Если ребенок говорит что ему скучно
«Мне скучно»: что имеет в виду ребенок, когда произносит эту фразу
За скукой зачастую скрывается вовсе не то, о чем мы привыкли думать. Если взрослые еще могут разобраться со своими истинными желаниями, то дети любые эмоции и чувства выдают за скуку. Дело в том, что они пока не умеют осознавать, что в действительности их беспокоит. Да, дети часто маются, говоря, что им скучно. Но не нужно переживать по этому поводу. Скука — это не хорошо и не плохо. Просто нужно разобраться с реальными потребностями своего ребенка. Тогда вы поймете, что скука как таковая возникает не так уж и часто.
Итак, что же может скрываться за этим пресловутым «скучно»?
Нехватка родительского внимания
Здесь за скукой скрывается большое желание быть замеченным. Можешь даже не предлагать поиграть с самим собой — это точно не прокатит. Сядь рядом, обними, пообщайся или предложи заняться чем-то вместе. Помни, что многим детям, в первую очередь, нужно банальное внимание, забота и любовь.
Переутомление
У маленьких детей дошкольного возраста еще нет понимания того, что они устали и им требуется обычный отдых. Из-за повышенного напряжения на обычные игры уже нет сил, а что-то новое так вообще может вызывать капризы и слезы. Пусть ребенок немного поваляется на кровати, поспит или просто полежит, и потом полный сил и энергии начнет заново познавать этот мир.
Действительно нет интереса
Бывает и такое, что ему и правда скучно. А как тут не заскучать, когда тебе больше не разрешают играть в смартфоне! Именно поэтому следует оттянуть знакомство ребенка со всевозможными гаджетами. Интерес может быт утерян и из-за слишком большого разнообразия игрушек. В этом случае старайся не выкладывать сразу все игрушки, а делай это порционно. Сегодня одни, завтра — другие. Тогда кубики, пирамидки, куклы и машинки не будут приедаться.
Что с этим всем делать?
Постарайся выяснить, почему ребенок жалуется на скуку. В ходе разговора по душам ты точно сможешь найти настоящую причину его уныния и тоски. Но не торопись сразу занимать свободное время ребенка какими-то секциями и кружками. Узнай для начала, что хочет он, пойми желания ребенка… И уже исходя из этого планируйте досуг: вместе или по отдельности. А еще лучше, если ребенок сам придумает себе увлечение без посторонней помощи и подсказок!
И ни в коем случае не злись на ребенка. Наоборот, поддержи свое чадо, скажи, что ты его прекрасно понимаешь. И тогда в спокойной атмосфере у вас двоих обязательно родятся светлые мысли, как сделать так, чтобы скуки в жизни малыша было как можно меньше.
Ранее мы писали о том, как найти общий язык со своим ребенком. Думаем, что тебе это нужно знать!
Огни, бесконечная пицца и сто гироскутеров. Почему ребенку постоянно скучно
Все вокруг переливается и взрывается огнями
– Многие мамы жалуются, что их дети постоянно скучают. Может, они просто мало уделяют им времени, плохо стараются, чтобы было интересно?
– Может быть совсем наоборот – мама перетрудилась. Все чаще развлечение детей воспринимается родителем как обязанность. Эти обязанности растут не по дням, а по часам. Система неформальных ожиданий от родителей меняется с каждым поколением. Именно она влияет на наше родительское самочувствие и исподволь управляет нашим поведением.
Примерно до конца прошлого столетия предполагалось, что в обязанности папы и мамы входит ребенка кормить, лечить и воспитывать. Учила школа. Развивал и развлекал двор. Сейчас ответственность целиком лежит на родителях. Родитель должен не только кормить, одевать и обувать, помогать с уроками, но еще и водить на всевозможные развивающие занятия, мастер-классы, научные шоу для детей. Все это – непременно в развлекательной форме, чтобы ребеночка там заинтересовали, растормошили.
