Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Какое образование могут получить выпускники 9 класса?

Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

В России школьное образование является обязательным и возможность получить его предоставляется всем гражданам. При этом в структуре есть два направления – полное среднее образование, которое длится 11 классов, и неполное среднее образование, рассчитанное на девять лет обучения. В обоих случаях выпускники имеют несколько вариантов для продолжения своего образования. И если с одиннадцатиклассниками дальнейшее развитие чаще всего известно – получение высшего образования, то у девятиклассников больше вариантов для построения своего будущего.

В этой статье мы рассмотрим какие виды учебных заведений, формы и направления обучения доступны учащимся после получения аттестата об основном общем образовании.

Виды образовательных форм, открытые для поступления после 9 класса

На сегодняшний день для девятиклассников открыты четыре типа образовательных учреждений, где они могут пройти дальнейшее обучение, кроме классической школы:

Стоит учитывать, что только два последних варианта подразумевают значительное расхождение со школьной образовательной программой. Поэтому если выбор пал на один из них, необходимо заранее определиться с будущей профессией. Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Обучение на какие специальности открыто для выпускника 9 класса?

На сегодняшний день в сегменте среднего специального образования представлено достаточно значительное число профессий, которые относятся к самым разнообразным сферам деятельности:

Таким образом, список доступных профессий достаточно обширен сам по себе, а если взять еще в расчет тот факт, что при получении среднего специального образования есть возможность пойти на высшее или курсы профессиональной переподготовки на базе среднего специального, то фактически перед девятиклассников неограниченный выбор вариантов, который следует систематизировать, основываясь на его желаниях и возможностях. Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Специализированные курсы

Отдельного упоминания достойны курсы, которые готовят специалистов по конкретному роду деятельности. В основном они предлагают освоить рабочие специальности, на которых и основаны почти все категории труда нашего общества.

Чаще всего для такого рода деятельности достаточно нескольких условий – совершеннолетия и школьного образования. В связи с этим они не в полной мере подходят выпускникам 9 классов, поскольку те еще не достигли 18 лет. Поэтому их стоит упомянуть лишь как возможность.

На данный момент, кроме рабочих специальностей, на курсах подобного формата можно выучиться и другим актуальным профессиям. Например, мастер ногтевого сервиса или грумер. Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Как проходит поступление в ссузы после 9 класса?

Для получения аттестата об основном общем образовании школьнику необходимо сдать ГИА, результаты которого позже и будут переданы в приемную комиссию колледжа или техникума. Также для поступления чаще всего необходим пакет документов:

И обычно после передачи всех указанных документов абитуриенту следует просто ждать результатов, чтобы узнать прошел ли он по конкурсу на бюджетное место. Правда, возможны и исключения, если речь идет о поступлении в ссузы с дополнительными испытаниями. Например, некоторые военные техникумы и колледжи осуществляют набор также и для 9-классников. И для поступления туда необходимо будет:

Дополнительные вступительные испытания есть и в учебных заведениях с творческими специальностями. Для художественного училища необходимо будет предоставить рисунок или другую художественную работу, для музыкального – подготовить композицию для исполнения. И в принципе, эти требования стандартны как для вузов, так и для ссузов. Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Уровень образования и дальнейшие перспективы

Как уже упоминалось, после получения среднего специального образования молодой специалист имеет неограниченные возможность для дальнейшего профессионального развития. При этом не имеет особого значения будет ли он получать высшее образование. На сегодняшний момент система дополнительного профессионального образования в России достаточно развита, поэтому документ о повышении квалификации имеет свой вес на рынке труда и многое говорит о профессионализме обладателя.

Но в данном случае необходимо отметить, что существуют профессии, где повышение квалификации – это необходимое требования для продолжения дальнейшей профессиональной деятельности. Самыми яркими примерами, конечно же являются педагогические и медицинские работники со средне-специальным образованием. Им необходимо проходить подобного рода курсы каждые три года и пять лет, соответственно.

