Если ребенок ворует деньги у родителей что делать
Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей
Тема относится к «стыдным», и обсуждать ее предпочитают дома за закрытыми дверями. Да и «обсуждать» — это громко сказано. В основном дело заканчивается взбучкой и наказанием, а это не только не решает проблему, но и усугубляет. Настолько редко и мало уделяется этому внимания, что кроме всеобщего презрения и клейма воришка ни на что рассчитывать не может. На самом деле проблема намного многогранней и следует более глубинно рассмотреть и понять: если ребенок ворует деньги у родителей, что делать.
Оглавление:
5 основных причин, почему ребёнок ворует деньги
Если все же не раз и не два родители заметили, что деньги пропадают, то прежде чем устраивать дома «разбор полетов» следует удостовериться на 100%, что это сделал именно ребенок. А если их несколько, то кто именно. Если доказательств нет, то уличать бессмысленно и опасно.
В случае, когда ребенок все же не брал, то доверительные отношения могут быть навсегда испорчены. Ну а если окончательно стало понятно, что сын или дочь потихоньку опустошают папин или мамин кошелек, или место, где хранятся семейные сбережения? Первая реакция родителей: почему? За что? Что ему не хватало? Но причина есть, а может и не одна.
Крадет и…покупает дружбу
Попытайтесь объяснить ребенку, что авторитет и уважение невозможно купить за деньги. Пригласите друзей сына или дочки домой, возможно компания не совсем подходящая и стоит подумать о другой. А может перейти в другую школу, если случай серьезный.
Проводите беседы с детьми, как найти общий язык, как быть доброжелательным, как показать себя интересным собеседником и личностью. Если сын или дочь прислушаются к вам, то воровство прекратится, а возле вашего ребенка будут достойные ребята. Можно мальчика отдать в спортивную секцию, а девочку — на танцы, попробуйте расширить круг общения.
Речь не идет об излишках и чрезмерном баловстве, а о тех вещах, которые есть у всех в классе. Дело не в вещи, а во внутреннем состоянии ребенка на данный период, не заставляйте его чувствовать себя ущербным и нищим. «Бедный, но гордый» — это уже неактуально в наши дни. И это по большому счету ваши проблемы, что вы родили ребенка, а обеспечивать его должным образом не научились.
Другое дело, как вы объясните все. Вы можете предложить детям больше помогать по дому, мыть посуду и убирать за собой. Научите их приготовить себе несложные блюда, пока вы будете зарабатывать им на телефон. Они должны понимать, что все дается только трудом. Взаимодействуйте и подавайте пример.
Способ привлечь внимание родителей
Когда в семье сложные взаимоотношения и ребенку не хватает заботы и внимания, то он решается на отчаянный шаг. Вызывая всплеск эмоций, провоцирует родителей обратить на него внимание. В таком случае стоит не начинать ругать, а доверительно поговорить. Родителям такая ситуация иногда позволяет полностью пересмотреть свои отношения с детьми.
Если будете поддерживать ребенка, дружить с ним, то стыд и угрызения совести никогда больше не заставят его взять деньги без разрешения.
Сколько стоят деньги?
Бывает и такое. А происходит такая ситуация тогда, когда деньги лежат на видном месте, без контроля. Да, вы доверяете друг другу дома и не прячете общие финансы под подушку. Но ребенок, увидев на полке большую сумму, может подумать, что если он и возьмет немного, то ничего не случиться страшного.
Когда дело доходит до выяснения, то, признаться, бывает страшно. Если вы спросите, почему он это сделал, то в ответ услышите: «Не знаю». И это правда. Если ребенку всего 6 или 7 лет, то бить тревогу еще рано, потому что не сформировалась произвольность поведения.
Но если это не первый случай, а ворует подросток, то скорей всего, пора идти к психологу. Возможно есть причины, которые родители не в состоянии решить сами.
7 способов профилактики детского воровства
Заключение
Что делать если ребёнок ворует деньги – однозначно действовать!
Тема детского воровства должна обсуждаться, а не замалчиваться. Чем раньше взрослые начнут понимать, что это в основном их недоработки, тем лучше.
Причин, может быть, много. И если это не психическое отклонение, значит так ребенок сигнализирует о каких — то своих проблемах. Нельзя устраивать скандал, нужно в доверительной беседе понять, по какой причине ребенок берет деньги без разрешения.
Возьмите финансовую сторону под контроль, определите место в доме, куда ребенок не сможет забраться, и храните там основные сбережения. Выдавайте необходимую сумму на мелкие расходы, даже если малыш ходит в первый класс. Он должен научиться обращаться с деньгами.
Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.
Ваша Татьяна Кемишис!
Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях
Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?
Об этой проблеме не принято говорить вслух. Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!».
Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком.
Что стоит за детскими кражами? Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.
Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
Содержание:
Феномен детского воровства
Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?
Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей – обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда.
Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.
Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
Почему дети воруют?
Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:
1. Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения
В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями. Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях.
Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.
В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет. Такие дети – эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.
2. Ощущение ребёнком своей неполноценности
В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким. Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу.
Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.
Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками. Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком.
Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.
Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.
3. Отсутствие представлений о собственности, «своём» и «чужом»
Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.
Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.
Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.
4. Клептомания
Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.
Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь.
5. По принуждению
У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой. Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.
Также ребёнок может страдать наркозависимостью и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу».
В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.
Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях.
Кражи детей разного возраста
Дошкольный возраст
Определение «воровство» не совсем верно для детей-дошкольников, потому что в их действиях нет криминальной подоплеки. Малыши не воруют, а берут без спроса чужую вещь. Берут, потому что она им понравилась. Берут, потому что хотят иметь её у себя. Берут, потому что ещё не понимают, что есть «моё», а есть «чужое».
Ребёнок может взять чужую вещь, если хочет наказать обидчика.
Школьный возраст
В школьном возрасте объектами кражи становятся письменные принадлежности, наклейки, маленькие игрушки. Чаще всего дети действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях своего поступка и о чувствах пострадавшего.
⠀
Также популярны среди школьников кражи в магазинах «на слабо». Стремясь доказать «крутость» и независимость, девочки и мальчики воруют жвачки, шоколадки, лаки для ногтей, Киндеры-сюрпризы.
Воровство в школьном возрасте часто сопровождается ложью. Даже если ребёнок был застигнут на месте преступления, он до последнего будет отрицать свою вину. С помощью лжи дети стремятся избежать справедливого наказания за содеянное.
Отсутствие карманных денег также толкает детей на воровство: кто-то забирает тайком деньги из родительского кошелька, а кто-то крадёт шоколадку на кассе в магазине. Толкает на этот поступок обычно чувство собственной ущербности («у всех есть, а у меня – нет») и желание с помощью обладания той или иной вещью доказать свою значимость.
Подростковый возраст
В переходном возрасте для подростка на первый план выходит самоутверждение, желание занять место в группе. Поэтому кражи, совершаемые в этом возрасте, связаны с приобретением «модной» вещи или с целью стать «своим» человеком в компании сверстников. На воровство чаще идут подростки с недостаточно развитой волевой сферой и несформированными нравственными принципами.
Также причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и воровство «за компанию».
Переживаете, что ваш ребёнок связался с дурной компанией и ввязывается в опасные дела? Развейте свои подозрения или убедитесь в их правдивости и помогите своему ребёнку. Скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay, чтобы воспользоваться функцией геолокации или записать звук вокруг гаджета.
Ошибки родителей
Толкнуть ребёнка на воровство или усугубить уже имеющуюся тенденцию к краже могут воспитательные методы и ошибки родителей:
Как правильно реагировать на случаи детского воровства?
Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку
Если ребёнок украл деньги
Как отучить ребёнка красть: советы психолога
В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.
Профилактика детского воровства
Как известно, любую проблему легче предотвратить, чем исправить, поэтому родителям важно соблюдать следующие рекомендации:
Не судите строго своего ребёнка. Каждый может оступиться и быть неправым. Какая бы беда ни случилась с ребёнком, главное — не отворачивайтесь от него, дайте ему шанс исправиться.
Что делать если ребенок ворует деньги: советы психолога
Правила поведения, требования культуры и этические нормы осваиваются детьми не один год. Этот длительный и трудоемкий процесс входит в понятие социализации. Вранье и воровство, как ни странно, свидетельства этого процесса. Тогда что делать, если ребенок ворует?
Освоение социального опыта и традиций предыдущих поколений, а заодно и Уголовного кодекса требует от малыша волевых усилий, а от воспитателей – своевременных и доступных разъяснений и комментариев.
Из этой статьи вы узнаете
Почему дети нарушают правила
Чтобы разобраться, почему дети воруют, нужно углубиться в тайны возрастной психологии. О том, что брать чужое без разрешения – плохо, мы говорим крохам вместе с их первыми шагами. И все же в жизни почти каждой семьи наступает момент, когда правило не срабатывает, и ребенок ворует деньги у родителей или шоколадки в магазине.
Родительская паника или педагогическая хитрость
Если в годик–два малыш хватает чужое просто потому, что еще не усвоил правило, то в 8 лет украсть что-нибудь у старших ребенок может и на спор – в пылу дворовой игры, в порыве гнева. Да еще и станет врать и изворачиваться.
Вместо необходимой хитрости родители обычно нападают на сына или дочь с порицанием и поучительными беседами. А нужно действовать издалека и применять более понятные ребенку методы. Например, если юный воришка повадился украдкой таскать еду из холодильника, достаточно отшутиться.
Зачем они крадут еду? В возрасте около 10 лет у ребенка меняется режим дня. Внутренние, биологические часы перенастраиваются на взрослый тип питания.
Возможно, теперь привычное время детского обеда или ужина не совпадает с внутренним распорядком. Подумайте об организации перекусов, в том числе незадолго до сна. А в холодильнике к продуктам прикрепите забавные стикеры с надписями вроде: «Этот йогурт мечтает дожить до утра» или «А ты спросил у мамы?»
Кража: дурная привычка или игра
Дети постоянно изучают мир. Они играют, подчиняясь правилам игры, и подражают взрослым. Все, что касается взаимоотношений между людьми, правил, норм, законов, назовем социальными стимулами. В зависимости от возраста психика реагирует на них по-разному.
В раннем детстве мнение взрослого воспринимается как норма безопасности. К начальной школе учитель и члены семьи набирают максимальный авторитет. В 5–9 лет дети очень чтут любые навязанные законы. А к подростковому возрасту (10–13 лет) эти тенденции начинают ослабевать и бороться с дурными привычками становится сложнее.
Сначала манипуляции с предметами (и деньгами) – сама по себе игра. Постепенно предметы обретают собственную ценность. Ребенок ранжирует их по только ему известной системе. Например, гладкий морской камешек может оказаться в глазах дошколенка дороже, чем тысячная купюра. Социальный стимул еще не добрался до глубин детского сознания и не вкрутил в него цифры и знаки из мира взрослых.
Закон замещения поведения: как поступить. Прежде чем грозить ребенку расправой, постарайтесь разобраться в мотивах. Не сам поступок имеет значение, а его мотивы. Если поступок просто пресечь, не искоренив причину, то взамен появится нечто новое, еще не наказанное.
Из лучших побуждений
По мере формирования системы ценностей ребенок начинает оценивать предметы по их денежной стоимости или значимости. Если в семье дошкольника принято мерить все деньгами, финансы возведены в ранг ценности, а родители остро переживают их нехватку, то почему бы чаду не украсть пару купюр из кошелька более успешной Ваниной мамы или десяток конфет в магазине? Из лучших ведь побуждений – для поправки семейного бюджета!
Как поговорить о воровстве: по следам Робина Гуда. История, которая в Европе считается героической, в России трансформировалась в сказку из разряда «Как не надо делать». Прочитайте и обсудите вместе! Нужно расценить поступки героев с точки зрения уже знакомых ребенку правил. Красть у богатых, чтобы помочь бедным, или у бедных, чтобы обогатить богатых, – равные перед законом преступления.
Самые распространенные мотивы малышей:
Месть и зависть
Именно выясненные мотивы расскажут родителям о том, как отучить ребенка воровать. Дети от 3 до 6 лет часто стремятся взять чужое, чтобы наказать, отомстить, проучить. Это тоже можно считать частью игрового процесса. И в нем отражается воспитательный стиль.
Присмотритесь к себе. Не копирует ли малыш ваше собственное поведение? Если он сам ежедневно в качестве наказания лишается неких вещей (игрушек, гаджетов), то как еще ему наказывать провинившихся друзей?
Другой мотив дошкольного возраста и младших школьников – зависть.
Разделение окружающих предметов на абстрактное «твое», «мое», «их» не вписывается в детское понимание материального равновесия. Ослабленная или завышенная самооценка, несформированная уверенность в себе или родителях могут стоять у истоков проблемы. Взять чужую вещь – значит уравнять возможности.
Как поступить с местью. Дошколята и младшие школьники восприимчивы к семейным правилам, к морали. Побеседуйте о том, что такое сила и слабость, что физически крепкие не всегда сильны умом, а богатые бывают черствы душой. Приведите сказочные примеры завистников, лгунов и воришек. Постарайтесь объяснить ребенку: «месть, зависть и лень присущи лишь слабым» – и противопоставить: «а ты у нас такой сильный, умный и рассудительный».
Давняя мечта
Желание владеть вещью или денежной суммой для ее приобретения толкает воришку на крупную кражу. Двухлетние дети открыто утаскивают чужие вещи домой или в руки маме. Уместная рекомендация здесь одна – доброжелательность, улыбка и извинения перед потерпевшей стороной.
У дошколят ворованное оказывается уже более скрыто и порой не сразу обнаруживается родителями. В этом случае лучше маме или папе самостоятельно вернуть украденное владельцу, а с дочкой или сыночком заняться чтением и разбором сказок и характеров персонажей (очень рекомендуем «Маугли»).
С подростками сказкотерапия и намеки не работают. Борьбу лучше вести открыто, но доверительно. От руки несовершеннолетнего вора обычно страдает родительский кошелек или невнимательный продавец супермаркета.
Если тинейджер не слишком сообразителен и несдержан, то исчезнут сразу все деньги. Если приловчился и набрался хитрости и терпеливости, то взрослые могут долго не замечать исчезновения мелких сумм.
Зато краденый предмет мама и папа уж точно заметят. Как реагировать? Забирать? Ругать? Лишать прогулок? Жаловаться в полицию? Нет, нет и нет. Имейте терпение и заставьте себя действовать по плану и разговаривать доброжелательно. Объяснение должно быть аргументированным и задействовать ценности подростка.
Возвращаемся к прописной педагогической истине – работать с мотивами! Если инцидент с кражей и ложью случился впервые, не стоит клеймить виновника позором. Кстати, оплачивать украденное он уже вполне может сам: с 14 лет подростков трудоустраивают официально. А в случаях, требующих вмешательства правоохранителей, обязательно напишите заявление.
Как вести себя маме. Важно проследить, на что ребенок тратит деньги. Не попал ли он в дурную компанию или опасную ситуацию. Может, его шантажируют или обманывают. Не действуйте сгоряча. Будьте максимально последовательны.
Демонстрация
В любом возрасте воровство может стать способом привлечь внимание. У маленьких детей это получается неосознанно, на уровне условного рефлекса: однажды ребенка заметили и посмеялись или провели с ним много времени после небольшого инцидента.
Произошла фиксация неправильной связи: если я снова попытаюсь своровать сладости или игрушки, мне уделят особое внимание. У ребят постарше, преимущественно мальчиков, воровство становится частью демонстрации или манипуляции.
Признаваться в проступке и даже хвастать этим – тоже своеобразная демонстрация.
Подражание
Необязательно подражать близкому человеку или учителю. Объектом подражания может стать герой фильма, комикса или компьютерной игры. Соседи, старшие товарищи, школьные лидеры – тоже возможные кумиры. Обратитесь за консультацией к детскому психологу или психотерапевту.
Недостаток ресурсов
Когда ребенку не хватает эмоционального или интеллектуального ресурса, проще говоря, общения и обучения, он компенсирует это самым доступным способом – физической подменой. Своими попытками обрести власть, имущество и денежное довольствие он стремится устранить дисбаланс в собственной жизни.
Чтобы помочь такому ребенку, нужно:
Что делать
Краеугольный камень – возраст нарушителя. Разница в методах для малыша, дошколенка и подростка – очевидна. При этом и порицания, и наказания, и шутки, и воспитательные беседы уместны. Важно выбирать правильный тон и обстановку для диалога.
Рекомендуем вам послушать мнение детского практикующего психолога Ирины Владик:
Дети до 3 лет: твое, мое, чужое
С малышами большинство проблем формирования характера и поведения решается через сказки и игры. Родителям требуется лично проводить время с крохой: нельзя использовать аудиокниги или радиоспектакли. Сказку нужно читать с выражением, давать комментарии, задавать ребенку вопросы и просить его сделать выводы.
Порядок действий примерно такой:
Дошкольники 3–6 лет: закон превыше желаний
Природный эгоизм, присущий растущим малышам до 5 лет, заставляет их брать чужое «потому, что оно мне нравится». Волевые процессы – одно из актуальных психических новообразований в этот период. С ребенком можно и нужно говорить о правилах, учить подчиняться им. Лучший способ поглубже вложить информацию о запретах и моральных нормах – поручить дошкольнику передать знания менее просвещенным сверстникам или детям помладше.
Дошколята любят играть в учителей и воспитателей. Взрослым остается только направить игру в нужное русло: попросите виновника рассказать друзьям о волшебных словах и правилах пользования чужими вещами.
Младшие школьники: правила общежития
Объятые множеством страхов и подчиненные массе школьных и домашних правил, ученики начальных классов начинают волноваться о своей репутации: что подумают одноклассники, что скажут, какую неприятную кличку придумают, если кто-то случайно увидит, как ребенок берет чужое без разрешения.
Большую роль играет классный руководитель. Его авторитет порой значительно превосходит авторитет родителей. Через учителя на ребенка можно эффективно воздействовать. Еще один помощник – психолог начальной школы.
Подростки: уголовная ответственность и положение в группе
Подростковый возраст характеризуется стремлением подчиняться и соответствовать требованиям группы, в которой преимущественно общается ребенок. Именно поэтому подростковые группы строятся по принципу закрытого клуба с суровыми требованиями и так яростно конфликтуют между собой. Но законодательство предусматривает довольно суровые последствия для непослушных детей и их родителей.
Как справиться с подростками. Профориентация школьников – задача учителей. Если на классном часе юрист (лучше оперативник) пояснит разницу между хищением и похищением, проявит суть уголовного наказания, то не только поведает классу об интересной профессии, но и проведет профилактическую работу. Оказывается, «тырить мобилы» – это не так уж безопасно… Найдите книгу-тренинг «Как научить детей сотрудничать».
Если подростковое воровство не спровоцировано демонстративностью или противоправными действиями против ребенка, то наилучшим мотивом станет авторитет в группе сверстников.
Нужно постараться поместить подростка в такую социальную общность, в которой не приветствуется вороватость и хитрость. Такой группой может стать спортивная секция, детское научное сообщество, танцевальная студия, творческий коллектив.
Виноват или горд?
Чувство вины – нормальный итог вскрывшейся кражи. Если же ребенок горд своим поступком, то он либо слишком мал, либо глубоко педагогически запущен, либо социально и психологически нездоров или ощущает себя приемным. В первом случае решите ситуацию миром и забудьте о ней навсегда. В двух других – обратитесь к специалисту.
Не наказывайте вора
Нет, это вовсе не значит, что нужно закрывать глаза на проступок! Но и физическое наказание не имеет смысла. Правило наказания просто: нельзя направлять воздействие от личности родителя к личности ребенка.
Наказывать должна сама ситуация. А объект наказания – неправильное поведение, а сам ребенок остается любимым. Второе – последовательность. Никаких двойных стандартов: папе можно, а тебе нет; вчера было можно, а сегодня нельзя; вчера наказывали, а завтра махнули рукой.
На месте преступления
Малыша можно окликнуть из другой комнаты, переключить его внимание, а затем расспросить, что он делал там, где был замечен. Если воришке от 3 до 6 лет, то диалог с ним можно вести вполне открыто, сказав: «Я видел(а), как ты сделал(а) это. Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи. Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»
От застигнутого врасплох подростка можно ожидать реакции гнева или откровенной лжи.
В обоих случаях не нужно повышать голос и использовать повелительное наклонение.
Лучше тихо полушутливо спросить: «Тебе нужна моя помощь? Я тут собиралась дать тебе несколько сотен на кино, но вижу ты справляешься сам(а). Только ты берешь не из того кошелька (кармана, сумки). Для тебя я отложил(а) деньги в копилку (шкатулку, баночку). Сколько тебе нужно?» Вопрос задается для того, чтобы втянуть ребенка в диалог.
Продолжив разговор, обязательно выясните, для чего нужна сумма. Для ряда приобретений нужно вместе запланировать бюджет и срок покупки, для других – объяснять, что такие расходы нерациональны или непозволительны для семьи сейчас. Завершить диалог обязательно нужно компромиссом, договором.
За давностью лет
Наказание неэффективно, если оно последовало не вовремя. За события давно минувших дней детей не наказывают – это совсем не улучшает положение завтра, зато вредит контакту и психологическому комфорту сегодня.
Если о факте воровства стало известно постфактум, то с ребенком можно разве что побеседовать о том, осознает ли он свою вину. Важно, чтобы в этом разговоре прозвучала фраза: «Молодец, что не побоялся рассказать об этом».
Неэффективные меры
Достаточно повысить голос или лишить ребенка прогулки, чтобы сломать доверие. Все действия родителей по разрешению ситуации, профилактике повторения психологи назвали бы «проработкой проблемы».
Ошибки проработки
В этом списке оказались родительские ошибки, которые при любом проблемном поведении неэффективны:
Огрехи воспитания
Если кражи стали реакцией на семейные проблемы, психологический дискомфорт, ищите брешь в системе воспитания:
Говорите с ребенком
Нет лучшего средства коррекции и профилактики, чем правильно построенная беседа и тщательно выдержанный тон диалога:
Дайте ребенку право голоса на семейном совете: пусть он перечислит, какие вещи ему необходимы прямо сегодня, какие – завтра, а какие – в течение года. Путем нехитрых убеждений из списка можно исключить ненужные и дорогие покупки. Остальное – дело техники.
Например, ребенок без разрешения родителей привел в дом своих одноклассников, один из которых и совершил кражу. Но выдать преступника, значит, признаться в собственном нарушении. Вот и получается, что и сам не брал, и кто взял – не знает.
Снова и снова выясняйте причины детских поступков. Именно в глубоких мотивах кроется и выражается истинный характер маленького человека. Лучше, если он с детства научится доверять старшим и откровенно говорить с ними о своих жизненных затруднениях. Любовь и внимание к проблемам и потребностям юного члена семьи – лучшее средство коррекции поведения у трудных детей.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/rebenok_voruet_dengi_u_roditelej.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!