Если ребенок не пошел в год что делать
Признаки возможной задержки развития детей до 5 лет
Что такое «нормы развития» и как их надо воспринимать?
Ребенка необходимо регулярно показывать педиатру: на плановых осмотрах он оценивает его физическое и психомоторное развитие, осматривает на предмет наличия признаков заболеваний и дает рекомендации по питанию и уходу. В идеальном варианте родителям не надо ни о чем думать – если что-то не так, им об этом скажет доктор. Но нередко родители все равно волнуются, что их ребенок не умеет делать что-то, что умеют делать его сверстники. Изучение таблиц и графиков нормального развития нередко еще больше их запутывает, потому что данные в них отличаются, а иногда вообще не соответствуют истине. Чего стоит только такой критерий нормального развития, который указан в таблице, обычно используемой в районных поликлиниках, как 10 слов в 1 год. Совсем нечасто в практике педиатра встречаются дети, которые говорят в год 10 слов, пусть даже односложных (под «словами» здесь надо понимать любое, но всегда одинаковое, обозначение определенного предмета: например, машина – «би», собака – «ка» или «ав» и т.п.).
Кроме того, «нормы», указанные в таблицах и графиках, – это в лучшем случае диапазон среднестатистических значений: например, может быть указано, что в среднем дети начинают ходить в возрасте от 11 месяцев до 1 года и 3-х месяцев. Да, так ведет себя большинство, но это «большинство» – всего 65%. А есть еще 35% здоровых детей, которые пойдут раньше или позже. В худшем случае в таблицах указаны вообще только одни средние значения: например, сидеть надо в 6 месяцев, ходить в 1 год и т.п.
Стоит еще отметить, что есть таблицы, где указаны признаки, которые вообще не надо оценивать. Например, когда ребенок начинает переворачиваться с живота на спину, поскольку даже новорожденные могут случайно это делать просто из-за несимметричного тонуса в ручках. Или когда ребенок начинает ползать, потому что на первом году жизни это необязательный навык, и т.п.
Как же педиатр определяет, какое отклонение от указанных «норм» считать патологией? – Единственно верный подход – комплексная оценка развития и здоровья ребенка. Например, если в 1 год и 3 месяца он не ходит самостоятельно, но у него уже развиты другие положенные по возрасту навыки и нет признаков заболеваний (например, дисплазии тазобедренного сустава и т.п.), то педиатр признает его здоровым. Самостоятельно родители такую оценку провести не могут.
Существует несколько хороших шкал для оценки развития детей. Они похожи, но одни для быстрой оценки, а другие – более детальные, для оценки ребенка, у которого подозревается задержка. Не будем приводить их здесь именно по той причине, что оценивать развитие ребенка должен человек, обученный этому.
Признаки задержки развития
Ниже перечислены признаки того, что задержка развития, вероятно, есть (оригинал взят здесь). Почти 100% здоровых детей уже имеют указанные для каждого этапа навыки. Однако, возможно, задержки и нет.
Обязательно придите на прием к врачу, если ребенок не делает что-то из перечисленного.
Двигательные нарушения у детей
Первые самостоятельные шаги ребенок обычно делает к году, хотя даже здоровые дети могут «не укладываться» в эти сроки. Развитие двигательных навыков, которое является подготовкой к самостоятельной ходьбе, обычно происходит в определенной последовательности. Сначала ребенок начинается переворачиваться, потом садиться, ползать и, наконец, самостоятельно ходить. Некоторые дети, однако, минуют стадию ползания, они прямо переходят от сидения без поддержки к ходьбе. На какой бы стадии развития двигательных умений не находился ребенок, в норме он должен в равной мере пользоваться обеими руками и ногами и координировать движения обеих сторон тела.
Поначалу ребенок при ходьбе широко расставляет ноги и качается из стороны в сторону, носки ног направлены кнаружи, руки согнуты в локтях. Сначала он часто падает, но через несколько месяцев начинает чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы совершить сложные движения, например, шагать в сторону или назад, подходить к игрушке и поднимать ее, или в движении бросать мячик.
Вызовите «скорую помощь», если насморк сопровождается:
Когда ребенок начинает ходить, надо еще раз проверить безопасность квартиры. Ребенок может упасть с лестницы, попасть в опасные для него помещения, которые раньше ему были недоступны.
ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС
Ребенок в 1 год и 3 месяца не пытается ходить? Он неохотно двигается?
В первое время при ходьбе носки ног у ребенка направлены кнаружи или внутрь?
Нормальный этап развития ходьбы
Как правило, это происходит с возрастом
Ребенок хромает, жалуется на боли при ходьбе?
Травма; инфекция; другое заболевание, требующее диагностики и лечения
Ребенок хромает, но не жалуется на боли? Он ходит вперевалку?
Нервно-мышечное заболевание; патология тазобедренного сустава
Обратитесь к педиатру. Он решит, требуется ли консультация другого специалиста
Через несколько месяцев после того, как ребенок научился ходить, вы заметили, что он продолжает ходить на носках?
Привычка; нервно-мышечное заболевание
Вставание на носки нормально в раннем возрасте, но если оно сохраняется после 2 лет, нужна консультация специалиста. Запишитесь на прием к педиатру
Ребенок плохо ходит? Он часто падает и ему трудно бывает подняться? Помогает руками движениям ног, когда встает? Ходит вперевалку?
Мышечная дистрофия или другое нервно-мышечное заболевание, требующее диагностики и лечения
Покажите ребенка педиатру. Он решит, нужна ли консультация другого специалиста. Если диагноз подтвердится, потребуется длительное лечение
В первые месяцы жизни стопы ребенка лучше развиваются, если он не обут; чтобы ноги не мерзли, достаточно носков. Когда дети начинают выходит на улицу, им требуется обувь. Подошва должна быть нескользкой – так ребенку будет легче сохранять равновесие. Посоветуйтесь с детским ортопедом, какой должна быть обувь. Старайтесь выбрать качественную, но не слишком дорогую обувь. В этом первом возрасте нога растет так быстро, что первая пара обуви станет мала через 2-3 месяца. Проверяйте, не стала ли мала обувь, каждый месяц. Лучше вообще не иметь обуви, чем обувать тесную.
Первые шаги ребенка: учимся правильно ходить
Содержание:
Когда-то очень-очень давно наши далекие предки научились ходить — и с этого началась эволюция человека как биологического вида. Сегодня, когда мы делаем свои первые шаги, начинается наша персональная эволюция. Освоив этот важнейший навык, малыш стремительно превращается в «человека разумного», расширяя круг знаний и умений с каждым днем.
Важно понимать, что ребенка не нужно учить ходить в привычном понимании этого слова — так, как вы будете обучать его чистить зубы или складывать буквы в слова. Программа хождения уже загружена в мозг малыша и запустится, когда придет время учиться ходить. Ваша задача состоит лишь в том, чтобы оказать ему необходимую помощь и обеспечить безопасность.
Когда малыш делает первые шаги?
Мама и папа с нетерпением ждут первых шагов малыша и часто стремятся приблизить этот момент. Иногда родители пробуют ставить малыша на ножки еще до того, как он продемонстрирует признаки готовности к хождению, т.е. начнет активно передвигаться на четвереньках и приподниматься, держась за стенки кроватки. Не заставляйте малыша учиться ходить, пока не пришло время. Чрезмерные нагрузки на неокрепшие мышцы и кости могут привести к серьезным отклонениям в развитии опорно-двигательного аппарата!
Большинство детей начинают ходить в возрасте от 9 до 18 месяцев. График развития каждого ребенка индивидуален: в то время как одни малыши уже резво бегают, другие даже не пытаются приподняться в кроватке. Когда это случится в вашем случае, предугадать невозможно. Не торопитесь и не торопите ребенка — всему свое время.
Родителям не стоит волноваться, если их ребенок не хочет учиться ходить до года и даже до полутора лет. Это не соревнование, и возраст, в котором малыш сделал свои первые шаги, ни о чем не говорит. Ранние пташки могут вырасти любителями проводить свободное время на диване, а поздние детки — стать активными и энергичными людьми.
Как научить малыша ходить?
Все естественные навыки уже заложены в человеке природой. С самого рождения мы умеем дышать и глотать молоко мамы, чуть позже садимся в кроватке и пробуем первые пюре и каши. Учимся ходить мы тоже сами: когда придет время, и организм малыша будет к этому готов, он сделает свои первые шаги.
