, которое самостоятельно не мог проконтролировать — закрыть веселое приложение с зайчиками и пойти чистить зубы.
Теперь вы кричите, потому что гоните его чистить зубы в 4 раз за 20 минут. Каждый раз из четырех, когда вы кричите, вы неэффективны. Вы не решаете проблему и не показываете, как ее решать.
Независимо от того, нужно вам оторвать уставшего малыша от мультиков или научить 14-летнюю дочь помогать вам с приготовлением ужина, вы должны сразу дать понять, что решение не будет пересмотрено. И сделать это спокойным тоном, внутренне и внешне поддерживая это спокойствие.
Тем самым вы не только научите детей чему-то полезному, но и продемонстрируете, как управлять собой.
Если вы в конечном итоге просто кричите, дети чувствуют себя «прикованными узниками», некоторые даже действительно цепенеют. В этой ситуации дети не узнают ничего полезного, зато много вредного о том, как мама/папа/воспитатель не умеют справляться с собственными чувствами, но требуют того от детей.
13. Не подрывайте эмоциональное самопознание вашего ребенка
Ваш ребенок нуждается в вашей поддержке, чтобы развить свой внутренний компас эмоций.
Уважайте их чувства по отношению к другим. Если ребенку не нравится, что дядя Саша обнимает его, научите пожимать руки, вместо укора «Так правильно! Он тебя любит, будь вежливым!». Когда дошкольник отказывается от игры с ребенком вашей подруги во дворе, выслушайте и попытайтесь помочь ему в решении проблем, вместо нравоучений «Надо делиться, надо дружить, не будь букой».
Во что бы то ни стало позволяйте детям принимать решение о том, с кем они играют! В простых ситуациях вы должны подтвердить их право и способность доверять своим собственным чувствам, включая дискомфорт, который ребенок не может пока идентифицировать.
Дети должны принимать решения о том, что для них безопасно, с раннего возраста.
14. Как говорить о сложных вещах?
Ваш ребенок может столкнуться с физиологическими проблемами, отсутствием папы, сложностями в учебе, вашим предстоящим разводом или алкоголизмом родственников. Или ему может быть просто трудно сказать вам, что он боится отвечать на уроке в школе, или что его тренер по футболу все время кричит, или дети в подготовительной группе дразнят его из-за ушей/веснушек/неправильного произношения согласных/отсутствия цветных шнурков.
У каждого ребенка есть проблемы, которые он или она боятся обсуждать. И это те вопросы, где они больше всего нуждаются в вашей поддержке и руководстве. Конечно, сначала вам нужно преодолеть собственный дискомфорт, связанный с этой проблемой. Начните с того, чтобы не чувствовать себя виноватым. Вина тормозит решение.
Вы также должны выделить время, в которое ваш ребенок один на один, без лишних глаз, сможет рассказать вам, что его беспокоит. Один отличный способ — провести несколько спокойных минут перед сном. Выключите свет, поставьте красивый ночник, обнимите ребенка, расспросите о его дне. Что было здорово? Что было сложно? Что он узнал? Что получилось не очень хорошо?
Удивительно, но это сочетание ночи и комфорта побуждает детей, днем дерганых и закрытых, расслабиться и открыться. И обязательно раскрывайтесь в ответ — доверие может быть только обоюдным. И для этого нам, взрослым, потребуется развивать свой эмоциональный интеллект не меньше.