Если утеряна доверенность что делать
Что делать, если вы потеряли доверенность?
Из этой статьи Вы сможете узнать, что делать если доверенность была потеряна или ее украли, в каких случаях нотариус имеет право оформить и выдать дубликат утерянного документа.
Начнем с того, что вообще представляет из себя доверенность — это официальный документ, который дает право одному человеку действовать от имени другого или от имени организации. В доверенности есть две стороны. Доверитель — тот, кто доверяет; и представитель, или доверенное лицо, — это тот, кому доверяют. Со стороны закона доверенность представляет собой одностороннюю сделку.
В первую очередь, что нужно сделать при потере доверенности – обратиться с письменным заявлением в нотариальную контору, где был изначально оформлен документ.
Согласно закону Российской Федерации, гражданин может получить копию доверенности у нотариуса в случае порчи или потери при соблюдении следующих правил:
a) документ утрачен или испорчен лицом, от имени или по поручению которого производилось нотариальное действие;
б) утраченный/испорченный документ выражал содержание нотариальной сделки или свидетельства, исполнительной надписи;
в) экземпляр перечисленных в предыдущем пункте списка документов хранится в делах нотариуса;
г) заявителем выступает само лицо, по поручению или от имени которого исполнялось нотариальное действие.
Отмечу, что Вам выдадут дубликат даже при отсутствии вашего доверителя. Это возможно в том случае, если срок доверенности не истек, и она не была отозвана самим доверителем. Копию документа выдают на основании обращения только доверенного лица.
А если Вы оставляли у нотариуса экземпляры документов, то он может их отдать в случаи потери подлинников.
В том случае, если вам понадобились несколько дубликатов одного документа, то нужно знать, что нотариус может выдать его при нескольких условиях. Прочитать об этом подробнее можно в письме Федеральной нотариальной палаты от 17.07.2008 № 1066/06-12.
Отмечу, что все операции, которые осуществляет нотариус обязательно подлежат регистрации в специальном реестре.
Напомню, что доверенности не относятся к документации, которая подлежит такому хранению. Поэтому для того, чтобы иметь возможность в дальнейшем выдать дубликат доверенности, нотариус может оставить один ее экземпляр у себя на хранение.
В том случае, если Вы не смогли получить копию доверенности, то доверитель может отозвать утраченную доверенность и выдать копию. Образец такой доверенности можно найти, перейдя по ссылке.
Так, подведем небольшой итог: дубликат нотариальной доверенности может быть выдан только по заявлению надлежащего лица. Это, как правило, доверитель или доверенное лицо. Важно помнить, это возможно только если такой пункт был указан в документе и экземпляр такой доверенности оставался у вашего нотариуса.
Если утеряна доверенность что делать
Бывают ситуации, когда человеку требуется документ, о существовании которого он мог даже не подозревать, но который понадобился ему сейчас. Например — подтвердить свое право на владение имуществом и, соответственно, на сделку с этим имуществом. Документ мог быть создан десятилетия назад и утерян владельцем по разным причинам. А значит, необходимо найти второй экземпляр и получить его или его копию. Если человек удостоверяет сделку у нотариуса, либо удостоверяет у него брачный договор или получает свидетельство о праве на наследство, он может быть уверен, что в любой момент сможет получить копию документа, сколько бы лет не прошло с момента обращения в нотариальную контору. Востребованность документов из нотариальных архивов традиционно велика. Так, в 2019 году дубликаты архивных документов граждане и юридические лица запросили 65 385 раз, а за восемь месяцев 2020 года их было выдано 34 323. Иногда возможность обратиться к нотариусу за архивным документом буквально спасает сделку, которая была под угрозой срыва.
Порой в государственных реестрах документы отсутствуют, либо быстро архивируются. Найти нужный документ в государственных архивах не всегда легко — потребуется сделать не один запрос, иногда — прождать довольно значительный срок. Получить же документ из нотариального архива не составит труда. Так, обращение к архиву нотариуса, который работал в 50-е годы прошлого века, помогло семье Н. подтвердить свои права на дом и землю. Семья владела домом с 1955 года, но в 90-е годы бумаги были утеряны. Никто об этом не беспокоился, пока в 2020 году дом не было решено продать. Оказалось, что для заключения сделки купли-продажи исходных документов и не хватает. Обратились в Росреестр, но там помочь не смогли и отправили в городской архив, но в какой именно, уточнить не смогли. Писать запросы во все возможные архивы у Н. просто не было времени. Сделка оказалась под угрозой.
К счастью, бабушка Н. вспомнила фамилию нотариуса, у которого в 1955 году были удостоверены документы. Н. обратились в нотариальную палату, где им подсказали, у какого именно нотариуса сейчас хранится архив той самой нотариальной конторы, где когда-то оформлялись документы на дом и землю. Н. обратились к нотариусу и получили копию архивного документа. Ведь все бумаги по сделкам с недвижимостью и ряду других сделок, так же, как и, например, брачные договоры и наследственные дела, не имеют срока давности хранения — они должны оставаться в нотариальных архивах бессрочно.
Для поиска документа достаточно знать фамилию нотариуса, у которого удостоверялась сделка. В случае с документами по наследственному делу, розыск можно также вести по фамилии наследодателя и адресу его регистрации на момент смерти.
Нотариальные архивные документы не потеряются даже в том случае, если нотариус, хранящий архив, сложил свои полномочия. Его архив, так же, как и архивы бывших нотариальных госконтор, передаются территориальными органами Минюста России по согласованию с нотариальной палатой на ответственное хранение нотариусам, которые могут обеспечить возможности содержания архива, соответствующие нормативным требованиям. Приказы Минюста находятся в общем доступе, то есть всегда можно увидеть, у кого хранится архив того или иного нотариуса.
Также очень важно отметить, что хранение архивов обеспечивается нотариусами за собственный счет. Получение копий документов или архивных справок из нотариального архива — отдельное нотариальное действие. Следует учитывать, что если архив одного нотариуса находится на ответственном хранении у другого, тот нотариус, который выдает документ из архива, не несет ответственности за его содержание, так как не он его удостоверял.
С началом работы созданной Федеральной нотариальной палатой Единой информационной системы (ЕИС) нотариата в 2014 году началось формирование общего цифрового архива нотариальных документов — все нотариальные действия вносятся в Единую информационную систему. Таким образом, даже если бумажная версия документа будет подделана мошенниками, благодаря ЕИС нотариата это будет выявлено. Одного запроса от государственного органа или регистратора будет достаточно, чтобы быстро установить факт подделки. Такая оперативность стала возможна благодаря тому, что ЕИС нотариата подключена к Системе межведомственного электронного взаимодействия. Если фальшивка попадает к нотариусу, она также сразу выявляется. Каждый нотариус имеет возможность проверить предоставленный ему нотариально удостоверенный документ с помощью Единой информационной системы нотариата и установить его подлинность.
Чаще всего граждане обращаются к архивным нотариальным документам, если речь идет о сделках с недвижимостью, либо о наследственных делах для того, чтобы подтвердить свои права на владение тем или иным имуществом (дом, земля, в частных случаях — предметы искусства или фамильные ювелирные украшения). Если же сделка заключалась без нотариуса или имело место фактическое вступление в наследство (без открытия наследственного дела в нотариальной конторе), то с поиском документов в других архивах могут возникнуть сложности.
Ирина О. фактически приняла наследство после смерти бабушки в 1988 году. Она была прописана в ее квартире, других наследников не было, поэтому девушка к нотариусу не обращалась. Вступила в кооператив, в котором состояла до этого ее бабушка, и начала владеть недвижимостью. Позже, уже после замужества, она продала квартиру, и они с мужем купили другую — побольше.
Сейчас у Ирины идет суд по разделу имущества супругов. Ее попросили предоставить документы о том, что она владела недвижимостью до замужества, то есть новая квартира была куплена на средства от продажи недвижимости, полученной до брака. Но оказалось, что найти такие документы очень непросто. В БТИ хранится архив только с 1994 года. Ирину отправили в городской архив. Но в какой именно — подсказать не смогли, потому что не владеют такой информацией. Ирина вынуждена рассылать запросы по всем известным архивам, чтобы доказать, что бабушкина квартира в конце восьмидесятых перешла к ней. Ирина очень жалеет, что в свое время не открыла наследственное дело и не получила свидетельство о наследстве. Ведь в нотариальном архиве найти эти документы не составило бы труда.
Скоро получение архивных нотариальных документов может стать для граждан еще проще и удобнее. Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен законопроект о формировании архивов нотариальных документов. Положениями законопроекта предполагается, что нотариальные палаты каждого субъекта РФ создадут централизованные архивы, куда по истечении установленных сроков хранения будут поступать документы от всех нотариусов данного региона. Если законопроект будет одобрен, формирование и содержание нотариальных архивов также будет финансироваться за счет самого нотариата, только уже нотариальными палатами вместо отдельных нотариусов. На данный момент нотариусам приходится затрачивать значительные средства на содержание архивов. Также законопроектом регламентирован порядок выдачи копий нотариальных документов из нотариального архива и архивных справок. Чтобы получить какой-либо документ или архивную справку, граждане и юридические лица должны будут обратиться в нотариальную палату региона, а не к отдельному нотариусу.
Как правильно проверить или отменить доверенность?
Доверенность — очень важный документ, значимость которого, к сожалению, многие недооценивают. Например, россияне питают огромную любовь к так называемой «генеральной доверенности». В законе такого понятия не существовало никогда, этим «термином» обозначают доверенность, в которой указано максимальное количество полномочий, которым доверитель хотел бы наделить доверенное лицо. Кроме того, наши граждане часто выдают доверенность на огромные сроки, даже в тех случаях, когда это не просто не нужно, а может нести серьезный риск. Например, поручая родственнику сделку купли-продажи недвижимости, доверитель может выдать доверенность на 5-10-15 лет, и даже больше. Объясняют это просто: мало ли, еще пригодится, чтобы второй раз не платить. Именно такая неосмотрительность часто приводит к плачевным последствиям. Человеческие отношения — материя переменчивая, часто случается, что доверенность выдается на несколько лет и доверитель попросту о ней забывает. Зато доверенное лицо помнит, и, если отношения портятся, использует ее. В итоге поссорился доверитель с родственником, а тот по выданной когда-то ему доверенности в отместку его квартиру продал. А еще доверенности любят мошенники, под удобным предлогом выманивающие документ, меняющие его текст, чтобы получить возможность оставить наивного гражданина без жилья.
Именно поэтому важно ответственно относиться к выданным доверенностям. И если то действие, совершение которого вы кому-то доверили, уже осуществлено, не пренебрегать возможностью отменить документ. Тем более что сегодня сделать это очень просто, но об этом ниже.
Чтобы отменить доверенность, доверитель может обратиться к любому нотариусу. Нотариус, отменив доверенность, вносит информацию об этом в Реестр отмененных доверенностей Единой информационной системы нотариата. Реестр имеет публичный статус, поэтому уже на следующий день после внесения этой информации все заинтересованные лица считаются извещенными об отмене доверенности. Потребности в письменном уведомлении доверенного лица и всех заинтересованных лиц больше нет. Как и необходимости публиковать объявление в СМИ.
Однако бдительным нужно быть не только тем, кто доверенность выдал, но и тем, кто сталкивается с этим документом, например, при заключении каких-либо сделок. Поддельная доверенность — излюбленный инструмент аферистов. С помощью фальшивого или недействительного документа они проворачивают мошеннические схемы и лишают людей денег, имущества, в том числе и недвижимого. Нечистые на руку дельцы знают, что при заключении сделки в простой письменной форме проверке подлинности доверенности не уделяется должного внимания, и успешно этим пользуются. Чтобы не стать их жертвой, нужно ответственно подойти к проверке представленной доверенности. Сегодня это по силам каждому.
В рамках Единой информационной системы нотариата работает отдельный сервис для проверки подлинности доверенностей.
Он работает совершенно бесплатно, а сама процедура проверки занимает всего пару минут.
Далее нужно заполнить отмеченные звездочками поля, вся необходимая для этого информация содержится в доверенности:
После этого вам нужно будет пройти стандартную процедуру подтверждения того, что вы не робот, а настоящий пользователь. Для этого система предложит вам ввести текст с картинки. Успешно пройдя этот шаг, вы получите ответ на свой запрос. Если доверенность подлинная, то в ответе будет указана дата регистрации документа, его номер в ЕИС (Единой информационной системе нотариата) и ФИО нотариуса, удостоверившего документ. Номер доверенности в ЕИС и указанный вами реестровый номер будут разными. Это не должно вызывать опасений, так как номера документов в ЕИС используются только для внутреннего документооборота между нотариусами. Не забывайте, что выданная когда-то доверенность могла быть отменена. Поэтому нужно обратить внимание на сообщение системы, которое появится внизу страницы. Оно содержит в себе информацию о том, отменялась или нет доверенность, которую вы проверяете.
Сервисы Федеральной нотариальной палаты, созданные для проверки доверенностей, также могут использовать государственные и муниципальные органы, которым, кстати, предоставлены расширенные возможности. Они имеют возможность проверки идентичности содержания предъявленного документа тексту оригинала нотариально удостоверенной доверенности, информация о которой хранится в ЕИС. Для этого к запросу прикрепляется скан-образ проверяемой доверенности, который система сравнивает с оригиналом и выдает ответ о совпадении документов или наличии в них разночтений.
письменное полномочие, предоставляемое одним лицом другому лицу, на совершение сделки с третьим лицом лицо, от имени которого совершается доверенность. высокотехнологичная автоматизированная информационная система, обеспечивающая деятельность нотариусов РФ. Позволяет нотариусам использовать все преимущества электронного документооборота, получать актуальные данные, оперативно проверять необходимые сведения, формировать базы данных, доступные онлайн гражданам, бизнесу и государственным органам.
Как аннулировать доверенность
Если вы собираетесь выдать кому-либо доверенность, лучше заблаговременно поинтересоваться способами, с помощью которых можно будет ее отозвать, если вдруг возникнет такая надобность. В зависимости от того, какого типа будет выданная доверенность, зависят и юридические нюансы этой процедуры.
Как аннулировать выданное право действовать от своего имени, при этом оставаясь в рамках закона, обезопасив себя от возможных осложнений? Об этом ниже.
Нужен ли повод?
Доверенность потому и носит такое название, что рассчитана на определенную долю доверия обеих сторон друг к другу. Если физическое лицо или фирма доверяет кому-либо выступать вместо себя, совершая какие-либо правомочные действия, у нее есть право и прекратить эту возможность в любой момент.
Вопрос: Вправе ли организация отозвать безотзывную доверенность путем направления отзыва, не удостоверенного нотариально?
Посмотреть ответ
Причин для этого может быть много, например:
Но озвучивать их доверитель не обязан ни нотариусу, ни своему представителю, поскольку предоставление полномочий с точки зрения закона – это односторонняя сделка.
Для прекращения действия доверенности достаточно выраженной воли лица, выдавшего ее, и проведения процедуры полностью по закону – согласно ст. 188, 189 Гражданского Кодекса РФ.
СПРАВКА! Процедура отзыва доверенности закреплена в п. 10 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Федеральной нотариальной палаты от 07-08 июля 2003 года, протокол № 03/03.
Порядок действий при аннулировании доверенности
ВАЖНО! Рекомендации по составлению уведомления об отмене доверенности от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Правильнее было бы назвать такое действие не «отзыв доверенности», а «отмена полномочий». Поскольку результатом такого действия будет как раз прекращение представительства.
Для совершения этой процедуры не обойтись без нотариуса, которым была заверена выданная доверенность. Что нужно совершить доверителю, желающему отменить действие этого документа:
ВАЖНО! Если нельзя точно установить круг возможного действия доверенности либо он слишком обширен, то есть адресное извещение третьих лиц невозможно, нужно оповестить их через средства массовой информации. Для этого нужно поместить соответствующую информацию в газете «Коммерсантъ». Это не отменяет обязанности персонального извещения самого поручителя.