Не размышляйте над тем, как научить малыша ходить — он научится этому самостоятельно. Родителям надо лишь немного помочь ребенку на первых порах, когда он еще не до конца осознал преимущества прямохождения. Не заставляйте малыша отказываться от передвижения ползком раньше срока, но если вы увидели, что он делает первые робкие попытки встать на ножки, попробуйте мотивировать его к продолжению экспериментов.
Чтобы улучшить координацию, посадите ребенка на фитбол спиной к себе и, придерживая, покачивайте его из стороны в сторону. Это упражнение способствует развитию чувства баланса.
Посадите ребенка к себе на колени и приподнимите вверх так, чтобы он выпрямил ноги. Это упражнение поможет укрепить мышцы ног и подготовить их к первым шагам.
Возьмите любимую игрушку малыша и передвигайте ее по полу, чтобы малыш пополз за ней. Затем положите игрушку на край кресла или дивана. Если малыш готов для этого, он воспользуется опорой и встанет на ножки, чтобы достать игрушку.
Когда маленькие дети учатся ходить, им важна поддержка. Позволяйте малышу хвататься за вас, пока у него не получается держать равновесие без опоры.
Что нужно, когда наступает время учиться ходить?
Существуют различные приспособления, которые призваны облегчить ребенку его первые шаги. Ни одно из них не является необходимым, и вопрос об их приобретении остается на усмотрение родителей.
Ходунки
Совершать ошибки и приобретать опыт, позволяющий не допускать их и минимизировать последствия — именно для этого мы и учимся. Правильно ходить — значит чувствовать баланс, виртуозно управлять мышцами своего тела, безопасно падать и быстро подниматься. Ходунки не дают такого опыта. Ребенок в них наполовину висит и наполовину сидит, а не стоит, и скорее катается, чем ходит. Они могут в определенной степени стимулировать развитие мышц ног и, конечно, помогают родителям немного ограничить активность постоянно ползающего по дому малыша. Однако крайне неверно считать, что в ходунках маленькие дети действительно учатся ходить. Обучение стартует только тогда, когда ребенок начнет передвигаться без страховки.
Если вы решили использовать ходунки, не забывайте, что ребенка нельзя надолго оставлять в них — постоянное нахождение в вертикальном положении создает слишком большую нагрузку на спину. А пока ребенок не научился сидеть, использовать это приспособление вообще запрещено.
Каталка
Каталка представляет собой небольшую четырехколесную тележку с ручкой, и делающий первые шаги малыш может опираться на нее во время ходьбы. Часто производители встраивают в каталку различные игрушки, например, погремушки, музыкальные кнопки, зеркало, превращая ее в настоящий развлекательный центр.
Эта развивашка выигрывает у детской коляски, которую малыши тоже очень любят катать, потому что ее ручки расположены на подходящей ребенку высоте. С другой стороны, легкая каталка может проскальзывать и слишком быстро укатываться вперед на паркете, ламинате и других напольных покрытиях, если ребенок сильно на нее опирается.
Обеспечьте малышу комфорт
Мальчики и девочки легко учатся ходить в трусиках Huggies. Эластичные манжеты вокруг ножек, мягкие широкие боковинки и поясок не сковывают движения, чтобы малыши не отвлекались от важного занятия.
Поводок
Детский поводок напоминает шлейку для животных. Ситуация, когда малыш учится ходить в таком приспособлении, выглядит немного странно, и поэтому некоторые родители относятся к нему негативно. Делать выводы по одному лишь внешнему виду не стоит, а понять, нужен ли он вам, поможет ваша собственная спина.
На первых порах малыша нужно страховать от падений, и обычно родители ходят за ним в полусогнутом положении. Если от таких нагрузок у вас начинает болеть поясница, поводок может помочь справиться с этой проблемой.
Как обеспечить безопасность ребенка, когда он делает свои первые шаги?
Наконец мы дошли до самого главного вопроса. Время учиться ходить — замечательный период в жизни малыша, тем не менее, связанный с большим количеством бытовых опасностей. Внимательно проверьте свой дом по этому списку и устраните все потенциальные риски для здоровья ребенка.
Углы мебели, мебельные ручки
Скорее всего, для вас не станет открытием, что, когда ребенок учится ходить, углы мебели надо закрывать специальными защитными накладками. Однако иногда родители забывают, что травмоопасными могут быть и ручки шкафов. Если на вашей мебели, особенно на уровне головы малыша, установлены угловатые, «квадратные» ручки или ручки с выступающими законцовками, придется придумать, как сделать их мягкими и безопасными.
Альтернативный вариант — поставить вместо них ручки округлой формы. Возможно, этот мини-ремонт даже пойдет на пользу дизайну вашего дома.
Розетки
Еще один очевидный совет: поставьте заглушки на розетки. А вот парочка неочевидных подробностей. Не оставляйте заглушку лежать рядом с розеткой, если включили в нее электроприбор: делающий первые шаги малыш может попробовать ее пожевать или даже проглотить. Включайте электроприборы со «слабыми» вилками, которые легко выдернуть, только в недоступные ребенку розетки. В противном случае, от незащищенной розетки его будет отделять всего один рывок шнура. Идеально, если ко времени, когда ребенок начнет учиться ходить, у вас дома будут установлены розетки со встроенными шторками — тогда заглушки вам не понадобятся вообще.
Тщательно проверьте состояние электросети в квартире. Если хоть одна розетка или выключатель шатается, отходит от стены или искрит при включении — зовите электрика. Заодно попросите его проверить, установлены ли в вашем электрощите устройства защитного отключения (УЗО) или дифференциальные автоматы.
Низкие столики, тумбочки
Когда маленькие дети учатся ходить, им открывается «второй уровень» вашей квартиры. Если раньше малыш мог лишь подобрать что-то с пола, теперь он в состоянии дотянуться до предметов, лежащих на тумбочках и журнальных столиках. Поэтому оттуда надо заранее убрать все хрупкое, острое и тяжелое. И выработать привычку класть беспроводные наушники, лак для ногтей и прочие опасные вещи в недоступное для ребенка место.
Скатерти и все, что свисает вниз
Первые неуверенные шаги малыша требуют поддержки, и он хватается за все, до чего могут дотянуться его ручки. Раз — и скатерть упала вместе с вилками, ножами и чашкой горячего чая. Два — и полетел вслед за шнуром зарядного устройства тяжелый планшет. Три — и грохнулся вниз роскошный плющ в большом керамическом горшке. Не радуют такие перспективы? Тогда запомните: со столов и шкафов ничего не должно свисать.
Комнатные растения
Комнатные растения — не только украшение дома, но еще и целый ряд опасностей для делающего первые шаги ребенка. Малыш может потянуть за свисающую зеленую плеть и уронить на себя горшок с полки или подоконника. Ребенок может повалить на себя растение, стоящее на полу. Кроха может попробовать на вкус сдобренный химическими удобрениями грунт в цветочном горшке. И, наконец, некоторые популярные домашние растения (азалия, кротон, диффенбахия, монстера и многие другие) ядовиты и могут вызвать серьезное отравление при попытке их пожевать.
Переставьте все комнатные растения в недоступные для ребенка места. А если не получается — раздайте их родственникам и друзьям.
Содержимое шкафов
Распашные дверцы и выдвижные ящики, до которых может дотянуться малыш, должны быть оборудованы блокираторами. Особенно внимательно отнеситесь к шкафчикам с опасным содержимым, например, к тумбочке под раковиной, полной чистящих средств.
О защитных замках лучше позаботиться еще до того, как ребенок сделает свои первые шаги. Устройства «родительского контроля» для шкафов продаются во многих магазинах, но некоторые специальные модели бывает не так просто найти. Часто проблемы возникают с поиском блокираторов для шкафов-купе.
Духовка
Даже взрослые время от времени обжигаются о поверхности духового шкафа. Представьте, что может случиться, если его откроет малыш, который учится ходить! Это реальный сценарий: ручка дверцы духовки обычно расположена совсем невысоко — на уровне 70–80 см от пола.
У большинства современных духовых шкафов есть специальный детский фиксатор дверцы. Если при установке духовки вы сняли его, скорее прикручивайте обратно. А если его там никогда и не было, купите блокиратор в магазине.
Незакрепленная мебель
В вашем доме не должно быть ничего, что делающий первые шаги ребенок может потянуть и опрокинуть на себя. Неустойчивые стеллажи, полки для обуви, узкие напольные шкафы — все это должно быть надежно закреплено. Обычно производители мебели предусматривают систему крепления к стенам, но иногда родители пренебрегают этим, потому что нечем просверлить отверстие в стене, жалко портить обои и по сотне других причин. Не делайте так: безопасность — превыше всего!
Лестницы, ступеньки, пороги и другие препятствия
Когда ребенок учится ходить, он может споткнуться даже о край ковра. Обратите внимание, как двигается малыш. Если взрослый человек переносит массу тела на стоящую на поверхности ногу и поднимает другую на нужную высоту, кроха переваливается с ножки на ножку, лишь чуть-чуть отрывая их от пола.
Пороги и ступеньки по пути на балкон или в ванную комнату — серьезная опасность для ребенка, и вам нужно обязательно страховать его при форсировании этих препятствий. Когда малыш упражняется в ходьбе без вашего контроля, все двери в помещения с порогами должны быть закрыты. Родители, живущие в частном доме, должны обязательно позаботиться о том, чтобы малыш ни при каких условиях не смог добраться до лестницы.
Наш дом подготовлен к первым шагам малыша. Но вдруг он упадет?
Не бойтесь сверх меры того, что ребенок споткнется. Да, он упадет, не раз и не два — и это совершенно необходимо. Ведь научиться вставать после падений и снова идти вперед — один из важнейших навыков в жизни!
Походка у малышей. Правильные первые шаги, как избежать нарушений, как скорректировать проблемы.
Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,
Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»
В первые годы жизни у детей могут наблюдаться явные нарушения походки. Хотя многие из таких отклонений довольно распространены и проходят самостоятельно, некоторые из них требуют коррекции или проведения лечения.
До тех пор, пока ребенку не исполнится примерно 3 года, его нормальная походка не будет похожа на походку взрослого. Таких отличий достаточно много, и они являются нормальными. Походка ребенка отличается широкой стойкой с быстрой ритмикой (каденсом) и короткими шагами. Ноги у малыша еще ротированы кнаружи. Свод стопы такой же, как у взрослого при плоскостопии. Координация шага и ответного маха рукой развивается только к возрасту 15-18 месяцев. Бежать и менять направление ребенок сможет только после 2-х летнего возраста. К достижению школьного возраста длина шага у ребенка увеличивается, а частота шагов замедляется. Походка и осанка у взрослых возникают примерно в возрасте 8 лет.
Чтобы оценить норму и патологию походки, необходимо знать основные этапы ее нормального развития.
Нормы развития двигательных навыков
Нормы развития двигательных навыков
Ползать на четвереньках
Поднимитесь по лестнице на четвереньках
Спуск по ступенькам
Подъем по ступенькам (чередуя ноги)
Прыжок на одной ноге, прыжок в длину
Баланс на одной ноге 20 секунд
Нормальные варианты походки у детей
Хотя родители нередко обращаются за консультацией врача по поводу нижеприведенных вариантов, следующие особенности походки у детей считаются нормальными:
Ходьба на пальцах ног распространена до 3 лет.
Подворачивание стопы внутрь может проявляться из-за постоянной антеверсии (поворот с наклоном вперед) бедренной кости. Дети ходят так, чтобы колени и ступни были направлены внутрь (это чаще всего встречается в возрасте от 3 до 8 лет).
Также часто встречается внутренний перекрут большеберцовой кости (колени направлены вперед, а стопы направлены внутрь).
Гибкий С-образный боковой край стопы – приходит в норму самостоятельно к 6 годам.
Кривые ноги (genu varus) распространены с рождения до раннего детства, максимум в возрасте 1 года, часто с расхождением пальцев ног. В большинстве случаев проходит к 18 месяцам.
Стук в коленях (genu valgus) — обычное явление, связанное с ростом пальцев ног. Проходит к 7 годам.
Плоскостопие у детей — обычное дело. Арка стопы ребенка не развивается, по крайней мере, до 2–3 лет. Плоскостопие обычно проходит к 6 годам, но в 15% случаев сохраняется.
Кривые пальцы ног – из-за чрезмерной нагрузки на ноги в детстве.
Если эти нормальные в определенном возрасте отклонения сохраняются позже, чем ожидалось, прогрессируют или асимметричны, сопровождаются болями и функциональными ограничениями, тогда необходима консультация у детского травматолога- ортопеда.
Аномальная походка у детей
К аномальным признакам нарушений, требующим внимания родителей и врачей, относятся следующие:
Анталгическая походка (походка, вызванная болью).
Уменьшено время возможной нагрузки на одну из ног.
Маленький ребенок может проявлять нежелание вставать на ноги.
«Круговая» походка, когда ребенок словно кружится вокруг одной ноги.
Чрезмерное отведение бедра при повороте ноги вперед.
Несоответствие длины ног.
Ограниченная подвижность суставов.
Скованность, волочение стопы с переворотом стопы. Это часто наблюдается при неврологических заболеваниях.
Атаксическая (несогласованная) походка.
Неустойчивость ходьбы (атактическая походка) с чередованием узкой и широкой постановки ног.
Походка Тренделенберга («матросская походка» с вращением бедер, коленей и ступней наружу.
Постоянная походка на носках без контакта опоры с пяткой.
Вышагивающая походка (нога высоко приподнимается при каждом шаге).
Неуклюжая походка (проблемы с координацией движений, падения.
Оценка нарушения походки
Задержка развития навыков ходьбы после 18 месяцев требует тщательной оценки, особенно у мальчиков, чтобы исключить нервно-мышечные заболевания, равно как и общую задержка в развитии речи, слуха, зрения и мелкой моторики. Задержка развития требуют рассмотрения врачом метаболических причин (остеомаляция и лизосомная болезнь). Неблагоприятным признаком является регресс уже приобретенных двигательных навыков, который нередко возникает при артритах, воспалительных миопатиях и нейродегенеративных расстройствах.
Наличие постоянных болей с острым началом и хромотой может указывать на травму или инфекционно-воспалительные заболевания. Незаметные травмы часто встречаются у очень маленьких детей. Перелом у малышей необходимо учитывать у явно здоровых, но не способных встать на ноги или нести свой вес детей. Травмы могут быть вызваны чрезмерным перенапряжением (стрессовые переломы, отрывные переломы). Этот вариант чаще встречается у активных детей.
Нарушение походки (анталгическая хромота) и скованность чаще встречаются при ювенильном идиопатическом артрите. Страдающие им дети проявляют раздражительность, плохо спят, отказываются ходить.
Если проблемы ухудшаются по утрам или после периодов покоя, это указывает указывают на воспалительные причины.
История укусов клещей с последующими болями в суставах и мышцах может говорить о развившемся боррелиозе.
Сыпь, такая как при псориазе, может быть связана с псориатическим артритом. Фоточувствительная сыпь при артралгии и недомогании, особенно у девочек-подростков, может указывать на системную красную волчанку. Макулопапулезная сыпь, часто возникающая при высокой температуре, характерна для ювенильного артрита.
Как правильно проверить походку ребенка и его устойчивость?
Сначала понаблюдайте за входящим в комнату ребенком — скорость, шаг, равновесие.
Попросите его пройти через комнату, повернуться и вернуться.
Попросите ребенка пройтись, ставя ступни пятку к носку по прямой линии.
Попросите пройтись на носках по прямой, а затем на пятках по прямой.
Попросите ребенка подпрыгнуть на каждой ноге отдельно.
Попросите ребенка сделать неглубокое приседание или сгибание ноги в колене.
Попросите ребенка встать со стула и пройти через комнату, повернуться и вернуться к вам.
Оцените функцию мозжечка — например, попросите малыша поставить ноги вместе, вытянуть руки в стороны и закрыть глаза, либо попасть пальцем в нос при отрытых и закрытых глазах.
Если есть подозрение на отклонения от нормы, необходимо получить консультацию у педиатра или детского травмотолога-отропеда. Врач может назначить следующие виды исследований: анализы крови, посев крови и серологические исследования, анализ на анитетела, рентген, КТ и МРТ, УЗИ, генетическое тестирование.