Если у водителя нет талонов что делать
Что делать, если у продавца нет сдачи или у водителя закончились талоны
Если у продавца нет сдачи, когда покупатель рассчитывается за покупки наличными, то помните, что прав именно покупатель. (Но это не работатет при оплате проезда в общественном транспорте.) Что делать в ситуации, когда предлагают купить шоколадку («чтобы до круглой суммы»), жевательную резинку («нет мелочи, возьмите жвачку»), просто что-то не продают или обсчитали (как вам кажется), выяснил TAM.BY.
Отсутствие сдачи – проблема продавца
В беларуском законодательстве прописано, что «в начале рабочего дня кассир или иной работник продавца, осуществляющие прием наличных денежных средств, должны быть обеспечены разменными купюрами в количестве, необходимом для осуществления расчетов с покупателями» ( Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания).
Нельзя вынуждать совершать покупки
«Продавец не вправе обусловливать продажу одних товаров, продукции общественного питания обязательным приобретением других товаров, продукции общественного питания или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов. Оказание таких услуг должно быть осуществлено в сроки, определенные договором на их оказание, но не позднее трех календарных дней с момента доставки товаров покупателю». Это тоже прописано в тех же Правилах.
Кажется, что неправильно дали сдачу
Во-первых, проверять нужно на месте. Во-вторых, покупатель вправе потребовать сверить показания контрольной ленты кассового оборудования с фактической суммой налички в кассе. Да, это муторно, но такой способ действительно работает.
А если сдачи все-таки нет?
Пишите в Книгу жалоб, что закон в этой торговой точке не соблюдается, пускай разбираются. Имеете полное право.
Что делать в ОТ, если у водителя нет талонов/сдачи
В данном случает все работает по-другому. Постановление Совмина № 972 от 30 июня 2008 года «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» гласит : «Пассажир обязан своевременно приобретать билет и в полном объеме оплачивать проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, у водителя, в кассе пассажирского терминала или других местах продажи – до начала поездки, у кондуктора (при его наличии) – до следующей остановки». То есть если пассажир не купил талон заранее – это его проблема. Во время поездки продавать обязан только кондуктор, но никак не водитель. В спорных ситуациях «Минсктранс» всегда ссылается именно на это.
Важное про путевые листы: заполнение, медосмотры, штрафы, ошибки
С путевыми листами у владельцев и бухгалтеров автопредприятий всегда возникает много вопросов. Мы собрали полезные статьи от экспертов Контура в одну подборку, чтобы вы разобрались в спорных моментах при ведении учета путевых листов и ГСМ, а также избежали ошибок и штрафов.
Из этой подборки вы узнаете:
Как заполнять путевой лист по-новому
В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевых листов. Новые правила прописаны в Приказе Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Например, в путевых листах появился новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке». А в графе «Сведения о транспортном средстве» теперь нужно указывать марку транспортного средства и прицепа, а не только тип и модель.
Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Его можно разработать самим или доработать унифицированные формы, но учитывайте, что все обязательные реквизиты в нем должны быть.
Путевые листы для всех видов транспорта
Для каждого вида транспорта нужен определенный путевой лист. Например, владельцы автобусов необщего пользования берут за основу путевой лист № 6 спец, рейсовых — путевой лист № 6.
Компании, которые владеют служебными легковушками и такси, создают путевые листы на основе форм № 3 или № 4 либо проектируют их с нуля.
Для спецтранспорта форма путевого листа зависит от того, чем пользуется компания: автовышкой, пожарной машиной, автокраном, автобетоносмесителем или другим авто. А также какие реквизиты отмечает для контроля расхода топлива, как регистрирует работу водителя и взаимодействует с заказчиком.
Формы путевых листов грузовиков содержат отрывные талоны. С их помощью заказчику выставляют счет за услуги. Путевой лист выписывают для каждого грузового автомобиля и на всех водителей, которые за ними закреплены. Если на дальних перевозках работают сменщики, то в путевом листе указывают обоих водителей.
Ошибки в путевых листах
В путевом листе нужно фиксировать сразу несколько факторов: расход топлива транспорта, данные об обслуживании автомобиля, маршрут движения и многое другое. При таком объеме информации легко допустить ошибку. А это значит, получить искаженную информацию об основных показателях работы транспорта для бухгалтерского и налогового учета. Самые популярные ошибки в путевых листах: отсутствие конкретных отметок, расшифровок или незаверенные данные.
Штрафы: цена ошибки в путевом листе
От 500 до 100 000 рублей могут заплатить должностные, юридические лица и ИП за отсутствие путевого листа или ошибку в нем. Например, если водитель во время дорожного рейда не предъявит инспектору ГИБДД путевой лист, то компания и сам шофер могут получить штраф в размере 500 рублей или обойтись предупреждением (ст. 12.3 КоАП РФ). А если в путевых листах не будет отметки о медицинском или техническом осмотре, то проверяющий и вовсе может выписать штраф на 30 тыс. рублей.
Как оформить медосмотр водителей без нарушений
Проводить предрейсовый медосмотр нужно для водителей, которые числятся в штате организации (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ) или постоянно пользуются служебным автомобилем (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Медосмотр показывает, есть ли у водителя проблемы со здоровьем и может ли он безопасно для других участников движения отправляться в рейс. Проводить медосмотр автопредприятие может на базе больницы либо на своей территории. В каждом случае нужно соблюсти ряд важных правил.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
У водителя минского троллейбуса закончились талоны, а контролеры не захотели их продавать и потребовали заплатить штраф
Распространенный случай: киоск на остановке закрыт, у водителя талонов нет, а на маршруте работают ревизоры. Что делать пассажиру? О проблеме пишет «Минский курьер».
«Стал свидетелем конфликта между пассажирами троллейбуса маршрута №38 и контролерами, — написал в газету читатель. — Контролеры зашли в салон вместе на остановке „Улица Калинина“. Молодые люди сразу обратились к водителю с просьбой продать им талоны. Но у водителя их не оказалось: раскупили. Контролеры тут же, угрожая штрафом, набросились на пассажиров с упреками: мол, не в деревне живете, могли бы купить квитки заранее. К их чести, молодые люди оказались на высоте и не ответили грубостью на хамство официального лица. Продать билеты контролер отказалась (хотя они у нее были), сославшись на свой статус ревизора, а не кондуктора. Возможно, на самом деле она не имеет права этого делать, но в таких форс-мажорных обстоятельствах, когда виноват явно „Минсктранс“, не обеспечивший в должном количестве водителя талонами, можно было без скандала и оскорблений найти консенсус. Или я не прав?»
На риторический, в общем-то, вопрос в «Минсктрансе» ответили так: «Пассажир обязан своевременно приобретать билет и в полном объеме оплачивать проезд у водителя, в кассе пассажирского терминала или других местах продажи — до начала поездки, у кондуктора — до следующей остановки. Контролирующие лица государственного предприятия „Минсктранс“ не реализуют пассажирам проездные документы в счет оплаты последующих поездок. С коллективом контрольно-ревизионной службы филиала „Агентство «Минсктранс»“ проведен дополнительный инструктаж о необходимости строгого соблюдения порядка осуществления контрольных проверок общественного пассажирского транспорта, правил служебной этики».
Формально транспортники, конечно, правы: хочешь ехать — плати. А где, как и когда купит пассажир билет, перевозчика, по большому счету, интересовать не должно. Но, думается, о расширении сети продажи билетов, об обеспечении ими водителя в «Минсктрансе» все же заботиться должны. Вот пример: обновленный участок улицы Маяковского, все красиво и удобно. Но как минимум на трех остановках: «Семенова», «Солнечная», «Камвольный комбинат» — купить талончик, особенно в утренние часы, нет никакой возможности. Приобретать заранее? А если не планировал там оказаться ранним утром? И не предполагал, что купить талон негде? Все? Иди, уважаемый, пешком? Глупо. Либо талоны должны быть везде и всегда, либо контролеры — проявлять лояльность.
Кто виноват в том, что у водителя нет талонов? Пассажир
Через месяц вступит в силу новая редакция правил автомобильных перевозок пассажиров. Среди нововведений – обязанность пассажиров, не имеющих проездных билетов, входить через передние двери, пишет издание Sputnik.
Также в Министерстве транспорта и коммуникаций рассказали, кто виноват в том случае, если пассажир не смог купить талон у водителя общественного транспорта. Правда, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Сергей Дубина сразу сказал, что в правилах это не прописано.
– Предусмотрена обязанность своевременно покупать билет и оплачивать проезд. Если у пассажира не будет билета – ответственность на пассажире, – добавил заместитель главы управления Андрей Гладкий.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ
Красиво! В минском торговом центре открылась бесплатная резиденция Деда Мороза
В Минске появится «Бульвар 17 Верасня» – в честь Дня народного единства
Вот когда откроют новые станции метро в Минске по версии депутатов
В Беларуси запретили продавать эти средства для стирки (вы такие не покупали?)
Слушайте, ну неужели сложно иметь запасные талончики? Неужели сложно заранее побеспокоиться об оплате проезда? Как пассажир могу сказать, что меня бесят неимоверно такие люди, который каждое долбанное утро на одной и той же долбанной остановке заходят толпой и чешут гуськом к водителю. Каждое утро вот такой нежданчик у людей, каждое утро. Автобус из-за вас задерживается, все пассажиры ждут! Из-за вашего вот этого «А чё, скажете, мне ещё и думать что ли надо было?!»
Про талоны, которые «стоимость проезда повышается и они сгорают». Их всегда, всегда можно обменять с доплатой. Не благодарите. Про повышение проезда опять же пишут всегда везде, где можно.
Талон действителен 30 дней после повышения стоимости. И даже после Вы можете его обменять с доплатой на новый.
На каждой остановке киоски Минсктранса не поставишь, это дорого. Поэтому купите пару дежурных талончиков на год, когда будете в метро или у киоска. Вот такое элегантное решение, как видите.
У меня, например, проездной на автобус, имеются жетоны метро и всегда не меньше пяти талонов. Всегда. Хотя я на троллейбусах и трамваях в год езжу не чаще, чем Вы. При повышении меняю. Всё потому, что у самого моего дома и работы киосков нет, и я считаю нормальным иметь такой копеечный запас талончиков на всякий случай. А случай бывает всякий.
Поймите, что покупка талонов у водителя это не только задерживает весь автобус, но и отвлекает самого водителя.
Просто чинушам надо было не тратить бабло на распилы с оборудованием автобусов и траликов электронными треминалами по оплате электронными проездными а сразу сделать нормальную систему с оплатой банковскими картами. Но для этого надо иметь мозг в голове а не только уметь в неё есть.
Какой штраф за отсутствие путевого листа в 2021 году?
Что такое путевой лист
Путевой лист — это документ, дающий право водителю управлять транспортным средством и содержащий информацию:
Важно! С 01.09.2021 путевые листы заполняются с учетом новых правил технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9. Подробнее см. здесь.
Путевой лист используется организацией для учета:
Форма путевого листа может быть разработана организацией самостоятельно при условии отражения в ней обязательных реквизитов, установленных ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368.
ВНИМАНИЕ! Приказом Минтрана от 11.09.2020 № 368 установлены новые требования к оформлению путевых листов. Какие именно, читайте здесь.
Однако запрета на использование унифицированной формы путевого листа (форма 3), утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, на сегодняшний день нет. Исходя из вышесказанного, организация вправе использовать как унифицированную, так и самостоятельно разработанную, но соответствующую всем требованиям форму.
Водитель на служебном автомобиле обязательно должен иметь водительское удостоверение российского образца. За его отсутствие на работодателя и на сотрудника наложат штраф. Какой именно, узнайте в КонсультантПлюс, пролучив пробный доступ к системе бесплатно.
Образец заполнения формы путевого листа см. здесь.
О том, какой срок хранения установлен для путевого листа, см. в материале «Какой срок хранения у путевых листов (нюансы)?».
Период, на который выдается путевой лист
С 01.03.2019 путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять путевые листы на месяц нельзя.
О действующих правилах оформления путевого листа на несколько дней или несколько водителей читайте здесь.
Ранее в организациях, не относящихся к категории автотранспортных предприятий, путевой лист разрешалось выдавать на срок от 1 дня до 1 месяца. На автотранспортных предприятиях была установлена обязанность выдавать путевой лист ежедневно, за исключением командирования сотрудника — тогда путевой лист выдавался на весь срок командировки.
Кому необходимо использовать путевой лист в своей работе
В соответствии с п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ использовать транспортное средство без оформления путевого листа запрещено в следующих случаях:
Возможна ситуация, когда сотрудник организации не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а использует автомобиль в рабочих целях для передвижения. Грозит ли штраф за путевой лист в такой ситуации? Однозначного ответа на этот вопрос на сегодняшний день нет. Есть подтвержденное судами мнение, что в данной ситуации путевой лист не нужен (см., например, решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 № 7-161/2013). Однако стоит отметить, что сотрудники ГИБДД могут придерживаться иной точки зрения, поэтому существует большая вероятность того, что свою правоту придется отстаивать в судебном порядке.
Мы рекомендуем в такой ситуации выдавать путевой лист сотрудникам, чтобы избежать споров с ГИБДД и, как следствие, возможных судебных разбирательств. Помимо этого, нельзя забывать, что путевой лист является документом, подтверждающим расход ГСМ. Это еще один очевидный факт в пользу выдачи путевых листов.
Исходя из вышесказанного, получается, что все организации, применяющие транспортные средства в своей работе, должны использовать путевые листы. Здесь хотелось бы отметить, что путевой лист обязаны оформлять даже индивидуальные предприниматели, использующие в своей работе собственные транспортные средства и самостоятельно осуществляющие перевозку пассажиров или грузов.
Об особенностях оформления путевого листа ИП читайте в этом материале.
Единственным случаем, когда оформление путевого листа не является обязательным, будет ситуация, когда физическое лицо использует собственное транспортное средство в своих целях либо передает его по доверенности другому физическому лицу.
Штраф за езду без путевого листа — 2021
Какой штраф за путевой лист в 2021 году будут платить водители и собственники транспортных средств? На сегодняшний день штраф за отсутствие путевого листа установлен в КоАП РФ. Инспектор ГИБДД вправе выписать штраф за езду без путевого листа в размере 500 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Штраф может налагаться не только за отсутствие путевого листа, но и за нарушение правил его оформления. Так, согласно ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ за нарушение требований медицинского осмотра водителя (отсутствие на документе соответствующей отметки медика) организацию могут оштрафовать на 30 000 руб., а ее должностных лиц — на 5 000 руб. Штрафы такого же размера предусмотрены ч. 3 ст. 12.31.1 за нарушение требований технического осмотра транспортного средства.
Особое внимание здесь необходимо уделить примечанию к ст. 12.31.1 КоАП РФ, в котором отмечено, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут наказание по данной статье как юридические лица. Это значит, что индивидуальные предприниматели, у которых путевой лист составлен с нарушениями требований медицинского осмотра водителя или технического осмотра транспортного средства, могут быть оштрафованы на 30 000 руб.
Штраф также предусмотрен за несоблюдение режима труда и отдыха для дальнобойщиков. А выдаст такое нарушение тахограф и путевой лист. Если тахограф работает не корректно, то контролеры также выпишут штраф. Причем и на работника, и на работодателя. Подробнее о санкциях узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
Штраф за отсутствие путевого листа накладывается как на водителя, управляющего транспортным средством, так и на организацию (либо индивидуального предпринимателя), являющуюся собственником транспортного средства. Его размер зависит от статьи, на которую сошлется инспектор ГИБДД при составлении протокола административного правонарушения, и варьируется от 500 до 30 000 руб. Это достаточно ощутимые суммы даже для крупных организаций, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, которые работают на себя. Вот почему всем субъектам бизнеса, использующим в работе транспортные средства, необходимо выдавать своим сотрудникам путевые листы и следить за правильностью их заполнения.