Этот стереотип проникает в головы родителей через социальные сети, разговоры на детских площадках, в гостях, через статьи психологов в интернете. Детское развитие и образование постепенно становится развлекательным. Вроде неплохо, что дети учатся в игровой форме, но если такой активности вокруг ребенка много, он привыкает, что взрослые организуют что-то для него. Он сам не является ее источником, а только принимает участие в чужих сюжетах, не зная, откуда они берутся и куда исчезают.
Добавляет жару индустрия детских развлечений: аквапарки, лазертаги, батутные центры. Родители часто изо всех сил стараются, чтобы у ребенка было качественное веселье. Открыли рядом парк развлечений – нужно сводить ребенка в ближайшие выходные. Ему нравится, он просится еще, почему бы не сводить? Но если таких развлечений становится много, родителю потом сложно будет с ними конкурировать, предлагая что-то домашнего производства. Непросто будет вызвать восторг диафильмами и вечерним чтением книжки. Нервная система ребенка восприимчива и подвижна. Яркое и броское в детстве нравится больше, чувство вкуса воспитывается постепенно, дать задний ход всегда сложнее.
Получается, что заскучать может ребенок очень старательных родителей, которые хотят обеспечить его всем самым лучшим.
Как правило, проблемы дают о себе знать в начальной школе, когда учеба навевает смертельную скуку, а кружки неинтересны.
В прошлом году ко мне обратилась мама с сыном, который ходил на дошкольную подготовку в православную гимназию. У ребенка были проблемы с поведением, программу он не усваивал. Оказалось, родители в разводе, папа старался удержать контакт с ребенком, очень хотел, чтобы встречи запоминались, оставляли позитив. Большая часть встреч проходила в торговых центрах, время в которых было наполнено развлечениями. Это составляло яркий контраст с учебными буднями, требованиями школы: задания казались скучными, ребенку было сложно дождаться конца занятий, он старался, как мог, воссоздать атмосферу выходных. На вопрос, что бы он попросил у золотой рыбки, ребенок ответил: «Много мороженого, бесконечную пиццу и сто гироскутеров».
Умственные способности, кстати, у ребенка хорошие. Но вся сфера потребностей была направлена на простые удовольствия. Все, что выходило за их пределы – вызывало скуку, раздражение, даже протест. Такая направленность ребенка не могла совпасть с атмосферой гимназии, адаптироваться он так и не смог.
– Выходит, скука возникает от избытка развлечений?
– От избытка развлечений, связанных с внешней стимуляцией. Яркое, веселое, то, чем я могу быстро управлять без сложных умственных, координационных и моторных усилий, без воображения, что само по себе переливается и взрывается огнями – дарит нехитрые эмоции. Завораживает. Ребенку становится трудно понудить себя делать что-то сложное, зависящее от него. Не забываем и о взрослых, которые нон-стоп водят хороводы вокруг своего дитяти. Человек привыкает к определенному уровню потребления, заставить себя сделать что-то другое ему довольно сложно. Так рождается скука.
Эмоции даны нам от природы, в отличие от чувств, которые развиваются. Если ребенок привыкает к уплощенному эмоциональному фону, его собственные реакции укладываются в два слова, которые чаще всего встречаются в лексиконе детей из детских домов: «ску-у-у-у-у-у-учно» и «весело».
Еще какое-то время назад такой плоский эмоциональный ряд мы считали признаком неблагополучного ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Теперь это встречается повсеместно. Я не говорю даже о детях из богатых семей, жизнь которых от сиротских учреждений иногда отличается лишь интерьером.
Такая эмоциональная палитра стала встречаться теперь и в православных гимназиях, и в хороших многодетных, и даже в священнических семьях. Внешняя стимуляция страшна не сама по себе, а своими последствиями – бедностью, неразвитостью внутреннего мира ребенка.
Вечные «догонялки» – альтернативы нет
– Внутренний мир – это такое философское понятие. Можно ли его вообще как-то развивать? И о какой духовной наполненности можно говорить, если мы говорим о скучающем ребенке 4-6 лет?
– Это очень важный период в жизни ребенка. Тут как раз закладываются основы мотивационной сферы, ребенок или учится обуздывать свои сиюминутные желания ради мотивов более высокого порядка, или целиком заполнен своим «я хочу», и тогда там сложно прорасти чему-то еще. Назидательность – плохой помощник, когда мы говорим о детстве. Мы не можем предписать ребенку: «Развивай внутренний мир!», он не поймет, чего мы от него хотим. Главные помощники в этом возрасте – игра, совместная деятельность со взрослым и качественные культурные образцы.
То, что видят дети сейчас, например в мультфильмах, видеоиграх – часто бессвязные выкрики «удивительных» героев, внешний облик и происхождение которых часто не поддается описанию. Это не может составить достойное внутреннее содержание ребенка.
– Неужели нет никакой пользы – почему вы так категоричны?
– Потому что в это невозможно играть и это нельзя пересказать. В этом нет сюжета, это не развивает ни эмоциональную, ни интеллектуальную сферу ребенка. Воображение, творчество, сотрудничество с другими – все спит. Игра примитивизируется.
Я свидетельствую об этом, как практикующий психолог. Все чаще дети в детском саду либо вообще не могут играть вместе, либо играют в догонялки. Когда догонялки заканчиваются, им становится скучно, а альтернативы нет.
Кроме шуток, но современные дети не только старшего дошкольного, но и среднего школьного возраста на предложение описать сюжет игры, в которую они любят играть, описывают догонялки. Это становится метафорой их жизни: «Если ветер в ушах не свищет, то что-то скучновато».
Качество того, что ребенок смотрит, читает, во что играет, не менее важно, чем качество еды, которая лежит у него на тарелке.
Культурные образцы – это средство развития личности. Личность не рождается с человеком, мы не получаем ее, как ручки и ножки. Она не разворачивается сама по себе, но каждый способен стать личностью в процессе взросления и воспитания по праву того, что он родился человеком.
Развитие личности – лучшая профилактика скуки, особенно токсичной, которая давит на ребенка, заставляет его выпрашивать развлечения, загоняет в тупик пустоты. Отсутствие развитой личности становится платформой для возникновения злокачественных психологических и поведенческих новообразований. Больше шансов, что таким людям не только в школе будет скучно, скуку у них вызовет идея пойти работать, не говоря уже о создании семьи и заботе о ком-то.
– Может, начать с простого: заменить смартфон ребенку кнопочным телефоном, а лучше вообще все гаджеты выбросить?
– Я радикальный противник гаджетов в доступе у детей, но дело же не только в них. Выбросить все экраны недостаточно. Когда эмоциональное состояние описывается словами «скучно» и «весело» – это не вина ребенка, а беда. Нет никаких испорченных гаджетом детей, которых «нельзя отключить от розетки», как в пророческом рассказе Рея Брэдбери «Вельд». Проблему не решить отключением внешней стимуляции.
Отсутствие гаджета – лишь условие, необходимое, но недостаточное, чтобы внутренняя пустота, которая обозначается в языке словом «скука», была наполнена содержанием.
Как заинтересовать ребенка этим миром
– Что делать родителям?
– Задаться вопросом: что мы делаем вместе с ребенком, какое совместное пространство у нас существует, чем оно заполнено в тот момент, когда мы отобрали у него гаджет?
Задача взрослого – найти способ наполнить «резервуар» внутреннего мира ребенка. У нас нет для этого прямого пути, для этого нужна совместная деятельность, совместное пространство с ребенком.
Изменить жизнь ребенка и свою собственную, выстроить взаимодействие – это создать условия, чтобы что-то в ребенке взросло. Не буду утверждать, что это просто. Развитие личности ребенка требует от взрослого, прежде всего, труда отношений с ним.
Кроме того, нужно предварительно заглянуть в себя, задуматься, что интересно мне, что бы я хотел ему передать, найти форму, адекватную возрасту ребенка. Это бывает так неочевидно для родителей, что мы с ними посвящаем этому вопросу отдельное время на консультациях. Результатом становится иногда прямо список на бумаге, что можно делать конкретному папе или маме с конкретным ребенком, исходя из особенностей их темперамента, интересов, возможностей.
Второе направление – отбор достойных культурных образцов: детской литературы, мультипликации, театральных постановок. Кстати, театр – прекрасный источник переживаний для ребенка, который качественно наполняет его внутренний мир.
Если не боитесь сложных переживаний, рекомендую документальный фильм «Старше на десять минут». Режиссер сфокусировал камеру на лице мальчика, смотрящего кукольный спектакль. Целая гамма сложных чувств, которые испытывает маленький человек, спустя 10 минут преображает его внутренний мир, делает его взрослее.
Культурные образцы результата сами по себе не дадут, пока не станут личностно значимы для ребенка. Личностное значение приобретается в процессе взаимоотношений со взрослым, разделения с ним переживания, озвучивания. При определенной включенности взрослых мир любого ребенка способен меняться. Безнадежных случаев я не встречала.
Вообще, важна не скука, а то, что мы с ней делаем. Если удается перетерпеть скуку, то она способна стать источником развития.
Многие начинали творить: сочинять сказки, музыку, изобретать именно потому, что им в какой-то момент стало скучно. Клайв Льюис, например, вместе с братом, сидя на чердаке, придумывал и играл в свои миры. Мы не знаем, как сложилась бы судьба Льюиса, если бы у него был телевизор или смартфон. Возможно, что прекрасной литературы, которой мы восхищаемся, не существовало бы.
Часто скука – это двигатель, источник творчества, преодоления каких-то внутренних сложностей, как, например, у Ганса Христиана Андерсена. Сложная, не наполненная развлечениями жизнь ребенка, скучная по нашим оценкам, на самом деле может быть источником его развития.
– Да, но со всех сторон только и слышно: «Вы уделяете мало внимания ребенку», «У вас слишком много запросов», «У ребенка много развлечений», «У него мало свободного времени» – сплошь диагнозы.
– Увы, родители находятся в ситуации взаимоисключающих требований. Это не может не вызывать фрустрацию. Одни кричат: «Дайте много свободного времени и пустое пространство», другие – «Вы обязаны наполнить жизнь ребенка интересными занятиями».
Но главный вопрос остается прежним: как заинтересовать ребенка ЭТИМ миром? Как показать, что мир большой и интересный, что его можно осваивать и получать от этого удовольствие?
Повторюсь, добиться этого невозможно, если в жизни ребенка нет значимого взрослого, для которого мир устроен именно так: он интересен, увлекателен, разнообразен. Ребенка должны окружать взрослые, готовые взять его за руку и часть пути по освоению мира пройти вместе. Начало должно быть проложено вместе! Потом ребенку можно даже скучать без взрослых – одному или с ровесниками, тогда их скука не будет токсичной.
Если хотите примеры, то когда находитесь рядом, не пытайтесь детей наполнить до краев информацией, задавайте вопросы, стройте диалог.
Вопросы стимулируют исследовательскую деятельность ребенка. В них радость совместного открытия, радость познания. Если что-то читаете вместе, разыгрывайте сюжеты, даже из подручных материалов и предметов-заместителей. Это простой способ преобразовывать реальность ребенка, наполняя ее качественным содержанием. Первые книги могут читаться по многу раз, важно, чтобы сюжет уложился в голове и сердце ребенка, чтобы он мог его присвоить, сделать частью своего внутреннего мира, строительным материалом для собственного творчества. Сказку можно нарисовать, можно слепить, можно придумать продолжение, в нее можно поиграть. Для создания отношений с природой, с пространством мира ребенку тоже часто нужен посредник, другой.
Ведь нам тоже кто-то открыл чудо кораблика в ручье, своего первого выращенного цветка или даже дерева. А помните игру «секретики», когда в углублении земли выкладывался цветочек, камушек или просто фантик, прикрывался стеклом, засыпался песком, а потом через маленькую дырочку получалось чудо? «Секретик», конечно, показывали только самым близким друзьям. За всеми этими нехитрыми затеями есть большой смысл.
Ребенок становится причастен к трансформации реальности, он становится ее полноправным участником. Наградой взрослого за труд может быть соучастие в открытии ребенком жизни как чуда – пожалуй, это одно из главных родительских удовольствий.