Ответственность доверителя
Уведомление всех лиц, кого касается отменяемая доверенность – это обязательный для доверителя элемент данной процедуры. Если не выполнить этого условия, возможны неприятные последствия.
Направление уведомлений о прекращении полномочий поручителя – это по закону обязанность доверителя, а не его право.
Если представитель отозванной лицензии совершит от имени доверителя какие-либо действия, на которые он уже не имеет права, а третьи лица не получили об этом уведомления (письменного или через СМИ), то они не будут нести никакой ответственности за все последствия совершенных действий.
Все, что совершит поручитель, будет на личной ответственности пренебрегшего своими обязанностями доверителя, в том числе и возможные противоправные действия, отвечать за которые также придется выдавшему доверенность.
Кроме того, если доверитель нарушил уведомительный режим, а поручитель. Ничего не зная об отмене доверенности, совершил какие-то действия в рамках предоставленных ранее полномочий и при этом понес те или иные расходы, доверитель обязан возместить их в полном объеме.
Поручитель и возврат доверенности
Отказ поручителя, извещенного об отмене доверенности вернуть ее доверителю – повод для обращения в правоохранительные органы: юридически это можно расценить как попытку мошенничества. Можно предварительно составить акт об отказе вернуть доверенность и сделать на нем отметку об отказе поручителя его подписать, если он воспоследует. Нужны будут подписи свидетелей этого действия.
А если представитель пропал? В случаях, когда представитель уклоняется от контакта, а его местонахождение неизвестно, юридически правильно будет направить извещение об отзыве доверенности на любой из указанных им ранее адресов, обязательно сохранив уведомление о доставке. С точки зрения закона оно будет считаться полученным.
К СВЕДЕНИЮ! Третьи лица не обязаны проверять добросовестность поручителя и действительность доверенности. Вся ответственность лежит на доверителе.
А если доверенность не заверялась у нотариуса?
Закон разрешает составление доверенности и в простой письменной форме. Отзыв такой доверенности проще, поскольку предусматривает только письменное направление поручителю извещения о прекращении его полномочий, после чего доверительный документ должен вернуться к выдавшему его лицу. Для того, чтобы обезопасить себя от возможных рисков, лучше заранее позаботиться о подтверждении получения этого уведомления: проще всего направить почтовое отправление с уведомлением о вручении или попросить у получателя расписку.
Тонкости отзыва полномочий
В практике случается много различных нюансов, с которыми могут столкнуться лица, выдавшие доверенность. Попробуем рассмотреть самые распространенные случаи и дадим рекомендации относительно эффективных и законодательно правильных действий.
Когда отозвать доверенность нельзя
Существуют предусмотренные законом РФ ситуации, когда аннулировать доверенность до окончания срока ее действия или наступления тех обстоятельств, о которых в ней говорится, невозможно. Это так называемая «безотзывная доверенность», составление которой предусматривает ст. 188.1 Гражданского Кодекса РФ. Она составляется исключительно в нотариальной форме и не предусматривает права передоверия. От обычной формулировка безотзывной доверенности отличается лишь одним пунктом – запретом на отмену до истечения срока или наступления оговоренных событий.
Такой документ более рискован для доверителя, чем обычная форма доверенности, поэтому ее заключают для разовых правоотношений или сделок с очень четко оговоренными границами условий.
Прекращение действия безотзывной доверенности досрочно возможно только по особым, исключительным поводам, предусмотренным в законодательных актах, а именно:
Нельзя сказать, что аннулирование «безотзывной» доверенности абсолютно невозможно, точнее будет констатировать, что его порядок затруднен по сравнению с обычной формой доверенности.
Как отозвать выданную доверенность
Как отозвать доверенность, выданную юридическим лицом:
Назначение представителя — неотъемлемое право гражданина и организации. Но если обстоятельства изменились, то как отозвать генеральную доверенность, удостоверенную нотариусом, и разрешено ли это сделать в простой письменной форме?
Причины отзыва
Мотивы бывают разными: гражданин или организация утратили интерес к конкретной сделке или ряду сделок, пропало доверие к лицу, получившему документ, директор, обладавший широкими полномочиями как доверенное лицо, уволился, или доверенный заболел, умер, не может выполнять порученных ему задач. Гораздо важнее вопрос, как отозвать нотариальную доверенность на физическое лицо: куда обращаться и какие действия предпринять.
Сразу стоит сказать, что отзыв возможен у любого доверенного, его статус роли не играет: порядок, по которому разрешено отозвать доверенность у адвоката или представителя, у исполняющего должность директора и материально ответственного лица, является общим. Но есть случаи, когда документ является безотзывным.
Когда отзыв невозможен
Ст. 188.1 ГК РФ разрешает составить безотзывный документ, если поручение связано с предпринимательской деятельностью. В нем устанавливаются срок его действия или возможность отзыва только при определенных обстоятельствах. В этом случае допускается отзыв только при злоупотреблении представителем своими правами (или если есть свидетельство о возможности такого злоупотребления в будущем). Такая форма должна удостоверяться нотариально.
Как отменить доверенность
Есть две формы отзыва:
Если доверенность заверена
Ответ на вопрос, можно ли отозвать нотариальную доверенность, утвердительный. Для ее отзыва необходимо обратиться в нотариальную контору с копией выданной доверенности, учредительными документами, справкой из ЕГРЮЛ, другими бумагами, подтверждающими полномочия, и заявлением об отмене действия первоначального разрешения доверенному лицу выполнять определенные действия. Нотариус внесет сведения в реестр нотариальных действий Единой информационной системы нотариата. Никаких дополнительных оповещений не требуется.
Если не заверен
Простую письменную доверительную расписку отзывают как через нотариуса, так и без такой формальности, это законодатель оставил на усмотрение доверителя. В простой форме инициатор отзыва разрешения обязан уведомить о прекращении действия документа всех заинтересованных.
Стоимость услуг нотариуса
Стоимость отзыва в нотариальной конторе зависит от тарифа, состоящего из двух частей: госпошлины и оплаты услуг. Тарифы утверждаются ежегодно нотариальной палатой, поэтому то, сколько стоит отозвать доверенность у нотариуса 2020, зависит от этого решения. Стоимость составляет от 1000 до 1600 рублей.
Как уведомить об отзыве
Гражданин или организация вправе отозвать доверенность у представителя, но они обязаны уведомить об этом действии в соответствии со ст. 189 ГК РФ:
Для извещения неопределенного круга заинтересованных в целях соблюдения прав и интересов сторон используют такую форму, как подача объявления в СМИ (в издании для публикации сведений о банкротстве с фиксацией подписи на заявлении о прекращении действия доверенности в нотариальном порядке), если соблюдена только письменная форма. Если отзыв произведен в нотариальной форме, фиксация действия автоматически происходит в журнале, который ведется в электроном виде. Заинтересованная сторона может проверить действительность документа самостоятельно.
Третьи лица считаются уведомленными в течение месяца с момента публикации или на следующий день после внесения сведений в журнал конторы.
Еще раз напомним о важности соблюдения формальностей: как можно отозвать доверенность, выданную нотариусом? Только через нотариальную контору. А простое письменное разрешение — как через контору, так и при помощи простого письменного бланка с обязательным соблюдением условий об уведомлении представителя и третьих лиц. Сам документ представитель обязан вернуть представляемому.
Нотариусу Вшивковой Н.А.,
нотариальная контора № 2
адрес: г. Курган, ул. Ленина, 5-2
от Корги Андрея Ивановича
адрес: г. Курган, ул. Печерина, 22,
о прекращении полномочий представителя
Настоящее заявление составлено в двух экземплярах, один из которых хранится в делах Вшивковой Н.А. по адресу: г. Курган, ул. Ленина, 5-2, и один экземпляр выдается Корги Ивану Андреевичу.
(место составления и дата прописью)
Настоящее заявление удостоверено мною, нотариусом Вшивковой Н.А., Вторая контора г. Кургана, лицензия № 1.
Заявление подписано Корги Андреем Ивановичем в моем присутствии.
Личность подписавшего заявление установлена, дееспособность его проверена.
Зарегистрировано в реестре за № _2.
Взыскана госпошлина (по тарифу) 500 (Пятьсот) рублей.