Если с венкой в стынь и звень что это значит

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» (С. А. Есенин)

В последние годы своей жизни Есенин был достаточно измотанным, «усталым», но именно в данный период из-под его руки вышло много произведений. Сергей Александрович чувствовал, что времени осталось немного… Спешил…Многомудрый Литрекон проанализировал одно из последних стихотворений Сергея Есенина, стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…», и предлагает ознакомиться с его разбором ниже.

История создания

Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…» было написано в октябре 1925 года. 20-е годы в творчестве Сергея Есенина считаются очень плодотворными. В этот период созданы такие произведения, как «Анна Снегина», «Шаганэ, ты моя Шаганэ…», «Отговорила роща золотая…», «Пускай ты выпита другим…» и другие. В это время в произведениях появляются «надрывистые» ноты, ноты отчаяния и прощания.

1924 и 1925 годы у Сергея Есенина прошли в разъездах. Он несколько раз посетил Кавказ, достаточно часто ездил на свою малую родину – село Константиново. Тема Родины проходит красной нитью через всё творчество поэта, именно поэтому он так часто посещал место, где родился, вырос. Это источник его вдохновения. Есенин – поэт с крестьянской душой!

Говорят, что последняя поездка Сергея Александровича Есенина не удовлетворила его. Но по стихотворным строкам можно сделать другой вывод, что поэт испытал глубокую радость, покой и благоговение, посетив Константиново. Его одолела гордость, что он здесь родился, вырос.

Жанр, направление, размер

Жанровая принадлежность произведения «Мелколесье. Степь и дали…» — лирическое стихотворение. Произведения данного жанра являются отражением эмоционального состояния поэта в определенный период. Возможны некие погружения в глубины сознания, рассуждения, но не настолько глубокие, как в стихотворениях философской направленности. Здесь, скорее всего, ключевым моментом является отражение чувств, возникших внезапно, как реакция на что-то «обыкновенное», но очень значимое для автора.

Творчество Сергея Есенина — это что-то бесконечно искреннее, сердечное. Его произведения порождают, зажигают чувство патриотизма, любви к своей Родине, что особенно важно в нынешнее время.

На момент написания данного стихотворения Есенин уже давно не является имажинистом. Но некоторые черты все же объединяли его с ними – это образность и свобода, приобретшие у Есенина более «наполненную», осмысленную сущность.

Размер стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» – четырехстопный хорей. Рифмовка перекрестная с чередующимися женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…» состоит из 7 строф. Смысловых частей также 7, они соответствуют строфам.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» — сам поэт. Он едет по знакомой местности, по родной дороге, ведущей к дому. Лирический герой находится в движении, он путник – эта особенность характерна для лирического героя всех произведений поэта. Он может путешествовать по местности, а может путешествовать в памяти, в мыслях. В данном случае поэт едет домой, периодически ныряя в воспоминания, путешествуя по миру чувств и эмоций.

Основной темой есенинского творчества можно считать тему Родины. Все образы связанны также с ней.

«Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество» (С. А. Есенин)

Основным образом разбираемого стихотворения является малая Родина. Есенин описывает «мелкие», но значимые детали, звуки, дополняющие основной образ.

Во всех произведениях Сергея Александровича прослеживается ряд определенных символов. В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…» встречаются некоторые из них.

«Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.»

Луна – один из часто встречающихся образов. Символизирует она изменение, преобразование, также является символом постоянного возвращения, повторяющихся процессов, а также символом материнства. Все эти объяснения сопоставимы с произведением Есенина.

Лирический герой едет домой, к родному, к родным, к истокам, видит что-то очень знакомое, но уже изменившееся. Луна проникает всюду, то есть лирический герой чувствует что-то наподобие ностальгии от всего увиденного, услышанного.

Стоит отметить, что степь – это тоже достаточно распространенный есенинский образ. Степь для поэта – это символ Родины, символ нерушимого.

Дорога является распространенным образом у поэтов. Лирический герой Есенина – путник, значит, следует обратить особое внимание на характеристику дороги.

Что это значит? Дорога – символ жизненного пути, судьбы. В произведении к ней употреблен эпитет «неприглядная», то есть непривлекательная, также поэт сразу признается в бесконечной любви к ней, то есть путь сложный, но изменить автор его бы не хотел.

Особое отношение у поэта к деревьям. В данном произведении встречаются образ осины и образ березы. Осина в фольклоре является символом горя, а береза – символ девичьей чистоты и красоты.

У Есенина слышны «звоны мерзлые осин», то есть можно предположить, что вспоминаются некие горестные моменты, но очень отдаленно, они «мерзлые».

Про березы автор пишет следующее:

«Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.»

Береза для Сергея Есенина является символом любви к Родине, то есть поэт настолько любит, настолько восхищается просторами родной страны, родного края, что готов расцеловать «ножки березы».

Обратимся еще к одному образу – образу гармони. Гармонь сама по себе является частью русского деревенского быта. Более того она – любимый инструмент Сергея Есенина. В юности поэт даже хотел издать книгу под названием «Гармоника».

