Если риэлтор плохо работает что делать

Как агенты-мошенники мешают владельцам продать или сдать квартиру

Игра на нервах. Риелтор шантажом и угрозами вынуждает сотрудничать с ним

Если собственник самостоятельно размещает объявление о продаже или аренде квартиры на сайтах объявлений, ему начинают звонить агенты и предлагать свои услуги. Некоторые могут быть навязчивы и даже грубы, запугивая и угрожая: «Вы сами ничего не продадите», «Вы не знаете рынок», «У меня есть клиенты, но я им вашу квартиру показывать не стану, если вы не будете сотрудничать со мной», «Вас обманут — останетесь и без денег, и без квартиры, если сами будете вести сделку».

Как бороться?

Использование инструментов давления — первый признак недобросовестного риелтора. Профессионалы знают, что если стоит задача продать жильё, то рано или поздно это получится. Если агент пытается играть на нервах, то способ борьбы простой: не иметь с ним никаких дел.

«Навредить такой риелтор не может никак, — считает ведущий эксперт офиса „Сущевский“ компании „Миэль“ Евгений Коноплёв. — После вашего вежливого и твёрдого „нет“ он просто переключается на следующего собственника. Тратить время на то, что не принесёт ему денег, у него нет никаких мотивов».

Профессионалы советуют владельцам, решившим продавать жильё самостоятельно, быть осмотрительнее и лучше «фильтровать» звонки не только от агентов, но и от потенциальных покупателей.

«Могут звонить участники альтернативных сделок, которые ещё не подобрали вариант на замену, непонятно, когда подберут и подберут ли вообще. При этом они уже пытаются связать продавца обязательствами, — рассказывает директор департамента вторичного рынка компании „Инком-Недвижимость“ Михаил Куликов. — Настаивают на том, чтобы собственник никому не показывал квартиру или даже снял объявление. При этом не факт, что они купят квартиру — могут отложить сделку на неопределённый срок, выбрать другую квартиру или вообще отказаться от продажи и покупки недвижимости».

Продать квартиру самостоятельно владелец, конечно же, может — и покупателей найти, и провести сделку. Но времени и внимания потребуется больше.

Договор с неустойкой за расторжение со стороны продавца

Агент предлагает заключить договор с неустойкой за расторжение продавцом. Время идёт, риелтор продажей квартиры не занимается, а у владельца заканчивается терпение, он расторгает договор и платит неустойку.

Как бороться?

Подписание эксклюзивного договора — распространённая практика на рынке недвижимости. Штрафы удерживают собственника от параллельного заключения договоров с разными агентами по принципу «кто первый продаст, того и деньги». Получается, что работать будут все, а заплатят только одному. Это нечестно.

«Все солидные агентства и специалисты работают по предоплате, — поясняет генеральный директор агентства недвижимости „Азбука Жилья“ Владимир Каширцев. — Оно и понятно — как минимум секретарская работа начинается сразу после подписания договора: прозвон, понимание ситуации, увязывание логистики, организация просмотров. Поэтому при разрыве договора по вине или инициативе клиента предоплата остаётся в агентстве».

Однако беспокойство собственников тоже понятно: быть связанным по рукам и ногам договором при очевидном бездействии агента никто не хочет.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно внимательно читать договор и вносить в него правки, если есть сомнения.

«Обратите внимание на срок действия договора, — рекомендует руководитель отдела городской недвижимости „НДВ-Супермаркет Недвижимости“ Елена Мищенко. — Среднее время экспозиции объекта — около трёх месяцев. Обычно при хорошей рекламе и правильно определённой цене этого времени бывает достаточно для продажи квартиры. Соответственно, заключать договор нужно на комфортный для вас срок. Нельзя подписывать договор с фразой вроде „действует до полного исполнения поручения“».

Вернут или не вернут (хотя бы частично) предоплату, если квартира не продастся в прописанный в договоре срок, зависит от его условий. Если указано, что возмещение расходов за маркетинг (то есть рекламу объявления) не предполагается, значит всю сумму предоплаты вернут. Если предусмотрена сумма, не подлежащая возврату, значит её не вернут, а зачтут как расходы на продвижение. «Риелтор в любом случае заинтересован продать квартиру, так как это его заработок, — поясняет Мищенко. — А хороший риелтор заинтересован продать максимально дорого, поскольку это не просто заработок, а ещё и рекомендации в будущем».

Управляющий партнёр компании «Метриум» Мария Литинецкая советует не подписывать документы сразу. Лучше запросить у разных агентств шаблонные формы договоров и сравнить их по пунктам. Помощь знакомых юристов лишней не будет.

Продавливание по цене, чтобы получить комиссию от покупателей (не путать с торгом!)

Собственник размещает объявление на сайте и скоро обнаруживает его дубль от агента, с которым он не знаком. В объявлении риелтора цена ниже. Естественно, потенциальные покупатели звонят по нему. Агент начинает убеждать собственника продать квартиру дешевле, ведь даже покупателей (которые заплатят ему комиссию) он уже нашёл.

Как бороться?

Во-первых, нужно позвонить такому агенту и попросить снять объявление. Ещё лучше — пожаловаться в поддержку сайта. На Яндекс.Недвижимости во всех объявлениях есть специальная кнопка для этого. Во-вторых, не сдаваться. На квартиру, выставленную по рыночной цене, покупатели найдутся. Соглашаться на занижение смысла нет. Если покупатели начнут ссылаться на объявление с заниженной ценой, нужно рассказать им про мошенника.

Если же владелец нанимает риелтора, то тактика продажи квартиры должна быть согласована. В этом случае собственнику проще контролировать работу: он знает, где действует его риелтор, а где к продаже квартиры подключились недобросовестные агенты со стороны. В этом случае разбираться с «коллегами» будет сам риелтор.

«Риелтор должен составить коммерческое предложение, — поясняет Мария Литинецкая. — Возможно, что в нём будет отражено постепенное понижение цены. Это абсолютно нормально, если клиент хочет продать квартиру быстро. В договоре надо прописать порядок отчётности агента за свои действия. Например, риелтор будет обязан присылать ссылки на размещённые объявления или скриншоты».

Если возможное снижение цены не обсуждалось и агент настаивает на этом, не приводя убедительных доводов, стоит насторожиться.

«Недобросовестный риелтор не рассматривает продажу жилья как многокомпонентную задачу и использует только один инструмент — демпинг, — отмечает Мария Литинецкая. — Профессионал обязательно объяснит, почему квартира не продаётся и что нужно сделать, чтобы на неё стали обращать внимание».

Двойная агентская комиссия

Некоторые агенты пытаются получить комиссию за свои услуги и от собственника, и от покупателя, скрывая этот факт от сторон. Сделки срываются, потому что покупатели, которые не заинтересованы в выплате комиссии агенту, уходят.

Как бороться?

Сначала разберёмся, кто вообще должен оплачивать услуги агента. Есть общее правило, что комиссию выплачивает тот, кто риелтора нанял (это может быть как продавец, так и покупатель). Часто на сделку каждая из сторон выходит со своим агентом, каждый из которых получит комиссию. Бывает также, что сделку ведёт один риелтор. Тогда вопрос об оплате его услуг решается по договорённости сторон: либо деньги отдаёт кто-то один, либо комиссия разбивается пополам.

«В Москве на вторичном рынке жилья условия сейчас диктует покупатель, — отмечает Михаил Куликов. — И мы наблюдаем усиление тенденции, характерной для западного рынка недвижимости, когда именно собственники, а не покупатели, оплачивают услуги риелторов. Кроме того, эксперты предполагают, что в будущем на „вторичке“ распространится ещё один западный тренд: размер комиссионных будет закладываться в стоимость предложения недвижимости, указываемую в объявлении о продаже».

Однако случается, что агент пытается взять комиссию с обеих сторон — с каждой в размере 100%. Такая ситуация возможна с агентами, которые изначально привлекают клиентов относительно небольшими комиссионными. Подобную схему сейчас используют редко: покупатели стали информированнее и осторожнее. Но недобросовестные агенты всё-таки находят наивных клиентов и врут им, что без комиссии квартиру не продадут, убеждают, что это норма, «это так везде работает».

«Все вопросы по поводу взаиморасчётов необходимо задать риелтору перед подписанием договора, — советует Мария Литинецкая. — Однако клиенту сложно проконтролировать, будет ли агент соблюдать соглашение».

Чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше выбирать риелтора по рекомендациям или в крупном агентстве, которое давно работает на рынке и следит за своей репутацией. А ещё опросить нескольких агентов о стоимости их услуг, чтобы иметь представление о приемлемом размере комиссии в вашем городе (например, в Москве комиссионные риелторов составляют в среднем 3–5% от суммы сделки). Если предлагаемая комиссия подозрительно низка, стоит насторожиться и, возможно, не связываться с этим агентом.

Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Юля Мрачненько.

Источник

Как не попасть на недобросовестного риелтора: 7 правил

Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть фото Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть картинку Если риэлтор плохо работает что делать. Картинка про Если риэлтор плохо работает что делать. Фото Если риэлтор плохо работает что делать

Каждый хоть раз в жизни обращался к услугам риелторов. Но сейчас работа таких специалистов на законодательном уровне никак не регулируется с точки зрения государственной аттестации и лицензий. По сути, любой может оказывать риелторские услуги. Поэтому есть шанс столкнуться с непрофессионалом или даже мошенником.

Вместе с экспертами рассказываем, как этого избежать.

Правило 1. Экспресс-мониторинг

Прежде чем воспользоваться услугой риелтора, нужно удостовериться, что перед вами профессионал. Выбор грамотного специалиста актуален и для продавца, и для покупателя недвижимости. Для этого необходимо сначала провести экспресс-мониторинг, советует директор по поддержке риелторского бизнеса ГК «Миэль» Юлия Федулаева. «В крупных агентствах с многолетним опытом есть колл-центры, куда можно позвонить и узнать, действительно такой специалист работает в компании. В любом агентстве клиенту помогут по звонку подтвердить личность агента», — отметила она.

Еще можно изучить профиль в социальных сетях, персональную страницу на сайте агентства, в котором работает риелтор, почитать отзывы о нем, запросить резюме. Также можно проверить, состоит ли специалист в какой-либо профессиональной организации (например, Гильдии риелторов Москвы), включен ли он в реестр Российской гильдии риелторов. Принадлежность к профессиональному сообществу означает, что специалист как минимум прошел определенные фильтры, имеет аттестацию и удостоверение.

Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть фото Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть картинку Если риэлтор плохо работает что делать. Картинка про Если риэлтор плохо работает что делать. Фото Если риэлтор плохо работает что делать

«Сейчас в России нет официального реестра риелторов. Чтобы стать им, не нужно получать лицензию или вступать в саморегулируемую организацию. Можно добровольно получить сертификат на соответствие риелторских услуг требованиям. Информация о сертифицированных риелторах находится на сайте Российской гильдии риелторов. Но даже сертификация риелтора не дает 100%-ной гарантии потребителю», — отметила юрист адвокатского бюро Asterisk Анастасия Гежина.

Правило 2. Страхование ответственности

Любые отношения клиента и агента должны быть закреплены договором. В нем нужно указать ответственность риелтора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. «Иначе будет сложно доказать, что риелтор участвовал в сделке. Если же договор заключается с агентством недвижимости, важно узнать, застрахована ли его профессиональная ответственность. Это должно быть подтверждено страховым полисом, что обеспечит максимальную защиту интересов покупателя», — отметила член Ассоциации юристов России (АЮР) Ольга Эттлер.

Страхование профессиональной ответственности риелторов позволяет снизить риски возможного ущерба сделок с недвижимостью. Поскольку даже добросовестный риелтор может по каким-то причинам не получить всю информацию об объекте недвижимости, из-за чего в будущем сделка может быть оспорена. Также можно застраховать титул на квартиру. Титульное страхование снижает риски покупателя, что в дальнейшем договор купли-продажи будет оспорен. К таким рискам относятся:

Правило 3. Выписка и время на изучение договора

Самому покупателю до выхода на сделку следует получить выписку из Росреестра на квартиру. Юристы рекомендует заказывать расширенную выписку: она позволит проверить текущего собственника, предыдущих владельцев, цепочку перехода прав на квартиру и существующие обременения (залоги, аресты).

Также необходимо детально изучить договор. Заранее попросить у продавца проект договора и разумное время, чтобы прочитать его и посоветоваться с юристами. «Черные риелторы» предпочитают не работать с дотошными покупателями. Если вы возьмете тайм-аут для консультации с юристом, «черный риелтор» с высокой вероятностью выйдет из сделки», — отметила Анастасия Гежина.

Правило 4. Осмотр квартиры и задаток

Обязательно нужно осмотреть квартиру вместе с продавцом. Если квартира продается с мебелью или техникой — составить опись. «Черные риелторы» зачастую не имеют доступа к квартире, которую они продают. Настоять на совместном осмотре квартиры — хороший способ обезопасить себя от незаконной сделки», — советует юрист Asterisk.

Также не стоит вносить деньги за квартиру до подписания договора. Недобросовестные продавцы часто требуют от покупателей внести задаток на самом старте переговоров — до осмотра квартиры и согласования договора. Обычно это мотивируется высоким спросом на конкретную квартиру и большим количеством претендующих на нее покупателей.

Оставлять задаток или аванс стоит, если покупатель проверил собственника, осмотрел квартиру и точно намерен ее покупать. Но и их передачу тоже нужно документально подтвердить. Юристы рекомендуют письменно согласовать с продавцом природу платежа (задаток или аванс) и его судьбу в случае, если договор не будет заключен. Обычно это оформляется соглашением о задатке или предварительным договором.

Правило 5. Заниженная цена

Особое внимание эксперты советуют обращать на стоимость недвижимости и не соглашаться на сделку, в которой цена квартиры будет искусственно занижена до кадастровой. «Ваши потенциальные убытки составят разницу между реально уплаченной за квартиру ценой и договорной. Например, в договоре указана цена квартиры — 10 млн руб., а фактически вы передали продавцу за нее 40 млн руб. В случае судебного спора вы сможете взыскать с продавца только 10 млн руб. Ваши убытки в этом случае составят 30 млн руб.», — пояснила юрист из Asterisk.

Также покупателя или продавца должна насторожить низкая стоимость услуг самого риелтора, добавила Юлия Федулаева из «Миэль». Например, комиссия риелтора при сделках купли-продажи составляет 3% от стоимости квартиры. «Хороший специалист не работает на демпинге, и зачастую у него комиссия выше среднего по рынку», — отметила эксперт.

Правило 6. Поведение риелтора

Профессиональный риелтор никогда не будет запугивать своих клиентов и продавливать их как можно скорее выйти на сделку. Если риелтор ведет себя таким образом, то с ним лучше вообще не иметь никаких дел или, если совместная работа уже началась, прекратить сотрудничество, советует директор департамента вторичного рынка риелторской компании «Инком-Недвижимость» Михаил Куликов.

Помимо консультации потенциальных продавцов и покупателей, подбора подходящих вариантов, проведения юридической экспертизы объекта недвижимости, риелтор выступает также в качестве психолога, который должен уметь урегулировать конфликты между всеми участниками сделки. «Поэтому всегда нужно помнить, что задача опытного специалиста — не играть на нервах клиентов», — отметил представитель «Инком-Недвижимости».

Недобросовестных продавцов выдает следующее поведение:

Правило 7. Заключение сделки у нотариуса

Еще одна рекомендация — привлечение нотариуса, который отвечает за юридическую чистоту сделки. При подготовке сделки он проверит дееспособность сторон, правомерность владения квартирой продавцом, наличие согласие супруга продавца на продажу квартиры. Это поможет снизить риски, которые могут возникнуть при покупке. Более того, «черные риелторы», как правило, не работают с нотариусами. Но в редких случаях они могут вступить с ними в мошеннический сговор.

Также необходимо помнить, что одна из основных задач риелтора — тщательно проверить юридическую историю квартиры, и если возникнут сомнения, постараться отговорить клиентов от покупки именно этого объекта, добавил Михаил Куликов из «Инком-Недвижимости». Если покупатели понимают, что агент по недвижимости не занимается своими прямыми обязанностями, то от его услуг также надо отказаться, подытожил он.

Источник

Как отвечать недовольным клиентам в недвижимости: советы от профи

По статистике Мишеля Завадского, 80% недовольных клиентов становятся лояльными, если продавец вовремя исправляет ситуацию. В работе риэлтора действуют те же законы. Портал «Полезная площадь» выделил самые частые причины недовольства. Давайте их разберем и посмотрим, как себя вести, если клиент недоволен риэлтором и как превратить недовольного в лояльного.

Услуги риэлтора слишком дорогие

Риэлтор Святослав Голованов утверждает, что такое недовольство появляется, когда клиент не видит выгоды в услугах риэлтора. Он знает, что есть агенты, которые берут меньше, и не понимает, за что переплачивает. Если риэлтор оценивает свою работу выше остальных по рынку, то должен уметь обосновать цену.

Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть фото Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть картинку Если риэлтор плохо работает что делать. Картинка про Если риэлтор плохо работает что делать. Фото Если риэлтор плохо работает что делать

Святослав Голованов, риэлтор:
— Моя комиссия 6-10%, и многие клиенты считают, что это дорого. Тогда я спрашиваю, с чем они сравнивают: «Я продам вашу квартиру на 30% дороже, чем другие агенты или вы сами. А если плюс к этому я сэкономлю ваше время и продам ее всего за 2-3 недели, то 10 % — это дорого?» Я делаю то, что не делают другие риэлторы, поэтому мне платят столько, сколько я скажу.

Квартира слишком медленно продается

Как работать с недовольными клиентами в этом случае? Во-первых, подробно рассказать, что вы делаете для того, чтобы квартира продалась: где и как рекламируете, сколько показов провели и сколько звонков поступает, расскажите о возражениях потенциальных покупателей. А во-вторых, если в стране кризис или другие объективные причины низкого спроса на жилье, то скажите о них прямо и предложите выход.

Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть фото Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть картинку Если риэлтор плохо работает что делать. Картинка про Если риэлтор плохо работает что делать. Фото Если риэлтор плохо работает что делать

Святослав Голованов, риэлтор:
— Я часто сталкиваюсь с такой проблемой, что рекламы много, цена не завышена, в объявлении качественные фото и видеоматериалы, но звонков нет. Клиент видит мой труд и надеется на скорейшую продажу, которая затягивается. Такая ситуация бывает на падающем рынке или в несезон. Тогда я объясняю клиенту, в чем дело, и предлагаю снизить цену.

Обещали квартиру мне, а досталась она другому

Такое недовольство может возникнуть по вине самого клиента, если он что-то скрыл или не так понял. Эксперт портала «Полезная площадь» приводит пример из практики, когда покупатели пришли в агентство с «чистыми деньгами» и попросили подобрать им двухкомнатную «брежневку». Подходящая квартира нашлась тут же, причем продажа была срочной. Но покупатели развели руками и сказали, что деньги у них будут, когда продадут свою квартиру. Для «брежневки» пришлось быстро искать другого покупателя, а первым горе-покупателям объяснять, что «чистые деньги» на языке риэлторов означает наличие нужной суммы и готовность выйти на сделку хоть завтра. Если вашей вины в случившемся нет, то при общении с недовольным клиентом в сделках по недвижимости не позволяйте скинуть ее на вас — он должен понять, в чем допустил ошибку.

Портал «Полезная площадь» приводит пример другой ситуации: когда продавец уже договорился о сделке с покупателем, а потом заключил ее с другим, не предупредив ни покупателя, ни его риэлтора. Как успокоить недовольного клиента-покупателя в этой ситуации? Найти для него другую квартиру.

Быстрее всего это можно сделать с помощью специальной программы, например, отраслевой CRM-системы для риэлторов. Если вы еще не работаете в такой, то при выборе обязательно проверяйте, доступна ли в ней интеграция с парсером — сервисом, который ищет подходящие объекты по всем сайтам недвижимости. Расскажем, как работает эта функция, на примере отраслевой программы SalesapCRM.

Система интегрирована с сервисом Inpars. Чтобы найти с его помощью нужный объект, риэлтору не надо заходить на сайт и оплачивать на доступ. Он прямо в системе указывает нужные параметры в поиске, и CRM за несколько секунд подбирает подходящие варианты с 14-ти популярных сайтов.

Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть фото Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть картинку Если риэлтор плохо работает что делать. Картинка про Если риэлтор плохо работает что делать. Фото Если риэлтор плохо работает что делать Так выглядит форма запроса на поиск объектов в SalesapCRM

Нужное объявление можно сохранить в системе и в 1 клик оформить в PDF-файл со всеми данными и тут же отправить покупателю на почту или распечатать.

Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть фото Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть картинку Если риэлтор плохо работает что делать. Картинка про Если риэлтор плохо работает что делать. Фото Если риэлтор плохо работает что делать Так в SalesapCRM формируется презентация объекта прямо из его карточки

Вы риэлтор, и вам надоело тратить время на рутину?

Автоматическая выгрузка объявлений, парсинг объектов, создание документов по шаблону, запись звонков и отправка sms.

Удержания за задолженность в ЖКХ

Святослав Голованов говорит, что задача агента — заранее предупредить клиента-продавца о том, что задолженность по ЖКХ должна быть погашена до заключения сделки.

Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть фото Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть картинку Если риэлтор плохо работает что делать. Картинка про Если риэлтор плохо работает что делать. Фото Если риэлтор плохо работает что делать

Святослав Голованов, риэлтор:
— Если клиент не может погасить долги до сделки, то проблему можно решить через дополнительное Соглашение с ТСЖ. В Соглашении указывается срок, в течение которого продавец должен погасить долг. Если он не выплачивает всю сумму в установленный срок, то ТСЖ подает на него в суд.

Бардак в новой квартире

Выносить ненужные вещи и убирать мусор должен продавец, но не все хотят это делать. Понятно, почему клиент-покупатель недоволен: он рассчитывал сразу заехать в квартиру, а оказывается, что придется еще чужой мусор выносить.Чтобы таких ситуаций не возникало, риэлтор должен заранее предупредить продавца, в каком состоянии он должен отдать квартиру.

Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть фото Если риэлтор плохо работает что делать. Смотреть картинку Если риэлтор плохо работает что делать. Картинка про Если риэлтор плохо работает что делать. Фото Если риэлтор плохо работает что делать

Святослав Голованов, риэлтор:
— Перед подписанием договора купли–продажи составляется Дополнительное соглашение, в котором указывается, что продавец выносит из квартиры, а что оставляет. Конфликт между продавцом и покупателем может возникнуть, если риэлтор не составил этот документ. В любом случае агент решает этот вопрос с продавцом, а не с покупателем. Перед тем, как выставлять квартиру на продажу, мы с клиентом сразу готовим ее: выносим лишнюю мебель, убираем мусор, чтобы новый собственник мог заселиться в любой момент, и у него не возникло претензий к продавцу. Такой способ подготовки квартиры не только помогает избежать конфликтов, но еще ускоряет ее продажу и повышает цену. Это одна из причин, почему мои квартиры всегда продаются быстро и дорого.

Когда клиент крайне недоволен, успокаивающих слов бывает недостаточно. Нужно понять причину недовольства, разобраться, что агент делает не так и исправить ситуацию как можно скорее. О том, как работать с клиентами, продавать быстрее и избежать неприятностей при сделке купли-продажи, читайте в нашем блоге.

Автор: Ирина Изендимирова

Хотите эффективнее работать с недвижимостью?

Источник

7 ситуаций, которые могут возникнуть при покупке или продаже квартиры через риелтора

Опыт читателей Т⁠—⁠Ж

Когда сделку сопровождает риелтор, кажется, что можно доверить ему все и ни о чем не думать.

Правда, придется заплатить немаленькую комиссию, а сам специалист может оказаться не очень компетентным. Читатели Т⁠—⁠Ж рассказали о своем опыте покупки или продажи недвижимости через посредника.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Мы хотели провести сделку самостоятельно, так как банк выставил весь перечень документов, а форму договора можно найти в интернете. Но риелторы как пиявки привязываются к продавцам квартиры, особенно к тем, кто не очень разбирается в документах и процедурах.

Будущую квартиру смотрели вживую в выходной день, когда дома было максимальное количество соседей. Хотелось понять, какая слышимость, и порасспрашивать их о доме. На следующей неделе мы передали задаток и подписали договор об услугах риелтора и предварительный договор купли-продажи. Наша риелтор выглядела крайне уверенно, а мы с продавцом немного нервничали. Но все прошло вполне приятно.

Сделку оформили электронно, так как продавцу нужно было срочно приобретать квартиру в соседнем городе. Услуга электронной регистрации стоила 5900 Р и снижала нам ставку по ипотеке на 0,3%. Решили разделить эту сумму пополам.

Сначала риелтор расположила нас к себе спокойным и уверенным видом: она легко отвечала на наши многочисленные вопросы и на просмотре, и когда мы заключали предварительный договор и отдавали задаток. Но потом, по телефону, мы будто перестали понимать друг друга. Нашли альтернативу длинным пустым разговорам по телефону и стали общаться по смс.

При сборе и подготовке документов мы поняли, что риелтор просто зарабатывает на нас деньги, а какие-либо наши правки в договор купли-продажи вносить не хочет: все было просто на словах. Мы решили не усложнять ситуацию. Но если бы устные обещания она не исполнила, то стали бы настаивать, чтобы она переделала договор.

Покупатель был с агентом, но последнего мне пришлось выгнать. Эта женщина пыталась нагло торговаться и давить.

Я чувствовал клиента и понимал, что он готов брать квартиру, а риелтор все только портит.

Наша покупка тоже прошла ровно. Правда, в процессе регистрации пришлось гавкнуть на Росреестр: был уже конец года, а нам нужно было оформить все в одном отчетном периоде. Иначе мы могли попасть на налоги при продаже недвижимости, которая была в собственности менее пяти лет.

В 2020 году я продала малогабаритную однушку с ремонтом, который делали своими силами, в пригороде Ставрополя.

Решение продать квартиру созрело два года назад. Я давно хотела переехать в Краснодар, но постоянно откладывала. Думала сделать ремонт, вынести старую мебель и прибраться. Работы было так много, что и начинать не хотелось. В итоге решила ничего этого не делать. Приехала и сфотографировала квартиру как есть: с пылью на тумбочке, старым ковром и неопрятной мебелью.

Выставила объявление на «Авито» и «Юле». За пару дней поступило больше сотни звонков. Все, чем я занималась, — отвечала на них и рассказывала про свою квартиру. Нагрузка была выше, чем у операторов колцентров.

А себе взамен купила квартиру в Краснодаре — большей площади и в хорошем районе. Правда, пришлось взять ипотеку, но на довольно выгодных условиях: первый год без процентов, остальные четыре — под 6,5% годовых. Планируем погасить кредит уже в этом году.

Во время пандемии я продал двухкомнатную квартиру в Тюмени площадью 68 м². Объявление размещал самостоятельно и через риелторов. Но тогда им мало кто интересовался, хотя на тот момент ограничений на сделки с недвижимостью не было.

Поиск покупателя занял полгода, в итоге его нашел риелтор. Стоимость услуг агента — 2% от суммы сделки, но мне сделали скидку 10%, так как услуги самого агентства мне не были нужны.

Я установил стоимость квартиры на 200 000 Р больше, поскольку предполагал, что будет торг. Но ей стали интересоваться только после сильного скачка цен, поэтому в итоге за эту же цену я ее и продал. Пришлось только отдать комиссию агенту.

Просмотрели около 15 вариантов в период с мая по август 2020 года. Поражало, что за убитые «хаты» — иначе не назовешь — просили уже по 16—18 млн рублей. Хотя год назад такие и за 14 млн были никому не нужны. На рынок вынесло много квартир с ужасными переделками. Например, в одной протекал водяной пол на кухне. Он был замурован в кафель, и запах от этого был умопомрачительный.

Апогеем было объявление, в котором цену на обычную квартиру в панельке одномоментно подняли на 5 млн рублей — с 15 млн до 20 млн рублей.

Окончания сделки ждали долго, я даже думала, что она не состоится. Продавец, его дети и родители по очереди перенесли ковид, причем он сам болел тяжелее всех. От начала до конца сделки прошло долгих шесть месяцев с тонной нервяка и злости.

Квартиру смотрели вживую, все документы оформляли лично. Я сама подготовила договор задатка на крупную сумму — именно это и позволило купить жилье по фиксированной цене. Иначе, пока мы ждали сделку, продавец мог бы накинуть еще 3—4 млн рублей, поддавшись ажиотажу. Хорошо, что риелтор попался бестолковый. Обычно все они категорически против оформления задатка, если работают со стороны продавца. Только аванс, который можно вернуть и таким образом оставить покупателя с носом.

В итоге приобрели именно то, что хотели. Я ни минуты не жалела о покупке. А по сравнению с тем, какими были цены на аналогичные квартиры в конце 2020 года, да и остаются сейчас, можно сказать, что мы взяли ее очень недорого. Хотя, конечно, до пандемии сэкономили бы еще 500—600 тысяч.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *