Если сделал ошибку в намазе что делать
Как быть, если ошибся во время намаза?
Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.
Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.
Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).
Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.
Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.
От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ
«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)
То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.
А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.
Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.
Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.
Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.
Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.
Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.
Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.
Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.
Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.
Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка, то в конце намаза перед «Салямом» желательно (сунна) дважды совершить земной поклон – «садждату-ссахви», и только после этого произносят «Салям» и завершают намаз. Даже если вы закончили совершение намаза и только после «Саляма» вспомнили, что допустили ошибку (но не совершили действие, нарушающее намаз, и после «Саляма» не прошло время больше, чем необходимо для совершения двух ракаатов), то и тогда можете совершить «садждату-ссахви» и после этого еще раз произносите «Салям».
«Садждату-ссахви» совершают, если пропущен хотя бы одно из важнейших рекомендуемых действий намаза. Например, если в утреннем намазе забыли прочитать молитву «Кунут» или в 3-х или 4-х ракаатном намазе забыли прочитать в первый раз «Ташаhhуд» после второго ракаата и случайно встали (в данном случае, если вы не являетесь следующим за имамом (маъмумом), то нельзя возвращаться к чтению «Ташаhhуда», а необходимо продолжить третий ракаат, ибо нельзя прерывать рукн ради выполнения сунны).
Если вы завершили намаз и после этого вспомнили, что пропустили один рукн или ракаат, то вы встаете и совершаете дополнительный ракаат (если не прошло много времени) и перед «Салямом» совершаете «садждату-ссахви». А если прошло много времени, то вы заново совершаете весь намаз.
Если при совершении намаза у вас возникли сомнения в количестве совершенных ракаатов, то останавливаетесь на меньшем числе ракаатов (считаете, что совершили меньшее число ракаатов) и, исходя из этого решения, совершаете оставшееся число ракаатов (например, если сомневаетесь 3 или 4 ракаата вы совершили, то считаете, что совершили 3 ракаата, и совершаете еще один ракаат) и в конце намаза, перед «Салямом», совершаете «садждату-ссахви». Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат в намазе, то в этом случае намаз нарушается.
Для «садждату-ссахви» обязательно должны сделать намерение сердцем имам (то есть руководящий коллективной молитвой) и совершающий намаз индивидуально. А тому, кто следует за имамом, необязательно делать это, точнее, он намеревается сердцем непосредственно при вступлении в «садждату-ссахви».
Если в конце намаза намереваетесь совершить «садждату-ссахви», то для чтения «Ташаhhуда» желательно сидеть в позе «ифтираш» (а не «таваррук»).
Совершение «садждату-ссахви» является рекомендуемым (сунна), а не обязательным (фарз) действием, поэтому, если возникнет сомнение – совершать или не совершать «садждату-ссахви», – то его не совершают.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
После каких ошибок в намазе следует совершать саджда-сахв (поклон исправления)?
Саджда-сахв является ваджибом
Вопрос от Васима: Ас-саляму аллейкум. Во время витр намаза (по ханафитскому мазхабу) в конце ду’а Кунут я забыл произнести такбир. Исправляется ли это поклоном исправления или необходимо переделать намаз? И проясните, пожалуйста, вообще после какого рода ошибок в намазе следует делать поклон исправления?
Ответ: Саджда-сахв совершается в конце намаза (после чтения аттахиййата в последнем сидении) для исправления допущенных в намазе ошибок. Такими ошибками являются откладывание выполнения одного из обязательных элементов намаза, невыполнение одного из ваджибов или его откладывание, а также преждевременное совершение какого-либо из элементов намаза.
В соответствии с мнением Ханафитского мазхаба, саджда-сахв является ваджибом и совершается в следующих случаях:
1. Если после суры аль-Фатиха человек совершит рукуг, не прочтя дополнительную суру. Если человек вспомнит об этом во время рукуг, то он должен выпрямиться, прочесть дополнительную суру, а затем заново совершить рукуг. В конце намаза необходимо совершить саджда-сахв.
2. Если человек по забывчивости дважды прочел суру аль-Фатиха.
3. Если во время совершения витр-намаза человек забыл произнести один из такбиров или забыл прочесть дуа-кунут.
4. Невыполнение первого сидения в четырех ракаатном намазе. Если после второго ракаата человек сразу встанет на третий ракаат. В этом случае следует посмотреть: если человек уже полностью встал или близок к тому чтобы встать, то ему уже не следует садиться, а в конце намаза необходимо сделать саджда-сахв. Если же человек еще не встал полностью, то в этом случае следует сесть, тогда саджда-сахв в конце намаза не совершается.