Все произведения поэта очень музыкальны, многие из них переложены на музыку, в стихотворениях часто встречаются упоминания, уточнения о звуках. Все это говорит о любви поэта к музыке. И не удивительно, ведь в его семье все пели, а дедушка и мама играли на гармони. Гармонь является символом России, символом провинций.

Данные строки не очень лестно отзываются о гармони с одной стороны, но с другой – гармонь здесь выступает одной из причин, которые удерживают молодое поколение в малых селеньях, то есть автор практически «признается ей в любви», благодаря за вдохновение и силу действия на душу человека.

Темы, проблемы, настроение

Тема произведения «Мелколесье. Степь и дали…» – любовь к Родине. Данная тема является главной в творчестве поэта. Даже в любовной лирике присутствует образ родных пейзажей, дух родного края.

В ранний период творчества Сергея Есенина Родина – это село Константиново, где поэт родился, вырос, позднее Родина «расширила свои границы», поэт стал «гражданином всего мира».

Проблематикой произведения «Мелколесье. Степь и дали…» можно считать незримую, но такую ясную и вечную связь со своей малой Родиной, которую поэт ощущал, которую ощущает каждый из нас. Для поэта родное село – это источник жизни, источник вдохновения.

Настроение стихотворения достаточно спутанное. Оно наполнено радостными чувствами, нежностью и трепетом, но последняя строфа добавляет в общую палитру цвета сожаления.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…», ответ на проблематику произведения — это последняя строфа.

В данном четверостишии выражены и любовь к родному краю, и благодарность, и сожаление, и смирение. Многие люди настолько любят этот край, что не едут покорять столицу, и ни о чем не жалеют. Однако эту любовь, выраженную в звуках гармошки, автор сравнивает с отравой. Жители этих мест больны парадоксальным чувством к родному краю, которое не отпускает их в путь. И дорога-то неприглядна, и места эти бесприютны, но люди любят именно это место, предпочитают его большим возможностям и перспективам. Двойственность образа гармошки и мелколесья — это и есть смысл стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…». Автор показывает обе стороны медали, не отдавая ни одной предпочтения. С одной стороны, люди любят свою малую Родину, и она придает им силы. С другой, она же и ограничивает их в поисках себя. Есенин выбрал дорогу за пределами родного села, он реализовал свой потенциал, но стал ли он от этого счастливее? Вот вопрос, который мучал автора до конца его дней.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…» дополнят анализ по плану:

«У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.»

Источник

Если с венкой в стынь и звень что это значит

Традиционно понятие «заумь» связывается с самым радикальным крылом русского поэтического авангарда, к которому Есенин, как известно, относился резко отрицательно.

В среде поэтов и филологов начала ХХ века была чрезвычайно популярна идея о принципиальном отличии поэтической речи от обыденной. Предельным выражением расподобления поэтического и обиходного языка стала заумь.

Категория заумности исторически изменчива. Новая семантическая система часто воспринимается как бессмыслица.

Объем понятия «заумь» тоже варьируется. Мандельштам, например, относит к «зауми» всякое нарушение автоматизировавшейся связи между синтаксическими и логическими структурами. [Ронен, С. 41] В таком широком смысле понятие «заумь» применимо, на наш взгляд, к поэзии Есенина.

Из декларации заумного языка и последующих исследований Ю. Тынянова, В. Шкловского, Г. Винокура, Ж-Ф. Жаккара можно выделить следующие функции зауми:

Традиционно выделяется 3 вида зауми: фонетическая (чистая заумь), семантическая (смысловая запутанность фразы), синтаксическая (пропуск частей предложения, своеобразное расположение, несогласованность).

«Темные места» в лирике Есенина можно разделить на 2 вида: затемненная семантика слов и синтаксически неправильное построение фразы.

Диалектная лексика у Есенина стилистически не маркирована. Часто читатель даже не замечает, что ему приходится подбирать значение для непонятного слова, исходя из его фонетической формы и контекста. Не всегда «угаданное» значение соответствует действительному.

Под окном от скользких елей
Тень протягивает руки.

Тихих вод парагуш квелый
Курит люльку на излуке. [Есенин, т.1, С.79].

Как пишет Н. Шанский в статье «Трудные строки лирики С. Есенина», это «совершенно непонятное, темное восьмистишие». Оказывается, «в санках озера» означает «по краем озера», слово «парагуш» не означает ничего, так как это – опечатка. Правильно было «карагуш квелый» – название птицы. [Шанский, С. 65]. Показательно, что эта опечатка воспроизведена во многих изданиях, так как для большинства читателей эти строки лишь набор звуков, то есть заумь.

Чем руководствуется поэт, осуществляя свой окончательный выбор, часто остается загадкой. Далеко не всегда он делает выбор в пользу смысла.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень. [Есенин, т.1, С.201]

В черновиках можно найти содержательно более прозрачные варианты: «если бойко в стынь и звень» и «если рядом в стынь и звень».Очевидно, что выбор не обусловлен потребностями версификации. Возможно, поэт чувствовал, что непонятное слово не станет для читателя непреодолимым препятствием, так как наполнится «кажущейся семантикой» [Тынянов, С. 117-168].

В начале 20-х годов Есенин сознательно отказывается от использования диалектных слов и декларирует необходимость быть понятым. Однако непонятные слова не исчезают из его лирики совсем и к ним прибавляются «темные места» другого характера. Именно в эти годы в произведениях Есенина можно встретить синтаксически неправильное построение фразы, особенно резко выделяющееся на фоне афористичного стиля «позднего» Есенина. Вторжение зауми как структуры во вполне традиционный текст динамизирует форму.

Смешная жизнь. Смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище усеян сад
В берез изглоданные кости. [Есенин, т.1, С.145]

Очевидно, это должно означать: сад, как кладбище, усеян ветками берез. Чтобы это понять, требуется изменить падеж и убрать предлог. «В новом лес огласиться свисте»[Есенин, т.1, С.116], что означает: лес огласиться новым свистом. Читателю приходиться вдумываться в смысл фразы и, меняя ее синтаксическое построение, самому участвовать в создании лирического произведения. Неправильное построение фразы не позволяет скользить по поверхности, препятствует автоматическому восприятию текста. В лирике Есенина встречается пропуск частей предложения, которые можно заметить только при вдумчивом чтении: «Тот, кто хоть раз на земле заплачет – значит удача промчалась мимо»[Есенин, т.1, С.200]. В предложении два придаточных и ни одного главного, поэтому местоимение «тот» как бы «повисает» в воздухе.

Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: лишь сердце потревожь,
Жизнь обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.[Есенин, т.1, С.169]

Начало фразы: «лишь сердце потревожь» подсказывает продолжение: «что тогда произойдет». Настоящие время («жизнь – обман») создает впечатление расколотости фразы.

Такая неполнота заставляет читателя домысливать, что хотел сказать поэт, побуждает его к сотворчеству, придает образу неоднозначность.

Художественные функции «темных мест» в лирике С. Есенина во многом совпадают с функциями заумного языка, оба феномена вызваны стремлением сказать «свое по-своему», [Есенин, т.1, С.368] выделиться из среды, снять автоматизм восприятия, привлечь читателя к сотворчеству, активизировать его роль. Как видим, Есенин не был чужд общим тенденциям развития поэтического языка в начале XX в.

Источник

Стихотворение и анализ «Мелколесье, степь и дали…»

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень.

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Краткое содержание

Если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть фото Если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть картинку Если с венкой в стынь и звень что это значит. Картинка про Если с венкой в стынь и звень что это значит. Фото Если с венкой в стынь и звень что это значит

Т. Быкова. Дорога домой. 2012

Поэт рассказывает о том, что над мелколесьем светит луна. Он едет в санях по зимней дороге, которая им очень любима, но неприглядна. Автор слышит, как «рыдают» бубенцы. Сани пролетают мимо «мёрзлых» осин. Наблюдая за пейзажем, открывающимся ему, поэт замечает, что он «крестьянский сын». Много лет назад автор покинул родные места, уехал в город, чтобы обрести известность. Но, невзирая на унылые картины родной местности, он готов целовать каждую берёзу на пути следования домой. Глаза поэта застилают слёзы: он осознаёт, что рядом будет веселиться юность деревенская. Автор делает вывод, что под «вой» гармошки пропала не одна молодость.

История создания

Поэт в ранней юности решил уехать из отчего дома. Есенину удалось быстро завоевать творческое признание в литературных кругах, но город не смог затмить его крестьянскую душу. В 1925 г. автор отправился на свою малую родину, в село Константиново. Данное стихотворение Есенин написал по воспоминаниям об этой поездке. Увиденные во время путешествия картины окружающего мира пробудили в памяти поэта детские и юношеские воспоминания. Он был сильно разочарован увиденными переменами но, невзирая на это, продолжал любить родное село.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности это пейзажная лирика. В произведении присутствуют явные признаки реализма, имажинизма и романтизма. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Композиция произведения простая, линейная. Поэт создал стихотворный монолог, повествующий о глубокой любви к малой родине. Выделяются несколько семантических частей:

Образы и символы

В произведении представлено немало образов, способствующих раскрытию основной темы стихотворения:

Темы и настроение

Автор раскрывает тему искренней любви человека к его малой родине, отчему дому. Тема раскрывается путём монолога лирического героя: поэтическое «Я» здесь полностью автобиографично. Монолог позволяет раскрыть тему любви поэта к родному селу и подводит его к выводу, что известность – это ничто, в сравнении с любовью к «чахленькой местности».

Основная идея

Есенин написал эти проникновенные строки для того, чтобы донести для нас идею, что каждому человеку дорог родной край, где он появился на свет и вырос. Произведение учит любить родину, ценить простую красоту родного края, не забывать свои корни. Также автор доносит идею о том, что не следует тратить жизнь на гонку за эфемерной славой.

Средства выразительности

Есенин использует широкую палитру выразительных средств:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *