Если ребенок вспыльчивый что делать

Консультация для родителей «Детская агрессия и вспыльчивость. Как предотвратить»

Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть фото Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть картинку Если ребенок вспыльчивый что делать. Картинка про Если ребенок вспыльчивый что делать. Фото Если ребенок вспыльчивый что делать Мария Сопронюк
Консультация для родителей «Детская агрессия и вспыльчивость. Как предотвратить»

АГРЕССИЯ.

Защитным механизмом на раздражение является злость и агрессия и это естественно, так ребёнок реагирует, когда его обижают, унижают, нарушают личностные границы. Такое поведение пугает родителей.

Как избежать формирования агрессивного поведения.

• Будьте последовательны в воспитании ребёнка и старайтесь реагировать на агрессивное поведение всегда одинаково;

• Старайтесь быть внимательными к нуждам ребёнка, чаще хвалите его за хорошие поступки, награждайте за хорошее поведение (объясняя за что именно);

• Укрепляйте у ребёнка ответственность;

• Создайте условия способствующие осознанию ребёнком, что за плохие поступки и агрессивное поведение необходимо извиняться;

• Учите справедливости, доброте и пониманию, при помощи добрых сказок и личного примера;

• Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребёнка, он должен чувствовать, что его любят и понимают.

Дети – это наше отражение, поэтому положительные изменения возможны, только если вы будите демонстрировать эффективное поведение на личном примере, и последовательны в воспитании.

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ.

Понять, вспыльчивый у вас ребёнок или нет, вы сможете по следующей поведенческой реакции: злость, капризность, плаксивость, легко раздражается. Вспыльчивый ребёнок уделяет больше внимание движением, чем размышлениям. Такие поведенческие реакции начинают проявляться уже в 2 – 2,5 года, и очень важно подсказать, какая его реакция правильная, а какая будет ему вредить.

Как корректировать вспыльчивость ребенка?

• Главное правило – стараться сохранить спокойствие и не заражаться эмоциональностью ребенка. Корректировать вспыльчивость ребёнка необходимо уверенным поведением и объяснениями, как выразить ту или иную эмоцию.

• На детей дошкольного возраста хорошо действуют сказки, в которых главный герой, будучи вспыльчивым, в итоге побеждает эту наклонность и ведет себя спокойно и сдержанно. Объясните ребёнку разницу в поведении главного героя.

• Если ребёнок уже вспылил, на него нельзя кричать, урезонить его не удастся, успокаивающие слова не будет действовать. Нужно дать ему успокоиться и тихо, но твердо объяснить, какого поведения от него ждут и почему, при этом важен спокойный эмоциональный тон.

• Приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. Но если он всё же случился, нельзя заставлять ребенка замолчать, в одних случаях, нужно просто отвлечь его от источника раздражения, спокойно переключив на другую деятельность, в других, наоборот целесообразнее покинуть его, оставить без внимания. Когда ребенок успокоится, важно узнать у него, почему он так разозлился, и предложить ему варианты поведения.

• Если ребёнок зол и раздражителен, предложите ему увлекательные психологические игры, которые дают возможность выплеснуть свои эмоции и успокоиться, такие как: «Нарисуй и порви гнев», «Убить гнев подушкой», «Дразнилки» (но не обидные, а шуточные).

Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, можно противостоять волне агрессии, захлёстывающей детей с экранов телевизоров и компьютерных игр. Самое главное – научить ребенка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию в «мирных целях».

Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть фото Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть картинку Если ребенок вспыльчивый что делать. Картинка про Если ребенок вспыльчивый что делать. Фото Если ребенок вспыльчивый что делатьДетская игровая «Кухня» руками родителей (фотоотчет) Дети нашей группы очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. Больше всего им нравятся игры «Семья», «Дочки-матери». Дети учатся накрывать.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Консультация для родителей Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна «Детская агрессия». Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, угрожает,.

Консультация для родителей «Детская безопасность дома во время самоизоляции» Подготовила консультацию воспитатель «Детского сада 76» города Рязани, Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель: напомнить родителям и предупредить.

Консультация для родителей «Детская безопасность на воде и возле водоемов» Данную консультацию можно использовать как в детском саду, так и в начальном звене школы. «Детская безопасность на воде и возле водоемов».

Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть фото Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть картинку Если ребенок вспыльчивый что делать. Картинка про Если ребенок вспыльчивый что делать. Фото Если ребенок вспыльчивый что делатьКонсультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть фото Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть картинку Если ребенок вспыльчивый что делать. Картинка про Если ребенок вспыльчивый что делать. Фото Если ребенок вспыльчивый что делатьКонсультация для родителей на тему «Детская дружба» «Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии. » (Антуан де Сент-Экзюпери) Какими бы идеальными не были родителями, каждому.

Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть фото Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть картинку Если ребенок вспыльчивый что делать. Картинка про Если ребенок вспыльчивый что делать. Фото Если ребенок вспыльчивый что делатьКонсультация для родителей «Советы на лето. Как предотвратить солнечные ожоги» Солнечные ожогиХолодной зимой все скучают по теплому солнцу, поэтому попадая на отдых, сразу забывается опасности связанные с солнечными.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей «Детская агрессия» В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Источник

Как вести себя со вспыльчивым ребенком?

Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть фото Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть картинку Если ребенок вспыльчивый что делать. Картинка про Если ребенок вспыльчивый что делать. Фото Если ребенок вспыльчивый что делать

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Понять, вспыльчивый у вас ребенок или нет, вы сможете уже когда ему исполнится 2 – 2,5 годика. В этом возрасте он начинает проявлять свои чувства и реакции вербально, то есть словами. И тогда очень важно подсказать ребенку, какая его реакция правильная, а какая будет вредить ему и окружающим. Почему ребенок бывает вспыльчивым и что с этим делать?

Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть фото Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть картинку Если ребенок вспыльчивый что делать. Картинка про Если ребенок вспыльчивый что делать. Фото Если ребенок вспыльчивый что делать[1]

Вспыльчивость – это болезнь или отклонение?

Ни то, ни другое, считают медики. Скорее всего, это неумение ребенка проявлять свои эмоции. Эмоциональное воспитание – это важная часть работы взрослых, которую они не всегда умеют выполнять. Ведь воспитывать эмоции взрослых не учат. Поэтому их дети могут расти вспыльчивыми – по-другому они просто не умеют высказать то. что у них на душе.

Что такое вспыльчивость ребенка? Это поведенческая реакция, когда ребенок может проявить злость, капризность, плаксивость по малейшему, даже несерьезному поводу. Ребенок может вспылить из-за неосторожной фразы, слова, даже взгляда. Причем взрослым в это время кажется, что ничего обидного сказано не было. Вспыльчивый ребенок проявляет больше беспомощность и неспособность справиться с ситуацией, чем агрессию. Вспыльчивость – это больше крик о помощи, высказанный вот в такой нелепой и крикливой форме. Для общения это очень неудобно, потому что от вспыльчивости ребенка страдает и он сам, и его окружение.

Вспыльчивыми чаще всего бывают ранимые натуры. Вспыльчивость больше характерная для сангвиников и холериков, чем для флегматиков. Меланхолики тоже склонны к вспышкам гнева, плаксивости и депрессии. Таким образом, вспыльчивость ребенка зависит еще и от его темперамента.

Какой он – вспыльчивый ребенок?

Если родители колеблются, вспыльчив их ребенок или нет, стоит обратить внимание на некоторые особенности его поведения.

Как корректировать вспыльчивость ребенка?

Корректировать вспыльчивость ребенка можно уверенным поведением и объяснениями, как можно выразить ту или иную эмоцию. Очень хорошо на детей младшего школьного возраста действуют сказки, где у каждого героя своя роль. Пусть один из героев вашей сказки будет вспыльчивым, чтобы ребенок увидел себя со стороны. А потом пусть этот же герой поведет себя нормально, и ребенок увидит разницу в результатах.

В самом раннем возрасте нужно терпеливо объяснить ребенку, что хорошо, а что нет. Ребенок должен усвоить четкие границы: какое его поведение результативно, а какое принесет только неприятности и ему, и окружающим. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в социуме.

На вспыльчивого ребенка нельзя кричать. Нужно дать ему успокоиться и тихо, но твердо объяснить, какого поведения от него ждут и почему.

Нельзя заставлять ребенка замолчать, нужно просто отвлечь его от источника раздражения, спокойно переключив на другую деятельность. Когда ребенок успокоится, важно узнать у него, почему он так разозлился и возбудился, и предложить ему варианты поведения. Если ребенок научится высказывать свои эмоции нормальным тоном, это даст ему возможность и впредь без раздражения рассказывать о том, чего он добивается своим поведением, что его беспокоит.

Как помочь ребенку справиться с раздражением?

Есть много увлекательных и эффективных психологических методов, которые дают возможность ребенку выплеснуть свои эмоции и не злиться. Можно попробовать несколько из этих методов и таким образом выяснить, какой из них работает лучше всего для вашего ребенка. Обратите внимание: эти психологические «ключики» нужно применять именно тогда, когда ребенок зол и раздражен, потому что в спокойные моменты с них толку мало.