Что стоит за словами ребенка «Мне скучно»
Советы родителям о том, как понять своего ребенка и помочь ему возобновить интерес к занятиям
Более того, слово «скучно» имеет разное значение для разных детей в разное время. Иногда малыши говорят, что им скучно, когда им требуется указание или идея о каком-либо занятии, и они надеются получить подсказку от родителей. А иногда таким способом ребенок пытается сказать: «Я хочу, чтобы вы обратили на меня внимание».
Если очень маленький ребенок говорит, что ему скучно, как правило, он имеет в виду «Мне не нравится то, что я сейчас делаю». В этом случае обязанность родителей заключается в том, чтобы придумать для него другое занятие.
Придумайте несколько фраз для начала разговора с ребенком. Спросите у своего дошкольника «Какая твоя любимая сказка?», «Если бы ты мог купить что угодно в продуктовом магазине, что бы это было?». Займите ребенка маленькими заданиями, например, он может посчитать, сколько яблок лежит в холодильнике или сколько в доме стульев.
Некоторые дети утверждают, что им скучно в школе. Родители должны уметь грамотно «переводить» эту фразу. Что на самом деле она означает? Часто скука – это сигнал о том, что действия ребенка необходимо перенаправить.
Возможно, он пытается вам сказать, что ему скучно, потому что уроки в классе совсем не сложные: «Мне это не интересно. Нет никакого стимула делать это, когда я уже знаю, что оно мне по силам». С другой стороны, ребенку может потребоваться более детальное руководство, например, в такой ситуации, как «Я вроде бы это понимаю, но не знаю, с чего начать. Я не знаю, в каком направлении мне двигаться».
Допустим, вашему ребенку необходимо подготовить доклад о пчелах и выступить на уроке перед классом. Тема для него интересная, он в восторге от такого задания. Но с чего и как ему нужно начинать?
Вот где требуется участие родителей. Детям нужны тренеры, наставники. Родители должны принимать на себя эту роль. Важно помогать ребенку шаг за шагом. Дайте ему поэтапное направление, траекторию, чтобы он мог подготовить доклад по порядку.
Возможно, вашему ребенку не подходит стиль преподавания его учителя. Лучший способ это выяснить – задавать ему вопросы. Спросите у ребенка: «Что конкретно было скучным для тебя? Что ты делал на этом уроке? Ты справился раньше других детей?».
Учите детей терпеть и уметь ждать
С другой стороны, слово «скука» может означать что-то совершенно иное. Иногда это слово связано с чувством самостоятельности и организацией деятельности. Дети в наши дни практически не умеют развлекать себя сами.
Это часто происходит потому, что они слишком много времени проводят перед экранами. Телевизор, видео- и компьютерные игры – очень интересные, но пассивные занятия. Они не требуют от детей истинных навыков внимания и не помогают учиться преодолевать скуку.
Поэтому очень важно учить детей способам избегать скуки и находить себе занятия. Спросите у ребенка: «Как ты можешь занять себя во время ожидания?». Предложите ему заняться чем-нибудь самостоятельно, например, рисовать, что-то раскрашивать или собирать конструктор. Вы можете воспользоваться таймером в игровой форме, который будет отмерять время самостоятельных игр ребенка. Постепенно увеличивайте промежутки времени, чтобы он привыкал играть сам.
Метод использования таймера также полезен при выполнении домашних заданий. Он профилактирует возникновение конфликтов, которые порой случаются из-за частого вмешательства родителей в работу ребенка, особенно когда им приходиться повторять «Ты делаешь это неправильно».
Установите таймер на немного более длительный период, чем ваши дети могут заниматься самостоятельно, и помогите им составить план выполнения учебных заданий. Когда таймер выключится, проверьте их и постепенно увеличивайте время, которое они проводят за самостоятельным обучением.
Некоторые дети, жалующиеся на то, что им скучно в школе, склонны обращать больше внимание на негатив. У них довольно плохое отношение к школе в целом. Когда они постоянно говорят, что школа – это скукотища или полная ерунда, это может быть частью модели негативного мышления.
Как помочь детям изменить подобное отношение? Попросите их вспомнить и рассказать вам о трех хороших фактах прошедшего дня в школе. Затем спросите, чего они с нетерпением ждут от следующего дня. Помогите им увидеть, что каждый день приносит что-то хорошее. Иногда дети просто не замечают позитив.
Итак, что делать, когда ребенок говорит, что ему скучно?
Что делать, если ребенку скучно и нечем заняться?
В этой статье:
Ребенок говорит, что ему скучно и нечем заняться. Почему?
Да, скука это когда нет интереса, увлеченности и просто ощущения эмоционального подъема, воодушевления. Почему ребенку скучно? Причины такого состояния могут быть разными.
Одним словом, скука может быть вызвана разными причинами. Попробуем примерить их к конкретным жизненным ситуациям, в которых оказываются люди каждый день, и найти эффективные решения.
Чем занять ребенка дома?
Если дома скучно ребенку в начальной школе, его можно занять тем, что вызывает у него естественный интерес. Крайне важно, чтобы занятие было творческим в том направлении, где ребенок добивается успехов и радуется результату.
Подростку скучно дома
Заявления про скуку могут быть и скрытой агрессией по отношению к родителям. Если подросток не проявляет открыто свои претензии к родителям, он так может показать, что в отношениях не все в порядке и он чувствует обиду. В этом случае важно не давить на него и не осуждать, а помочь разобраться в его чувствах.
Попросите его объяснить, что именно он имеет в виду. Вот наводящие вопросы, которые помогут поддержать разговор:
Такие вопросы помогут понять, где подросток видит ограничения, из-за которых он не решается сделать или попробовать то, что ему на самом деле кажется привлекательным.
Ребенку скучно без телефона. Как найти интересное занятие без гаджетов?
Ребенку скучно одному. О чем это говорит и что делать?
Это нормально для детей и подростков. Они в контакте друг с другом или в телефоне, или в реальной связи. Конечно, очень важно, чтобы человек умел быть с людьми и наедине с самим собой, чтобы осмыслить все, что происходит в его жизни. И если в одиночестве у ребенка именно зашкаливает тревожность, это не вина, а задача, которую надо решать.
Еще такие дети переживают, что про них забудут, а все интересное пройдет мимо. Вне контакта с человеком они теряют уверенность в том, что с отношениями все в порядке. Не видя человека, они тревожатся за связь с ним.
Подростку скучно без конкретного человека
Если подросток влюблен, ему хочется как можно больше времени проводить с объектом влюбленности. Но если без этого человека он превращается в призрак, словно из него вышла жизнь, это тревожный симптом.
Причина не в том, что он связался не пойми с кем. И не в том, что влюбленность лишила его разума. Причина в том, что он сам в себе не видит ценности и собственного ресурса. Он ожидает, что объект влюбленности будет источником эмоций и интересных штук в жизни. Иногда так и получается, но нередко такая установка приводит к разбитому сердцу.
Также очень здорово предложить ребенку актерские активности, в которых он сможет найти интересные образы и понять и выразить себя. Современные театральные формы очень подростковые в своей кричащей искренности и очень помогают детям справиться с проблемами переходного возраста.
Ребенку скучно делать то, что надо. Что это значит на самом деле?
Через слово “скучно” ребенок может проявлять свое “не хочу”, когда не решается противоречить родителям или уверен, что его желания не будут учитываться. Это такой слабый протест, но на самом деле просьба услышать и учесть интересы, понять его чувства. Имеет смысл разрешать противоречия не давлением на ребенка, а обсуждением того, что его на самом деле беспокоит. Скучно что-то делать для близких бывает тогда, когда есть не высказанные иначе претензии или обиды.
Ребенку скучно в школе. Что делать?
В школе часто бывает скучно. На дистанционном обучении тоска. Однако и тут не все так просто. Скучно в школе тогда, когда есть проблемы с отношениями в классе. Просто потому, что подростки в школе находят как отвлечься на самых скучных уроках, если у них дружеские отношения с ровесниками.