А благодаря активному внедрению дистанционных технологий есть возможность пройти курсы в заочной форме, что значительно удобнее, поскольку не предполагает отрыва от профессиональной деятельности и дает возможность работать в оптимальном для каждого человека режиме. Конечно же, при выборе подобного варианта дополнительного профессионального образования следует крайне серьезно отнестись к выбору образовательного учреждения, чтобы на выходе получить качественную подготовку и реальные документы.

Вам также могут быть интересны и другие материалы нашего сайта:

Источник

ОГЭ – что это такое и какие предметы лучше выбирать

Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Итоговый экзамен является важной частью учебного процесса и позволяет проверить подготовленность ученика к дальнейшему обучению. После 9 класса школьники сдают ОГЭ, состоящий из 5 экзаменов – 2 обязательных и 3 по выбору. Чтобы добиться наилучшего результата, стоит внимательно отнестись к выбору предметов.

Получение практически любого образования сопровождается проверкой полученных знаний или экзаменом. Особенно это важно для школьников: правильный выбор наук и большое количество набранных баллов могут гарантировать поступление в выбранный ВУЗ. Наиболее важным считается ЕГЭ для 11 классов и ОГЭ для 9 классов.

О чем речь

Для школьников самым важным является 11 класс и выпускной экзамен (ЕГЭ). К нему готовятся за несколько месяцев и тщательно выбирают предметы: они должны совпадать с требованиями ВУЗа. Вторым по важности является ОГЭ – Основной государственный экзамен. Его сдают выпускники 9 класса, после чего они либо остаются в школе, либо могут перевестись в колледж или техникум.

Внимание! Аббревиатура «ГИА» (Государственная итоговая аттестация) иногда считается синонимом ОГЭ, но на самом деле ГИА объединяет ОГЭ и ЕГЭ.

ОГЭ является обязательным для всех школьников экзаменом. Начиная с 2014 года, он состоит из 4 экзаменов (с 2017 года – из 5), из них 2 науки (русский язык и математика) обязательны для всех, остальные – на выбор. Министерство образования планирует постепенно увеличивать количество экзаменов на выбор (по одному каждые 2 года), чтобы повысить уровень образования школьников.

Каждый экзамен ОГЭ должен быть сдан не хуже, чем на «тройку», в противном случае дается некоторое время на пересдачу. Если учащийся не исправит оценку или не явится на экзамен, то вместо аттестата он получит справку о прохождении обучения. Пересдать ОГЭ возможно только на следующий год.

Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Министерство образования увеличит количество экзаменов на выбор

Как выбрать

Поскольку практически все учащиеся продолжают учиться после окончания 9 классов, ОГЭ не считают важным или решающим испытанием. Его результаты влияют только на поступление в колледж или техникум, в остальном же школьнику достаточно не получить двойку.

Помимо обязательных предметов на ОГЭ выпускники выбирают дополнительные по своему желанию. Руководствуются при этом разными мотивами:

В каждой ситуации выбор мотива будет отличаться. Обычно учащиеся стараются выбрать предметы на ОГЭ, которые после будут сдавать на ЕГЭ. Если же они еще не определились с ВУЗом, стоит остановиться на самых простых: это поможет набрать большое количество баллов, не перенапрягаясь.

Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Математика и русский язык являются обязательными предметами

Ряд особенностей

В 2018 году школьники смогут сдавать на выбор:

Каждый из вариантов имеет достоинства и недостатки. Перед тем, как сделать окончательный выбор, стоит ознакомиться с каждым предметом отдельно. Ниже перечислены некоторые «подводные камни»:

Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

В первую очередь необходимо выбрать направление

Внимание! Первым делом необходимо выбрать хотя бы направление (гуманитарное, естественно-научное или техническое) – так будет проще выбрать предметы на ОГЭ.

Что выбрать

В первую очередь важно определиться с целью: если школьник собирается переходить в колледж, ему стоит выбрать предметы, которые требуются для поступления. Если же задачей стоит только перейти в 10 класс, можно остановиться на более простом.

Во вторую, потребуется осознать свои возможности: сдавать обществознание только потому, что большинство выбрало его, если сам школьник слабо разбирается в дисциплине, не стоит.

В-третьих, стоит постараться хотя бы примерно представить, какие экзамены потребуются в ВУЗе и ориентироваться на них.

Однако выбирать все же предстоит самому школьнику. Например, он может выбрать историю для ОГЭ, чтобы проверить, хватит ли у него сил на ЕГЭ по данной науке.

ОГЭ – это обязательный основной государственный экзамен, который должны сдавать школьники после 9 класса. ОГЭ также называют ЕГЭ для 9 классов: схожая структура экзамена позволяет экзаменуемым лучше понять, что их ждет в самом конце.

Советы школьникам перед сдачей ОГЭ: видео

Источник

Как сдать ЕГЭ студенту колледжа? Инструкция и лайфхаки

Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Студенты колледжей часто понимают: им нужно сдать ЕГЭ. Причины могут быть разные — отчислили, разонравилась учеба, собрался поступать в ВУЗ после колледжа через ЕГЭ. Расскажем о формальностях, лайфхаках и армейских отсрочках.

Почему сдать ЕГЭ студенту колледжа проще, чем школьнику

Школьники готовятся к экзаменам весь 11 класс (самые продуманные начинают с 10-го), а параллельно учат предметы по программе. Если с первого раза не удается набрать хорошие баллы, вторая попытка будет только через год. Для большинства мальчиков это не только минус курс в университете, но и реальный шанс познакомиться с армейской дисциплиной. Все это очень нервно само по себе, да еще и учителя постоянно «повышают градус».

Для студентов колледжей история выглядит проще. В течение 1-2 курса они проходят предметы школьной программы — после этого студент СПО может сдавать ЕГЭ. Чтобы грамотно распределить усилия и не сгореть, сдавать экзамены можно частями: скажем, после первого курса — обязательные предметы, после второго — предметы по выбору. А если покажется, что баллов маловато, всегда можно пересдать нужный предмет через год.

Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Как сдать ЕГЭ, если вы учитесь в колледже

В колледж приходят молодые люди после 9 или 11 классов школы. Вторым проще: у них уже есть аттестат о среднем общем образовании, нужно только досдать или пересдать ЕГЭ. Такие студенты могут пропустить первый шаг из нашей инструкции и сразу переходить ко второму.

А вот студентам с 9 классами образования придется сначала завершить весь школьный курс и получить за него оценки — им нужно выполнить инструкцию с первого шага.

Шаг 1. Получаем справку о завершении школьной программы

Узнайте у секретаря учебной части, за какой срок в вашем колледже проходят программу 10-11 классов. Это может быть 1 или 2 года. Со справкой возможны два варианта:

Оба варианта подходят, чтобы сдавать ЕГЭ в текущем году. Некоторые колледжи отказываются давать справку о завершении программы в текущем году на сомнительном основании: «А вдруг мы тебя отчислим, программу ты не завершишь, а справка для ЕГЭ у тебя уже есть». В этом случае придется отстаивать свои права и договариваться. Если не получится — обращаться в региональное Министерство образования или прокуратуру с официальной жалобой на колледж.

Шаг 2. Пишем заявление на сдачу ЕГЭ

Прежде всего, помните о сроках: подать заявку на сдачу ЕГЭ нужно до 1 февраля, иначе придется ждать следующего учебного года.

Кроме отдела образования написать заявление можно в своем же колледже, если в нем проводят курсы подготовки к ЕГЭ. Обычно организаторы таких курсов централизованно подают списки желающих сдать экзамены.

А еще можно обратиться в центр довузовской подготовки — курсы вне колледжа. Там вам тоже помогут написать и подать заявление.

Важный момент с итоговым сочинением: школьники для допуска к ЕГЭ обязательно пишут итоговое сочинение. Студенты СПО со справкой или аттестатом пишут его по желанию. Казалось бы, у кого такое желание может появиться? Но некоторые ВУЗы дают за сочинение дополнительные баллы, и это все решает. Если вы планируете писать сочинение, придется подать отдельное заявление в отделе образования или на курсах подготовки. Его подают не позднее чем за 2 недели до самого события. Обычно сочинение пишут в три волны: в декабре, феврале и мае. Так что заявление нужно успеть подать до одной из трех этих волн.

Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Шаг 3. Готовимся, сдаем

Теперь ваша задача — подготовиться к экзамену, узнать о сроках и месте проведения, вовремя прийти и хорошо все написать. Если свою «пачку» ЕГЭ вы разбили на два этапа — тем легче! Второй заход будет через год, для этого снова придется брать справку в колледже и писать заявление в отделе образования.

«Срок жизни» баллов ЕГЭ — 4 года, это больше срока обучения в любом колледже, так что ваши баллы не сгорят. И еще один момент: студенты СПО сдают и пересдают ЕГЭ бесплатно — сколько угодно раз.

Какие документы нужны ВУЗу кроме результатов ЕГЭ

Для поступления в ВУЗ нужны результаты ЕГЭ и аттестат о среднем общем образовании или диплом колледжа. Если вы планируете завершить образование в колледже и только потом идете в университет — все будет хорошо, диплом вам выдадут.

Если же вы планируете уйти из колледжа или поступать в ВУЗ параллельно с учебой на СПО, все немного сложнее. Студенты СПО, закончившие 11 классов, получили свои аттестаты, им можно не переживать. А вот студенты с 9 классами имеют документы только о среднем начальном образовании, им нужен аттестат о среднем общем. Здесь есть два варианта:

Как сдать ЕГЭ, если вас отчислили из колледжа

Если вы бросили учебу по своему желанию или вас отчислили из-за неуспеваемости — это другая история. Бывшим студентам с 11 классами школы проще: они со своим аттестатом просто подают заявление на ЕГЭ в отделе образования и в нужный срок приходят на экзамен.

Отчисленным «колледжерам» с 9 классами придется напрячься и сдать все предметы за 10-11 класс, а еще написать итоговое сочинение. Только так они смогут претендовать на аттестат и, вообще, получить допуск к ЕГЭ. Потому что сдавать ЕГЭ со справкой из колледжа могут только те студенты, которые в текущем году продолжают учебу по программам среднего профессионального образования.

Отчисленный студент (или студент колледжа, которому очень нужен аттестат) должен прикрепиться к обычной школе и сдать аттестации по всем предметам за 10-11 классы. Другой вариант — прийти в вечернюю школу и аттестоваться там. Возможно, в школе смогут частично зачесть оценки по предметам, которые выставили в колледже (они указаны в другой справке, которую выдают при отчислении). Писать сочинение и сдавать ЕГЭ можно будет в той же самой школе, администрация поможет написать все заявления в срок.

Другой вариант — все-таки собраться с силами, восстановиться в колледже и действовать, как указано в шагах 1-3. Но обязательно доучиться до конца, чтобы получить диплом и идти с ним в ВУЗ.

Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

Что скажет военкомат

Поступление в ВУЗ после колледжа подходит не всем, и это связано с правилами по армейским отсрочкам.

При поступлении в колледж студент получает отсрочку на весь срок обучения в нем. Такая отсрочка «активируется» строго после 18 лет:

Если молодой человек использовал отсрочку для учебы в колледже, он не может получить еще одну для учебы в ВУЗе. Поэтому переходить из колледжа в ВУЗ (или даже в другой колледж), минуя казарму, можно только в одном случае: студенту еще не исполнилось 18 лет и он просто не успел использовать свое право. Тогда первую отсрочку он получит для обучения на бакалавриате, а затем сможет получить еще одну для обучения в магистратуре.

Поэтому у выпускника колледжа, который хочет продолжить образование, не так много вариантов:

Лайфхаки студентов колледжей по подготовке к ЕГЭ

Большой плюс, о котором мы уже писали, — ЕГЭ можно сдавать частями в течение 2-3 лет и пересдавать при необходимости.

Программа 10-11 классов сокращена, так что пройти ее легче. Конечно, это сказывается на качестве знаний, но можно сосредоточиться на нужных предметах и заниматься ими больше. Если вы готовитесь к ЕГЭ по профилю колледжа, то специальные предметы на 2-3 курсе могут сильно помочь в подготовке. Многие темы, которые есть на ЕГЭ, иногда в колледже раскрывают лучше, чем в школе.

Теоретически, студент СПО может поступить в ВУЗ на заочное отделение, а днем продолжать учиться в колледже, затем закончить колледж и пойти работать по специальности, завершая тем временем учебу в ВУЗе.

Напомним: гражданин России имеет право на одно бесплатное образование в колледже и одно бесплатное образование в ВУЗе. Если студент не закончил колледж или ВУЗ, он может поступить в другое заведение того же уровня тоже бесплатно — пока не получит диплом.

Источник

Какой ОГЭ легче сдавать?

Не знать, кем быть после 9 класса, нормально. Большинство твоих ровесников ломают голову над этим вопросом. Оно и логично, ведь в 9 классе не все даже знают, какие ЕГЭ будут сдавать в 11 классе. Поэтому, выбирая, какой ОГЭ сдавать, 9-классники зачастую руководствуются лёгкостью экзамена. Официальной классификации школьных предметов ещё не придумали, но мы постараемся найти самые легкие предметы для сдачи ОГЭ, опираясь на три ключевых критерия.

Какой ОГЭ легче сдавать?

Проходные баллы ОГЭ

Баллы ОГЭ важны по многим причинам: это не только оценка, но и показатель, который учитывается при поступлении в 10 класс. В то время как минимального балла достаточно, чтобы получить «удовлетворительно», для обучения в профильном классе потребуется результат получше. А профильный класс — это еще один шаг к успешному написанию олимпиад и ЕГЭ.

Минимальный балл

Балл для профильного обучения

Максимальный балл

Больше всего баллов для получения оценки «удовлетворительно» потребуется для сдачи трех предметов: русского языка, обществознания и иностранных языков. Вместе с тем математика, физика и химия требуют всего 25% баллов за задания.

Здесь нельзя точно сказать, какие предметы сдать легче — возможно, как раз из-за простоты заданий по русскому, обществознанию и иностранным языкам для них повышен минимальный балл. А математику на самом деле сдать не так просто: например, в 2019 году в некоторых школах Калужской области количество заваливших ОГЭ увеличилось вдвое, а больше всего проблем возникло именно с экзаменом по математике.

Особое внимание следует уделить ОГЭ по математике: из 8 минимальных баллов не меньше 2 должно быть по геометрии, из 18-19 «профильных» нужно также не менее 5-7 по геометрии. Конкретное число баллов зависит от направления профильного класса — естественнонаучного, экономического или физико-математического.

Длительность экзамена

Чем дольше мы сидим за сложной работой, тем порой тяжелее её выполнять. Так и с экзаменами. Волнение, напряженная обстановка сильная концентрация — все эти факторы могут сказываться на результате, поэтому «быстрые» экзамены сдать чуть проще.

Источник

КС разъяснил нюансы получения школьного образования после 9-го класса

Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Смотреть картинку Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Картинка про Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать. Фото Если уходишь после 9 класса что нужно сдавать

23 июля Конституционный Суд вынес Постановление № 39-П по жалобе гражданина на ряд норм Закона об образовании.

Несовершеннолетняя дочь Игоря Пикулина не прошла отбор в профильный десятый класс омской гимназии, установленный на основе рейтинга по результатам успеваемости учащихся и их личных достижений. В результате ученица была отчислена из образовательного учреждения как завершившая обучение по программе основного общего образования.

В дальнейшем отец девушки оспорил в суде отчисление, однако две судебные инстанции отказали в удовлетворении его иска. Они сочли правомерными как создание образовательной организацией десятых классов только для профильного обучения, так и организацию индивидуального отбора для приема на профильное обучение. Также они пришли к выводу, что сам индивидуальный отбор был проведен на законных основаниях.

Кроме того, подчеркнули суды, дочь истца была зарегистрирована по адресу места жительства, который не относится к закрепленной за гимназией территории, в настоящее время девушка получает семейное образование и уже прошла промежуточную аттестацию в другой образовательной организации.

Впоследствии кассация отказалась рассматривать жалобу Игоря Пикулина, после чего он обратился с жалобой в Конституционный Суд.

Он указал, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 61 Закона об образовании образовательные отношения прекращаются при отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с получением образования (завершением обучения). В свою очередь, ч. 5 ст. 67 Закона предусматривает возможность проведения индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.

По мнению заявителя, спорные нормы неконституционны в силу того, что они позволяют образовательной организации при введении профильного обучения в десятых классах и индивидуального отбора для зачисления в данные классы не переводить на следующий уровень для получения обязательного среднего общего образования обучающихся, получавших в ней основное общее образование, и по результатам такого отбора отчислять последних по собственной инициативе без учета мнения их родителей.

После изучения материалов дела Конституционный Суд напомнил, что в действующей системе правового регулирования в РФ признается обязательность не только основного общего образования, но и среднего общего образования, поэтому законодатель предусмотрел конституционные гарантии получения последнего. Иное не соответствовало бы нормативному содержанию и самой природе права на образование на всех уровнях его реализации.

Как пояснил КС, организация образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть дифференцирована с учетом потребностей и интересов обучающихся, обеспечивая профильное обучение. В силу этого образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы. Такая автономия реализуется в соответствии с требованиями законодательства об образовании и ориентирована прежде всего на образовательные потребности и интересы обучающихся.

Само по себе получение образования по программе основного общего образования не свидетельствует о завершении получения образования данного вида и предполагает необходимость, по общему правилу, для несовершеннолетнего лица продолжения получения обучения по уровню среднего общего образования. Такое образование можно получить в рамках программ среднего общего или среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

«В этом плане сама по себе итоговая аттестация, завершающая освоение основной образовательной программы основного общего образования, являясь подтверждением пройденного этапа получения гражданами РФ общего образования и формой оценки степени и уровня освоения обучающимися соответствующей образовательной программы (ч. 1 ст. 59 Закона об образовании), никак не влияет на наличие права и обязанности получения среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего общего образования, за тем лишь исключением, что обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (ч. 5 ст. 66 Закона об образовании)», – отметил Суд.

КС добавил, что вышеприведенное не исключает оформления продолжения получения общего образования после завершения основного общего образования в качестве приема в соответствующую образовательную организацию. В этом случае гарантии приема на обучение по общеобразовательным программам в равной мере распространяются и на лиц, завершивших обучение по образовательным программам основного общего образования и выразивших намерение продолжить обучение по образовательным программам среднего общего образования, независимо от того, в какой образовательной организации (в той же или иной территориально доступной общеобразовательной организации) им будет предоставлена такая возможность.

При этом Суд констатировал, что нормативно-правовое регулирование относительно установления порядка проведения индивидуального отбора осуществляется на местах по-разному, так как некоторые из субъектов РФ предусмотрели такой порядок в своих подзаконных актах. При этом в регионах существуют разные подходы к установлению гарантий, связанных с продолжением обучения по основным общеобразовательным программам. Так, в некоторых из них предусмотрено, что отказ по результатам индивидуального отбора при приеме либо переводе в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в класс профильного обучения не является основанием для отчисления обучающегося или отказа в приеме в организацию. В других же определяется сам порядок индивидуального отбора, но не разрешается вопрос о его последствиях для обучающихся.

В связи с этим КС признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции, поскольку они обязывают региональные органы власти обеспечить продолжение обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения по программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных предметов, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта РФ (муниципального образования).

Кроме того, указал Суд, такие нормы предусматривают заблаговременное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе; не допускают лишения лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для последующего обучения, возможности продолжить обучение в той же образовательной организации без нормативного установления гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования.

Иное их понимание, подчеркнул Суд, фактически означало бы необоснованные ограничения права обучающихся, желающих продолжать освоение общеобразовательных программ среднего общего образования на непрофильной основе (по универсальному профилю), а потому нарушало бы конституционные гарантии.

Заместитель директора юридического института Кемеровского государственного университета по научной работе Егор Трезубов назвал весьма актуальным постановление КС. «Вопросы реализации государственных гарантий на получение бесплатного общего образования в стране все еще остаются в повестке дня, а публичным властям приходится балансировать между обеспечением общедоступности и качества этого образования. В деле, ставшем поводом для обращения заявителя в Конституционный Суд, отчетливо обнажились проблемы сочетания уровней общего образования – основного и среднего, а также возможности применения универсальных образовательных программ и программ с углубленным изучением отдельных предметов», – отметил он.

По словам эксперта, обеспечение права на получение общего образования, по сути, осуществляется в субъектах РФ, а федеральные власти осуществляют лишь координацию и генеральное нормативное сопровождение соответствующих процессов. «При этом, как отмечено в рассматриваемом постановлении, на нормативном уровне не закреплено в качестве специального основания для отчисления ученика из образовательного учреждения его непрохождение на конкурсной основе в профильный класс», – отметил Егор Трезубов.

Он добавил, что в Кемеровской области, насколько ему известно, практика применения профильных образовательных программ в школах сочетается с обязательным существованием классов с универсальной программой, то есть на одной параллели в старших классах существуют как классы с углубленным изучением дисциплины, так и без таковых. «Поступление в профильные классы осуществляется на конкурсной основе, но при этом учеников не вынуждают уходить из школы по причине того, что мест в 10-м классе на порядок меньше, чем было в 9-м классе. Есть и иная практика – нетиповое образовательное учреждение может изначально применять лишь программы профильного обучения, в таком случае поступление в соответствующий лицей или гимназию осуществляется на основе конкурсных испытаний. В этом плане омская практика, показанная в судебном акте, кардинально отличается от кузбасской», – рассказал Егор Трезубов.

При этом он отметил, что текст постановления изложен крайне путано. «Сложилось впечатление, что достопочтенные судьи сами с трудом разбирались в том, что за уровни образования были придуманы законодателем и предусмотрены в Законе об образовании. Такое задание, безусловно, непростое, но Конституционный Суд в целом с ним справился. КС справедливо указал на возможность в образовательных учреждениях общего образования вводить профильные классы, но обязал региональные власти предусмотреть возможность сохранения за учениками, не прошедшими конкурсный отбор, но желающими продолжить обучение в школе, права на получение общего образования. При этом Судом указано на то, что за учеником в приоритете должно быть сохранено право остаться в своей школе, но региональные власти могут предусмотреть и процедуру перевода ученика в “школу коррекции”, территориально доступную для ученика», – отметил эксперт.

По его мнению, заложенная в тексте постановления политико-правовая двусмысленность тем не менее должна быть скорректирована законодателем императивным образом. «Представляется, баланс должен быть достигнут следующим образом: общее образовательное учреждение либо изначально должно функционировать на конкурсной основе и предполагать поступление в него по результатам испытаний, либо в случае, когда это учреждение участвует в системе государственных гарантий получения бесплатного образования, специализация учеников должна осуществляться по принципу переформирования классов в профильные и универсальные. По окончании какого класса такое ранжирование проводить – вопрос к педагогам, и ответ на него зависит от уровня психологического и интеллектуального развития ученика. Опираясь на свой жизненный опыт, скажу, что специализация в школе необходима, и при этом внедрять эту практику нужно раньше, чем в 10-м классе. Оптимально ранжировать учеников и формировать профильные классы с 8-го класса», – убежден Егор Трезубов.

Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов полагает, что главный вывод из судебного акта заключается в том, что в погоне за профильными классами образовательным организациям нельзя забывать про обычные, обучение в которых не требует индивидуального отбора: «Иначе право на образование ставится в зависимость от результатов такого отбора – то есть от решения администрации образовательного учреждения, что недопустимо по смыслу самого права на образование».

Он добавил, что у него сложилось впечатление, что в рассматриваемом деле в гимназии были созданы профильные классы именно для того, чтобы иметь возможность “фильтровать детей” на входе. «А так как непрофильных классов не было, то получается, что менее способным дорога в старшие классы вообще закрыта, и это удручает. Уверен, что по России таких школ много. Теперь администрациям образовательных учреждений нужно будет иметь в виду, что обычные классы закрывать нельзя», – резюмировал Ярослав Самородов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *