Если репетитор не помогает что делать
Что делать если занятия с репетитором не дают результатов?
Вы наняли ребенку репетитора по предмету, а он все равно не стал в школе учиться лучше? В чем кроется проблема? Плохой репетитор, предвзятое отношение в школе или детские психологические особенности? Давайте подробнее разберемся в вопросе.
Что влияет на успеваемость?
Причины плохой успеваемости часто кроются не только в незнании предмета, но и в других психологических факторах, влияющих на поведение школьника. Если вы уверены в компетентности репетитора, присмотритесь к поведению ученика и точно определите проблему.
Если за неуспеваемостью вашего ребенка кроется неуверенность в собственных силах, боязнь ответов и опасение реакции одноклассников, постарайтесь дать чаду максимальную поддержку со своей стороны. Укрепляйте семейные узы общими походами в кафе, на каток и другие интересные места. Объясните, что школа – это работа школьника, и что вы очень горды, когда видите в дневнике хорошие оценки. Когда в семье будет здоровая атмосфера, вы удивитесь стремительным улучшениям в учебе.
Ошибки при выборе репетитора
Если причины неуспеваемости по предмету кроются именно в репетиторе, подумайте, может, лучше стоит от него отказаться? Рассмотрим основные ошибки при выборе репетитора.
Помните, что не только репетитор отвечает за успеваемость ребенка. Когда вы нанимаете педагога для дополнительных занятий, вы не снимаете с себя ответственность. Чтобы убедиться в профессионализме педагога, присутствуйте на занятиях, расспрашивайте у ребенка о методиках обучения, просматривайте тетради.
Обратите внимание также на то, что высокий балл после 2 – 3 занятий вряд ли возможен. Думайте реалистично. Если ребенок долгие годы не успевал по предмету, за короткий промежуток времени ситуация не изменится полностью. Запаситесь терпения и скоро увидите долгожданный положительный результат.
«Я же заплатил!»: почему даже лучший репетитор не гарантирует блестящий результат
Ребёнок получил двойку, не сдал экзамены, не поступил в вуз. Кто виноват? Учитель, который не научил? Или ученик, который не захотел учиться? Наш блогер Алина Боева ещё раз напоминает всем, что учёба — это командная работа. И советует не перекладывать всю ответственность на учителя.
Самая большая ошибка, которую может сделать родитель ученика или сам ученик, придя к репетитору, — это рассчитывать, что занятий (хоть два, хоть пять раз в неделю) будет достаточно. Я считаю честным по отношению ко всем участникам подготовки сразу заявлять — такого не будет.
Нет смысла винить учеников и их родителей, которые требуют, чтобы благодаря двум занятиям в неделю их чадо, вчера впервые открывшее учебник, сдало ЕГЭ на 100.
Разве не все мы поступаем так же в других бытовых ситуациях? Мы хотим получить результат быстро и особо не напрягаясь. Ходить на языковые курсы и, не выполняя домашние работы, выучить язык до продвинутого уровня. За один сеанс массажа решить все многолетние проблемы, ну, скажем, с шеей. Выпить чай и похудеть. Сходить один раз в зал, заесть поход круассаном, и обрести рельеф. Это абсолютно естественно для человека! Я полностью доверяюсь специалисту (перекладываю на него ответственность) и теперь он обязан решить мою проблему (а я не буду больше прикладывать никаких усилий).
К сожалению, такая пассивная позиция чревата безрадостным результатом. И ощущением обмана — «Как так, я же заплатил, он же специалист, почему не работает?» Ничего удивительного.
Применительно к дополнительным занятиям по школьной программе, у меня накопилось несколько соображений (или, как сейчас говорят, «болей») преподавателя. Вот некоторые из них:
Любые дополнительные занятия (и языковые курсы, кстати, тоже) требуют также глубокой самостоятельной подготовки. Работы с рекомендованными учебными материалами, литературой по теме, ресурсами в сети, да наконец просмотра видео на ютьюбе.
Кот в мешке: как выбрать репетитора для подготовки к ЕГЭ
Наверное, это издержки школьной системы — ученики, а вместе с ними и родители, хотят получить все готовое от преподавателя не прикладывая ни малейших усилий. Никакого самостоятельного поиска и эксперимента. Отсюда вытекают две главные проблемы, с которыми я регулярно сталкиваюсь:
А потом ты попадаешь в университет, где 80% информации приходится получать самостоятельно из дополнительных источников. Вот так удивление! В школе же было все готовое.
Волшебной «пилюли знания» не бывает. Любой хороший результат (а тем более если речь идёт о ЕГЭ) — это результат труда в том числе и ученика. Его заинтересованности, готовности вникать в проблему, а не только механически заучивать теорию. Желания дополнять полученные от репетитора знания сведениями из дополнительных источников (как минимум учебника). Самостоятельно систематизировать и анализировать информацию. Как и со спортом: у вас не будет отличной фигуры, если раз в неделю ходить в зал, а всё остальное время питаться фастфудом.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Откуда берётся неуспеваемость и почему репетиторы не всегда помогают
«Опять двойка!» — знакомый многим родителям школьников сюжет. Хочется злиться и громовым голосом вопрошать: «Доколе?» — но уже понятно, что от этого ничего не изменится. Что же делать? Tutor.ru разобрался, в чём могут быть причины неуспеваемости и как с ней бороться.
Какая бывает неуспеваемость
Определимся с понятием «неуспеваемость»: мы будем говорить об учениках, у которых в дневнике отметки выше тройки — огромная редкость. Неуспеваемость может быть:
В разном возрасте неуспеваемость имеет свои причины и особенности:
В начальных классах её часто связывают с поведением ребёнка — неусидчивостью, неумением концентрироваться. В этом возрасте выявляются первые проблемы в характере, социализации, психологической адаптации, мышлении. Иногда дети эти проблемы перерастают, но некоторым требуется помощь.
В средней школе триггеры неуспеваемости проявляются наиболее ярко — отсутствие мотивации, тревожность, низкая самооценка и другие психологические проблемы, иногда добавляются болезни, нервное истощение. Ребёнок ещё не всегда осознает, что с ним происходит, и не умеет бороться с проблемами самостоятельно или просить помощи у взрослых.
В старших классах обычно уже понятны причины общей или частичной неуспеваемости, но тут появляются проблемы переходного возраста: гормональная перестройка организма, эмоциональные сложности — влюблённости, страхи.
Почему дети плохо учатся
Причины неуспеваемости можно разделить на несколько групп по источнику проблем. Часто причины идут в комплексе, и тогда будет ещё сложнее решить проблему без помощи специалистов. Вот основные возможные причины:
Практические: ребёнок не справляется со сложной программой или большим объемом домашних заданий, не высыпается, мало отдыхает, слишком много развлекается, нет физической активности.
Семейные: родители слишком заняты, нет положительного примера, неполная семья, пьющие родители, ребёнок не получает внимания или, наоборот, перегружен учебой. Пример: третьеклассница Катя отказывается идти в школу, делать домашние задания, устраивает истерики. Недавно у Кати родилась сестра, и всё время родителей отдано малышке. Катя таким образом пытается привлечь к себе внимание.
Медицинские: частые простуды и пропуски занятий, хронические заболевания, скрытые проблемы с нервной системой.
Коммуникативные: неумение строить отношения с одноклассниками и учителями, отстаивать свои границы и точку зрения, излишняя стеснительность, сложность с выражением мыслей и чувств, повышенная активность или пассивность.
Психологические: давление родителей, излишняя концентрация на учёбе и оценках, тревожность, страхи, отсутствие мотивации по разным причинам, депрессия. Пример: троечник Вася боится гнева родителей за плохую оценку и опозориться перед классом, но это происходит вновь и вновь. На первый взгляд, мальчик старательно учится, но поскольку все мысли зациклены на страхе, у него ничего не выходит.
Как борются с неуспеваемостью в школе
Сейчас основная задача общеобразовательной школы — дать знания, а борьба с плохими отметками в большей степени переложена на плечи родителей. Классы зачастую переполнены, и педагоги не в состоянии заниматься с каждым индивидуально. Вот что говорит Мария, преподавательница одной из московских школ:
«Двоечники и троечники не выгодны учителям, они не поднимают общий уровень успеваемости класса, а, наоборот, тянут его назад. Соответственно, это влияет на зарплату. Знаю случаи, когда педагоги даже срывались на таких учениках. Помогать им безусловно надо и хотелось бы, но ни времени, ни сил не остаётся, увы. Максимум, что мы можем сделать, — сообщить о проблеме родителям».
Что делать родителям
1. Нанимаем репетитора. Это одно из первых решений, которое принимают родители, особенно при частичной неуспеваемости. Если вы видите, что оценки после пары месяцев занятий не меняются в лучшую сторону, а репетитор жалуется, что ученик не хочет заниматься, не делает «домашку» или делает очень неряшливо, на уроке ведёт себя плохо — значит, причину нужно искать в другом.
2. Исключаем собственное давление. Успокойтесь и начните с себя. Может, хорошие оценки нужны вам, а не ребёнку? Что если он увлечён чем-то, как Билл Гейтс компьютерами, и ему совсем не интересны пестики-тычинки и влияние образа Наташи Ростовой на русскую литературу? Если у ребёнка нет особых увлечений, и он просто не хочет или не может учиться — попробуйте поговорить откровенно и терпеливо, лучше всего во время совместных занятий.
Ни в коем случае не надо кричать, давить, манипулировать — будет только хуже. Спокойный, но доброжелательный тон и искреннее желание помочь, а не взвалить на маленького человека огромную гору ответственности. Если у вас не очень доверительные отношения, попросите поговорить того, с кем ребёнок будет более открыт.
3. Решаем проблемы в школе. Допустим, проблема оказалась не в ребёнке, а, по-видимому, в преподавателе. Тогда стоит сходить в школу и пообщаться с ним. Если общение с преподавателем только усугубляет проблему — поговорите с родителями других детей. Они видят то же самое? Обратитесь к руководству.
Если ребёнок не хочет идти в школу из-за регулярного буллинга со стороны учеников — лучше убрать его из токсичной среды.
4. Подключаем «тяжёлую артиллерию». Если проблема до сих пор не понятна, а ребёнок никак не идет на контакт — попробуйте зайти через психолога. Сначала загляните к школьному психологу, он может знать проблему изнутри. Также желательно поговорить с независимым психологом, которому вы доверяете. Будет здорово, если ребёнок пообщается со специалистом наедине. В самом тяжёлом случае стоит посмотреть на медицинскую сторону вопроса: это может быть всё что угодно, от плохого зрения (в котором ребёнок не хочет признаться) до проявлений серьёзных заболеваний.
Когда нужно «забить»
Ребёнок здоров, активен, почти всегда в хорошем настроении, и единственная проблема — двойки в дневнике? Возможно, в таком случае стоит расслабиться, просто любить и принимать его таким, какой есть.
Признаки добросовестного репетитора
Более 70% занятия говорит репетитор. Это может быть лекция или диалог с учеником, но не редкие фразы, мало похожие на связное объяснение. Если же репетитор предлагает задачу, а ученик в тишине ее решает длительное время (более 5 минут, скажем), то это похоже на выполнение домашнего задания, а не на урок с учителем. Именно объяснение является наиболее энергозатратной составляющей урока, потому репетитор, уставший от жизни, уклоняется от слов, предпочитая в тишине контролировать работу ученика (или считать минуты до конца урока).
Более 90% слов учителя составляют именно объяснение текущей темы урока. Дело в том, что некоторые репетиторы увлекаются отвлеченными разговорами (иногда для такой атмосферы они специально предлагают ученику чай или кофе) до такой степени, что вместо урока происходит некий разговор по душам. Такие беседы полезны ребенку, потому что обычно у него по некоторым вопросам нет таких доверительных отношений с родителями, какие возникают с учителем. Опытный репетитор здесь может помочь выбрать направление в жизни, предупредить об ошибках молодости и так далее. Тем не менее, это не признак добросовестного отношения к работе. Лишь около 10% времени можно тратить на лирические отступления как методический прием для плавности перехода между темами или сложными задачами.
Репетитор работает только с одним учеником, если не было оговорено, что занятия будут в группах. Ситуация, когда ученик приходит на занятие и видит еще двоих своих сверстников в комнате, одного на кухне и троих на балконе, недопустима. Ни о какой эффективности не может быть и речи. «Научить» явно не является приоритетной задачей такого репетитора.
Репетитор задает домашнее занятие, причем с запасом и соответствующее теме. Основная работа ученика происходит дома, и ничто ее не может заменить. Потому отсутствие домашнего в разы уменьшает эффективность обучения. Добросовестные репетиторы это знают. Ситуация, когда репетитор задает домашнее, которое плохо согласуется с теми задачами, которые были разобраны с ним на уроке, также недопустима. Ученик будет тратить время над проблемами, которые он решить в принципе не может (только в минуты вдохновения, когда можно сделать открытие незнакомого факта на уровне теоремы). Допустимы одна-две задачи такой сложности, которые в списке домашнего последние и о которых учитель предупредил.
Средняя и выше средней цена. По низкой цене репетитор откажется работать, потому что иначе ему придется брать больше учеников, соответственно из-за усталости пострадает качество многих уроков. В итоге, плохо подготовленные ученики и уставший преподаватель.
Со стороны репетитора нет громких обещаний и гарантий. Во время первых занятий репетитор пытается выяснить уровень знаний и характер ученика, чтобы подобрать стиль работы. До занятия это сделать невозможно, следовательно, и обещать многое репетитор в принципе не может. Вполне может оказаться, что репетитор честно откажется от сотрудничества (вообще, это довольно частое явление). Причин может быть много. Например, при малом количестве занятий требуется достигнуть запредельных высот, а ребенок не знает элементарных тем. Или характер ребенка настолько испорчен, что бессмысленно пытаться научить, ведь успех требует терпения, прилежания и честности со стороны ученика. Или у ребенка проблемы со здоровьем, и занятия сложными предметами ему противопоказаны. Недобросовестный же репетитор озабочен только своими достижениями и прибылью, потому готов на все, считая учеников материалом для своего успеха, не понимая, что этим наносит серьезный вред и ребенку, и его семье, и себе.
Наличие собственных материалов для обучения. Не существует книги, которая бы устраивала учителя во всех отношениях. Поэтому в арсенале должно быть несколько книг, которые учитель проработал и в результате получил новую свою книгу. Другими словами, добросовестный учитель всегда писатель, просто свои труды он иногда не доводит до издания. Как проверить данный признак? Наверное, стоит спросить, по какой книге учитель собирается работать. Если в ответе указана категорично одна книга, то это плохой признак (ответ должен содержать фразы: «частично по такой-то, частично по такой-то», «по такой-то или по такой-то, если первая окажется сложной», «подберем в зависимости от уровня ученика», «по собственным материалам»). И последнее: обычно хороший репетитор не соглашается работать по жестко навязанной родителями примитивной книге, потому не стоит ставить такие условия.
Принимает меры при неадекватном поведении ученика. Если ребенок несколько раз не делает домашнее задание или постоянно опаздывает на урок, то должна быть беседа с родителями (или с учеником). В противном случае, преподаватель равнодушен к своей работе. Заметим, что логично считать, что добросовестный репетитор не опаздывает и выполняет свои обязанности, иначе как требовать что-то от других? Таким образом, если ученик опаздывает на первых занятиях и не делает домашнее, а репетитор никак на это не реагирует, то он не проходит восьмую проверку.
Длительность занятия не менее 60 мин. Невозможно за меньшее время обсудить домашнее занятие, объяснить новую тему и закрепить ее задачами. Исключение составляют школьники младших классов, которым трудно долго продуктивно работать. Преподаватель должен настаивать на увеличении длительности занятия. Да и с практической точки зрения ученику невыгодны короткие занятия из-за траты времени на дорогу.
Преподаватель не выезжает на дом к ученику. Просто его время важнее времени ученика и не компенсируется деньгами (ибо учитель оценивает свое время с точки зрения пользы обществу).
Статью честно скопировал с блога учителя математики. Показалась важной.
А мне кажется статья важной. Местами, наоборот, кажется глупой.
Особенно понравилась фраза следующего содержания: мол, если репетитор согласится работать с ребёнком, у которого испорченный, отвратительный характер, тем самым он нанесёт вред ребёнку и его семье. 😂
И задавать педагогу глупый вопрос: по какой книге он собирается работать. И ждать при этом ответа: «По одной» или «По двум книгам». 😄
Да и кто сказал, что хороший педагог не будет брать за уроки меньше, чем многие? Это показатель? Я, наоборот, знаю пример из жизни. Когда учитель со многими наградами и заслугами и высокими показателями учеников берет мало за занятия. А как раз те, кто учителя «так себе», наоборот, берут в 2-3 раза больше. Увы. Нельзя применять эту статью ко всем.
Если во время занятия молчание больше 5 минут, значит, ученик решает сложную задачу. Вы хотите, чтобы я решил ее за него? Пожалуйста, тогда молчание будет меньше 5 минут. Научится так ученик чему-то? Нет. Полезна эта статья? Нет.
Меня всегда так умиляет это убеждение, что хороший репетитор к ученикам не пойдет. А если человеку просто неприятно у себя дома принимать кучу учеников?
Эта статья что-то типа «размышления на тему почему я такой охуенный и почему вы мне должны платить стопитсот мильенов».
Что тут может быть важного, я не знаю. Разве что контакты этого долбоеба, что бы в игнор занести. Но это важно для тех, кому репетитор нужен.
Скажу свои два признака:
1. ученику со мной комфортно, он не хочет поскорее сбежать. И не приходит через истерику.
Неоднозначная статья. К нам приходила репетитор, женщина в возрасте, с опытом работы в школе, которая давала дочери задание и почти спала! Зато недорого и на дом приходила. Были и отмены с ее стороны, то у одного ученика задержалась, то ещё что то. Результатов мы не видели. Потом обратились к репетитору помоложе и подороже. Она первый год ездила к нам, потом ездила дочь к репетитору, т к времени на дорогу у учителя не было. Дочери очень нравились занятия, оценки стали лучше, огэ сдала хорошо. Вот первая давала гарантии, мол, погодите, не все сразу, будут оценки лучше. Вторая сказала, что сделает все, что от нее зависит для улучшения ситуации, но многое зависит и от моей дочери. С этим я согласна. Нашла тут ее пост про гарантии. Может кому то пригодится https://www.instagram.com/p/CCaSQ1Jh-bS/?igshid=1j1poqit17it.
Вообщем, наверно, прав автор статьи. У хорошего репетитора время разбирают как горячие пирожки, и не всегда оставаться время на дорогу. А сейчас же еще и онлайн занимаются
Ещё добавлю: хороший Репититор отслеживает передачу ребёнка родителям. Звонит, если он вдруг не пришёл, убеждается что его забрали после занятия (речь о начальных классах).
И ещё показатель на примере конкретной истории. Был у жены ученик. Отучила его полугодие, все нормально и вдруг он за полугодие получает тройку (кажется 6-й класс). Первая реакция жены, пока не известны причины: звонок родителям и предложение следующие пол года учить бесплатно, оплата только по факту пятерки.
На той стороне вменяемые люди, отвечают, что любой труд должен быть оплачен, и говорят все норм, тройка не за знания, а потому что он собака домашние задания не делает в принципе (кроме тех что ОНА ему даёт), вот у него 5, 2, 5, 2 и т.д.
Хороший репититор не будет гнаться за каждой копейкой отжимая родителей на все 100, ему важнее иметь стабильный поток клиентов со стабильной оплатой. Порой такие альтруистические поступки дают огромный плюс к репутации и это обеспечивает тебя доходом на весь следующий год.
А ведь репетитору приходится каждый год почти заново формировать свою клиентскую базу, это один из самых больших его страхов.
Действительно!
Как сделать репетитора бесплатным
Я преподаватель математики. Уже давно готовлю ребят к профильному ЕГЭ по математике. У меня уже сложилась своя методика подготовки, которая из года в год показывает неплохие результаты.
Время от времени у кого-нибудь из учеников случаются финансовые сложности, то ковид, то еще что-то. Таким ученикам, я всегда предлагаю позаниматься бесплатно. Вот и в начале этого лета родители Никиты сообщили мне о трудностях и сказали, что далее обучаться он не сможет. Я предложил продолжить занятия бесплатно до конца лета, а в начале осени либо продолжить платно либо завершить обучение. За лето Никита сильно продвинулся. Осенью Никита выбрал продолжение занятий.
Из, того что я увидел за лето, я сделал интересный вывод. При достаточном уровне прилежности ученика вполне можно построить такую методику, которая будет давать ученику то же самое, что и очные занятия. К сожалению, думаю, что, если ученику особо математика не сдалась, то эффекта от такой подготовки не будет.
Как я работал с Никитой
Каждый день я высылал задание на день, рассчитанное примерно на 0.5-1.5 часа самостоятельной работы.
Разрешение возникающих вопросов
Если все же не получалось решить, то Никита писал мне в WhatsApp, и я присылал ему 1-2 шага решения. Если опять не получалось, то я присылал ему все решение. Обычно это снимало все вопросы.
Если все же остались какие-то вопросы, то он мог задать мне два вопроса в день, и я развернуто ему на них отвечал. Этого было достаточно.
Как решен вопрос с теорией
По каждой теме мной составлена последовательность задач от элементарных (которые может решить каждый) до задач уровня ЕГЭ. Эту последовательность я отлаживал последние пять лет. Удалось сделать так, что основные теоретические моменты включены в решения задач. Поэтому, прорешав последовательность и получив ответы на возникающие вопросы, ученики отлично усваивают теорию.
Приращение сложности от одной задачи к другой минимальное. Поэтому большинство учеников, решив предыдущую задачу, решат и следующую. Так, на дистанции в 10-20 задач незаметно произойдет уже заметное приращение сложности, которое без такой цепочки задач преодолеть было бы практически невозможно.
Раз в неделю Никита решал пробник и записывал свои результаты в табличку, где всем был виден прогресс.
Не так давно стал вести телеграм-канал о том, как организовать обучение, как сделать обучение эффективным, а также ответы на частые вопросы родителей и учеников: https://t.me/dobraya_problema
Лайфхак для учителя
Однокурсница жены преподавала алгебру и геометрию в одном из городов-спутников Москвы.
Как это обычно бывает, молодого учителя задолбали низкими ставками, внеклассной работой, заполнением тысяч документов и пр.
Уволилась, хотя отработала 4 года, все родители были от нее в восторге.
Арендовала кабинет в скромном офисном центре недалеко от школы и взяла детей на репетиторство группами и индивидуально.
Занятие в группе — 500 рублей / 2 часа (в среднем 8-10 детей; Индивидуально — 700 рублей час.
1. Никакой головной боли с ЧСВ завуча;
2. Никаких заполнений документов, журналов и пр.
3. Рабочий день с 13:00 до 18:00 (иногда до 19:00)
4. Заработок за день от 5000 до 7000 на руки.
По субботам берет индивидуальные занятия для тех кому сдавать ЕГЭ — 1500/ 2 часа.
Желающих нет отбоя, родители в восторге, нервы целые. Из ее воспитанников 11 классников, ЕГЭ на отлично сдали 30% группы, все остальные сдали на 4!
Как поставить людей в перспективе
ЦК компартии Китая и Госсовет КНР обвалили рынок онлайн-репетиторов
За один день акции образовательного онлайн-портала TAL рухнули на 70%….
Ссылка на документ
Краткий, эмоциональный перевод взят тут
Прислуга
Прочитал пост фотографа про странных заказчиков: Странные заказчики и вспомнил одну историю, которая меня тоже зацепила.
Подруга жены работает учителем английского. Как и многие учителя, подрабатывает репетиторством. Своя база учеников, все разной успеваемости. И есть среди них девочка, ну допустим пусть зовут её Лена. Девочка хорошая, умненькая, старательная и ответственная (что в комплексе встречается довольно редко), готовится к ОГЭ. Подруга с ней занимается.
Шло время, девочка блестяще сдала ОГЭ, перешла в 10 класс, готовятся уже к ЕГЭ. Лена и подруга жены (далее для удобства буду называть её ПЖ) в очень хороших отношениях, уже чуть ли не как подруги. Девочка планирует поступать в педагогический после школы, после занятий (не вместо, что важно), в своё свободное время ПЖ ей часто рассказывает о нюансах работы педагога и т.д. И тут начались сложности с оплатой. Мама девочки жалуется на задержки ЗП на работе, на материальные сложности и т.д., просит войти в положение, позаниматься с ребенком, а потом они заплатят за все неоплаченные занятия, «ситуация исправится в течение пары месяцев». Но наша знакомая была согласна, всё же деньги-то будут, хоть и позже, да и с девочкой ей заниматься нравилось.