5. Если человек в первом сидении после чтения аттахиййата не встал сразу на третий ракаат, а остался сидеть, продолжая читать салават и дуа. В этом случае также совершается саджда-сахв, так как имеет место задержка выполнения ваджиба.
6. Если в 4-хракаатном намазе после четвертого ракаата человек встанет на пятый ракаат, но вспомнит об этом до совершения саджда, то он должен будет сразу же сесть обратно и после прочтения ташаххуда сделать саджда-сахв. Если же человек в пятом ракаате совершит саджда, то его намаз становится нафиль-намазом, и он должен будет дополнить его шестым ракатом. А фард-намаз необходимо будет совершить заново.
7. Если после прочтения суры аль-Фатиха человек какое-то время будет раздумывать над тем, какую дополнительную суру ему прочесть, то в этом случае в конце намаза он должен будет совершить саджда-сахв. Так как в этой ситуации имеет место запаздывание с выполнением ваджиба. В этом случае за основу берется промежуток времени, необходимый для прочтения одного аята, или совершения рукуг, или саджда.
8. Если в намазе было допущено несколько ошибок, то будет достаточно совершить саджда-сахв один раз.
9. Также необходимо совершить саджда-сахв, если в намазе один и тот же рукн был повторен несколько раз подряд. Например, если в одном ракаате было совершено два рукуг или три саджда.
Исламские новости
Ошибки, обесценивающие намаз
Эти ошибки могут привести даже к недействительности намаза, но бывает, мы даже не знаем о них
1 – Сначала надо очиститься от нечистот. На теле, одежде и месте совершения намаза не должны быть следов нечистот человека и животных или алкоголя.
2 – Совершать намаз в состоянии, когда человек испытывает желание сходить в туалет по малой или большой нужде, порицаемо (макрух).
Совершение намаза в таком состояние не позволяет проникнуться смиренностью (хушу). Но если существует опасность, что время намаза кончиться и придется восполнять малитву, то тогда несмотря ни на что надо совершить ее.
Совершение омовение в спешке, не уделяя должного внимания смачиванию водой всех положенных частей тела, может привести к «намазу без омовения». При этом надо избегать рассеянности и наущений шайтана (васваса). Расточительство воды при омовении запрещено.
4 – Для совершения намаза следует создать необходимую атмосферу
Если очистить разум от посторонних мыслей, а место совершения намаза – от всех предметов, которые могут бросить в глаза и отвлечь внимание, то это поможет получить больше наслаждения от молитвы. Во время намаза мы должны следить за своими глазами, ушами и сердцем.
5 – Намаз – коллективное поклонение, его надо совершать в мечети
Молиться дома разрешено только женщинам. Надо стараться в качестве принципа совершать намаз в мечети. По крайней мере, нужно прилагать усилия, чтобы не было дня, в который вы не посетили бы мечеть.
Нельзя избегать посещений мечетей под тем предлогом, что вас не устраивают или они сами, или имамы. В храмах следует избегать дел, нарушающих царящего в них благоволения или мешающих молящимся. Разговаривать или даже читать Коран так громко, что это отвлекает внимание других людей, не ставить телефон на беззвучный режим – все это противоречит этикету посещения мечети.
6 – Нельзя отделять себе особое место в мечети
Приходить в мечеть в грязной одежде или с запахом изо рта не отвечает правилам исламской морали и запрещено. О таких вещах, как обувь и сумка, забота о безопасности которых может отвлечь внимание, следует позаботиться заранее.
7 – Каждый мусульманин, который находился в мечети, когда там произносили азан, не должен уходить, не совершив намаз.
9 – Нельзя бежать в мечеть, чтобы успеть на какой-то ракаат намаза.
10 – Совершать в намазе не относящие к нему действия предосудительно
Если без всякой уважительной причины во время совершения намаза пройти три шага, это нарушает его. Также и, например, если три раза почесаться в одном ракаате, это также нарушает намаз. Предосудительно поднимать упавший головной убор и подобные вещи.
11 – Предосудительно проходить перед человеком, совершающим намаз
Собираясь молиться в мечети, надо обращать внимание на то, чтобы не проходить перед человеком, совершающим намаз. Также если существуют опасения, что во время намаза кто-то пройдет перед тобой, то надо положить на землю перед собой хотя бы небольшой предмет. Такой предмет называется сутра.
12 – При совершении коллективного намаза мужчины и женщины не должны стоять в одном ряду – согласно ханафитскому мазхабу в таком случае намаз мужчины становится недействительным.
13 – Намаз нарушается, если человек встает хотя бы на одну ступню вперед имама.
14 – Выравнивание рядов при совершении коллективного намаза – это одна из причин того вознаграждения (саваб), которое обретается от него.
15 – Склоняться в руку или саджда, а также выпрямляться из них раньше имама, порицаемо.
16 – Слушать хутбу во время пятничного намаза важно.
Не надо забывать, что внимание пятничной хутбе – это поклонение. Также не следует упускать из вида, что если отвлекаться при этом, разговаривать, то это может оставить человека без вознаграждения (саваб) за пятничный намаз.
17 – Подготовка к пятничному намазу, совершение полного омовения перед ним, нанесение благовоний является сунной, а действия, противоположные этому порицаемы (макрух).
18 – Оставление одного из обязательных (ваджиб) действий или сунн намаза порицаемо (макрух). А оставление строго обязательных (фард) действий приводит к недействительности намаза.
19 – Закрывать глаза во время намаза является порицаемым (макрух)
20 – Не должно быть особой одежды только для намаза
Но совершение намаза в узкой облегающей или прозрачной одежде для мужчин порицаемо, а для женщин приводит к недействительности намаза.
Совершение намаза с непокрытой головой в обществе, где головной убор является культурой, привнесенной исламом, представляется порицаемым. Также совершать намаз в одежде с изображением живых существ, по крайней мере, порицаемо.
21 – Порицаемо совершать намаз перед изображением живого существа или горящим огнем.
23 – Употребление еды или питья в малом или большом количестве в намазе нарушает его.
24 – Отворачивание груди от киблы (т.е. от направления на Каабу) нарушает намаз.
25 – Чтение в намазе сур и аятов Коран с ошибками, приводящими к изменению смысла, а также его рецитация, не соответствующая правилам таджвида, нарушают намаз.
26 – Намаз – это поклонение, привязанное к определенному времени. Его нельзя совершать, когда его время вышло, а можно только восполнить.
Поэтому надо следовать принципу совершения намаза в самом начале его времени и коллективно. Например, если во время совершения утреннего намаза взойдет солнце, то так как прекращается время утреннего намаза, то он нарушается.
Есть такие отрезки времени, когда совершать намаз порицаемо (макрух):
1. При восходе солнца
2. Когда солнце находится в зените
3. При заходе солнца
Если человек не успел совершить предвечерний (аср) намаз, то даже если солнце заходит, он должен совершить его.
27 – Азан неотделим от намаза
Человек, который слышал азан из какой-то мечети, может не произносить его. А тот, кто не слышал, должен произносить свой азан и камат. То же самое касается и восполнения (каза) намаза.
28 – Полное и тщательное выполнение столпов намаза (тадили аркан) является обязательным (ваджиб)
А некоторые ученые даже сказали, что оно является строго обязательным (фард). Если же не выполнять все столпы намаза тщательно, то это приводит к недействительности намаза. Склоняясь в земном поклоне, надо сначала ставить на землю колени, потом руки, а потом лоб. Вставая же, надо соблюдать обратный порядок. Мужчина в земном поклоне (саджа) не должен касаться локтями живота и земли. Женщины же должны прижимать локти к бокам.
29 – Не следует пренебрегать сажда саху (земной поклон, совершаемый при ошибке в намазе). Также если в намазе читается аят, требующей совершение земного поклона (сажда тилават), то эту сажда надо выполнить в намазе.
30 – Человек, который сомневается, сколько ракаатов он совершил, должен поступать следующим образом:
Если такое сомнение появилось у него в первый раз, то он должен совершить намаз заново. Если же оно появляется часто, то он должен отдать предпочтение наиболее вероятному предположению.
31 – Если те части тела, которые должны быть прикрыты, остаются открытыми в течение одного рукна намаза (т.е. такой его части, как земной поклон, поясной поклон и т.п.), то намаз нарушается.
32 – Если у человека нет кашля, но он намеренно кашляет, то это нарушает намаз.
33 – Если в земном поклоне обе ноги одновременно отрываются от земли, то это нарушает намаз.
34 – И самая опасная ошибка – это невежество
Если человек руководствуется знаниями, полученными из сомнительных источников, то его намаз может оказаться вовсе не таким, который приводит к спасению. Поэтому мы должны обращаться к надежным руководствам и хорошо знать фикх.
Перевод Г ульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала
Если сделал ошибку в намазе что делать
Как исправить ошибки в намазе?
Самое дорогое, что есть у верующего — это его вера. Неотъемлемой частью нашей веры и поклонения является намаз — сакральная связь верующего со Своим Создателем. Мы искренне стремимся к тому, чтобы наш намаз был как можно совершеннее, и привел к довольству Аллаха.
Как бы вы оценили свой намаз? Оберегаем ли мы свои намазы и относимся к нему с должным уважением? Наверное, иногда даем слабину. Знание своих ошибок — это путь к их устранению. Возможно, следующие часто совершаемые ошибки знакомы и вам, и вы отнесетесь к ним внимательнее.
Проблема №1: намеренное откладывание намаза на потом.
Человек настолько бывает увлечен мирскими делами и заботами, что в суете забывает о самой главной своей обязанности. Получается, что мы выделяем намазу жалкое время в промежутке между «более важными» делами. Так мы принижаем свой намаз, так как не всегда получается контролировать свои обязанности должным образом. И не последнюю роль в этом играет лень.
Решение: Для верующего важно всегда держать себя в тонусе. Намаз — это не единовременное поклонение, это образ жизни, это мысли, действия, отношения с окружающими. Когда выправляются все эти аспекты и соответствуют предписаниям, то и намаз становится на свое место.
«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (Сура «аль-Бакара», аят 238).
Никто кроме вас, не сможет следить за вашим намазом, вы — хозяин своего намаза. Старайтесь всегда держать при себе таблицу с временами намаза, и не смотря на все дела и заботы, уделите это почетное время поклонению Создателю. Ведь вовремя совершенный намаз — любимое деяние Всевышнего.
Рассказ для тех, кто любит откладывать намаз на потом.
Проблема №2: спешка в намазе.
Намаз должен совершаться не второпях. Движения должны совершаться не спеша, аяты и дуа также должны проговариваться без спешки. Намаз на скорую руку не дает проникнуться этим особым состоянием смиренности и покоя. Так верующий лишает себя сладости поклонения.
Решение: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана» сказано в хадисе. Не поддавайтесь уловкам шайтана, который пытается сбить вас. Старайтесь совершать намаз в укромном и уединенном месте, которое настроит вас на нужный лад, и ничего не будет отвлекать от главного.
Спешка – от шайтана, за исключением пяти случаев
Проблема №3: отвлекаться от намаза, смотреть по сторонам.
Во время намаза нужно сосредоточить взгляд на месте совершения суджуда. Но случайно то и дело бывает, что мы отвлекаемся, смотрим то вправо, то влево, глаза падают на какие-то предметы, и не получается сосредоточиться.
Решение: такая проблема возникает из-за недостатка концентрации в намазе. Старайтесь совершать намаз в месте, где ничего не будет отвлекать от поклонения. Определите факторы, отвлекающие вас в молитвах, а затем попытайтесь их устранить. Там, где совершаете намаз, с поля зрения уберите предметы, которые привлекают внимание.
Проблема №4: не совершать земной поклон должным образом.
Очень частой ошибкой во время совершения суджуда в намазе является касание пола только лбом. В хадисе сказано:
Решение: во время земных поклонов молящийся должен касаться земли лбом, носом, ладонями, коленями и пальцами ног.
Проблема №5: мысли о мирском.
Часто бывает так, что мы механически повторяем аяты Корана и дуа в намазе, но наши мысли заняты другими проблемами и заботами.
Решение: представьте, что в намазе вы предстаете перед Всевышним и совершаете его в последний раз. Посвятите это время только Аллаху, и ничему другому. Думайте о значении каждого аята и дуа, которое произносите в намазе. Это также поможет оставаться сфокусированным во время поклонения.
Как избавиться от дурных мыслей во время намаза?
«Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят себя сами» (Сура «Гром», аят 11).
Этот аят применителен и к нашим намазам. В своем стремлении к довольству Аллаха и совершенству намаза, только сам верующий может взять ответственность за качество его исполнения и исправить ошибки. Пусть Всевышний облегчит нам всем этот путь!