«Порвать гнев»

Когда ребенок злится, можно нарисовать ему на листочке его гнев (или пусть сам нарисует) и дать в руки, пусть рвет. Нужно объяснить ребенку, что вот так он сейчас рвет свой гнев, раздражительность, вспыльчивость, справляется с ними. Гнев можно нарисовать в виде мордочки с зубами.

«Убить гнев подушкой»

Шуточная битва подушками должна помочь сбросить гнев и даже рассмешить ребенка. Это снимет напряжение и закономерно переведет раздражение в игру.

«Обзывалки»

Чтобы снять напряжение, можно пообзываться друг на друга. Но не по-настоящему, оскорбительно, а с шутками-прибаутками. Например, обозвать ребенка яблоком, а он вас в ответ – кошкой. Такая шуточная игра дает возможность видоизменить энергию – с разрушительной на шуточную.

Выплескивая свои эмоции, ребенок тем самым борется с собственной вспыльчивостью. И если вы ему поможете, ребенку это обязательно удастся.

Источник

Если ребенок вспыльчивый что делать

Отчего ребенок становится злым, раздражительным, неуправляемым? Что на него влияет?

Бесплатные занятия с логопедом

Недавно еще милый ребенок, которого носили на руках, катали в коляске, вдруг становится злым и агрессивным. Дерется, кусается, обижает других детей, отбирает и ломает чужие игрушки и вещи, замахивается руками на старших и кричит. Мамы бьют тревогу. Ему только пять лет, семь, восемь, девять. Соседи жалуются, дети не хотят с таким играть.

С чем сталкиваются родители?

Отчего ребенок становится злым, раздражительным, неуправляемым? Что на него влияет? Компьютерные игры? Переизбыток информации (интернет, телевизор, планшет и телефон)? Или не все в порядке в семье?

Причин у детской агрессии много

Проявление ее — это сигнал, что ребенок не чувствует себя в безопасности, пытается защититься и выжить как умеет, испытывает страх, стресс, отчаяние, сомнение, разочарование, ревность. Также причиной детской агрессии могут быть черепно-мозговые травмы, резидуально-органическое поражение головного мозга (дети с ЗПР, СДВГ).

Агрессия (не ее крайние проявления, не бездумная жестокость, а энергия, внутренний потенциал, напор) сама по себе не есть зло, она дана нам природой, а природа мудра и просто так ничего не рождает. Нужно лишь вовремя и правильно ребенку объяснить природу агрессии и направить ее в позитивное созидательное русло.

Агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Активность, лидерские задатки, умение постоять за себя, упорство в достижении поставленных целей имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. В жизни необходимо уметь бороться, преодолевать препятствия, проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, поддерживать себя и друзей.

Если не научить ребенка этому, он может стать безвольным, слабым, инертным, ригидным, не упорным, а упрямым во вред себе. Присмотритесь к своему ребенку в дошкольном возрасте, возможно, он не просто задира и драчун, а будущий чемпион, руководитель, лидер, президент. Помогите ему развить в себе лучшие стороны личности и черты характера через спорт, творчество и гармоничные отношения в семье.

Пара примеров

Мальчик Саша живет с мамой, родители в разводе. Папа редко общается с сыном.
Проблемы проявились в первом классе, когда Саша стал щипать детей, царапать, толкаться. На Сашу стали жаловаться дети, родители, учитель. К сожалению, ребенок стал изгоем. Дети не хотели с ним играть. Родители пришли на консультацию к психологу, согласились принять общие правила взаимодействия между собой на основе взаимоуважения и партнерской родительской ответственности за воспитание ребенка. А с ребенком была проведена работа по принятию правил общения в коллективе и беседа о правилах и законах, для чего они нужны вообще.

Мальчику Давиду семь лет, на консультацию его привела мама. Ребенок при волнении заикается, мало и редко чем интересуется, не хочет ходить в школу и на дополнительные занятия, ему там скучно.

Единственное увлекательное занятие — планшет, игра в майнкрафт, тогда он счастлив. С детьми строит отношения с трудом, никому вреда не причиняет, у ребенка аутоагрессия. Может сам себя побить, выставить себя в смешном, неприглядном виде, умышленно поплевать, играть соплями и слюнями, чтобы у других возникло к нему отвращение, презрение. Ругает себя, может назвать себя дураком, глупым. Взрослые к нему также относятся с презрением.

Благополучная семья?

Причина нелюбви ребенка к себе кроется в отсутствии теплой обстановки в семье, формальном отношении друг к другу. В такой семье мама занята на работе, папа, чтобы не обременять себя проблемами воспитания и общения с ребенком, приучил его к компьютерным играм и планшету, бабушка в семье выполняет функцию няни, домработницы, где приоритетом является то, что ребенок чистый и сытый. Внешне вполне благополучная семья.

Часто родители просят: «Сделайте что-нибудь с моим сыном, дочерью». К сожалению, многие родители не осознают, что проблемы не в их «неуправляемом» чаде. Чтобы помочь ребенку, нужно изменить ситуацию в семье. И именно родителям нужно быть готовыми к длительной и серьезной работе над собой и своими отношениями с окружающими.

Сложность в том, что обычно к психологу обращаются мамы, но даже мама не всегда готова работать над собой и менять свой ритм жизни. А остальные члены семьи и вовсе проблем не видят.

Идеальный вариант выхода из подобных ситуаций: научиться родителям брать ответственность на себя, заботиться друг о друге, проявлять любовь и терпение, всем вместе проводить досуг. Помогут активные игры, прогулки всей семьей, поездки за город, пикники, совместное хобби, творчество, спорт. Семейные праздники укрепляют и сплачивают семью. В семье необходимо заводить традиции: ребенку читать сказки, обсуждать увиденное, прочитанное, учить выражать эмоции социально приемлемым способом, учить говорить о своих переживаниях и о чувствах других людей.

Что делать, если ваш дошколенок или младший школьник проявляет излишнюю агрессию?

1. Обратить внимание на себя и свои взаимоотношения с близкими. Дети учатся не на словах, а на личном примере взрослых.

2. Психика развивается, как и все в этом мире, по своим законам, есть возрастные новообразования. Пласт за пластом происходит формирование психики. До 10-12 лет дети полностью копируют поведение, образ мыслей, речь тех людей, которые с ними находятся в ближайшем окружении: это мама, папа, бабушка, дедушка или лица, их замещающие. И лишь в подростковом возрасте они осознанно начинают выбирать для подражания других людей. В возрасте 3-5 лет ребенок научается принимать правила через сюжетно-ролевую игру. Играйте больше с детьми в этом возрасте.

3. К шести — семи годам ребенок формируется как личность. И такие понятия, как уважение, достоинство, самоуважение нужно обсуждать с ребенком уже в возрасте трех — пяти лет и старше. Также можно рассказывать ребенку, какие бывают чувства и эмоции. Относиться к ребенку, проявляющему агрессию, нужно как к личности, с уважением. Нельзя директивными, жесткими методами бороться с агрессией, наказывать, унижать, ущемлять за «плохое поведение».

Пускай в младшем возрасте ребенок из страха перед наказанием станет вести себя в соответствии с родительскими ожиданиями, но рано или поздно скрытая агрессия проявится вне дома – с младшими детьми, с чужими людьми, с животными и предметами.

4. Особую группу составляют дети с задержкой развития, с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, они, помимо всего перечисленного, нуждаются в сопровождении медиков, психологов и педагогов.

Источник

Если ребенок вспыльчивый что делать

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Детская истерика (истерический невроз) — состояние крайнего нервного возбуждения, сопровождающееся потерей самообладания и неадекватным поведением.

Бесплатные занятия с логопедом

Считали своего малыша самым милым и воспитанным, а он взял и упал в магазине на пол с диким ором, слезами и требованием немедленно купить ему эту игрушку? Знайте: вы не одни в своём разочаровании и недоумении. С такими ситуациями сталкиваются многие родители. После того, как шок пройдёт, нужно разработать план действий на случай, если истерика у ребёнка повторится вновь, и научиться предупреждать подобные приступы.

Общая характеристика

Детская истерика (истерический невроз) — состояние крайнего нервного возбуждения, сопровождающееся потерей самообладания и неадекватным поведением. Со стороны выглядит безобразно, пугает всех окружающих. Чаще всего используется осознанно для достижения желаемого. Однако из этого правила есть исключения. Приступы могут быть продиктованы психотравмами или заболеваниями нервной системы. В таких случаях требуется помощь неврологов и психотерапевтов.

Несмотря на то, что большинство родителей знают, как остановить детские истерики (не обращать на них внимания), не у всех это получается. Иногда взрослые слишком буквально воспринимают данный совет и не проводят вообще никакой работы с ребёнком, склонным к таким приступам. На самом деле игнорирование используется только в разгар припадка. А до него и после необходимо применять приёмы и техники, предлагаемые психологами и психотерапевтами.

Причины

Основная причина истерики — столкновение интересов ребёнка и родителей. У него с возрастом появляются личные предпочтения и желания, которые расходятся с требованиями взрослых. Если добиться своего не удаётся, начинается истерика. Выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих данное состояние. Они могут быть обусловлены психологическими и физиологическими факторами.

Психологические со стороны ребёнка:

Психологические со стороны взрослых (родителей, родственников, воспитателей, учителей):

Чтобы отучить ребёнка от истерик, нужно сначала понять причины, которые им движут. Если это обычные капризы (хочу это, купи то), справиться с ними можно быстро и легко. Если виновата система воспитания, её нужно пересматривать и кардинально менять, иначе никаких подвижек не будет. Гораздо сложнее и дольше придётся работать, если всему виной — психосоматика, проблемы со здоровьем. В этом случае неизбежен курс лечения у невролога или психотерапевта.

Признаки

Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим. Родители должны знать, как это происходит с их малышом. Это позволит своевременно предпринять необходимые меры безопасности.

Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:

Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:

При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты плохой / плохая», «я тебя больше не люблю», «я тебя ненавижу».

В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:

Это состояние аффекта, во время которого не получается сдерживать эмоции, контролировать поведение, как и моторику. Поэтому даже при членовредительстве (когда бьётся головой о стену, кусает и царапает самого себя), боль практически не чувствуется.

Наблюдать за всем этим достаточно страшно. Поэтому взрослые, которые оказываются свидетелями подобных сцен, должны знать, как правильно реагировать на истерики ребёнка.

Что делать

Инструкция включает в себя несколько этапов.

1. Попытка перехвата

Чтобы избежать истерики, нужно:

В качестве отвлекающих манёвров можно использовать яркие книжки, любимые игрушки, домашних питомцев, наблюдение за происходящим на улице, поиск вкусностей на кухне и т. д. Родители лучше знают своего малыша и должны быть в курсе, что его может по-настоящему заинтересовать. Прием эффективен лишь в том случае, если истерика ещё не началась. Во время приступа использовать его уже бесполезно.

2. Обозначение проблемы

Когда ребёнок успокоится, нужно обязательно выяснить причину его расстройства и, чётко сформулировав, проговорить возникшую проблему. Например: «Ты сердишься, потому что я не купила тебе куклу», «Ты обиделся, потому что тебе не дали ещё погулять». Во-первых, это позволит ему осознать, что произошло. Во-вторых, научит говорить о собственных чувствах.

После этого проводится разъяснительная беседа, почему он не получил желаемого: «Мы договорились, что купим куклу на день рождения», «Нам надо ещё поужинать, помыться и поиграть — мы бы не успели этого всего сделать, если бы остались гулять».

Такие открытые, доверительные разговоры сближают детей с родителями, способствуют установлению более тесного контакта, учат мыслить логически и осознавать наличие ограничивающих рамок, выступать за которые нельзя ни при каких обстоятельствах.

Не всё получится с первого раза — поначалу ребёнок будет спорить и отстаивать свои права, но постепенно осознает тщетность таких бунтов и собственную неправоту.

3. Сохранение спокойствия

Если предупредить надвигающуюся грозу не получилось, можно попробовать остановить истерику у ребёнка, соблюдая следующую инструкцию:

Сохраняя спокойствие, нужно наклониться к ребёнку или присесть перед ним так, чтобы ваши глаза оказались на уровне его (ни в коем случае не общаться сверху вниз, нависая над ним). Ровным, мирным голосом негромко сказать ключевую фразу: «Я понимаю, ты обижен, но вести себя так нельзя». Она убивает сразу нескольких зайцев:

Успокаивающе должны подействовать также мирный тон голоса и эмоциональная невозмутимость взрослого. Если удалось завладеть вниманием, окончательно справиться с детской истерикой помогут объятия и поцелуй в щёку. Если до этого проводились воспитательные меры, таких действий со стороны взрослого будет достаточно для прекращения приступа. Но что делать, если купировать его не получилось?

4. Игнорирование

Если истерика продолжается, несмотря на все ваши действия, единственно верный выход из сложившейся ситуации — игнорировать её. Для родителей это самое сложное. Ведь им кажется, что:

Эти мысли нужно отбрасывать. С подобным паническим настроением легко справиться, если один раз убедиться в том, что к серьёзным последствиям (сердечному приступу или сотрясению мозга) детская истерика не приводит. Ссадины на руках и на лбу пройдут быстро. Что касается окружающих, если всё происходит в публичном месте, подумайте о том, что вы всех этих людей видите в первый и последний раз, поэтому их мнение не имеет значения. Если среди них есть кто-то знакомый, можно перед ним тихо извиниться. Адекватный человек поймёт, что подобное в детском возрасте случается со многими.

Как только ребёнок поймёт, что истерика не возымела действия и взрослый остался равнодушным, он прекратит кричать и биться об пол. Когда средство для достижения цели оказывается бесполезным — ему надо искать замену, чем он и займётся, обдумывая новый план.

Внимание! Поведение взрослого требует корректировки, если истерика случилась в публичном месте, где:

Нужно понимать, что в таких ситуациях ребёнок мешает другим и даже может нечаянно навредить им (пнуть, укусить, ударить, поцарапать). Задача взрослого — не допустить этого и увести его или срочно отвлечь. Самый работающий манёвр — эффект резкого переключения внимания: «Ух ты! Смотри, кто в небе летит! Вон там! Ты что, не видишь? Не знаешь, кто это?», «Ой, а куда у тебя шарфик делся? Я точно помню, ты его надевал! Куда он мог исчезнуть? Ты знаешь?». Но учтите: каждый раз нужно придумывать что-либо новое. Дважды на одну и ту же уловку дети вряд ли купятся.

5. Подведение итогов

После того, как истерика закончится, не стоит сразу начинать отчитывать ребёнка, воспитывать, высказывать своё неудовольствие. Нужно выждать какое-то время. При этом старайтесь обращать на него минимум внимания. Но не игнорировать, если он что-то спрашивает и пытается, что называется, навести мосты. Обязательно отвечайте, но односложно, неохотно, демонстрируя своим видом, что вы недовольны произошедшим.

Психологи рекомендуют после истерики выждать паузу в 15 минут. Если она затянется, разговаривать будет уже бесполезно: за детские эмоции отвечает кратковременная память, так что спустя 20-30 минут после случившегося они могут не вспомнить, почему так произошло и в чём именно они виноваты. Начинать беседу раньше тоже не имеет смысла, так как обида и недовольство будут ещё слишком свежи и всё может повториться.

Сначала обозначается и формулируется проблема: «Ты обиделся / рассердился / расстроился, потому что…». Данная техника была подробно описана выше, для купирования истерики на начальном этапе.

После этого необходимо обратить внимание ребёнка на последствия истерики, которую он устроил:

Если ребёнок усвоит, за что именно его наказывают, поверьте — в следующий раз он хорошенько подумает, прежде чем закатить очередную истерику.

Возрастные особенности

Самые яркие истерики приходятся на 2-3 года, когда ребёнок ещё только учится вести себя, усваивает нормы поведения, пытается самоутвердиться и стать самостоятельным. Однако именно в этом возрасте при правильном отношении взрослых они быстро купируются и больше не возвращаются (только в крайних случаях, под воздействием сильного стресса). Гораздо труднее справиться, если они проявляются позже.

2 года

Возраст, когда начинаются первые настоящие истерики. Если раньше малыш мог просто плакать, теперь он это делает с вызовом и пытаясь обозначить проблему. Поэтому обычно всё начинается со слов: «дай, пусти, купи, хочу, уйди, не буду…». Он уже понимает смысл слов «нет», «нельзя» и пытается протестовать против них. Речевой аппарат развит ещё слишком слабо, поэтому убеждающая сила слова не доступна, и такими приступами он пытается донести до взрослых свои желания.

Родителям категорически нельзя:

Нужно обнять малыша, показать ему свою любовь, что вы рядом, попросить успокоиться или элементарно отвлечь внимание. Обычно в 2 года срабатывают такие приёмы. Не получается — начать игнорировать. Далее обозначить своё недовольство и сказать, что так делать нельзя. Как правило, через 5-6 истерик, когда осознаётся их бесполезность, всё заканчивается.

Родителей должно насторожить, если даже после всей этой проведённой работы двухлетний ребёнок постоянно истерит. Скорее всего, это уже не просто капризы, а что-то психосоматическое. Возможно, он переутомляется или чувствует какой-то дискомфорт. Пересмотрите режим дня, питание. Может, так выражается стресс на садик. При необходимости пройдите медицинское обследование.

3 года

В психологии есть понятие «кризис трёх лет». Столкновение интересов «отцов и детей» достигает своего пика. Ему кажется, что он уже взрослый, всё может и умеет сам. Но постоянно натыкается на систему ограничений (много мороженого нельзя, сидеть долго за планшетом нельзя, по лужам ходить нельзя) и желание родителей во всём помочь (завязать шнурки, одеться, заправить кровать, налить чай). Начинается ярко выраженный протест против всех этих правил и опеки. Даже послушные до этого дети начинают устраивать истерики. Возрастные особенности приступов:

Родители должны понять, что у ребёнка 3 лет должна быть частичная самостоятельность и право выбора в некоторых ситуациях (с какой игрушкой лечь спать, какие шорты надеть). Если он будет слышать несколько раз в день, какой он самостоятельный и взрослый, ему уже не понадобится самоутверждаться. Пунктик в подсознании устранится — и истерики прекратятся.

4 года

В этом возрасте капризы становятся более осознанными и целенаправленными. В большинстве случаев продиктованы неправильной системой воспитания. Дети 4 лет сообразительны и наблюдательны. Мама запрещает что-то делать? Тогда нужно добиться этого у бабушки, которая разрешит любимому внуку всё, лишь бы он не бился головой о стенку. В таких случаях необходимо собраться всем родственникам и ещё раз обговорить списки дозволенного и табу.

Иногда бывает так, что обычно ребёнок ведёт себя хорошо, понимает запреты и слово «нельзя», не выходит за рамки дозволенного, но время от времени всё равно устраивает истерики по самым незначительным поводам (порой даже без них). При этом сам не может чётко сформулировать свои требования. В большинстве случаев это свидетельствует о психосоматических нарушениях, требующих вмешательства невролога.

Если заболевания не выявлены, причину нужно искать в отношениях со взрослыми. Возможно, у него конфликт с отчимом или воспитателем. Нельзя сбрасывать со счетов и семейные проблемы: развод, постоянные ссоры родителей и т. д. Через истерику часто проявляет себя психотравма. В этих случаях необходимо записаться на консультацию к психотерапевту.

5-6 лет

На 5 лет, если верить психологам, приходится второй возрастной кризис. Не такой мощный, как в 3 года, но иногда проявляющийся достаточно ярко. Он характеризуется:

Все эти факторы могут стать благодатной почвой для истерики. Иногда для приступа достаточно буквально мелочи. Может, кто-то зашёл в комнату, когда хотел побыть один. Или повёл себя как родители (сказал плохое слово), а его за это наказали. Часто обычные слёзы перерастают в припадок.

Как утверждают психологи, истерики в 5 лет в большинстве случаев продиктованы нехваткой родительской любви и внимания. Посмотрите на свою семью со стороны: не пропадаете ли вы целыми днями на работе, устраиваете ли вы совместные ужины, как часто выбираетесь все вместе? Чтобы такого больше не повторялось, достаточно выкроить в своём плотном графике время на ребёнка.

Что касается самих приступов, членовредительство уже нельзя оставлять без внимания, как в 2-4 года, потому что оно может закончиться серьёзными увечьями. Нужно срочно поднять ребёнка с пола, отодвинуть подальше от стены, держа его крепко за руки, и увести куда-нибудь в тихое место. При этом не нужно сюсюкаться (он уже достаточно большой для этого) и пытаться что-то объяснять. Подождите, пока успокоится, а затем уже проводите беседу.

Психологи советуют при наличии постоянных истерик в 5-6 лет записаться на приём к психотерапевту.

7 лет

Истерики в 7 лет чаще всего носят ситуативный характер. Первая ситуация, провоцирующая приступ, — необходимость посещать школу. На ребёнка сваливается куча правил, требований и ограничений: надо делать уроки, сидеть смирно 40 минут, соблюдать режим звонков, слушаться учителей. При этом меняется круг общения, появляются одноклассники, новые знакомые, друзья. Причинами истерик обычно становятся:

В этом случае просто необходимо поговорить с учителем и школьным психологом. Они помогут разрешить сложившуюся ситуацию. Если истерики продолжатся и вы уверены, что в них виновата школа, стоит задуматься о том, чтобы её сменить.

Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть фото Если ребенок вспыльчивый что делать. Смотреть картинку Если ребенок вспыльчивый что делать. Картинка про Если ребенок вспыльчивый что делать. Фото Если ребенок вспыльчивый что делать

Вторая ситуация, провоцирующая приступ, — обстановка в семье. К этому времени отношения между родителями могут ухудшиться (семейные кризисы никто не отменял), или появляется ещё один ребёнок, или умирает кто-нибудь. Причинами истерик становятся:

В этом случае настоятельно рекомендуется записаться на приём к семейному психотерапевту.

8-9 лет

Если истерики начались в столь позднем возрасте — это тревожный сигнал. У него уже сформированы установки и правила поведения: что можно, а что нельзя. Наверняка он не будет требовать таким образом игрушку в магазине. Адаптация к школе тоже заканчивается к этому периоду. Причиной чаще всего становится какая-то психотравмирующая ситуация: конфликт со сверстниками, проблемы в освоении какого-либо предмета, нервный срыв, истощение, несправедливость.

В 8-9 лет ребёнок уже умеет управлять своими эмоциями, поэтому специалисты в таких случаях отказываются от термина «истерика» и говорят о клиническом диагнозе — истерическом неврозе. Если приступы произошли более 2 раз за короткий промежуток времени, необходимо, не откладывая, идти к психотерапевту или неврологу.

Когда следует обратиться к специалисту

Не всегда родители успешно справляются с детскими истериками, даже если делают всё правильно. Это происходит в тех случаях, когда приступы продиктованы стойкими нарушениями в работе нервной системы или психотравмами. Они требуют обязательного вмешательства профильных специалистов — психотерапевта или невролога. Какие сигналы свидетельствуют о необходимости такого шага? Если истерики:

Особенно опасными считаются ночные истерики, которые требуют немедленного вмешательства специалиста. Родителей должно также насторожить, если по окончании приступа ребёнок в течение какого-то времени находится в состоянии полной апатии, лежит, ни на что не реагирует, бледный и вялый. Это может продолжаться 1,5 часа и больше.

Дополнительные рекомендации

Если ребёнок истерит, это первый сигнал родителям менять и своё отношение к нему, систему воспитания и режим дня. Какие меры помогут:

Не отступать от системы воспитания. Среди всех взрослых в семье должны быть согласованы её основные пункты. Если не разрешается сидеть у телевизора после десяти вечера, то ни бабушка с дедушкой, ни кто-либо другой не должны нарушать данное правило. Моменты, в которых ребёнок лишается права выбора, должны быть:

Например: «Едим кашу», «Идём домой», «Купим в следующий раз» и т. д. Каждый раз, когда ребёнок будет слышать подобные фразы, у него будут формироваться паттерны поведения, нужные родителям. Он должен понять, что в такие моменты спорить и истерить бесполезно. Эту мысль ему нужно внушать постоянно. Поначалу, конечно, он будет протестовать, но вскоре усвоит установки и будет относиться к ограничениям, правилам и требованиям более спокойно.

Отдельные случаи

Как успокоить новорождённого ребёнка во время истерики?

Чтобы успокоить грудного ребёнка при истерике, нужно следовать простому алгоритму:

Если все меры предприняты, но малыш всё равно истошно орёт, нужно положить его в кроватку и уйти в другую комнату. В 50% случаев это срабатывает, и он успокаивается. Если через 5-7 минут ничего не изменилось, следует срочно вызвать педиатра.

Что делать, если ребёнок истерит по любому поводу?

Если он буквально на всё реагирует истерикой и приступы случаются по несколько раз в день, это явно не нормально. Нужно понимать, что в такие моменты организм испытывает сильнейший стресс: сердцебиение и дыхание учащаются, голосовые связки работают на пределе возможностей. С учётом того, что он может серьёзно пораниться, нельзя допускать подобных сцен так часто. Если все те меры, которые были расписаны выше, не приводят к результатам, не откладывайте визита к профильному специалисту.

Почему ребёнок закатывает истерики после садика?

Не спешите сразу же обвинять воспитателя в некомпетентности. Возможно, малыш таким образом просто демонстрирует вам, как он по вам соскучился и что ему дома нравится больше, чем в садике. В таких случаях проводите с ним больше времени и чаще беседуйте о том, что в сад ходить нужно, и это не обсуждается. Если подобное происходит, когда основная адаптация прошла, только тогда уже обратите внимание на стиль работы воспитателя.

Почему ребёнок ночью просыпается и кричит в истерике?

Если он просыпается с истерикой и плачет, причин может быть несколько: перенесённый за день стресс, апноэ, ночные кошмары. Сначала постарайтесь обеспечить ему полноценный отдых, не допускать психотравмирующих ситуаций и переутомления. Запретите играть в «кровавые» компьютерные игры, засиживаться допоздна за просмотром «ужастиков». 2-3 часа до сна он должен провести в спокойной обстановке: почитать, заняться любимым делом (вязанием, выжиганием, оригами, бисероплетением), просто поговорить с вами, порисовать.

Если и после этого он всё так же просыпается ночью с истерикой, обратитесь за помощью к психотерапевту.

Родителям не просто нужно, а необходимо бороться с детскими истериками, пока ребёнок ещё маленький. Чем дальше, тем труднее будет с ними справиться — скорее всего, только через психотерапевтический курс лечения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *